Научная статья на тему 'Евразийская интеграция: путь от СНГ к ЕАЭС'

Евразийская интеграция: путь от СНГ к ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
12036
1999
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ЕАЭС / СНГ / ЕВРАЗЭС / ТС / ЕЭП / ЕЭК / EURASIAN ECONOMIC UNION / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / EURASIAN SPACE / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / CUSTOMS UNION / COMMON ECONOMIC SPACE / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / CIS / EURASEC / EAEU

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванова Екатерина Михайловна

В статье содержится краткий анализ истории развития интеграционных процессов наевразийском пространстве. Рассматриваются основные этапы, пройденные государствами-участниками, на пути к созданию Евразийского экономического союза. На этой основевыявляются особенности интеграции на постсоветском пространстве, делаются практические выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eurasian integration: from CIS to EAEU

The article analyzes the history of integration processes development in the Eurasian space.The main stages passed by the participating states on their way to the Eurasian Economic Union are reviewed. On this basis, the main characteristics of integration in the post-Soviet space are determined, practical conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «Евразийская интеграция: путь от СНГ к ЕАЭС»

Евразийская интеграция: путь от СНГ к ЕАЭС

Е.М. Иванова 1 января 2015 года произошло важное историческое собы-

тие, вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее ЕАЭС)1.

Данный Договор официально учредил ЕАЭС, международ-УДК 339.924 ную организацию региональной экономической интеграции,

ББК 65.7 в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров,

И-209 услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоорди-

нированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза2.

На настоящий момент государствами-членами ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация3.

Создание ЕАЭС предполагает переход на качественно новый уровень взаимодействия между странами, ранее входившими в состав СССР, на так называемом «постсоветском пространстве». Первым, и пока единственным в полном смысле этого слова «универсальным» для бывших союзных республик содружеством, которое объединило все постсоветское пространство, за исключением прибалтийских республик, является Содружество Независимых Государств (СНГ)4.

1 См. официальный сайт ЕАЭС. URL: http://eaeunion.org/ (Дата обращения: 29.05.2015).

2 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Полный текст Договора доступен на правовом портале ЕАЭС. URL: http://eaeunion.org/ (Дата обращения: 29.05.2015).

3 8 мая в Москве состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС). Одним из основных итогов стало подписание документов в рамках вступления Кыргызстана в ЕАЭС. См. официальный сайт ЕАЭС. URL: http://eaeunion.org/ (Дата обращения: 15.05.2015).

4 Государства-члены СНГ: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

^ 112

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2015

На современном этапе, в связи с «запуском» нового интеграционного проекта - ЕАЭС, можно говорить о том, что идея «евразийской интеграции», предложенная в свое время Н.А. Назарбаевым5, успешно реализуется, переходя из разряда декларативной в реальную, постепенно «перерастая» и логически развивая идею постсоветской интеграции.

Как известно, Н.А. Назарбаев выступил с идеей формирования Евразийского Союза Государств в ходе своего первого официального визита в Россию, 29 марта 1994 года, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова6.

Однако в то время, по мнению ряда исследователей, в частности Лихачева А.Е.7, Четверикова А.О.8, в межгосударственных отношениях преобладали в большей степени дезинтеграционные тенденции, приоритетным являлся процесс самостоятельного формирования национальных государств и их экономических систем, кроме того, постепенно образовывались новые национальные элиты, желающие осуществлять независимую внутреннюю и внешнюю политику.

В связи с этим, бывшие союзные республики были не готовы, по объективным причинам, приступить к реализации идеи «евразийской интеграции» на столь раннем этапе. Тем не менее, несмотря на вышеуказанные «центробежные» тенденции, государства столкнулись с тем фактом, что разрыв хозяйственных связей, которые веками складывались между народами, разрушение общего экономического пространства, существовавшего между бывшими субъектами СССР, влекло за собой огромные экономические издержки, в частности сокращение объемов производства, перебои в работе предприятий, рост цен, безработицу и, как следствие, вело к общему снижению уровня жизни населения9.

Уже вскоре после распада СССР государства постсоветского пространства были вынуждены искать пути восстановления и развития экономических связей в новом для себя формате.

История становления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, с момента распада СССР и образования суверенных государств имеет более

5 См. официальный сайт ЕАЭС. URL: http://eaeuni0n.0rg/#ab0ut-hist0ry (Дата обращения: 29.05.2015).

6 См. там же.

7 Лихачев А.Е. Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана: этапы и перспективы интеграционного строительства // Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, современные тенденции и перспективы / под общ. ред. С.И.Долгова, А.Н. Спартака. М.: ВАВТ, 2011. С. 109-132.

8 Четвериков А.О. Правовые аспекты формирования Евразийского Союза // Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 11-59.

9 Бурмистров В.Н. Актуальные проблемы международной торговли: курс лекций. М.: Весть. 2004. С. 169-176

6 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

113 Q

чем 20-летнюю историю. Для этого периода характерно изменение тенденций как в межгосударственных отношениях в целом, так и в интеграционных процессах.

На основе вышесказанного, представляется интересным рассмотреть становление интеграционных процессов, выделить этапы, пройденные государствами с момента распада СССР, образования СНГ и до создания ЕАЭС.

ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ

Начальным этапом в истории становления интеграционных объединений на постсоветском пространстве является образование СНГ и заключение между государствами-членами первых соглашений интеграционного характера.

8 декабря 1991 года Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина, заключившие в далеком 1922 году Договор об образовании СССР10, выступили «Высокими Договаривающимися Сторонами» Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Данное Соглашение официально констатировало прекращение существования СССР и учреждало СНГ11.

В рамках Алма-Атинской конференции 21 декабря 1991 года на основании Протокола к Соглашению о создании СНГ к Содружеству присоединились и другие государства постсоветского пространства, а именно: Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Чуть позднее, в 1993 году к СНГ присоединилась Грузия12.

Алма-Атинская встреча является важной вехой в образовании независимых субъектов международного права на постсоветском пространстве, так как фактически был завершен процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства.

Важнейшим итогом встречи глав государств стало подписание Алма-Атинской Декларации, в которой закреплены основные цели и принципы Содружества13. В частности, в ней закреплялся важнейший принцип интеграционного характера о том, что в рамках Содружества «подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков»14.

Таким образом, бывшие союзные республики, а ныне независимые государства-субъекты международного права и международной политики, уже с момента

10 Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. URL: http://www.rusarchives.ru/ statehood/09-02-deklaraciya-obrazovanie-sssr-1922.shtml (Дата обращения: 25.05.2015).

11 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года. Текст Соглашения доступен на правовом портале СНГ. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ ru/index.html#reestr/view/text?doc=1 (Дата обращения: 25.05.2015).

12 Грузия официально вышла из состава СНГ в 2009 году.

13 Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/ index.html#reestr/view/text?doc=4 (Дата обращения: 25.05.2015).

14 См. там же.

^ 114

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2015

принятия решения о ликвидации СССР осознавали объективную необходимость сохранить и перенести на новый уровень развития хозяйственно-экономические связи, исторически сформировавшиеся между ними. В качестве нового направления межгосударственного сотрудничества государства избрали путь интеграции.

Впервые официально положение интеграционного характера было закреплено в Уставе Содружества Независимых Государств 1993 г. В соответствии со ст. 2 данного документа, в качестве одной из целей Содружества провозглашалась «межгосударственная кооперация и интеграция»15. Закрепленная в Уставе интеграционная цель получила свое развитие в 1993-1994 гг., когда государства-члены СНГ предприняли попытку интегрировать все 12 стран СНГ в Экономический союз. Предполагалось, что на пути к Экономическому союзу на базе СНГ государства пройдут ряд этапов: межгосударственную зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также валютный (денежный) союз16.

С этой целью был принят целый ряд соответствующих документов. В частности, следует упомянуть следующие договоры: Договор о создании единого экономического пространства 1994 г., Соглашение о создании зоны свободной торговли 1994 г., Соглашение о создании Платежного союза Государств-участников Содружества Независимых Государств 1994 г.

Тем не менее, многие соглашения, относящиеся к этому периоду, так и не были реализованы, они остались своеобразной «декларацией о намерениях», так как не накладывали никаких жестких обязательств на стороны, а конкретные обязательства следовало согласовывать в отдельных двусторонних и многосторонних до-говорах.17 Принятие практических мер по реализации интеграционных инициатив откладывалось также в силу отсутствия реальной политической воли со стороны руководителей заинтересованных государств.18

Таким образом, идея создания Экономического союза всех 12 государств-членов (участников) СНГ выявила свою несостоятельность, что в итоге привело к новому этапу в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

15 Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года. URL: http://cis. minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=187 (Дата обращения: 29.05.2015).

16 См. Ст. 4 Договора о создании Экономического Союза от 24 сентября 1993 года. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=257 (Дата обращения: 25.05.2015).

17 См. Ст. 1 Договора о создании Экономического Союза от 24 сентября 1993 года. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=257 (Дата обращения: 25.05.2015).

18 Четвериков А.О. Правовые аспекты формирования Евразийского Союза// Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография/ под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 11-59.

6 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

115 Q

СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА

Середину 1990-х годов можно охарактеризовать важным переломом в интеграционных тенденциях. На данном этапе устремление интегрировать все постсоветское пространство сменилось тенденцией субрегиональной интеграции. Так, в частности, постепенно сформировалось «интеграционное ядро» в составе тройки государств, наиболее заинтересованных в углублении интеграции под эгидой России. Этими государствами стали Белоруссия, Казахстан и Россия. Первым шагом на пути к интеграции в более узком составе стало Соглашение о Таможенном союзе, подписанное в январе 1995 года руководителями «тройки»19.

Вышеуказанное интеграционное ядро впоследствии инициировало целый ряд важнейших интеграционных соглашений, к которым присоединились также и некоторые другие государства СНГ20.

Так, в 1999 году был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, к которому также присоединились Кыргызстан и Таджикистан. Посредством этого договора Стороны приняли решение о формировании Таможенного союза (ТС) и создании на его базе Единого экономического пространства (ЕЭП)21.

Соглашения по формированию ТС и ЕЭП требовали реализации, принятия целого комплекса мер. С этой целью 10 октября 2000 года в Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - международной экономической организации, созданной для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования ТС и ЕЭП22. Членами ЕврАзЭС с момента его образования являлись пять государств - Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан23.

Через семь лет после учреждения ЕврАзЭС в октябре 2007 года президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли документы, заложившие фундамент Таможенного союза. Был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, утверждён План действий на 2008-2010

19 Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_6257/ (Дата обращения: 24.05.2015).

20 Важно выделить Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. ( Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан)

21 Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31914/ (Дата обращения: 25.05.2015).

22 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. URL: http://evrazes.com/docs/view/3 (Дата обращения: 25.05.2015).

23 25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. URL: http://evrazes.com/about/history (Дата обращения: 24.05.2015).

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2015

годы по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также Договор о Комиссии Таможенного союза. По аналогии с Таможенным союзом, для углубления интеграции главами государств был принят План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2011 гг.24

В соответствии с этими документами государства смогли перейти от декларативной к реальной интеграции. На этом этапе появилась четкая стратегия по созданию Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.

Как итог, в 2011 году фактически завершилось создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана - заработала Единая таможенная территория, а с 2012 года государства-члены осуществили переход к формированию Единого экономического пространства. Для текущего управления ТС и ЕЭП был учрежден первый постоянно действующий орган подлинно наднационального характера -Комиссия Таможенного союза25. Учреждение наднационального органа регулирования подтверждало готовность государств принять на себя реальные обязательства, сопутствующие построению интеграционных процессов. Как известно из общемирового опыта, только в таком случае интеграционные процессы могут эффективно развиваться.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

После успешного «запуска» Таможенного союза, а также в преддверии перехода к более высокой ступени интеграции на постсоветском пространстве - формированию Единого экономического пространства, 18 ноября 2011 года, главы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали важнейший документ на пути к созданию Евразийского экономического союза -Декларацию о евразийской экономической интеграции26.

Согласно Декларации о евразийской экономической интеграции, государства-участники заявляли о своем стремлении завершить уже к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и на этой основе создать Евразийский Экономический Союз27.

24 Глазьев С.Ю. Евразийская интеграция - ключевое направление политики РФ // Журнал «Изборский клуб». №2 (14). 2014. С. 44-58.

25 Договор о Комиссии Таможенного союза был подписан президентами России, Беларуси и Казахстана 6 октября 2007 года.

26 Декларация о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011г. Текст документа доступен на сайте. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1091 (Дата обращения: 25.05.2015).

27 См. там же.

6 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

117 Q

Уже можно констатировать, что успешное сотрудничество трех стран в первую очередь обусловлено тем, что они не побоялись перейти к «реальной» интеграции (что не было достигнуто в рамках СНГ), то есть делегировать свои полномочия единым органам управления интеграционного объединения, используя наднациональные механизмы.

В свою очередь, Декларация о евразийской экономической интеграции стала важным подтверждением стремления государств-участников к дальнейшему укреплению и развитию интеграционного строительства. Данный документ в качестве одного из главных направлений сотрудничества объявил «совершенствование и развитие наднациональных институтов»28.

С этой целью, наряду с Декларацией о евразийской экономической интеграции, президенты государств-участников также подписали документы, учреждающие единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП - Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Фактически, к ЕЭК в 2012 году перешли полномочия бывшей комиссии Таможенного союза, существовавшей с 2007 года. Таким образом, ЕЭК была призвана отвечать за текущее функционирование и развитие ТС и ЕЭП29.

На современном этапе основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, а также разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции30.

В соответствии с поставленной задачей по созданию ЕАЭС к 2015 году, уже с момента подписания Декларации о евразийской экономической интеграции в 2011 году началась работа над Договором о Евразийском экономическом союзе.

Договор о Евразийском экономическом союзе явился результатом совместной кропотливой работы трех стран. Государства проявили истинную политическую волю в создании новой геополитической реальности, нового уникального объединения - ЕАЭС.

29 мая 2014 года в Астане состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, итогом которого стало подписание Президентами России, Белоруссии и Казахстана Договора о Евразийском экономическом союзе. Предусматривалось, что данный Договор должен вступить в действие с 1 января 2015 года после ратификации государствами-участниками31.

Государства-участники ЕАЭС перешли на качественно новый уровень интеграции, сформировав уникальное региональное экономическое образование, находящееся на стыке Европы и Азии.

28 См. там же.

29 См. официальный сайт ЕЭК. URL: www.eurasiancommission.org/ru/Pages/about.aspx (Дата обращения: 29.05.2015).

30 См. там же.

31 См. официальный сайт ЕАЭС. URL: http://eaeunion.org/#about-history (Дата обращения: 29.05.2015).

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональная интеграция при этом, как отмечает В.М. Шумилов, решает не только сугубо экономические задачи, но и предстает в качестве механизма сохранения и развития особого евразийского цивилизационного пространства, выступая как региональный центр экономической силы32.

Успешное функционирование и устойчивость ЕАЭС как интеграционного объединения поможет государствам-участникам занять свое место и отстоять свои интересы в мировой экономической системе.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Бурмистров В.Н. Актуальные проблемы международной торговли. М.: «Весть». 2004. С. 169-176 (Burmistrov V.N. Aktual'nye problemy mezhdunarodnoj torgovli. M.: «Vest'». 2004. S. 169-176)

Глазьев С.Ю. Евразийская интеграция - ключевое направление политики РФ // Журнал «Изборский клуб». №2 (14). 2014. С. 44-58 (Glaz'ev S.Ju. Evrazijskaja integracija - kljuchevoe napravlenie politiki RF // Zhurnal «Izborskij klub». №2 (14). 2014. S. 44-58)

Лихачев А.Е. Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана: этапы и перспективы интеграционного строительства // Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, современные тенденции и перспективы / под общ. ред. С.И.Долгова, А.Н. Спартака. М.: ВАВТ, 2011. - С. 109-132 (Lihachev A.E. Tamozhennyj sojuz i Edinoe jekonomicheskoe prostranstvo Rossii, Belorussii i Kazahstana: jetapy i perspektivy integracionnogo stroitel'stva // Integracionnye processy v mire i na prostranstve SNG: nakoplennyj opyt, sovremennye tendencii i perspektivy / pod obshh. red. S.I.Dolgova, A.N. Spartaka. M.: VAVT, 2011. - S. 109-132)

Четвериков А.О. Правовые аспекты формирования Евразийского Союза // Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 11-59 (Chetverikov A.O. Pravovye aspekty formirovanija Evrazijskogo Sojuza // Osnovy pravovogo regulirovanija integracionnyh processov na postsovetskom prostranstve / pod red. S.Ju. Kashkina. M.: Norma: INFRA-M. 2013. S. 11-59)

Шумилов В.М. О периодизации международного права в контексте цивилизацион-ного подхода: Россия и Запад // Евразийский юридический журнал. №10. 2014. С. 44-50 (Shumilov V.M. O periodizacii mezhdunarodnogo prava v kontekste civilizacionnogo podhoda: Rossija i Zapad // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. №10. 2014. S. 44-50)

32 Шумилов В.М. О периодизации международного права в контексте цивилизацион-ного подхода: Россия и Запад // Евразийский юридический журнал. №10. 2014. С. 44-50.

6 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

119 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.