МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ - СУЩНОСТЬ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» ЗА 2006 Г.
Е.Н. Попова, В.А. Степанников
Кафедра агроэкономики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, 117198 Москва, Россия
В статье раскрываются основные положения национального проекта «Развитие АПК». Авторы рассматривают три приоритетных направления реализации национального проекта и достигнутые результаты в 2006 году. Государственное регулирование и поддержка отечественных производителей в рамках проекта в 2006 году позволила остановить падение производства в животноводстве, увеличить число сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также направить средства по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Предпринятые меры позволят повысить инвестиционную привлекательность животноводства, будут способствовать техническому перевооружению отрасли, повысят конкурентоспособность отечественной продукции животноводства, стимулируют дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и улучшат демографическую ситуацию.
Общие сведения о проекте. По поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минсельхозом России разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», план его реализации и сетевой график по осуществлению проекта.
Основными приоритетными направлениями в сфере агропромышленного производства проектом определены три направления:
- ускоренное развитие животноводства с объемом финансирования в 2006 году в сумме 6,95 млрд. рублей;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования с объемом
финансирования в сумме 11,8 млрд. рублей;
- обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на
селе с объемом финансирования в сумме 2,0 млрд. рублей.
Прежде всего, Минсельхозом России была создана вся необходимая нормативно-методологическая база для реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Правительство Российской Федерации приняло 11 постановлений, регламентирующих предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями АПК всех форм собственности, и на проведение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
Во-вторых, Минсельхозом России издано 4 приказа, определяющих направления использования кредитов и документы, подтверждающие их целевое использование.
Утверждены 3 методики, в том числе определения плановых объемов субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в животноводство, на развитие малых форм хозяйствования и о порядке представления субсидий на улучшение жилищных условий молодым специалистам. В соответствии с сетевым графиком разработаны и утверждены концепции
развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и сельской кредитной кооперации.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заключило соглашение о сотрудничестве с главами администраций субъектов Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
По целевым показателям реализации проекта Министерство совместно с регионами приняли обязательства по обеспечению их нормативными правовыми актами, определяющими порядок представления субсидий, и современному доведению объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета в пределах, представления субсидий.
В составе Минсельхоза России организованы 3 рабочие группы, специализированные по основным направлениям проекта.
Утвержден сетевой график осуществления мероприятий, предусмотренных в проекте.
Минсельхозом доведены специальные формы отчетности реализации проекта с типовой инструкцией о порядке и сроках составления и представления отчетов.
Создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли ответственные сотрудники администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителей субъектов Российской Федерации, ученые и ответственные работники Минсельхоза России.
Задания проводятся в соответствии с утвержденным планом работ, и в первую очередь на них рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в ходе реализации проекта и требующие принятия согласованных решений на уровне федеральных органов исполнительной власти или вопросы межведомственного характера.
Первое приоритетное направление «Ускоренное развитие животноводства».
Одной из главных целей национального проекта «Развитие АПК» является ускоренное развитие животноводства. Планируется увеличение за 2 года производства мяса на 7% и молока на 4,5% к уровню 2005 г. при стабилизации поголовья крупного рогатого скота.
Предусмотрены меры, направленные на расширение доступности кредитных ресурсов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).
Минсельхоз России сформировал Перечень объектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов, в который вошли более 1400 объектов с объемом кредитных ресурсов 119 млрд. рублей.
В 2006 году 1195 участников проекта получили кредитные ресурсы на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) в объеме 59,2 млрд. рублей.
Крупные объемы кредитных ресурсов получены в Белгородской области - 7,6 млрд. рублей, Республике Татарстан - 6,0 млрд. рублей, Московской области - 2,6 млрд. рублей, Ленинградской и Липецкой областях - более 2,3 млрд. рублей.
В субъекты перечислено 1,38 млрд. рублей средств федерального бюджета на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитом.
В качестве банков - участников приоритетного национального проекта стали ОАО «Россельхозбанк» (60% от общего количества заключенных кредитных договоров и 44% от объема кредитных ресурсов) и Сбербанк России (31 и 40% соответственно).
Одним из основных мероприятий направления «Ускоренное развитие животноводства» проекта «Развитие АПК» является закупка и передача в лизинг
сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2006 году 50 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота на сумму 3 млрд. рублей, а также техники и оборудования для животноводства на сумму 1 млрд. рублей для создания и модернизации 65 тыс. скотомест.
В 2006 году в уставный капитал компании из федерального бюджета направлено 4 млрд. рублей.
Совет директоров компании в начале 2006 года разработал новые, более льготные условия лизинга по поставке племенной продукции и животноводческого оборудования, принятие решение о снижении ставок и увеличения сроков лизинга племенного скота и животноводческого оборудования.
В начале 2006 года Минсельхозом России утверждены реестр племенных животных и номенклатура техники и оборудования для производства и переработки продукции животноводства, рекомендуемых для поставки сельхозтоваропроизводителям на условиях лизинга.
Предпринятые меры позволили обеспечить резкий рост объема заявок от сельхозтоваропроизводителей на поставку племенных животных и оборудования для животноводства.
ОАО «Росагролизинг» в 2006 году сельхозтоваропроизводителям поставлено
50,2 тыс. голов племенного крупного рогатого скота (КРС) и оборудование для модернизации и создания 70,8 тыс. скотомест.
Племенной скот поставлен в 46 регионов страны. Конечными получателями животных стали более 500 хозяйств по всей территории России, это и фермерские хозяйства, и сельхозкооперативы, а также крупные агропромышленные предприятия.
Дополнительно для субъектов федеральных округов России, имеющих традиционные формы животноводства, ОАО «Росагролизинг» поставило в 2006 году 6,6 тыс. голов племенных свиней; 48,1 тыс. голов племенных овец.
50% закупленного поголовья - это районированный отечественный скот, хорошо адаптированный к российским природно-климатическим условиям. У отечественных племенных предприятий закуплено скота на общую сумму около 1,6 млрд. рублей. Данные денежные средства остались в экономике регионов и были направлены хозяйствами на обновление и модернизацию своего производства и на дальнейшее развитие племенной работы.
Племенная продукция импортировалась из Германии, Голландии, Франции, Австрии, Дании и Австралии.
На долю предприятий малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов приходится около 20% поставок скота. В основном это отечественный племенной скот, необходимый российским сельхозтоваропроизводителям для увеличения надоев с продуктивностью до 5 тыс. литров молока в год. Данный скот не требует высокотехнологичного оборудования для его обслуживания и содержания. Из-за рубежа ввозились племенные животные с продуктивностью выше 6-7 тыс. литров молока в год, которые эксплуатируются только в специально оборудованных современных фермах.
ОАО «Росагролизинг» совместно с представителями хозяйств-получателей контролирует всю процедуру, начиная от отбора скота и его транспортировки на специализированном транспорте до передачи непосредственно в месте дальнейшего содержания и эксплуатации.
Предусмотрена реализация мероприятий по обеспечению прогнозируемое™ государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства.
Основным механизмом является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года согласно имеющимся межправительственным договоренностям, а также отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. № 168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования» снижены ввозные таможенные пошлины на современные виды техники и оборудования животноводства и переработки продукции животноводства, аналоги которых не производятся отечественной промышленностью.
По итогам реализации мероприятий проекта в 2006 году можно отметить, что в животноводстве произошли положительные сдвиги.
За 2006 г. производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составил 7,9 млн. тонн, что на 4,6% больше соответствующего периода 2005 г.
Основные объемы производства мяса за 2006 г. обеспечили 4 федеральных округа: Центральный, Приволжский, Южный и Сибирский. В этих округах производство скота и птицы на убой составил 86% от общего объема производства по стране.
В целом по стране можно выделить 56 территорий, в которых увеличились общие объемы производства на убой скота и птицы. В Белгородской области обеспечен наибольший прирост производства мяса - около 34%, в Краснодарском крае - 7%, Липецкой области - более 18%, Московской области - около 9%.
В 2006 году приостановлен спад производства молока.
Продуктивность коров возросла практически во всех субъектах Российской Федерации. В текущем году темпы роста продуктивности коров самые высокие за последние годы, и во многих регионах этот показатель превышает ранее достигнутый максимальный уровень.
За 2006 год производство молока составило 31,1 млн. тонн, или 100,6% к уровню 2005 года.
В целом по стране производство молока возросло к уровню 2005 года в 51 регионе. В Карачаево-Черкесской Республике его объемы увеличились более чем на 22%, Челябинской области - на 7%, Саратовской, Владимирской, Читинской областях и Республиках Ингушетия, Калмыкия - на 5%, Чувашской Республике -более 6%, Удмуртской Республике - более 4%.
На 1 января 2007 г. численность КРС в хозяйствах всех категорий составила 21 млн. голов, или около 99% к соответствующему периоду 2005 г., в том числе коров
- 9,2 млн. голов (98%).
Второе приоритетное направление «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе». По этому направлению, которое называется «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», контрольным целевым показателем является увеличение к 2008 году объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6 процентов.
Целью данного направления является увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволит повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан.
За 2006 год было привлечено ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях кредитных ресурсов на сумму 40,9 млрд. рублей, в том числе в ОАО «Россельхозбанк» - на сумму 27,2 млрд. рублей, в Сбербанке России - на сумму
11,3 млрд. рублей, в прочих банках (по данным субъектов Российской Федерации) -на сумму 2,5 млрд. рублей.
Основными лидерами по привлечению кредитных ресурсов являются Приволжский федеральный округ (12,1 млрд. рублей), Южный федеральный округ (11,0 млрд. рублей) и Сибирский федеральный округ (8,1 млрд. рублей).
Удельный вес кредитов, выданных ОАО «Россельхозбанк», составляет 66,5%, Сбербанком России - 27,6%.
В субъекты Федерации перечислено 907,2 млн. рублей средств федерального бюджета на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитом.
Данным проектом предусматривается модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных кооперативов.
В 2006 году было запланировано создание 1200 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 600 кредитных.
Фактически создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 777 кредитных. Лидерами по созданию кооперативов являются Приволжский (создано 649 кооперативов) и Сибирский (создано 411 кооперативов) федеральные округа.
Наиболее интересный опыт по созданию кооперативов имеется в Оренбургской области (создано 175 кооперативов), Белгородской области (создано 109 кооперативов), Республике Саха (Якутия) (создано 105 кооперативов). Новосибирской области (создано 82 кооператива).
ОАО «Россельхозбанк» играет особую роль в реализации проекта как основа создания национальной кредитно-финансовой системы АПК.
ОАО «Россельхозбанк» является активным кредитором сельхозпроизводителей.
В целях повышения доступности кредитных ресурсов ОАО «Россельхозбанк» введен временный порядок кредитования субъектов малого предпринимательства в АПК, в том числе КФХ, на сумму, не превышающую 3 млн. рублей, на срок не более 5 лет. Значительно усовершенствован порядок кредитования граждан, ведущих личное подсобное хозяйство: кредиты в сумме до 30 тыс. рублей предоставляются без залогового обеспечения; от 30 до 150 тыс. рублей - под поручительство одного физического лица; от 150 до 300 тыс. рублей - под поручительство двух физических лиц.
ОАО «Россельхозбанк» в качестве обеспечения обязательств принимает в залог ликвидные объекты залоговых (имущественных) фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также гарантии субъектов Российской Федерации. В рамках реализуемых ОАО «Россельхозбанк» специальных программ кредиты предоставляются под залог техники и (или) оборудования, племенного молодняка сельскохозяйственных животных, приобретаемых за счет полученных кредитов, и дополнительного обеспечения в этом случае не требуется.
Минсельхоз России неоднократно рекомендовал субъектам Российской Федерации формировать залоговые и гарантийные фонды для обеспечения кредитов, привлеченных малыми предприятиями.
Проектом предусматривается формирование инфраструктуры земельноипотечного кредитования, что позволит повысить доступность кредитных ресурсов
для сельхозтоваропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков.
В соответствии с сетевым графиком по осуществлению приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 году в ходе осуществления ОАО «Россельхозбанк» пилотных проектов по земельно-ипотечному кредитованию сельхозтоваропроизводителям из 25 регионов Российской Федерации предоставлены 65 кредитов на общую сумму 2,1 млрд. рублей.
Заемщикам малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе -крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям -выдано 28 кредитов на сумму 68,8 млн. рублей, в залог предоставлено 3,667 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
Важным условием создания целостной системы земельно-ипотечного кредитования в агропромышленном комплексе является совершенствование нормативной правовой базы по залогу земель сельскохозяйственного назначения. В этих целях и в соответствии с сетевым графиком Минсельхозом России подготовлены концепция и проект технического задания на разработку федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве», согласованные с Минэкономразвития России и Минфином России. Концепция и проект технического задания направлены в Минюст России и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для проведения правовой экспертизы.
Одним из результатов реализации приоритетного национального проекта должно быть создание эффективно функционирующей модели национальной системы земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве.
Проект Концепции системы земельно-ипотечного кредитования в соответствии с государственным контрактом № 1168/13 от 11 сентября 2006 г. разработан ГНУ ВНИЭТУСХ совместно со специалистами ОАО «Россельхозбанк».
Третье приоритетное направление «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе». Основными целевыми показателями за 2006-2007 годы являются ввод 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе.
По данному направлению предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Механизмом реализации данных мероприятий является строительство (приобретение) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов Российской Федерации (не менее 40%) и внебюджетных источников (30%) на предоставление жилья молодым семьям и молодым специалистам на селе. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности.
В 2006 году в данном направлении деятельности участвовало 79 субъектов Российской Федерации.
На реализацию этих мероприятий проекта в 2006 году предусматривалось выделение средств из федерального бюджета в сумме 2,0 млрд. рублей, 2,7 млрд. рублей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, 2,2 млрд. рублей внебюджетных источников, которые полностью освоены, по внебюджетным -перевыполнены.
При этом в 2006 году планировалось построить (приобрести) на селе в целом по Российской Федерации 713,4 тыс. кв. м жилья для 16,2 тыс. молодых семей и молодых специалистов.
По оперативной отчетности, поступившей из субъектов Российской Федерации за 2006 год, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по данному направлению построено (приобретено) 713,8 тыс. кв. м жилья.
Показатель количества молодых семей и молодых специалистов на селе, получивших жилье составляет 12306, из которого 1945 - семьи, состоящие из 2-х специалистов.
Такие субъекты Российской Федерации, как Ленинградская, Тюменская, Мурманская, Московская области, Республика Адыгея, Приморский край и некоторые другие, не выполнили принятые на себя обязательства по освоению средств и строительству (приобретению) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе.
В то же время Алтайский край, Республика Башкортостан, Калининградская, Новосибирская, Омская области, Республики Татарстан, Ингушетия, Дагестан, Ростовская, Волгоградская, Вологодская области перевыполнили плановые показатели национального проекта по освоению бюджетных и привлеченных средств и вводу жилья. В соответствии с их предложениями указанным регионам дополнительно выделены средства федерального бюджета на эти цели за счет своевременного снятия с регионов, не обеспечивающих выполнение плановых заданий.
Для создания равных условий для молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание жить и работать на селе, проживающих в сельских населенных пунктах, включенных в состав городских поселений, подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, который в настоящее время согласован с Минэкономразвития России и Минрегионом России. С Минфином России по указанному проекту подписана таблица разногласий. На указанный проект постановления получено заключение Минюста России, и письмом от 26 января 2007 г. № АК-НацП10/45 проект постановления направлен в Правительство Российской Федерации.
Механизмы государственной поддержки, которые реализуются в рамках приоритетного национального проекта, повысили инвестиционную привлекательность животноводства, обеспечивают техническое перевооружение отрасли, повышают конкурентоспособность отечественной продукции животноводства, стимулируют дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и улучшают демографическую ситуацию на селе.
Благодаря проекту возросло внимание федеральных и региональных органов власти к сельскому хозяйству, повысилась исполнительская дисциплина и ответственность управленческих кадров всех уровней.
MULTIFUNCTIONAL DOMESTICITY - SUBSTANCE OF THE PRIOR NATIONAL PROJECT «AGRICULTURAL DEVELOPMENT» FOR 2006
E.N. Popova, V.A. StepanniKov
Department of agroeconomy Russian People’s Friendship University st. Miklucho-Maklay, 8/2, 117198 Moscow, Russia
The article covers the problems of the agricultural development within the limits of prior national project “The development of the agriculture”. The authors analyses whole range of
settings of the national project, its positive and negative sides. Besides the approach of the Ministry of Agriculture concerning to the problems of the reduction of Department of the manpower policy, absence of understanding of the specifics of the educational process on the different levels of the educational process in the agricultural schools and reduction of the amount of staff in the agricultural companies are criticized in the article.