студенческая лаб оратория
№2 (02) 2013
Чукман наталия, науч. рук. опарина Татьяна Анатольевна кандидат исторических наук, доцент (академия живописи, ваяния и зодчества Нльи Глазунова, Москва)
Проблемы частных коллекций в современном мире
Коллекционирование как культурно-социологический феномен всегда отражает не только личность, интересы и вкусы самого собирателя, но также и уровень культуры общества, позволяя проследить степень его восприимчивости к художественным ценностям. Представляя собой продукт культуры и зачастую соседствуя с меценатством, коллекционирование является одним из интереснейших видов человеческой деятельности.
Исследователь А.И.Фролов отметил, что «разница между собирательством и коллекционированием - это разница между случайной и ничем не связанной совокупностью вещей и некой группой предметов, строго подобранных по какому-либо основанию. И хотя сказанное выше довольно ясно, провести четкую грань между коллекционером и собирателем совсем непросто. Многие впоследствии искушенные коллекционеры начинали с бессистемного собирательства» [1, с.12]. Таким образом, коллекция - это планомерно подобранные однородные предметы, объединенные одним или несколькими признаками (материал, техника, время, автор, стиль и т.д.).
Многие произведения искусства, хранящиеся в музеях, принадлежат частным лицам. Порой об этом никто даже не догадывается. Произведение, поступив в музей на время, иногда остается там на десятки лет. Так было с полотном К. Петро-ва-Водкина, задержавшегося в Европе после выставки почти на сорок лет, и с картиной «Похищение Европы» Валентина Серова. В 2001 году потомки Серова неожиданно решили забрать полотно из Третьяковской галереи. Почти сразу вслед за этим картина была продана предпринимателю и коллекционеру Вячеславу Кантору. Стоимость картины была определена примерно в миллион долларов. Министерство культуры РФ пыталось выкупить картину у наследников за ту же сумму, однако собрать ее не удалось, и полотно оказалось в частных руках.
Такая проблема существует не только в России, аналогичные случаи нередки и на Западе. Ярким примером служит история с портретом Аде-ли Блох-Бауэр кисти Густава Климта («Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза»). Мария Альтман - единственная наследница Блох-Бауэров (скончалась в 2011г.) - 16 января 2006 года отстояла в арбитражном суде право собственности на пять картин г.Климта из Австрийской галереи. Самим фактом передачи полотен было нарушено завещание Адели Блох-Бауэр, кото-
рая пожелала передать картины Австрийской галерее (Мария Альтман является наследницей и по ее линии). В феврале 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в Бельведер, чтобы в последний раз увидеть пять картин Г.Климта. 14 февраля 2006 г. они были привезены Лос-Анджелес, где жила Мария Альтман. 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что Рональд Лаудер приобрел «Портрет Адели Блох-Бауэр» за 135 млн долларов (проданы через аукционный дом Christie's). Портрет с тех пор находится в основанной Р.Лаудером Новой галерее в Нью-Йорке.
Очень часто за счет собственников пытается обогатиться государство. Эта практика стала настоящей бедой в советское время. Здесь стоит вспомнить об имени Георгия Костаки.
Георгий Денисович Костаки - российский коллекционер греческого происхождения, владелец крупнейшей коллекции русского авангарда. В его собрание входят работы Розановой, Поповой, Родченко, Татлина, Лисицкого, Шагала, Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина, Ларионова. В 1979 г. Г. Костаки был вынужден уехать из СССР в Грецию. Часть коллекции он увозит с собой, частью - делится с государством. Естественно, Г.Костаки не просто оставляет свои картины государству, а вынужденно оформляет их как безвозмездный дар музеям (ГТГ и ГРМ), в связи с чем наследники никогда не смогут требовать их возврата.
В настоящее время часть коллекции находится в Москве, часть в Салониках (музей современного искусства). Дочь знаменитого коллекционера Алики Костаки, проживающая ныне в Греции, пытается восстановить целостность коллекции своего отца. В 2013 г. исполняется сто лет со дня рождения Георгия Костаки. Сейчас его дочь мечтает хотя бы о выставке в Москве, на которой бы греческая и российская части легендарной коллекции встретились.
Проблемы сохранности частных коллекций и прав собственности на них периодически приобретают острый характер. К сожалению, при рассуждениях о правах на владение шедеврами зачастую упускается из виду наиболее важная часть проблемы — собственно сохранность памятников. Одна из главнейших проблем в наши дни -борьба за наследство, в качестве примера можно привести дело Михаила де Буара (Елизаветина) (1939-2009). Его коллекция икон XIV-XIX веков - одна из крупнейших среди частных иконных
чшшр вестник мэедунароядого инстуггута антиквариата
4Чир искусств
№2 (02) 2013
студенческая лаборатория
собраний в России. Многие СМИ распространили сообщение о пропаже 190 икон, входящих в коллекцию, из экспозиции музея в Царицыно (выставка 2010 г.). Громкое похищение редких икон оказалось проявлением тяжбы между наследниками коллекционера, выяснилось, что пропажа - дело рук бывшей супруги коллекционера. Она тайно вывезла иконы и 75 из них передала в дар ГМИИ им. Пушкина. В музее постановили, что примут дар при условии, что будет предоставлен подтверждающий документ на имущество. Документа предоставлено не было, тем не менее ГМИИ принял часть коллекции, тем самым было нарушено завещание: коллекция должна остаться неделимой. После долгого разбирательства суд постановил признать незаконным дар 75 икон ГМИИ, они были изъяты судебными приставами, еще 52 найдены в Государственном музейно-вы-ставочном центре «РОСИЗО». 1 июля 2010 г. 3 иконы из коллекции были обнаружены специалистами Росохранкультуры на лондонских торгах.
Приведенные примеры показывают, чем чревато отсутствие господдержки инициатив
Список используемой литературы:
меценатов и на уровне налогообложения, и на уровне страхования, что развито во многих страна х.
Статус частной коллекции отнюдь не всегда проблемно отражается на ее судьбе. В отсутствии нормативно-правовой базы и четкой правоприменительной практики главным средством защиты собрания может стать его публичный характер. Показателен в этом отношении пример Международного института антиквариата АБС (2). Коллекция известного российского предпринимателя Алексея Сёмина не просто представлена для бесплатного публичного обозрения, для ее изучения и популяризации создан институт, издается периодическое издание - журнал. «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата АБС», проводятся научные конференции, собрание открыто для использования в научных и учебно-образовательных целях. Именно такой способ - превращение частного собрания в доступный объект, воспринимаемый обществом как культурная ценность - является залогом его сохранности и развития.
1. Фролов А.И. Русские коллекционеры и формирований музейного фонда России // Шахматовский вестник. - 1993. - №3.-С.9-16.
2. Яо М.К., Бородина С.Д., Еманова Ю.Г. Современные элиты и художественная культура // Музей.-2013.-№2.-С.46-49.
иконографические особенности, комплексное исследование и реставрация портрета «Б.П. Шереметева в русском платье» автора Василия Аравицкого
Портретный жанр в России к концу XVIII века занял доминирующую позицию. Русские придворные художники, обучаясь мастерству у иностранцев, в своих произведениях стремились к светскому реализму. Напротив, искусство, формировавшееся под влиянием вкусов владельцев петербургских и московских усадьб, содержащих целые мастерские живописцев крестьянского и ремесленного сословия, вместило в себе много стилевых характеристик и художественно выразительных средств. Целью данной работы является освещение части истории формирования усадебного искусства, определение уровня мастерства художников, состоявших на службе у владельцев столичных усадьб.
Портрет Бориса Петровича Шереметева в «русском платье» передан в Академию живопи-
си, ваяния и зодчества Ильи Глазунова на кафедру реставрации станковой масляной живописи из Государственного музея керамики и усадьбы Кусково XVIII века в 2012 году. Состояние работы было неудовлетворительное. Устранение поверхностных загрязнений с лицевой и тыльных сторон, частичное удаление с поверхности реставрационного лакового покрытия и потемневших реставрационных тонировок стали основными задачами реставрации. По решению реставрационного совета были проведены исследования памятника в ультрафиолетовых лучах и сделаны пробные раскрытия. В результате выяснились степень повреждения произведения и уровень предыдущих реставрационных вмешательств. Большая часть авторского красочного слоя и «бо-люсного» грунта была утрачена, в местах утрат
Аралина Екатерина, науч. руководитель -Березин Алексей Владимирович, доцент (Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва)
уцле? вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств