Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ, ДЕТЕЙ В САНАТОРНО-ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ, ДЕТЕЙ В САНАТОРНО-ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ, ДЕТЕЙ В САНАТОРНО-ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ»

струкции инструмента необходимо добиться снижения числа ударов и ограничения амплитуды при сохранении производительности инструмента.

Примером такого молотка может служить малочастотный молоток 8-КМ (вес 4,5 кг, число ударов 470 в минуту), который в некоторых случаях заменяет многочастотные легкие клепальные молотки. Проведенные испытания показали хорошие его качества. Возможно итти также по линии улучшения конструкции существующих молотков (применение специальных насадок, буферных амортизаторов, изменение формы рукоятки и пр.). Необходимо создание новой конструкции поддержки для предохранения от передачи вибрации с инструмента на руки работающего.

Одним из средств борьбы с вибрацией на производстве является технический контроль за уходом и хранением и своевременным ремонтом пневматических молотков. Несмонтированный, расшатанный молоток может генерировать высокие частоты, обусловленные несинхронностью работы инструмента. На больших заводах организованы цехи пневматического хозяйства. В настоящее время составлена инструкция по уходу и эксплуатации пневматических инструментов, которую должны выполнять на всех заводах, пользующихся пневматическими инструментами.

Работу с пневматическими инструментами нужно производить в рукавицах. Рукавицы частично гасят вибрацию и предотвращают влияние струи холодного воздуха, усугубляющего воздействие вибрации на руку работающего. Для этой же цели необходимо работать с пневматическими молотками в отапливаемых помещениях или иметь помещение для обогрева рабочих. Имеет значение правильный режим работы. Работу с пневматическими молотками следует производить не более 8 часов (номинально) в день, никакие сверхурочные работы не разрешаются. После каждого часа работы с многоударн'ыми клепальными молотками необходимо устраивать 10-минутный перерыв.

Рабочих, принимаемых на работу с пневматическими молотками, следует подвергать предварительному медицинскому осмотру, для чего должны быть разработаны медицинские противопоказания к приему на работу. Рабочих, занятых на скоростной холодной клепке с многоударными клепальными молотками, необходимо подвергать периодическим медицинским осмотрам не реже одного раза в 12 месяцев.

Поступила 28/111 1955 г.

★ ★ ★

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ ДЕТЕЙ В САНАТОРНО-ЛЕСНОИ ШКОЛЕ

Кандидат медицинских наук Е. Н. Очкина Из кафедры школьной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института

В основу режима лесных школ положено использование открытого воздуха. Однако фактически пребывание детей на открытом воздухе в них ограничивается всего 3—4 часами в день. Одним из способов удлинения пребывания ребенка в течение суток на открытом воздухе является организация как дневного, так и ночного она в условиях открытого воздуха. Дневной сон на открытом воздухе проводится во многих детских учреждениях, но организация ночного сна встречает ряд трудностей, особенно в холодные сезоны года.

При организации сна на открытом воздухе прежде всего необходим спальный мешок, скроенный таким образом, чтобы ребенок мог передвигаться без посторонней помощи. Нами рекомендуется спальный мешок, состоящий из центральной части, продолжающейся в «хвост», двух полок и шлема. Шлем спального мешка плотно пришивают к его горловине, что обеспечивает плотное прилегание шлема к шее. Спальный мешок делают из часто простроченной ваты и покрывают двумя чехлами. Нижний, из ситца, покрывает мешок, как нижняя наволочка, верхний — сатиновый — надевают поверх нижнего, он закреплен на углах и свободно снимается при загрязнении. Слой ваты на спине в два раза толще, чем на полах. Вес спального мешка 3,8—3,5 кг.

Для детей в возрасте 7—13 лет можно взять следующие размеры спального мешка, указанные в табл. 1.

Таблица I

Размеры спальных мешков

Наименование частей Размеры частей спального мешка (в м)

I и ш

Длина центральной часта от горловины до конца «хвоста» ..... 2,17 2 1,85

Длина каждой полы 1,35 1,2 1,1

Ширина полы .... 0,55 0,55 0,55

Шлем

Длина от верхушки до линии плеч 0,25 0,25 0,25

Длина переда . . . 0,19 0,19 0,19

Длина боковых сторон спереди . . . 0,12 0,12 0,12

Спальные мешки следует хранить на стеллажах в теплых комнатах, расположенных по возможности недалеко от веранд, чтобы избежать длинных переходов в мешках по зданию. Каждый ребенок должен иметь индивидуальный мешок с нашитым на нем номером, тот же номер должен стоять и на стеллаже.

Спальный мешок надевают на ребенка в теплой комнате с помощью обслуживающего персонала или детей-дежурных, там же завязывают верхние завязки, и ребенок идет на веранду, ложится на постель, дежурные завязывают нижние завязки мешка. При наблюдении за детьми, спящими в течение ночи на веранде с открытыми окнами, было отмечено, что сон наступает значительно быстрее, чем в спальнях. В течение ночи дети не просыпаются, а утром их приходится будить.

При проведении сна на открытом воздухе дети одевались в полотняное белье (рубашка с длинными рукавами и штаны), байковую пижаму, шерстяной костюм. Все комплекты одежды хранили в теплой спальне. Кроме того, при температуре наружного воздуха ниже —15° применяли дополнительное одеяло.

При организации она на воздухе, особенно если идет речь о ночном сне, необходимо, во-первых, обеспечить хорошее тепловое состояние ребенку во время сна и, во-вторых, сделать этот сон достаточно продолжительным и глубоким.

Для изучения теплового состояния ребенка в спальном мешке при различной температуре наружного воздуха нами был использован метод изучения микроклимата пододежного пространства и кожных температур ребенка.

Измерение температуры и влажности пододежного пространства проводили психрометром Ассмана. К металлическим трубкам, защищающим ртутные резервуары термометров, были присоединены такого же диаметра резиновые трубки длиной 15 см, помещенные в пододежное пространство. Непременным условием служит укрытие резиновых трубок в спальном мешке, так как в противном случае наружный воздух, охлаждая трубки с исследуемым воздухом, дает более низкие показатели.

Для определения кожной температуры был использован прибор Мищука. При низких температурах наружного воздуха необходимо помещать термоэлемент в теплой комнате, поэтому исследования проводили на холодной веранде и в смежной с ней теплой комнате. Проводник с термопарой выводили на веранду к исследуемому ребенку, а термоэлемент оставляли в теплой комнате.

Изучение микроклимата пододежного пространства и кожной температуры ребенка проводили при различной температуре наружного воздуха (от —5° до —20°).

В сочетании с различными видами одежды при хорошем теплоощу-щении ребенка были получены данные, приведенные в табл. 2.

Из данных табл. 2 видно, что средняя температура воздуха в спальном мешке колеблется в пределах от 28° до 21,8° при влажности 57—75%; в пододежком пространстве температура воздуха выше — 29,2—25° при влажности 51—75%. Влажность в пододежном пространстве обычно несколько ниже, так как воздух, попадая в более нагретые слои, сам нагревается и становится менее насыщенным.

При изучении кожной температуры на большом пальце ноги отмечалось снижение кожной температуры при понижении наружной. Кожная температура колебалась от 30° до 27,2°.

В благоприятных условиях в спальне при температуре воздуха 17,5" и влажности 57% температура пододеяльного пространства колебалась от 22° до 27,2° и влажность от 55 до 57%. Эти цифры соответствуют данным, полученным при исследовании микроклимата в спальном мешке при наружной температуре —16 —20°.

Таким образом, сон в спальном мешке на открытом воздухе обеспечивает такое же тепловое состояние ребенку, что и в спальне при благоприятных гигиенических условиях.

Для объективной оценки продолжительности и глубины сна нами был использован метод актографии. В своих исследованиях мы пользовались несколько видоизмененным способом Б. В. Андреева. Мы подкладывали под матрац резиновую грелку размером 25X30 см, соединенную с капсулой Марея резиновой трубкой длиной в 2 м с внутренним диаметром 10 мм.

Движения ребенка через пневматическую передачу приводят в действие перо отметчика и записываются на ленте кимографа.

Для каждого ребенка характерна своя кривая сна, поэтому для оценки сна на открытом воздухе проводилось сравнительное изучение сна в спальнях. При этом было отмечено, что сон на открытом воздухе имеет большую продолжительность за счет сокращения периода засыпания вечером и пробуждения утром. Сон на открытом воздухе более глубок, что подтверждается актограммами.

Сочетание дневного пребывания детей на воздухе в течение 6 часов и 10-часового ночного сна дает 16-часовое пребывание ребенка на открытом воздухе, что не может не отразиться на общем состоянии его здоровья. Поскольку данное исследование проводилось в лесной школе, где находились дети, страдающие хронической туберкулезной интоксикацией I и II степени и туберкулезным бронхаденитом, то для оценки происходящих изменений были взяты показатели, наиболее характерные для хронической туберкулезной интоксикации. Было проведено изучение изменений со стороны основного обмена, клинической картины крови, температуры тела, периферических лимфатических желез, рентгеноскопической картины легких, физического развития, заболеваемости.

Для исследования были взяты 2 группы детей одинакового состояния здоровья, общей численностью в 74 человека. Для одной группы (40 детей) был организован дневной и ночной сон в условиях открытого воздуха. В сочетании с прогулками общая продолжительность пребывания детей на воздухе составляла 16 часов. Вторая, контрольная, группа (34 ребенка) находилась на обычном режиме санаторно-лес-ной школы и пребывание в условиях открытого воздуха составляло 6 часов в день.

Сравнительное изучение физиологических сдвигов в организме детей обеих групп перед их выпиской из сана-торно-лесной школы позволило установить изменения, происшедшие в их организме.

Определение основного обмена проводили по методу Дугласа-Хол-дена при поступлении детей в санаторно-лес-ную школу и перед их выпиской в одинаковых условиях.

Длительное влияние открытого воздуха на ребенка в сочетании с другими оздоровительными мероприятиями привело к увеличению основного обмена. У детей, длительно пребывавших на открытом воздухе, это увеличение было значительным (см. рисунок).

Повышается процент потребления кислорода. Дыхательный коэфициент как при

сч о

* Ц

* к

* &

Ч се \о X та

Н к о.

>1

с г

се О.

Я X о. >> >> 5 2 05 Я о. и Б с £

в я о.

О <

О

0 я

1

се

о.

>>

я о.

V

¥ « я

аё га Я

с? —

X 4

с; га

■§¿3 * 5 £ 56 1 Р о й й

» 5. * *

с н

¿5 £ « 2

X О я

«з с о.

-О X

Н ^ V

и ^ с

о 5 Ь Н о о

£ 3 х

„ О я

"= э-

СО се и

>1 я

я

5 К

<и X

С ш

3 V

(О а» та

О 2 н

ю 33

2 О

ЗЭ

О О а 2

о-о

>,1- та н о х та X >,

3

г*-. «■

СП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ч

<и о

<и о

X

о ч о с

о и яг я ей

х 2

2 а.

* а

о 3 ч

О X

С

а>

л . щ

ч о о

° м г « к х о о"н ч

£ о 8*2 г

о ^ з н ч * § а с о

с

оо с см ^ со сл

' сл оэ оо со со -г Ю

— сч сч

о О о ООО

о СО С— О) С-- СП

СМ о -о СМ СМ о -СМ -о

. ОО 1 1 г- СО 1 ГчЙ

1 СМ СМ СМ 1 1 см см 1 сч сч

1 1 1 ч 1 1 1 1

— о о о оо СП О! СП со 0> ао

со со со со сч СМ СЧ сч см см сч

со 1Г) —

ю Ю 1С

о со

со

I I о о

ОО 00

ю ч- -Ч"

I I I

ЗО 00 СО ю

8?

I I

СП 00 ю ю

— СЧ О О) ■Ч- -«т иО Т

СЧ — ■ч-

« о о оо — о - - оо -ч- -ч- ю* о СО

сч - -СМ СЧ СЧ о о о о СЧ

а 1 оо 1 1 СО со СО |

о 1 см см 1 1 см см см см !

и _ 1 | Ю 00 СЧ 1 1 1 1 00

ч 1 . - - 1 М 1 ■

о см о О! ^ СО г- Ь- ОО со

со СО сч см см сч сч сч сч см сч

сосч ю ю

8 I I I

I I

СМ О СО со

I I

СО 00 с— о сс со со со

СО СМ ио 10 ОО ОО 10 см ас

ао

о

со ю о

см см СЧ 0 о 0 см

| О! —

1 1 1 сч сч см 1

СМ 00 СО I , 1 °°

СП оо ю ю -г со

сч сч сч сч см сч см

о со — о см см сч сч

1111

СО 'О ю со сч сч см см

иг см ++

см о

о о О юоо —

I I I

сч юоо

ю со оо о — — — см

поступлении, так и при выписке не представляет отклонений от нормы и равен 0,7—1.

Так как дети находились в одинаковых условиях, за исключением ночного сна на открытом воздухе, то можно считать, что именно длительное пребывание на воздухе определяет такие значительные изменения в основном обмене.

В начале пребывания детей в лесной школе картина крови характеризовалась уменьшением процента гемоглобина и повышением количества лейкоцитов. В формуле белой крови отмечалась эозинофилия, не связан-

Сдбиги в основном обмене

А

С ъ

и

<3

I

I

О-5 %

5-10 V.

10 - 20 %

20 -30 %

30 - 40 %

У/

.Выше 40%

г

V/,

Группа детей с длительным пребыванием на воздухе Щ Группа детей на обычном режиме

Цифры означают количество детей Характеристика сдвигов в основном обмене у детей.

ная с глистными инвазиями, повышение количества нейтрофилов. Со стороны лимфоцитов наблюдались двоякие изменения. При благоприятно текущем процессе — лимфоцитоз, при тяжелом течении интоксикации — лимфопения. Со стороны РОЭ отмечалось ускорение, доходившее до 30 мм в час и более. При выписке детей из лесной школы были отмечены изменения в картине крови, особенно заметные у детей, длительно находившихся на открытом воздухе. У них наблюдались более высокие цифры гемоглобина (табл. 3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения процента гемоглобина

Процент гемоглобина Группа детей, длительно находившихся на открытом воздухе Контрольная группж

при поступлении при выписке при поступлении при выписке

50—54 2 — 3 —

55-59 11 — 13 4

60-64 24 4 13 17

65-69 3 18 5 13

70-74 — 18 — -

Было отмечено снижение лейкоцитоза, увеличение числа лимфоцитов <при начальной лимфопении), онижение количества эозинофилов и моноцитов.

По характеру температуры дети делились на 3 группы: 1) дети с нормальной температурой (4 человека), 2) дети с периодической субфебриль-ной температурой (51 человек), 3) дети со стойкой субфебрильной температурой (19 человек).

" Из 39 детей основной группы, имевших субфебрильную температуру, к моменту выписки температура стала нормальной у 34, а в контрольной группе из 31 человека — лишь у 10.

При выписке детей из лесной школы при повторной рентгеноскопии было отмечено частичное рассасывание и кальцинирование лимфатических •бронхиальных узлов. В большем числе это было отмечено у детей, длительно пребывавших на открытом воздухе.

Физическое развитие детей улучшилось: увеличился вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких.

В течение всего периода наблюдения, охватывающего осень, зиму и весну, изучали заболеваемость обследуемых детей катаррами верхних дыхательных путей, гриппом и ангинами.

Общее количество простудных заболеваний у детей основной группы •было в 3 раза меньше, чем в контрольной. Снижение числа простудных заболеваний у детей, длительно пребывавших на открытом воздухе, можно расценивать как определенный закаливающий эффект.

Выводы

1. Организация ночного сна на открытом воздухе повышает эффективность оздоровительных мероприятий в работе лесной школы.

2. Проведение ночного сна на открытом воздухе в спальном мешке .возможно при колебаниях температуры наружного воздуха от 5° до — 15°, а с дополнительным ватным одеялом поверх спального мешка и до —20°.

3. Сон на открытом воздухе более глубок и продолжителен, чем в спальнях.

4. Длительное пребывание ребенка на воздухе вызывает ряд физиологических сдвигов, более значительных, чем у детей, находящихся на обычном режиме лесной школы: улучшение основного обмена, картины крови, нормализацию температуры тела, уменьшение групп периферических лимфатических желез с уменьшением их размеров и уплотнения, рассасывание и частичное кальцинирование лимфатических узлов корня легкого, положительные сдвиги в физическом развитии, особенно в весе и окружности грудной клетки, спирометрии, меньшее число простудных заболеваний.

5. Для организации сна на открытом воздухе необходимы веранда, прилегающая к зданию учреждения с южной или юго-восточной стороны, и расположенная рядом с верандой теплая комната для хранения спальных мешков. При наличии 100 детей в школе достаточно иметь одну комнату площадью 20—30 м2; в ней размещают стеллажи со спальными мешками и одевают детей перед выходом на веранду.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова М. Н., Сов. педиатрия, 1934, № 1, стр. 119—124.—Андреев Б. В., Клин, мед., 1951, № 6, стр. 81—82.—Богаченко Л. С., в кн.: Вопросы возрастной морфологии и физиологии, стр. 181—206, М., 1953.—О л ьн я некая Р. П., Кора головного мозга и газообмен, М., 1950.—Рудин В. П., Аэротерапия туберкулезных больных в холодном полугодии на Южном берегу Крыма, Ялта, 1940.—Ф и н н М. А., .Педиатрия, 1937, № 8, стр. 116—125.

Поступила 6/1 1955 г.

тйг -ЙГ -Сг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.