Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕОТЕПЛЕННЫХ ВЕРАНД В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕОТЕПЛЕННЫХ ВЕРАНД В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HYGIENIC EVALUATION OF COLD VERANDAHS IN CHILDREN'S INSTITUTIONS

The results of the investigation suggest that cold verandahs in nursery schools are most useful for administering a proper air regimen (sleep and walk in fresh air in any weather throughout the year). The number of catarrhs and their average duration in nursery schools with verandahs are less than that in nursery schools without verandahs. The hygienic properties of air in the rooms of nurseries with verandahs are better than in buildings without verandahs. Ii is considered as impracticable to substitute the cold verandahs, used for sleeping in the open air, with special bedroom-verandahs which in the opinion of the architects may be used both as bedrooms and verandahs for such bedroom-verandahs do not provide enough of fresh air for the children.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕОТЕПЛЕННЫХ ВЕРАНД В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

3. Среди продуктов, повинных в возникновении токсикоинфекций, возросла роль молочных, что находится в прямой связи с увеличением их удельного веса в общем балансе питания населения, а также с изготовлением в ряде областей из сырого молока творога и творожных изделий и простокваши из скисшегося молока.

4. Основные причины возникновения токсикоинфекций и бактериальных токсикозов сводятся к нарушениям технологических и санитарных норм при хранении, изготовлении и реализации пищи и других скоропортящихся изделий.

5. Возникновение салмонеллезов связано с потреблением мясопродуктов из вынужденно забитого скота. Наряду с тайным убоем на этом сказывается неудовлетворительный санитарно-ветеринарный надзор за убойными пунктами и забоем скота в колхозах, совхозах, подсобных хозяйствах ОРС и УРС.

Поступила 15/УП 1957 г.

FOOD POISONING IN RSFSR IN 1956

E. S. Krasnitskaya

In 1956 there were fewer outbreaks of food poisoning but the total number of cases had increased. More than 30% were children., The number of outbreaks in public eating institutions had' fallen. About 70% of outbreaks were of a bacterial origin, 12.5% of toxic nature and the rest were of unknown cause.

The bacterial^ food poisonings were mainly due to violation of sanitary standards of cooking, storing and selling of the quickly deteriorating food products, the increase of the number of food poisoning of nonbacterial nature was caused by the use of poin sonous, nonedible mushrooms and bread prepared from grain, subjected to chemical treatment.

-Й- -k -к

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕОТЕПЛЕННЫХ ВЕРАНД В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Научный сотрудник Е. Т. Смирнова

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

В создании оптимальных условий внешней среды вопросы планировки и строительства детских учреждений имеют важное значение. Поэтому врачи постоянно выдвигают санитарно-гигиенические требования к строительству яслей, детских садов и единых детских учреждений для детей дошкольного возраста (ясли — сад).

Однако, не будучи подкреплены убедительными данными и научными исследованиями, эти требования нередко вызывают возражения со стороны архитекторов. Особенно часто архитекторы поднимают вопрос о том, нужны ли холодные веранды в детских учреждениях и не лучше ли заменить их теплыми помещениями, которые могут использоваться попеременно как спальни и как веранды (спальни-веранды).

В течение двух лет в 22 яслях Москвы мы проверяли гигиеническую целесообразность отдельных элементов планировки яслей, в том числе и веранд.

Общеизвестно, что для правильного развития детей, для укрепления их здоровья и повышения сопротивляемости различным заболеваниям совершенно необходимо длительное пребывание на свежем воздухе. Прогулки детей в детских яслях длительностью 1—2 часа совершенно недо-

статочны. Более того, прогулки детей, особенно в холодное время года, проводятся нерегулярно.

Выборочное обследование показало, что в холодное и переходное рремя года дети не гуляли' в день обследования в четверти случаев (26).

Дети не гуляют главным образом в связи с плохой погодой. При этом следует отметить, что прогулки проводятся в основном в средних и старших группах. Дети грудного и ползункового возраста гуляют редко, так как трудно организовать прогулку детей, не умеющих ходить, при наличии всего 2 человек, обслуживающих группу.

Достигнуть достаточного использования свежего воздуха детьми путем проветривания групповых комнат в холодное время года, как правило, не удается. Об этом, в частности, свидетельствуют данные наших наблюдений о проветривании детских комнат в холодное и переходное время года: в трети случаев помещения групповых оказались непроветренными, причем, кроме двух дней, когда температура наружного воздуха была очень низкой (—27° и —30°), причин для этого >не было.

Хорошим способом использования свежего воздуха для всех детей раннего возраста является сон на свежем воздухе, на верандах. По нашим данным, там, где веранды имеются (59 обследованных групп), в 97% они используются для сна детей на воздухе и прогулок в ненастную погоду, т. е. по прямому назначению.

Из 55 наблюдений, проведенных в холодное время года, в яслях, имеющих веранды, 48 раз все дети спали на веранде, в трех случаях часть детей в яслях спала на веранде и только в четырех случаях никто из детей не спал на веранде без особых на то причин.

Таким образом, сон на веранде обеспечивает регулярное пользование свежим воздухом всех детей во все сезоны года.

Помимо этого, веранды в яслях необходимы еще и потому, что отсутствие их серьезно нарушает весь режим детей, в частности тех из них, которые два-три раза спят днем. Это относится главным образом к детям грудного и ползункового возраста.

Если из-за отсутствия веранд часть детей спит в помещении, трудно провести полноценные занятия и игры с бодрствующими детьми в этой группе так, чтобы не нарушить сон спящих детей.

Проведенные нами исследования воздуха в групповых комнатах показали, что при прочих равных условиях бактериальная обсеменен-ность воздуха в яслях без веранд была в среднем в 10 раз выше, чем в яслях с верандами. При этом представляет интерес отметить, что в двух яслях с одинаковой планировкой, отличающихся только тем, что в одних имеются веранды, а в других веранд нет, бактериальная обсемененность воздуха в групповом помещении была различна. При прочих равных условиях бактериальная загрязненность воздуха в яслях с верандами была в 61/г раз меньше, чем в яслях без веранд.

Определение органических веществ в воздухе путем исследования окисляемости воздуха выявило определенную зависимость в наличии бр г а (Гическй^'веществ в воздухе от характера яслей и набора помещений в них. В яслях с верандами окисляемость воздуха небольшая (в отдельных случаях — меньше 4 мг 02 на 1 м3 воздуха), в то время как в яслях без веранд эти цифры почти вдвое выше.

Следовательно, ограничение группового помещения только одной комнатой для детей, в частности отсутствие веранд, неблагоприятно отражается на качестве воздуха детских помещений.

Оздоровительный эффект сна детей на веранде не может подвергаться сомнению. Такой сон полноценнее, он глубже и длительнее, чем в помещении. Наблюдения показали, что на веранде дети спят полностью все положенное им по режиму время. В помещении же они

долго не засыпают, а уснув, нередко быстро просыпаются. Дневной сон детей на веранде весьма эффективно отражается на физическом развитии и заболеваемости детей (X. С. Ривлина, Ван Цзин-цзян).

Мы производили учет заболеваемости, в частности, так называемыми простудными заболеваниями в яслях с верандами и в яслях без веранд. При этом получены совершенно определенные результаты, указывающие на преимущество яслей, где дети проводят дневной сон на веранде (табл. 1).

Таблица 1

Заболеваемость простудными болезнями детей за 2 года пребывания в яслях

с верандами и без веранд

Число Количество дней, пропущенных этими детьми за 2 года Среднее количество

Ясли Количество яслей Количество групп в них детей, пробывших в яслях 2 года случаев заболеваний у этих детей за 2 года Среднее количество заболеваний на одного ребенка пропущенных дней, приходящихся на одного ребенка за 2 года дней на одно за боле-вание заболеваний на каждую группу за 2 года

С верандами . ... Без веранд ..... 10 6 67 28 454 285 767 482 1,68 1,68 4324 4060 9,5 14,2 5,6 8.2 11,5 17,2

Таблица 2

Заболеваемость простудными болезнями дегей (за 2 года) двух групп одних яслей с разным воздушным режимом

Хотя количество заболеваний на одного ребенка в яслях обоих типов совпадает, средняя длительность болезни значительно отличается: в яслях с верандами она составляла 9,5 дня, в то время как в яслях

без веранд 14,2 дня, т. е. в 1 '/г раза больше, чем в яслях с верандами.

Количество простудных заболеваний на группу за этот же период (2 года) в яслях без веранд составляло в среднем 17,2 или в 1 '/2 раза больше, чем в яслях с верандами, где на группу за 2 года приходится 11,5 заболевания. Преимущество яслей с верандами в этом отношении проявлялось и в пределах одних яслей, где 2 группы детей одного возраста находились в одинаковых условиях с той лишь разницей, что в одной группе дети проводили свой дневной сон на веранде, в другой же группе веранды не было, и дети днем спали в помещении (табл. 2).

Как видно из табл. 2, средняя длительность болезни детей, спящих на веранде, почти в 17г раза меньше, чем у детей, которые дневной сон проводят в комнате.

Такую раЗницу в длительности течения простудных заболеваний в яслях с верандами и без веранд мы относим за счет закаливающего действия систематического сна детей на верандах с открытыми окнами.

Мы пытались проследить, какова частота отдельных простудных заболеваний в яслях с верандами и без веранд. В яслях с верандами из 266 детей, 15% детей совсем не болели катаром верхних дыхательных путей, пневмонией, гриппом, отитом, в то время как в яслях без

Режим групп Число Среднее количество дней, приходящихся

детей случаев забо- | леваний дней, пропущенных детьми по заболеванию на одного ребенка на одно заболевание

Дневной сон на

веранде с от-

крытыми ок-

нами . . . 18 22 152 8,4 7

Дневной сон в

комнате . . 13 14 155 11,9 11

веранд из 119 детей, только один ребенок (0,8%) ни разу не болел этими болезнями. В яслях с верандами 75% детей болели катаром верхних дыхательных путей, в то время как в яслях без веранд —89%. Пневмонией болели 38% детей в яслях с верандами и 44% —в яслях без веранд, гриппом и отитом по 32% в яслях с верандами и соответственно 57 и 43% в яслях без веранд. При этом частота (повторяемость) этих болезней у детей в яслях без веранд в ряде случаев большая, чем у детей, спящих на веранде.

Таким образом, число простудных заболеваний и пропуск дней по этим заболеваниям в яслях с верандами меньше, чем в яслях без веранд. Это дает нам основание утверждать, что наличие веранд в яслях является хорошим средством оздоровления детей раннего возраста, повышения сопротивляемости к простудным заболеваниям, а тем самым и уменьшения прогулов матерей вследствие болезни детей. Естественно, что все работники яслей высказались за необходимость веранд.

Некоторое разногласие встретилось лишь в том, какими должны быть веранды — холодными или отепленными. Небольшая часть работников высказалась за отепленные веранды, большинство же — за холодные. Надо сказать, что высказывающиеся за отепленные веранды обычно мотивируют это тем, что теплые веранды можно использовать как спальни для детей в группах, проводящих ночь в яслях; при наличии теплых веранд исключается необходимость в холодное время вносить постельные принадлежности с холодной веранды в помещение для обогревания перед укладыванием детей.

Первый мотив в настоящее время не имеет особого значения, так как в последних типовых проектах яслей для круглосуточных групп введены спальные комнаты для ночного сна детей.

Что касается хранения постельных принадлежностей, то для них предусматривают подсобные помещения (или внутристенные шкафы). Они должны быть достаточных размеров и находиться в непосредственной близости от веранд.

Мы против отепленных веранд, точно так же как и против выдвигаемого архитекторами предложения об устройстве в детских учреждениях взамен холодных веранд теплых помещений, которые могут быть использованы как спальни и как веранды (спальни-веранды).

По нашим наблюдениям, там, где имеются отепленные веранды или спальни-веранды, ими чаще всего пользуются как обычными спальнями, и дети в них спят с закрытыми окнами или с открытой фрамугой. Такой сон не является сном на свежем воздухе' и не может слу-'н?'Ить средством закаливания детей.

Иногда в отепленных верандах устраиваются дополнительные группы. В таких случаях основные группы остаются без веранд, а дополнительные существуют с ограниченным набором помещений, что всегда ухудшает санитарное и эпидемиологическое благополучие детского коллектива.

Правильно одеть детей в холодное время года для сна их на отепленной веранде с открытыми окнами труднее, чем на холодной (перегревание детей). Это отмечают и другие авторы. Наблюдения Е. В. До-ломановой (1956) 1 показали, что наибольшее повышение температуры кожи у детей яслей и домов ребенка наблюдается при сне их на отепленной веранде с открытыми окнами. *

Проводить прогулки детей на воздухе в ненастную погоду в помещении отепленных веранд и спален-веранд невозможно, так как они оборудованы стационарными кроватками. Все это заставляет считать,

1 Тезисы докладов XIII Всесоюзного съезда гигиенистов, эпидемиологов и микробиологов, кн. 1, стр. 336.

что устройство отепленных веранд или спален-веранд в яслях является: нецелесообразным.

Следует предостеречь также от замены веранд балконами, что уже имело место в типовых проектах яслей до 1955 г., когда для сна грудных детей на свежем воздухе вместо веранд строили балконы. Организация сна детей на балконах всецело зависит от состояния погоды — фактора, весьма непостоянного.

По нашим наблюдениям, в течение 13 месяцев 1955—1956 гг. только в 48% дней погода благоприятствовала проведению сна на балконе. В остальные дни были осадки или очень низкая температура воздуха. Для использования балконов в любую погоду в процессе эксплуатации яслей над балконами устраивали разного рода приспособления (крыши) или перестраивали балконы в обычные остекленные веранды. Чаще же всего балконами переставали пользоваться.

Иногда, особенно во встроенных детских учреждениях, взамен веранд на участке устраивают стоящие вне габаритов яслей павильоны-веранды. Опыт показывает, что такие сооружения для проведения сна детей на воздухе также используются плохо. Одной из причин является то, что такие сооружения расположены далеко от групповых комнат и носить или водить туда одетых по-зимнему для сна детей, особенно в плохую погоду, очень неудобно и трудно. К тому же это связано с переноской и расстановкой мягкого (а иногда и твердого) инвентаря, необходимого для сна детей. Нужно учитывать и то, что часть групп расположена на втором этаже, и это еще более затрудняет связь с верандами на участке. Организация сна на таких верандах потребует много сил, людей, времени.

Выводы

1. Потребность в устройстве неотепленных веранд в яслях несомненна.

2. Наличие веранд в значительной степени обеспечивает проведение полноценного воздушного режима (сон на воздухе, прогулки в любую погоду).

3. Гигиенические свойства воздуха в групповых комнатах в яслях с верандами лучше, чем в яслях без веранд.

4. Количество так называемых простудных заболеваний и средняя их длительность в яслях с верандами значительно меньше, чем в яслях без веранд.

5. В единых детских учреждениях для детей дошкольного возраста (ясли—сад) веранды должны быть обязательным элементом как для детей в группах ясельного возраста, так и в группах для детей дошкольного возраста.

Поступила 26/IV 1957 г.

THE HYGIENIC EVALUATION OF COLD VERANDAHS IN CHILDREN'S INSTITUTIONS

E. T. Smirnova, scietific collaborator

The results of the investigation suggest that cold verandahs in nursery schools are most useful for administering a proper air regimen (sleep and walk in fresh air in any weather throughout the year). The number of catarrhs and their average duration in nursery schools with verandahs are less than that in nursery schools without verandahs. The hygienic properties of air in the rooms of nurseries with verandahs are better than in buildings without verandahs.

Ii is considered as impracticable to substitute the cold verandahs, used for sleeping in the open air, with special bedroom-verandahs which in the opinion of the architects may be used both as bedrooms and verandahs for such bedroom-verandahs do not provide enough of fresh air for the children.

-йг -¿r -¿г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.