Научная статья на тему 'Планирование государственной поддержки развития сельскохозяйственного кредита в России'

Планирование государственной поддержки развития сельскохозяйственного кредита в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование государственной поддержки развития сельскохозяйственного кредита в России»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Совершенствование деятельности кадровых служб должна осуществляться в следующих направлениях:

- обеспечение комплексного решения задач качественного формирования и эффективного использования кадрового потенциала на основе управления всеми компонентами человеческого фактора: от трудовой подготовки и профориентации молодежи, до заботы о ветеранах труда;

- широкое внедрение активных методов поиска и целенаправленной подготовки нужных для предприятия работников. Основной формой привлечения необходимых специалистов и квалифицированных рабочих для предприятий должны стать договоры с учебными заведениями. Актуальна опережающая подготовка рабочих и специалистов для освоения новой техники и технологии, что требует от кадровых служб совершенствования планирования подготовки кадров;

- планомерная работа с руководящими кадрами, с резервом для выдвижения, которая должна строиться на таких организационных формах, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационное передвижение руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях;

- активизация деятельности кадровых служб по стабилизации трудовых коллективов, повышению трудовой и социальной активности работников на основе совершенствования социально-культурных и нравственно-психологических стимулов;

- обеспечение социальных гарантий трудящихся в области занятости, что требует от работников по кадрам соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождаемых работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций;

- переход от преимущественно административно-командных методов управления кадрами к демографическим формам оценки, подбора и их расстановки, широкой гласности в кадровой работе. Кадровые службы предприятий в современных условиях становятся органами организационно-методического обеспечения выборности и конкурсности, периодической отчетности должностных лиц перед трудовыми коллективами, что потребует от работников по кадрам умения применять методы психологического тестирования, социологические методы изучения общественного мнения, оценки изучаемого кандидата на выдвижение его коллегами, подчиненными и др.;

- обновление научно-методического обеспечения кадровой работы, а также ее материально-технической и информационной базы.

В условиях развития рыночной экономики открывается принципиально новый этап в развитии кадровых служб с качественно иными функциями и задачами, важнейшим видом их деятельности становятся маркетинг.

БУНИН Л.В.

ПЛАНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ

В конце 2005 г. в практике государственной поддержки развития сельского хозяйства начали проявляться долгосрочные тенденции, заключающиеся в принятии и начале реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Цель аграрного нацпроекта заключается в господдержке трёх приоритетов: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильём молодых специалистов (или их семей). Для достижения поставленной цели ПНП «Развитие АПК» ставит задачу за два года обеспечить увеличение производства мяса на 7% и молока - на 4,5%; поставку по лизингу 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота и высокопроизводительного оборудова-

ния для создания 130 тыс. ското-мест; увеличение объема реализации сельхозпродукции ЛПХ и К(Ф)Х на 6%; создание 2550 потребительских кооперативов; ввод 1400 тыс. кв. метров жилья для 31,6 тыс. молодых специалистов, работающих в сельском хозяйстве [1].

Итоги 2006 года показали положительную динамику достижения целевых показателей национального проекта (табл. 1).

Таблица 1

Ход выполнения нацпроекта «Развитие АПК»*

Целевые показатели ПНП Значение показателей

1 2

Рост производства скота и птицы на убой в живом весе, % 4,8

В том числе:

- птицы 15,0

- свиней 8,7

Рост производства молока, % 0,8

Закупка и поставка сельхозтоваропроизводителям:

- племенного скота, тыс. гол. 50,2

- оборудования для создания и модернизации животноводческих помещений, тыс. ското-мест 70,8

Реконструкция, модернизация и строительство животноводческих комплексов, ед. 1400

Получено кредитных ресурсов на строительство, модернизацию и реконструкцию животноводческих комплексов, млрд руб. 53,2

Кредитования малых форм хозяйствования:

- выдано кредитов, тыс. 182,0

- привлечено кредитных ресурсов 41,0

Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ед. 2134

Строительство жилья для молодых специалистов:

- построено, тыс. кв. м. 713,8

- число участников проекта, чел. 16255

* Источник: данные МСХ РФ.

Реализация мероприятий национального проекта направлена не только на достижение его целевых показаний и адаптацию отечественных сельхозтоваропроизводителей к условиям рыночной конкуренции на внутреннем и международных агропродовольствен-ных рынках, но и обеспечивает новый уровень доступности финансовых ресурсов для предприятий сельского хозяйства, фермеров и личных подсобных хозяйств. Так, например, по итогам 2006 года доля крестьянских (фермерских) хозяйств в структуре заемщиков ОАО «Россельхозбанка» составила 14,4%, тогда как ещё в 2001 г. она не превышала и 3% [2, с. 1].

Анализ реализации программы кредитования малых форм хозяйствования на селе в рамках направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» ПНП «Развитие АПК» показал, что из общей суммы кредитных ресурсов, направленных российскими банками на финансирование экономической деятельности российских фермеров и личных хозяйств сельского населения, на долю «Россельхозбанка» приходится 66,5%, «Сбербанка» - 27,5% и других банков - 6% [4, с. 193]. Аналогичная тенденция отмечается в аграрном секторе Ростовской области (табл. 2), где на долю «Россельхозбанка» приходится 2/3 объёма выданных кредитов в рамках нацпроекта, а на долю «Сбербанка» - примерно 1/4. В целом, региональными банками Ростовской области, представленными в таблице 2, было выдано 98% всех кредитов малым формам хозяйствования в сельскохозяйственном производстве. На возмещение процентных ставок по кредитам из федерального бюджета было выделено 107,2 млн руб. (96,4%), из бюджета Ростовской области - 4 млн руб. (3,6%) [4, с. 200].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Таблица 2

Динамика выданных кредитов ЛПХ и КФХ в рамках реализации ПНП «Развитие АПК» (на 01.09.2006 г.)*

Наименование кредитных организаций Количество кредитов Сумма кредитов

ед. % млн руб. %

ОАО «Россельхозбанк» 2178 56,6 531,8 61,4

ОАО «Сбербанк» 763 19,8 182,4 21,1

ОАО «Донской кредитный банк» 906 23,6 151,4 17,5

* Источник: по данным банков и Минсельхозпрода РО.

Анализ результатов мониторинга реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» [3, с. 198] показал высокий уровень интереса сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в осуществлении проектных мероприятий. По данным Министерства сельского хозяйства России, в ближайшие 2-3 года намерены обратиться за кредитами 74% фермеров, участвовавших в обследовании, 66% владельцев ЛПХ и 2/3 руководителей потребительских кооперативов [1]. Эти данные говорят о возможном высоком уровне конкуренции между региональными банками за деньги в рамках государственных программ и проектов по поддержке приоритетных социально-экономических сфер жизни современного российского общества. В этой связи в своей конкурентной политике кредитные организации должны учитывать пожелания потенциальных участников приоритетных национальных проектов. Так, например, по результатам мониторинга ПНП «Развитие АПК», проведённого в конце 2006 года в Ростовской области Всероссийским НИИ экономики и нормативов, было установлено, что 36% фермеров и 40% ЛПХ, принявших участие в реализации мероприятий нацпроекта, условия кредитования не устраивали по целому ряду пунктов [4, с. 201]. К их числу относятся: сложность в оформлении кредитов; удалённость кредитной организации; сложность оформления залога (табл. 3).

Таблица 3

Основные риски и проблемы при кредитовании в Ростовской области К(Ф)Х и ЛПХ, % к числу респондентов*

Причины, сдерживающие кредитование малых форм хозяйствования Участники проекта

Малый агробизнес (N=162) в том числе:

К(Ф)Х (N=31) ЛПХ (N=131)

Сложность по оформлению кредита 34,6 64,5 27,5

Удалённость кредитной организации 16,0 25,8 13,7

Сложность оформления имущества в залог 14,8 48,4 6,9

*Источник: данные ВНИИ ЭиН.

В то же время, 12% участвовавших в проекте фермеров не имели никаких трудностей при оформлении и получении кредита в рамках ПНП «Развитие АПК», это же отметили и 50% опрошенных владельцев ЛПХ [4, с. 201].

Результаты опроса показывают противоречивость мнения участников нацпроекта об условиях кредитования банками направлений реализаций проектных мер поддержки сельскохозяйственного производства, что говорит о целесообразности региональными банками при выборе своей маркетинговой стратегии более тщательно структурировать потенциальную клиентскую базу среди участников государственных программ и проектов.

Результаты анализа материалов мониторинга показали так же, что как участники, так и неучастники аграрного национального проекта высказали общее мнение, что для успешного осуществления, например, программы стимулирования развития малых форм хозяйствования в АПК Правительству Российской Федерации целесообразно усилить меры по стимулированию сбыта произведенной продукции сельского хозяйства и скорректировать правила предоставления кредитов (табл. 4).

Таблица 4

Предложения по совершенствованию кредитования малых форм хозяйствования в АПК, % к числу респондентов*

Наименование Участники нацпроекта** Неучастники нацпроекта**

К(Ф)Х (N=31) лпх (N=131) 11 ф )Х ЛПХ (N=131)

Упрощение правил предоставления кредитов и субсидий по ним 81 72 71 65

Расширение возможностей и улучшение условий сбыта продукции 94 63 74 55

Увеличение субсидий и дотаций на сельскохозяйственную продукцию 55 47 55 23

* Источник: данные ВНИИ ЭиН.

**(Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа).

Первые производственные результаты реализации приоритетного национального проекта, материалы мониторинга свидетельствуют о том, что российским банкам в ходе решения социально-экономических, производственных и технологических задач развития отечественного сельского хозяйства, сегодня необходимо более активно использовать предоставленные им конкурентные преимущества в свете грядущего более широкого доступа на российский финансовый рынок иностранных кредитных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеева. Об основных результатах реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» как основы для формирования среднесрочной государственной программы развития сельского хозяйства и создания условий для улучшения качества жизни на селе. 07.03.2007 // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (http://www.mcx.m/index.html?he_id=981&news_id=3201&n_page=1&print=1).

2. МихалевА.А. Основные направления агропродовольственной политики: первые итоги и задачи по реализации в 2002 году // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2002. № 4.

3. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» - ориентир государственного влияния на развитие сельскохозяйственного производства: информационно аналитические материалы международных научно-практических конференций, 22-23 мая 2007 г. Ростов н/Д.: Сев.-Кав. акад. гос. службы., 2007.

4. Ърасов А.Н. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в пост-социалистической экономике. Ростов н/Д.: Ростиздат, 2006.

БЯЗРОВ В.Г.

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Механизм устойчивого развития экономики позволяет руководству предприятия определить свои главные преимущества, выявить слабости, устранить возможность наступления кризисов или обосновать пути их успешного преодоления.

Любой руководитель стремиться к тому, чтобы его предприятие работало устойчиво. Однако, оценить эту самую устойчивость не так просто, поскольку единого взгляда на сущность и критерии устойчивости пока не существует. И даже само понятие «устойчивость» видоизменяется в зависимости от выбранного подхода к ее оценке - технического (как надежная работа оборудования), производственного (например, как ритмичность производства), экономического (например, как постоянность дохода), финансового (как достижение показателей финансовой устойчивости) и т.д.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.