Научная статья на тему 'Государственная поддержка малых форм хозяйствования в развитии производства молока'

Государственная поддержка малых форм хозяйствования в развитии производства молока Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
422
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА / SMALL FARMS / HOUSEHOLDS / PEASANT FARMS / STATE SUPPORT / CONSUMER COOPERATIVE / MILK PRODUCTION

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Дозорова Татьяна, Александрова Наталья, Утьманова Наталья

Малые формы сельскохозяйственного производства являются полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса Ульяновской области. В 2015 г. в общем объеме сельскохозяйственного производства на их долю приходилось 55,7%, в том числе в производстве молока 63,1%. Существенный вклад в развитие молочного скотоводства малых форм хозяйств на территории региона оказывает государственная поддержка. Однако увеличение объемов государственной поддержки в 2012-2015 гг. сопровождалось сокращением производства молока в МФХ на 27,1% в 2015 г. по сравнению с 2010 г., что во многом обусловлено существенным снижением валового надоя молока в хозяйствах населения вследствие низкого уровня материально-технической базы и отсутствия эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции. Решению этих проблем будет способствовать развитие потребительской кооперации на селе, которая позволит организовать систему закупок сельскохозяйственной продукции у населения, создать полный замкнутый цикл воспроизводства готовой продукции, повысить уровень занятости и доходов сельского населения. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве позволит совершенствовать социально-экономические процессы становления и функционирования всех форм семейного хозяйства на основе удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и обеспечения их доходов; создать условия для наращивания объемов производства молока на основе концентрации процесса производства и кооперации различных хозяйствующих субъектов; повысить уровень занятости сельского населения с учетом развития альтернативных направлений на основе кооперации; ориентировать малые формы хозяйствования на создание малых агропромышленных кластеров как инновационной системы с использованием рационального государственного и правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small forms of agricultural production are a full and integral part of agro-industrial complex of Ulyanovsk region. In 2015, their proportion in the total volume of agricultural production was 55.7%, including in the production of milk 63.1%. State support has a significant contribution to the development of dairy cattle breeding of small farms in the region. However, the increase of state support in 2012-2015, was accompanied by a reduction of milk production in small forms of agricultural production by 27.1% in 2015 compared to 2010, largely due to a substantial decrease in gross milk yield in households due to the low level of material base and lack of an effective system of marketing of agricultural products. The development of a consumer cooperativein rural areas will contribute to the solution of these problems. This kind of cooperative will allow to organize a system of procurement of agricultural products from the population, to create a complete closed cycle of reproduction of finished products, to increase the level of employment and incomesofrural population. State support of development of small forms of agricultural productionwill allow to improve the socio-economic processes of the development and functioning of all forms of family agriculture on the basis of the satisfaction of needs of population in food products and securing their income; to create conditions for increasing the volume of milk production on the basis of concentration of the production process and cooperation of various business entities; to increase the level of employment of the rural population with the development of alternative areas on the basis of the cooperative; to target small businesses for the development of small agro-industrial clusters as an innovative system using rational state and legal regulation.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малых форм хозяйствования в развитии производства молока»

10. Bezdolnaya T.Yu., Tatarinova M.N. Osobennosti raz-vitiya organizacionno-pravovoj formy agrobiznesa v Rossii i v razvityx stranax // APK: ekonomika i upravlenie. 2013. № 1. S. 74-79.

11. Churilova K.S., Bilko A.M., Volkova E.A. Formy xo-zyajstvovaniya v agrarnom sektore Amurskoj oblasti: or-ganizacionno-ekonomicheskij aspekt // Dalnevostochnyj agrarnyj vestnik. 2015. № 4 (36). S. 60-69.

12. Brytkov M., Loginov D., Koryakin E. Effektivnost dey-atelnosti selxozproizvoditelej razlichnyx organizacionno-pravovyx form xozyajstvovaniya // Mezhdunarodnyj selsko-xozyajstvennyj zhurnal. 2007. № 4. S. 31-34.

13. Karsetskaya E. Zhizn akcionernyx obshhestv: do i posle 1 sentyabrya 2014 goda [Elektronnyj resurs] // Korpo-rativnye strategii № 30 (9546). 2014. URL: https://www.eg-online.ru/article/253080/ (data obrashheniya: 16.09.2016).

14. Slobodyan E. Chto takoe OAO i ZAO i pochemu ix uprazdnili v Rossii? [Elektronnyj resurs] // Argumenty i fakty. 05.09.2014. URL:http://www.aif.ru/dontknows/file/chto_ ta koe_oao_i_zao_i_pochem u_i h_u prazd n i l i_v_ro ss i i (data obrashheniya: 16.09.2016).

15. Tarasov N.G. Budushhee selskoxozyajstvennyx proiz-vodstvennyx kooperativov // Nikonovskie chteniya-1997 «Lichnoe i kollektivnoe v sovremennoj derevne». S. 80.

16. Martynov V. Problemy razvitiya proizvodstvennyx selskoxozyajstvennyx kooperativov // Rossijskij fermer. 1996. № 20. — Citiruetsya po Tarasov N.G. Budushhee selskoxozyajstvennyx proizvodstvennyx kooperativov // Nikonovskie chteniya-1997 «Lichnoe i kollektivnoe v sovremennoj derevne». S. 79.

17. Federalnyj zakon ot 24.07.2007 g. № 209-FZ (red. ot 03.07.2016 g.) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel-stva v Rossijskoj Federacii». St. 4 [Elektronnyj resurs] // Spra-vochno-pravovaya sistema «Konsultant-Plyus» (data obrash-heniya: 16.09.2016).

18. Prirodno-selskoxozyajstvennoe rajonirovanie zemel-nogo fonda SSSR / Pod red. D.I. Shashko. M., 1975. 389 s.

viapi@mail.ru

УДК 631.15

Татьяна Дозорова,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой, Наталья Александрова,

кандидат экономических наук, старший преподаватель, Наталья Утьманова,

ассистент,

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина, г. Ульяновск

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

Малые формы сельскохозяйственного производства являются полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса Ульяновской области. В 2015 г. в общем объеме сельскохозяйственного производства на их долю приходилось 55,7%%, в том числе в производстве молока — 63,1%%. Существенный вклад в развитие молочного скотоводства малых форм хозяйств на территории региона оказывает государственная поддержка. Однако увеличение объемов государственной поддержки в 2012-2015 гг. сопровождалось сокращением производства молока в МФХ на 27,1%% в 2015 г. по сравнению с 2010 г., что во многом обусловлено существенным снижением валового надоя молока в хозяйствах населения вследствие низкого уровня материально-технической базы и отсутствия эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции. Решению этих проблем будет способствовать развитие потребительской кооперации на селе, которая позволит организовать систему закупок сельскохозяйственной продукции у населения, создать полный замкнутый цикл воспроизводства готовой продукции, повысить уровень занятости и доходов сельского населения. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве позволит совершенствовать социально-экономические процессы становления и функционирования всех форм семейного хозяйства на основе удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и обеспечения их доходов; создать условия для наращивания объемов производства молока на основе концентрации процесса производства и кооперации различных хозяйствующих субъектов; повысить уровень занятости сельского населения с учетом развития альтернативных направлений на основе кооперации; ориентировать малые формы хозяйствования на создание малых агропромышленных кластеров как инновационной системы с использованием рационального государственного и правового регулирования.

S u m m a r y

Small forms of agricultural production are a full and integral part of agro-industrial complex of Ulyanovsk region. In 2015, their proportion in the total volume of agricultural production was 55.7%, including in the production of milk — 63.1%. State support has a significant contribution to the development of dairy cattle breeding of small farms in the region. However, the increase of state support in 2012-2015, was accompanied by a reduction of milk production in small forms of agricultural production by 27.1% in 2015 compared to 2010, largely due to a substantial decrease in gross milk yield in households due to the low level of material base and lack of an effective system of marketing of agricultural products. The development of a consumer cooperati'vein rural areas will contribute to the solution of these problems. This kind of cooperative will allow to organize a system of procurement of agricultural products from the population, to create a complete closed cycle of reproduction of finished products, to increase the level of employment and incomesofrural population. State support of development of small forms of agricultural productionwill allow to improve the socio-economic processes of the development and functioning of all forms of family agriculture on the basis of the satisfaction of needs of population in food products and securing their income; to create conditions for increasing the volume of milk production on the basis of concentration of the production process and cooperation of various business entities; to increase the level of employment of the rural population with the development of alternative areas on the basis of the cooperative; to target small businesses for the development of small agro-industrial clusters as an innovative system using rational state and legal regulation.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства, государственная поддержка, потребительский кооператив, производство молока.

Keywords: small farms, households, peasant farms, state support, consumer cooperative, milk production.

Малые формы сельскохозяйственного производства (МФХ) являются полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса Ульяновской области. Кроме обеспечения продовольствием, малые формы хозяйствования содействуют решению социальных проблем развития сельских территорий, обеспечивают занятость населения [1, 2].

В сельскохозяйственном производстве Ульяновской области к малым формам хозяйствования относятся 168,2 тыс. человек, ведущих личные подсобные хозяйства, 472 крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2015 г. в общем объеме сельскохозяйственного производства на их долю приходилось 55,7%, в том числе в животноводстве — 62,3%. Ведущую роль занимают МФХ и в производстве молока (табл. 1).

В динамике 2010-2015 гг., несмотря на тенденцию снижения, удельный вес МФХ в общем объеме производства молока в Ульяновской области составил свыше 50%. При этом доля хозяйств населения в производстве обозначенной продукции уменьшилась с 65,3 до 53,4%, что сопровождалось ростом доли крестьянских (фермерских) хозяйств в 2 раза, составив 9,7%.

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING

Уменьшение доли МФХ в производстве молока обусловлено снижением общего надоя молока в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах — в среднем ежегодно на 6,1%, что во многом обусловлено сокращением поголовья коров. В динамике 2010-2015 гг. общее поголовье коров в хозяйствах всех категорий Ульяновской области сократилось на 19,0%, в том числе в МФХ — на 25,6%. В разрезе категорий хозяйств существенное сокращение поголовья коров наблюдается в хозяйствах населения (на 33,6%). Крестьянские (фермерские) хозяйства характеризуются ростом поголовья коров в 1,6 раза за 2010-2015 гг.

Существенный вклад в развитии молочного скотоводства крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Ульяновской области оказала реализация целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» [5, 6].

Основной целью программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области» являлось развитие крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции путем обеспечения условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств; создания условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов; стимулирования перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.

За период реализации целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Ульяновской области» грантовую поддержку получили 171 крестьянское (фермерское) хозяйство, общая сумма предоставленных субсидий составила 210 млн руб., что позволило приобрести 553 коровы, более 18 млн руб. было вложено в реконструкцию и модернизацию 43 животноводческих помещений.

Программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» была направлена на увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и их дальнейшее развитие и решала задачи, связанные с поддержкой проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше гол. сельскохозяйственных животных. Комплекс мер, направленных на реализацию обозначенной цели и задач программы, включал строительство, реконструкцию или модернизацию, а также комплектацию животноводческих ферм; создание сельскохозяйственных перерабатывающих, снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки и сбыта продуктов животноводства.

Реализация целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» в Ульяновской области дала возможность предоставления

Таблица 1

Роль малых форм хозяйствования в производстве молока Ульяновской области

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2010 г.

Численность хозяйств населения, тыс. человек 170,2 168,2 168,2 168,2 168,2 168,2 98,8

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, ед. 680 480 520 539 404 472 69,4

Удельный вес МФХ в структуре сельскохозяйственного производства — всего, % 64,5 54,2 52,3 54,9 54,1 55,7 -8,8

В том числе: хозяйства населения 60,5 46,5 45,5 46,0 44,3 45,8 -14,7

крестьянские (фермерские) хозяйства 4,0 7,7 6,8 8,9 9,8 9,9 +5,9

Удельный вес МФХ в общем объеме производства молока — всего, % 70,1 70,2 68,9 68,0 64,7 63,1 -7,0

В том числе: хозяйства населения 65,3 64,1 61,5 60,2 56,7 53,4 -11,9

крестьянские (фермерские) хозяйства 4,8 6,1 7,4 7,8 8,0 9,7 4,9

Поголовье коров — всего, тыс. гол. 43,0 42,9 42,9 37,0 30,7 32,0 74,4

В том числе: хозяйства населения 39,3 38,5 37,6 31,8 25,6 26,1 66,4

крестьянские (фермерские) хозяйства 3,7 4,4 5,3 5,2 5,1 5,9 159,5

Среднегодовой удой молока, кг 4162 4190 4215 4415 4303 4159 99,9

В том числе: хозяйства населения 4262 4219 4226 4532 4459 4231 99,3

крестьянские (фермерские) хозяйства 3934 3967 4414 4268 3994 3981 101,2

Производство молока — всего, тыс. т 182,6 183,4 184,5 181,8 150,5 133,1 72,9

В том числе: хозяйства населения 170,1 167,4 164,6 161,0 131,8 112,7 66,3

крестьянские (фермерские) хозяйства 12,5 16,0 19,9 20,8 18,7 20,4 163,2

Таблица 2

Финансовое обеспечение мероприятий и целевые индикаторы программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области на 2014-2020 годы» (из регионального бюджета)

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Целевая программа «Поддержка начинающих фермеров», млн руб. 13,0 7,0 11,0 10,0 15,0 15,6 16,3

Целевая программа «Развитие семейных животноводческих ферм», млн руб. 10,0 2,3 9,1 9,0 11,5 12,0 12,5

Индекс производства продукции животноводства, % 105,0 104,0 103,8 103,4 103,3 103,4 103,6

Объем производства молока в хозяйствах всех категорий, тыс. т 279,0 285,4 291,4 298,1 305,2 313,8 321,3

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, ед. 41 41 42 42 43 44 44

Количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, ед. 8 8 8 8 8 8 10

16 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6/2016 www.mshj.ru

Таблица 3

Меры государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в субъектах РФ

Субъект РФ

Меры государственной поддержки

Ростовская область

Закон Ростовской области от 29 июля 2015 г. № 391-ЗС «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Ростовской области»

Курганская область

Закон Курганской области от 25 февраля 2016 г. № 2 «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Курганской области»

Республика Хакасия

Постановление Правительства Республики Хакасия от 14.01.2016 г. № 03 «О Порядке предоставления государственной поддержки в виде грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»

Краснодарский край

Закон Краснодарского края от 09.07.2013 г. № 2751-КЗ «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае»

Республика Татарстан

Закон Республики Татарстан от 12 января 2016 г. № З-ЗРТ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Республики Татарстан», Ведомственная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Татарстан на 20152017 годы».

Основные мероприятия, направленные на поддержку развития потребительской кооперации и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включают следующие направления:

1) субсидии сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам;

2) гранты организациям потребительской кооперации, потребительским кооперативам, а также их союзам на финансовое обеспечение части затрат на приобретение транспортных средств для организации торговли в малонаселенных пунктах и на приобретение основных средств для заготовки, сбыта, переработки и хранения сельскохозяйственной и пищевой продукции;

3) субсидии организациям потребительской кооперации (их союзам) и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на уплату авансовых и текущих лизинговых платежей при приобретении в лизинг основных средств;

4) субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации (их союзам) на возмещение части затрат на приобретение основных средств.

Государственная поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Курганской области осуществляется посредством:

1) предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидий;

2) предоставления грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

3) создания условий для вовлечения граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств в целях повышения их доходности в систему сельскохозяйственной потребительской кооперации;

4) стимулирования инвестиционной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, направленной на создание объектов производственной инфраструктуры;

5) предоставления в установленном действующим законодательством порядке налоговых льгот;

6) содействия реализации принятых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами программ их развития, предусматривающих практические меры по расширению заготовительной, производственной, торговой и иной деятельности;

7) организации дополнительного профессионального образования членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также их работников;

8) реализации государственных программ (подпрограмм) Курганской области, направленных на поддержку сельскохозяйственной потребительской кооперации;

9) содействия реализации муниципальных программ, предусматривающих мероприятия, направленные на поддержку сельскохозяйственной потребительской кооперации;

10) реализации государственных программ Курганской области, направленных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, в целях обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Гранты предоставляются на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе:

- на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов;

- на приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов;

- на приобретение специализированных основных средств;

- на уплату части взносов по договорам лизинга оборудования и технических средств для хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки сельскохозяйственных животных, рыбы и объектов аквакультуры, охлаждения молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки и транспортировки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

Государственная поддержка развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Краснодарского края осуществляется по следующим основным направлениям:

1) предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам;

2) предоставление субсидий на оказание услуг, связанных с финансовым посредничеством по обеспечению исполнения обязательств сельскохозяйственных потребительских, в том числе кредитных, кооперативов первого уровня;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) предоставление субсидий кооперативам второго уровня на создание объектов производственной инфраструктуры;

4) предоставление грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

5) предоставление земельных участков;

6) информационное обеспечение реализации государственной политики по развитию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;

7) подготовка и дополнительное профессиональное образование членов и работников организаций, входящих в систему сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Государственная поддержка развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Республики Татарстан осуществляется по следующим основным направлениям:

1) предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных заготовительно-потребительских кооперативов, заготовительных организаций и предприятий потребительской кооперации по закупке, переработке и реализации мяса, шерсти и кожевенного сырья в 2016 году;

2) предоставление грантов на развитие материально-технической базы кооперативам:

- строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов;

- приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных зданий;

- приобретение специализированных основных средств;

- уплату части взносов по договорам лизинга оборудования и технических средств.

£

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING

Таблица 4

Государственная поддержка развития потребительской кооперации на селе в Ульяновской области на 2017-2019 гг., тыс. руб.

Меры государственной поддержки Средства регионального бюджета Ульяновской области

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Развитие потребительских обществ 4500,0 4500,0 6500,0

Предоставление грантов в форме субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы 8000,0 16000,0 32000,0

Субсидии на 1 л молока 22500,0 34500,0 50000,0

Субсидии на приобретение поголовья крупного рогатого скота 3750,0 7560,0 11700,0

Строительство объектов АПК 1130,0 2595,0 4890,0

Информационная, консультационная и методическая поддержка 5000,0 7000,0 10000,0

Всего 44880,0 72155,0 115090,0

Таблица 5

Индикаторы реализации законопроекта «О мерах государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ и отдельных категорий граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Ульяновской области», направленные на развитие производства молока

Мероприятия, направленные на развитие производства молока Сроки достижения целей предлагаемого регулирования Индикаторы достижения целей регулирования по годам

Предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам и потребительским 2017 г. (по ставке 1,5 руб. за 1 л молока) 15,00 тыс. т молока

обществам из областного бюджета Ульяновской области субсидий в целях возмещения их затрат в связи с осуществлением закупок молока у отдельных категорий граждан, ведущих личное подсобное хозяйство 2018 г. (по ставке 2 руб. за 1 л молока) 17,25 тыс. т молока

2019 г. (по ставке 2,5 руб. за 1 л молока) 20,00 тыс. т молока

Предоставление субсидий на возмещение части их затрат в связи с приобретением поголовья крупного рогатого скота в целях обеспечения деятельности отдельных категорий граждан, ведущих личное подсобное хозяйство 2017 г. 150 гол.

2018 г. 270 гол.

2019 г. 390 гол.

Предоставление субсидий в целях возмещения затрат по строительству мини-ферм 2017 г. 9 мини-ферм

2018 г. 17 мини-ферм

2019 г. 29 мини-ферм

Рис. 1. Функциональная структура управления развитием сельскохозяйственной потребительской кооперации в Ульяновской области

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 / 2016

грантовой поддержки 25 крестьянским (фермерским) хозяйствам на общую сумму 121 млн руб., приобретения 670 гол. крупного рогатого скота, 17 ед. техники и 45 ед. оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, при этом более 60 млн руб. было вложено в реконструкцию и модернизацию 16 животноводческих помещений.

В настоящее время государственная поддержка развития молочного скотоводства Ульяновской области в малых формах хозяйствования осуществляется в рамках реализации Государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области на 2014-2020 годы» (табл. 2).

Увеличение объемов государственной поддержки МФХ Ульяновской области в 20122015 гг., направленное на устойчивое развитие животноводства, в том числе молочного скотоводства, сопровождалось сокращением производства молока в МФХ на 27,1% в 2015 г. по сравнению с 2010 г., что во многом обусловлено существенным снижением валового надоя молока в хозяйствах населения вследствие низкого уровня материально-технической базы и отсутствия эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции.

Решению этих проблем будет способствовать развитие потребительской кооперации на селе, которая позволит организовать систему закупок сельскохозяйственной продукции у населения, создать полный замкнутый цикл воспроизводства готовой продукции, повысить уровень занятости и доходов сельского населения [3, 4].

Мониторинг регионального законодательства в сфере оказания мер финансовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам и потребительским обществам позволил выявить, что в большинстве субъектов Российской Федерации данные меры государственной поддержки предоставляются в основном сельскохозяйственным кредитным кооперативам, при этом меры государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам и потребительским обществам предоставляются не во всех субъектах Российской Федерации (табл. 3).

В отличие от большинства субъектов Российской Федерации, где предоставляются схожие меры государственной поддержки гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, напрямую, минуя потребительские кооперативы, Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области был разработан закон «О мерах государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ и отдельных категорий граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Ульяновской области». Основной задачей его реализации является принятие организационных и финансовых мер по поддержке организаций потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств, направленных на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и вовлечение их в рыночный оборот.

Мерами государственной поддержки развития потребительской кооперации на селе обозна-

www.mshj.ru

Направления регионального управления развитием сельскохозяйственной потребительской кооперации в Ульяновской области

Рис. 2. Направления регионального управления развитием сельскохозяйственной потребительской кооперации в Ульяновской области

чены предоставление субсидий организациям потребительской кооперации, осуществляющим закупку молока у личных подсобных хозяйств; на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам; приобретение специализированных автотранспортных средств; строительство, реконструкцию и капитальный ремонт кооперативных рынков; газификацию, электрификацию объектов производства; первоначальный лизинговый платеж; на возмещение части затрат на приобретение поголовья крупного рогатого скота; предоставление грантов на строительство мини-ферм и мини-теплиц; оказание организациям потребительской кооперации и личным подсобным хозяйствам информационной, консультационной и методической поддержки.

В 2017 г. на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ и личных подсобных хозяйств планируется направить 44,8 млн руб., в 2018 г. — 72,1 млн руб., в 2019 г. — 115 млн руб. Наиболее существенные средства направят на развитие потребительских обществ, предоставление грантов сельхозкооперативам для развития материально-технической базы и субсидии на 1 л молока. Общий объем финансирования за 3 года составит более 230 млн руб. (табл. 4).

Характеристика мер законопроекта «О мерах государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ и отдельных категорий граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Ульяновской области», направленных на развитие молочного скотоводства, отражена в таблице 5.

Предполагается, что функциональная структура управления развитием сельскохозяйственной потребительской кооперации в Ульяновской области будет включать следующие уровни (рис. 1):

• муниципальный уровень — Главы администраций муниципальных образований, Глава администрации муниципального образования Ульяновской области;

• региональный уровень — Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, региональный ИКЦ АПК.

Задача муниципального уровня — информационная и консультационная поддержка развития малых форм хозяйствования и кооперации на селе; регионального уровня — взаимодействие с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и потребительскими обществами, субсидирование малых форм хозяйствования, информационно-консультационное и научное обеспечение АПК (рис. 2).

Реализация законопроекта позволит создать и принять механизмы, направленные на развитие малых форм хозяйствования и потребительской кооперации на селе с целью увеличения объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе и молока, совершенствования производственных мощностей для переработки сельскохозяйственной продукции, обеспечения ее гарантированного сбыта.

Таким образом, дальнейшая государственная поддержка развития малых форм хозяйство-

вания в сельском хозяйстве позволит совершенствовать социально-экономические процессы становления и функционирования всех форм семейного хозяйства на основе удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и обеспечения их доходов; создать условия для наращивания объемов производства молока на основе концентрации процесса производства и кооперации различных хозяйствующих субъектов; повысить уровень занятости сельского населения с учетом развития альтернативных направлений на основе кооперации; ориентировать малые формы хозяйствования на создание малых агропромышленных кластеров как инновационной системы с использованием рационального государственного и правового регулирования.

Литература

1. Дозорова Т.А., Костина Т.И., Костина Е.Э. Государственная поддержка агропромышленного комплекса региона // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 3 (27). С. 151-155.

2. Дозорова Т.А. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 4 (28). С. 181-186.

3. Еварестова М.С. О развитии кооперации в Ульяновской области // В сборнике: Устойчивое развитие сельских территорий: теоретические и методологические аспекты: материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2016. С. 121-128.

4. Еварестова М.С., Яшина М.Л. Сельскохозяйственная потребительская кооперация — основа развития малых форм хозяйствования на селе // Экономика сельскохозяй-

ственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 2. С. 62-65.

5. Целевая программа «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 годы» (утв. Приказом Министра сельского хозяйства Ульяновской области от 01.03.2012 г. № 114).

6. Целевая программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств на 2012-2014 годы» (утв. Приказом Министра сельского хозяйства РФ от 06.03.2012 г. № 173).

Literatura

1. Dozorova T.A., Kostina T.I., Kostina E.E. Gosudarstven-naya podderzhka agropromyshlennogo kompleksa regio-na // Vestnik Ulyanovskoj gosudarstvennoj selskoxozyajst-vennoj akademii. 2014. № 3 (27). S. 151-155.

2. Dozorova T.A. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya maly< form xozyajstvovaniya v selskom xozyajstve // Vestnik Ulyanovskoj gosudarstvennoj selskoxozyajstvennoj akademii. 2014. № 4 (28). S. 181-186.

3. Evarestova M.S. O razvitii kooperacii v Ulyanovskoj oblasti // V sbornike: Ustojchivoe razvitie selskix territorij: teo-reticheskie i metodologicheskie aspekty: materialy II Vseros-sijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyx uchenyx. Ulyanovsk: Ulyanovskaya GSXA, 2016. S. 121-128.

4. Evarestova M.S., Yashina M.L. Selskoxozyajstvennaya potrebitelskaya kooperaciya — osnova razvitiya malyx form xozyajstvovaniya na sele // Ekonomika selskoxozyajstvennyx i pererabatyvayushhix predpriyatij. 2016. № 2. S. 62-65.

5. Celevaya programma «Podderzhka nachinayushhix fermerov Ulyanovskoj oblasti na period 2012-2014 gody» (utv. Prikazom Ministra selskogo xozyajstva Ulyanovskoj oblasti ot 01.03.2012 g. № 114).

6. Celevaya programma «Razvitie semeinyx zhivotno-vodcheskix ferm na baze krestyanskix fermerskix xozyajstv na 2012-2014 gody» (utv. Prikazom Ministra selskogo xozyajstva RF ot 06.03.2012 g. № 173).

t.dozorova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.