Научная статья на тему 'Геополитическая перегруппировка в Центральной Азии'

Геополитическая перегруппировка в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитическая перегруппировка в Центральной Азии»

достаточно рамочного совпадения ценностей и непосредственного совпадения интересов по многим важнейшим вопросам современной жизни. Может делаться ставка на постепенное восприятие партнёром твоих ценностей, но именно как результата активного взаимодействия, а не как его предварительного условия.

И последнее, российская политическая элита по-прежнему фрагментирована (двойственный подход к НАТО нагляден на примере Белой книги МО от 2003 г.), и очевидно, что политика расширения НАТО будет оставаться сильным раздражителем для России. Действительно, не понятны кавалерийские темпы, с которыми НАТО в последние годы принимает в свои ряды новых членов, словно соревнуясь с ЕС по скорости расширения.

Да, в России ещё сильны стереотипы холодной войны, но и НАТО — не идеальный партнёр, да и таких не бывает. Инерционность мышления части российских элит не больше,

чем части натовских, тех, которые до сих пор видят в России больше вызов, чем возможность, считают, что расширение НАТО нужно на тот случай, если отношения России и Запада вновь ухудшатся.

Однако реальность сегодняшнего дня состоит в том, что Россия и НАТО находятся в одной лодке в море общих угроз, и хочет кто-то того или нет, но наращивать сотрудничество им придётся. Нельзя на словах заявлять о партнёрстве, а на деле упаковывать намерения в отношениях друг к другу в «чемоданы с двойным дном», т.е. на словах дружить, а на деле не исключать возможность новой конфронтации. В том, чтобы сломать эту «заливочную форму» и заменить её на новую, преодолеть инерцию блоковых подходов Совет Россия-НАТО призван сыграть важную роль. Активная деятельность СРН в последнее время демонстрирует, что переход России и НАТО от виртуального к реальному взаимодействию возможен.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРЕГРУППИРОВКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Юрий Косое,

Заведующий Кафедрой международных отношений Северо-Западной академии государственной службы

Андрей Торопыгин,

Политолог

Очевидно, что прямого отношения происходящее в Центральной Азии (ЦА) к безопасности Европы не имеет. Но если принять во внимание близость региона к «дуге нестабильности», «центру международного терроризма», основным путям наркотрафика и нелегальной миграции — то, пожалуй, следует признать важность этого пространства для европейской безопасности. В данном конкретном случае речь идет об изменении институционального пространства постсоветской территории ЦА.

Известно, что внутри СНГ образовалось несколько субрегиональных объединений: ЦАС, ГУАМ, ЕврАзЭС, ОДКБ.

Интеграция в ЦА началась образованием Центральноазиатского союза (ЦС) в 1994 г. (позже присоединился Таджикистан). Важное значение для становления этого объединения имело подписание Договора о вечной дружбе между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном, заключенным в январе 1997 г. в Бишкеке. Центральное место в договоре занимают поло-

жения, регламентирующие действия государств для обеспечения взаимной безопасности и взаимодействия на международной арене. При этом укрепление регионального сотрудничества рассматривается под определенным углом зрения — как фактор, способствующий не столько укреплению благополучия, сколько безопасности региона. Так, например, в рамках объединения был создан Центральноазиатский батальон миротворческих сил.

Экспертами это объединение не квалифицировалось как направленное против России или СНГ в целом.

В 1998 г. на основе ЦС была создана Организация «Центрально-Азиатское экономическое сообщество» (ЦАЭС), наблюдателем при высшем органе которой — Межгоссовете — стала Россия. В рамках ЦАЭС были подписаны документы по вопросам экономической интеграции, таможенной и налоговой политики. Но уже в 2001 г. было принято решение (по предложению И.Каримова) о преобразовании

объединения в Организацию «Центрально-Азиатское Сотрудничество», оформленное в 2002 г. подписанием Договора об учреждении Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество» (ЦАС). Председателем был избран президент Узбекистана И.Каримов.

В ее рамках президенты четырех стран договорились о создании международного водно-энергетического консорциума, а также антинаркотической коалиции четырех центрально-азиатских государств, приняли решение «Об усилении координации действий государств-членов ЦАС в борьбе с терроризмом, экстремизмом и незаконном оборотом наркотиков». В соответствии с этим решением предусматривалось создание согласованной правовой законодательной базы для его реализации, а также проведение регулярных встреч руководителей служб безопасности и правоохранительных органов (2003 г.). В 2004 г. к Организации присоединилась Российская Федерация. При этом с российской стороны было заявлено, что «организация является важным инструментом регионального взаимодействия... вносит свой вклад в усилия международного сообщества по противодействию таком угрозам современного мира, как терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков.»1.

В отличие от ЦАС, ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) признавался большинством экспертов противовесом СНГ. Члены ГУУАМ (Узбекистан вошел в 1999 г.) заявили о стремлении активно развивать военно-политическое сотрудничество с США и НАТО. 2005 г. Узбекистан выходит из организации, но продолжает активно сотрудничать с Западом в рамках антитеррористической коалиции2.

Евразийское экономическое сообщество возникает сначала как институционализация Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией от 1996 г. (позже присоединился Таджикистан) и становиться международной организацией после подписания Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (2000 г.). Ее цели — экономические. В настоящее время это — интеграционное экономическое объединение. Его роль в вопросах безопасности значительно изменилась в сторону сокращения. Это легко прослеживается при исследовании договорной базы организации.

Если в договоре об углублении интеграции (1996 г.) присутствуют такие цели как: координация действий при планировании и реализации внешней политики, создание и укрепление общей системы безопасности (ст.14.15.16), то в договоре 2000 г. этих положений нет. Вопросы безопасности сводятся к сотрудничеству в деле охраны внешних границ в соответствии с договором «О сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества» (2003 г.).

Страны региона входят также и в другие международные организации, наиболее влиятельная из которых Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). ШОС выросла из переговорного процесса между СССР и Китаем по разграничению государственных границ между двумя странами. Распад Советского Союза очевидным образом изменил формат переговоров. В конечном итоге, институциона-лизация этого процесса привела к образованию международной организации. В отличие от ЕврАзЭС в ШОС не входит Беларусь.

В 2005 г. Узбекистан принял решение о вступлении в ЕврАзЭС. В связи с этим главы государств Организации Центрально-Азиатского сотрудничества согласились с необходимостью интегрировать ОЦАС в состав ЕврАзЭС. В Решении Совета глав государств-членов Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» «О дальнейшем развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве» сказано о совпадении стратегических целей и задач двух объединений, о том, что ряд из них — программы в водо-энергетической, транспортной, продовольственной и других сферах успешно решаются в рамках ЕврАзЭС, что делает целесообразным и отвечающим социально-экономическим и политическим интересам государств объединение ЦАС с ЕврАзЭС3.

Совершенно очевидно, что на решение Узбекистана повлияли события весны 2005 г. в Андижане и крайне отрицательная трактовка этих событий Западом (их исследование выходит за рамки этой статьи), что это решение «может иметь поворотное значение для развития экономической интеграции в постсоветском пространстве»4 (с чем можно согласиться). Что абсолютно правильно. Вместе с тем не совсем понятно, во что выльется на практике формулировка «правовые аспекты интеграции ЦАС в ЕврАзЭС». Представляется, что ЦАС,

1 http //president. kremlin.ru/events/2005/10/95028.

2 С 2005 г. - ГУАМ.

3 http //president. kremlin.ru /events//2005/10/95028.

4 http //www.newsru.com/world/07oct2005.

в ближайшем будущим, перестанет существовать. Это означает, что сравнительно большой блок договоренностей по проблемам безопасности в Центральной Азии утратит свое значение. По понятным причинам он просто не может быть интегрирован ни в ЕврАзЭС, ни в ОДКБ (куда Узбекистан не входит). Поэтому в ближайшее время следует ждать новых инициатив в этом регионе в сфере институционального перераспределения ответственности в сфере безопасности.

В регионе много проблем. В первую очередь — нестабильность. Даже в «благополучном» Казахстане имеют место массовые выступления сил оппозиции. Еще более сложную обстановку можно наблюдать в Киргизии и Узбекистане. Если в политическом смысле обстановка в Таджикистане, в последнее время, стабильна, то в социально-экономическом очень сложна. Катастрофически низкий уровень жизни вынуждает большую часть населения уезжать из страны на заработки, в основном в качестве низкооплачиваемых подсобных разнорабочих. Вместе с тем это — регион развитой химической промышленности и технологий двойного назначения. Здесь все еще высок научный потенциал, но при этом низка социальная защищенность лиц, занятых в военно-промышленном комплексе, что создает целый ряд проблем, в том числе, проблему так называемых «хвостохранилищ» — хранения отходов горнометаллургического и химико-металлургического производства. Для примера, — в Киргизии это урановые месторождения Мин-Кушское, Каджи- Сайское, Сумсарско- Шекафтарское. На их базе возник Киргизский горнорудный комбинат, который на протяжении 40 лет перерабатывал радиоактивное сырье для нужд обороны и энергетики страны, оставив миллионы кубических метров радиоактивных отходов, законсервированных в «хвостохрани-лищах», ряд из которых имеет мощность излучения до 500 мкР/час. Теперь они разрушаются, неся реальную угрозу радиоактивного загрязнения для всего Центральноазиатского региона. Положение усугубляется высокой (до 9 баллов) сейсмичностью горных районов — месторасположений «хвостохранилищ». В случае катастрофических землетрясений в реки может быть сброшено до 50% радиоактивных отходов, которые в короткое время естественным путем могут попасть в речные системы и распространиться по всему региону Центральной Азии. Опасения вызывает также тот факт, что данные объекты могут быть использованы террористическими группировками.

Поэтому для стран-членов ЕврАзЭС актуально совершенствование экспортного контроля. Приоритетной задачей современных режимов экспортного контроля является предотвращение распространения ОМУ и попадания ОМУ в руки террористических группировок.

Основополагающим международным документом в данной сфере правоотношений в ЕврАзЭС является Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств-членов Евразийского экономического сообщества (2003 г.).

Экспортный контроль в государствах-членах ЕврАзЭС основывается на следующих принципах: государственный контроль за перемещением через таможенные границы объектов экспортного контроля; проверка использования объектов экспортного контроля в заявленных целях; гласность и доступность информации о порядке, правилах, целях, задачах, принципах функционирования системы экспортного контроля и мерах ответственности за нарушение национального законодательства; определение перечней объектов экспортного контроля, а также стран, в которые временно запрещен экспорт объектов экспортного контроля; гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой; согласие, что разрешение на вывоз, выданное уполномоченным органом любой из сторон Сообщества, действует на территориях всех государств-членов ЕврАзЭС; информирование каждой из сторон Сообщества о решении, касающегося выдачи разрешения на вывоз за пределы территорий государств-членов ЕврАзЭС товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю.

Система экспортного контроля включает в себя следующие элементы: определение перечней объектов экспортного контроля с учетом международных подходов в этой области; определение режимов экспорта объектов экспортного контроля в отдельные страны; лицензирование ввоза продукции военного назначения; обмен информацией и иное взаимодействие с международными организациями и органами экспортного контроля иностранных государств.

Такое построение системы экспортного контроля полностью соответствует международным стандартам и практике.

В геополитическом смысле район Центральной Азии взрывоопасный. Но, конечно, не постсоветские республики вносят нервозность в мировые дела. С переменным успехом пальма

первенства принадлежит здесь Ираку и Ирану. В настоящее время взгляды прикованы к Ирану. Желание этой страны продвинуться к новым рубежам в ядерных технологиях вызвало озабоченность в первую очередь США и Европейского Союза, интересы которого выражает так называемая «Евротройка», а также России и Китая.

Их позиция состоит в том, что Ирану необходимо в полном объеме восстановить мораторий на деятельность, связанную с обогащением урана, включая НИОКР. К рассмотрению этого вопроса подключилась МАГАТЭ, а затем и СБ ООН. В качестве плана урегулирования этой проблемы Россия предлагает создать на ее территории совместное предприятие по обогащению урана. Реализация этого плана позволила бы снять подозрения мирового сообщества в отношении иранских ядерных исследований, обеспечив на долговременной основе поставки топлива для атомных электростанций Ирана. Однако до сих пор двусторонние консультации не привели к прорыву в переговорах.

Россия рассматривает проблему ядерной безопасности в комплексе проблем региональной безопасности в Центральной Азии и на Среднем Востоке. Внешнеполитические акции Ирана в последнее время демонстрируют, что его стремление обладать собственной атомной промышленностью является лишь звеном в конфронтационной политике этой страны в отношениях с США, Израилем и некоторыми другими западными государствами. В частности, Иран заявляет об испытаниях новейших видов вооружений: торпед, экранопланов и т.д., не имеющих по своим тактико-техническим параметрам аналогов в мире. Заявления об обладании таким оружием следует рассматривать, по мнению экспертов, как намёк Исламской Республики Иран на претензии взять под свой контроль Ормузский пролив, через который вывозится львиная доля нефти, добываемой в государствах Персидского залива и составляющей значительную часть энергетического рынка Северной Америки и Западной Европы.

В подобных условиях инициативы России по достижению стратегической стабильности в области энергетики вызывают заинтересованность в международном сообществе. Так, Президент РФ В. Путин считает, что система международных центров по предоставлению услуг ядерного цикла, включая обогащение, может стать «прообразом глобальной инфраструктуры». Она обеспечит равный доступ всех заинтересованных сторон к атомной энергии

при надежном соблюдении требований режима нераспространения. Эта структура должна действовать под контролем МАГАТЭ, на недискриминационной основе. Данная позиция встретила понимание в Соединенных Штатах, которые также выступили с глобальной инициативой в сфере ядерной энергетики.

В рамках ЕврАзЭС достигнуты конкретные договоренности, касающиеся развития ядерной энергетики стран-членов этого сообщества. Российская компания «Техснабэкспорт» займется практической реализацией проектов с партнерами в области добычи и переработки урана. Параметры договоренностей лидеров трех стран будут выработаны между «Техснабэкпорт», «Казатомпром» и Новоий-ским горно-металлургическим комбинатом в Узбекистане. Было принято специальное заявление, согласно которому к 15 мая 2006 г. должен быть подготовлен конкретный набор решений по промышленной интеграции атомных комплексов России и Казахстана. Проектами, представляющими взаимный интерес здесь являются СП «Заречное», которое разрабатывает месторождение урана, а также завод в Ульбе по производству ядерного топлива.

На встрече лидеров ЕврАзЭС также был составлен протокол о совместных действиях российского предприятия «Техснабэкспорт» и узбекского Навоийского горно-металлургического комбината о совместной разработке месторождений и добыче урана.

Реализация договоренностей, достигнутых на Петербургском саммите ЕврАзЭС, гарантированно обеспечит российские и зарубежные АЭС топливом на десятки лет вперед, а также выведет Российскую Федерацию, Казахстан и Узбекистан в лидеры по добыче урана.

Россия, как хорошо известно, в этом году председательствует в «большой восьмерке», и уже определилась с программой своей деятельности на этом посту. Во главу угла поставлена проблема энергетической безопасности. С этой точки зрения, рассматриваемый регион, является важнейшим. Россия не только поставляет свой собственный природный газ в Европу, но и является транзитным государством для других стран. Договориться в рамках ЕврАзЭС по газовой проблематике легче, чем с вполне независимой Туркменией. Но в любом случае, влияние Центральной Азии на европейскую безопасность будет только усиливаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.