ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
АЛИЕВА З.Б.
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В СВЕТЕ РЕАЛИАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация. В статье подведены итоги республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы. Программа определяла республиканскую политику в сфере развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы. Раскрыты цели, задачи и направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Ключевые слова: программа развития сельского хозяйства, аграрная политика, производство продукции, федеральный бюджет, республиканский бюджет, целевые индикаторы, развитие животноводства, страхование сельскохозяйственных культур.
ЛЫБУЛ Z.B.
AGRARIAN POLICY OF THE REGION IN THE LIGHT OF IMPLEMENTATION OF A PROGRAM OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURE
Abstract. The article sums up the program of the development of agriculture of the Republic and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2008-2012. The program determined the policy of the Republic in the sphere of the development of agriculture for 2008-2012. The goals, tasks and directions of the development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials, food, financial provision and mechanisms of implementation of the arrangements planned, indicators of their results are disclosed. Keywords: the program of development of agriculture, agrarian policy, production of goods, federal budget, the budget of the Republic, target indicators, development of cattle breeding, insurance of agricultural plants
Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы была разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
Программа явилась продолжением приоритетного национального проекта «Развитие АПК», оставаясь главным инструментом реализации аграрной политики на 2008-2012 годы. Ее целями являлись:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В соответствии с целями Программы решались следующие основные задачи:
- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий улучшения жилищных условий в сельской местности, повышения обеспечения сельского населения питьевой водой и природным газом за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового обеспечения отрасли;
- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовки специалистов, участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, и в первую очередь животноводства, а также расширение посевной площади, засеваемой элитными семенами сельскохозяйственных культур;
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам, роста финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, технической и технологической модернизации сельского хозяйства, снижения рисков путем увеличения доли застрахованных посевных площадей;
- совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен [1].
За 2008-2012 годы средний индекс производства продукции сельского хозяйства всех категорий составил 104,9 %, что на 0,2 процентных пункта выше целевого показателя Программы, в том числе продукция животноводства — 106,1 % (выше на 2,4 процентных пункта), растениеводства — 103,6 % (ниже на 1,5 процентных пункта).
На поддержку отдельных отраслей АПК в 2012 году было профинансировано из федерального бюджета 1795,8 млн руб., в том числе на поддержку овцеводства — 192,0 млн руб., племенного дела — 51,3 млн руб., приобретения кормов — 7,2 млн руб., поддержку молочного скота — 191,9 млн руб., мясного скота — 46,3 млн руб., птицеводства — 30,3 млн руб., пищевой и перерабатывающей промышленности — 75,9 млн руб., элитного семеноводства — 13,7 млн руб., садоводства 101,6 млн руб., овощеводства — 6,8 млн руб., мелиорации — 115,1 млн руб., начинающих фермеров — 120,8 млн руб., развитие семейных ферм — 38,9 млн руб., на компенсацию затрат по приобретению минеральных удобрений — 2,0 млн руб., возмещение процентной ставки по кредитам — 306,4 млн руб., возмещение части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур — 40,9 млн руб., на приобретение жилья в сельской местности— 262,6 млн руб., водоснабжение — 119,8 млн руб., развитие ФАП — 40,4 млн руб., строительство образовательных учреждений — 31,4 млн руб.
Из республиканского бюджета выделено 727,1 млн руб., из них на перевозку овец — 36,5 млн руб., поддержку племенного дела — 8,7 млн руб., овцеводства — 12,0 млн руб., молочного скота — 55,4 млн руб., мясного скота — 16,8 млн руб., птицеводства — 10,0 млн руб., пищевой и перерабатывающей промышленности — 15,0 млн руб., садоводства — 30,0 млн руб., элитного семеноводства — 10,0 млн руб., овощеводства — 10,0 млн руб., рисоводства — 22,0 млн руб., рыбоводства — 20,0 млн руб., начинающих фермеров — 21,1 млн руб., семейных молочных ферм — 17,5 млн руб., мелиорации — 106,0 млн руб. (из них на капитально-восстановительные работы), на борьбу с вредителями — 11,0 млн руб., на возмещение процентной ставки по кредитам — 32,3 млн руб., на техническую оснащенность — 16,0 млн руб., страхование сельскохозяйственных культур — 2,1 млн руб., на минеральные удобрения — 3,0 млн руб., строительство и приобретение жилья в сельской местности — 120,0 млн руб., водоснабжение — 63,4 млн руб., общеобразовательные учреждения — 58,7 млн руб., ФАП — 20,8 млн руб., повышение квалификации — 4,0 млн руб., на проведение дня чабана — 2,45 млн руб., борьба с наркотическими культурами — 0,195 млн руб., развитие науки— 2,0 млн руб. [2]
Из 31 программного индикатора фактически выполнено 20, или 64,5 %. На выполнение целевых индикаторов оказали влияние объективные и субъективные причины. Основными причинами, повлиявшими на невыполнение отдельных целевых индикаторов программы, явились: недостаточное выделение бюджетных средств, предусмотренных программой на поддержку АПК; неудовлетворительное финансовое состояние большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и неблагоприятные погодные условия в отдельные годы.
Так, на реализацию мероприятий республиканской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
Алиева З.Б.
_АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА_
2008-2012 годы» на весь период реализации было предусмотрено выделить из федерального бюджета 10 430,1 млн руб., фактически выделено 5 887,1 млн руб. (56,4 % от предусмотренного). Из республиканского бюджета республики на весь период реализации программы было предусмотрено выделить 6 810,1 млн руб., фактически было выделено 2 514,5 млн руб. (37 % от предусмотренного).
В 2012 году по направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» осуществлялась реализация мероприятий по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений [3].
За период реализации программы в 2008-2012 годах ресурсное обеспечение программных мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, составило 968,6 млн руб., из них 707,99 млн рублей — из средств федерального бюджета, 260,9 млн рублей — из средств республиканского бюджета.
На газификацию было выделено 723,7 млн руб., из них 412,1 млн руб. из средств федерального бюджета, 311,6 млн руб. из средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Объем выделенных средств на водоснабжение составил 467,8 млн руб., из них 273,2 млн руб. — средства федерального бюджета, 194,6 млн руб. — средства республиканского бюджета. На развитие общеобразовательных учреждений и учреждений первичной медико-санитарной помощи выделено 146,9 млн руб. и 120,5 млн рублей соответственно.
В результате реализации программных мероприятий значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда — уровень газификации увеличился с 34,5 % до 52,5 %, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой — с 36,8 % до 51,8 %. Введено в эксплуатацию 44 единицы фельдшерско-акушерских пунктов и общеобразовательных учреждений на 200 ученических мест.
Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации Программы социального развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в интересах Республики Дагестан экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
В связи с чем Распоряжением Правительства от 23 июля 2013 года № 217-р была одобрена концепция республиканской целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Проект самой программы разработан Минсельхозпродом Республики Дагестан и внесен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства.
Мероприятия Программы в области животноводства были направлены на повышение экономической устойчивости, прежде всего, в молочно-мясном скотоводстве, птицеводстве, овцеводстве и козоводстве, а также на развитие табунного мясного коневодства, с целью повышения социальной устойчивости отдельных сельских территорий.
Таблица 1
Выполнение целевых индикаторов развития животноводства, 2012 год
Целевые индикаторы Предусмотрено Фактически Выполнение (в %)
Производство скота и птицы на убой в живой массе, тыс. тонн 180,0 186,5 103,6
Производство молока, тыс. тонн 550,0 732,6 133,2
Прирост реализации племенного молодняка к предыдущему году, % 7,5 4,4 -3,1 п. п.
Удельный вес племенного скота в общем поголо-вье,% 10,0 2,02 -8,0 п. п.
Поставка племенного скота ОАО «Росагролизинг», тыс. голов 0,5 - -
Поставка ОАО «Росагролизинг» оборудования для животноводства, тыс. скотомест 0,8 - -
Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей на конец года, тыс. голов 3 000 3 336,5 117,9
Источник: [2].
Выполнение целевых индикаторов развития животноводства в рамках реализации республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы представлено в таблице 1.
Молочное скотоводство занимает одно из приоритетных мест в продовольственном комплексе Республики Дагестан. Важность отрасли определяется ее высокой долей в структуре производства валовой продукции, а также существенным влиянием на экономику сельского хозяйства, уровень обеспечения населения продуктами питания. И потому ускоренное развитие молочного скотоводства является важнейшей задачей республиканской аграрной политики, решение которой позволит наиболее полно реализовать генетический потенциал продуктивности животных, рационально использовать корма, рабочее время, энергетические и финансовые ресурсы, основные фонды, получать высококачественную экологически чистую продукцию и, наконец, обеспечить эффективное и динамичное развитие отрасли.
За пять лет программой предусматривалось произвести 2 455,0 тыс. тонн молока, фактически произведено 3053,6 тыс. тонн, что больше на 598,6 тыс. тонн молока.
В 2012 году производство молока в хозяйствах всех категорий составило 732,6 тыс. тонн, или 113,9 % к предыдущему году. При этом целевой индикатор по производству молока выполнен на 133,2 % (таблица 1).
Рост продуктивных качеств животных в решающей мере зависит от развития племенной базы. В связи с этим важнейшее место в республиканской программе отводится мерам по увеличению производства высококачественной племенной продукции и стимулированию селекционной работы.
По зоотехническим нормам для улучшения породных и продуктивных качеств скота необходимо, чтобы не менее 10 % поголовья от общего количества скота было сосредоточено в племенных хозяйствах.
В 2012 году удельный вес племенного поголовья в общей численности скота в республике составил 2,02 % против 10,0 % к программному показателю. При этом целевой индикатор не выполнен на 8,0 п. п.
Объясняется это тем, что при разработке Программы данный критерий был рассчитан к поголовью крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, а не к поголовью во всех категориях хозяйств, как это принято рассчитывать по новым требованиям Минсельхоза России.
В растениеводстве основные меры государственной поддержки и программные мероприятия были направлены на производство высококачественного семенного материала и закладки многолетних насаждений на основе его модернизации.
Посевная площадь зерновых и зернобобовых культур в среднем за 2008-2012 годы составила 104,0 тыс. га, что на 4,8 тыс. га (5 %) больше, чем в 2007 году. Наибольшая посевная площадь зерновых и зернобобовых культур отмечена в 2008 году и составила 115,5 тыс. га, что на 16,3 тыс. га (16 %) больше, чем в 2007 году (таблица 2).
Таблица 2
Площадь, урожайность и валовый сбор зерновых и зернобобовых культур по Республике Дагестан в 2007 и 2008-2012 годах во всех категориях хозяйств
Показатели 2007 2009 2012 В среднем за 2008-2012
Посевная площадь, га 99 158 105 740 84 423 103 995
Урожайность, ц/га 19,7 19,5 18,5 20,8
Валовой сбор, тонн 195 421 206 104 156 502 217 737
Источник: [2].
Государственная поддержка элитного семеноводства обеспечена увеличением удельного веса площадей, засеваемых элитными семенами, с 4 % в 2007 году до 13,5 % в 2012 году. В сравнении с намеченными показателями увеличение удельного веса элитных посевов составило в 2008 году 1,1 %, 2009 году — 0,9 %, в 2011 году — 0,5 % и в 2012 году — 3,5 %. Уменьшение этого показателя на 1,5 % отмечено в 2010 году.
Алиева З.Б.
_АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА_
В целом общая площадь элитных посевов сельскохозяйственных культур за годы реализации программы возросла в 3 раза — с 12,1 тыс. га в 2007 году до 36,2 тыс. га в 2012 году.
Целью осуществления мероприятий по закладке многолетних насаждений являлось стимулирование закладки садов с целью обеспечения населения свежей продукцией и перерабатывающей промышленности сырьем, а также создание условий для развития садоводства. Для достижения поставленной цели было необходимо решить задачу увеличения площадей закладки плодовых насаждений, в том числе садов интенсивного типа.
Республиканской программой в 2008-2012 годах была предусмотрена ежегодная закладка садов на площади 2,0 тыс. га.
Из-за недостаточного субсидирования и ограничения на наличие плодовых насаждений на начало текущего года не менее 50 гектаров не удалось выполнить намеченные показатели. Наименьший показатель по закладке садов 970 га (48,5 %) отмечен в 2010 году, а наибольший — 1 749 га (87,4 %) — в 2012 году.
В 2011 году в республике произведена посадка садов интенсивного типа на площади 18,6 га, а в 2012 году — 69,8 га.
Основными целевыми индикаторами, характеризующими финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, в Программе являются уровень рентабельности, доля убыточных хозяйств и сокращение суммы просроченной задолженности.
Рентабельность сельскохозяйственных организаций в 2012 году с учетом дотаций и компенсаций составила -6,8 %. В течение срока реализации Программы этот показатель колебался от 6,5 % (2010) до 11,2 % (2008).
Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общей их численности в 2012 году составил 66,0 %, что ниже, чем в 2008-2010 годах. В 12 районах доля прибыльных сельскохозяйственных организаций составила от 100 до 92 %. Большинство сельскохозяйственных организаций имеют неустойчивое финансовое положение. Среднегодовой объем реализации сельскохозяйственной продукции за 2008-2012 годы составил 1,8 млрд руб. Сумма прибыли с учетом дотаций и компенсаций в среднем за год составляет 120 млн рублей, а без учета имеют отрицательный результат среднем в сумме 207,0 млн рублей убытков. Уровень рентабельности с учетом господдержки колеблется от 2,8 % до 11,2 %, а без учета господдержки убыточность в пределах (-8 %) — (-12%).
Удельный вес прибыльных хозяйств за 2008-2012 годы составляет в среднем 75 %.
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники. За 2008-2012 годы среднегодовое списание тракторов и зерноуборочных комбайнов составило 8,3 и 8,1 %, а обновление — 2,9 и 0,8 % соответственно.
За отчетный период сельскохозяйственными товаропроизводителями республики приобретено 434 ед. тракторов, 31 ед. зерноуборочных комбайнов, 3 ед. кормоуборочных тракторов, при этом коэффициент обновления составил 2,08; 0,8 и 0,5 % соответственно.
Неудовлетворительное положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствие средств, а также дороговизна техники повлияли на то, что количество приобретенной техники намного ниже запланированных показателей, однако наблюдается наращивание объемов приобретаемой техники из года в год (таблица 3).
Цель мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве состоит в ликвидации негативных последствий, в том числе потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции, связанных с наступлением неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» (далее — Закон), который впервые на законодательном уровне определил условия и порядок осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. В частности, Законом установлено, что господдержка страхования осуществляется при утрате (гибели) более 30 % урожая или 40 % посадок многолетних насаждений, предусмотрена возможность страхования сельскохозяйственных животных. Законодательно были определены требования к страховым организациям, осуществляющим страхование с господдержкой, их союзам.
Таблица 3
Информация об исполнении республиканской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» в части технической и технологической модернизации
Показатель 2008 2010 2012 2008-2012
план факт план факт план факт план факт
Приобретение: - тракторы -зерноуборочные комбайны -кормоуборочные комбайны, ед. 208 67 15 52 8 2 320 95 16 43 0 0 412 118 15 87 8 0 1572 463 77 434 31 3
Коэффициент обновления (в %): - тракторы -зерноуборочные комбайны -кормоуборочные комбайны 5,2 7,4 11,8 1,5 0,9 1,3 8,0 8,0 12,4 2,0 0 0 10,3 10,3 11,6 3,0 1,2 0 39,0 41,0 77,0 13,7 4,1 2,6
Объем привлеченных финансовых средств (млн руб.) 315,7 73,0 545,1 55,0 789,0 207,7 2829,3 659,9
Источник: [2].
Законом установлено, что не более 50 % страховой премии перечисляется из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Страхование сельскохозяйственных культур — основной рычаг в снижении рисков сельскохозяйственного производства, однако в республике система страхования не получила широкого распространения. Так, в среднем за 2008-2012 годы удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади составил 3,2 %, тогда как в программе было предусмотрено 25,0 % [2]. Одной из основных причин этого является дороговизна страховых взносов и недостаточный процент возмещения страховых взносов из бюджета. В настоящее время возмещается 50 % страховых взносов, для доступа широкой массы сельскохозяйственных товаропроизводителей желательно было бы увеличить данный процент до 70 %.
Важным достижением в управлении АПК является то, что в аграрном секторе республики сформирован новый формат аграрной политики, заключающийся во внедрении программно-целевого метода в практику управления региональным АПК. В рамках такого подхода были разработаны и утверждены 19 целевых и ведомственных экономически значимых региональных программ. Такой подход позволил заложить долгосрочные ориентиры развития ключевых отраслей аграрного сектора с четкой системой показателей оценки эффективности затрат, позволяющих обеспечить мобилизацию необходимых средств и ресурсов для достижения поставленных целей.
Литература
1. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (ред. от 23.04.2012). Сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http:// www. consultant. ru/document/consdoc_LA W 129185/.
2. Информация об итогах реализации республиканской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан [Электронный ресурс]. URL: http://mcxrd.ru.
3. Гостева С. Р. Устойчивое обеспечение продовольствием населения — важнейшая задача укрепления национальной безопасности Российской Федерации [Электронныйресурс]/С.Р. Гостева // URL: rusnauka.com.
References
1. On State program of development of agriculture and market regulation of agricultural products, raw materials and food for 2008 — 2012: Provision of the Government of the Russian Federation as of 14.07.2007 N 446 (edited on 23.04.2012). The website of the company «Consultant Plus» [An Electronic Resource]. - Retrieved on: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129185/, free access. - Title taken from the screen.
2. Information on the results of implementation of the program in the Republic called «Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2008 - 2012». The website of the Ministry of agriculture and food of the Republic of Dagestan [An Electronic Resource].- Retrieved from: http://mcxrd.ru, free access.
- Title taken from the screen.
3. Gosteva S.R. Continuous Provision of Population with Food is the Most Important Task of Strengthening the National Security of the Russian Federation [An Electronic Resource] / S.R. Gosteva // - Retrieved from: rusnauka.com, free access.
- Title taken from the screen.