РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
Л.Б. Вардомский
РОССИЯ И ПОСТСОВЕТСКАЯ РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ
Вардомский Леонид Борисович - доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра сравнительных исследований трансформационных процессов ИЭ РАН.
Как известно, процессы регионального сотрудничества на постсоветском пространстве идут трудно и противоречиво. Большинство интеграционных проектов, которые разрабатывались в течение 1990-х годов, оказались нереалистичными. В них, особенно в первой половине 1990-х годов, переоценивалась инерционность советского наследия, которое должно было облегчить процессы сотрудничества и, как полагали, позволить довольно быстро (в течение нескольких лет) прийти к зрелым стадиям экономической и политической интеграции новых государств. По сути дела ставилась задача реинтеграции бывших союзных республик. Однако в условиях открытой, рыночной экономики речь могла идти о межгосударственной интеграции по мере создания для этого соответствующих предпосылок (Шурубович, 13, с. 30-31).
За прошедшие годы новые независимые государства (ННГ) стали частью мировой экономики и политики, и это самым непосредственным образом сказывается на процессах регионализации постсоветского пространства.
В данной статье регионализация понимается не только как разные по глубине формы регионального сотрудничества, но и как дивергенция слагающих постсоветское пространство стран, проявляющаяся в ее усилении. Оба понимания регионализации связаны. Дивергенция осложняет переход к глубоким формам регионального сотрудничества. В свою очередь, прогресс сотрудничества ограничивает дивергенцию, создает предпосылки для сближения стран.
Усиление различий между новыми
независимыми государствами
Страны СНГ, вступая на путь суверенного развития, довольно сильно разнились друг от друга по структуре экономики, уровням социально-экономического развития и инновационности, этнокультурным особенностям и т.д. За годы независимого существования имеющиеся различия углубились.
Дивергенция стран определяется рядом факторов. Остановимся на наиболее важных.
1. Формирование национальной государственности и самоопределение в быстро меняющемся мире. За минувшие годы после распада СССР многие страны Содружества сильно продвинулись по пути государственного строительства, хотя этот процесс еще не завершен. Поиски своего места в мире неизбежно углубляют различия между новыми странами, что, в частности, выражается в применении разных моделей реформирования национальных экономик, темпах преобразований, в разной степени государственного интервенционизма, налоговых и таможенных системах и т.д.
Недавно обретенный суверенитет приобретает для ННГ особую ценность. Отражением этого является разработка национальных стратегий развития и моделей модернизации, на основе которых формулируются политические и экономические приоритеты ННГ и создаются соответствующие им формы государственного устройства и управления. В силу этого институциональные системы стран Содружества довольно сильно разошлись.
На пространстве СНГ к настоящему времени сложилась своеобразная «мозаика» политических систем. Россия реализует проект «управляемой (суверенной) демократии» при восстановленной вертикали власти. В Казахстане и Азербайджане сложилась примерно такая же модель. К этой модели тяготеют Армения и Киргизия. Украина, Молдова и Грузия прокламируют следование европейским ценностям и намериваются строить демократию по стандартам ЕС, но эти страны далеки от политической стабильности и не могут эту линию реализовывать без внешней поддержки. В остальных странах речь идет о явном приоритете крепкой центральной власти при включении в ее систему и некоторых элементов демократической системы.
Разные модели политических систем и организации экономической жизни при общем движении к рынку отражают поиск странами баланса между культурно-политической традицией и стремлением к динамичной модернизации. ННГ довольно сильно различаются по своим внешнеполитическим ориентирам. Выделение новых приоритетов стало ответом на унаследованную взаимозависимость и одновременно угрозы, исходящие друг от друга. Причем реализация внешней политики осуществляется во многом обособ-
ленно, под влиянием, прежде всего, национальных интересов или интересов третьих стран.
Формирование идентичности новых государств происходит довольно болезненно и до сих пор не завершено, поскольку политические устремления во многом не совпадают с экономическими реалиями и историческими традициями. Во многих постсоветских странах в 1990-е годы возникли межэтнические проблемы, которые в ряде случаев вылились в серьезные этнополитиче-ские конфликты, сопровождавшиеся военными действиями в Таджикистане, Молдове, Закавказье и на Северном Кавказе. Политическая нестабильность во многих странах СНГ - отражение сложности выбора ими тех или иных оснований идентичности.
Разные принципы организации власти и экономики с точки зрения уровня централизации государственного управления, различия во внешнеполитической ориентации объективно понижают совместимость национальных экономик. Ситуация, при которой главными действующими лицами сотрудничества являются первые лица государств и государственные властные и коммерческие структуры, ограничивает синергетические возможности интеграционных проектов.
2. Барьерное действие новых межгосударственных границ. Превращение межреспубликанских границ в межгосударственные и повышение их барьерности, т.е. создание ограничений для трансграничного движения товаров, людей и капиталов, является важным фактором, стимулирующим усиление различий между ННГ. Необходимость преодолевать пограничные барьеры вызывает существенное повышение трансакционных издержек (таможенный, пограничный, миграционный, санитарный контроль, расходы на конвертацию валют, страхование и т.д.). Для производителя рассечение некогда единого в экономическом отношении пространства обернулось ограничением доступа на рынки соседей в виде ввозных пошлин, товарных квот и прямых запретов на поставку. Периодически вводимые ограничения для поставок на рынки друг друга отдельных товаров с целью защиты национальных производителей создают угрозы для производителей других стран и через них для экономики и финансов стран в целом.
Следствием появления новых границ стало также и то, что многие межреспубликанские связи превратились в международные, в том числе и транзитные. В реальности это означает дополнительные издержки, связанные с пересечением национальных пространств. Конфигурация границ, положение стран СНГ и география их коммуникаций таковы, что ни одна из них не может обойтись без транзита при осуществлении связей друг с другом и с третьими странами.
В ряде случаев повышение пограничных барьеров преследует политические цели - либо с целью сохранения внутренней стабильности, либо в каче-
стве наказания за недружественную политику, проводимую партнером по СНГ.
С формированием новых межгосударственных границ, которые до сих пор между многими странами СНГ окончательно не определены и не имеют характера международно-признанных, тесно связаны пограничные споры и конфликты. Спорные участки имеются на российско-украинской границе (Керченский пролив), на многих участках новых границ в Центральной Азии, затягивается делимитация на Каспии, а между Азербайджаном и Туркменистаном из-за подводных месторождений нефти в пограничной зоне сохраняется конфликтная ситуация. Крайне острый характер пограничные проблемы носят на Кавказе. Нагорно-Карабахский конфликт и объявление независимости Абхазии и Южной Осетии откладывают пограничное урегулирование в регионе на неопределенное время. Пограничные конфликты и споры не способствуют установлению отношений доверия между странами и подпитывают центробежные тенденции на постсоветском пространстве.
Новые границы не только рассекли единые производственно-технологические системы, размещавшиеся в пределах нескольких республик, но и разделили многие этнически однородные территории. Так, за пределами границ нынешней России остались 25 млн. русских и около 11 млн. «русскоговорящих» народов. Большая их часть проживают в приграничных районах Казахстана и Украины. В то же время в России проживают около 3,5 млн. украинцев, 1 млн. белорусов, свыше 0,5 млн. казахов (Язькова, 14, с. 1, 4).
Ситуацию смягчает то, что между странами СНГ в большинстве случаев сохраняется безвизовый режим трансграничного движения населения. Благодаря этому в их сотрудничестве значительно большее место, чем в мировой практике регионального экономического сотрудничества в целом, занимают социальные связи, в которых центральную роль играют трудовые миграции.
3. Географическое расположение региона СНГ между Северной Америкой, ЕС, Северо-Восточной Азией и центрами исламского мира. Регион является ареной борьбы глобальных полюсов за ресурсы, инновационный потенциал, рынок и политическое влияние. Некоторые исследователи рассматривают ННГ, не считая Россию, как Великий Лимитроф или промежуточное пространство между империями или цивилизациями (Цымбурский, 11, с. 141-175). Он образован с культурно-географической точки зрения переходящими друг в друга перифериями всех цивилизаций - романо-германской, арабо-иранской, российской, китайской, индийской, что, так или иначе, сказывается на политическом курсе ННГ.
Страны СНГ находятся в окружении других интеграционных образований, участие в которых или стремление к нему рассматривается как альтернатива членству в СНГ. Прежде всего, это наиболее успешный регионально-86
интеграционный проект - Европейский союз, стать членами которого стремятся многие западные страны СНГ (Украина, Молдова, страны Южного Кавказа). Демонстрационный эффект европейской интеграции весьма силен.
Он подкрепляется целенаправленной политикой союза по расширению своих норм и стандартов на сопредельные страны в рамках политики Добрососедства и Восточного партнерства (Европейская политика. 4, с. 7-30).
Часть стран Содружества участвует в ЕврАзЭС и ШОС, которые для них составляют определенную альтернативу СНГ.
4. Большие транспортные издержки взаимных связей. Большие расстояния, разделяющие страны, неизбежность при многих сообщениях транзита, необорудованность пограничных пунктов пропуска резко замедляют и удорожают взаимный товарооборот и товарооборот с третьими странами. Доля транспортной составляющей во взаимных торговых связях стран Содружества достигает 60%, а в ряде случаев превышает стоимость самого товара. При этом международные транспортные тарифы, включая транзитные, существенно выше внутренних тарифов. Ряд стран Содружества по политическим и инфраструктурным причинам находятся в транспортной изоляции, например, Армения. Большие транспортные издержки, наряду с издержками по преодолению пограничных барьеров сделали неэффективными многие производства в ННГ, внесли свой вклад в примитивизацию структуры промышленности. Последняя, в свою очередь, сдерживает экономическое развитие, вызывает безработицу и понижение доходов населения, громадную трудовую миграцию. Особенно сильно транспортный фактор влияет на экономику и доходы населения Армении, Киргизии и Таджикистана.
5. Дифференциация стран по демографическому развитию. Если у России, Украины, Белоруссии, а также Казахстана за 1990-2008 гг. произошло заметное сокращение численности населения, то в центральноазиатских странах отмечается его существенный рост. Сокращение у первых трех стран произошло за счет отрицательного естественного прироста, у Казахстана - за счет миграционного оттока в 1990-е годы. Сокращение населения в Грузии и Молдове связано с миграционным оттоком и неучетом населения в самопровозглашенных республиках. Рост населения в странах Центральной Азии связан с высоким, хотя и сокращающимся, естественным приростом.
В обозримом будущем население в Азербайджане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане существенно возрастет, но будет сокращаться в славянских странах СНГ. Это обстоятельство неизбежно влияет на ход процессов регионализации постсоветских стран. Разная демографическая ситуация вкупе с экономическим состоянием продуцирует растущие различия между странами СНГ по уровню доходов населения. Если в России денежные доходы на душу населения в 2008 г. (январь-сентябрь) достигли в долларовом выражении 5406 долл., в Белоруссии - 2829 (2007), Украине - 1991, то в Ар-
мении - 1419 (2007), Узбекистане - 450, в Таджикистане - 280 долл. (Содружество независимых государств... 10, с. 185). Киргизия, Таджикистан и Узбекистан относятся к числу наиболее бедных стран мира.
Проблема бедности - одна из центральных в Содружестве. Несмотря на то, что в текущем десятилетии ННГ демонстрируют довольно высокие темпы экономического роста, в большинстве рассматриваемых стран около половины населения проживают ниже уровня бедности. На этом фоне появились различные социальные патологии: сокращение ожидаемой продолжительности жизни, особенно у мужской части населения, депопуляция европейских стран Содружества, бурное расширение наркомании, СПИДа, туберкулеза и других характерных для бедности заболеваний, а также снижение уровня образования, в том числе знания русского языка.
Углубление разрывов в жизненном уровне неизбежно приводит к нелегальной миграции, контрабанде, росту преступности и т.д., что, в свою очередь, усиливает в ряде стран антиинтеграционные настроения, стремление «отгородиться» от соседей. При этом во всех странах наблюдается рост внутренних различий - социальных и региональных по уровню жизни, что в сочетании с этнополитическими конфликтами и этнокультурными трениями создает угрозы внутренней дестабилизации.
6. Разные факторы экономического роста. Благодаря устойчивому экономическому росту в 1999-2008 гг., СНГ из региона тотального спада превратился в один из наиболее динамичных регионов мира. Во всех странах экономический рост в упомянутый период был обусловлен увеличением внутреннего спроса, а также у большинства из них - ростом инвестиций в основной капитал. Однако исходные факторы этого роста существенно различаются по странам. У нефте- и газодобывающих стран - Азербайджана, Казахстана, России, Туркменистана - до середины 2008 г. он был обусловлен увеличением экспорта и высокой ценовой конъюнктурой на углеводороды. Азербайджан и Казахстан за 2000-2008 гг. смогли существенно увеличить добычу нефти, соответственно с 14 до 44,5 млн. т и 35,3 до 70,7 млн. т, а Туркменистан за этот период увеличил добычу природного газа с 47,2 до 70,5 млрд. м3. Эти страны под растущие объемы экспорта углеводородов до начала кризиса привлекали крупные заемные средства и иностранные инвестиции.
Таблица 1
ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ В СТРАНАХ СНГ В 2007 Г.
Страна Объем ВВП в млрд. долл. * в текущих ценах Доля стран в общем ВВП СНГ, % Объем ВВП на душу населения, долл. Индекс физического объема ВВП в постоянных ценах, 2000=100
СНГ (в среднем) 1651,3 100,0 5815 163
Азербайджан 29,4 1,8 3419 317
Армения 9,2 0,6 2875 229
Белоруссия 44,7 2,7 4608 171
Грузия 8,6 0,5 1955 175
Казахстан 102,5 6,2 6571 197
Киргизия 3,7 0,2 712 134
Молдова 3,5 0,2 972 151
Россия 1290,1 78,2 9085 156
Таджикистан 3,7 0,2 514 183
Туркменистан** 23,0 1,4 3300
Узбекистан 18,6 1,1 686 153
Украина 114,3 6,9 2474 167
Источник: Содружество независимых государств в 2007 г. Статистический сборник, Межгосударственный статкомитет СНГ, Москва, 2008 г. - С. 40-41.
* Рассчитано по среднегодовому курсу национальной валюты
** Оценка автора
У стран не располагающих крупными экспортными ресурсами - Армения, Грузия, Киргизия, Молдова, Таджикистан - ресурсы развития существенно уже. Устойчивое отрицательное сально внешней торговли (табл. 2), отчасти компенсируется внешними заимствованиями, иностранной помощью, а также переводами трудовых мигрантов. Промежуточное положение занимают Украина и Белоруссия. Украина при опережающем росте импорта наращивала внешние заимствования в западных банках, а Белоруссия пыталась решить проблему финансирования экономического роста за счет России - прежде всего преференциальных цен на импортируемые из нее газ и нефть.
Таблица 2
САЛЬДО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СТРАН СНГ В ДОЛЛ. НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ
Страны 2000 г. 2003 г. 2007 г.
Азербайджан 70,7 -4,1 264,2
Армения -182,8 -185,3 -225,9
Беларусь -132,0 -162,8 -376,6
Грузия -87,7 -153,9 -771,6
Казахстан 249,8 303,2 821,1
Кыргызстан -10,2 -27,0 -217,1
Молдова -84,4 -170,3 -572,8
Россия 473,3 526,0 963,3
Таджикистан 17,3 -12,9 -121,0
Туркменистан* 138,0 189,8 528,5
Узбекистан* 0,8 - -13,9
Украина 12,7 1,0 -207,6
Источник: Содружество независимых государств в 2007 г. Статистический сборник,
Межгосударственный статкомитет СНГ, Москва, 2008 г. - С. 140.
* Данные на 2000 и 2007 гг. по Direction of Trade Statistics, IMF, Quaternery 2008, Washington 2008
Углеводородный фактор в докризисный период играл наиболее существенную роль в поляризации ННГ по показателю ВВП на душу населения (табл. 3). Для некоторых стран (Грузия, Азербайджан) важный вклад в экономическое развитие внесло строительство крупного международного нефтепровода Баку-Джейхан и газопровода Баку-Эрзерум.
Таблица 3
УСИЛЕНИЕ ПОЛЯРИЗАЦИИ СТРАН СНГ В 1991-2007 гг.
Доля в ВВП Отношение доли в ВВП
Страны Содружества, % к доле в населении
1991 2007 1991 2007
Россия 67,7 78,2 1,29 1,54
Белоруссия 4,1 2,7 1,14 0,77
Казахстан 4,2 6,2 0,72 1,11
Украина 14,5 6,9 0,79 0,42
Азербайджан 1,3 1,8 0,50 0,58
Армения 0,8 0,6 0,62 0,55
Грузия 0,9 0,5 0,47 0,31
Кыргызстан 0,9 0,2 0,56 0,11
Молдова 1,3 0,2 0,93 0,15
Таджикистан 0,6 0,2 0,32 0,08
Туркменистан 0,7 1,4 0,37 0,56
Узбекистан 3,0 1,1 0,41 0,11
Источник: 15 лет СНГ. Статистический сборник, Межгосударственный статкомитет СНГ, Москва 2006. - С. 48; Содружество независимых государств в 2007 г. Статистический сборник, Межгосударственный статкомитет СНГ, Москва, 2008 г. - С. 40-41. 90
Во многом благодаря нефтегазовому экспорту Азербайджан, Россия, Казахстан и Туркмения увеличили свою долю в общем ВВП Содружества. Доля России превысила %. В то же время очень сильно сократились доли у Кыргызстана, Таджикистана, Молдовы, Узбекистана и Украины (табл. 3).
Импульс экономического развития от нефтегазодобывающих стран к другим странам СНГ передавался через рост транзита нефти и газа, внутреннего спроса стран - экспортеров углеводородов на товары, услуги и трудовые ресурсы. Благодаря экспорту рабочей силы страны, лишенные крупных запасов углеводородов, до начала кризиса имели скромный, но стабильный источник финансирования своего экономического развития.
С разной ресурсной обеспеченностью экономического развития связано то, что большинство ННГ либо находятся на самом начальном этапе модернизации экономики, под которой понимаются структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее международной конкурентоспособности, либо к ней еще не приступили (Вардомский, Шурубович... 2, с. 4-8).
В результате финансово-экономического кризиса на начальном этапе наиболее сильно пострадали страны, сделавшие большие заимствования в западных банках под залог своих ценных бумаг. Необходимость выплаты процентов в условиях декапитализации национальных компаний и сжатия мирового кредитного рынка создали большие финансовые проблемы для России, Казахстана и Украины. Мировая рецессия сильно ударила по экспортному сектору всех стран СНГ, но прежде всего по странам экспортерам углеводородов и металлов. Резкое снижение деловой активности из-за кредитных проблем и снижения экспортных доходов сильно понизило потребность в рабочих-мигрантах и вызвало сильное снижение денежных поступлений в страны - экспортеры рабочей силы.
Таким образом, мировой кризис, наиболее сильно ударив по странам, широко включенным в процессы глобализации - Россия, Казахстан, Азербайджан, Украина, затем распространился на все остальные постсоветские страны. Взаимосвязанность национальных экономик прослеживается как при их росте, так и при рецессии.
Кризис уже сказался на торговом и платежном балансах стран, а следовательно, на состоянии их бюджетов, валютных курсов, вызвал сокращение занятости, рост цен на импортные товары. У многих стран Содружества в 2009 г. сильно вырастет внешняя задолженность. Согласно многочисленным прогнозам, в большинстве стран СНГ в 2009 г. следует ожидать чувствительного спада ВВП.
Россия и государства СНГ
Россия определяет существование постсоветского пространства как геополитической данности. От нее во многом зависят процессы регионализации постсоветского пространства. Масштабы ее экономики в 3,5 раза больше, чем всех остальных членов Содружества вместе взятых. На нее приходится более половины всего населения СНГ.
Россия имеет широкий фронт границ с ННГ - более половины от всей протяженности сухопутных границ. К этим границам выходят 26 из 37 приграничных субъектов РФ, имеющих сухопутную границу с соседними странами. К соседним странам СНГ Россия выходит преимущественно освоенными, достаточно развитыми регионами. В 2006 г. на долю регионов, граничащих со странами СНГ, пришлось 31,2% общего ВРП страны (Регионы России. 8, с. 20-25; 350-353).
Тем не менее Россия в силу своих размеров может получить от сотрудничества с постсоветскими партнерами в относительном выражении существенно меньшие эффекты, чем другие ННГ. Партнеры России по Содружеству все вместе создают около 1% мирового ВВП и с такой же примерно долей участвуют в мировой торговле. Они имеют ограниченный инвестиционный и инновационный потенциал, который Россия могла бы использовать для модернизации своей экономики. За 2000-2008 гг. инвестиции стран СНГ в Россию сильно выросли - с 22,4 до 4879 млн. долл., но в относительном выражении они увеличились не так заметно - с 2 до 4% от всего их объема (Россия и страны Содружества, 9, с. 28).
За 1995-2008 гг. доля стран СНГ во внешней торговле России сократилась с 22,5 до 14,9%, причем исключительно за счет импорта, доля в котором постсоветских партнеров уменьшилась с 34,2 до 14,8%. Отметим, что сокращение доли происходило при наличии взаимных торговых преференций, которых нет в отношениях с ЕС и странами АТР. За 2000-2008 гг. положительное сальдо России в торговле со странами СНГ увеличилось с 2,2 млрд. долл. до 33,3 млрд. долл. (Россия и страны Содружества, 9, с. 8).
Динамика взаимной торговли России со странами СНГ определяется структурой их товарообмена. Многие из рассматриваемых стран нуждаются в топливе и сырье из России, но испытывают дефицит товаров для поставки на российский рынок. Торговые проблемы России и других стран СНГ во многом связаны с тем, что страны находятся на разных этапах модернизации национальной экономики. В России она началась и требует новых технологий, новой техники, материалов и т.д., которые невозможно приобрести на рынке Содружества. Импорт машин в Россию из стран СНГ за 2000-2007 гг. увеличился с 2,6 млрд. долл. до 9,5 млрд. долл., но доля этих стран в российском импорте машин и оборудования за этот период сократилась с 24,5 до 9,3%.
На объемы торговли в последние годы заметное влияние оказывали многочисленные «торговые войны» - «мясо-молочная», «стальная» с Украиной, «винная» с Молдовой и Грузией и т.д., которые чаще всего имели политическую подоплеку.
Для России ННГ - основной рынок сбыта машиностроительной продукции. За 2000-2007 гг. доля этих стран в российском экспорте машин и оборудования увеличилась с 26,4 до 48,7%. Но Россия удовлетворяет всего около . /.5- импортных потребностей постсоветских партнеров в данных видах продукции.
Хотя Россия обращена к странам СНГ своими промышленно развитыми регионами, за исключением северокавказских республик, ее торговые связи с большинством стран СНГ затрудняют большие транспортные издержки, связанные с большими расстояниями, необорудованными пунктами пропуска, необходимостью транзита в большом числе взаимных сообщений (с Арменией, Грузией, Молдовой, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном).
Необходимо отметить, что в некоторых сферах экономическое сотрудничество со странами СНГ для России жизненно важно. Речь идет, прежде всего, о транзите через Белоруссию и Украину при осуществлении торговли с ЕС, а также об импорте рабочей силы из стран Содружества, которые закрывают преобладающую часть потребности РФ в импорте рабочей силы низкой и средней квалификации.
В последние годы значение стран СНГ для России существенно возросло с точки зрения сохранения позиций одного из крупнейших игроков на мировом энергетическом рынке, а также развития регионов, прилегающих к странам Содружества.
В геополитическом плане постсоветское пространство важно для России в целях восстановления позиций как мировой державы. Россия стремится к сохранению контроля над пространством СНГ в военном и внешнеполитическом плане, заявляет о нем, как о сфере своих привилегированных интересов, ревниво относится к деятельности в нем третьих сил. Пространство СНГ играет особую роль для безопасности России. В частности, с южным вектором связаны угрозы для России в виде радикального ислама, изменения этнического состава страны, наркотрафика и нелегальной трудовой миграции. С западным вектором связаны транзитные угрозы, а также комплекс угроз, связанных с переходом этих стран под контроль НАТО и ЕС.
Асимметрия взаимных экономических связей и дисбаланс между политическими и экономическими интересами объясняет то, что, оставаясь стержнем постсоветской геополитической и геоэкономической конструкции, Россия не сформулировала привлекательную концепцию развития СНГ, ей трудно выступать в качестве лидера и конструктора интеграционных процессов.
Политика России в отношении ННГ все годы после распада СССР была ситуативной. В середине 1990-х годов средством давления на «непослушных» членов СНГ стало создание альтернативных группировок - Союзного государства и ЕврАзЭС. В 2003-2004 гг. начались изменения в политике России в отношении стран СНГ, вызванные расширением НАТО и ЕС на восток, «цветными» революциями в Грузии и Украине. Они выражаются в увязке предоставляемых странам тех или иных преференций в зависимости от того, насколько они в своей внешней и внутренней политике учитываю интересы России.
В политике России по отношению к партнерам по Содружеству сегодня используются такие инструменты как паспортно-визовый режим трансграничного движения, миграционный режим (количество дней пребывания в России без регистрации и условия трудовой деятельности), тарифные и нетарифные ограничения для некоторых чувствительных для экспортеров товаров, условия взаимного транспортного сообщения, цены на углеводороды. Это, своего рода, инструменты «принуждения к дружбе», которые построены на асимметрии экономической взаимозависимости. Страны-партнеры лишены возможности адекватного давления на Россию, хотя проблемы в отношениях с Белоруссией и Украиной выявили чувствительные слабости геоэкономического положения России.
Переход к рыночным ценам на газ диктуется потребностями развития российских нефтегазовых компаний и укрепления позиций России на мировом рынке углеводородов. Дополнительные доходы от экспорта нефти и газа могут содействовать развитию российского пространства, которое, как известно, характеризуется громадными социально-экономическими контрастами. Но повышая цены на газ для стран СНГ, Россия усиливает конкурентные преимущества для своих компаний, предприятия которых получают газ по более низким ценам.
Россия заинтересована в том, чтобы ННГ проводили политику соответствующую ее национальным интересам. Однако это возможно только при совпадении интересов России и этих государств, которое наблюдается далеко не всегда. Тем не менее Россия заинтересована в стабильности соседних государств, предсказуемости их политики. Не в интересах России, чтобы ее окружали бедные, неблагополучные, нестабильные страны.
Вполне очевидно, что консолидация постсоветского пространства во многом обусловлена тем, насколько активно Россия способствует экономическому развитию своих близких соседей. Однако она сталкивается здесь с растущей конкуренцией других государств, предлагающих свои капиталы и технологии, свой опыт рыночной трансформации и использования возможностей глобальной экономики для обновления национальной экономики.
Российский фактор проявляется прежде всего в восстановлении и развитии традиционных производств, сложившихся в советское время. Модерни-зационный импульс от России, выражающийся в появлении новых технологий и производств, для стран Содружества пока невелик (Постсоветское пространство... 7, с. 284-291).
Согласно данным официальной статистики России, объем ее инвестиций в страны Содружества за 2000-2007 гг. вырос многократно - с 131 до 2697 млн. долл. Однако статистику иностранных инвестиций трудно назвать достоверной. Она фиксирует торговые и прочие кредиты, которые далеко не всегда идут на инвестиционные цели, но одновременно не учитывает российские инвестиции, идущие через офшоры (Либман, Хейфец, 5, с. 45-62). Несмотря на очевидный рост, доля российских инвестиций в общем объеме привлекаемых иностранных капиталов в отдельные страны СНГ, по данным национальной статистики, в основном колеблется в пределах 5-15% и направляется преимущественно в топливно-сырьевые отрасли (ТЭК, металлургия, электроэнергетика), в пищевую промышленность, банковский сектор, в сферы телекоммуникаций, торговли и недвижимости. Значительную часть в этих инвестициях занимает приобретение пакетов акций и недвижимости. Эти инвестиции важны для восстановительного роста в странах, но пока играют ограниченную роль в начинающейся модернизации экономики в ННГ. Такие примеры, как модернизация завода «Русал-Арменал» в Ереване, позволившая существенно увеличить экспорт алюминиевой фольги, или создание СП компаниями АО «Казахстан-инжиниринг» и ОАО «Казанский вертолетный завод» по сборке вертолетов в Казахстане пока являются единичными.
Ряд стран Содружества рассматривает Россию как гаранта своей безопасности и внутренней стабильности. Одновременно другие страны видят в ней препятствие для восстановления своей целостности и реализации планов интеграции в евроатлантические структуры. Партнеры России по СНГ, прежде всего входящие в организацию ГУАМ, и Туркмения, стремятся избежать ее контроля и проводить независимую политику. К этому их подталкивает не только стремление укрепить свой суверенитет, но и то, что Россия не в состоянии погасить тлеющие на постсоветском пространстве конфликты, защитить страны от существующих угроз, широко содействовать их модернизации. Сильно повлиял на общую атмосферу в СНГ вооруженный конфликт России и Грузии 2008 г.
За годы суверенного существования многие страны СНГ активно проводили политику лавирования между Россией и ее (западными и восточными) конкурентами за влияние на постсоветском пространстве, что позволяло им добиваться определенных преференций от обеих сторон.
Хотя положение «младших партнеров» сегодня устраивает далеко не все страны, они сильно заинтересованы в России как месте зарабатывания денег.
Сравнительно высокие темпы экономического развития в странах Содружества до кризиса 2008 г. во многом связаны с Россией, ростом ее внутреннего спроса, инвестиций, преференциальными ценами на углеводороды. Возможность работать в России для населения стран СНГ даже в кризисное время выступает фактором, консолидирующим постсоветское пространство. Россия выступает для большинства ННГ крупным, практически безальтернативным рынком их традиционных товаров, труда и услуг. Для многих стран СНГ она - источник топлива и сырья, определенной части машин и оборудования, источник финансовых ресурсов, транспортный коридор для сообщения с третьими странами. До начала кризиса Россия была довольно привлекательным местом помещения капитала из ННГ. Необходимо также подчеркнуть, что для многих стран Содружества Россия сохраняет прежнее значение для подготовки кадров высокой квалификации, сохранения и развития инновационной сферы. Россия играет важную роль в продвижении в большинство стран рыночных реформ, создании соответствующих институтов. Несмотря на противодействие радикальных национальных элит, российская культура в ее разнообразных проявлениях сохраняет в СНГ свое значение.
Мировой экономический кризис, сильно затронувший российскую экономику по оценке Goldman Sachs, ВВП России в 2009 г. сократится на 5,5%, а промышленное производство - на 9,5% (Шаповалов, 12, с. 2), ослабил позиции России в этих странах. Он продемонстрировал структурные и институциональные слабости российской экономики, от которых через сокращение экспорта товаров и труда серьезно осложнилось экономическое положение большинства ННГ. В то же время благодаря финансовой поддержке в виде льготных кредитов и прямой помощи Армении, Белоруссии, Киргизии - Россия может укрепить свои политические и экономические позиции.
Таким образом, сотрудничество России с ННГ в своем развитии сталкивается с большими ограничениями социально-экономического, институционального, структурного и геополитического характера (см. 3). Довольно многочисленные институты сотрудничества (концепции, соглашения, программы, еврорегионы) не подкреплены соответствующими финансовыми механизмами. Сотрудничество ориентировано преимущественно на восстановление и развитие традиционных хозяйственных связей. Экономические и политические отношения России с каждой из стран СНГ весьма специфичны, что предполагает поиск баланса интересов, прежде всего на двусторонней основе. Сотрудничество со странами СНГ не оказывает заметного влияния на экономическую модернизацию российских регионов, равно как и смежных регионов стран-партнеров. Все это так или иначе сказывается на реализации проектов многостороннего сотрудничества.
Динамика постсоветской регионализации в 1992-2009 гг.
В 2009 г. на пространстве СНГ действовали четыре самостоятельных региональных объединения новых государств: СНГ, Союзное государство Россия-Белоруссия, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (бывший Таможенный союз), в которое входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, ГУАМ (по начальным буквам стран участниц - Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). Необходимо подчеркнуть, что для всех ННГ характерно параллельное участие в нескольких региональных объединениях, включая группировки с другими странами.
Особенностями процесса регионального сотрудничества на постсоветском пространстве являются следующие: 1) в нем участвуют бывшие союзные республики - части единого в прошлом государства; в ряде региональных образований участвуют ННГ и соседние с ними страны - ОЧЭС, ОЭС, ШОС; 2) региональное сотрудничество стран осуществляется на громадном евразийском пространстве в среднем малозаселенном и со слабо развитой инфраструктурой; 3) страны-участницы не имеют исторического опыта взаимных отношений на межгосударственном уровне; 4) при создании и функционировании практически всех объединений ярко выражена политическая составляющая; 5) рассматриваемые группировки находятся на начальной ступени экономической интеграции; 6) развитие их взаимозависимо, по некоторым функциям между ними прослеживается дублирование; 7) каждое из региональных объединений сталкивается с большими (зачастую непреодолимыми) трудностями в достижении заявленных целей.
СНГ
В Соглашении о создании СНГ, Протоколе к нему, Алма-Атинской декларации и Уставе было определено, что СНГ как международная организация призвано сохранить систему экономических, военно-политических и культурно-исторических связей между государствами-участниками и народами. Однако подписанные в первой половине 1990-х годов Соглашения об Экономическом союзе, ЗСТ, ТС и Платежном союзе остались на бумаге.
Главным достижением СНГ является то, что оно сохранилось как организация, несмотря на такие деструктивные факторы, как появление альтернативных региональных группировок, серьезные разногласия между отдельными членами Содружества, отсутствие прогресса в создании многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ). Структуры СНГ выполняют в основном консультационно-координационные функции. Это, вероятно, максимально возможные функции для организации, объединяющей столь разные по уровню
развития, размерам, культурным особенностям и политической ориентации, страны.
За годы своей деятельности СНГ осуществил дрейф от проекта торгово-экономического блока в направлении организации, живущей по модели открытого регионализма, т.е. исключающей ограничения для сотрудничества с третьими странами. Так, Армения, Грузия, Киргизия, Молдова и Украина в разные годы стали членами ВТО и на разных условиях. Остальные страны СНГ до сих пор ведут переговоры об условиях членства в этой организации.
Доля взаимной торговли в совокупном товарообороте стран Содружества в 2008 г. составила 22%, тогда как в 1991 г. она равнялась 70%. Если в 19881990 гг. в межреспубликанский (в границах бывшего СССР) товарооборот было вовлечено около четверти валового внутреннего продукта, то в настоящее время - менее 10%.
Перспективы СНГ определяются соотношением действия разобщающих и консолидирующих факторов. В сторону разобщения действуют глобальные политические и экономические центры, а также альтернативные постсоветские группировки, в сторону консолидации - взаимные экономические и социальные связи и сохраняющаяся культурно-историческая общность. В условиях экономического роста и возрастания роли фактора свободного доступа на рынки друг друга товаров, услуг, капиталов и труда, СНГ приобретает значительные преимущества перед другими постсоветскими группировками. В Содружество входят 11 стран с общим населением около 275 млн. человек (осенью 2008 г. в работе СНГ официально прекратила участвовать Грузия). Работа на подобном рынке для хозяйствующих субъектов из стран СНГ позволяет реализовывать преимущества «экономии на масштабе». Весьма важно, что наиболее крупные страны - Казахстан, Россия и Украина - находятся на близком и довольно продвинутом уровне рыночной трансформации национальных хозяйств. Рынок СНГ по мере экономического роста и увеличения доходов населения становится все более емким, но при этом наиболее доступным для стран Содружества. Привлекательность же большого рыночного пространства вступает в конфликт с различающимися приоритетами внешней политики стран-участниц.
Тем не менее благодаря безвизовому режиму, режиму свободной торговли (хотя и на двусторонней основе с изъятиями и ограничениями) и общим движением, хотя и с разной скоростью в сторону рыночной трансформации, несмотря на происходящую дивергенцию и действие пограничных барьеров, сохраняются контуры общего экономического пространства СНГ.
В условиях 1990-х годов - периода экономического спада и становления национальной государственности - безликая деятельность СНГ была вполне объяснима. В условиях экономического роста, адаптации экономических и политических систем государств к изменившимся геополитическим услови-98
ям, вполне обоснованно встал вопрос о месте СНГ в системе международных экономических и политических отношений и путях ее реформирования.
В октябре 2007 г. на саммите в Душанбе была принята Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации. В 2008 г. в Кишиневе на Совете глав правительств была принята Стратегия экономического развития СНГ. В качестве основной цели в этом документе определяется содействие эффективному развитию каждого из участников. СНГ будет способствовать вхождению каждого государства-участника в ВТО, развивать сотрудничество в экономической и гуманитарной областях, стремиться к сближению национальных законодательств. Среди приоритетных направлений деятельности СНГ выделяется завершение введения полномасштабного режима свободной торговли без ограничений и изъятий соответствующей требованиям ВТО, развитие сотрудничества в сфере транспорта, энергетики, разработки и внедрения новых технологий, создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений. Стратегия, как и большинство других документов СНГ, будет реализовываться в основном в рамках национальных программ развития, а также заключаемых межгосударственных соглашений, подлежащих ратификации национальными парламентами. Она имеет рекомендательный характер и дает общие ориентиры развития и сотрудничества стран СНГ. В условиях кризиса реалистичность задач, записанных в Стратегии, вызывает сомнения. Многие положения Стратегии должны быть пересмотрены и актуализированы с учетом возможностей стран их финансирования. Реализацию Стратегии затруднит расширившаяся в период кризиса во взаимных торговых связях практика протекционизма.
Если рассматривать Стратегию как документ призванный активизировать сотрудничество, то нельзя не видеть того, что с ним непосредственно конкурирует разработанное ЕС Восточное партнерство, целью которого является создание ЗСТ между ЕС и половиной стран СНГ - Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдовой и Украиной (Вардомский, 1, с. 151152).
Евразийское экономическое сообщество
10 октября 2000 г. в Астане государствами - членами Таможенного союза был подписан договор о создании ЕврАзЭС. В договоре «пятерка» стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) определяется как международная организация, в нем прописывается ее институциональная структура, механизмы принятия решений, членства, финансирования и правоспособности. Предусмотрительно не определяется срок действия договора,
поскольку решение многих из намеченных задач потребует неопределенно много времени.
На пути создания и развития Сообщества существует достаточно много проблем и противоречий. Об этом в частности свидетельствует деятельность предшественника ЕврАзЭс Таможенного союза (ТС). Страны-участницы определяли ТС как экономическое объединение государств, основывающееся на общем таможенном тарифе, единой таможенной территории, однотипном механизме регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.
Формирование ТС осложнялось тем, что его участники не исполняли согласованных решений. Вопреки принятым решениям не была создана эффективная система взаиморасчетов, без которой преимущества ТС во многом утрачиваются. Другая проблема была связана со вступлением Киргизии в 1998 г. в ВТО на довольно либеральных условиях со средневзвешенной ставкой таможенного тарифа существенно ниже, чем в России, Белоруссии и Казахстане.
Появление этих проблем показало, что экономический выигрыш от ТС в условиях экономического спада 1990-х годов был ниже, чем проигрыш. Причем баланс выигрышей и проигрышей сильно колебался, отражая колебания валютных курсов стран-участниц. Сильный удар по планам создания ТС нанес финансовый кризис в России (1998).
В феврале 1999 г. для активизации деятельности ТС был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, предусматривающий поэтапное формирование единого экономического пространства пяти стран. Он был нацелен на всестороннее экономическое сближение стран-партнеров, достижение достаточно высокой степени однородности их хозяйственно-правовых систем. Согласно ему, единое экономическое пространство предполагалось создать к 2003 г. Однако такая установка была явно нереалистичной.
Шестилетний опыт действия договора о ТС показал, что противоречия в экономических интересах между реальными возможностями и декларируемыми целями в такого рода проектах обрекает их на неудачу. За время существования союза удалось добиться не более 70% унификации общего тарифа. Динамика внутрирегиональной торговли была неустойчива. В этой связи договор о ЕврАзЭС следует рассматривать, как попытку сделать этот интеграционный проект более реалистичным и дееспособным. По сути дела пришлось отказаться от концепции быстрого создания ТС на основе унификации таможенной политики.
В октябре 2005 г. в деятельности Сообщества произошло серьезное изменение, когда было принято решение о слиянии организации Центрально-Азиатское сотрудничество и ЕврАзЭС, а фактически о вступлении Узбеки-100
стана в ЕврАзЭС, что и произошло в январе 2006 г. Это отчасти дезорганизовало деятельность Сообщества, поскольку Узбекистан довольно сильно отличался по своему внутреннему законодательству от старожилов группировки. Трудности адаптация к требованиям ЕврАзЭС в сочетании с непростыми отношениями со своими центральноазиатскими соседями привели к тому, что в декабре 2008 г. Узбекистан приостановил свое членство в Сообществе.
В отличие от СНГ ЕврАзЭС значительно более однороден по политической ориентации стран-членов. Геополитическое единство данной организации связано с тем, что страны-участницы признают лидерство России. Их объединяют общие внешние угрозы и общее понимание того, что многие крупные проблемы социально-экономического развития и глобального позиционирования могут быть решены путем углубления взаимного сотрудничества.
Главные проблемы для организации создают геоэкономические особенности: большая протяженность территории Сообщества, большие различия в социально-экономическом развитии и системах управления экономикой. Следует отметить, что ЕврАзЭС учредили самые бедные и самые богатые страны СНГ. Одновременно страны-участницы сильно различаются по масштабам экономики.
Ядро ЕврАзЭС, а также СНГ в целом, составляют Россия и Казахстан, экономические отношения которых характеризуются активным взаимопроникновением национальных капиталов. Казахстан экономически и политически наиболее близкая к России страна. Весьма важно и то, что с Казахстаном граничат сибирские и поволжские регионы России, удаленные от мировых рынков. В приграничных с Казахстаном областях располагаются крупнейшие промышленные центры России Волгоград, Самара, Саратов, Челябинск, Омск и Новосибирск. На приграничные районы приходится более половины взаимной торговли обеих стран.
В 2006 г. Россией и Казахстаном был учрежден Евразийский банк развития, призванный финансировать интеграционный проекты, как стран-учредителей, так и других стран Сообщества. До 2010 г. в состав учредителей банка войдут Армения, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан.
Осенью 2007 г. в Душанбе на саммите стран ЕврАзЭС главами Белоруссии, Казахстана и России было подписано «Соглашение о формировании единой таможенной территории», были приняты решение о создании Комиссии по ТС России, Белоруссии и Казахстана и План действий по созданию ТС. В общем виде его создание планируется по следующему алгоритму. На первом этапе ТС образуют Белоруссия, Казахстан и Россия. Далее к нему могут присоединиться по мере готовности другие страны ЕврАзЭС и Украина. Иными словами, ЕврАзЭС выступает в роли оболочки регионального объе-
РОССИЯ И ПОСТСОВЕТСКАЯ
Р°ГИОНАЛ ИЗАЦИЯ РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ
динения, а внутри ее могут в течение определенного времени сосуществовать разные режимы сотрудничества от уровня неполной ЗСТ до ТС.
Принцип дифференцированного включения в интеграционные процессы наиболее адекватен для ЕврАзЭС, учитывая большие различия между странами-участниками. Предполагается, что проект ТС можно будет запустить в конце 2010 г. Однако при этом нужно видеть, что его реализация отложит на неопределенное время членство в ВТО России, Белоруссии и Казахстана. Странам ТС, если они захотят вступить в ВТО, придется это делать как единому таможенному образованию. То есть придется договариваться об условиях членства со всеми заинтересованными членами ВТО заново.
Важным новшеством в деятельности Сообщества стало объявление в начале 2009 г. о создании Антикризисного фонда с капиталом в 10 млрд. долл. Основными вкладчиками фонда станут Россия и Казахстан. Помимо стран ЕврАзЭС к фонду подключается Армения. Из данного фонда планируется поддерживать антикризисные меры стран-участниц, а в дальнейшем финансировать интеграционные проекты стран-учредителей.
Институциональная активность в ЕврАзЭС во многом объясняется возросшей активностью в Центральной Азии США, ЕС, Китая и других соседних держав. В то же время не вполне ясно, как на осуществление данных затратных проектов повлияет глобальный кризис.
Союзное государство Россия-Белоруссия
Особенностью российско-белорусского интеграционного проекта является то, что в нем участвуют две страны, принадлежащие к одной культурно-цивилизационной системе, экономически и социально тесно связанные, объединенные многовековой историей совместного проживания в одном государстве. Но между странами есть существенные различия в осуществлении рыночных реформ.
Первый шаг в направлении экономического объединения России и Белоруссии был сделан в сентябре 1993 г., когда было подписано Соглашение об объединении денежных систем обеих стран. Россия рассматривала это соглашение как первый этап создания рублевой зоны «нового типа». Но этот проект в условиях первой половины 1990-х годов оказался нереалистичным.
После избрания в 1994 г. А.Г. Лукашенко Президентом Белоруссии интеграционные искания обеих стран возобновились. В 1995 г. было подписано Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Новый импульс объединительным процессам России и Белоруссии был придан подписанием в апреле 1996 г. Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии. В рамках Сообщества предполагалось создать единое экономическое пространство, эффективно функционирующий
общий рынок, свободное трансграничное движение факторов производства. Через год Сообщество было преобразовано в Союз Беларуси и России. Летом 1997 г. были ратифицированы Договор и Устав Союза. По сути страны этими актами наметили создание конфедеративного государства. При сохранении суверенитета и территориальной целостности стран-участниц расширялась сфера согласованных решений, вводился институт гражданства Союза, увеличивалось число областей сотрудничества и расширялись полномочия Парламентского Собрания. Параллельно расширялось оборонное и военно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области безопасности.
В декабре 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и Российской Федерации, которая легла в основу Договора этих стран об объединении в Союзное государство, подписанного через год, в декабре 1999 г. В отличие от всех существующих региональных группировок Договор определял порядок создания нового государственного образования и систему его органов на основе принципа разделения властей. В ноябре 2000 г. были подписаны Соглашения о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства с 2008 г. Одновременно началась работа над Конституционным актом Союзного государства и Законом о выборах в Палату Представителей Союзного государства.
Однако в 2004 г. строительство Союзного государства начало буксовать. В этом просматриваются несколько объективных причин. Одна из главных -большие различия в экономических размерах России и Белоруссии. Россия почти в 15 раз превосходит Белоруссию по численности населения и почти в 25 раз - по объему ВВП. Эти различия вступают в противоречие с декларируемым в учредительных документах Союзного государства равенстве сторон. Одно из предложений России войти в состав Российской Федерации на правах одного или нескольких субъектов Федерации было отвергнуто белорусской стороной, поскольку предполагало отказ от суверенитета. Другое предложение - двигаться по пути ЕС означало бы унификацию политической и экономической систем при ограниченном суверенитете, что также неприемлемо для белорусской стороны. В этом конфликте просматриваются идеологические расхождения, несоответствие моделей реформирования национальных экономик, разные взгляды на взаимное сотрудничество и строительство Союзного государства.
Белорусская власть ориентируется на создание социального государства с устойчиво растущим жизненным уровнем населения при регулируемых различиях в нем разных слоев населения. Для этой цели в государственной собственности сохранены ведущие предприятия страны и централизованное управление экономикой. Однако белорусская модель социального рыночного государства основывалась на преференциальных ценах на российские энергоносители, которые обеспечивали конкурентоспособность белорусской про-
дукции на рынке стран СНГ, прежде всего России, и возможность выгодного реэкспорта энергоресурсов в страны ЕС. Благодаря этому в стране до начала кризиса сохранялись высокие темпы экономического развития.
Белоруссия хотела бы продолжать получать энергоносители из России по ее внутренним ценам и расплачиваться за них своей продукцией по мировым ценам. Россия же стремиться поставлять Белоруссии углеводороды по европейским ценам. Энергосфера стала традиционным конфликтным полем между Белоруссией и Россией.
В 2008-2009 гг. в условиях кризиса образовался новый узел противоречий в кредитной сфере. Белоруссия просит у России помимо согласованной ранее суммы в 2 млрд. долл., дополнительно 100 млрд. руб. для осуществления расчетов с Россией в рублях за поставляемые энергоресурсы. Условия предоставления кредитов превращаются в предмет торга между двумя странами, в котором руководство Белоруссии в полной мере оценивает стратегическую важность своей страны для России.
Пока до конца неясно, как будут развиваться экономические отношения между странами, и как будет строиться Союзное государство. Экономическая конструкция, основу которой составлял обмен льготных условий транзита российских углеводородов в Европу на поставки энергоносителей из России в Белоруссию по льготным ценам, оказалась неустойчивой. Военно-политические мотивации создания Союзного государства сохраняются, а экономические - при сохранении в Белоруссии высокой степени централизации управления заметно ослабли. Перспективы образования Союзного государства Россия-Белоруссия тесно связаны с тем, насколько белорусские власти готовы приблизить экономическую систему своей страны к России. До сих пор существующие отличия от России обеспечивали экономический суверенитет Белоруссии. Сокращение финансовых ресурсов Белоруссии в результате приближения преференциальных цен на энергоносители к рыночным неизбежно вызовут изменения в экономической политике Белоруссии, но какими они будут с точки зрения прогресса Союзного государства покажет время. Следует отметить, что руководство Белоруссии пытается активизировать сотрудничество с ЕС в разных форматах, Китаем и другими странами.
На фоне стагнации сотрудничества в экономической сфере наблюдается его прогресс в социальной. В октябре 2008 г. принят Федеральный закон «О ратификации Соглашения об обеспечении равных прав граждан РФ и РБ на свободу передвижений, выбор места пребывания и жительства на территории государств - участников Союзного государства». Соглашение предусматривает свободный въезд (выезд) граждан стран без заполнения миграционных карт, освобождение от регистрационного учета по месту пребывания в течение 30 дней, упрощение процедуры получения разрешения на временное проживание и т. д. 104
В целом же проект Союзного государства заморожен на неопределенное время. Прогресс экономического сотрудничества в рамках СГБР сегодня связан с созданием ТС в рамка ЕврАзЭС.
ГУАМ
Важная особенность этого объединения, возникшего в 1997 г. - изначальное преобладание политических мотивов образования. ГУАМ объединил страны, опасающиеся гегемонии России на постсоветском пространстве -Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову (с 1994 по 2003 г. в нее входил и Узбекистан). В определенном смысле ГУАМ стал ответом на создание Россией объединений лояльных ей стран. Обращает на себе внимание то, что среди членов этой организации Азербайджан, Грузия и Молдова имеют проблемы с восстановлением территориальной целостности. Еще одна особенность стран-участниц - их близость или соседство с ЕС. Сегодня это организация стран стремящихся в евроатлантические структуры. В них активно реализуется Программа добрососедства ЕС, и на них в основном нацелен проект Восточного партнерства.
Группировку составляют страны, заметно уступающие по ВВП на душу населения России, Белоруссии и Казахстану. Экономический потенциал ГУАМ многократно меньше, чем у ЕврАзЭС.
С позиций теории региональной интеграции ГУАМ в настоящее время лишь условно можно рассматривать как низшую ступень региональной интеграции. Страны, будучи членами СНГ, связаны двусторонними соглашениями о свободной торговле. Специфической особенностью этой группировки является то, что ее участники не составляют единое территориальное образование. Оно состоит из двух обособленных частей, расположенных на значительном расстоянии друг от друга - Кавказской (Азербайджан и Грузия) и Украино-Молдавской.
Наибольшие экономические достижения ГУАМ связаны с реализацией проекта евразийского транспортного коридора. В апреле 1999 г. вступил в строй нефтепровод Баку-Супса, который соединил места добычи каспийской нефти в Азербайджане с нефтяным терминалом на грузинском побережье Черного моря.
В 1999 г. была открыта железнодорожная паромная переправа между портами Поти (Грузия) и Ильичевск (Украина). Паромное сообщение между Грузией и Украиной не только открыло новые возможности для товарооборота непосредственно между двумя странами, но и позволит в перспективе осуществлять комбинированным способом транспортировку грузов из Центральной Азии в Западную Европу. Украина является наиболее крупным звеном ГУАМ, однако по сути дела она осталась как бы вне главных транспорт-
ных проектов, реализованных в кавказской части этой организации. Речь идет о вступивших в эксплуатацию нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан и газопроводе Баку-Тбилиси-Эрзерум. Главным партнером по созданию евразийского коридора кавказской части ГУАМ фактически стала Турция. Тем не менее Украина рассматривает ГУАМ как инструмент своего превращения в региональную державу.
Жизнеспособность ГУАМ как организации во многом обеспечивается благодаря финансовой и политической поддержке США, которые рассматривают его как инструмент ограничения влияния России в Черноморско-Каспийском регионе.
* * *
В заключение следует отметить, что ход постсоветской регионализации отражает периферийный характер экономики ННГ с присущими для нее ограниченными ресурсами взаимного экономического сотрудничества. Это сотрудничество содействует росту экономики стран, доходов населения, но не обеспечивает создание качественно новых элементов в экономике, осуществление ее непрерывной модернизации. Происходящие в экономике России и ее партнеров по региональным объединениям структурные и технологические изменения происходят в основном автономно друг от друга с широким участием третьих стран. Такая ситуация объективно затрудняет для России выполнение консолидирующих функций на постсоветском пространстве. Ее политические амбиции на этом пространстве не подкрепляются соответствующими инновационными и экономическими возможностями. Усиление экономического и технологического тяготения новых государств, включая Россию, к мировым центрам инноваций в этой ситуации выглядит вполне естественным, что и отражает пробуксовка региональных интеграционных проектов. Но при этом сохраняется взаимное социально-культурное тяготение стран Содружества.
Задачей России и ее партнеров является акцентирование взаимного сотрудничества на модернизацию национальных экономик и превращение его в центральный фактор их экономического развития. Для этого необходим механизм сопряжения национальных программ развития и дееспособные институты сотрудничества в разных сферах общественной жизни, прежде всего занимающихся разработкой и продвижением инноваций.
Литература
1. Вардомский Л.Б. // Размышления об ОЧЭС и роли в ней России // Мир перемен, № 1, 2009. - С. 151-152.
2. Вардомский Л., Шурубович А. // Модернизация экономики в странах СНГ: типы, ресурсы, инструменты // Экономическое обозрение ЕврАзЭС+, № 1(13), 2008. - С. 4-8.
3. Гринберг Р., Косикова Л. // Новые тенденции экономического сотрудничества на постсоветском пространстве // Россия в глобализирующемся мире. Политико-экономические очерки. М., Наука, 2004 г.
4. Европейская политика соседства: шансы и риски для России // ИЭ РАН, Национальный инвестиционный совет, М., 2008. - С. 7-30.
5. Либман А., Хейфец Б. // Экспансия российского капитала в страны СНГ // М.: «Экономика», 2006. - С. 45-62.
6. Отчет о человеческом развитии в Казахстане в 2000 г., «Борьба с бедностью за лучшее будущее» // Изд. Программы Развития ООН, Алматы, 2000. - С. 4.
7. Постсоветское пространство в глобализирующемся мире. Проблемы модернизации // Под. ред. Л.З. Зевина, Санкт-Петербург, изд. Алетейя. - С. 284-291.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели 2008 // Официальное издание // Федеральная служба государственной статистики, М., 2008. - С. 20-25, 350-353.
9. Россия и страны Содружества, 2008. М.: Росстат, 2009. - С. 9.
10. Содружество независимых государств в 2008 г. // Межгосударственный статистический комитет СНГ, М., 2009. - С. 185.
11. Цымбурский В. // Геополитика для «евразийской Атлантиды» // Pro et contra, осень 1999 г. - С. 141-175.
12. Шаповалов А. // Goldman Sachs верит в быстрый отскок после падения экономики РФ // Коммерсантъ, 13.04.09, с. 2.
13. Шурубович А. // Некоторые теоретические аспекты экономического взаимодействия стран СНГ // Научный доклад ИМЭПИ // АОЗТ «Эпикон», М., 2000. - С. 30-31.
14. Язькова А.А. // Российская диаспора в странах нового зарубежья (Казахстан, Латвия, Грузия) проблемы и возможные пути решения // Научный доклад // ИМЭПИ РАН, М., 1996.
15. 15 лет Содружества независимых государств (1991-2005) // Статистический справочник // Межгосударственный статкомитет СНГ, М., 2006.
16. Beeson M. // Regionalism and Globalization in East Asia: Politics, Security, Economic Development // New York: Palgrave Macmillan, 2007.
17. Direction of Trade Statistics, IMF, Washington, 2007.
18. «Transition: The First Ten Year. Analysis and Lessons for Eastern Europe and the former Soviet Union. - http:// siteresources.worldbank.org/ECAET/Resources/complete.prf.