Научная статья на тему 'Копийный портрет XVIII-XIX веков в частных художественных собраниях как явление русской культуры и искусства (на примере усадьбы Кусково и Императорского дворца в Гатчине)'

Копийный портрет XVIII-XIX веков в частных художественных собраниях как явление русской культуры и искусства (на примере усадьбы Кусково и Императорского дворца в Гатчине) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Копийный портрет XVIII-XIX веков в частных художественных собраниях как явление русской культуры и искусства (на примере усадьбы Кусково и Императорского дворца в Гатчине)»

№2 (02) 2013

студенческая лаборатория

мы остановимся на фиксированном сходстве -факте ухода от реальности.

Кроме этого сходства мы можем выделить ещё несколько соответствий личности Ватто культурным особенностям эпохи рокайля.

Во-первых, в основе действий художника и поступков аристократии лежит постоянное противостояние обстоятельствам, которое создаёт мощное напряжение между сложившейся обстановкой и искомой.

Во-вторых, театральный характер жизни в эпоху рокайля неизменно порождал чувство духовного и эмоционального одиночества, что сопоставимо с одиночеством Ватто. Для светской публики духовные союзы были за рамками допустимого, игрой, а Ватто был обременён своей исключительностью, которую воспринимал не как дар, а как несчастье.

В-третьих, век рококо был ярким и коротким как для аристократии, так и для главного рокайль-ного живописца. Характерно то, что действия художника созвучны светским жестам - чем ближе

к концу, тем ярче вспышки жизненной энергии. Ватто предчувствовал свою смерть, а парижане осознавали скорую гибель своего государства.

Наконец, важным сходством биографии Ватто с образом рокайля является мнимая реальность: мир сна и мечты, в котором жил и творил Антуан Ватто, и мир театра, где нашли спасение угнетённые люди. Это не параллель, а точка соприкосновения - призрачная реальность - то место, в котором Ватто встречался со своими современниками и искренне ими восхищался, а люди-актёры преклонялись перед своим мастером. Уход от реальности действительно стал спасительным шагом для многих людей, заставших роковые перемены во Франции, а также стал способом работы и жизни (что в данном случае одно и то же) для великого живописца, чьё творческое наследие неоценимо на сегодняшний день. Одно невозможно без другого - без театральности своего времени Ватто не стал бы мастером галантных празднеств, а без Ватто мы бы никогда не увидели своими глазами мир рокайля, не ощутили бы реальность сна.

Список используемой литературы:

1. Алпатов, М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства.- М.: Изд-во Академия Художеств СССР, 1963. - С. 313320;

2. Бенуа, А. Н. История живописи //Том 4// [электронный ресурс]- Режим доступа:Ьйр://"№№иг.Ьепиа-Ы81:огу.ги/1149-vvedenie.html (дата обращения 21.12.2012);

3. Бирюкова, Н. Ватто и его время: Каталог выставки / Ленинград, 1972;

4. Вольская, В. Антуан Ватто. - М.: Изогиз, 1933;

5. Герман, М. Ю. Ватто. - М.: Изобразительное искусство, 1984;

6. Даниэль, С.М. Рококо: от Ватто до Фрагонара. - СПб.: Азбука-классика, 2007;

7. Кривцун, О.А. Эстетика //Глава 32// [электронный ресурс] - Режим доступа^йр://"№№и^ео1.ги/и8ег8/кг^8ип/ aesthetics.htm (дата обращения 23. 12. 2012);

8. Манфред, А.З. История Франции.- М.: Наука, 1972;

9. Немилова, И.С. Ватто и его произведения в Эрмитаже.- Л.: Сов. художник, 1964;

10. Пахсарьян, Н.Т. Поэтика фрагментарности в рококо и романтизме: Прево и Шатобриан // [электронный ресурс] - Режим доступа:http://19v-euro-1it.niv.ru/19v-euro-1it/artic1es-fra/pahsaryan-poetika-fragmentarnosti.htm (дата обращения 23. 12. 2012);

11. Федотова, Е.Д. Антуан Ватто. - М.: Белый город, 2002;

12. Чегодаев, А.Д. Антуан Ватто.- М.: Искусство, 1963.

Копийный портрет XVПI-XIX веков в частных художественных собраниях как явление русской культуры и искусства (на примере усадьбы Кусково и императорского дворца в Гатчине)

Проблема изучения копийных портретов ХУШ-Х1Х веков на примере частных художественных собраний как явления русской культуры и искусства является актуальной для современной истории искусств.

Не всегда дошедшие до наших дней портреты являются подлинными, написанными с натуры известными мастерами, гораздо чаще встречаются многочисленные повторения, так называемые «ко-

пийные портреты». Сохранившиеся и дошедшие до нас копийные портреты ХУШ-Х1Х веков представляют огромную историческую ценность.

Выполнение копий с ХУШ века в России было органичной частью деятельности портретистов, независимо от их профессионального уровня. Написание почти каждого портрета сопровождалось созданием копий. Такие портреты становились частью интерьеров дворцов и усадеб. Со-

семёнов Сергей Науч. руководитель -Березин Алексей Владимирович, доцент (Академия живописи, ваяния

и зодчества Ильи Глазунова, Москва)

ВЕСТНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

студенческая лаб оратория

№2 (02) 2013

бирательство портретов носило исторический, ретроспективный характер. Поэтому такие портреты, как изображения членов царской семьи, государственных и военных деятелей, представителей аристократических фамилий воспроизводились в большом количестве.

Жанр портрета занял определяющее место в живописи, начиная с петровского времени, когда определяющей чертой искусства становится его светский характер. Обученные художники начинают писать энергичных, полных собственного достоинства дворян. Череда дворцовых переворотов приостановила стремительный процесс ассимиляции русского искусства с западноевропейским, но затем век просвещения принес с собой моду на коллекционирование. Екатерина II первой сумела организовать систематизированную коллекцию живописи и поместила ее в Чесменском дворце Петербурга. Ее примеру собирательства стали следовать особы, приближенные ко двору. Картинные галереи появляются в домах царских сановников: И.Б.Шувалова, И.Г.Чернышева, К.Г.Разумовского, П.Б.Шереметева, Г.Г.Орлова. Портретное искусство стало необходимой частью дворянского быта, сложилась традиция формирования усадебных галерей. В такие галереи, как правило, входили портреты русских императоров и, поскольку они являлись фамильными, многочисленные портреты современников.

Известная русская усадьба XVIII века Кусково, в которой П.Б. Шереметевым собрана большая коллекция портретов, просуществовала в целостном виде с 1780 годов до наполеоновского нашествия. В составе коллекции к 1780 году было 128 портретов, уникально, но до сегодняшнего дня коллекция дошла почти полностью (только 10 портретов не сохранилось.) Многие портреты на обороте холста имеют исторические надписи XVIII - начала XIX веков, с указанием портретируемого и номера, который соответствует порядковым номерам в описи (1780-90гг.), содержащей указания на ряды и количество произведений в каждом участке галереи.

Авторами портретной галереи были крепостные художники графов Шереметевых. Известно, что самым достойным художником у П.Б.Шереметева был Иван Аргунов. Навыки живописного мастерства ему привил Георг Христофор Гроот, придворный художник Елизаветы Петровны (с 1746-49гг). Европейские художники способствовали становлению новой русской школы живописи, прививая ей европейский вкус. Аргунов овладел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. Гротовское влияние распространилось не только на Аргунова и его сыновей, но и на всех шереметевских кре-

постных художников, начиная от технологических приемов подготовки холста (подготовка и состав грунта), заканчивая живописными приемами.

Портреты шереметевского собрания являются копиями с оригиналов, написанных начиная с петровского времени и до екатерининской эпохи. Портреты, небольшие по размеру, преимущественно поясные изображения, характеризуются плоскостностью и скованностью, ограниченностью колорита. Они симметрично экспонировались и оформлялись, образую тематические композиции. Кусковское портретное собрание насчитывает большое количество копийных портретов, выполненных крепостными художниками с сохранившихся, несохранившихся или неизвестных оригинальных портретов.

В свою очередь кусковские копийные портреты послужили оригиналом для выполнения других портретных собраний. Одним из таких собраний является Гатчинская портретная галерея.

Целенаправленное формирование портретных галерей в Гатчинском дворце начинается при Николае I - в середине XIX века. В Арсенальном каре дворца появляются интерьеры, в убранстве которых главенствующую роль играют портреты. Прежде всего, это Готическая и Китайская галереи, Портретная галерея в бельэтаже около Театра. Портреты находились даже в служебных помещениях, никак не предназначенных для постороннего взора. В Китайской галерее, помимо бесчисленных произведений китайского и японского декоративно-прикладного искусства, были представлены портреты членов правящей династии от первых Романовых до Павла I - всего 102 портрета. Здесь можно было полюбоваться как работами прославленных художников, таких как Д. Левицкий, В. Боровиковский, И. Аргунов, А. Антропов, так и копиями, выполненными мастерами-копиистами с неизвестных авторов более ранних эпох. Готическая галерея находилась на первом этаже Арсенального каре около покоев Николая I и его супруги. Более скромная по отделке, она украшена, кроме фарфоровых восточных ваз, портретами представителей аристократических родов империи, наиболее важных государственных деятелей и сановников — всего 52 портрета. Портретная галерея бельэтажа Арсенального каре была самой обширной как по количеству - 156 портретов, так и по разнообразию представленных «исторических персон»: наряду с изображениями наиболее знатных русских вельмож, начиная с эпохи Петра I, стены галереи были увешаны портретами представителями правящих домов Европы. На протяжении середины - второй половины XIX века по Высочайшему распоряжению картины доставлялись из Мраморного, Таврического, Английского и других дворцов. В

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

№2 (02) 2013

студенческая лаборатория

Гатчине оказалась значительная часть портретов из знаменитой коллекции Чесменского дворца.

В 1836 году Николай Павлович посетил подмосковную усадьбу графа Д.Н. Шереметева Кусково, где осмотрел знаменитую портретную галерею, составленную еще в XVIII столетии. Под впечатлением от увиденного император принимает решение создать нечто подобное и в Гатчинском дворце и с этой целью он приказывает скопировать 37 портретов из шереметевского собрания. Работы по копированию портретов русских царей и государственных деятелей XVIII века выполнялись в Академии художеств под руководством профессора В.К. Шебуева «академистами, наиболее успевающими в живописи».

Семь академистов, кончивших курс академии, выполнили 37 копий с Шереметьевской портретной галереи к ноябрю 1836 года. Данные пор-

Список используемой литературы:

треты составили единый ансамбль и заняли свое место во дворце. Все портреты были оформлены в простые деревянные рамы черного цвета с надписью на табличке представленного лица.

В настоящее время Гатчинский дворец утратил собрание исторических портретов, заказанное Николаем I. Из 37 портретов во дворце хранится лишь пять. К ним относится: портрет князя Я.Ф. Долгорукова, графа Головина, А.А.Матвеева, князя Я.П.Шаховского, графа А.И.Остермана. Ряд портретов считается утраченным во время Великой Отечественной Войны. Таким образом, в настоящее время гатчинское портретное собрание является разрозненным, многие портреты остаются неизвестными или несохранившимися. Дальнейшая работа с архивными документами позволит определить входившие в данное собрание портреты и имена художников, выполнивших их.

1. Преснова Н.Г. Портретное собрание графов Шереметевых в усадьбе Кусково: Альбом-каталог. - М.: Изд-во «Минувшее», 2002.-654с.

2. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов.- СПб. , 1887. - Т. 2 (Е-О)

3. Русский портрет 18-19веков из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Каталог. - М.: Авангард, 1995.-128с.

4. Спасенные коллекции Гатчинского дворца: Сводный каталог музейных предметов, сохранившихся в период Великой Отечественной войны/ Сост. Родионов Е.А., Шукурова А.Э.- СПб, 2010.-621с.

Уважаемые исследователи: искусствоведы, аспиранты и студенты художественных вузов!

Международный институт антиквариата АБС является обладателем Большого собрания изящных искусств, состоящего из образцов европейского классического искусства XVII-XVШвв. Многие предметы до сегодняшнего дня ожидают своей атрибуции и научной интерпретации. В связи с этим МИА предлагает свое собрание для искусствоведческого анализа как отдельным специалистам, так и научным коллективам и нацелен на поддержку исследовательских проектов в виде дипломов, грантов, премий и т.д.

Одним из способов патронирования научных работ является их публикация в журнале «Мир искусств». В первом номере журнала уже рассказывалось о том, какие исследовательские и образовательные проекты разрабатывает Международный институт антиквариата АБС. В качестве иллюстрации связей института с высшей школой можно назвать статью студентки Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Наталии Чукман, опубликованную в рубрике «Студенческая лаборатория». В электронной версии нашего журнала будут помещены еще несколько студенческих работ.

Собрание включает крупные коллекции живописи, мебели, шпалер, часов, бронзы, вееров, серебра, представляющих художественную и историческую ценность. Исчерпывающую информацию о заинтересовавших исследователя предметах можно получить на сайте Международного института антиквариата (www.int-ant.ru).

К публикации принимаются оригинальные самостоятельные работы, не публиковавшиеся ранее. Желательно, чтобы в списке использованных источников были представлены монографические работы (отечественные и зарубежные). Рецензия научного руководителя (на студенческие работы) приветствуется.

Надеемся на плодотворное сотрудничество!

8ЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

шшр искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.