Научная статья на тему 'Популяризация культурного наследия средствами современных информационных технологий на примере Международного института антиквариата ASG'

Популяризация культурного наследия средствами современных информационных технологий на примере Международного института антиквариата ASG Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1247
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / САЙТ / WEBSITE / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКС-КУРСИЯ / VIRTUAL TOUR / МУЗЕЙНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / MUSEUM DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славкина Татьяна

Статья посвящена современным информационным технологиям, используемым в работе музеев. Раскрыты основные подходы к использованию современных информационных технологий на примере Международного института антиквариата ASG, особенности их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on modern information technology used in museums. This article examines the main approaches to the use of advanced information technologies on the example of the International Institute of antiques ASG, particularly their use.

Текст научной работы на тему «Популяризация культурного наследия средствами современных информационных технологий на примере Международного института антиквариата ASG»

популяризация культурного наследия средствами современных информационных технологий на примере международного института антиквариата ASG

татьяна славкина, PR-менеджер инвестиционной группы компаний ASG

Аннотация: Статья посвящена современным информационным технологиям, используемым в работе музеев. Раскрыты основные подходы к использованию современных информационных технологий на примере Международного института антиквариата ASG, особенности их применения.

Ключевые слова: интернет, информационные технологии, мультимедиа, сайт, виртуальная экскурсия, музейное проектирование.

Summary Abstract: This article focuses on modern information technology used in museums. This article examines the main approaches to the use of advanced information technologies on the example of the International Institute of antiques ASG, particularly their use.

Key words: Internet, information technology, multimedia, website, virtual tour, museum design.

Культурная база каждого индивидуума формируется на основании многих факторов, которые подкрепляются как ее материальными носителями (предметами искусства), так и нематериальными (формирующимися в процессе воспитания в социуме - семьей, педагогами, окружением). Если рассматривать всю совокупность проявлений человеческой культуры как достижения искусства и науки, то на протяжении всего развития человечества и до недавнего времени единственным местом, где вся информация была системно и последовательно сохранена, а также доступно изложена, были музеи и библиотеки. Именно музей предоставляет оптимальные условия раскрытия для общества культурного наследия в качестве вневременной ценности. Но сегодня потребности общества в получении качественной информации о культурном наследии несоизмеримо выросли, и информационные технологии играют роль основного инструмента в передаче знаний как социума в целом, так и музейной аудитории в частности. Поэтому важно не противопоставлять классический и инновационный метод, а использовать их симбиоз в коммуникационной системе. В процессе осуществления основных задач музея по сохранению и передаче знаний от поколения к поколению информационные технологии становятся одним из определяющих звеньев и поднимают его на принципиально новый уровень. Практически в каждом направлении музейной деятельности, будь то учет, хранение, экспонирование или популяризация, используется ряд достижений современных информационных технологий, который постоянно расширяется.

В этом контексте разнообразных музейных информационных ресурсов требуется изменение индивидуализированной психологии, присущей многим музейным работникам. Сложившаяся в музеях практика работы такова, что люди не стремятся делиться своими наработками, открытиями с широким кругом коллег под предлогом ложно понимаемого авторского права. Поэтому в данной сфере частные музеи зачастую выступают в качестве новаторов, хотя и роль некоторых государственных музеев неоспоримо велика. Работа в автоматизированной системе основана на психологии коллективизма и сотрудничества. Вместо разрозненной индивидуальной информации появляется общий информационный ресурс, качество которого зависит от усилий всех участников. Создание общего ресурса требует увеличения ответственности каждого за вводимую информацию, но в то же время становится мощным стимулирующим фактором повышения эффективности научной работы и дает возможность большему числу исследователей заниматься обработкой коллекции, одновременно пополняя общий ресурс[1].

Благодаря информационным технологиям в экспозиционной деятельности появился дополнительный канал в получении как информации, так и эмоций в рамках музейной коммуникации. Главная цель информационных технологий в музейной экспозиции - предоставление информации об объектах культурного наследия. Специфика музея заключается в наличии музейного предмета, а информационные технологии в экспозиции призваны играть роль вспомогатель-

ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

№1 (01) 2013

музейные технологии

ного средства по отношению к подлинным музейным предметам, исключение составляют те случаи, когда они сами являются историческими источниками. Специфика экспозиции как системы заключается в том, чтобы все ее элементы, в том числе информационное обеспечение, составляли единое целое и не нарушали ее гармоничность и сущностную основу [3].

Нужно учитывать, что применять информационные технологии при создании экспозиции необходимо на этапе разработки ее научной концепции, и делать это системно и в соответствии с актуальными исследованиями специалистов и опытом других музеев. Весьма актуальным является исследование информационных технологий в экспозиционном пространстве с точки зрения музейной психологии и музейной социологии. Перспективно изучение их воздействия на посетителя в зависимости от его психического состояния, исследование психологического влияния на посетителя технологий в музейной экспозиции, степени усвояемости материала, транслируемого путем технических средств, изучение зависимости эффективности информационных средств от состава музейной аудитории. Интересным, на взгляд К.В. Шведовой, является изучение эффективности информационных технологий при разработке музейно-образовательных программ для детей, людей с ограниченными возможностями и иных социальных групп музейной аудитории с учетом использования теоретических наработок в области музейной педагогики [4].

Зачастую информационные технологии обозначают и другим емким термином «мультимедиа», соединяющим значения слов «малти» (много) и «медиа» (среда). Дословно «мультимедиа» означает «многие среды», однако более корректно определять феномен мультимедиа как «полисреда», т.к. это единое пространство, в не-расчлененном виде представляющее различные виды и формы информации. Мультимедиа - это особый вид компьютерной технологии, объединяющий в себе как традиционную, статическую, визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию). Таким образом, в понятие «мультимедиа» включается широкий спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на человека (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Благодаря применению в мультимедийных услугах одновременного воздействия графической, ау-диальной (звуковой) и визуальной информации, эти средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений,

так и в практику информационных учреждений, и в домашний досуг. В силу многозначности термина под мультимедиа понимается и мультимедийная программа, и продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии, и компьютерное оснащение.

Использование технологии мультимедиа существенно расширило круг задач, решаемых в музеях с помощью компьютера и информационных технологий. Мультимедийное оборудование дает возможность оживить подлинные старинные аппараты, продемонстрировать архивные кино- и видеоматериалы, предоставить более подробную, расширенную информацию об экспонатах, о музее для самостоятельного изучения, рассказать о возможностях новых технологий [5].

Дополнительный эффект для личностно-о-риентированного образования, направленного на поиск средств и методов, соответствующих индивидуальным запросам каждого человека и создающих оптимальные условия для его самореализации, дает интерактивность таких информационных устройств. Эта особенность характерна и для представления всей совокупности музейной деятельности в интернете. Специалисты утверждают, что в будущем число виртуальных гостей музея превысит число его реальных посетителей, а центральное место в системе музейных public relations могут занять «Internetrelations» [2]. Поэтому эта часть работы в системе музейной деятельности должна занимать одно из приоритетных мест. Это касается как экспонирования музейной коллекции, так и популяризации научных исследований и иных достижений сотрудников музея.

Сайт Международного института антиквариата ASG, в полной мере отвечая этим требованиям, находится в процессе постоянного развития. Ос-

рис. 1. Printscreen главной страницы сайта МИА -www.int-ant.ru

вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

рис. 2. Элемент виртуального 3D-тура по выставке западноевропейского натюрморта «кошка в кладовой»

новные разделы сайта в полной мере реализуют поставленные перед ним задачи и отражают разнообразную деятельность института. Структура сайта, его дизайн и навигация работают так, чтобы дать посетителю широкое представление обо всех направлениях работы, а также максимально полно осветить Большое собрание изящных искусств АБС. В настоящий момент собрание насчитывает более 3000 единиц хранения, которые сгруппированы в оцифрованные коллекции и представлены для всех категорий посетителей на специальном разделе сайта. В разделе «Коллекции» экспонируются собрания живописи, мебели и декоративно-прикладного искусства, где каждый предмет представлен краткой информацией, фотографиями до и после реставрации, отдельных фрагментов и целиком. научные исследования по многим предметам представлены в соответствующем разделе и предназначены для специалистов данного профиля. На сайте отражена краткая информация по всем основным видам деятельности института, причем выставочная деятельность освещена наиболее широко. Помимо аннотации к выставке и основных данных о сроках проведения и времени посещения экспозиции, в разделе представлено значительное количество дополнительной информации: тексты (научные статьи о предметах, электронный путеводитель по выставке), видеоматериалы и фотоальбомы (рис.1).

Отдельного внимания заслуживают виртуальные экскурсии по постоянной экспозиции института, штаб-квартире АБС в средневековом французском замке Левевилль, а также по временным

выставкам. При создании 3Б-туров вся информация обрабатывается и подается для изучения с помощью различных каналов восприятия. Помимо возможности визуально осмотреть выставку в комплексе или подробно изучить отдельные экспонаты с аннотацией, посетитель сайта может прослушать удобный аудиогид с более подробным и основательным рассказом, в значительной степени заменяющий экскурсовода (рис. 2). Одной из основных задач сайта является взаимодействие с учреждениями культуры - государственными

музеями и музеями-заповедниками, учебными и научными учреждениями, а также популяризация деятельности института. Их реализации в значительной мере содействуют дополнительные представительства Международного института антиквариата АБС в социальных сетях и на популярных сайтах - Livejournal.ru, Facebook.com, Yotube.ru. На созданных страницах регулярно обновляется тематический контент, актуальный для целевой аудитории, происходит онлайн-общение и обмен информацией с другими пользователями данных ресурсов. Такое взаимодействие позволяет осуществлять системный мониторинг реакции аудитории на различные аспекты деятельности музея, отдельные предметы коллекций, акции и выставки.

Помимо внешней работы института современные информационные технологии незаменимы в реализации задач учета и хранения предметов фондов, перевода в цифровой формат коллекции. Для этого используется ряд различных программ и специализированных устройств, при этом индивидуальный набор определяется в каждом отдельном музее, исходя из общих и специфических задач, стоящих перед ним. так, в Международном институте антиквариата применяют весьма распространенную технологию штрихового кодирования, когда графическая информация в виде последовательности чёрных и белых полос, наносится на поверхность изделий в виде стикера, и представляет возможность считывания её специальными сканерами [5].

Такой способ дает ряд значительных преимуществ перед другими методами, но в дальнейшем будет прогрессировать в зависимости от новых поставленных задач (рис.3-4).

Современные информационные технологии используются и в издательской деятельности Международного института антиквариата АБС. Издавая полиграфическую продукцию, научные сотрудники зачастую ограничены стандартизированными объемами текстов и количеством ил-

уыр ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА

4Чир искусств

№1 (01) 2013

музейные технологии

Рис. 3,4. Процесс нанесения и считывания сканером информации штрих-кода

люстрации, в то время как электронные носители информации позволяют изложить абсолютно все имеющиеся материалы в удобном формате. В то же время полностью исключать классические бумажные версии буклетов, путеводителей и иной научной и популярной литературы нельзя, так как превалирующая часть целевой аудитории института оптимально воспринимает информацию через стандартные носители. Поэтому специалисты института пришли к выводу, что каждый из вариантов имеет свои плюсы и имеет право на существование. Чтобы соотнести бумажную и электронную версии и дать читателю возможность оценить оба варианта, была использована технология QR-кода (от англ. quick response - быстрый отклик). Этот двумерный штрих-код был разработан японской фирмой Denso-Wave и содержит в себе разнообразную информацию, состоящую из символов (включая кириллицу, цифры и спецсимволы) [6]. Чаще всего это бывают адрес сайта, телефон, электронная визитка, координаты местоположения и так далее. Как правило, этот код считывается приложением, установленным на мобильный телефон, после чего тот действует в зависимости от вида информации, заложенной в QR-код. Если это адрес сайта - открывает сайт в браузере, если это электронная визитка - добавляет нового абонента в контакт-лист. Если это обычный текст (например, информация о товаре) - просто выводит его на экран.

В полиграфической продукции, издаваемой Международным институтом антиквариата АБС (в том числе, и в «Мире искусств»), с помощью 0_Я-кодов читатель может перейти на страницу сайта института и там ознакомиться с полной версией материала, содержащей значительное количество дополнительной информации (рис.5-6).

В заключение остается добавить, что невозможно недооценить функциональное значение информационных технологий в музейном проектировании и широкие возможности их использования при совершенствовании экспозиции, в том числе и виртуальной. Первые персональные компьютеры достаточно широко стали использоваться в России с начала 1990-х годов - именно в тот период было положено начало формированию Большого собрания изящных искусств АБС. В течение более 20 лет вместе с увеличением коллекций росла и сфера применения различных программ для оптимального создания автоматизированных информационно-справочных систем, которые могли бы использоваться всеми заинтересованными лицами для ускоренного поиска самой различной информации о музейных предметах для использования в повседневной практической работе, экспозиционной, выставочной, экскурсионной и другой деятельности. Безусловно, и в будущем подобная практика будет реализовываться на системной основе, а использование последних достижений научно-технического прогресса способствует реализации основных целей и задач Международного института антиквариата АБС, а также позиционированию его в качестве ведущего частного учреждения культуры.

Рис. 5, 6. Пример размещения ОК-кода в печатном издании -Большом путеводителе по Инвестиционной группе компаний Л8С

Список использованной литературы:

1. Глаголев, М.В. Культурные ценности в контексте современного информационного пространства: Дис. канд. культурологии: 24.00.01 / М.В. Глаголев. - M., 2004.

2. Заславец, H.H. Информационное обеспечение музейной экспозиции на примере Государственного исторического музея: дис. д-ра культурологии: 24.00.03/ H.H Заславец. - СПб, 2008.

3. Пономарев Б.Б. Музей как коммуникационная система: проблемы гармонизации историко-культурного и информацион-но-деятельностного компонентов: дис. канд. культурологии: 24.00.03 / Б.Б. Пономарев. - Краснодар, 2002.4. Шведова К.В. Трансформация информации в коммуникативных процессах культуры: Дис. . канд. филос. наук: 24.00.01 / К.В. Шведова. -Ростов-н/Д, 2004.

5. Шлыкова О.В. Социокультурная природа мультимедиа: Дис. . д-ра культурологии: 24.00.01 / О.В. Шлыкова. - М., 2004.

6. Википедия-свободная энциклопедия. - режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D1%80%D0%B8 %D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4.

7. Википедия-свободная энциклопедия. - режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/QR-%D0%BA%D0%BE%D0%B4

уыр ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.