Научная статья на тему 'Совершенствование механизма стимулирования развития малого предпринимательства в контексте реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»'

Совершенствование механизма стимулирования развития малого предпринимательства в контексте реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма стимулирования развития малого предпринимательства в контексте реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»»

ным причинам приобретших сельскохозяйственные организации. Они активно ищут новые эффективные технологии и готовы приобретать их на выгодных условиях. Государство может стимулировать эти приобретения. Возможно, например, приобретение перспектив-

ных технологий в государственную собственность государственной компанией-оператором, а затем получение доходов от ее внедрения в форме роялти по лицензионным договорам, заключенным с сельскохозяйственными товаропроизводителями.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

М.П.Козлов, к.э.н., консультант Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ

В настоящее время все большее распространение в обществе получает признание того, что сельское хозяйство, включая малые формы хозяйствования, нельзя сводить лишь к производству продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности, так как оно представляет собой многофункциональную систему. Сельское хозяйство в современных условиях расширяет свои непродовольственные функции, включая производство биотоплива как заменителя нефтепродуктов, предоставляет населению различные услуги, включая транспортные, ветеринарные, услуги по обработке земельных участков, садов и т.п. Но важнейшая и все более расширяющаяся функция современного сельского хозяйства состоит в том, что оно производит так называемые общественные блага, включая обеспечение продовольственной безопасности, прежде всего глубинных сельских районов; сохранение традиционных агроландшафтов; развитие традиционной национальной культуры общества; сохранение его генофонда; социальный и экологический контроль над обширными территориями; воспроизводство природных и экономических условий для удовлетворения рекреационных потребностей населения; развитие экологического и сельскохозяйственного туризма; сохранение и развитие народных промыслов, ремесел и т.д. Все это стимулирует диверсификацию сельского хозяйства, способствует повышению занятости и доходов сельского населения, развитию сельских районов, формированию новой многофункциональной аграрной экономики.

В этих условиях особую роль призван сыграть приоритетный национальный проект (ПНП) «Развитие АПК», который реализуется с января 2006 г. Этот национальный проект становится одним из важных механизмов государственного регулирования развития малого сельского предпринимательства, поскольку составной частью проекта является направление «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».

По данным Минсельхоза России, за первый год реализации национального проекта

было предоставлено малым формам хозяйствования порядка 175 тыс. кредитов всеми коммерческими банками, принимавшими участие в проекте, на сумму порядка 40,9 млрд р. Из общего числа предоставленных кредитов около 55% составляют кредиты, выданные гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, 32% - кредиты, выданные крестьянским (фермерским) хозяйствам, и остальные - сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Малые сельские предприниматели довольно активно предъявляли спрос на кредиты, но из-за несовершенного механизма кредитования и сложной процедуры оформления кредитов охват малых форм хозяйствования пока оказался невысоким. В 2006 г. кредиты получили порядка 2,5% крестьянских (фермерских) хозяйств и менее 1% личных подсобных хозяйств, что, однако, в десятки раз превышает уровень 2005 г. По информации субъектов Российской Федерации, в 2006 г. было создано 2 138 потребительских кооперативов, в том числе заготовительных и снабженческо-сбытовых -1 054, кредитных - 781, перерабатывающих -303. Наибольшее количество кооперативов было создано в Приволжском, Сибирском, Центральном и Южном федеральных округах (см. табл.)

Согласно имеющейся отчетности на конец февраля 2007 г. в 65 регионах отмечены положительные изменения в 2006 г. по целевому показателю «Увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами». Сохранение объемов реализации на уровне предыдущего года зафиксировано в 11 регионах, снижение объемов - в 1 регионе (в остальных регионах данные еще не были получены).

Наибольшее увеличение целевого показателя отмечено в Республике Тыва (на 115%), а также в Республиках Коми (17,2%), Дагестан (15,5%), Алтай (9,3%), Бурятии (7,5%), Татарстан (8%), Краснодарском и Хабаровском краях (соответственно 12,6% и 9%), Курской (21,1%), Костромской (20,4%), Челябинской (15%), Белгородской (14,7%), Амурской (12,9%) областях и т.д.

Основным исполнителем по кредитованию мероприятий ПНП и самым крупным кредитором малых форм хозяйствования на селе является ОАО «Россельхозбанк». По состоянию на 1 января 2007 г., по информации Росселъ-хозбанка, малым формам хозяйствования этим банком был выдан 127 121 кредит на общую сумму 27,7 млрд р., из которых 121 108 кредитов были выданы ЛПХ (17,2 млрд р.), 5 455 кредитов - К(Ф)Х (8,4 млрд р.) и 558 кредитов -сельскохозяйственным потребительским кооперативам различного профиля (2,1 млрд р.). Кроме того, было положено начало земельноипотечному кредитованию и предоставлено 53 земельно-ипотечных кредита на сумму

Размер кредита, предоставленного на развитие ЛПХ в системе ОАО «Россельхозбанк», составил в среднем 142 тыс. р. на 1 хозяйство. Наибольшее количество кредитов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, было предоставлено в Приволжском федеральном округе (41 720 кредитов), а также в Южном, Сибирском и Центральном федеральных округах (29 100, 26 069 и 14 776 кредитов). Средний размер кредита в расчете на 1 ЛПХ по указанным федеральным округам колеблется от 124 до 176 тыс. р., что явно недостаточно для дальнейшего развития производства в ЛПХ.

Следует отметить, что в реализацию национального проекта оказались вовлеченными как предприятия крупного агробизнеса (агрохолдинги, агрофирмы, а также крепкие сельхозорганизации), прежде всего, по направлению «Ускоренное развитие животноводства», так и хозяйства малых сельских предпринимателей (К(Ф)Х, ЛПХ) и создаваемые ими сельскохозяйственные потребительские кооперативы. К сожалению, из национального проекта практически выпало основное звено сель-хозпроизводства - крупные и средние сельхозорганизации (предприятия), хотя у многих из них финансовое и экономическое положение

1,3 млрд р. Одновременно активизируется деятельность сельской кредитной кооперации. В целом в сельском хозяйстве началось реальное ускорение формирования национальной кредитной системы.

Средний размер кредита, предоставленного в 2006 г. на развитие К(Ф)Х, составил 1,53 млн р., что затрудняет инновации в этом секторе. Наиболее активно привлекались кредитные ресурсы фермерами Южного федерального округа (всего выдан 1 801 кредит), Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов (соответственно 1 351, 865 и 708 кредитов).

довольно сложное. Это создало определенные трудности с кредитованием ЛПХ, поскольку последние в большинстве своем не являются полностью автономными хозяйствами и функционируют в связке с сельхозорганизациями.

Анализ хода реализации национального проекта выявил, что заложенный в нем социально-экономический потенциал используется еще не в полной мере. Эта проблема представляется нам весьма многогранной и складывается из ряда проблем и трудностей, имеющих в своей основе: 1) кризисное состояние сельского хозяйства в целом; 2) проблемы практической реализации самого ПНП; 3) угрозу бюрократии (административного ресурса).

Отечественный товаропроизводитель, прежде всего малый сельский предприниматель, практически не защищен государством, которое больше заботится о гарантиях реализации возрастающего объема импортной продукции, чем о продукции своих товаропроизводителей. Только органам государственной власти под силу организовать контроль за паритетом цен на продукцию сельского хозяйства и используемые в ее производстве промышленные ресурсы, а также реализовать механизм компенсаций сельским товаропроизводителям за повышение цен на ГСМ.

1. Информация о создании потребительских кооперативов по федеральным округам РФ в 2006 г.

Федеральный округ Создано потребительских кооперативов, всего В том числе

заготовительных и снабженческо-сбытовых перерабатывающих кредитных

Российская Федерация 2 138 1 054 303 781

Центральный 402 219 50 133

Северо-Западный 80 24 19 37

Южный 376 169 75 132

Приволжский 649 345 91 213

Уральский 73 44 3 26

Сибирский 411 228 54 129

Дальневосточный 147 25 11 111

Необходимо подчеркнуть, что национальный проект не сможет дать ожидаемого социально-экономического эффекта, если крестьяне не станут, наконец, полноправными собственниками своей земли. К настоящему времени оформили свои земельные доли в собственность только около 20% крестьян, а остальные с юридической точки зрения еще остаются безземельными и не могут вести расширенное производство. В результате почти не задействован важнейший рыночный механизм - земельно-ипотечное кредитование.

Существуют проблемы, связанные с практической организацией отдельных аспектов приоритетного национального проекта. По информации из регионов, отмечаются случаи, когда реализация национального проекта сводится к процедуре кредитования. Поэтому первоочередной задачей, требующей по-прежнему оперативного вмешательства, остаются совершенствование порядка, уточнение целевого назначения и дальнейшее упрощение процедуры кредитования.

Для владельцев К(Ф)Х и других малых предпринимательских структур инвестиционное использование кредитов должно стать стратегическим направлением в обеспечении их устойчивого развития, поскольку кредиты необходимы им, прежде всего, для восстановления и развития материально-технической

базы, приобретения новой техники, племенного скота, расширения производства с учетом современных технологий, повышения квалификации работников и др. Однако пока преобладают краткосрочные кредиты, а долгосрочных кредитов, особенно инвестиционных, предоставляется все еще недостаточно, существуют проблемы залога и финансового обеспечения возвратности кредитов.

В настоящее время расширяется практика предоставления кредитов под гарантии создаваемых гарантийных фондов. Такие фонды целесообразно более активно использовать в ходе реализации национального проекта и создавать их как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Для успешной реализации приоритетного национального проекта необходимо принятие мер с целью повышения суммы кредитов, предоставляемых К(Ф)Х, ЛПХ и другим малым формам хозяйствования по упрощенной процедуре, до 1 млн р., а также повышения размеров кредитов, предоставляемых на инвестиционные цели, до 10 млн р. и увеличения доли инвестиционных кредитов в общем объ-еме кредитования малых предпринимателей. В ближайшей перспективе было бы целесообразно изменить процедуру субсидирования процентных ставок по кредитам, предусмотрев выплату субсидий напрямую от государства кредитным организациям.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

С.В. Недосекин, к.э.н., доц. Российского аграрного заочного университета

Повышение конечных народнохозяйственных результатов требует ежегодного прироста валового внутреннего продукта (ВВП) не менее 10% и его удвоения к 2010 г.

Аграрно-промышленный комплекс (АПК) является органически неразрывной частью всего народного хозяйства России. С аграрной сферой производства экономически связана половина отраслей народного хозяйства. В развитых странах мира в АПК задействовано до 100 отраслей экономики, т.е. один сельскохозяйственный товаропроизводитель создает рабочие места множеству работников других отраслей экономики.

АПК России - один из наиболее крупных секторов народного хозяйства. На его долю приходится 25% основных фондов, около 30% валового общественного продукта и более 70% потребительских товаров, что оказывает значительное влияние не только на продовольственную безопасность страны, но и на социальную обстановку в обществе в целом.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является одним

из основных условий экономического и социального благополучия на селе.

Особое внимание руководства страны к аграрным проблемам подвигло региональные власти к решению сельских вопросов, привело к росту региональной поддержки отечественных сельхозпроизводителей.

Реализация национального проекта в том или ином субъекте в силу пространственной и отраслевой специфики предполагает разработку стратегии развития сельскохозяйственного производства на региональном уровне.

Вместе с тем регионы РФ имеют различный уровень развития, определяющий возможности их дальнейшего прогресса, преимущества или недостатки в реализации поставленных задач.

Нами выполнено позиционирование регионов России по приросту и доле валового регионального продукта (табл. 1).

Различие в развитии регионов обусловлено системой факторов, которые можно разделить на группы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.