Научная статья на тему 'Современная профессиональная подготовка музейного специалиста'

Современная профессиональная подготовка музейного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1776
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЕЙНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / БАКАЛАВР / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ / PROFESSIONAL EDUCATION / MUSEUM SPECIALIST / BACHELOR / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Насонов Александр Александрович

В статье сформулированы основные принципы и охарактеризован подход к подготовке музейных специалистов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Авторы делятся опытом организации учебного процесса, научно-исследовательской работы студентов, подготовки и проведения итоговой государственной аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Насонов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY TRENDS IN A PROFESSIONAL TRAINING OF MUSEUM SPECIALIST

The article formulates the basic principles and describes the approach to museum specialists training under conditions of implementation of Federal state educational standards of higher professional education. The authors share the experience of organization of educational process, scientific research work of students, and the preparation of the final state assessment.

Текст научной работы на тему «Современная профессиональная подготовка музейного специалиста»

ными. Отмечаются случаи потери информации, связанные с техническими и бытовыми проблемами. Безусловно, практически все личные архивы творческих работников закрыты для пользователей, за исключением электронных документов, которые были выложены в Интернете. 74 % респондентов отмечают необходимость создания специализированной службы накопления и распространения творческой деятельности, отвечающей в полной мере их запросам, в том числе и по защите авторских прав.

Таким образом, информация, полученная в ходе проведенного социологического исследования, позволяет наметить новые направления информационно-библиотечного обслуживания творческих работников, связанные с организацией одновременно широкого и легитимного доступа к информационным ресурсам, содержащим результаты их творческой деятельности. Особые перспективы демонстрируют депонирование творческих работ на базе специализированных библиотек по искусству, организация и хранение архивов творческих работников, обеспечение доступа к ним целевой аудитории, формирование персональных ресурсов Интернета.

1. Голицын Г. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. — М.: Русский мир, 1997. — С. 42-57.

2. Градобоева Н. В. Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства: проблемы и методика изучения : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 1996. — С. 136.

3. Коготков С. Д. Формирование информационных потребностей // Научно-техническая информация. Сер. 2. - 1986. - № 2. - С. 1-6.

4. Колганова А. А. Электронные ресурсы РГБИ в контексте информатизации библиотек по искусству // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. — М., 2007. — С. 85-97.

5. Лопатина Н. В. Информационная инфраструктура общества: современные проблемы функционирования и развития // Информационные ресурсы России. — 2014. — № 2. — С. 13-15.

6. Лопатина Н. В. Информатизация культуры: современные проблемы и перспективы // Научно-техническая информация. Сер.1. — 2010. — № 3. — С. 13-17.

7. Лопатина Н. В. Социология маркетинга : учеб. пособие. — М.: Академический проект, 2005. — С. 125-144.

8. Мхитарян О. В. Информационная культура музыканта как условие готовности к профессиональному саморазвитию [Электронный ресурс] // Культура, теория и практика. — 2014. — № 2. — URL: http://theonyofcuitune.ru/ issues/29/627/.

9. Рассина Э. Б. Специфика формирования фондов музыкальных библиотек : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2006. — С. 86-113.

10. Сляднева Н. А. Информационно-креативный цикл как условие антикризисного развития социума // Ученые записки. — М.: МГУКИ, 2002. — С. 5-25.

11. Сляднева Н. А. Социальные практики информационного общества // Научно-техническая информация. Сер. 2. — 2014. — № 5. — С. 3-7.

12. Судья Э. С. Проблемы развития советской музыкальной библиографии : дис. ... канд. пед. наук. — М., 1973. — С. 140-166.

13. Суминова Т. Н. Художественная культура как информационная система: мировоззренческие и теоретико-методологические основания : дис. ... д-ра филос. наук. — М., 2006. — С. 79-86.

14. Юрковецкая А. З. Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания самодеятельных музыкальных коллективов на основе изучения специфики их информационных потребностей : дис. ... канд. пед. наук. — М., 1981. — С. 74-78.

УДК/uDC 069:378 Д. Д. Родионова, А. А. Насонов

Daria Rodionova, Aleksandr Nasonov

СОВРЕМЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛьНАЯ ПОДГОТОВКА

музейного специалиста

CONTEMPORARY TRENDS IN A PROFESSIONAL TRAINING of museum SPECIALIST

В статье сформулированы основные принципы и охарактеризован подход к подготовке музейных специалистов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Авторы делятся опытом организации учебного процесса, научно-исследова-

тельской работы студентов, подготовки и проведения итоговой государственной аттестации.

The article formulates the basic principles and describes the approach to museum specialists training under conditions of implementation of Federal state educational standards of higher professional education. The authors share

the experience of organization of educational process, scientific research work of students, and the preparation of the final state assessment.

Ключевые слова: высшее образование, музейный специалист, бакалавр, ключевые компетенции профиля подготовки.

Keywords: professional education, museum specialist, bachelor, competence approach.

Парадигма подготовки профессионалов в области музейного дела и охраны объектов культурного и природного наследия прошла длительный и сложный путь становления. С 1940-х гг. для музейного сообщества формирование кадрового потенциала стало одним из основополагающих аспектов развития. Сегодня широко обсуждаются вопросы профессиональной компетентности музейного специалиста1, а вместе с тем и характер образовательных программ подготовки кадров. Очевидно, что подготовка будущих музееведов в условиях университетского образования должна осуществляться с учетом развития не только системы высшего образования и требований рынка труда, но и в соответствии с тенденциями в мире профессий. Необходимость определить, что превращает «музейного работника» в «музейного профессионала», очерчивает круг практических и теоретических компетенций, направленных на подготовку высококвалифицированного музееведа.

На наш взгляд, только тесное сотрудничество профильных кафедр с работодателем может дать ответ на вопросы: «Какой специалист сейчас наиболее востребован в музее?» и «Как подготовить его к профессиональной работе в определенные нормативными документами сроки?» [5, с. 74-78]. По данным статистического отчета музеев Кемеровской области, численность работников государственных и муниципальных музеев региона составляет 741 человек. В их числе научных сотрудников и экскурсоводов — 298, из них с высшим профессиональным образованием — 238, научных сотрудников, имеющих ученую степень — 13 человек, в том числе 2 доктора исторических наук (А. И. Мартынов, В. М. Кимеев), которые, в свою очередь, являются преподавателями кафедры музейного дела Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУ-КИ), кандидатов исторических наук — 5, технических наук — 2, культурологии — 3, 1 кандидат

филологических наук [4, с. 58]. К сожалению, доля сотрудников, имеющих профильное музейное образование, очень мала.

В связи с переходом музеев к новым организационно-правовым формам изменились и требования к уровню подготовки музейных работников. В целом анализ деятельности музеев Кузбасса за 2012-2014 гг. показал, что учреждения испытывают наибольший дефицит в специалистах: в области превентивной консервации, по таксидермии, менеджменту и маркетингу в музейном деле, информационным технологиям, в области музейного дизайна, в реставраторах, искусствоведах [2, с. 40; 3, с. 49; 4, с. 58].

Подготовка кадров в области музейного менеджмента, музейного дизайна, информационно-коммуникационных технологий в музейном деле в рамках межкафедрального сотрудничества в КемГУКИ уже начата. Хочется отметить, что КемГУКИ уже имеет опыт подготовки специалистов в области «Менеджмента и маркетинга в музейном деле». В 2005 г совместно с кафедрой управления и экономики социальной сферы состоялся выпуск студентов данной специализации. На сегодняшний день разработаны программы дополнительного профессионального образования, которые позволяют углубить знания студентов и повысить квалификацию музейным работникам через институт дополнительного профессионального образования КемГУКИ. Следует обратить внимание на то, что современная парадигма подготовки музейных кадров позволяет вузу самостоятельно разрабатывать вариативную часть учебного плана с учетом потребности рынка труда, а также допускает подготовку студентов по индивидуальному плану обучения.

В области подготовки музееведа-профессионала для востребованных направлений (менеджмент, дизайн, информационно-коммуникационные технологии) в КемГУКИ накоплен ценнейший научный и практический опыт. Тесное сотрудничество с музеями различного профиля позволяет этот опыт приумножить. Так, базами практик и совместных мероприятий являются музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, музеи-заповедники «Красная Горка» и «Томская Писаница», Кемеровский областной краеведческий музей и другие [6, с. 318-321].

1 Под специалистом подразумевается выпускник вуза, имеющий высшее профессиональное профильное образование.

В КемГУКИ подготовке профессионалов в области музейного дела особое внимание уделяется более 15 лет. С 2000 г. данное структурное подразделение готовит выпускников по специальности «музейное дело и охрана памятников», а на сегодняшний день и по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация «бакалавр».

На основе анализа сайтов вузов культуры и искусств, которые осуществляют подготовку бакалавров по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и входят в учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области историко-архивоведения по этому направлению, было выяснено, что из 11 вузов — профиль «Выставочная деятельность» — проводят обучение 4, а по профилю «Культурный туризм и экскурсионная деятельность» — 2. Кроме того, три вуза утвердили свои инициативные профили. Так, например, Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий реализует профили подготовки «Музейная педагогика», «Музейный и выставочный дизайн», «Экскурсоведение». Для реализации в КемГУ-КИ был выбран профиль «Культурный туризм и экскурсионная деятельность». Это обусловлено тем, что именно этот профиль в наибольшей степени востребован в условиях региона, имеющего разнообразное историко-культурное наследие, которое актуально задействовать в сфере познавательного туризма.

Для реализации подготовки студентов по профилю «Культурный туризм и экскурсионная деятельность» профессорско-преподавательским составом кафедры музейного дела института социально-культурных технологий КемГУКИ разработана концептуальная модель основной образовательной программы с учетом сочетания образовательного и профессионального стандартов. На первом этапе была создана онтологическая модель общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. На втором этапе создана профильная модель компетенций, в которой были выявлены ключевые компетенции для профиля подготовки. На третьем этапе предусмотренные ФГОС ВПО общекультурные и профессиональные компетенции были сгруппированы в зависимости от их назначения в обучении и профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции были разбиты на подгруппы базовых и инструментальных компетенций. В группе профессиональных компетенций выделены общепрофессиональные компетенции, имеющие общее значение для деятельности в целом, и профильные компетенции, отражающие специфику деятельности в соответствии с профилем подготовки.

Онтологическая модель демонстрирует взаимосвязь между группами и подгруппами выявленных компетенций, формирующихся в процессе обучения, и компетенциями, определенными ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, для измерения и оценки на итоговой государственной аттестации.

На четвертом этапе была разработана модель, отражающая кластеры компетенций. Для каждого кластера определены составляющие его компетенции. Эти компетенции (ПК-10, ПК-13, ПК-17) не только образуют кластеры для компетентностно ориентированного процесса обучения, но и являются системообразующими для основных видов профессиональной деятельности, закрепленных соответствующим профессиональным стандартом.

Разработка описанных моделей для направления подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» стала возможной в силу того, что к данному времени были приняты соответствующие профессиональные стандарты. Поэтому данная модель не только является основой для проектирования процесса компетентно-ориентированного обучения, но и для методической работы кафедры по согласованию образовательного и профессиональных стандартов [1, с. 47-51].

Оценка качества подготовки выпускника может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности в выбранной области профессиональной деятельности. В музее как социокультурном явлении сложилась настоятельная необходимость скорейшей ротации специалистов устаревшей формации и замены ее молодыми специалистами, владеющими не только современными музейными технологиями, но и адекватно воспринявшими произошедшие в обществе перемены. В связи с этим встает большая общественная задача — вооружить молодых музейных специалистов новым мировоззрением, основанным на современных естественно-научных концепциях, не искаженных исторических знаниях, общечеловеческих гуманисти-

ческих ценностях, то есть фактически создать новую формацию специалистов [5, с. 75].

Особо стоит акцентировать внимание на том, что на сегодняшний день вузовский преподаватель не претендует на обладание монополией знания, он лишь направляет учебный процесс. В связи с этим студент сам отвечает за собственное развитие как субъект образовательной деятельности, занимающий в процессе обучения разные позиции внутри педагогического взаимодействия.

В ходе профессиональной подготовки в области музейного дела особое внимание уделяется организации научно-исследовательской деятельности студентов. Кроме традиционного сбора материала и написания курсовых и дипломных работ, предусмотренных федеральным стандартом направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», делается акцент на инициативной научно-поисковой работе студентов.

Среди главных принципов, которых придерживается профессорско-преподавательский состав кафедры музейного дела КемГУКИ, выделяется, во-первых, сочетание изучения современных теоретических аспектов выбранных тем с практическими вопросами выявления, сохранения и использования различных категорий наследия. Классическое движение исследовательского процесса от теории к практике в особенности важно для будущей музейной деятельности. Такая установка позволяет достичь ко времени написания выпускной квалификационной работы элементов научной новизны, а не просто текстографиче-ского формального заполнения до обязательных объемов текста.

Во-вторых, приоритет индивидуальных интересов и склонностей самих студентов. В этом случае роль научного руководителя не навязать круг своих научных интересов, а, наоборот, помочь раскрыть исследовательские потребности студента, скорректировав их в соответствии с получаемой профессией. Варианты реализации данного принципа могут быть разными. Например, если в период обучения в средней общеобразовательной школе будущий студент увлекался краеведческими изысканиями, они могут быть использованы им в вузе, тематика расширена и раскрыта на более высоком теоретическом уровне и использована для обоснования новых туристических маршрутов. Также в случае специфических культурно-ценностных предпочтений, таких

как приверженность какого-либо вероучения, предпочтительно ведение исследования в направлении актуализации материального и духовного наследия исповедуемой религии и ее институтов.

В-третьих, особый упор на совершенствование навыков самопрезентации результатов собственных исследований. Этот принцип диктует специфика будущей профессиональной деятельности, предполагающая владение культурой устной профессиональной речи с ориентацией на конкретную аудиторию слушателей. При выступлениях студентов на различных конференциях, форумах, конкурсах важны навыки публичного выступления и умение отразить текстовый и графический материалы в электронных презентациях.

С 2011 г. в КемГУКИ открыта магистратура по направлению подготовки 072300.68 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Данный вид получения образования пользуется спросом не только среди выпускников вуза, но и работников музеев, не имеющих профессиональную подготовку музейной направленности. Например, сегодня в магистратуре обучаются работники таких музеев и учреждений музейного типа, как «Тюльберский городок», «Томская Писаница», «Музей истории православия на земле Кузнецкой» Кемеровской епархии Русской православной церкви и прочих.

В КемГУКИ ведется подготовка кадров высшей квалификации по научной специальности 24.00.03 «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» по культурологии. В последние годы в диссертационном совете КемГУКИ были защищены диссертации разнообразной музееведческой тематики, в частности по истории и специфике деятельности вузовских музеев, культурно-образовательной и коммуникативной деятельности школьных музеев, презентации культурного наследия коренных народов Сибири в музейных учреждениях, продвижению этнографических музеев Западной Сибири в электронном информационном пространстве.

Сегодня кафедра музейного дела имеет мощный кадровый потенциал: 4 доктора наук, 9 кандидатов наук, магистранты, аспиранты и соискатели кафедры музейного дела. Они осуществляют подготовку специалистов как по профильной специальности, так и по другим направлениям подготовки в КемГУКИ.

В вузе на высоком уровне ведутся научные изыскания по проблемам музееведения, охраны

памятников, историко-культурного туризма, информационно-коммуникационных технологий в музейной деятельности. Руководство вуза и коллектив кафедры музейного дела стремятся учитывать реалии и тенденции современного российского общества, реагируя на изменение требований работодателей, предъявляемых к профессионалам в данной сфере.

1. Измерение и оценка сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС ВПО : науч.-метод. рекомендации / Г. М. Брагина, Н. Н. Григоренко, А. С. Двуречен-ская и др. — Кемерово: КемГУКИ, 2015. — С. 30-49.

2. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2012 год. — Кемерово : Примула, 2013. — 120 с.

3. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2013 год. — Кемерово : Примула, 2014. — 180 с.

4. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2014 год. — Кемерово : Примула, 2015. — 188 с.

5. Родионова Д. Д., Кулемзин А. М. О формировании новой парадигмы подготовки музееведов // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 2 (50). — С. 74-78.

6. Родионова Д. Д., Покровская А. Ф. Анализ потребности в квалифицированных кадрах музеев Кемеровской области // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 1 (44). — С. 318-321.

УДК/uDC 378.147:004 М. А. Таппасханова, И. Б. Шульга

Marina Tappackhanova, Ilya Shulga

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛьНАЯ СРЕДА LAMS

в профессиональном образовании

uSING THE LEARNING ACTIVITY MANAGEMENT SYSTEM (LAMS) IN PROFESSIONAL E-LEARNING

В настоящей статье рассматриваются возможности применения в профессиональном образовании электронной образовательной среды LAMS (англ. Learning Activity Management System) в контексте при дистанционной форме обучения.

In the article we review the structure of the Learning Activity Management System (LAMS) and opportunities of its using for professional e-learning.

Ключевые слова: профессиональное образование, дистанционное обучение, педагогические методы, электронно-образовательная среда.

Keywords: education, learning, professional, life-long, e-learning, method.

В современных условиях развитие и функционирование большинства отраслей экономики предполагает и соответствующее повышение квалификации профессиональных кадров, но при этом работодатели проявляют нежелательность, или сам производственный процесс исключает возможность отрыва от производства специалистов на период обучения. Одним из вариантов обучения в условиях отдаленности образовательных учреждений от местона-

хождения компаний, где трудоустроены обучающиеся сотрудники, является использование возможностей дистанционной формы. Несмотря на хорошую проработанность к настоящему времени вопросов, связанных с разработкой, проектированием, реализацией и оптимизацией педагогического процесса, система непрерывного профессионального образования как институциональная часть системы образования в целом не включает в себя соответствующие возможности, позволяющие решить некоторые проблемы, возникающие при организации педагогического процесса для повышения квалификации профессиональных кадров, среди которых можно выделить и обучение без отрыва от производства. Такие вопросы в системе образования, как получение образовательных услуг в отдаленных регионах, включение в образовательный процесс лиц, ограниченных в передвижении по состоянию здоровья или по другим причинам, решаются в настоящее время с помощью дистанционного обучения, последних достижений и в области электронно-вычислительных средств, и в сфере коммуникационных технологий.

Важнейшей особенностью дистанционного образования является возможность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.