Пространственная Экономика 2010. № 3. С. 27-48
УДК 339.92 В. Л. Цветков
ПОСТСОВЕТСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРЛНСТВО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЛЗВИТИЯ
Рассмотрены проблемы интеграции и реинтеграции на постсоветском пространстве. Проанализированы формы интеграционных взаимодействий в рамках Содружества Независимых Государств. Показаны политические и экономические объединения на постсоветском пространстве как альтернативные варианты интеграции. Оценена роль России в новых интеграционных объединениях.
Постсоветское пространство, интеграция, реинтеграция, экономическое развитие, международные региональные организации, Россия.
ОТ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ К РЕИНТЕГРАЦИИ: РЕАЛИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Наиболее фундаментальным следствием эпохальных событий на рубеже 1990-х гг. прошлого столетия, связанных с развалом СССР, стала беспрецедентная по масштабам и глубине геоэкономическая трансформация. Некогда огромное единое экономическое пространство «социалистического типа» в одночасье приобрело совершенно иную — фрагментарную конфигурацию, образуемую многими экономиками новых независимых государств (включая
© Цветков В. А., 2010
новую российскую экономику), развернувшимися в сторону самостоятельного формирования открытых экономических систем рыночного типа.
Однако очень быстро пришло понимание того, что произошедшее на постсоветском пространстве размежевание, обусловленное государственно-политическими интересами, совершенно невыгодно во множестве экономических смыслов. Тем более для новых национальных экономик, еще недавно представлявших собой в совокупности единое целое и не утративших до настоящего времени множества прямых кооперационных производственно-хозяйственных связей и торговых отношений. Объективные экономические потребности довольно быстро поставили в практическую повестку дня образовавшихся государств задачи реинтеграции их экономик в рамках прежнего постсоветского экономического пространства, но реинтеграции с учетом реалий нового времени и основанной на новых принципах и механизмах. Что, с одной стороны, дает основания говорить, по сути дела, о формировании нового экономического пространства. С другой стороны, создание на территории бывшего СССР новых самостоятельных государств привело к своеобразному сочетанию интеграционных и дезинтеграционных процессов. Поэтому можно говорить одновременно и о разделении прежнего экономического пространства, и о создании новых форм его интеграции.
После распада СССР на постсоветском пространстве возникло несколько международных организаций и содружеств. Подавляющая часть государств (а именно двенадцать) стали выстраивать новую конфигурацию своих отношений, объединяясь (или интегрируясь) в различные союзы и организации с учетом своих как политических, так и экономических интересов. Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО).
В настоящее время интеграция на постсоветском пространстве осуществляется на трех разных скоростях.
Первый вариант интеграции (самая «низкая» скорость) — Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ представляет собой международную организацию политико-консультативного типа с определенными военно-политическими обязательствами в рамках Договора о коллективной безопасности.
На второй скорости происходит экономическая интеграция более узкой группы государств в рамках ЕврАзЭС — Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Украины.
Максимальную степень интеграции предполагает Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Россия) и Союзное государство России и Беларуси.
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Содружество Независимых Государств было основано главами БССР, РСФСР и УССР путем подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (известное как «Беловежское соглашение»).
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.
В документе, состоявшем из преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращает свое существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств [6].
Соглашение о создании СНГ и Алма-Атинская Декларация (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.) не только фиксировали развал СССР и создание СНГ, но и провозгласили приверженность сотрудничеству в формировании общеэкономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.
Договор о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.) в рамках практически всего Содружества предусматривал углубление интеграции и координацию проводимых экономических преобразований, создание Таможенного союза, общего рынка, валютного (денежного) союза. Развитие этого договора нашло отражение в соглашениях о создании зоны свободной торговли и платежного союза. Для продвижения сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, строящихся на принципах и нормах Соглашения ВТО/ГАТТ и других универсальных источниках международного экономического права, предполагалось создание Таможенного союза. Между тем соглашение подписали лишь несколько государств-участников СНГ
Соглашение о создании зоны свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 г.) также было направлено на обеспечение взаимодействия в решении конкретных задач по организации зоны свободной торговли, в том числе отмену таможенных пошлин и количественных ограничений, создание эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым операциям, сотрудничество в проведении торгово-экономической политики, содействие межот-
раслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству.
Соглашение о Платежном союзе стран содружества и перспективный план интеграционного развития СНГ (Москва, 21 октября 1994 г.) принимались с целью обеспечения бесперебойности расчетов, взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы. Функции осуществления расчетов между центральными банками на основе многостороннего клиринга и операции на валютных рынках возлагались на Межгосударственный банк, являющийся специализированным институтом Платежного союза.
В рамках Содружества (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, позднее были подготовлены документы для вступления Узбекистана) на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г., действует военно-политический союз — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданный 7октября 2002 г. Главная задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря ОДКБ Россия сохраняет свое военное присутствие в Центральной Азии.
В настоящее время в СНГ входят все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств и Грузии. Грузия после войны в Южной Осетии заявила о выходе из состава СНГ1 и перестала быть членом Содружества в августе 2009 г.
При этом особую позицию относительно СНГ занимают Туркменистан и Украина: Туркменистан на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 г., заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена»; Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
На начальном этапе становления СНГ многие политики и эксперты полагали, что для восстановления народнохозяйственных связей достаточно подписания договора, так как создание крепкого экономического объединения станет неотъемлемой частью мировой хозяйственной инфраструктуры XXI в. Тем более для этого существовали все необходимые условия:
• промышленный потенциал государств СНГ составлял примерно 10% мирового;
• запасы основных видов природных ресурсов — около 25% мировых;
• экспортный потенциал — 4,5% от мирового уровня;
1 Президент Грузии М. Саакашвили заявил 12 августа 2008 г. о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 г. грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации.
• транспортно-коммуникационные системы (железные дороги1, аэродромы, включая военные, морские и речные порты, трубопроводный транспорт) государств-участников СНГ были достаточно развиты.
Однако почти все многосторонние решения стран Содружества так и остались на бумаге, а потенциал возможностей успешного взаимодействия пока оказался невостребованным. Правовые механизмы не стали эффективными и достаточными для интеграции экономик стран СНГ.
Статистика показывает, что если в 1990 г. доля взаимных поставок 12 государств-участников СНГ составляла более 70% от общей стоимости их экспорта, то в 1995 г. она сократилась до 55%, а в 2008 г. составляла уже менее 40%. При этом сокращается в первую очередь доля товаров с высокой степенью обработки. Для сравнения, в 2008 г. в ЕС доля внутренней торговли сообщества к общему объему экспорта превышает 60%, в НАФТе — 45%.
Резкое сокращение хозяйственных связей между странами СНГ наряду с трансформационными процессами построения рыночно ориентированной экономики привело к падению производства, инвестиций, потребительского спроса, вытеснению отечественных товаров с внутренних рынков государств Содружества.
Отношение России как в целом к СНГ, так и к отдельным странам-участникам вряд ли можно назвать целостным и последовательным. Скорее, отношение было ситуационным (от оптимизма до скептицизма), но никак не прагматическим.
В июле 2004 г. на заседании Совета безопасности РФ, посвященном политике России в СНГ, находившийся в то время в должности президента В. Путин признал: «Мы подошли к определенному рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет «размывание» этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников» [4].
В марте 2005 г., после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдова) и в самый разгар кризиса в Киргизии, В. Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования — от избытка ожиданий... Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле
1 В бывшем СССР железные дороги перевозили половину всех грузов и четверть пассажиров общемирового объема. По оценкам Мирового банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем СНГ мог бы составить 100 млрд долл. США [1].
процесс после распада СССР проходил по-другому..». «СНГ создавался для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а все остальное — «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по мнению В. Путина, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».
Но есть и другие проблемы широкой интеграции в рамках СНГ, связанные с рядом фундаментальных факторов.
Во-первых, различная геополитическая и внешнеэкономическая ориентация государств бывшего СССР. В настоящее время направленность внешней политики каждого государства на постсоветском пространстве складывается по-разному: Молдова сближается с Румынией, Грузия, Азербайджан и страны Балтии стремятся в ЕС и НАТО. Наиболее заинтересованы в сотрудничестве с Россией Беларусь, Армения, Киргизия, Украина и Таджикистан. Но и здесь не все так однозначно: Украина и Молдова ориентированы на ЕС; Туркменистан, Азербайджан, Кыргызстан тяготеют к исламскому миру; а Казахстан и Узбекистан пытаются интегрировать азиатские ценности и американскую рыночную эффективность1.
Во-вторых, в странах-участниках СНГ нет единой правовой системы. Правовая система СССР исключительно быстро развалилась. Хотя правовые вопросы можно быстро решать, и законодатели устранят юридическую расплывчатость в случае, если политическая воля руководства стран будет направлена на углубление интеграции. Отсутствие юридической обязательности и рекомендательный характер разрабатываемых Межгосударственной парламентской ассамблеей документов позволяют использовать модельные законы без страха ущемить национальный суверенитет. Кроме того, Конституции России и других государств-участников СНГ ничего не говорят о Содружестве. В результате СНГ как международная организация не имеет ясной легитимной основы. Колебания вокруг вопроса о том, какое право должно развиваться в первую очередь — международное или конституционное — также не способствуют формированию непротиворечивой правовой системы.
В-третьих, реализация достигнутых соглашений в значительной степени усложняется из-за их длительной ратификации. Сроки процедуры ратификации законодательством не определены, межгосударственные договоры, заключенные в рамках СНГ, нередко были ратифицированы через несколько лет после подписания, когда терялась их актуальность. Без ратификации пар-
1 Отметим, что в Европейском сообществе страны обладают сопоставимыми ценностями и имеют четко выраженный общий интерес — построение объединенной Европы.
ламентом и одобрения правительством соглашений подписанные документы не имеют юридической силы. Так, половина участников присоединилась лишь к 40—70% подписанных в рамках СНГ документов — преимущественно по экономической проблематике. Однако вступление в силу договоров и соглашений не означало их практической реализации, поскольку государства не выполняли взятые обязательства.
В-четвертых, усиливается неравномерность экономического развития государств-участников СНГ. В существовавшем ранее плановом народном хозяйстве СССР происходило однонаправленное перераспределение национального дохода — Россия выступала донором, и это служило объективным условием достижения наилучшего конечного результата. Такая ситуация не могла быть одномоментно устранена, и построение взаимоотношений на основе экономически равноправных партнеров заняло длительное время. Особенности экономических преобразований во многом обусловлены различной степенью воздействия на национальные экономики дезинтеграции хозяйственных связей, существовавших в СССР.
В-пятых. Необходимо отметить непоследовательную политику России по отношению к своим партнерам из стран ближнего зарубежья. Вера в жизнеспособность и эффективность СНГ во многом была подорвана бесконечными торговыми и «газовыми» войнами (2005—2008 гг.) между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдовой, Украиной, Беларусью — с другой. Все эти события поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против стран, которые входят в СНГ, оказались беспрецедентными. Не секрет, что начиная с 2005 г. политика России в отношении государств, не только СНГ, но и других стран ближнего зарубежья, формируется российской газовой монополией «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России. Кроме того, в результате перехода России на рыночные цены на газ, поставляемый партнерам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ и нефть.
Конечно, к Содружеству Независимых Государств можно относиться по-разному, но важно следующее: заслуга СНГ состоит в том, что размежевание бывших союзных республик прошло достаточно упорядоченно и не вызвало глубоких геополитических потрясений. Содружество выступило структурообразующим фактором при создании новых межгосударственных отношений.
Дезинтеграция СНГ сильно ударит по России. Из-за возможного разрыва исторически сложившейся тесной производственной кооперации могут быть свернуты программы модернизации в некоторых отраслях. Так, например,
из-за узости рынков и отсутствия технологических звеньев модернизировать отечественное машиностроение без кооперации со странами СНГ неэффективно. Пострадают и оборонные отрасли, где более 80% продукции производится в рамках производственной кооперации стран СНГ.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ИНТЕГРАЦИИ
В целом СНГ как надгосударственное образование имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты.
В настоящее время на пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами. Наиболее крупными и значимыми из них из них являются: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), Содружество демократического выбора (СДВ), объединяющие страны бывшего СССР в вопросах политики, экономики и безопасности.
При этом Россия не только не входит в две из них — ГУАМ и СДВ, но и не приглашается на заседания в качестве наблюдателя, фактически оказываясь исключенной из обсуждения значимых для постсоветского пространства вопросов. В то же время Украина вместе с Грузией являются лидерами обеих организаций.
Для удобства дальнейшего рассмотрения классифицируем международные региональные организации, действующие на постсоветском пространстве, следующим образом:
• организации с участием государств — бывших республик СССР с лидирующей ролью России;
• организации с участием государств — бывших республик СССР и стран дальнего зарубежья с лидирующей ролью (или участием) России;
• организации с участием государств — бывших республик СССР, направленные против России;
• организации с участием государств — бывших республик СССР и стран дальнего зарубежья, направленные против России.
Международные региональные организации с участием государств — бывших республик СССР с лидирующей ролью России. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, на-
деленная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка [3]. Дата создания — 2001 г.
С мая 2002 г. наблюдателями стали Молдова и Украина, с 2003 г. — Армения1. Украина ранее заявляла, что в ее намерения не входит получение полного членства в этом сообществе. Молдова тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества. Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005 г., когда начался процесс объединения Организации центрально-азиатского сотрудничества и Евразийского экономического сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 января 2006 г.
Как следует из соглашения о создании Евразийского экономического сообщества, основными задачами организации являются:
• завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
• обеспечение свободы движения капитала;
• формирование общего финансового рынка;
• согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
• установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
• создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
• создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
• формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
• формирование общего энергетического рынка;
• создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки сторон;
• обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
В августе 2006 г. на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза.
1 В соответствии с Уставом ЕврАзЭС статус наблюдателя может предоставляться государству или межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе.
За 8 лет, прошедших с момента создания ЕврАзЭС, доля товарооборота между странами-членами сообщества не только не увеличилась, но, напротив, у большинства стран-членов сократилась. Так и не удалось интенсифицировать торговлю между странами-членами сообщества. Принимаемые в рамках сообщества решения, а также их реализация не способствуют увеличению доли товарооборота между странами-членами ЕврАзЭС. Вряд ли без решения данной проблемы удастся сформировать эффективно работающий торгово-экономический союз.
Вместе с тем, согласно данным Росстата, накопленные инвестиции России в страны ЕврАзЭС возросли с 315,3 млн долл. США в 2005 г. до 2132,3 млн долл. на начало 2009 г., т. е. почти в 6,7 раза в абсолютном выражении (табл. 1). Особенно активно развивалось инвестиционное сотрудничество с Беларусью, Узбекистаном и Казахстаном, которые лидируют среди других стран ЕврАзЭС по объему накопленных российских инвестиций.
Накопленные инвестиции РФ в страны ЕврАзЭС, на конец года, млн долл.
Таблица 1
2000 2005 2008
Страна все все все прямые и портфельные
Беларусь 77,2 102,4 1505,0 1323,3
Казахстан 3,5 204,3 174,3 79,2
Кыргызстан 0 1,2 39,8 0,1
Таджикистан — 0,5 28,1 1,1
Узбекистан 0,1 7,0 385,1 250,8
Всего по странам ЕврАзЭС 80,8 315,3 2132,3 1654,6
Всего по СНГ 131,0 620,5 4084,9 3067,6
Приведенные данные Росстата следует рассматривать как минимальные, так как они учитывают только инвестиции нефинансовых предприятий, не учитывают реинвестиций, операций по приобретению активов на вторичном рынке. Кроме того, значительная часть инвестиций в регион осуществляется через иностранные бизнес-структуры, как правило, оффшорные, и Росстат относит такие инвестиции к соответствующим иностранным юрис-дикциям.
Наконец, имеется существенная прослойка «серых» инвестиций, которые осуществляются под видом национальных инвестиций и не отражаются, таким образом, в статистике иностранных инвестиций. При этом большую роль в странах Центральной Азии играет теневая экономика, доля которой в ВВП оценивается в 44,6% для Казахстана, 40,6% для Кыргызстана и
35,4% для Узбекистана (в 2004—2005 гг.) и до 60% для Таджикистана (2007 г.) [2, с. 21].
Поэтому данные по российским инвестициям в ЕврАзЭС и инвестициям из ЕврАзЭС в Россию Росстата и национальных статистических ведомств не совпадают.
В связи с кризисом ожидается, что объем мировых прямых инвестиций должен заметно сократиться. Эта тенденция проявилась после событий 11 сентября 2001 г., приведших к падению трансграничных потоков инвестиций, которые восстановились и превзошли уровень 2000 г. только к 2008 г. Однако для ЕврАзЭС нельзя однозначно утверждать о сокращении объемов инвестиционных потоков, прежде всего, инвестиций из России. Как это ни парадоксально, может проявиться противоположная тенденция. Это обусловлено рядом факторов.
Во-первых, будет продолжаться выполнение ранее заключенных соглашений, предусматривающих значительный объем инвестиций. Например, соглашение между «Газпромом» и «Белтрансгазом» предусматривает ежегодные переводы в период 2007—2010 гг. российской компании в размере 625 млн долл. за пакет акций в 50%. Заключены соглашения по строительству ряда крупнейших объектов в области транспортной инфраструктуры и энергетики, которые будут связаны с крупными трансграничными инвестициями.
Во-вторых, как отмечалось выше, Россия стремится усилить свое интеграционное взаимодействие в группировке ЕврАзЭС, выделив значительные инвестиционные ресурсы. Это тем более важно, что в условиях кризиса многие российские компании, испытывая дефицит свободных ресурсов, могут при государственной поддержке не только не уменьшить, но даже и расширить свои инвестиционные программы в странах региона.
В-третьих, возможно появление ряда новых крупных объектов. Например, «Росатомом» рассматривается предложение Беларуси о строительстве там современной АЭС, которое потребует инвестиций порядка 9 млрд долл.
Наконец, в-четвертых, посткризисные потребности ускорения модернизации экономик стран ЕврАзЭС также могут вызвать появление новых интеграционных проектов в традиционных отраслях сотрудничества, прежде всего энергетики, где возможно усиление взаимодействия на пути строительства как крупных электростанций, так и малых ГЭС, АЭС; предприятий, выпускающих оборудование для альтернативной энергетики, а также в области энергосбережения. Но пока примеры инвестиционного взаимодействия в развитии инновационных отраслей и технологий России и стран ЕврАзЭС носят единичный характер.
Таможенный союз — это торгово-экономическое объединение России, Беларуси и Казахстана, основывающееся на принципах единой таможенной
территории государств-участников Таможенного союза (отмена таможенных пошлин и количественных ограничений, установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли). Дата создания — 1 января 2010 г.
Важное замечание, которое непосредственно повлияет на успешность работы Таможенного союза, заключается в следующем: необходима синхронизация налогового и таможенного законодательства стран-участниц: у Беларуси, Казахстана и России абсолютно разные таможенное и налоговое законодательства. В таких условиях отсутствие таможенной границы может нанести прямой ущерб интересам России, поскольку создание дочерних фирм на территории с низким таможенным тарифом приведет к массовому сокрытию налогов.
Союзное государство России и Беларуси — союз Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997 г.
Создание Союзного государства означает новый этап интеграционного процесса и образование межгосударственного сообщества, по юридической форме сравнимого с ЕС. Предполагается, что ныне существующий конфедеративный союз в будущем должен стать мягкой федерацией.
При создании Союзного государства России и Беларуси закладывалась максимальная степень политической и экономической интеграции, что было подтверждено Договором о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.).1 Важно отметить, что договор предусматривает достаточно четкое разграничение предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками. К исключительному ведению Союзного государства относятся:
• создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка;
• единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
• единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
• объединенные транспортная и энергетическая системы;
• единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
• единое законодательство об иностранных инвестициях; статистический и бухгалтерский учет и др.
1 До заключения данного договора действовали другие соглашения, среди которых стоит выделить Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (Москва, 2 апреля 1996 г.).
Предусмотрено создание органов высшей власти: Высший государственный совет, Совет министров, двухпалатный парламент (Палаты Союза и Палаты представителей), Суд, Счетная палата Союзного государства.
Стержнем интеграционного процесса являются не только политическая воля руководства Беларуси и России, но и хозяйственные связи предприятий, прямое взаимодействие органов региональных властей.
К особенностям хозяйственного взаимодействия России и Беларуси в рамках Союзного государства можно отнести следующее.
• В российско-белорусской производственной кооперации задействовано свыше 8 тыс. промышленных предприятий. Сегодня более 400 тыс. человек работают на предприятиях, участвующих в программах Союзного государства.
• Белорусский промышленный комплекс выступает в качестве дополнения к российскому комплексу, но ни в коем случае — к европейскому. Сегодня топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95%, машиностроительный — на 85%, сельское хозяйство — на 65—70%.
• Оптовая цена на российский газ является ключевым фактором в формировании уровня конкурентоспособности отдельных предприятий и целых отраслей экономики Беларуси, а в целом — фактическим координатором уровня их национальной конкурентоспособности в мировом хозяйстве. В настоящее время Беларусь пользуется особыми условиями в сфере энергетики. Она по самым низким тарифам в Европе и СНГ получает природный газ. По просьбе белорусского президента «Газпром» пошел на дополнительные меры поддержки — оплатил вперед за три квартала транзит российского газа в Европу, выйдя на усредненную цену газа в течение года для Беларуси.
• Беларусь получает российскую нефть по самым низким ставкам и тарифам, что позволяет ей с конкурентными ценами выходить на экспорт с достаточно большими объемами продуктов нефтехимии. Только за последнее время Россия предоставила Беларуси 3 млрд долл. кредитных ресурсов1.
• Доля Российской Федерации в общем внешнеторговом обороте Республики Беларусь — 47,7%2.
• Объем внешней торговли с Россией увеличился на 31,1% — до 34 млрд 188,9 млн долл.3 Экспорт вырос на 19,2% (10 млрд 585,1 млн), импорт — на 37,2% (23 млрд 603,8 млн долл.). В Россию, в частности, поступает 60—70% всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Беларуси.
1 «И это сотрудничество будет продолжено, — заверил Владимир Путин. — Я хочу подчеркнуть: что бы ни происходило в мировой экономике, если потребуется Беларуси подставить плечо, Россия всегда это сделает».
2 Доля Республики Беларусь в общем внешнеторговом обороте Российской Федерации в первом полугодии 2006 г. составила 4,3%.
3 Объем внешней торговли Беларуси за 2009 г. составил 40 млрд 460 млн долл. (на 33,8% больше).
• В экспортной продукции Беларуси, поставляемой как в Россию, так и в третьи страны, значительная доля ее стоимости заложена на российских предприятиях, связанных кооперационными поставками с белорусскими предприятиями-партнерами. Белорусские грузовики, сельхозмашины, тракторы на 70% состоят из российских деталей, материалов и комплектующих.
При обсуждении достоинств и перспектив Союзного государства нельзя обойти стороной и ряд проблемных моментов как политического, так и экономического плана.
В России и Беларуси сложились различные системы ценообразования: в России цены формируются под влиянием мировых, а в Беларуси из-за преобладания перерабатывающей промышленности над добывающей цены занижены, что позволяет белорусским товарам успешно конкурировать на внутреннем рынке и на рынках стран СНГ. В то же время существенное занижение курса рубля к национальной белорусской валюте приводит к неконкурентоспособности российских товаров.
Камнем преткновения интеграционного процесса остается вопрос о том, какое государство строить: конфедеративное или федеративное.
При этом не решен и еще один из вопросов. Союзное государство России и Беларуси не является субъектом международного права. Они не имеют ни общепризнанных границ, ни системы власти, ни гражданства, нет договоров, закрепляющих его суверенитет, отсутствуют единая финансовая система, таможенные органы, органы внутренних дел. Это абсолютно виртуальное, псевдогосударственное образование, натуральный РЯ-проект.
Не способствует взаимной интеграции и отношение национальных элит к самой идее создания Союзного государства. Все эти годы элиты Беларуси и России посредством интеграционных механизмов стремились реализовать свои политические планы и программы, которые в значительной степени отличались и продолжают расходиться.
Соответственно проблема снижения темпов и результативности интеграции обусловлена усиливающимся расхождением, дивергенцией стратегических политических программ руководства двух стран. Задачи, связанные с интеграцией, для политической элиты Беларуси сопряжены с сохранением и удержанием властных позиций на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Что касается Российской Федерации, то представляется, что интеграция с Беларусью связана с выработкой и реализацией долгосрочной стратегии восстановления глобальных и региональных геополитических позиций Российской Федерации.
В области внутренней политики также существуют и нарастают серьезнейшие противоречия, связанные с выбором политической модели, особенно в том, что касается укрепления и развития демократических институтов,
соблюдения прав и свобод человека. Мы видим, что модели в Российской Федерации и в Республике Беларусь на практике в значительной степени расходятся.
Модель интеграции, образ единого государства, общества, к которому ведет интеграционный процесс, становятся все более размытыми. Особо тревожным является тот факт, что ни российская, ни белорусская модель не могут служить тому, чтобы строить некую общую политическую и социально-экономическую конструкцию единого государства. Притягательность российской политики, экономики, действительности в Беларуси не очень велика.
В результате в последнее время темпы строительства Союзного государства несколько замедлились.
Кроме того, в последнее время белорусско-российские отношения были осложнены «газовой» и «молочной» войнами, а также непредоставлением в 2009 г. Россией обещанного Минску кредита на 500 млн долл.
Новая цена на природный газ (с 2007 г.) — это еще один шаг в разрушении единого экономического пространства двух стран, в их дальнейшем размежевании и дезинтеграции в рамках декларируемого Союзного государства. В результате «газовой» войны резко ухудшилось и отношение белорусов к объединению с Россией. По данным социологических опросов, доля сторонников единения упала в Беларуси с 25 до 13%.
Международные региональные организации с участием государств — бывших республик СССР и стран дальнего зарубежья с лидирующей ролью (или участием) России. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — постоянно действующая региональная международная организация, основанная в июне 2001 г. лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность.
В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Сегодня сотрудничество в рамках ШОС охватывает области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций и многие другие отрасли экономики.
Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) (The Organization of Central Asian Cooperation (OCAC) — международная региональная организация. Создана в 2002 г. Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном. Рос-
сия стала участником ЦАС в 2004 г. 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС принято решение в связи со вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС подготовить документы для создания объединенной организации ЦАС—ЕврАзЭС — то есть фактически решено упразднить ЦАС.
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) — международный форум, объединяющий государства азиатского континента, который ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Первый саммит СВМДА проведен в 2002 г.
Инициатива о созыве Совещания была впервые представлена президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 г. Эта инициатива получила поддержку со стороны Киргизии, ряда влиятельных азиатских государств, а также некоторых международных организаций (ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Лига арабских государств (ЛАГ).
В результате усилий казахстанской стороны была сформирована инициативная группа государств, в состав которой, кроме Казахстана, вошли Азербайджан, Афганистан (ИГА), Египет, Индия, Иран, Израиль, Китай, Киргизия, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Турция, Узбекистан и Монголия. К настоящему времени участниками СВМДА являются 17 государств (последним к СВМДА присоединился Таиланд).
Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) объединяет 12 государств Черноморья, Закавказья и Балкан, которые договорились о поощрении сотрудничества в области торговли и промышленности, транспорта, связи, науки и техники, энергетики, добычи и переработки минерального сырья, в сфере сельского хозяйства, туризма и экологии. Дата создания — 25 июня 1992 г.
С 1 мая 1999 г., после вступления в силу Устава, ОЧЭС является полноформатной международной организацией. 8 октября 1999 г. на 54-й сессии ГА ООН ей предоставлен статус наблюдателя при ООН.
В состав ОЧЭС в настоящее время входят 12 стран: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдова, Румыния, Россия, Сербия, Турция и Украина. Статус наблюдателя при ОЧЭС имеют Австрия, Беларусь, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, США, Тунис, Франция, Хорватия и Чехия, а также Конференция европейской энергетической хартии.
Особенностью ОЧЭС, отличающей ее от других региональных инициатив, является концентрация внимания и ресурсов участников исключительно на экономическом аспекте интеграции (не включая сферы политики и обороны), причем во главу угла ставится не столько торговое, сколько про-
изводственное сотрудничество, что нашло свое выражение в отраслевом подходе к решению общих экономических проблем региона.
Россия стала одним из инициаторов создания ОЧЭС и трижды председательствовала в организации: в мае — октябре 1996 г., в ноябре 2000-го — апреле 2001 г. и в мае — октябре 2006 г. На Черноморские страны приходится 15% российского внешнеторгового оборота. Для Российской Федерации Устав вступил в силу с 1 мая 1999 г. Он ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 6 января 1999 г. № 12-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 1997 г. № 500 «Об обеспечении участия Российской Федерации в Черноморском экономическом сотрудничестве» [5] головным ведомством, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с участием России в ОЧЭС, является МИД России.
В марте 1995 г. на конференции в МИД России учрежден Российский национальный комитет по Черноморскому экономическому сотрудничеству (РНКЧЭС) — орган координации участия в ОЧЭС российских предпринимательских и академических структур. РНКЧЭС представляет интересы российских предпринимательских структур и регионов в Деловом совете ОЧЭС.
Участие России в Организации черноморского экономического сотрудничества отражает ее стремление развивать активные связи со своими южными соседями, с которыми к тому же она имеет исторически сформировавшиеся хозяйственные связи. Для РФ более активное участие в деятельности ОЧЭС может иметь положительное значение, способствуя расширению сотрудничества со всеми Черноморскими странами. Принципиальная позиция России в отношении Сообщества органично вытекает из ее интересов как черноморской державы в укреплении добрососедских отношений и стабильности в Черноморском регионе, создании здесь благоприятных условий для торгового и экономического сотрудничества.
Организация Исламская конференция (ОИК) (Organization of the Islamic Conference — OIC) — международная межправительственная организация, объединяющая на основе религиозной общности 44 мусульманских государства Азии и Африки, а также Организацию освобождения Палестины (ООП). Учреждена в 1972 г.
Среди участников конференции — Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан — страны, бывшие республики СССР.
Членом ОИК может стать любое мусульманское государство. Цели, провозглашенные в уставных документах ОИК: поощрять мусульманскую со-
лидарность между государствами-членами; укреплять сотрудничество между ними в экономической, политической и других областях деятельности; координировать усилия по сохранению святых мест и поддерживать борьбу народа Палестины за восстановление его прав и освобождение его земли; активизировать борьбу всех мусульманских народов с целью сохранения их достоинства, независимости, национальных прав и др. Руководящие органы ОИК — Конференция королей, глав государств и правительств (высший орган), Конференция министров иностранных дел, Генеральный секретариат. ОИК обладает статусом наблюдателя при ООН. Штаб-квартира в Джидде (Саудовская Аравия). Российская Федерация имеет статус наблюдателя.
Международные региональные организации с участием государств — бывших республик СССР, направленные против России. Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ) — международная региональная организация. Создана 23 мая 2006 г. с целью экономического сотрудничества, создания стержня евразийского транспортного коридора и ориентируется на Запад. Участники объединения: Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова.
Но все же главной целью ГУАМ является ослабление экономической зависимости от России и развитие альтернативных путей транспортировки энергоносителей — в обход России. В целом вопрос энергоресурсов перешел из разряда экономических и политических вопросов в категорию вопросов безопасности стран: стабильность поставок энергоресурсов непосредственным образом отражается и на стабильности экономических, политических и социальных показателей в обществе. Соответственно и деятельность организации переходит в последнее время все больше в плоскость сферы безопасности. Примечательно, что направление энергетической безопасности в деятельности ГУАМ находится в значительной зависимости от позиции Азербайджана как ключевого источника ресурсов на территории деятельности ГУАМ.
В последнее время организация не только активизировала свою деятельность на постсоветском пространстве, но и усилила работу над иным направлением безопасности — над решением «замороженных конфликтов» на территории участников организации — Молдовы, Грузии, Украины и Азербайджана. Нежелание России идти на диалог при решении этих конфликтов привело к исключению России из обсуждения и к активизации роли иных субъектов пространства европейской безопасности. В частности, вопрос получил возможность обсуждения в рамках секции Генеральной Ассамблеи ООН осенью 2006 г. Особо подчеркивается также желание организации взаимодействовать с НАТО.
«Восточное партнерство» — программа Евросоюза, направленная на
сближение с бывшими союзными республиками — Молдовой, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Украиной и Беларусью. Создана в 2009 г.
Реальная цель Евросоюза состоит в изоляции России путем формирования «Восточного партнерства» от шести из двенадцати государств-членов СНГ и вывести постсоветские республики из сферы взаимодействия с Россией в вопросах торговых отношений, политики и безопасности и осуществить их интеграцию в евро-атлантические структуры в диапазоне от ЕС до НАТО; завершить слом СНГ, ЕврАзЭС и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также не допустить формализации союзных отношений между Россией и Беларусью (Союзного государства).
Сама по себе программа подразумевает некоторые не вполне внятные преференции для государств бывшего СССР и совсем небольшие деньги, предназначенные на их подтягивание до уровня «европейских стандартов».
Речь идет о четырех основных направлениях:
• развитие демократии и повышение эффективности управления в целях стабильности;
• экономическая интеграция и сближение с политикой Евросоюза;
• обеспечение энергетической безопасности;
• контакты на уровне граждан, в том числе облегчение визового режима.
При более подробном рассмотрении выясняется, что под экономической
интеграцией подразумевается создание зон свободной торговли с каждым восточным партнером после его вступления в ВТО, а под облегчением визового режима — сокращение времени на выдачу виз, а также переход на выдачу бесплатных виз для отдельных стран.
Столь же неопределенным выглядит и финансирование проекта «Восточное партнерство». Сначала говорили о 600 млн евро до 2013 г. и 1,5 млрд евро до 2020-го, но в итоге было решено ограничиться 350 млн евро до 2013 г. Учитывая практику подобных программ, большая часть этого, прямо скажем, незначительного финансирования, скорее всего, уйдет на оплату европейских консультантов по вопросам демократизации и интеграции, а также на создание и функционирование единых центров выдачи виз, проведение конференций и пр.
Интересно в этой программе другое. Эксперты сразу обратили внимание на задачу «обеспечения энергетической безопасности», затерявшуюся в официальных документах между экономической интеграцией и контактами граждан. Именно это направление взаимодействия с восточными соседями проработано гораздо лучше всех остальных. Например, в рамках «Восточного партнерства» Брюссель намерен принять в Европейское энергетическое сообщество (ЕЭС) Украину и Молдову, провести специальную конференцию для сбора средств на модернизацию системы украинских газопроводов
и подписать с Азербайджаном, Арменией и Грузией «меморандум о взаимопонимании» с ЕЭС.
Чтобы понять смысл этих действий, следует напомнить, что Европейское энергетическое сообщество было учреждено в 2005 г. для контроля над энергопотоками на Балканах. Помимо ЕС сегодня его членами являются Албания и государства, возникшие на территории бывшей Югославии: Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Черногория и Косово. Члены этого сообщества связаны договором о правилах торговли и транзите энергоносителей, и, втягивая в него государства Восточной Европы и Кавказа, ЕС, похоже, надеется если не прекратить, то хотя бы ограничить транзитный шантаж Украины и выйти на уровень согласованных действий, в первую очередь, с Азербайджаном. По мнению некоторых наблюдателей, именно обеспечение энергетической безопасности Евросоюза за счет создания углеводородного транзита в обход России является главной целью как ЕЭС, так и программы «Восточное партнерство».
Попутно предпринимаются попытки подтянуть к государствам ГУАМ Армению и Беларусь, которые все еще связаны особыми отношениями с Москвой. Активные заигрывания грузинского руководства с Ереваном под лозунгом «Вместе в Европу» начались еще полтора года назад, но пока не дали результатов, прежде всего потому, что армянские политики ограничены в своих решениях проблемой Нагорного Карабаха и требованием признать геноцид армян в 1915 г. Эти факторы осложняют отношения Еревана с Азербайджаном и Турцией, что препятствует включению Армении в общие кавказские проекты.
Что касается Белоруссии, она необходима для выстраивания пресловутого «санитарного кордона» вокруг России. При этом все понимают, что, оторвав Минск от Москвы, Евросоюзу будет легче добиться уступок со стороны России. Благосклонно реагируя на предложения ЕС, Лукашенко, похоже, собирается использовать «европейскую карту» в торге с Россией, а не получив желаемого, вполне может «развернуться на Запад», как это сделала в свое время Украина.
Международные региональные организации с участием государств — бывших республик СССР и стран дальнего зарубежья, направленные против России. Содружество демократического выбора (СДБ) (Community of democratic choice) — «сообщество демократий балтийско-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждена 2 декабря 2005 г. на учредительном форуме в Киеве (Украина).
Целью организации заявлено построение демократического общества, соблюдение прав человека, сотрудничество ради достижения стабильности и прочного мира, а также поддержка оппозиции в государствах, не соблюдающих принципы демократии.
Примечательно, что среди членов организации присутствуют только действующие члены НАТО (Литва, Латвия, Эстония, Польша и Словения) и страны, стремящиеся стать таковыми (Украина, Грузия, Молдова и Македония).
Исключение России из обсуждений и, более того, непредоставление ей даже статуса наблюдателя, которым она тем не менее не захотела бы довольствоваться, свидетельствует и об исключении России из числа стран, соответствующих целям деятельности организации, и из числа стран, диалог с которыми члены организации считают возможным и потенциально конструктивным.
В целом все прозападные региональные проекты, в которых принимают участие страны постсоветского пространства: ГУАМ, Содружество демократического выбора (СДВ) — это попытка выглядеть в глазах европейских и американских «наблюдателей» самостоятельным геополитическим игроком. И в этом не было бы ничего плохого, если бы не одно «но». Дело, собственно, не в самих проектах, а в том, во имя чего это делается. А делается это с целью формирования в сознании граждан некоторых стран-участниц образа России как «империи зла», которая спит и видит, как «придавить» Украину, Молдову, Грузию...
Заканчивая рассмотрение, отметим, что такое нетривиальное экономическое событие, как набирающий силу процесс интеграции нового, постсоветского экономического пространства в современных условиях, необходимо рассматривать через призму принципиально новых обстоятельств, тесно взаимосвязанных между собой.
Во-первых, на формирование новой структуры постсоветского экономического пространства существенное влияние оказывает и набирающая силу новая тенденция — создание обширных торгово-экономических блоков континентальных и даже сверхконтинентальных масштабов, объединяющих не только высокоразвитые в экономическом и политико-правовом отношении страны, но и некоторые менее развитые государства. При этом первоначальная тенденция объединять в интеграционные комплексы лишь высокоразвитые страны, созревшие для интеграции на рыночной основе, уступает место формированию новых торгово-экономических блоков из индустриальных и постиндустриальных стран и среднеразвитых индустриализирующихся государств. По-видимому, постепенно будут формироваться многоступенчатые системы, включающие страны разного технико-экономического уровня развития.
Во-вторых, для постсоветского экономического пространства характерно массовое трансграничное перемещение людей. Давление нищеты в собственной стране, притяжение более высокого уровня жизни за рубежом побуждают десятки миллионов людей без квалификации перемещаться из одних стран СНГ в другие, а также в богатые промышленные страны Запада. Наряду с
другими факторами, смещающими географию производства, это приводит к ослаблению межгосударственных границ в значительно более широком экономическом пространстве. Формируется более широкое наднациональное экономическое пространство, по отношению к которому постсоветское экономическое пространство служит только его частью.
В-третьих, одновременно интеграционные процессы на постсоветском пространстве остаются ослабленными, причем в значительной степени по объективным причинам. Интегрирование осуществляется интенсивно лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно ее высокотехнологичные отрасли. Что касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие экономики. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу. Этим объясняется безрезультатность многочисленных попыток создать на постсоветском экономическом пространстве интеграционные блоки по типу Европейского союза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств. Одобрена решением Совета глав государств Содружества (Москва, 28 марта 1997 г.).
2. Либман А. М. «Интеграция снизу» в Центральной Азии // Евразийская экономическая интеграция. 2009. № 1 (2).
3. Материалы сайта «Евразийское Экономическое Сообщество». http://www. evrazes.com.
4. Материалы сайта Википедия. Раздел «Содружество Независимых Государств». http://ru.wikipedia.org/.
5. Об обеспечении участия Российской Федерации в Черноморском экономическом сотрудничестве: Постановление Правительства Российской Федерации № 500 от 26.04.1997 г.
6. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств / Исполнительный комитет СНГ. http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=176.