Научная статья на тему 'Государственная поддержка развития малого бизнеса при производстве молока в Пензенской области'

Государственная поддержка развития малого бизнеса при производстве молока в Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОКО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КООПЕРАТИВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Столярова О. А.

Проведен анализ развития молочного скотоводства в малых формах хозяйствования Пензенской области. Полученные данные свидетельствуют об увеличении производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Рассмотрены основные направления государственной поддержки развитию малого бизнеса при производстве молока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка развития малого бизнеса при производстве молока в Пензенской области»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 631.115.1:637.12/14(470.40)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКАРАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ МОЛОКА

В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

О. А. СТОЛЯРОВА,

кандидат экономических наук,доцент, заведующая кафедрой экономики АПК E-mail: [email protected] Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

Проведен анализ развития молочного скотоводства в малых формах хозяйствования Пензенской области. Полученные данные свидетельствуют обувеличении производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Рассмотрены основные направления государственной поддержки развитию малого бизнеса при производстве молока.

Ключевые слова: молоко, продовольственная безопасность, малый бизнес, кооператив, государственная поддержка, субсидии.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности важным приоритетом является самообеспечение страны качественной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. В настоящее время население страны обеспечено молоком отечественного производства на 83 % при пороговом значении, предусмотренном Доктриной продовольственной безопасности, — 90% [5]. Значение молочного скотоводства определяется не только его высокой долей в производстве валовой продукции, но и большим влиянием на уровень обеспечения населения как страны, так и региона продуктами питания.

За последние годы производство молока в Российской Федерации увеличивается. В 2009 г. произведено 32,59 млн т молока, что на 229,5тыс. т, или на0,7%, большеуровня 2008г. (табл. 1) [3].

Производство молока в личных подсобных хозяйствах населения страны снизилось на 40,9 тыс. т, или на 0,2 %, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах оно увеличилось на 53,3тыс. т, или на 3,9 %.

Производство молока во всех категориях хозяйств Пензенской области в 2009г. снизилось на 39,7% по сравнению с уровнем 1990г. и на 7,0 % по сравнению с 2008 г. и составило 511,2тыс. т (табл. 2) [4].

Необходимо отметить, что в крестьянских (фермерских) хозяйствах количество произведенного молока из года в год увеличивается: с 1995 г. — в6,5 раза.

Снижение валового производства молока в регионе связано с сокращением поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий с 1990 г. в 2,9 раза, в том числе поголовья коров — в 2,7 раза (рис. 1).

Поголовье коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах Пензенской области в 2009 г. возросло в 49 раз по сравнению с 1990 г. (рис. 2).

Важное место в агропромышленном комплексе (АПК) Пензенской области принадлежит малым формам хозяйствования: крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, личным подсобным хозяйствам населения, сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Этот сектор в регионе дает более 50 % общего объема производства валовой продукции сельского хозяйства.

Таблица 1

Производство молока в хозяйствах всех категорий РФ, тыс. т

Категории хозяйств 2008 г. 2009 г. Изменение объема производства в 2009 г. по отношению к 2008 г.

% тыс. т

Хозяйства всех категорий 32362,6 32592,1 100,7 229,5

В том числе:

сельскохозяйственные организации 14 246,2 14 463,3 101,5 217,1

личные подсобные хозяйства населения 16 737,2 16 696,3 99,8 -40,9

крестьянские (фермерские) хозяйства 1 379,2 1 432,5 103,9 53,3

Таблица 2

Производство молока в хозяйствах Пензенской области, тыс. т

Категории хозяйств Год 2009 г.к 1990г., %

1990 1995 2007 2008 2009

Хозяйства всех категорий 846,8 691,0 537,1 549,2 511,2 60,3

В том числе:

сельскохозяйственные организации 616,7 436,0 195,4 198,0 179,8 29,2

личные подсобные хозяйства населения 230, 1 252,5 329,8 337,5 315 136,9

крестьянские (фермерские) хозяйства - 2,5 11,9 13,7 16,4 -

Крупный рогатый скот В том числе коровы

1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Рис.

250

200

150

100

1. Поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров, в хозяйствах всех категорий Пензенской области, тыс. гол.

1990

2002

2006

2007

2008

2009

Рис. 2. Поголовье коров по категориям хозяйств, тыс. гол.

В Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008— 2012 годы» в качестве основного направления увеличения конкурентоспособности сельского хозяйства России выделяется формирование системы сельской потребительской кооперации. Реализация государственных и муниципальных программ создала предпосылки и положила начало формированию в Пензенской области системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. До этого в регионе практически отсутствовали сельскохозяйственные потребительские кооперативы, отвечающие требованиям законодательства. Немаловажную роль в создании социально-экономических предпосылок развития системы сыграли областные программы: «Развитие личных подсобных хозяйств», принятая в 2003 г., и

Сельскохозяйственные организации

Личные подсобные хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства

«Развитие и поддержка малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области», принятая в 2005 г. За 2005—2010 гг. численность крестьянских (фермерских) хозяйств менялась следующим образом:

Год....................... 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Численность крестьянских (фермерских)

хозяйств........... 2 232 2 402 2 774 2 342 2 703 3 500

В Пензенской области на начало 2010 г. насчитывалось 3 500 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые имели в своем распоряжении 213,1 тыс. га земель, включая 211,6тыс. гасельско-хозяйственныхугодий (рис. 3).

С 1995 г. средний размер земельного участка крестьянских (фермерских) хозяйств постоянно увеличивается: с 38гав 1995 г. до 225 га в 2009 г. Идет процесс их укрупнения. За анализируемый период ихдоля в валовом производстве сельскохозяйственной продукции возросла с 0,6 до 5,8 %. Крестьянские (фермерские) хозяйства специализируются в основном на производстве растениеводческой продукции.

С 1995 г. посевные площади были увеличены в 4,2 раза и составили в 2009 г. 198,2тыс.га. Под зерновыми культурами посевные площади за анализируемый период выросли в 3,8 раза, под кормовыми культурами — в5,2 раза.

Положительные тенденции в аграрном секторе экономики сохраняются и в животноводстве. Поголовье крупного рогатого скота на 01.01. 2010 составило 11,7тыс. гол., что в 4,5 раза превышает уровень 1995г., в том числе коров — в 3,2 раза. Однако доля его в валовом производстве животноводческой продукции остается незначительной по сравнению с растениеводством. Крестьянские (фермерские) хозяйства производят 3,2 % молока, 1,5 % скота и птицы на убой (в убойной массе), тогда как по зерну (в массе после доработки) — более 17%, по подсолнечнику — 24,6% в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Животноводство в крестьянских (фермерских) хозяйствах необходимо рассматривать как конкурентоспособный сектор агробизнеса в регионе.

Важное место в обеспечении населения региона продовольствием принадлежит личным подсобным хозяйствам населения. Однако за последние годы вклад этого сектора в обеспечение населения продовольствием снижается. Так, например, производство молока в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

снизилось на 22,5тыс. т, или на 6,7 %. Это связано со снижением поголовья коров на 10,5 %. Одной из причин является жесткая конкуренция на рынке продовольствия.

Вывести личные подсобные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства на новый уровень призваны сельскохозяйственные кооперативы. Они, как минимум, гарантированно удовлетворяют потребности своих членов в услугах по наиболее выгодным ценам. Кроме того, сельскохозяйственные потребительские кооперативы создают предпосылки для снижения затрат и роста доходности входящих в них пайщиков. Численность сельскохозяйственных кооперативов в области за 2000—2010 гг. менялась следующим образом:

Год................................ 2000 2006 2007 2008 2009 2010

Численность

кооперативов, ед........ 0 64 72 80 860 1 200

Одной из наиболее успешных форм кооперации в регионе являются сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК). Создаются СКПК в основном сельскохозяйственными товаропроизводителями для удовлетворения своих потребностей в мелком кредите, они способствуют повышению финансовой устойчивости и платежеспособности фермеров, сельских предпринимателей и личных подсобных хозяйств граждан, улучшению социально-бытовых условий, обеспечению занятости и росту благосостояния сельского населения.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы постепенно расширяют свою деятельность в регионе. В Пензенской области на 10.09.2010 было зарегистрировано 54 СКПК. Средние и малые сельскохозяйственные товаропроизводители — крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства — активно пользуются услугами кооперативов. Активное развитие районных СКПК потребовало создания кооператива второго уровня — областного, который способствует развитию всей системы кредитных кооперативов. С 2008 г. кооперативом выдано 17 займов на сумму более 6,5 млн руб.

Сельскохозяйственный кредитный кооператив второго уровня (областной) одной из главных задач ставит развитие и совершенствование деятельности первичных СКПК, расширение сферы их влияния, улучшение условий предоставления займов, наращивание объемов и видов финансовых услуг для удовлетворения в них спроса членов кооператива.

Для развития малых форм хозяйствования в Российской Федерации в 2009 г. выплачено 6 млрд руб. субсидий. В Пензенской области для увеличения производства молока принята отраслевая целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Пензенской области на 2010—2012 годы». На ее реализацию планируется из областного бюджета выделить 142,5 млн руб. [2].

Для развития малого бизнеса в молочном скотоводстве в области выделяются субсидии (рис. 3) на поддержку племенного животноводства, возмещение части затрат на содержание одной головы дойного стада коров, компенсацию части затрат на закупку комбикормов для дойных коров.

В настоящее время государственная поддержка кооперативов в Пензенской области осуществляется по шести основным направлениям:

Субсидии на развитие малого бизнеса в молочном скотоводстве

Сельскохозяйственным товаропроизводителям, кроме граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на возмещение части затрат на приобретение племенных животных, закупаемых в племенных хозяйствах

40 тыс. руб. за1т живой массы племенного поголовья крупного рогатого скота (телки, нетели, коровы)

Субсидии на возмещение части затрат на содержание одной головы дойного стада коров

Предприятиям по искусственному осеменению на поставку семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства

22 руб. за каждую реализованную дозу семени из расчета расхода не более 2 доз на одно плодотворное осеменение коров и телок

Сельскохозяйственным товаропроизводителям Пензенской области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство)

3 500 руб. на 1 голову коров дойного стада, при условии сохранения поголовья коров дойного стада в течение одного года - с 01.08.2010по 01.08.2011.

проведение активной пропаганды кооперативных продуктов через средства массовой информации, создание позитивного имиджа сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их продукции; предоставление СКПК на льготных условиях площадок для развития производственной деятельности, а также помещений в «бизнес-инкубаторах»;

субсидирование 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам и займам, привлекаемым кооперативами (либо его членами) на развитие основной деятельности; предоставление гарантий по привлекаемым кредитам и займам гарантийным фондом ОАО «Поручитель»;

предоставление фондом ОАО «Поручитель» краткосрочных займов на срок не более 12 мес. в размере до 600тыс. руб.; предоставление на конкурсной основе субсидий в размере до 25 %, но не более 2 млн руб. на

Субсидии на компенсацию части затрат на закупку комбикормов для дойных коров

Сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам

Не более 50% фактической стоимости приобретенных комбикормов для дойных коров, но в пределах 9 руб. за1кг

Рис. 3. Выплата субсидий на развитие малого бизнеса в молочном скотоводстве

возмещение затрат, связанных с реализацией проектов [1].

Введен такой вид поддержки, как субсидирование 30 % расходов на приобретение нового вида оборудования молочного скотоводства. Сельскохозяйственные товаропроизводители, включая малые формы хозяйствования, могут поставить молокопроводы, охладители, купить миксеры для приготовления кормов и др. Это будет способствовать повышению продуктивности коров, снижению трудоемкости производства молока, увеличению его конкурентоспособности.

Основными требованиями к субъектам малого и среднего предпринимательства, предъявляемыми для получения государственной поддержки, являются:

• соответствие заемщика критериям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»;

• заемщик должен быть зарегистрирован и осуществлять свою деятельность на территории Пензенской области;

• заемщик должен обеспечивать средний уровень заработной платы работников не ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пензенской области;

• у заемщика не должно быть просроченной задолженности по оплате труда работникам;

• у заемщика не должно быть просроченных обязательств по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней. На взгляд авторов, механизм кредитования

требует совершенствования. Должны создаваться и работать ревизионный союз, гарантийные и залоговые фонды, банки и страховые компании при активном участии институтов государственной

поддержки в форме субсидирования и прямой бюджетной поддержки. Все это обеспечит малому бизнесу на селе доступность к кредитным ресурсам.

Список литературы

1. И два миллиона в придачу // Сельские ведомости. 2010, № 6. С. 4.

2. Приоритеты в АПК Пензенского региона на 2010г. // Сельские ведомости. 2010, № 10. С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Россия в цифрах // Росстат. М., 2010. С. 257.

4. Сельское хозяйство Пензенской области: стат. сборник. Пенза, 2010.

5. Скрынник Е. Б. Государственная стратегия модернизации АПК // АПК: экономика, управление. 2010, № 6. С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.