крестьянское дело
активизация инвестирования села
через реализацию приоритетного
национального проекта «Развитие АПК»
Баширова Г. Т.
соискатель Башкирского государственного аграрного университета
Современное состояние сельского хозяйства таково, что объемы и уровень внутреннего производства основных видов аграрной продукции не позволяют удовлетворить потребность населения. Чтобы решить эту проблему, в стране необходимо в 1,7-2раза увеличить производство сельхозпродукции. Для этого в ближайшие годы потребуется полностью обеспечить АПК основными средствами и инвестиционными ресурсами.
На инвестиционные отношения в АПК на современном этапе повлияли принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и расширение государственных мер поддержки в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Регионы интенсивно включились в реализацию национального проекта. В Башкортостане намечается увеличить производство молока в 2007 году на 4,6%, мяса - на 8,2%. По направлению нацпроекта «Ускоренное развитие животноводства» республика приступила к строительству и реконструкции 18 объектов, освоено кредитов на сумму более 1,7 млрд. руб., завезено 1200 голов племенного крупного рогатого скота.
В рамках нацпроекта в Башкортостане резко увеличилось кредитование личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Россельхозбанком, Сбербанком и другими кредитными учреждениями в республике
выдано ЛПХ - 772 млн. руб. кредитов, КФХ -393,9- Республика входит в первую десятку среди регионов РФ по сумме кредитов, выданных по направлению нацпроекта «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» [2].
В Башкортостане личные подсобные хозяйства составляют одну из самых распространенных форм экономической активности населения: всего их насчитывается 573,1 тыс. В ЛПХ производится 62,3% всей сельскохозяйственной продукции. КФХ также получили развитие, однако доля их производства остается довольно низкой (4,5-5%).
Структура форм хозяйствования на селе зависит от многих факторов, прежде всего, от уровня доходов жителей вне личного подворья, а также от размеров государственной поддержки и налогообложения. В сложившейся ситуации расширять семейное производство гораздо выгоднее, сохраняя форму личного подсобного хозяйства. В этих условиях многие региональные законодатели предлагают ввести ограничения на содержание в ЛПХ скота, аренду земельных участков, а всех владельцев, кто превышает установленные ограничения, записывать в фермеры. Такая мера приведет к негативным социально-экономическим последствиям, ударит по доходам многих сельских жителей. Чтобы снять существующую неразбериху в статусе личных подсобных и фермерских хозяйств, в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» необходимо ввести понятие семейного фермерского хозяйства, учредителями которого могут являться только члены семьи. Одновременно следует ввести ограничения на численность наемных работников в таких хозяйствах и рас-
современное состояние сельского хозяйства
таково, что объемы
и уровень внутреннего производства основных видов аграрной продукции
не позволяют
удовлетворить потребность населения
_ пространить на них порядок налогообложения личных подсобных хозяйств. Конечно, такое решение будет сопряжено с определенными налоговыми потерями, но зато
_ раскрепостит крестьянскую инициативу,
_ легализует предпринимательскую деятель_ ность личных подворий, будет содействовать росту занятости и доходов сельского населения.
_ Среди участников приоритетного национального проекта довольно высок удельный вес тех, кто намерен в ближайшие два года обратиться за кредитом. Льготное кредитование необходимо, но еще не достаточное условие для развития ЛПХ. Определяющую роль играет сбыт продукции и предоставление ЛПХ различного рода производственных и консультационных услуг. Выход видится в развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, численность которых за последний год значительно возросла. Однако первый год реализации приоритетного национального проекта со всей очевидностью показал, что запланированных мер по развитию кооперации явно недостаточно, и в этой области необходимы более энергичные шаги. Такими шагами являются предоставление кооперативам пятилетних в Башкортостане личные инвестиционных кредитов и
передача под их управление
подсобные хозяйства сельскохозяйственных государственных и муниципаль-составляют ных рынков.
Требуется срочно решить на
одну из самых федеральном уровне проблему залогового обеспечения
распространенных инвестиционных кредитов. У
70% крестьянских (фермер-
форм экономической ских) хозяйств в республике __основным имуществом явля-
активности населения: ется сельхозтехника, которая
служит 10-15 лет, и в качестве
всего их насчитывается залога банками не рассмат-
__ривается. Требуется создать
_ 573,1 тыс. гарантийные фонды, причем
двухуровневые - из в последние 15-20лет
федеральных и реги-
ональных средств. российское село было вынуждено
Медленно развивается _
кредитная кооперация. выживать в условиях Количественно коопе- _
ративов создано боль- постоянного дефицита
ше, чем планировали
на 2006 г., но получе- инвестиционных средств
ние ими займов в бан- _
ках пока затруднено из-за отсутствия залого- _
вой базы. Возможно, создание гарантийных _
фондов решит и эту проблему. _
По направлению нацпроекта «Строительство _
жилья для молодых специалистов на селе» _
основным механизмом является предостав- _
ление средств федерального бюджета в раз- _
мере 30% нормативной стоимости жилья, _
40% - из республиканского бюджета, 30% _
селяне вкладывают за счет личных средств. _
На улучшение жилищных условий молодых _
специалистов на селе подано 650 заявок. В _
2006 году в эксплуатацию введено 105,5 тыс. _
кв. м жилья.
Однако все возможности, предоставленные _
в этом направлении приоритетным проек- _
том, были использованы в 2006 году не в _
полной мере. Сказались несвоевременная подготовка нормативной базы, недостаточная готовность рынка вторичного жилья, _
чрезмерная загруженность федеральной _
регистрационной службы, длительные _
сроки оформления сделок по приобретению жилья.
Как показывает анализ, реализация нацио- _
нального проекта значительно способству- _
ет увеличению инвестиционных потоков
в сельское хозяйство. Однако если разде- _
лить размеры вложенных инвестиционных
ресурсов на 1 хозяйство, складывается не _
совсем благоприятная ситуация (табл. 1). _
Например, развивать личное подсобное
хозяйство на 1300 рублей или крестьянс- _
кое (фермерское) хозяйство на 80000 руб- _
лей практически невозможно. К тому же, _
оформление кредитов и получение по ним
Таблица 1
Размеры выделенных инвестиционных кредитов в Башкортостане в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» за 2006 год, млн. руб.
Виды инвестиционных кредитов Кол-во, шт. Сумма На 1 хозяйство
На строительство животноводческих комплексов 35 1329,1 1,08
На покупку племенного скота 16 71,49 0,06
На покупку оборудования и сельхозтехники 23 324,6 0,26
Личным подсобным хозяйствам 4354 772,0 0,0013
Крестьянским (фермерским) хозяйствам 248 393,9 0,08
Кредитным потребительским кооперативам 5 3,28 0,09
Итого 4681 2894,3 -
_ субсидий остается трудоемким процессом,
вследствие чего многие крестьяне и сель_ хозпредприятия вынуждены отказаться от
_ кредитов.
_ Банковским учреждениям, участвующим в
_ реализации нацпроекта, необходимо осуществлять более активное вхождение в систему земельного ипотечного кредитования. _ Это позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей за счет развития кредитова-
_на сегодня нет простых, ния под залог земельных
__участков. Правовая осно-
ясных процедур, чтобы ва для этого уже создана
__и закреплена в федераль-
земля оформлялась ных законах «об обороте
земель сельскохозяйствен-в собственность ного назначения» и зако-__ном «Об ипотеке», в кото_производителем, не рый были внесены поправ_ ки, снявшие ограничения
__урегулированы отношения на оборот земель сельскохозяйственного назначе-между землепользователями ния. Однако на сегодня нет
__простых, ясных процедур,
и землевладельцами чтобы земля оформлялась
в собственность производителем, не урегулированы отношения между землепользователями и землевладельцами. В последние 15-20 лет российское село было вынуждено выживать в условиях постоянного дефицита инвестиционных средств. Осуществление в стране национального проекта «Развитие АПК» стало мощным шагом в инвестировании села. Государственным органам необходимо решить вопросы по дальнейшему совершенствованию направлений национального проекта и упрощению условий получения инвестиций на развитие сельхозпроизводства.
Литература
1. Тюгаева Н.М. О ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». //Информационный бюллетень Минсельхоза Республики Башкортостан, №1. - Уфа, 2007. - С.22-24.
2. Сафин Р.З. Кредиты повышают качество жизни на селе. //Информационный бюллетень Минсельхоза Республики Башкортостан, №1. - Уфа, 2007. - С.27-30.
мощным шагом
в инвестировании
села стала реализация
национального проекта «Развитие АПК»
Bashirova G.T.
PhD researcher, Bashkir State Agrarian University
Activization of village investment through realization of the priority national project «Development of agrarian and industrial complex»
The agriculture of regions of Russia tests sharp shortage means of investments. Powerful steps in investing of village became realization the national project «Development of agriculture». However the national project does not remove a problem of deficiency of investments, it is need of (requires) serious updating.