Научная статья на тему 'Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: итоги реализации в 2006 году'

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: итоги реализации в 2006 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеев А. В.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» стартовал год назад. Решение включить сельское хозяйство в число национальных приоритетов впервые высказал Президент Российской Федерации В.В.Путин 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного Совета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The priority national project "Development of agrarian-industrial complex" has been started one year ago. The decision to include an agriculture in a number of national priorities for the first time was stated by the President of the Russian Federation V.V. Putin on September, 5th, 2005 at a meeting with members of the Government, a management of Federal Assembly and members of Presidium of the State Council.

Текст научной работы на тему «Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: итоги реализации в 2006 году»

Развитие АПК

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК»: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ В

2006 ГОДУ

A.B. ГОРДЕЕВ,

министр сельского хозяйства Российской Федерации, академик Россельхозакадемии

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» стартовал год назад. Решение включить сельское хозяйство в число национальных приоритетов впервые высказал Президент Российской Федерации В.В.Путин 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного Совета.

Таким образом, нам, по сути, был дан карт-бланш доверия, и мы должны были доказать, что сельское хозяйство и пищевая промышленность в современных условиях могут быть конкурентоспособными, а предложенные программы могут существенно улучшить жизнь не только на селе, но и в городе. Целевые задачи, индикаторы и механизмы реализации национального проекта были рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации.

Как известно, нацпроект включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе». Учитывая, что журнал в прошлом году писал об этом, нет надобности подробно рассказывать об их содержании.

Хотел бы лишь отметить, что благодаря национальному проекту в 2006 году существенно возросло внимание федеральных и региональных органов власти к сельскому хозяйству, повысилась исполнительская дисциплина и ответственность управленческих кадров всех уровней управления.

В сжатые сроки была проведена крупномасштабная административная, организационно-аналитическая и нормотворческая работа. Только по проекту развития АПК в соответствии с сетевым графиком в 2006 году было подготовлено и принято 11 постановлений Правительства Российской Федерации, регла-

ментирующих предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями АПК всех форм собственности, а также на проведение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов(или их семей) на селе. Кроме того приняты 4 приказа Минсельхоза, 2 концепции и 3 методики.

Оперативно решались другие важные вопросы, касающиеся бюджетной, кредитно-финансовой, налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, что создало экономические предпосылки для успешной деятельности сельхозтоваропроизводителей всех категорий в 2006 году.

Государство пошло на увеличение финансирования как из федерального бюджета, так и из бюджетов регионального и муниципального уровней. Так, в федеральном бюджете на 2006 год был дополнительно принят объем финансирования проекта развития АПК в размере 16,2 млрд руб. Бюджетом предусматривалось возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), а также по кредитам и займам, полученным крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в размере 95% ставки рефинансирования

Банка России.

Уже в феврале 2006 года были доведены лимиты на финансирование расходов по нацпроекту. При этом объем бюджетной поддержки сельского хозяйства был увеличен более чем на 70%.

Особую роль в практической реализации проекта играют региональные правительства, администрации субъектов Российской Федерации. С каждым регионом Минсельхоз России заключил соглашения о сотрудничестве в деле реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В бюджетах субъектов Российской Федерации было предусмотрено в качестве софинансирования направить на выполнение нацпроекта 4,6 млрд руб.

Регионы приняли обязательства по целевым показателям реализации проекта, которые в сумме соответствовали целевым показателям нацпроекта. Все плановые объемы субсидий по нацпроекту были вовремя доведены до субъектов Российской Федерации.

Совместно с бизнесом, отрас-

The priority national project “Development of agrarian-industrial complex” has been started one year ago. The decision to include an agriculture in a number of national priorities for the first time was stated by the President of the Russian Federation V.V. Putin on September, 5th, 2005 at a meeting with members of the Government, a management of Federal Assembly and members of Presidium of the State Council.

левыми союзами и ассоциациями проведены ряд совещаний и конференций по вопросам кредитования, лизинга, развития кооперативного движения, малого и среднего предпринимательства на селе, увеличения производства мяса и молока. Так, совместно с союзами товаропроизводителей разработаны программы мероприятий по реализации таких целевых программ, как развитие птицеводства в Российской Федерации в 2005-2007 гг. и на период до 2010 года, развитие свиноводства в Российской Федерации в 2006-2010 гг. и на период до 2015 года и др.

Говоря о предварительных итогах первого года реализации нацпроекта, следует отметить, что он работает, набирает темпы и уже дает положительные результаты. И это несмотря на то, что произошла сдвижка в сроках его реализации примерно на полгода (потребовалось время для создания необходимой нормативно-правовой базы и решения других управленческих вопросов).

Если говорить о первом направлении нацпроекта - «Ускоренное развитие животноводства», то в его

реализацию включились 76 регионов. Отрадно, что в животноводстве, где в последние годы были проблемы с ростом производства мяса и молока, произошел перелом.

Прирост живой массы скота и птицы в хозяйствах всех категорий увеличился на 4,6% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года, в том числе свиней - на 8,7%, птицы - на 14,7%.

В 56 регионах возросли общие объемы производства мяса скота и птицы. Наилучших результатов добилась Белгородская область, где обеспечен наибольший прирост производства мяса - 34%, Липецкая область - более 18%, Московская область - около 9%, Краснодарский край - 7%.

Спад производства молока в 2006 году приостановлен. В 2005 году производство молока составляло к

2004 году 96,8%, а в 2006 году к уровню 2005 года - уже 100,6%.

Продуктивность коров возросла практически во всех субъектах Российской Федерации и составила в целом по России более 3600 кг

Производство молока возросло к уровню 2005 года в 51 регионе. В Карачаево-Черкесской Республике его объемы увеличились более чем на 22%, Челябинской области - на

7%, Саратовской, Владимирской, Читинской областях и Республиках Ингушетия, Калмыкия - на 5%, Чувашской Республике - более 6%, Удмуртской Республиках - более 4%.

Конечно, эти результаты стали возможны благодаря активной работе крестьян и усилению государственной поддержки отрасли.

В Минсельхозе России сформирован перечень объектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм), в который вошли более 1400 объектов с объёмом кредитных ресурсов 116 млрд руб.

В прошлом году 1180 объектов животноводства получили кредитные ресурсы в объеме 53,1 млрд руб. Были построены и введены в строй современные животноводческие объекты.

Наиболее крупные объемы кредитных ресурсов получены в Белгородской области - 7,6 млрд руб., Республике Татарстан - 6,0 млрд, Московской области - 2,6 млрд, Калининградской и Липецкой областях - по 2,2 млрд руб. в каждой.

В регионы были перечислены 1380 млн руб. средств федерального бюджета на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитом.

Основными банками-участни-ками приоритетного национального проекта являются ОАО «Россельхозбанк» (60% от общего количества заключенных кредитных договоров и 44% от объема кредитных ресурсов) и Сбербанк России (31 и 40% соответственно).

Значительную роль в реализации проекта играет крупный аграрный бизнес. Вот лишь несколько примеров. ООО «Фирма Мортадель» из Подмосковья сдало в эксплуатацию первый модуль свиноводческого комплекса на 12 тыс. голов в Александровском районе Владимирской области. В стадии завершения строительство еще трех модулей на 36 тыс. свиней. ООО «Гвардия», что находится в Красногвардейском районе Ставропольского края, ввело в эксплуатацию репродуктивную ферму на 4 тыс. свиноматок. ООО «Евро-дон» в Ростовской области ввело в эксплуатацию интегрированный комплекс по производству, переработке и реализации мяса индейки.

Для обновления основных фондов в животноводстве, повышения генетического потенциала животных и улучшения условий их содержания

Развитие АПК

нацпроектом предусмотрена закупка современного технологического оборудования и племенного скота на условиях финансового лизинга.

Согласно графику в 2006 году ОАО «Росагролизинг» поставил 50 тыс. голов племенного скота на сумму 3 млрд руб., закупил и передал в лизинг техники и оборудования для животноводства на сумму 1 млрд руб. для создания и модернизации 65 тыс. скотомест.

Для выполнения этих целей в

2006 году в уставный капитал компании из федерального бюджета было направлено 4 млрд руб.

Минсельхозом России были утверждены реестр племенных животных и номенклатура техники и оборудования для производства и переработки продукции животноводства, рекомендуемая для поставки сельхозтоваропроизводителям на условиях лизинга.

Совет директоров этой компании еще в начале 2006 года разработал новые, более льготные условия лизинга по поставке племенной продукции и животноводческого оборудования, в частности, были снижены ставки и увеличены сроки лизинга племенного скота и животноводческого оборудования.

В 2006 году стоимость финансирования поставок скота через ОАО «Росагролизинг» по сравнению с

2005 годом снизилась в 3,6 раза, оборудования - на 60 %. Установлен срок лизинга племенного скота- 5 лет, оборудования - 10 лет; авансовый платеж - 7%. Первые лизинговые платежи, по желанию получателя, могут осуществляться через год после поставки скота и оборудования.

Предпринятые меры позволили обеспечить резкий рост объема заявок от сельхозтоваропроизводителей на поставку племенных животных и оборудования для животноводства.

Племенной скот поставлен в 46 регионов страны. Его получателями стали более 500 хозяйств: это и фермеры, и сельхозкооперативы, и крупные агропромышленные предприятия, расположенные на всей территории России.

Дополнительно для субъектов федеральных округов России, имеющих традиционные формы животноводства, ОАО «Росагролизинг» поставил 6,6 тыс. племенных свиней и 48,1 тыс. племенных овец.

Половина закупленного поголо-

вья - это районированные отечественные породы, хорошо адаптированные к местным природно-климатическим условиям. У отечественных племенных предприятий закуплено животных на общую сумму около 1,6 млрд руб. Эти денежные средства остались в экономике регионов и были направлены хозяйствами на обновление и модернизацию своего производства и на дальнейшее развитие племенной работы.

По импорту племенная продукция ввозилась из Германии, Голландии, Франции, Австрии, Дании и Австралии.

На долю предприятий малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов пришлось около 20% поставок скота. В основном, как уже отмечалось, это отечественный племенной скот, необходимый российским сельхозтоваропроизводителям для увеличения надоев до 5 тыс. литров молока в год. Такой скот не требует высокотехнологичного оборудования для его обслуживания и содержания. Из-за рубежа ввозились, в основном, племенные животные с продуктивностью выше 6-7 тыс. литров молока в год, которые должны содержаться на специально оборудованных современных фермах.

Мероприятиями по реализации нацпроекта предусмотрено обеспечение прогнозируемости государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства.

Основным механизмом является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года, согласно имеющимся межправительственным договоренностям; отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. №168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования» были снижены ввозные таможенные пошлины на современные виды техники и оборудования для животноводства и переработки продукции животноводства, аналоги которых не производятся отечественной промышленностью.

Федеральным законом от 3 но-

ября 2006 г. № 180-ФЗ с 1 января

2007 года освобожден от налога на добавленную стоимость ввоз на территорию России племенного скота.

Говоря о втором направлении («Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»), нужно отметить, что национальный проект дал заметный толчок развитию малых форм хозяйствования. В 2006 году объем кредитования малых форм хозяйствования составил 40,9 млрд руб., тогда как в 2005 году - всего 3,4 млрд руб. В частности, объемы кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств выросли в 5,8 раза (с 1441 млн до 8362 млн руб.), личных подсобных хозяйств - в 46 раз (с 374 млн до 17220 млн руб.) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов - в 91 раз (с 18 млн до 1659 млн руб.).

Количество заемщиков в прошлом году превысило 170 тысяч, а в

2005 году их было всего 2,5 тысячи. Особенно заметно вырос спрос на кредитные ресурсы среди мелких производителей - личных подсобных хозяйств.

Наиболее активными темпами привлечение кредитов шло в Белгородской, Волгоградской, Ростовской областях, в Республиках Башкортостан, Чувашия, Краснодарском и Ставропольском краях; у каждого из перечисленных субъектов РФ объем привлеченных кредитов превысил 1 млрд руб. В регионы перечислено 907,2 млн руб. средств федерального бюджета на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитом.

В 2006 году активно шло формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Было запланировано создание 1200 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 600 кредитных. Фактически создано 2117 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что в полтора раза больше проектного задания, в том числе 776 кредитных. Наиболее активно проводят работу по созданию кооперативов Оренбургская область (175), Белгородская область (109), Республика Саха (Якутия) (105), Новосибирская область (82) и др.

Особую роль в кредитовании малых форм хозяйствования играет ОАО «Россельхозбанк». На его долю приходится около 70 % всех выданных кредитов на развитие малых форм хозяйствования.

Развитие АПК

В целях повышения доступности кредитных ресурсов ОАО «Россельхозбанк» введен временный порядок кредитования субъектов малого предпринимательства в АПК, в том числе КФХ, на сумму, не превышающую 3 млн руб., на срок не более 5 лет Значительно усовершенствован порядок кредитования граждан, ведущих личное подсобное хозяйство: кредиты в сумме до 30 тыс. руб. предоставляются без залогового обеспечения; от 30 до 150 тыс. руб. -под поручительство одного физического лица; от 150 до 300 тыс. руб. -под поручительство двух физических лиц.

В качестве способов обеспечения обязательств по кредитным договорам, помимо общепринятых в практике банковской деятельности, ОАО «Россельхозбанк» принимает в залог ликвидные объекты залоговых (имущественных) фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также гарантии субъектов Российской Федерации. В рамках реализуемых ОАО «Россельхозбанк» специальных программ кредиты предоставляются под залог техники и/ или оборудования, племенного молодняка сельскохозяйственных животных, приобретаемых за счет полученных кредитов; дополнительного обеспечения в этом случае не требуется. Кроме того Мин-сельхоз России неоднократно рекомендовал субъектам Российской Федерации формировать залоговые и гарантийные фонды для обеспечения кредитов, привлеченных малыми формами хозяйствования. Проектом предусматривается формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования, что позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков. В 2006-2007 гг планируется вовлечь в эту систему 5000 хозяйств со средним наделом земли 100 га.

В ближайшие год-полтора отделения Россельхозбанка будут во всех сельских районных центрах, что позволит сделать современные банковские услуги доступными для большинства сельских товаропроизводителей. Всего намечено открыть около 1,5 тыс. отделений в сельских районах. ОАО «Россельхозбанк» приступил к осуществлению ипотечного кредитования под залог земель-

ных участков из земель сельскохозяйственного назначения в рамках пилотных проектов. В последнее время активно подключается к выдаче кредитов малым формам хозяйствования и крупнейший в стране Сбербанк России.

К сожалению, в отдельных субъектах Российской Федерации мы видим слабую активность органов местного самоуправления при оказании организационной, консультационной и иной помощи малым формам хозяйствования. В связи с этим субъектам Российской Федерации необходимо заключить соглашения с органами местного самоуправления по реализации приоритетного национального проекта, определив им плановые целевые показатели деятельности.

Успех реализации проекта зависит не только от укрепления производственной базы, создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но и от ситуации на аг-ропродовольственных рынках. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано передать сельскохозяйственные рынки, находящиеся в муниципальной собственности, в управление сельскохозяйственным потребительским кооперативам и сельскохозяйственным товаропроизводителям на условиях аренды. В канун Нового года принят Федеральный закон № 271-ФЗ о розничных рынках.

По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» целевыми показателями за 2006-2007 годы предусматривалось: ввести 1392,9 тыс.кв. м жилья и улучшить жилищные условия не менее 31,64 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе. Тем самым намечалось создать условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности.

Эти задачи решались путем строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов Российской Федерации (не менее 40%) и внебюджетных источников (30%).

В реализации мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» участвовало 79

субъектов Российской Федерации. К практической работе по выполнению мероприятий по строительству (приобретению) жилья регионы смогли приступить только с июля 2006 года, после внесения утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации 17 июля

2006 года изменений в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета.

По предварительным данным, полученным из субъектов Российской Федерации, в 2006 году было построено (приобретено) 713,8 тыс.кв.м жилья; 12 306 молодых семей и молодых специалистов улучшили жилищные условия, а всего, с учетом членов их семей, жилищные условия улучшили 40 608 граждан.

Некоторое недовыполнение целевого показателя по предоставлению жилья молодым специалистам (по количеству) связано прежде всего с удорожанием стоимости жилья в целом по стране. Фактическая стоимость 1 кв.м жилой площади (11 999,5 руб.) превысила расчётную (9 300 руб.) на 29%. Кроме того, практика реализации проекта показала, что фактические затраты на ввод 1 кв. м жилья в сельской местности оказались выше на 20%, чем в городской черте. Это объясняется тем, что при строительстве сельских домов инженерные коммуникации (водоснабжение, газоснабжение, канализация, отопление и т.д.) подводились индивидуально к каждому дому. И еще одна причина. По прогнозам с мест, ожидалось, что состав участников для улучшения жилищных условий будет следующим: одинокие молодые специалисты - 30%; семьи, состоящие из 2-х человек - 30%; семьи, состоящие из 3-х и более человек, - 40%. Фактический же состав участников оказался несколько иным - он перераспределился в пользу многодетных семей, о чем и говорит соотношений этих категорий: 12, 17 и 71%. Эти проблемы будут учтены уже в нынешнем году.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» принято решение о включении в него пяти дополнительных мероприятий. Они касаются направления «Ускоренное развитие животноводства».

Первое - государственная поддержка племенного животноводства. Решение проблемы стабилизации численности крупного рогатого скота невозможно без соответствующей

Развитие АПК

племенной базы отрасли. В настоящее время в нее входят 2219 племенных предприятий, в том числе молочного и мясного скотоводства -1167 предприятий.

Предпринимаемые государством меры по поддержке племенного животноводства позволили получить субсидии в 2006 году только 24% племпредприятий. В результате они реализовали только 40 тыс. голов племенного молодняка КРС при потребности около 100 тыс. голов.

Предлагаемое Минсельхозом России выделение дополнительных средств из федерального бюджета в

2007 году в размере 1325,0 млн руб. позволит племпредприятиям расширить воспроизводство племенного стада и увеличить поставки племенного молодняка на внутренний рынок. Целевые показатели: увеличение реализации молодняка племенных животных на 15%.

Второе - государственная поддержка отечественного овцеводства. Выделяемая на развитие овцеводства государственная поддержка из бюджетов различного уровня позволила стабилизировать и существенно увеличить (до 20 млн голов) численность овец в стране, особенно в горных, предгорных, степных и пустынных климатических зонах, где отрасль является традиционной и определяет уклад жизни коренного населения и где разведение других видов животных практически невозможно.

Вместе с тем увеличение поголовья овец в условиях снижения цен и спроса на шерсть требует постепенной замены значительной части поголовья шерстных пород овец на мясные. Такое изменение специализации отрасли потребует дополнительных финансовых и других усилий для создания базы мясного овцеводства. Мы убеждены в том, что государственная поддержка овцеводства должна осуществляться только для регионов традиционного овцеводства. В 2007 году на эти цели предусматривается выделение средств за счет федерального бюджета в сумме 300,0 млн руб. Целевые показатели: увеличение численности поголовья овец и коз на 3% к уровню 2006 года.

Третье - государственная поддержка северного оленеводства и табунного коневодства. Оленеводство и табунное коневодство являются основой социально-экономичес-

Развитие АПК - Планы и свершения РАСХН

кой стабильности в местах проживания коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Убыточность или крайне низкая рентабельность указанных отраслей, связанная с существенным подорожанием энергоносителей, сложной транспортной схемой, другими факторами, приводит к сокращению производства, что в свою очередь лишает коренное население традиционных занятий и доходов.

При государственной поддержке из средств федерального бюджета северного оленеводства и табунного коневодства в размере 250 млн руб. в 2007 году возможно компенсировать затраты на развитие указанных отраслей на 10-12%, что обеспечит необходимые условия для стабилизации социально-экономической обстановки в этих регионах. Целевые показатели: увеличение численности поголовья к уровню

2006 года: оленей - на 3,8%, лошадей - на 2,8%.

Четвертое - поддержка развития аквакультуры. Состояние мирового рыбного хозяйства показывает, что в развитых странах происходит замещение потребления выловленной рыбы и морепродуктов продукцией аквакультуры.

Фактический объем товарного выращивания водных биоресурсов в России в 2005 году составил 115

Отчетный период 2002-2006 годов был очень не простым для АПК страны и особенно для аграрной науки. Это были годы поиска оптимальных решений по преодолению глубочайшего спада производства сельскохозяйственной продукции, вызванного грубейшими ошибками при реформировании народного хозяйства страны.

Принятие Федерального закона Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» снима-

тыс. т, хотя потенциальные возможности их выращивания гораздо больше. При привлечении 8-летних кредитных ресурсов в 2007 году в сумме

1.0 млрд руб. с объемом субсидий

80.0 млн руб., а также 5-летних кредитных ресурсов в сумме 500,0 млн руб. с объемом субсидий 40,0 млн руб. предприятиями аквакультуры может быть реконструировано и введено в эксплуатацию около 5,0 тыс.-га прудовых площадей, что позволит получить дополнительно не менее 5,6 тыс. т товарной рыбы.

Мероприятия по развитию аквакультуры будут финансироваться в пределах предусмотренных средств федерального бюджета, направляемых на субсидирование 8-летних и 5-летних кредитов, и дополнительного выделения средств из федерального бюджета не требуют. Целевые показатели: увеличение выпуска товарной продукции аквакультуры на 4,0%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пятое - расширение доступности кредитных ресурсов на приобретение племенного скота, техники и оборудования для обслуживания и развития животноводства. Ускоренное развитие животноводства возможно исключительно при комплексном подходе к решению ряда вопросов, связанных с внедрением современных технологий производства животноводческой продукции. Это включает в себя обеспечение

ет многие «мягко говоря» недоразумения в аграрной политике, закрепляет за агропромышленным комплексом определенный приоритет, ориентирует государство на устойчивое развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий. Реализация Закона во многом будет зависеть от научной обоснованности, реалистичности и необходимости каждой позиции Государственной программы развития сельского хозяйства и регули-

животноводческих комплексов и ферм племенным скотом, эффективным технологическим оборудованием, современными технологиями кормления и содержания животных, полноценными сбалансированными кормами.

Для решения поставленных задач в нацпроект включено субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, полученных на срок до 5 лет на приобретение племенного скота, техники и оборудования для обслуживания и развития животноводства с объемом финансирования в сумме 2476,0 млн руб. на 2007 год.

В завершение, считаю нужным еще раз ответственно и определенно заявить - приоритетный национальный проект «Развитие АПК» работает К его реализации приступили практически во всех регионах страны. В числе лидеров - республики Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Мордовия, Удмуртия, а также Краснодарский край, Белгородская, Липецкая, Ленинградская, Московская, Свердловская, Оренбургская, Пензенская, Томская и ряд других областей.

Позитивные тенденции в развитии агропромышленного комплекса должны быть продолжены и закреплены в 2007 году. Уверен, что целевые показатели проекта будут достигнуты.

Публикуется с согласия редакции журнала «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий»

Results of activities of the Russian Academy of Agricultural Sciences for 2006 and 2002-2006

МЫ СУМЕЛИ СОХРАНИТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ АГРАРНУЮ НАУКУ

Г.А. РОМАНЕНКО,

президент Россельхозакадемии

Итоги деятельности Российской академии сельскохозяйственных наук за 2006 и 2002-20006 годы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.