Научная статья на тему 'Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: итоги реализации в 2006-2007 годах'

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: итоги реализации в 2006-2007 годах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АПК / КОНТРОЛЬНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеев А. В.

С отчетом оходе выполнения ПНП «Развитие АПК» за 2006-2007гг выступил министр сельского хозяйства; академик Россельхозакадемии А.В. Гордеев. В статье публикуется его выступление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: итоги реализации в 2006-2007 годах»

ИТОГИ РАБОТЫ

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК»: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ В 2006-2007 ГОДАХ

А.В. ГОРДЕЕВ,

министр сельского хозяйства Российской Федерации, академик Россельхозакадемии

Ключевые слова: целевая программа развития АПК, контрольно-целевые показатели, их выполнение, тенденции и проблемы развития аграрной экономики, финансирование проекта.

25 декабря 2007 года на заседании президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством первого заместителя председателя Правительства РФ Д.А. Медведева состоялось обсуждение предварительных итогов их реализации за 2006-2007 годы.

С отчетом о ходе выполнения ПНП «Развитие АПК» за этот период выступил министр сельского хозяйства, академик Россельхозакадемии А.В. Гордеев. Ниже публикуется его выступление.

Подводя итоги приоритетного национального проекта «Развитие АПК», прежде всего нужно отметить главные изменения, которые произошли за два года. Это, во-первых, преодоление морального упадка на селе, во-вторых, рост деловой активности представителей многоукладной сельской экономики и, в-третьих, повышение инвестиционной привлекательности отрасли.

Говоря о цифрах, которые характеризуют итоги программно-целевого подхода к развитию АПК, хочу отметить, что все двадцать контрольных целевых показателей по всем трём направлениям нацпроекта будут полностью выполнены (табл. 1).

Первое направление нацпроекта - ускоренное развитие животноводства. При плановом приросте производства мяса скота и птицы на 7%, фактический рост составит 14,4%, или более чем на 1 млн т (табл. 2).

Наибольшая прибавка за два года получена в Белгородской области -86%, Липецкой - 41%, Пензенской - 39%, Московской - 26%, в Краснодарском и Ставропольском краях - по 20% в каждом. А всего объемы производства скота и птицы существенно увеличили 69 субъектов РФ.

По оперативным данным регионов, ожидается выполнение показателя по молоку - рост на 4,5% (производство вырастет на 1 млн 300 тыс. т). В лидерах - Дагестан и Карачаево-Черкессия (прибавка - плюс 30% каждая республика), Татарстан и Чувашия (более 13% каждая), Челябинская область (12%),

Башкортостан (8%). Производство молока возрастет в 61 регионе.

Стабилизировалось поголовье крупного рогатого скота на уровне 2005 года.

Уже в ходе реализации в проект были включены дополнительные мероприятия: это государственная поддержка племенного животноводства, овцеводства и козоводства, северного оленеводства и табунного коневодства, промышленного рыбоводства. Все показатели по этим мероприятиям будут также полностью выполнены.

Впервые, начиная с 2006 года, для сельхозтоваропроизводителей стали доступны инвестиционные кредитные ресурсы на льготных условиях сроком до восьми лет (табл. 3). Всего инвестиционных кредитов участники Проекта привлекли более 191 млрд руб.

С начала реализации нацпроекта осуществляется строительство, реконструкция и модернизация 2140 животноводческих комплексов и ферм. Работы ведутся по самым передовым технологиям, по своим масштабам и эффективности не только не уступают, но и зачастую превосходят зарубежные аналоги. Продуктивность скота на этих комплексах в два раза выше, чем в среднем по стране (ожидается, что в текущем году она достигнет 3750 л молока на одну корову).

Осуществлялась закупка племенного скота и современного технологического оборудования на условиях финансового лизинга. «Росагролизинг» за два года поставил в хозяйства 105 тыс. голов племенного крупного рогатого скота и оборудование для модернизации более 236 тыс. скотомест.

В ходе реализации нацпроекта особое внимание уделялось второму направлению - стимулированию малых форм хозяйствования. Напомню, что они производят около 60% объема всей сельхозпродукции, играют ключевую роль в обеспечении социальной стабильности на селе.

По предварительным данным, рост объема реализации товарной продукции, произведенной ЛПХ и КФХ в 2007 году, ожидается к уровню 2005 года на 12%, что вдвое превышает целевой показатель (6%).

Личным подсобным и фермерским

хозяйствам, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам выдано 445 тыс. кредитов на сумму 87 млрд руб. Это - в десятки раз больше, чем в 2005 году. Средний размер кредита для фермеров составил 1 млн руб., а для ЛПХ - 135 тыс. руб. (таблица 4).

Необходимо отметить значительную роль «Россельхозбанка», который стал основным кредитно-финансовым институтом развития малых форм хозяйствования на селе. На его долю приходится более 65% предоставленных малым формам хозяйствования кредитных ресурсов. За два года банком было открыто 10 новых региональных филиалов, а количество внутренних структурных подразделений, включая дополнительные офисы и операционные кассы, выросло в четыре раза - с 316 до 1262 единиц. Кроме того, действует 400 уполномоченных в сельских поселениях. Банк уже охватывает 80% муниципальных образований районного уровня. Перед ним ставится задача -завершить формирование сети в следующем году, для чего планируется открыть еще порядка 140 дополнительных офисов.

В течение двух лет шло активное формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Создано 3700 кооперативов (145% к плановому показателю), в том числе 1090 кредитных, 720 перерабатывающих и 1890 снабженческо-сбытовых. Сравним: на 1 января 2006 года в стране действовало всего порядка 800 сельскохозяйственных кооперативов.

Лидирующие позиции по созданию кооперативов занимают Республики Мордовия и Чувашия, Красноярский край, Белгородская, Калужская, Новосибирская и Оренбургская области.

Прирост объема реализации продукции за текущий год на один кооператив вырос почти на 21%.

The target program of development of agrarian and industrial complex, controltarget parameters, their performance, tendencies and problems of development of agrarian economy, financing of the project.

Таблица 1

Выполнение целевых показателей нацпроекта «Развитие АПК»

в 2006-2007гг.

Показатель План Выполне- ние + /- п.п., %

Ускоренное развитие животноводства

1. Увеличение относительно уровня 2005 года производства мяса скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе), % 107,0 114,0 + 7,4

2. Увеличение относительно уровня 2005 года производства в хозяйствах всех категорий молока, % 104,5 104,5 0,0

3. Стабилизация поголовья крупного рогатого скота на уровне не ниже 2005 года, % 100,0 100,1 + 0,1

4. Увеличение выпуска товарной продукции промышленного рыбоводства к уровню 2005 года, % 104,0 115,1 + 11,1

5. Объем привлеченных кредитов на срок до 8 лет, млрд руб. 120,1 120,8 100,6

В том числе:

на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов 119,1 120,6 101,3

на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий промышленного рыбоводства 1,0 1,1 110,0

6. Создание и модернизация скотомест за счет привлечения кредитов на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов, тыс. скотомест 565,0 570,0 100,9

7. Объем привлеченных кредитов на срок до 5 лет, млрд руб.: 49,5 70,9 143,2

на приобретение племенного скота, техники и оборудования для 49,0 70,8 144,5

В 35 регионах осуществляются пилотные проекты по земельно-ипотечному кредитованию. «Россельхозбанк» предоставил 183 кредита на общую сумму 6 млрд 300 млн руб. под залог 254 тыс. га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Третье направление нацпроекта - обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе. Для поддержки молодых специалистов за два года введено 1 млн 583 тыс. кв. метров жилья для 32 тыс. 477 молодых специалистов (103%), в том числе 7 тыс. 266 работников социальной сферы (22%), что отражено в таблице 5.

Характеризуя исполнение бюджетных показателей, отмечу, что за 20062007 годы мероприятия приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по каждому направлению профинансированы в полном объеме (табл. 6).

За прошедшие два года появились положительные тенденции, имеющие важное значение при оценке состояния аграрного сектора, но эти показатели

формально выходят за рамки нацпроекта. Так, по предварительным оценкам, в текущем году индекс производства валовой продукции сельского хозяйства составит 103%. Таким образом, рост в сельхозсекторе продолжается уже девять лет подряд. При этом, в растениеводстве объемы производства уже превысили эталонный 1990 год и составили 107%, а в животноводстве

- только 58%.

Повышается финансово-экономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций. Удельный вес прибыльных предприятий за два последних года (2006-2007 гг.) вырос с 58 до 73%, уровень рентабельности повысился с 7 до 15%. Напомню, по итогам 1998 года в стране насчитывалось порядка 88% убыточных хозяйств.

Активизировался инвестиционный процесс. Если в 2005 году общий объем привлеченных кредитов в сельское хозяйство составил около 192 млрд рублей, то в 2007 году, по прогнозам, составит 615 млрд рублей, то есть вырастет более чем в три раза. Что касается,

ИТОГИ РАБОТЫ

непосредственно, инвестиционных кредитов, то их объём вырос почти в десять раз - с 26 млрд руб. до 252 млрд руб., или в 9,9 раза; объём кредитов для малых форм хозяйствования увеличился с 0,3 млрд руб. в 2005 году до 86,0 млрд руб., или в 287 раз.

Набирает темпы техническое перевооружение отрасли в целом. В этом году сельхозпредприятия приобрели тракторов больше в 1,7 раза по сравнению с 2005 годом; зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - в 1,4 раза. Все шире используются ресурсосберегающие технологии.

По темпам роста заработной платы сельское хозяйство, начиная с прошлого года, стало опережать другие отрасли экономики. Так, за девять месяцев этого года среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве выросла на 38%, при 20,3% в среднем по экономике. Однако в абсолютном выражении зарплата пока остается низкой: в среднем она составляет около 6 тыс. руб., то есть в два раза ниже, чем в целом в экономике страны. Это остается серьезной проблемой.

Говоря о среднесрочной перспективе, нужно отметить, что, начиная с 2008 года, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

В госпрограмму вошли все направления и параметры нацпроекта; кроме того, в нее включены и новые разделы.

В программе определены три основные цели:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В предстоящие 5 лет на реализацию программы из федерального бюджета выделяется 551 млрд руб. - в 3 раза больше в сравнении с предыдущим пятилетием. Кроме этого, в тех же объемах предполагается софинансиро-вание мероприятий Госпрограммы со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации.

Мы ожидаем, что ежегодный рост объема сельхозпроизводства увеличится в среднем до 4%, в т.ч. в животноводстве - до 5%. Прогнозируется ежегодное вовлечение в хозяйственный оборот около 400 тыс. га неиспользуемых сельхозугодий. Все это положительно скажется на росте занятости и доходов сельского населения, решении социальных проблем села. Я не буду подробно останавливаться на

Таблица 2

I направление нацпроекта: Ускоренное развитие животноводства Выполнение основных контрольных целевых показателей

2005 г. (база) Контрольный целевой показатель, % 2007 г.

прогноз %

Увеличение относительно уровня 2005 года производства в хозяйствах всех категорий скота и птицы на убой (в живом весе), млн т 7,58 107,0 8,70 114,4

Увеличение относительно уровня 2005 года производства в хозяйствах всех категорий молока, млн т 30,91 104,5 32,30 104,5

Стабилизация поголовья крупного рогатого скота на уровне не ниже 2005 года, млн гол. 21,44 100,0 21,46 100,1

Увеличение относительно уровня 2005 года выпуска товарной рыбы, млн т 0,1128 104,0 0,1210 107,3

Таблица 3

I направление нацпроекта:

Ускоренное развитие животноводства Расширение доступности кредитных ресурсов и увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства

план прогноз %

Привлечено кредитных ресурсов на срок до 8 лет, млрд руб. 119,1 120,6 101,3

Привлечено кредитных ресурсов на срок до 5 лет, млрд руб. 49,0 70,8 144,5

Привлечено краткосрочных кредитных ресурсов, млрд руб. 122,0 171,3 140,4

Закупка и передача в лизинг высокопродуктивного племенного скота, тыс. гол. 100,0 105,0 105,0

Создано и модернизировано скотомест, тыс. ед. 130,0 236,0 181,5

Таблица 4

II направление нацпроекта;

«Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК». Выполнение основных контрольных целевых показателей

план прогноз %

Увеличение объема реализации продукции, произведенной КФХ и ЛПХ в % к 2005 году (в ценах реализации 2005 года), % 6,0 12,0 больше на 6 п.п.

Увеличение объема реализации продукции, работ и услуг (рост выручки в среднем на один кооператив к уровню 2006 года), % 20,0 20,8 больше на 0,8 п.п.

Объем привлеченных кредитов малыми формами хозяйствования в АПК, млрд руб. 70,9 87,0 122,7

Создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, всего ед. 2550 3700 145,1

перерабатывающих 550 720 130,9

заготовительных и снабженческо-сбытовых 1000 1890 189,0

кредитных 1000 1090 109,0

ИТОГИ РАБОТЫ

положениях Госпрограммы. Приведу лишь динамику и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 год (табл. 7).

Сначала необходимо кратко обозначить ряд проблемных вопросов, без решения которых мы можем столкнуться с серьезными рисками при выполнении Госпрограммы.

Во-первых, речь идёт об обеспечении эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Добросовестные землепользователи и инвесторы сталкиваются с проблемами оформления земли в собственность или в долгосрочную аренду. Одновременно с этим все последние годы идет процесс повышения привлекательности земли, как рыночного товара, как актива. В результате в эту сферу вошли многочисленные земельные спекулянты.

Минсельхозу России совместно с Минэкономразвития России необходимо проработать меры, направленные на обеспечение эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе подготовить предложения по законодательному определению соответствующих критериев.

Во-вторых, нужно повысить эффективность торговой политики для обеспечения стабильности рынков сельхозпродукции.

Особо отмечу вопрос о расширении интервенционного продовольственного фонда, включении в него новых видов сельхозпродукции, например, сухого молока, а не только зерна. Предстоит развивать биржевую торговлю продукцией сельского хозяйства.

Актуален вопрос внедрения технических регламентов и нового поколения стандартов.

Следует найти рыночные инструменты регулирования отношений всех участников цепочки производства и оборота сельхозпродукции от поля до прилавка. Особо чувствителен вопрос взаимоотношения производителей с крупными торговыми сетями. Предполагается, что эти проблемы найдут решения в законе «О торговле».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, необходимо обеспечить растущие потребности сельского хозяйства в кредитных ресурсах. По имеющимся оценкам, их объем к 2012 году превысит 1 трлн 400 млрд руб.

Мы видим проблемы неразвитости банковской инфраструктуры в сельской местности, отсутствие интереса банков к работе на селе. Особо отмечу, что предполагаемые в Госпрограм-ме темпы кредитования не соответствуют потребностям отрасли и могут вызвать дефицит кредитных ресурсов. По нашим расчетам, для его покрытия необходимо увеличение уставного капитала Россельхозбанка до 8 млрд руб. ежегодно, а также привлечение средств Инвестфонда, Банка развития, прежде всего, имея ввиду

ИТОГИ РАБОТЫ

Таблица 5

III направление нацпроекта:

«Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе» в

2006-2007 гг.

план прогноз %

Строительство (приобретение) жилья для улучшения жилищный условий молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, тыс. кв. м 1392,9 1583,4 113,8

Обеспечение доступным жильем молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, тыс. чел. 31,64 32,48 102,7

Таблица 6

Финансирование мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 гг., млн руб.

план прогноз %

Ускоренное развитие животноводства 29276,0 29276,0 100,0

Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе 13750,0 13750,0 100,0

Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе 4500,0 4500,0 100,0

Информационное, методическое обеспечение и мониторинг реализации проекта 300 300 100,0

ИТОГО 47826,0 47826,0 100,0

Таблица 7

Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 год

2008 г.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году 103,8

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году 104,8

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году 102,9

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году 115

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности, рублей на члена хозяйства в месяц 7085

Доля российского производства в формировании ресурсов, %:

- мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 61,1

- молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 78,3

Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях, %:

- тракторы 5,2

- комбайны зерноуборочные 7,4

- комбайны кормоуборочные 11,8

Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий, в % к предыдущему году 104,8

крупные проекты в пищевой промышленности.

В-четвертых, реализация нацпроекта показала, что серьезным препятствием являются административные барьеры, которые возникали при возведении животноводческих объектов, строительстве жилья, помещений для учреждений здравоохранения, культуры, образования. Речь идет о больших издержках у инвестора при согласовании документов - иногда требуется более двух десятков различных согласований, получение которых затягивается на многие месяцы.

Строительство также сдерживается из-за отсутствия межпоселковой инфраструктуры газопроводов и электросетей. Финансирование их строительства перекладывается на плечи потребителей электроэнергии и газа, то есть на хозяйствующие субъекты и граждан. Цена за каждый кВт-час подключения к централизованной электросети в ряде регионов уже превышает 50 тыс. руб., а стоимость подключения к электричеству и газу достигает половины стоимости возводимого объекта.

Здесь, на мой взгляд, необходима более четкая координация усилий федеральных министерств, органов управления АПК субъектов Российской Федерации с РАО «ЕЭС России» и «Газпромом» при осуществлении важных социально-экономических проектов на селе.

Пятая задача носит чисто управленческий характер. В настоящее время из 200 показателей, по которым оценивается деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, только два относятся к сфере АПК. С целью придания сельской политике приоритетного характера и на региональном уровне необходимо дополнить этот перечень.

Прогнозируя роль сельского хозяйства в долгосрочной перспективе, отмечу, что аграрная отрасль должна стать одним из «двигателей» национальной экономики, наряду с топливно-энергетическим комплексом, транспортом, современными наукоёмкими и высокотехнологическими отраслями. Напомню, что в России сосредоточено 9% мировой пашни, 20% запасов пресной воды, 8,5% производства минеральных удобрений и только 2% мирового населения. Учитывая растущую роль продовольствия на мировых рынках и роль аграрного сектора в мировой экономике, целесообразно сохранить приоритетный характер развития отрасли и обеспечить эффективное использование этого уникального сельскохозяйственного потенциала нашей страны.

Подводя итоги и возвращаясь к сегодняшнему дню, считал бы необходимым еще раз отметить, что главная задача нацпроекта - повышение деловой активности на селе и привлечение к отрасли инвесторов - выполнена.

Жители села поверили в свои силы, увидели, что и в деревне можно творчески трудиться и жить безбедно. Можно сказать, что государство что-то может. А доверие много стоит, и ко многому обязывает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.