Раздел 6 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Редакторы раздела:
СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ БОРТНИКОВ - доктор культурологии, профессор Алтайской государственной академии культуры и искусств (г. Барнаул)
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ПЕРВУШИНА - кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе АлтГАКИ (г. Барнаул)
УДК 069:004
Rodionova D.D., Pokrovskaya A.F. ANALYSIS OF THE NEEDS FOR QUALIFIED PERSONNEL FOR THE MUSEUMS OF KEMEROVO REGION. In article the need in the professional staff for museums of Kemerovo region is analysed based on the conducted researches. The solution to this problem is considered based on the experience in training of museum personnel in the Kemerovo State University of Culture and Art. The article contains a short description of Museum network and specified profile of specialist who is necessary to improve the work of museums of the Kemerovo region.
Key words: training of museum personnel; information and communication technologies; Museum network of the Kemerovo region; the profile of training.
Д.Д. Родионова, канд. филос. наук, доц., зав. каф. Музейного дела Кемеровского гос. университета
культуры и искусств, г. Кемерово, E-mail: [email protected];
А.Ф. Покровская, зам. директора по науке историко-культурного и природного музея-заповедника
«Томская писаница», г. Кемерово, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ МУЗЕЕВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье анализируется потребность в профессиональных кадрах музеев Кемеровской области, основанная на проведенных исследованиях. Рассматривается вариант решения данной проблемы, исходя из опыта подготовки музейных кадров в КемГУКИ. Дается краткая характеристика музейной сети и уточняется профиль специалиста, необходимого для усовершенствования работы музеев Кемеровской области.
Ключевые слова: подготовка музейных кадров, информационно-коммуникационные технологии, музейная сеть Кемеровской области, профиль подготовки.
В современных условиях динамичность развития российского общества возможна только при условии гармоничного развития духовно-культурной сферы наряду с успехами в экономике и социальных отношениях. В этой связи актуальной является выработка наиболее оптимальных путей выявления, сохранения и развития историко-культурного наследия как Российской Федерации в целом, так Сибирского региона в частности. Традиционно важнейшим институтом этой деятельности был и остается музей. Сегодня его сущность, функции и значение меняются.
В контексте современного мирового социума, переживающего глобальные экономические и общественно-политические трансформации, миссия музеев заключается в сохранении и пропаганде исторической памяти, в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Сейчас, на наш взгляд, следует говорить о необходимости формирования музейно-туристических комплексов, которые одновременно выступают хранилищем ценнейших разноплановых достижений прошлого и эффективно работающими учреждениями, развивающими социально-культурное пространство региона.
С середины 2000-х годов в стране проводится бюджетная реформа, направленная на повышение эффективности расходования бюджетных средств, в том числе и в сфере культуры. Первым шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждени-
ях» [1]. Законом вводится новый тип государственного (муниципального) учреждения - автономное учреждение. Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Следующим шагом государства на пути создания условий для использования различных форм хозяйствования было принятие Федерального закона от 08.05.2010 №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - 83-ФЗ) [2]. Согласно закону, бюджетные учреждения, не перешедшие в форму автономных, стали либо казенными, либо бюджетными учреждениями нового типа.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 2 тыс. музеев, в которых сосредоточено свыше 73 млн. единиц хранения музейного фонда [3, с. 3].
Кемеровская область по количеству музеев входит в первую двадцатку по России. Согласно статистическим данным, на
1 января 2012 г. в Сибирском Федеральном округе Кузбасс по количеству музеев и количеству единиц хранения музейных предметов занимает четвертое место [4]. 11,3% государственного музейного фонда Сибирского Федерального округа сосредоточено в музеях Кемеровской области. На 1 января 2013 года в Кемеровской области действуют 45 государственных и муниципальных музеев.
По административной принадлежности музейная сеть области делится на две категории: государственные и муниципальные. К первой категории относятся 3 музея Кемеровской области как субъекта Российской Федерации (государственные, областные). Вторая категории включает муниципальные музеи (музеи поселений, муниципальных районов, городских округов Кемеровской области), которых на сегодняшний день всего 42.
По способу финансирования музеи делятся на два типа учреждений - бюджетные и автономные. В качестве автономных учреждений в настоящее время в регионе успешно действуют два музея-заповедника и один краеведческий музей. Также в 2012 г. путем слияния сформировалось новое учреждение музейного типа: муниципальное автономное учреждение культуры «Юргинский культурно-досуговый центр», в состав которого вошли Юргинский районный краеведческий музей и досуговый центр. Остальные музеи Кемеровской области стали бюджетными учреждениями, финансирование которых формируется на основе социальных заказов.
В структуре музейной сети Кемеровской области выделяются следующие профильные типы музеев: краеведческие музеи, исторические, музеи-заповедники, мемориальные музеи, художественные музеи и выставочные залы. Самая многочисленная группа музеев области - краеведческие музеи, которых в настоящее время насчитывается 21. Три их них носят двойное название «историко-краеведческие». Это историко-краеведчес-кий музей г. Белово, Промышленновский историко-краеведчес-кий музей и историко-краеведческий музей Тисульского района. Кроме того, в соответствии с уставными документами в Кемеровской области действуют историко-этнографические, истори-ко-бытовые, музей этнографии и природы, литературно-мемориальные и экомузеи. Значительное место в музейной сети Кемеровской области занимают музеи-заповедники. Это музеи под открытым небом, созданные на основе музеефикации территорий и недвижимых объектов культурного и природного наследия и получившие соответствующий статус. В соответствии с информационно-аналитическим отчетом о деятельности музеев Кемеровской области за 2012 год, в регионе действует 8 музеев-заповедников [5]. Это «Томская Писаница», «Красная горка», «Тюльберский городок», «Мариинск - исторический», «Кузнецкая крепость», «Трехречье», «Тазгол» - филиал музея-заповедника «Трехречье», «Чолкой».
Среди 45 музеев 4 музея имеют статус филиала, однако самостоятельно ведут учет фондов и отчитываются по форме статистической отчетности 8-НК как самостоятельные музеи.
Наиболее развита сеть музейных учреждений в крупнейших городах Кузбасса - Новокузнецке и Кемерово. Активно развивающимся центром музейной жизни на севере Кемеровской области является г. Мариинск. Здесь создано первое муниципальное музейное объединение - «Мариинск исторический». Типовое разнообразие музейной сети Кемеровской области очевидно.
Одним из основных направлений реализации в принятой в 2008 г. «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [6] является пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа, а также сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан. В соответствии со Стратегией к 2015 г. доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации должна составить 100%.
Огромную роль в этом играют несколько факторов:
• укрепление материально-технической базы музеев;
• совершенствование форм и методов охранно-учетной деятельности музея;
• внедрение новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях музейной деятельности;
• освоение методов современной коммуникации;
• подготовка квалифицированных кадров.
В 2012-2013 гг. Государственным автономным учреждением культуры Кемеровской области Музей-заповедник «Томская Писаница» при поддержке департамента культуры и национальной политики Кемеровской области было проведено исследова-
ние с целью определения степени готовности государственных и муниципальных музеев Кузбасса к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности. Руководителям музеев предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Имеется ли в структуре учреждения подразделение, занимающееся внедрением информационно-коммуникационных технологий?
2. Разработана ли «Стратегия информационного развития учреждения»?
3. Какие другие документы регламентируют деятельность учреждения по использованию информационно-коммуникационных технологий. Если такие документы есть, пожалуйста, перечислите их.
4. Автоматизированы или нет следующие процессы:
• учет музейных фондов;
• учет посетителей;
• работа кадровой службы;
• работа бухгалтерии;
Также источником для исследования послужили сводные статистические отчеты государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2010, 2011 и 2012 годы.
В результате исследования было определено, что главными факторами, влияющими на уровень информатизации музеев Кемеровской области, а в конечном итоге на качество предоставления услуг населению по организации доступа к культурным ценностям в электронном информационном пространстве, являются следующие:
• наличие программных документов и других локальных нормативных актов, регулирующую сферу ИКТ;
• подготовленность основного персонала музея к использованию ИКТ.
Исследование показало, что большинство музеев не готово использовать ИКТ. Так на 287 автоматизированных рабочих мест в музеях области только 193 сотрудника имеют подготовку по использованию ИКТ. Согласно статистическим отчетам, 16 музеев вообще не имеют в штате сотрудников, подготовленных к использованию ИКТ, однако для достижения одной из главных целей деятельности музеев на современном этапе - предоставления государственной услуги населению по организации доступа к культурным ценностям в электронном пространстве, необходимо внедрение ИКТ во все сферы деятельности современного музея.
По данным статистического отчета музеев Кемеровской области численность работников государственных и муниципальных музеев региона составляет 729 человек.
Из них: научных сотрудников и экскурсоводов - 297 человек; научных сотрудников, имеющих ученую степень - 8 человек. Из них 2 доктора исторических наук - Мартынов А. И., Киме-ев В.М., которые в свою очередь являются членами кафедры музейного дела КемГУКИ, кандидатов исторических наук - 4, кандидатов технических наук - 1, кандидат культурологии - 1.
В связи с переходом музеев в новые организационно-правовые формы изменились и требования к уровню подготовки музейных работников.
Современная концепция образовательной программы обучения специалиста в сфере музееведения прошла путь длительного формирования [7]. Сегодня широко обсуждаются вопросы профессиональной компетентности музейного специалиста, а вместе с тем и характер образовательных программ подготовки кадров. Только тесное сотрудничество профильных кафедр с работодателем может дать ответ на вопрос - какой специалист сейчас наиболее востребован в музее и как подготовить его к профессиональной работе в соответствующие сроки.
В целом анализ деятельности музеев Кузбасса за 2012-2013 годы показал, что учреждения испытывают наибольший дефицит специалистов следующего профиля:
• специалист в области превентивной консервации;
• таксидермист;
• специалист по менеджменту и маркетингу в музейном деле;
• специалист по информационным технологиям;
• специалист в области музейного дизайна [5].
В КемГУКИ подготовке профессионалов в области музейного дела особое внимание уделяется не первый год. В 2000 г. общенаучная кафедра истории была преобразована в кафедру истории, музееведения и краеведения (с 2007 г. кафедра пере-
именована в кафедру музейного дела). С 2001 г. данное структурное подразделение стало выпускающим по специальности «Музейное дело и охрана памятников», а на сегодняшний день и по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация -бакалавр.
Наверное, сложно говорить, о подготовке кадров по таким профилям как специалист в области превентивной консервации и таксидермист в структуре вуза культуры, для этого понадобятся соответствующие лаборатории и специалисты - биологи, химики, геологи, а также серьезные финансовые вложения. Однако, подготовка кадров в области музейного менеджмент, музейного дизайна, информационно-коммуникационных технологий в музейном деле в рамках межкафедрального сотрудничества в КемГУКИ уже начата. Хочется отметить, что КемГУкИ уже имеет опыт подготовки специалистов в области «Менеджмента и маркетинга в музейном деле». В 2005 г. совместно с кафедрой управлении и экономики социальной сферы состоялся выпуск студентов данной специализации [8].
Сейчас активно ведётся подготовка документов для профиля «Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле» как для направления подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», так и для курсов повышения квалификации для музейных работников на базе КемГУКИ.
Следует обратить внимание на то, что, современная парадигма подготовки музейных кадров позволяет ВУЗу самостоятельно разрабатывать вариативную часть учебного плана с учетом потребности рынка труда, а также допускает подготовку студентов по индивидуальному плану обучения.
С 2011 г. в КемГУКИ открыта магистратура направлению 072300.68 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Данный вид получения образования пользуется спросом не только среди выпускников вуза, но и работников музеев, не имеющих профессиональной подготовки музейной направленности. Например, сегодня в магистратуре обучаются работники таких музеев и учреждений музейного типа как Тюльберский городок, Томская Писаница, Дом художников, музея православия на земле Кузнецкой и др.
В последние годы в диссертационном совете КемГУКИ были защищены диссертации разнообразной музееведческой тематики, в частности продвижению этнографических музеев Западной Сибири в электронном информационном пространстве, презентации культурного наследия коренных народов Сибири в музейных учреждениях, и др.
Библиографический список
В области подготовки компетентного профессионала для востребованных направлений (менеджмент, дизайн, информационно-коммуникационные технологии) в КемГУКИ накоплен ценнейший научный и практический опыт. Тесное сотрудничество с музеями различного профиля позволяет этот опыт приумножить. Так, базами практик и совместных мероприятий являются музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, музеи-заповедники «Красная Горка» и «Томская Писаница», областной Краеведческий музей др.
Сегодня кафедра музейного дела имеет мощный кадровый потенциал: 5 докторов наук, 9 кандидатов наук, магистранты, аспиранты и соискатели кафедры музейного дела осуществляют подготовку специалистов как по профильной специальности, так и по другим направлениям подготовки в КемГУКИ.
Таким образом, Кемеровский государственный университет культуры и искусств является крупным сибирским центром подготовки кадров для музейных учреждений. Руководство вуза и коллектив кафедры МД стремятся учитывать реалии и тенденции современного российского общества, реагируя на изменение требований работодателей, предъявляемым к профессионалам в данной сфере. В вузе на высоком уровне ведутся научные изыскания по проблемам музееведения, охраны памятников, культурного туризма, информационно-коммуникационных технологий в музейной деятельности [9].
Успешное осуществление музеями своей важной миссии возможно при четком понимании целей, задач и перспективных направлений деятельности музейного механизма. Ни для кого не секрет, что для успешной деятельности музеев необходимо научиться создавать качественный информационный продукт и доносить его до потребителя.
В настоящее время сотрудниками кафедры музейного дела КемГУКИ совместно со специалистами музея-заповедника «Томская Писаница» разрабатываются модели стандарта процессов, направленных на информационное обеспечение деятельности учреждений музейной сети Кемеровской области. Внедрение подобных стандартов в музеях поможет повысить качество предоставления услуг населению по организации доступа к культурным ценностям в электронном информационном пространстве. Конечно же, такие проблемы могут быть решаемы только профессионально подготовленными специалистами в области музееведения, чья квалификация будет соответствовать современным требованиям.
1. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) // Гарант: информационно-правовой портал [Э/р]. - Р/д: http://base.garant.ru/190157/
2. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с изменениями и дополнениями) // Гарант: информационно-правовой портал [Э/р]. - Р/д: http://base.garant.ru/12175589/
3. О сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - № 7.
4. Покровская, А.Ф. Модель стандарта процессов информационного обеспечения деятельности государственных музеев Кемеровской области // Актуальные проблемы социокультурных исследований. - Кемерово, 2012.
5. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2012 год.
- Кемерово, 2013.
6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Текст документа по состоянию на июль 2011 года [Э/р]. -Р/д: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-pravila/w8g.htm
7. Сотникова, С.И. Чему учат будущих музееведов // Мир музея. - 2007. - № 9.
8. Кулемзин, А.М. О формировании новой парадигмы подготовки музееведов / А.М. Кулемзин, Д.Д. Родионова // Вестник КемГУ. - 2012.
- № 2.
9. Родионова, Д.Д. Опыт подготовки кадров в области музеологии и культурного туризма в КемГУКИ / Д.Д. Родионова, А.А. Насонов // Музеи, исчезающие и воспроизведенное наследие, туризм: опыт и современные практики взаимодействия: международная музеоло-гическая школа, Республика Бурятия, г. Улан- Удэ - оз. Байкал; Алтайский край, г. Барнаул - оз. Телецкое / Вост.- Сиб. гос. акад. культуры и искусств [и др.]; отв. ред. О.Э. Мишакова; науч. ред.: И.С. Цыремпилова, О.Н. Труевцева. - Улан-Удэ, 2013.
Bibliography
1. Federaljnihyj zakon ot 3 noyabrya 2006 g. № 174-FZ «Ob avtonomnihkh uchrezhdeniyakh» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Garant: informacionno-pravovoyj portal [Eh/r]. - R/d: http://base.garant.ru/190157/
2. Federaljnihyj zakon ot 8 maya 2010 g. № 83-FZ «O vnesenii izmeneniyj v otdeljnihe zakonodateljnihe aktih Rossiyjskoyj Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozheniya gosudarstvennihkh (municipaljnihkh) uchrezhdeniyj» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Garant: informacionno-pravovoyj portal [Eh/r]. - R/d: http://base.garant.ru/12175589/
3. O sokhrannosti kuljturnihkh cennosteyj, nakhodyathikhsya v fondakh muzeev Rossiyjskoyj Federacii // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kuljturih. - 2011. - № 7.
4. Pokrovskaya, A.F. Modelj standarta processov informacionnogo obespecheniya deyateljnosti gosudarstvennihkh muzeev Kemerovskoyj oblasti // Aktualjnihe problemih sociokuljturnihkh issledovaniyj. - Kemerovo, 2012.
5. Informacionno-analiticheskiyj otchet o deyateljnosti gosudarstvennihkh i municipaljnihkh muzeev Kemerovskoyj oblasti za 2012 god. -Kemerovo, 2013.
6. Strategiya razvitiya informacionnogo obthestva v Rossiyjskoyj Federacii. Tekst dokumenta po sostoyaniyu na iyulj 2011 goda [Eh/r]. - R/d: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-pravila/w8g.htm
7. Sotnikova, S.I. Chemu uchat buduthikh muzeevedov // Mir muzeya. - 2007. - № 9.
8. Kulemzin, A.M. O formirovanii novoyj paradigmih podgotovki muzeevedov / A.M. Kulemzin, D.D. Rodionova // Vestnik KemGU. - 2012. - № 2.
9. Rodionova, D.D. Opiht podgotovki kadrov v oblasti muzeologii i kuljturnogo turizma v KemGUKI / D.D. Rodionova, A.A. Nasonov // Muzei, ischezayuthie i vosproizvedennoe nasledie, turizm: opiht i sovremennihe praktiki vzaimodeyjstviya: mezhdunarodnaya muzeologicheskaya shkola, Respublika Buryatiya, g. Ulan- Udeh - oz. Bayjkal; Altayjskiyj krayj, g. Barnaul - oz. Teleckoe / Vost.- Sib. gos. akad. kuljturih i iskusstv [i dr.]; otv. red. O.Eh. Mishakova; nauch. red.: I.S. Cihrempilova, O.N. Truevceva. - Ulan-Udeh, 2013.
Статья поступила в редакцию 02.12.13
УДК 008.001 + 792
Timofeeva E.S. CREATIVE PARALLELS OF SHAKESPEARE AND KHODULOV: CULTUROLOGICAL ASPECT.
The article describes parallels of the two unique creators of stage culture. The creative portrait of D. Khodulov is revealed in the context of personal perception and internal comprehension of W. Shakespeare. The Shakespeare's drama is deeply conceived, understood and read by the actor.
Key words: creative portrait, creative parallel, stage culture, playwright and actor, drama and theater, ethnic culture, image, professionalism, culturological aspect.
Е.С. Тимофеева, ст. преп. каф. культурологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ШЕКСПИРА И ХОДУЛОВА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье выявлены параллели двух уникальных творцов сценической культуры. Творческий портрет Д. Ходу-лова раскрыт в контексте личностного восприятия и внутреннего постижения У. Шекспира. Актером глубоко осмыслен, понят и прочтен материал шекспировской драматургии.
Ключевые слова: творческий портрет, творческая параллель, сценическая культура, драматург и актер, драматургия и театр, этнокультура, образ, профессионализм, культурологический аспект.
Народный артист СССР и ЯАССР Д. Ходулов имея цель наиболее полного открытия своего У. Шекспира и принятия его драматургии, буквально, входил с «экскурсией в мир Шекспира» (А.В. Луначарский). В начале отметим, что актер (о чем свидетельствуют ходуловские архивные материалы) испытывал чувство почтительного уважения к общепризнанным работам советских и зарубежных шекспироведов. Вот что отмечает он по этому поводу: «Я предпочел, прежде всего, изучить и понять эпоху Шекспира, потом идею как произведения в целом, так и образов трагедии» [1]. Как истинный исследователь, используя историко-культурный подход, он не только всесторонне изучил биографию драматурга У. Шекспира, его эпоху, но всей душой и сердцем воспринял и понял творческий его мир, а также материал драматургии, трагедию «Отелло». Это подтверждается записью самого Д. Ходулова: «Ко времени, когда роль была мне поручена, я был уже неплохо знаком с Шекспиром, а с Отел-ло «подружился»» (Архивные документы Д.Ф. Ходулова из Фонда музея Саха театра Полюбив драматургию Шекспира). Ходу-лов в существе творческого духа, смог достигнуть полного вхождения и воплощения в образ Отелло и самозабвенно воплотил этот образ на якутской сцене. Такое ходуловское постижение и восприятие личности драматурга, и осмысление его художественного текста драматургии - есть знаковое явление в актерской биографии, благодаря которому творческий портрет Д. Хо-дулова дополнен доселе еще неизвестными фактами и некоторыми штрихами. Сравнение якутского актера Дмитрия Ходуло-ва с великим драматургом Уильямом Шекспиром - есть «некоторое мерило для высоты и объема его гения» [2].
Подчеркнем, что сопоставление жизненных факторов великого драматурга У. Шекспира и великого актера Д. Ходулова выявило целый ряд параллелей, схожих и общих черт в их творческих биографиях.
Первый, общий признак в творческой биографии У. Шекспира и Д. Ходулова - оба творцы сценической культуры, представители одного зрелищного вида искусства - театра.
А) У. Шекспир - автор 37 пьес, 11 трагедий, 17 комедий, 10 хроник, 5 поэм, 154 сонет [3]. И совладелец театра «Глобус», который был построен на средства актеров, в том числе и Шекспира, на фронтоне театра красовалось изречение римского автора Петрония Арбитра: «Весь мир - театр, все люди в нем -актеры», почти такие слова произносил шекспировский герой Лаунса из комедии «Два веронца»: «Мир - театр, все женщины, мужчины в нем - актеры».
Б) Д. Ходулов - актер-творец, душа спектакля, в театре сыграл свыше 100 ролей, снялся в художественном фильме "Тайна предков" (Роль Седюка - старейшины эвенкийского народа // кинофильм студии Таджикфильма по произведению Н. Якутского "Золотой ручей"), 1975.режиссер-постановщик 6 спектаклей, театральный и общественный деятель: художественный руководитель гастрольных групп, председатель театральной приемной комиссии, член худсовета и народный депутат СССР 2-х созывов.
Второй сопоставимый признак. У. Шекспир и Д. Ходулов - оба выходцы из народа. Отсюда их жизнеспособность, они изнутри знают культуру и язык, эпосы своих народов. Достигнув духовной высоты в творчестве, сохранили по существу мировосприятие народной мудрости, свои народные и исторические корни.
Третий общий признак. Они старшие сыновья своих отцов и на них, обоих, велико отцовское влияние в формировании мужских качеств характера. Они были первенцами-мальчиками в семье и первыми детьми, оставшимися в живых: в семье У. Шекспира до него умерли две девочки в младенчестве; в семье Д. Ходулова также до него умерли четверо малышей от разных болезней, не дожив до десяти лет.
Четвертый признак - сопоставимость проявлений творческого начала. Первые произведения У. Шекспира, появившиеся в печати, также и на сцене - созданы в возрасте двадцати пяти-двадцати шести лет. Д. Ходулов первую роль сыграл в возрасте двадцати двух лет, в 1934 г.
В-пятых, еще одна схожая деталь в их характерах: любовь к природе, любование её красотой, в которых выражаются такие черты характера, как наблюдательность и любознательность, способность близко воспринимать природу - в частности, времена года (зима-весна) и умение их воспевать.
А) У. Шекспиру особенно были близки зима [4] и весна, в его произведениях встречаются сотни названий цветов, [5] животных и более ста различных пород птиц.
Б) А каково отношение к зиме Д. Ходулова? Взлет творческой мысли Д. Ходулова ярко выражено в сценическом озвучивании поэмы «Родина» (Софронов А.И. - Алампа. «Тереебут дойду»), где воспевается зима в ожидании весны. Он очень любил это произведение, любил свою Родину и прекрасную природу родной Якутии. Он - чтец, мастер поэтического слова, монологов.