Научная статья на тему 'Стратегическое позиционирование интеграционного проекта элитами государств-членов ЕАЭС'

Стратегическое позиционирование интеграционного проекта элитами государств-членов ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
285
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические элиты / стратегическое международное позиционирование / евразийская интеграция / Евразийский экономический союз. / political elites / strategic international positioning / Eurasian integration / Eurasian Economic Union.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое позиционирование интеграционного проекта элитами государств-членов ЕАЭС»

Голованов Р. С.1

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЕКТА ЭЛИТАМИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС

Ключевые слова: политические элиты, стратегическое международное позиционирование, евразийская интеграция, Евразийский экономический союз.

Keywords: political elites, strategic international positioning, Eurasian integration, Eurasian Economic Union.

Политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она использует различные технологии и инструменты, позволяющие участвовать в разработке и принятии стратегических решений, руководстве их реализацией, определении направлений общественного развития, формировании внутренней и внешней политики государства. Важнейшее место в арсенале политической элиты занимает международное стратегическое позиционирование, целью которого является получение международной поддержки, достижение и удержание позиций в межгосударственном рейтинге, повышение авторитета страны на международной арене.

Наиболее характерным примером международного стратегического позиционирования является продвижение евразийского интеграционного проекта, который, во-первых, является результатом элитного конструирования, во-вторых, реализуется только при активном участии элит ряда постсоветских государств.

Идея создания на пространстве СНГ качественно нового интеграционного объединения принадлежит Президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву, который выдвинул её в марте 1994 г. Напомним, что 8 декабря 1991 г. руководители Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в котором признали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитиче-

2

ская реальность» прекратил свое существование .

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизская Республика, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г.

В Соглашении о создании СНГ указывалось, что оно основывается на исторической общности народов, сложившихся между ними связях и двусторонних договорах. Стороны провозглашали, что «будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства»3.

Важным разделом Соглашения являлась договоренность о сотрудничестве государств-членов Содружества в обеспечении международного мира и безопасности, сохранении и поддержании под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства, включая единый контроль над ядерным оружием, о совместных гарантиях необходимых условий размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил.

Однако сразу же СНГ получило статус «инструмента цивилизованного развода»4. В 2005 г. Президент России В.В. Путин, находясь в Армении, сделал следующее заявление: «Если кто-то ожидал особых достижений во всех областях в СНГ, то их не было и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому. Главная цель была для СНГ - наиболее мягко расстаться после распада СССР. ... Если в Европе Европейский союз создавался для объединения, то СНГ создавалось для цивилизованного развода. Все остальное - шелуха»5.

Очевидно, что такая изначально заданная оценка СНГ заставила лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. В октябре 2011 г. в газете «Известия» были опубликованы программные статьи президентов России, Белоруссии и Казахстана, посвященные созданию Евразийского союза6. Все три статьи содержат

1 Голованов Роман Сергеевич - к.полит.н., к.ю.н., докторант Кыргызско-Российского Славянского университета. E-mail: fkr2006@mail.ru

2 Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств. 8 декабря 1991 г. - http://cis.minsk.by

3 Там же.

4 Радзиховский Л. Цивилизованный развод. - http://actualcomment.ru/ daycomment/209/

5 Владимир Путин разочаровался в Содружестве. - http://kommersant.ru/doc/557960

6 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. 3 октября 2011 г. - http:// izvestia.ru/news/502761; Лукашенко А.Г. О судьбах нашей интеграции. 17 октября 2011 г. - http://www.sovet-ts.ru/ poleznie_materiali/ evraziyskiy_ekonomicheskiy_soyuz/384/; Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего. 25 октября 2011 г. - http: //www.sovet-ts.ru/poleznie_materiali/

сюжеты, в которых затрагиваются ключевые проблемы постсоветской интеграции: интеграционный процесс в современных условиях; принципы и ценностные основания интеграции; история интеграционной идеи и институтов; отношение к СССР и СНГ; оценка текущей ситуации; представление образа будущего; критерии эффективности проекта; условия достижения поставленных целей; адресные группы интеграционного проекта; выделение особой роли государств и лидеров; возможность расширения состава участников; евразийский проект и участие в других интеграционных объединениях.

Изложение президентами трех стран своего видения было особенно важно в контексте многочисленных дискуссий и критического, а порой откровенно негативного отношения к евразийской интеграции. Неприятие евразийского интеграционного проекта было продекларировано еще на стадии его обсуждения, бывшая тогда госсекретарем США Х. Клинтон прямо заявила: «США постараются не допустить воссоздания Советского Союза в новой версии под вывеской экономической интеграции. Сейчас делаются усилия по ресоветизации региона. Это будет называться по-другому - Таможенным союзом, Евразийским союзом или еще как-нибудь в этом роде. Но не будем обманываться на этот счет - мы знаем, какова истинная цель, и пытаемся найти эффективные способы замедлить и предотвратить это»1.

Отвечая на упреки критиков интеграционного проекта в его нацеленности на «восстановление советской империи»2, Н.А. Назарбаев заявлял, что «никакой «реставрации» или «реинкарнации» СССР нет и не будет. Это лишь фантомы прошлого, домыслы и спекуляции. И в этом наши взгляды с руководством России, Беларуси и других стран полностью совпадают».

Г. А. Лукашенко особо подчеркивал, что «интеграция Беларуси, России и Казахстана - не против кого-то. В создании Евразийского союза не следует усматривать попытку некоего раздела Европы. Скажу больше: нам нельзя замыкаться в этой интеграции. Евразийский союз я вижу как неотъемлемую часть общеевропейской интеграции. Наш союз призван стать ключевым региональным игроком, который поможет выстраивать отношения с ведущими мировыми экономическими структурами. ... Мы предлагаем «интеграцию интеграций»».

Все президенты были согласны с выводом В.В. Путина о том, что «наш интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. ... Создание Евразийского союза, эффективная интеграция - это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века».

Автор считает, что в рассматриваемых статьях руководителей государств были публично заявлены их политические обязательства и намерения перед населением, элитами, союзниками и другими внешнеполитическими акторами.

Следующим этапом стало осуществление провозглашенных целей в практической плоскости. Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана стало реальностью в 2012 г., в 2014 г. была учреждена международная организация региональной экономической интеграции - Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)3.

Практическое функционирование ЕАЭС началось 1 января 2015 г., в этом же году к нему присоединились Армения (2 января 2015 г.) и Киргизская Республика (12 августа 2015 г.), на саммите ЕАЭС в Бишкеке (14 апреля 2017 г.) Молдавия обратилась с просьбой о предоставлении статуса страны-наблюдателя в этом интеграционном объединении и подписала меморандум о сотрудничестве с ЕАЭС.

Если изначально стратегическими целями ЕАЭС были заявлены создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения и формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, то в последний год евразийская тематика приобрела особую значимость в заявлениях политических лидеров и программных государственных документах, определяющих стратегии решения глобальных и региональных проблем.

Сегодня в контексте евразийской интеграции рассматриваются вопросы экономического и гуманитарного сотрудничества, экологии, терроризма, наркотрафика, вооруженных конфликтов (например, ситуация в Сирии), расширения НАТО, мирового экономического кризиса, евроинтеграции, нарастания миграционных потоков, угрозы утраты цивилизационной самобытности, кризиса традиционных ценностей, кибербезопасности и др. Особое внимание уделяется сопряжению незападных интеграционных проектов.

Приводимые ниже конкретные примеры доказывают это утверждение.

На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 г. Президент РФ В.В. Путин заявил: «Мы с нашими партнёрами считаем, что Евразийский экономический союз может стать одним из центров формирования более широкого интеграционного контура. ... Предлагаем подумать о создании большого евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китая, Индии, Пакистана, Ирана и, конечно, имея в виду наших партнеров по СНГ, других заинтересованных государств и объединений»4. Через год на Международном форуме «Один пояс - один путь», состоявшемся в Пекине, он уточнил: «В целом мы говорим о так называемом большом евразийском партнерстве. Речь идет о налаживании многосторонней кооперации с участием стран Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии»5.

1 Победа над Россией как антикризисный лозунг (12.12.2012). - http:// krasvremya.ru/

2 Евразийская интеграция и Россия. Материалы дискуссии в рамках проекта «Центральная Евразия». - http://ceasia.ru/forum/ evraziyskaya-integratsiya-i-rossiya.-chast-6.html

3 Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Подписан в г. Астана 29 мая 2014 г. президентами Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации. - https://docs.eaeunion.org/ru

4 Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. - http://kremlin.ru/events/president/news/

52178

5 Заседание круглого стола лидеров форума «Один пояс, один путь». 15.05.2017. - http://kremlin.ru/events/president/news/

54496

В июле 2018 г. Президент России еще раз подчеркнул: «Ключевой интеграционный проект для России - это, конечно, Евразийский экономический союз. Отрадно, что партнёры реализуют наши приоритеты в ЕАЭС вместе с нами, мы действуем достаточно эффективно. Суть этих подходов - использовать возможности интеграции для стимулирования роста экономик всех стран-участниц, чтобы отдачу, практическую пользу от сотрудничества чувствовали граждане и бизнес. Также считаем важным наращивать внешние контакты ЕАЭС. ... ЕАЭС и китайская инициатива «Один пояс, один путь» эффективно дополняют друг друга. Гармонизация этих проектов способна заложить фундамент для формирования Большого евразийского партнёрства - пространства экономической кооперации, максимально свободного от всяких барьеров1.

Этот подход поддерживает и Белоруссия, которая ведет работу «по международному позиционированию ЕАЭС. В ходе многочисленных международных форумов в 2017 году Беларусь последовательно продвигала инициативу партнерства интеграций, добиваясь установления устойчивых механизмов диалога и сотрудничества ЕАЭС с ЕС, Китаем, странами ШОС, другими государствами и региональными интеграционными объединениями»2.

Казахстан, «рассматривая евразийскую экономическую интеграцию в качестве одного из действенных способов

„ 3

продвижения страны на устойчивые позиции в системе мирохозяйственных связей» , также приветствует её расширение. Выступая в 2017 г. на встрече с главами дипломатических миссий Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, подвел определенный итог: «Предложенная мною еще в 1994 году идея создания нового объединения - Евразийского экономического союза - стала реальностью, несмотря на трудности, критику, недоверие, которые сопровождали создание этой организации. Евразийская интеграция дает свои плоды. . Наши страны ведут реализацию ряда масштабных экономических проектов, обеспечивают развитие транзитных связей за счет сопряжения отечественной программы «Нурлы жол» и идеи Пекина «Экономический пояс Шелкового пути». . Взаимодополняемость ЕАЭС и китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» позволяет по-новому позиционировать целые регионы, в том числе и Центральную Азию»4.

В «Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг.»5 четко обозначены социальные перспективы Кыргызстана - приоритетом его устойчивого развития названа экономика, состояние которой является главным фактором суверенитета и национальной безопасности государства. В свою очередь, подъем экономики невозможен без свободного перемещения людей, товаров, капиталов и услуг, т. е. без участия республики в евразийской региональной интеграции. 24 ноября 2017 г. на церемонии инаугурации вновь избранный Президент КР С. Жээнбеков подтвердил, что «Кыргызстан продолжит активное участие в международных и интеграционных процессах. Будет активно участвовать в том числе в рамках ООН, ШОС и ЕАЭС. Курс дружбы, союзничества с Россией будет укрепляться. Отношения с Китаем будут строиться на принципах добрососедства. Взаимодействие с государствами Центральной Азии основано на многовековой общности культур, и отношения будут развиваться на основе взаимовыгодности: уважения и невмешательства во внутренние дела другу друга. Продолжится тесный диалог с ЕС. Планомерно будет развиваться сотрудничество с Турцией и США»6.

Находясь на должности Президента Армении, С. Саргсян в статье, опубликованной в газете «Известия», подчеркнул: «После присоединения к Евразийскому экономическому союзу наши экономические и торговые возможности намного расширились, с учетом того, что перед нами открылся 180-миллионный потребительский рынок стран -членов ЕАЭС. Союз создает возможности для свободы передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Это, безусловно, большие преимущества»7.

В апреле 2017 г. Республика Молдова подала заявление на получение статуса наблюдателя при Евразийском Экономическом Союзе. Её президент И. Додон при подписании Меморандума о сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией заявил: «Народ Молдовы очень внимательно следит за интеграционными процессами, которые происходят в ЕАЭС. Вы знаете, что по всем социальным вопросам большинство граждан Республики Молдовы открыто выступают за интеграцию в Евразийский экономический союз. ... Поверьте - это очень важно для всех. Я думаю, что это хороший сигнал и для международных партнеров - потенциальных будущих партнеров ЕАЭС, это очень хороший, важный сигнал и для нас, для Молдовы, для простых граждан»8.

Аспект, на котором сделал акцент И. Додон, а именно, поддержка элитного международного проекта населением государства, весьма важен и имеет значение не только для Молдовы. По данным опроса «Общественное воспри-

1 Выступление Президента РФ В.В. Путина на совещании послов и постоянных представителей России в международных организациях и объединениях. 19 июля 2018 года. - http://kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/58037

2 Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2017 году. - http:// http://mfa.gov.by/publication/reports/a8a5169b6e487b3b.html

3 Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 21 января 2014 года № 741. - http://mfa.gov.kz/index.php/ ru/vneshnyaya-politika/

4 Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на встрече с главами дипломатических миссий и представительств международных организаций, аккредитованных в Казахстане 3 июля 2017. - http://www.akorda.kz/ru/speeches/ internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses

5 Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. «Таза Коом. Жацы Доор». - http://www. president.kg/ru/news/10924

6 Жээнбеков вступил в должность президента и рассказал о курсе внешней политики. 24.11.2017. - https://ru.sputniknews. kz/Asia/ 20171124/3849039

7 Саргсян С. Безопасность и устойчивое демократическое развитие. 14 марта 2017. - http://iz.ru/news/670520

8 Глава Молдавии считает историческим получение согласия на статус наблюдателя при ЕАЭС. 14.04.2017. - https://www. ritmeurasia.org/news--2017-04-14

ятие власти, политические партии и избирательная система в Молдове», проведенного в апреле-мае 2017 г., свыше 50% жителей Молдовы в случае организации всенародного референдума по выбору внешнеполитического вектора развития республики выбрали бы вступление в ЕАЭС1. Сама постановка вопроса о возможности проведения референдума для легитимизации внешнеполитических решений главы государства заслуживает внимания не только с практической, но и теоретической точек зрения. Известно, что на постсоветском пространстве внешнеполитические вопросы никогда еще не выносились на всенародный референдум. Опыт Вгехк'а заставляет задуматься, может ли стать нормой такая практика, и что произойдет, если референдумы в странах-членах ЕАЭС и других постсоветских государствах пройдут сегодня.

Определенным ответом на этот вопрос и косвенной оценкой элитного позиционирования евразийского проекта можно считать результаты регулярных опросов населения СНГ, проводимых Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития в 2012-2017 гг. В июне-июле 2017 г. была проведена шестая волна измерения интеграционных настроений населения в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизстане, Молдове, России, Таджикистане. Всего опрошено 8,2 тыс. человек (не менее тысячи человек в каждой стране по репрезентативным национальным выборкам). Согласно результатам опроса 2017 года, население семи участвовавших в исследовании стран в целом относится к ЕАЭС положительно - среднее значение доли респондентов, поддерживающих объединение, для всех стран составляет 64%. Среди государств-членов ЕАЭС наивысший уровень поддержки евразийской экономической интеграции зафиксирован в государствах Центральной Азии - Кыргызстане (83%) и Казахстане (76%). За прошедший год значения показателя в этих странах практически не изменились. Также высокий уровень поддержки зафиксирован в России (68%)2. Приведенные примеры говорят, в том числе, об эффективности проводимой внутренней политики среди указанных стран, а также проявлении сильной политической воли руководителей государства.

В заключение можно сделать вывод о том, что технологии международного стратегического позиционирования элитного евразийского проекта соответствуют установкам общественного мнения, а лидеры, предложившие и реализующие этот проект, опираются на поддержку населения, что может быть использовано ими и при решении внутриполитических задач.

1 Опрос: поддержка населением Молдовы идеи вступления в ЕАЭС растет. 25.05.2017. - https://ru.sputnik.md/society/ 20170524/12810891/

2 Интеграционный барометр ЕАБР - 2017. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. - С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.