государственных средств, что помогло более успешно преодолеть резкий спад экономики и финансовоэкономическую нестабильность.
Литература
1. Санин В.Ф. Мировой финансово-промышленный кризис 2008г. // Изв. КГТУ. - 2009. - №16. - С. 137—144.
2. Сапегина О.П. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики // Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе: сб. науч. тр. - Иркутск, 2005.
3. Отчетность Министерства финансов Красноярского края.
---------♦-----------
УДК 338.43 Н.И. Пыжикова, Л.В. Калягина
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
В статье проводится анализ государственной поддержки сельского хозяйства по отраслям животноводства и растениеводства. Обосновывается необходимость государственной поддержки сельского хозяйства. Рассматривается региональный аспект бюджетной политики в отрасли.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, субсидии, диспаритет цен, бюджетная политика, ресурсосберегающая техника.
N.I. Pyzhikova, L.V. Kalyagina STATE INVESTMENT ACTIVITY IN AGRICULTURAL PRODUCTION
The analysis of state support of agriculture according to the branches of cattle breeding and plant growing is conducted in the article. The need for state support of agriculture is substantiated. The regional aspect of budgetary policy in the branch is considered.
Key words: agriculture, state support, subsidies, price disparity, budgetary policy, resource-saving technology.
Государство как фактор стабилизации и дестабилизации экономики наиболее ярко проявляет себя по отношению к сельскому хозяйству. Государственное регулирование агропромышленного производства -экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение. Среди методов прямого воздействия государства выделяется бюджетная поддержка через систему дотаций и компенсаций, субсидирование процентных кредитных ставок, финансирование целевых программ подготовки и переподготовки кадров, бюджетные ссуды, финансирование НИОКР, а косвенного - льготные налогообложение и кредитование, сельскохозяйственное страхование, агролизинг, государственные гарантии при получении кредитов и др.
Необходимость экономически обоснованного регулирования АПК вызвана влиянием ряда факторов, среди которых наибольшее значение имеют: природно-экономическое воздействие; низкая степень монополизации сельских товаропроизводителей по сравнению с другими отраслями экономики; высокий уровень капиталоемкости сельского хозяйства и низкая его рентабельность; обострившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также услуги.
Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности в АПК, помимо обозначенных выше оснований, раскрывающих целесообразность государственного воздействия на экономику в целом, обусловлена как минимум двумя факторами: 1) спецификой сельскохозяйственного производства; 2) необходимостью обеспечения продовольственной безопасности государства.
Государственная поддержка АПК - это и защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, причем используемая не только как тактический прием, но и как стратегический ресурс, позволяющий решать приоритетные, перспективные задачи развития отрасли сельского хозяйства, включая устранение
безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда, создание новых рабочих мест, развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
В настоящее время государственная поддержка аграрного сектора является основным содержанием аграрной политики большинства стран. Уровень поддержки села в Казахстане - более 10%, в Белоруссии -более 20% расходной части бюджета. В России на сегодняшний день этот показатель составляет 1,3%.
На протяжении переходного периода объем бюджетных ассигнований на сельское хозяйство России постоянно снижался. Так, в 1992 году доля расходов на сельское хозяйство в общих расходах консолидированного бюджета составляла более 13%, а к 2001 году - 2,7%. Доля бюджетных ассигнований на сельское хозяйство в процентах к ВВП снизилась с 4,5% в 1992 году до 0, 8% в 2001 году. За последние десять лет в абсолютных цифрах общие расходы федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства стали расти, особенно в 2003 году по сравнению с 2002 годом (в 3,7 раза) из-за чрезвычайной ситуации (засухи), но в относительных - они уменьшились и в 2006 году составили 0,45%. В 2011 году финансовая поддержка села из федерального бюджета составит 125 млрд руб. (107,6 млрд руб. - в 2010 г.) и еще 120 млрд руб. -из бюджетов регионов, т.е. порядка $ 4 млрд. Далее планируется 120 млрд руб. - в 2012 году и 117 млрд. руб. - в 2013 году. Господдержка села в среднем за 2011-2013 годы будет снижаться на 10% в год. Снижение господдержки сельского хозяйства России - одно из условий США для вступления России в ВТО.
Для примера, в 2010 году суммарная оценка поддержки сельского хозяйства, которая включает в себя расходы бюджета правительства на сельское хозяйство, субсидии бюджета сельскому хозяйству, федеральные расходы на льготные продовольственные талоны, расходы на общий сервис, такие, как госрасходы на исследования и разработки в сельском хозяйстве, на содержание учебных заведений, маркетинг и др. в Японии - $60 млрд, в США достигла более $120 млрд, в ЕС - $140 млрд [1]. При расчете на евро или рубль выручки эта поддержка в странах ЕС составляет примерно 20% против 3-4% в России. В расчете на один гектар пашни в ЕС приходится примерно 500 евро государственной поддержки, а в России 33-35 евро, то есть в ЕС в 15-16 раз больше, чем в России. В США господдержка по сумме составляет от 50 до 100% прибыли сельхозпроизводителей.
Консолидированный бюджет Китая на поддержку сельского хозяйства в 2007 году выделил более $65 млрд. Благодаря господдержке сельского хозяйства в Китае производители аграрной отрасли сумели на 90% обеспечить продовольственную безопасность КНР при наличии всего 7% земель под сельскохозяйственными угодьями.
В 1990 годах в Россию в большом количестве завозилось дешевое замороженное мясо из Европы и Америки. Российским производителям мяса было трудно бороться с демпинговыми ценами зарубежных поставок аналогичной продукции практически без государственной поддержки. Как следствие этой политики, начиная с 1991 по 2005 год, поголовье крупного рогатого скота (КРС) сократилось с 54,7 до 21,6 млн голов, свиней - с 35,4 до 13,8 млн голов. Производство мяса, в том числе птицы, по данным Росстата, снизилось с 10,1 млн т в 1990 году до 4,3 млн т в 1999 году. Мясное животноводство было нерентабельным, а производство говядины — самым убыточным в отрасли. При введении квот на поставку импортного мяса уже к 2007 году в России собственное производство мяса составляло 5,8 млн т, а импорт — 3,2 млн т. В 2009 году, по данным Минсельхоза, в России было произведено 6,688 млн т всех видов мяса (включая птицу), импортировано 3 млн т (30,9% от объема рынка). В частности, по свинине в 2009 году мы обеспечивали свои потребности на 80%, по курином мясе - почти на 70%, при этом 60% кормов импортировалось. Импорт говядины по-прежнему составляет почти 80%, и эта цифра практически не уменьшается. В течение ближайших двух лет квоты на импорт мяса будут снижаться. Квота на ввоз свежей и охлажденной говядины в 2010-2012 годах составит 30 тыс. т в год, замороженной говядины — по 530 тыс. т. Квота на свинину на 2011 год определена в 572,1 тыс. т, на 2012 год — в 425,1 тыс. тонн. Квота на птицу 780 тыс. т, на 2011 год -600 тыс. т, на 2012 год - 550 тыс. т [2].
Во второй половине ХХ века площадь орошаемых земель увеличилась в Российской Федерации с 1,51 до 6,2 млн га, а площадь осушенных земель - с 1 до 5 млн. га. Мелиорированные земли России, занимая 4% площади сельскохозяйственных угодий, обеспечивали получение до 16% всей растениеводческой продукции и вносили существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Орошаемые земли давали с каждого гектара в 4, а с осушенного в 1-2 раза больше продукции, чем с немелиорированного. К 2004-2006 годам эта отрасль оказалась полностью разрушенной. Объем работ сокращен с 180-190 до 12-15 тыс. га в год. Управленческие и координационные функции по агролесомелиорации в Министерстве
сельского хозяйства РФ упразднены. Более 3 млн га ранее созданных в России полезащитных лесных насаждений были брошены.
До 2001 года в России был ежегодно вводилось в действие 5-8 тыс. га орошаемых и 12-18 тыс. га осушенных земель. В 2003 году уже 3 тыс. га орошаемых земель. Инвестиции в мелиорацию составляет около 2 млрд руб., и с 2000 года не увеличивались. В программе «Развитие сельского хозяйства на 20082012 годы» предусматривалось ежегодное выделение средств на мелиорацию и ремонт систем в размере 5-6 млрд руб. и предотвращение выбытия примерно 1 млн га земель в год.
В результате с 1990 по 2008 год сельское хозяйство потеряло 22,9 млн га сельхозугодий, 16,3 млн на пашни, 40,8 млн га посевных площадей, то есть 34,7%. С 1998 по 2008 год пашня сельхозпредприятий сократилась со 106 до 81 млн га.
Говоря от эффективности господдержки можно отметить, что прирост производства сельского хозяйства на 1 руб. государственных вложений в 2008 году составил 1,2 руб. Это в 1,6 раза больше, чем в 2007 году, но только в 1,1 раза больше, чем в 2006 году. В животноводстве этот показатель скромнее - всего 30 коп. на 1 руб. субсидий. В Министерстве сельского хозяйства объясняют это тем, что государственные деньги потрачены на уплату процентов по кредитам, привлеченным на строительство и модернизацию ферм. Следует отменить, что отдачу от этих вложений можно ожидать через пять лет. В 2009 году сельскохозяйственным производителям перечислено в бюджеты всех уровней 110,9 млрд руб., то есть по 80 коп. на 1 руб. государственных субсидий.
Одной из причин низкой рентабельности АПК является то, что сельское хозяйство поставлено в неравное положение с другими отраслями из-за диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Полученный в сельскохозяйственной отрасли доход перераспределяется в другие сферы экономики.
Вступление России в рынок сопровождалось переходом к свободным ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения. В эти годы превышение темпов роста цен на материально-технические ресурсы и услуги для села над ростом цен на продукцию сельского хозяйства приобрело устойчивый характер.
Таблица 1
Динамика роста цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в Красноярском крае, раз к 1990 году
Год Продукция сельского хозяйства Промышленная продукция и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями
1991 2,0 2,1
1992 20 57
1993 161 503
1994 466 2161
1995 1631 6700
1996 2209 10922
1997 2516 13008
1998 2672 13411
1999 5229 20747
2000 7759 32946
2001 9381 39700
2002 9306 45694
2003 9827 53828
2004 13100 63517
2005 12916 74378
2006 13497 83750
2007 14942 93800
2008 18229 130382
2009 17208 121777
2010* 16244 -
* Оперативно.
С 1991 по 2009 год цены приобретения промышленной продукции и услуг сельскохозяйственными предприятиями росли значительно быстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию.
Так, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, если цены реализации основных видов продукции сельского хозяйства в крае выросли за период с 1991 по 2009 год в 17208 раз, то цены на промышленную продукцию и услуги, потребляемые в сельском хозяйстве, - в 121777 раз. Соотношение индекса цен на промышленную продукцию к индексу цен на сельскохозяйственную продукцию составило 7,08.
Следует отметить, что за последние пять лет соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, потребляемые сельхозтоваропроизводителями, складывалось неблагополучно.
Таблица 2
Динамика индекса цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в Красноярском крае, раз к 2004 году
Год Продукция сельского хозяйства Промышленная продукция и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями
2005 0,99 1,17
2006 1,03 1,32
2007 1,14 1,48
2008 1,39 2,05
2009 1,31 1,92
2010* 1,24 -
* Оперативно.
Цены реализации основных видов продукции сельского хозяйства в крае выросли в 1,3 раза, а цены на промышленную продукцию и услуги, потребляемые в сельском хозяйстве, - в 1,9 раз.
Таблица 3
Индексы цен приобретения промышленной продукции и услуг сельскохозяйственными предприятиями, раз к 2004 году (по выборочному кругу)
Год Зерновые и зернобобовые культуры о к о § Сельхозмашины для растениеводства Тракторы о Г Электроэнергия Топливо
2005 0,82 1,11 1,13 1,36 1,42 1,88 1,56
2006 0,87 1,19 1,24 1,45 1,57 2,06 2,03
2007 1,02 1,33 1,30 1,92 1,63 2,35 2,23
2008 1,52 1,72 1,65 2,43 2,16 2,59 2,92
2009 1,28 1,49 1,87 2,81 1,57 2,66 2,75
Самый большой рост цен наблюдается по тракторам и топливу - в 2,8 раза, электроэнергии - в 2,7
раза.
Приведенные данные показывают, что за анализируемый период ни на один вид промышленной продукции и услуг, оказанных сельскохозяйственным предприятиям, цены не были ниже цен предыдущего года.
По сельскохозяйственной продукции, например, в 2005 году средняя цена на зерновые культуры снизилась на 17,6%, в 2009 году на 16,1%; по молоку в 2009 году цена уменьшилась на 13,7%.
Таблица 4
Соотношение средней цены реализации сельхозпроизводителей на зерновые и зернобобовые культуры и средней цены на материально-технические ресурсы в Красноярском крае
Год Зерновые и зернобобовые культуры, руб/т Расход зерна для оплаты, т
1 т дизель-ноготоплива 1 тыс. кВт.ч электроэнергии 1 т угля 1 т удобрений и соединений азотных
2001 1943 3,4 0,16 0,08 1,49
2005 2598 5,4 0,42 0,11 1,73
2006 3071 4,9 0,36 0,12 2,53
2007 3852 4,0 0,33 0,10 2,1
2008 5124 4,1 0,28 0,09 4,6
2009 4198 3,8 0,37 0,12 1,5
Январь 2010* 3641 4,7 0,76 0,24 -
Январь 2011* 5762 4,3 0,67 0,18 -
* Оперативно (цены на материально-технические ресурсы ЗАО «Тубинск»).
Из-за нарушения ценовых соотношений, особенно рост цен на энергоресурсы, ведение расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве практически не представляется возможным. Если в 2001 году для приобретения одной тыс. кВт.ч сельскохозяйственным товаропроизводителям достаточно было реализовать 160 кг зерна, то в 2005 году - 420 кг, в 2009 году - 370 кг, а в 2010 году - 760 кг, в 2011 году - 670 кг.
Таблица 5
Соотношение средней цены реализации сельхозпроизводителей на молоко и средней цены на материально-технические ресурсы в Красноярском крае
Год Молоко, руб/т Расход молока для оплаты, т
1 т дизельного топлива электроэнергии 1 тыс. кВт. ■ ч. 1 т угля 1 т удобрений и соединений азотных
2001 5129 1,30 0,061 0,032 0,56
2005 6628 2,1 0,17 0,043 0,68
2006 7035 2,15 0,16 0,052 1,1
2007 8202 1,9 0,15 0,046 0,98
2008 10179 2,05 0,14 0,043 2,32
2009 9288 1,74 0,17 0,056 0,70
Январь 2010* 11376 1,49 0,24 0,078
Январь 2011* 13720 1,82 0,28 0,074
*см. табл. 4.
Аналогичная ситуация зафиксирована по молоку, если в 2001 году для приобретения 1 тыс. кВт.ч сельскохозяйственным товаропроизводителям достаточно было реализовать 61 кг молока, то в 2005 году
- 170 кг, а в 2010 году - 240 кг, в 2011 году - 280 кг.
Проводимая бюджетная политика в области развития агропромышленного комплекса в 2010 году в отдельных регионах, в частности в Красноярском крае, способствовала сохранению достигнутых положительных тенденций в агропромышленном производстве. Однако после анализа информации более чем по четырем тысячам бюджетополучателей, выяснилось, что распределение бюджетных средств по регионам неравномерно. Так, больше всего их в Приволжском федеральном округе - 38%. В плодородном Южном федеральном округе их всего 15%. А в депрессивном Дальневосточном лишь 2%. Среди тех, кто получил помощь из бюджета, больше всего владельцев личных подсобных хозяйств - 83%. Но денег им досталось
только 3% от всего объема государственной поддержки сельского хозяйства. Сельскохозяйственных организаций, напротив, лишь 5%, но на их долю пришлось 70% объема господдержки.
Объем валовой продукции сельского хозяйства в Красноярском крае в стоимостном выражении составил 68,2 млрд руб. В рейтинге субъектов Сибирского федерального округа по производству сельскохозяйственной продукции край третий год подряд занимает второе место. При этом следует отметить, что из бюджета Красноярского края на сельское хозяйство на протяжении пяти лет выделялось более чем в четыре раза больше денежных средств, чем из федерального бюджета.
Финансирование мероприятий, направленных на приобретение сельскохозяйственной техники, способствовало внедрению и расширению использования ресурсосберегающих технологий в растениеводстве.
В результате субсидирования части затрат в Красноярском крае, связанных с оплатой первоначального лизингового взноса и очередных лизинговых платежей по заключенным договорам финансового лизинга изделий автомобильной промышленности, тракторов, сельскохозяйственных машин, технологического оборудования, продукции строительного, дорожного и коммунального машиностроении, в 2010 году было приобретено 290 единиц машин, техники и оборудования (2008 г. - 1 ед., 2009 г. - 4 ед.). Компенсация части затрат, связанных с приобретением зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, позволила сельскохозяйственным товаропроизводителям приобрести 105 единиц современной техники. Следует отметить, что из года в год количество сельхозтоваропроизводителей, приобретающих сельскохозяйственную технику и оборудование, увеличивается. Так, если в 2004 году с участием краевого бюджета технику приобрели 48 хозяйств, то в 2010 году уже 285 хозяйств.
Благодаря возможности приобретения современной ресурсосберегающей техники удельный вес площади, обрабатываемой по ресурсосберегающим технологиям в Красноярском крае, увеличился с 21% в 2006 году до 60% в 2010 году. Повысился уровень обеспеченности сельскохозяйственной техникой, если в 2004 году он составлял по тракторам 76%, зерноуборочным комбайнам - 52%, кормоуборочным комбайнам
- 60%, то в 2010 году составил 82,0, 58,2, 63% соответственно.
Снижается удельный вес парка техники со сроком эксплуатации более 10 лет. Так, удельный вес по тракторам в 2010 году составил 82,3% против 87,3% в 2007 году, по зерноуборочным комбайнам - 72,1% против 79,5%, по кормоуборочным комбайнам - 72% против 81,6%.
Сельхозтоваропроизводители имеют возможность приобретать ресурсосберегающие сельхозмашины, мощные трактора и производительные кормоуборочные и зерноуборочные комбайны. В результате приобретения более высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов РСМ 101 «Вектор-410», РСМ-142 «АСР0Э-530», «Енисей-970» и другой современной техники сезонные нагрузки на уборочную технику снизились с 223 га в 2005 году до 212 га в 2010 году.
В связи с закупкой энергонасыщенных тракторов, высокопроизводительных зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов энерговооруженность возросла до 147 л.с. на 100 га посевной площади.
В результате оказания государственной поддержки в 2010 году сельскохозяйственными предприятиями Красноярского края приобретены 182 трактора, 142 зерноуборочных и 34 кормоуборочных комбайнов.
Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях составил по тракторам - 1,9%, зерноуборочным тракторам - 3,8%, кормоуборочным комбайнам -5,3%.
В результате реализации мероприятий по развитию элитного семеноводства, приобретению средств химизации и минеральных удобрений и приобретению современной сельскохозяйственной техники в Красноярском крае урожайность зерновых и зернобобовых культур составила 21,3 ц/га, что на 2,2 ц/га выше планового показателя, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составила 2 070,9 тыс.т, что на 208,6 тыс.т, или на 11,2% выше запланированного уровня.
В рейтинге регионов Сибирского федерального округа по урожайности зерновых культур Красноярский край седьмой год подряд занимает первое место, превысив урожайность других регионов на 4,8-14,8 ц/га.
В хозяйствах всех категорий произведено картофеля 1 253,8 тыс.т, овощей - 272,3 тыс.т. Выполнение плана по валовому сбору культур обусловлено повышением их урожайности за счет комплексной защиты растений в сельскохозяйственных организациях и увеличения площади применения минеральных удобрений.
Реализация мероприятий по развитию на территории Красноярского края мощностей по переработке и предпродажной подготовке картофеля и овощей для их реализации в торговлю планировалась через создание логистического центра. Однако в связи с отсутствием денежных средств подготовленный проект по созданию логистического центра не был принят.
В отрасли животноводства в Красноярском крае продолжилось строительство и техническое перевооружение ферм, животноводческих помещений с внедрением современного энергосберегающего оборудования. В результате проведенных мероприятий уровень внедрения современных технологий в животноводстве составляет около 12,0%, удельный вес поголовья, обслуживаемого на современном оборудовании, составляет: коров - 43,5%, птицы - 60,0%, свиней - 70,9%.
Валовой надой молока в хозяйствах всех категорий края составил 707,8 тыс. т, что на 0,6% выше планового показателя и на 0,9% уровня предыдущего года. Выполнение плана по производству молока обусловлено увеличением молочной продуктивности коров, которая обеспечивается улучшением продуктивных качеств стад за счет выбраковки низкопродуктивного поголовья, отдачи от внедренных в предыдущие годы современных технологий кормления и содержания скота, оказания государственной поддержки на развитие племенного животноводства. Надои молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях составили 4 106 кг, что на 1,8% выше показателя 2009 года.
В Красноярском крае производство скота и птицы на убой в живом весе составило 207,6 тыс.т, что соответствует плановому показателю и на 1,6% выше уровня 2009 года. Достижению показателя способствовало увеличение поголовья свиней, сохранение продуктивности крупного рогатого скота в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях на уровне предыдущего года (2009 г. - 500 г, 2010 г. - 503 г.).
Государственная поддержка в Красноярском крае племенного животноводства направлена на сохранение генофонда и увеличение количества высокопродуктивного племенного поголовья сельскохозяйственных животных. По состоянию на 01.01.2011 года племенная база животноводства края представлена 12 племенными заводами, 39 племенными репродукторами, 1 генофондным хозяйством и 2 организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных. В настоящее время племенные организации имеют 57 свидетельств на право заниматься производством и реализацией племенного материала (2009 г. только 55).
Маточное поголовье крупного рогатого скота в организациях края по племенному животноводству увеличилось на 2 850 голов (на 8,4%) и составило 36 781 голову, или 41,4% поголовья коров сельскохозяйственных организаций края. Удельный вес свиней в племенных организациях составляет 9,0%. Большое внимание в Красноярском крае уделяется повышению породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных личных подсобных хозяйств населения края. В районах края работает 207 пунктов по осеменению крупного рогатого скота и 9 станций по осеменению свиней частных подворий. Кроме того, племенными организациями края продано личным подсобным хозяйствам 289 племенных телок и нетелей и 2386 племенных свиней.
В 2010 году было введено новое направление государственной поддержки по стимулированию мясного скотоводства. С целью дальнейшего разведения и выращивания мясного скота ЗАО «Назаровское» Наза-ровского района было приобретено 210 голов молодняка крупного рогатого скота абердин-ангусской мясной породы импортной селекции.
По состоянию на 01.01.2011 года поголовье мясного и помесного поголовья крупного рогатого скота составило 5 929 голов, в том числе коров 2 626 головы (на 01.01.2010г. поголовье коров составляло
1 373 гол.).
С целью развития в крае мясоперерабатывающей отрасли в 2009 году в Красноярском крае был проведен анализ производственных мощностей по производству мясной продукции и убою скота на территории края и сырьевой базы, с выделением производства в сельхозорганизациях, потребности и обеспеченности мясопродуктами населения края (в разрезе районов). В соответствии с анализом были подготовлены предложения по строительству убойных цехов в восьми районах края мощностью от 600 до 3000 в год. В районы были направлены предложения о рассмотрении и принятии решений о необходимости и возможности (наличие инфраструктуры) строительства убойных цехов. Строительство убойных цехов позволит обеспечить промышленный забой скота, обеспечить качество мяса как сырья для краевых мясоперерабатывающих предприятий, снизить зависимость от ввоза мясного сырья из-за пределов края.
В 2010 году в соответствии с информацией, представленной администрациями районов, проведен анализ технического состояния оборудования и зданий (сооружений), наличие разрешительной документации по убойным цехам, осуществляющим деятельность на территории края. В соответствии с данным анализом и прогнозом развития животноводства на 2013 год сделаны уточнения по строительству убойных цехов. Предложения по строительству убойных цехов находятся на рассмотрении в министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики края.
Согласно проведенному анализу мощностей, сырьевой базы, потребности и обеспеченности молоко-продуктами населения края, в 2009 году была разработана «Комплексная инвестиционная программа (инвестиционный проект) создания молокоперерабатывающих заводов различной мощности», которая предполагала строительство четырех молочных заводов на территории края. В соответствии с данной программой закончено строительство молочных заводов в Н-Ингашском и Енисейском районах, начато строительство завода в Балахтинском районе. Вопрос строительства и расположения четвертого завода в настоящее время рассматривается в министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики края.
Государственная поддержка в области агропромышленного комплекса оказывает существенное влияние на финансовое состояние предприятий Красноярского края. Ожидается, что уровень рентабельности сельскохозяйственного производства составит 23,7%, удельный вес прибыльных предприятий в их общем количестве - 81,0%, среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных организаций -
11 821,7 руб.
В результате программных целевых подходов при оказании государственной поддержки продолжился рост уровня жизни сельского населения края. Ожидается, что располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности составят 15 795,0 руб. (2009 г. - 13 777,3 руб.).
Говоря о политике государства в сельском хозяйстве, на наш взгляд, необходимо выделить следующие полномочия в реализации стратегии развития АПК, которые способствовали бы укреплению отрасли.
I. Российская Федерация (макроуровень):
- регулирование отношений собственности и земельных отношений;
- финансово-кредитная, налоговая, амортизационная политика;
- регулирование внешней торговли;
- поддержание цен на рынке агропродовольственных товаров;
- создание современной финансовой инфраструктуры;
- развитие агропродовольственного рынка;
- развитие инновационной среды в АПК;
- прогнозирование, макропланирование и программирование.
II. Субъекты федерации (мезоуровень):
- разработка региональных прогнозов, планов и программ;
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры села;
- подготовка и переподготовка кадров для АПК;
- развитие специализации, кооперации, агропромышленной интеграции, межрегионального сотрудничества;
- развитие корпоративной культуры;
- снижение административных барьеров;
- развитие системы информационно-консультационного обеспечения;
- реализация природоохранных (экологических) мероприятий.
III. Муниципальное образование (микроуровень):
- контроль за эффективностью использования ресурсов;
- содержание социальной и инженерной инфраструктуры села;
- разработка и реализация комплексной программы развития муниципального образования;
- подготовка бизнес-площадок, поиск инвесторов и сопровождение реализации инвестиционных проектов.
Литература
1. Материалы интернет-сайта 0ECD.Stat: http://stats.oecd.org.
2. Материалы интернет-сайтов: www.gks.ru,www.mcxdag.ru,www.rost.ru.