Научная статья на тему 'Музейная профессия: выбор профиля подготовки'

Музейная профессия: выбор профиля подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГИЯ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / СПЕЦИАЛИСТ / БАКАЛАВР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / MUSEUM SCIENCE / MUSEUM BUSINESS / SPECIALISTS / BACHELOR / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна

Основываясь на истории подготовки музейных кадров в России, в статье обосновывается выбор профиля подготовки по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum profession: selecting the profile of training

The article, based on the history of training the museum specialists in Russia, proves the choice of profile for training specialists in «Museum science and preserving items of cultural and natural heritage» in Kemerovo State University of Culture and Arts.

Текст научной работы на тему «Музейная профессия: выбор профиля подготовки»

УДК 008

Д. Д. Родионова

МУЗЕЙНАЯ ПРОФЕССИЯ: ВЫБОР ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ

Основываясь на истории подготовки музейных кадров в России, в статье обосновывается выбор профиля подготовки по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств.

Ключевые слова: музеология, музейное дело, специалист, бакалавр, образовательный стандарт.

D. D. Rodionova

MUSEUM PROFESSION: SELECTING THE PROFILE OF TRAINING

The article, based on the history of training the museum specialists in Russia, proves the choice of profile for training specialists in «Museum science and preserving items of cultural and natural heritage» in Kemerovo State University of Culture and Arts.

Keywords: museum science, museum business, specialists, bachelor, educational standard.

Одной из составных частей наших ценностей является историческое и культурное наследие. Кардинальные изменения общества в области экономики и политики неизбежно должны были привести к изменению представлений о ценностях, в том числе и в сфере образования. В связи с этим существенно изменилось и представление о культурном и природном наследии. Однако удивляет тот факт, что в 90-х годах ХХ века, в самое тяжелое для культуры время, когда было резко сокращено финансирование, резко возросло количество музеев, в том числе и в Кузбассе; также в стране организуется широкая сеть учебных структур по подготовке музейных специалистов.

Современная концепция программы подготовки специалиста в сфере музееведения прошла путь длительного формирования.

Впервые подготовку по специальности 052800 «Музейное дело и охрана памятников» начали в России в 20-30-х годах ХХ века. В 1918 году Институт внешкольного образования (ныне Санкт-Петербургский университет культуры и искусств) начал обучение по музейной специальности, прекращенное в 1924 году.

В 1936-1941 годах подготовка музейных специалистов была возобновлена историко-

краеведческим факультетом вышеназванного института, переименованного к тому времени в Ленинградский политико-просветительный институт. Однако на протяжении 1940-1980-х годов в нашей стране не существовало вузовской подготовки кадров по музейной специальности.

Подготовка музейных кадров началась в 1988 году в виде специальности «Музейное дело и охрана памятников». Программа стала реализовываться в Санкт-Петербургской академии культуры, унаследовавшей традицию прежней практики этого вуза. С 1989 года набор по данной специальности осуществляет Московский государственный историко-архивный институт, а с 1990 года -Московский государственный университет культуры. В настоящее время по данной образовательной программе обучение ведется в институтах, университетах, академиях культуры Министерства культуры РФ в Барнауле, Воронеже, Орле, Тамбове, Челябинске, Улан-Удэ, Кемерове.

Здесь хочется обратить внимание на то, что музейное и памятникоохранительное образование в КемГУКИ начало внедряться в то время, когда еще в стране и не думали об этом. В 1974 году в Кемеровском государственном институте культуры на клубном фа-

культете читались такие дисциплины, как «Музееведение», «Охрана памятников» и «Краеведение». К сожалению, расширение цикла музееведческих дисциплин было в то время в нашем вузе затруднительно из-за недостатка специалистов.

В 2000 году в Кемеровской государственной академии культуры и искусств была создана кафедра истории, музееведения и краеведения, которая под руководством профессора А. М. Кулемзина начала подготовку музейных специалистов.

В 2003 году Министерством образования РФ был введен новый образовательный стандарт 070503 «Музейное дело и охрана памятников», где прежняя квалификация «историк-музеевед» была заменена новой - «музеевед». Однако, хочется отметить, что образовательная программа, предусмотренная новым стандартом, не претерпела существенных изменений, сохранив ярко выраженную связь с программой подготовки историков (остался большой объем отечественной истории, источниковедения, историографии и др. дисциплин).

Представленный в стандарте цикл музейных дисциплин нацелен на приобретение практических навыков работы с фондами исторических и краеведческих музеев, т. к. традиционно в большинстве регионов краеведческие музеи представляют основной вид музейных учреждений. Тесная связь образовательной программы с исторической методологией вполне обеспечивала необходимые знания и навыки, составлявшие профессиональную компетенцию по отношению к данной группе музеев.

Кроме того, приказом № 352 Министерства образования РФ от 22 апреля 1994 году была утверждена специальность 021000 «Музеология», которая была задумана как родственная, но далеко не тождественная специальности «музейное дело». Она возникла как реакция на социализацию музея и формирование теоретического направления

в музееведении, ориентированного на широкую трактовку наследия, музейного предмета, системных представлений о человеке и его окружении, реализуемых на междисциплинарной основе [4, с. 8].

Инициатором утверждения специальности «Музеология» была профессор С. И. Сотникова, которая возглавила соответствующую кафедру и факультет в Российском государственном гуманитарном университете. По ее мнению, музееведение традиционно обслуживало предметное знание и профильные музеи, а музеология отражает принципиально новую степень в развитии представления о наследии и музеях. Объектом музеефикации становятся недвижимые памятники истории и культуры, социальные и культурные объекты, нематериальное наследие. Музеи значительно расширили поле своей деятельности. В осмысление этого феномена большое значение приобрели междисциплинарные связи [6].

Область музеологии в современной трактовке ICOM (международного совета музеев) гораздо шире, чем изучение музеев как таковых, хотя основой является их деятельность и роль в обществе [8].

В декабре 2009 года приказом № 810 Министерства образования РФ был утвержден ФГОС ВПО по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Кафедра музейного дела ФГБОУ ВПО «Кемеровского государственного университета культуры и искусств» с 2011 года осуществляет набор студентов для обучения по данному направлению подготовки и выбранному профилю «Культурный туризм и экскурсионная деятельность». Всего утвержденных профилей восемь, включая такие, как: «Выставочная деятельность», «Информационные технологии в музейной деятельности», «Атрибуция музейных предметов», «Музейный дизайн», «Хранение музейных собраний и частных коллекций» и др. Проанализировав основ-

ные образовательные программы вузов в области подготовки «музейщиков» стало ясно, что по профилю «Культурный туризм и экскурсионная деятельность» осуществляют набор 9 из 16 вузов страны, а по профилю «Выставочная деятельность» - 8. Такие вузы, как КемГУКИ, Сургутский государственный университет, Санкт-Петербургский университет управления и экономики готовят сразу по двум представленным профилям. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, например, выбрал свой (инициативный) профиль «Экспертиза культурных ценностей в таможенной деятельности».

Следует отметить, что концепция образовательной программы по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» базируется на представлении о музее как полифункциональном социокультурном институте, хранителе и интерпретаторе культурного и природного наследия, канале коммуникации культур в пространстве и времени, а также средстве формирования и развития личности.

Студенты, обучающиеся по данному направлению подготовки, будут проходить практику на базе ведущих музеев Кемеровской области: музей-заповедник «Красная горка», музей-заповедник «Томская Писаница», Новокузнецкий государственный художественный музей и др., а также на базе ведомственных и школьных музеев, туристических фирм различных форм собственности.

Составление планов на будущее - это хороший повод разобраться, что же мы имеем в настоящем. Кафедра «Музейного дела» КемГУКИ имеет мощный кадровый потенциал, разработала учебный план по направлению бакалавриата «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также может приглашать к сотрудничеству своих выпускников, которые занимают ру-

ководящие должности в музеях различного профиля и туристских фирмах.

Говоря о будущем, хочется расставить и стратегические приоритеты развития кафедры музейного дела. Прежде всего, развитие и совершенствование образовательного процесса, совершенствование научных исследований и учебного процесса. Развитие междисциплинарных образовательных и научно-исследовательских проектов и конечно интеграция в европейскую систему высшего образования и мировое научное сообщество.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы профессиональной компетентности музейного работника, а вместе с тем и характер образовательных программ подготовки кадров.

Основу профессиональной компетенции музеолога составляет история культур в ее различных феноменах и формах бытования в широких хронологических рамках, национальных, региональных, конфессиональных и других особенностях. В структуре образовательной программы это обеспечивается системой фундаментальных дисциплин базовой части профессионального цикла (история культуры, этнология, история материальной культуры, история искусств, история мировых религий). В своей совокупности они позволяют бакалавру свободно ориентироваться в обстоятельствах возникновения и бытования памятников различных эпох, особенностях их создания, интерпретации, обеспечения сохранности и освоения. В профессиональную компетенцию музеолога входят так же знания по истории, теории и практике, связанные с будущей работой в системе музейных учреждений. Они представлены в программе профессионального цикла дисциплин музейного модуля, позволяющих ориентироваться в современной музейной типологии, особенностях деятельности музеев в прошлом и настоящее время (основы музеологии; история музеев мира; история

музейного дела России; основные направления музейной деятельности и др.). Кроме того, программа включает систему курсов (вариативная часть), направленных на приобретение практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности в рамках профиля подготовки (маршруты культурного туризма Сибири; технология и методика экскурсионной деятельности; речевая культура экскурсовода; краеведение; уникальные исторические и культурные памятники Сибири и др.). Однако хочется обратить внимание и на то, что в ходе подготовки учебного плана мы постарались максимально увеличить объем изучения отечественной истории.

Современный музейный специалист -это не эстетствующий искусствовед, ностальгически восхищающийся европейской классикой, но и не малообразованный местный краевед, знающий лишь свою «малую Родину». Это профессионал, обладающий новым, современным, демократическим мировоззрением, основанным на достоверной информации о прошлой истории и культуре России. Современный музеевед - это человек, понимающий необходимость глобальных процессов всестороннего изменения и интеграции разнообразных культур.

Задачей современного специалиста-музееведа является сохранение своеобразия каждой отдельной культуры для современного и будущих поколений, для умелого сочетания современной и традиционной культуры, т. е. условий для эволюционного процесса развития культуры [1, с. 123].

Что и подтверждает стандарт третьего поколения: область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» включает: музеи и учреждения музейного типа, художественные галереи; библиотеки, архивы, фонды, общественные организации; реставрационные мастерские; экскурсионные бюро и туристические фирмы; научно-

исследовательские институты и экспертноаналитические центры; органы управления объектами культурного и природного наследия; образовательные учреждения, центры эстетического воспитания; средства массовой информации.

Уже на протяжении более 10 лет кафедра «Музейного дела» КемГУКИ занимается исследованием, сохранением историкокультурного наследия. Студенты выезжают на археологическую практику, проходящую как на территории Кемеровской области, так и за ее пределами, участвуют в работе экскурсионного объединения «Обсидиан».

Ни для кого не секрет, для того чтобы в стране мог существовать культурный туризм, необходимо исследовать культурноисторический потенциал государства, включая народные обычаи, традиции, культуру и т. д. Для развития экскурсионной деятельности должны быть изучены археологические памятники, старые и новые; развитые города, музеи, выставки, экспозиции - Кузбасс этим богат.

Особенности образа жизни и исторически сложившихся культурных традиций привлекают туристов в путешествия. Ознакомление с новой культурой обогащает кругозор и способствует развитию личности. Успех развития культурного туризма зависит не только от уникальности местности, народа и его обычаев и образа жизни, но и от грамотного подхода к организации данного процесса и подготовки высококвалифицированных кадров.

На кафедре музейного дела КемГУКИ ведется подготовка студентов по двум специализациям «Историко-культурное наследие Сибири» и «Организатор туристко-экс-курсионной деятельности». Поэтому открытие бакалавриата по профилю «Культурный туризм и экскурсионная деятельность» является реальным продолжением учебной и научно-исследовательской работы кафедры «Музейного дела» КемГУКИ.

Литература

1. Кулемзин А. М. О музейном специалисте // Красная горка. Центр мироздания. - Кемерово, 2003. -С. І22-І26.

2. Романчук А. В. Подготовка менеджеров и экскурсоводов в рамках учебного курса «Музейный туризм» // Вопросы музеологии. - 20І0. - № 2. - С. 89-93.

3. Сидорова И. Б. Общая музеология как учебная дисциплина: дискуссионные вопросы // Вопросы музеологии. - 20І0. - № І. - С. 99-І05.

4. Сотникова С. И. Музеология: пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2004. - С. 8.

5. Сотникова С. И. Чему учат будущих музейщиков // Мир музея. - 2007. - № 9. - С. 26-3І.

6. Сотникова С. И. Музей в меняющемся мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//museo-log.rsuh.ru

7. Сотникова С. И.: Подготовка музейных специалистов: история и современное состояние // Музей. - 2005. - № 3. - С. 26-27, 30.

8. http://www.icom.org.ru/docs/ (последний раз ссылка проверялась 24.І0.20І І г.).

УДК 008

С. B. Андреева

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

В работе представлена специфика проектирования в контексте современной инновационной творческой деятельности. Обозначены методы творчества. Выделены характеристики и преимущества творческого процесса. Предложена к рассмотрению и практическому внедрению группа методов и технологических приемов проектирования.

Ключевые слова: инновации, творчество, творческий процесс, проектирование, методы творчества, технологии, проект, проективная деятельность, эвристика.

S. V. Andreeva

PROJECTING AS A CREATIVE METHOD

The paper focuses on specificity of projecting within the context of modern innovative creative activity. The creative methods are outlined. Characteristics and advantages of the creative activity are suggested. The group of methods and projecting the technological ways are proposed for consideration.

Keywords: innovations, creation, creative activity, projecting, creative methods, technologies, project, project activity, heuristic.

Творчество (креативность) - это трудное для определения слово. Мы говорим: «это творчество», если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным. Таким обра-

зом, творчество определяется через последствия процесса, а не как сам процесс.

Определение творчества имеет две стороны: формальную (эвристическую) и сущностную (интуитивную).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.