Научная статья на тему 'Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музейных специалистов'

Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музейных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА МУЗЕЙНЫХ КАДРОВ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ / TRAINING THE MUSEUM STAFF / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / LEARNING OUTCOMES / MUSEUM NETWORK OF KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Покровская Анна Федоровна

В статье рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий в работе музея и потребность в квалифицированных кадрах, обладающих соответствующими компетенциями для реализации стоящих перед современным музеем задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in Using the Information and Communication Technologies in Professional Work of a Museum Specialist

The purpose of this study is the analysis of need in professional staff for museums in use of Information and Communication Technologies (ICT) and argumentation of the possibility of their training and retraining at the department of museology of Kemerovo State University of Culture and Arts. The article is devoted to needs of Kemerovo region museums’ professional personnel. The authors examine the solution to this problem, based on the experience in training the museum personnel in Kemerovo State University of Culture and Arts. Relevance of the subject of this article, based on the fact that, in connection with the transition of museums to new organizational and legal forms, the competence requirements for museum workers have changed. Today, the issues of professional competence of a museum specialist and the character of educational training programs are widely discussed with it. Based on a thorough analysis of statistical reports of the state and municipal museums in Kemerovo region in 2010, 2011, 2012, 2013, the article provides a brief description of the museum network and refines the profile of the specialist needed to improve the work of Kuzbass museums. The authors note that only close cooperation of the specialized departments with the employer can answer the question what specialist is the most demanded now at the museum and how to prepare him for professional work.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музейных специалистов»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ CULTUROLOGY

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЙНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Родионова Д. Д., кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: dasha.d.rodionova@ yandex.ru

Покровская А. Ф., аспирант, старший преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, заместитель директора по науке историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» (г. Кемерово). E-mail: aspaf@mail.ru

В статье рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий в работе музея и потребность в квалифицированных кадрах, обладающих соответствующими компетенциями для реализации стоящих перед современным музеем задач.

Ключевые слова: подготовка музейных кадров, информационно-коммуникационные технологии, результаты обучения, музейная сеть Кемеровской области.

To the 45th Anniversary of Chair of Museum Science of FSBEIHPE "Kemerovo State University Culture and Arts"

PROBLEMS IN USING THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL WORK OF A MUSEUM SPECIALIST

Rodionova D. D., Candidate of Philosophical Sciences, Docent, Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: dasha.d.rodionova@yandex.ru

Pokrovskaya A. F., Post-graduate Student, Senior Lecturer of Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts, Deputy Director for Science of Historical, Cultural and Natural Museum Preserve "Tomskaya Pisanitsa" (Kemerovo). E-mail: aspaf@mail.ru

The purpose of this study is the analysis of need in professional staff for museums in use of Information and Communication Technologies (ICT) and argumentation of the possibility of their training and retraining at the department of museology of Kemerovo State University of Culture and Arts.

The article is devoted to needs of Kemerovo region museums' professional personnel. The authors examine the solution to this problem, based on the experience in training the museum personnel in Kemerovo State University of Culture and Arts. Relevance of the subject of this article, based on the fact that, in connection with the transition of museums to new organizational and legal forms, the competence requirements for museum workers have changed.

Today, the issues of professional competence of a museum specialist and the character of educational training programs are widely discussed with it.

Based on a thorough analysis of statistical reports of the state and municipal museums in Kemerovo region in 2010, 2011, 2012, 2013, the article provides a brief description of the museum network and refines the profile of the specialist needed to improve the work of Kuzbass museums.

The authors note that only close cooperation of the specialized departments with the employer can answer the question what specialist is the most demanded now at the museum and how to prepare him for professional work.

Keywords: training the museum staff, information and communication technologies, learning outcomes, museum network of Kemerovo region.

Анализ данных, опубликованных Институтом развития информационного общества и Министерством культуры Российской Федерации [9], позволяет сделать вывод о том, что музеи Кузбасса существенно отстают от заданных показателей по формированию электронных музейных каталогов, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности оказания музеями услуг по предоставлению населению доступа к культурным ценностям, в том числе в электронном пространстве.

Одной из причин торможения процесса формирования электронных каталогов государственных и муниципальных музеев Кемеровской области, по нашему мнению, является степень готовности персонала использовать в своей профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ).

С целью проследить динамику показателей, характеризующих подготовленность музейных специалистов к использованию ИКТ, нами были изучены информационно-аналитические отчеты о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2011, 2012 и 2013 годы [1; 2; 3].

В таблице 1 представлены сводные данные, отражающие динамику общего количества сотрудников музеев области, основного персонала и сотрудников, имеющих подготовку по ИКТ с 2011 по 2013 год.

Таблица 1

Динамика общего количества сотрудников

музеев области, основного персонала и сотрудников, имеющих подготовку по ИКТ с 2011 по 2013 год

Таблица демонстрирует положительную динамику изменения количества сотрудников, имеющих подготовку к использованию ИКТ: так при

незначительных изменениях количества фактически работающих и основного персонала, количество сотрудников, готовых использовать ИКТ возросло за три года на 46 единиц.

В то же время анализ готовности сотрудников государственных и муниципальных музеев Кемеровской области к использованию ИКТ на основе данных статистической отчетности за 2011-2013 годы выявил существенные колебания количественных показателей в отчетах некоторых музеев области. Так, в отчете Кемеровского областного краеведческого музея за 2011 год указано, что в штате музея нет сотрудников, имеющих подготовку к использованию ИКТ, в отчете этого же музея за 2012 год указано количество сотрудников, имеющих подготовку по ИКТ, - 30 человек, в отчете за 2013 год - так же 30 человек. В отчете Новокузнецкого художественного музея за 2011 год указано 20 человек, имеющих подготовку к использованию ИКТ, в отчетах этого же музея за 2012 и 2013 годы указано, что только 2 человека имеют подготовку по ИКТ.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы приходим к выводу, что руководство музеев не имеет четких критериев определения готовности сотрудника к использованию ИКТ. В инструкции по заполнению формы статистической отчетности (форма 8-НК), разработанной Министерством культуры Российской Федерации содержится следующее: «В графе 3 "Персонал" показывается численность сотрудников, которые имеют подготовку по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) из общего числа сотрудников. Указывается численность сотрудников учреждения культуры, прошедших обучение в своем учреждении, или окончивших курсы переподготовки в области использования ИКТ, или имеющих специальное образование в области ИКТ».

Рекомендация указывать количество сотрудников, прошедших обучение в своем учреждении, на наш взгляд, не достаточно четкая. Опираясь на опыт наблюдения за работой музеев Кемеровской области, можно предположить, что сотрудники, прошедшие обучение в своем учрежде-

Категории работающих 2011 год 2012 год 2013 год

Фактически работающих 738 чел. 729 чел. 729 чел.

Основной персонал 298 чел. 297 чел. 297 чел.

Имеют подготовку к использованию ИКТ 193 чел. 226 чел. 239 чел.

Рисунок 1. Динамика показателей соответствия количества сотрудников, имеющих подготовку по ИКТ, количеству ПК

нии - это те сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей ежедневно работают на персональных компьютерах.

Анализ соотношения количества сотрудников государственных и муниципальных музеев Кемеровской области, имеющих подготовку к использованию ИКТ, и количества персональных компьютеров в музеях, по данным, представленным в информационно-аналитических отчетах за 2011, 2012 и 2013 годы, показал, что число последних значительно больше. Динамика показателей представлена на диаграмме.

Таким образом, данная ситуация не позволяет эффективно использовать оборудование, находящееся в распоряжении музеев области, что, несомненно, отрицательно отражается на качестве оказания услуг по предоставлению населения доступа к культурным ценностям, прежде всего, в электронном пространстве.

В связи с современными требованиями, предъявляемыми музею обществом, необходимо повышение уровня готовности музейных сотрудников к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.

Разработка программы повышения квалификации по данному направлению актуальна сегодня в связи с тем, что музейному сотруднику, а особенно специалисту, функциональной обязанностью которого является учет и научное описание коллекций, в настоящее время ежедневно приходится выполнять ряд операций и процедур с помощью ИКТ.

Реализация данной программы повышения квалификации может быть осуществлена на базе института дополнительного образования КемГУКИ, силами профессорско-преподавательского состава кафедры музейного дела. В структуру курсов повышения квалификации включены следующие дисциплины: «Современные направления использования ИКТ в музее»; «Порядок включения музейных предметов в состав Музейного фонда РФ и Государственного каталога Музейного фонда РФ»; «Автоматизированные информационные системы в музее» и др.

Мы полагаем, что эффективность подобной программы будет достигнута лишь при условии, когда руководство музея будет располагать достоверными сведениями об уровне подготовки

сотрудников к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. На основании достоверных данных могут быть сформулированы требования к программе и спрогнозированы результаты.

Кроме того, подготовка или переподготовка квалифицированных кадров может быть осуществлена и по направлению подготовки 072300 «Му-зеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация «бакалавр», квалификация «магистр». Основные образовательные программы (бакалавр, магистр) по данному направлению определяются компетенциями выпускников, развитыми и консолидированными за счет приобретения профессионального опыта. Так, федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация «бакалавр», содержит следующие профессиональные компетенции, непосредственно связанные с использованием ИКТ в музейной деятельности:

• быть готовым выполнять работу по текущему и перспективному комплектованию музея (ПК-9);

• быть способным выполнять все виды работ, связанных с учетом и обеспечением сохранности музейных коллекций и объектов культурного и природного наследия (ПК-10);

• быть готовым к участию в разработке выставочных и экспозиционных проектов (ПК-13);

• быть готовым применять современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-15) [6].

А стандарт по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация «магистр», включает следующие компетенции:

• готовность использовать углубленные специализированные знания для решения профессиональных задач (ПК-3);

• владение современными методами обработки и интерпретации информации (ПК-9);

• способность использовать современные программные продукты и ресурсы Интернета для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки; свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий (ПК-10);

• способность составлять методические документы, связанные с внедрением новых методов освоения и сохранения культурного наследия, в том числе применительно к региональным особенностям, и международного опыта (ПК-12) [7].

Данные компетенции приобретаются студентами в период освоения основной образовательной программы в вузе за счет интеграции знаний, умений и опыта применения их на практике. И мы абсолютно согласны с высказыванием проф. А. И. Чучалина, что данные компетенции достигаются через несколько лет после окончания программы (ООП) на основе результатов обучения в вузе [8].

В связи с этим может быть применена методика определения уровня готовности музейных сотрудников к использованию ИКТ, в основе которой лежит принцип качественного выполнения количества операций с помощью компьютерных технологий за единицу времени.

Критерием качества является отсутствие ошибок, допущенных специалистом при выполнении того или иного действия. Инструментом контроля качества должны быть еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные индивидуальные отчеты сотрудников музея, где будет указываться объем подготовленной авторской продукции, например количество записей, внесенных в электронный каталог, количество разработанных экскурсий и т. д., в отчетный период в соответствии с планом работы и функциональными обязанностями специалиста. Таким образом, у руководителя музея или структурного подразделения появится возможность оценить уровень подготовки сотрудника к использованию ИКТ. Полученные результаты будут способствовать эффективному планированию мероприятий по повышению квалификации музейных сотрудников в этой сфере.

Кроме того, в последнее время в профессиональной прессе все чаще поднимается вопрос о профессиональных стандартах. Эта тема вызывает растущий интерес работодателей, и не только их. Образовательное сообщество также становиться все более ориентированным на рынок труда и предъявляемые им требования к выпускникам.

Федеральные стандарты профессионального образования третьего поколения и поколения 3+ ориентированы на требования работодателей.

На сегодняшний день разработаны проекты профессиональных стандартов в области музейного дела: «Хранитель музейных ценностей»; «Специалист по учету музейных предметов»; «Гид-экскурсовод». В каждом из предлагаемых стандартов в графе «необходимые умения» прописано: «...должен уметь пользоваться компьютерной и иной вспомогательной оргтехникой, средствами связи и коммуникаций». Другие умения непосредственно связаны с использованием ИКТ в практической деятельности работников, занимающих соответствующие должности [4].

Сегодня руководители и научные работники ведущих государственных и муниципальных му-

зеев Кемеровской области высказывают большую заинтересованность в получении профильного музейного образования, дополнительного профессионального образования, однако у большинства музеев отсутствуют средства на обучение сотрудников [5]. И решение данной проблемы ложится на плечи самих сотрудников, заинтересованных в повышении квалификации. Или же другой вариант - целевая подготовка студентов, начиная с первого курса. По нашему мнению, только совместная работа музея и профильной кафедры способна создать настоящего профессионала, необходимого конкретному музею.

Литература

1. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2010 год. - Кемерово: Кузбасс, 2011. - 68 с.

2. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2011 год. - Кемерово: Примула, 2012. - 80 с.

3. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2012 год. - Кемерово: Примула, 2013. - 100 с.

4. Культура: теория и практика [Электронный ресурс]: электрон. журн.: сайт. - URL: http://theoryofculture.ru/ news/profstandart/. - Загл. с экрана.

5. Родионова Д. Д., Покровская А. Ф. Анализ потребности в квалифицированных кадрах музеев Кемеровской области // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1. - С. 318-320.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/97680/. - Загл. с экрана.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_116366/?frame=1. - Загл. с экрана.

8. Чучалин А. И. Цели и результаты освоения профессиональных образовательных программ // Высшее образование в России. - 2014. - № 2. - С. 5-16.

9. Электронный регион [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://eregion.ru/. - Загл. с экрана.

References

1. Informacionno-analiticheskij otchet o dejatel'nosti gosudarstvennyh i municipal'nyh muzeev Kemerovskoj oblasti za 2010 god [Analytical report on the activities of state and municipal museums in Kemerovo region in 2010]. Kemerovo, Kuzbass Publ., 2011. 68 p.

2. Informacionno-analiticheskij otchet o dejatel'nosti gosudarstvennyh i municipal'nyh muzeev Kemerovskoj oblasti za 2011 god [Analytical report on the activities of state and municipal museums in Kemerovo region in 2011]. Kemerovo, Primrose Publ., 2012. 80 p.

3. Informacionno-analiticheskij otchet o dejatel'nosti gosudarstvennyh i municipal'nyh muzeev Kemerovskoj oblasti za 2012 god [Analytical report on the activities of state and municipal museums in Kemerovo region in 2012]. Kemerovo, Primrose Publ., 2013. 100 p.

4. Kul'tura: teorija i praktika: elektronnyj zhurnal [Culture: Theory and Practice electronic journal]. Availabale at: http:// theoryofculture.ru/news/profstandart/.

5. Rodionova D.D., Pokrovskaja A.F. Analiz potrebnosti v kvalificirovannyh kadrah muzeev Kemerovskoj oblasti [Analysis of the needs for qualified personnel museums Kemerovo region]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The World of Science, Culture, Education]. 2014, no 1, pp. 318-320.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 072300 "Muzeologija i ohrana objektov kul'turnogo i prirodnogo nasledija" (kvalifikacija (stepen') "bakalavr") [Federal State Educational Standard of higher education in the direction of training 072300 "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage" (qualification (degree) "Bachelor")]. Available at: http:// www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/97680/.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 072300 "Muzeologija i ohrana objektov kul'turnogo i prirodnogo nasledija" (kvalifikacija (stepen') "Magistr" [Federal State Educational Standard of higher education in the direction of training 072300 "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage" (qualification (degree) "Master")]. Available at: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_116366 /? frame = 1.

8. Chuchalin A.I. Celi i rezul'taty osvoenija professional'nyh obrazovatel'nyh programm [Objectives and results of the development of vocational education programs]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2014, no 2, pp. 5-16.

9. Elektronnyj region [Electronic region]. Available at: http://eregion.ru.

УДК 069.6

ПРАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Покровская А. Ф., аспирант, старший преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, заместитель директора по науке историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» (г. Кемерово). E-mail: aspaf@mail.ru

Кулемзин А. М., доктор культурологии, профессор, член Международного совета музеев (г. Кемерово). E-mail: kulemzin41@mail.ru

В статье анализируется действующая практика информационного обеспечения управленческой деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области. Предложены авторские проекты локальных документов, регламентирующих деятельность музеев по управлению культурными ценностями.

Ключевые слова: информационное обеспечение управленческой деятельности, регламент сайта музея, регламент Госкаталога Музейного фонда РФ.

PRACTICE OF INFORMATION SUPPORT OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN THE STATE AND MUNICIPAL MUSEUMS OF KEMEROVO REGION

Pokrovskaya A. F., Post-graduate Student, Senior Lecturer of Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts, Deputy Director for Science of Historical, Cultural and Natural Museum Preserve "Tomskaya Pisanitsa" (Kemerovo). E-mail: aspaf@mail.ru

Kulemzin A. M., Doctor of Culturology, Professor, Member of the International Council of Museums (Kemerovo). E-mail: kulemzin41@mail.ru

The article analysed actual practice of information support for the administrative activity in the state and municipal museums of Kemerovo region.

The problems are: firstly, contradictions in federal laws and regulations, secondly, the same contradictions and inconsistencies with the federal document on the local level, and thirdly, deficiencies in the interpretation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.