Генетические особенности некоторых показателей молочной продуктивности и биоконверсии протеина коров симментальской породы и её помесей с голштинами
В.А. Панин, д.с.-х.н., ФГБНУ ФНЦ БСТРАН
Основной задачей животноводства России является обеспечение населения высококачественными продуктами питания. Важную роль в этом играет молочное скотоводство [1—8]. Проведёнными ранее исследованиями установлено, что у коров, имеющих высокую продуктивность, коэффициент биоконверсии протеина в молоко находится на уровне 30,0—32,2%. Также выявлено, что при снижении объёма сена в рационах коров с 6,5 до 2,0 кг с компенсацией нехватающих 4,5 кг сена соответствующим объёмом концентратов, содержание жира в молоке в целом по стаду снижается на 1,5%, а у некоторых коров — на 1,8—2,2% [9, 10].
Доказано, что схему кормления продуцирующих молоко коров необходимо составлять с включением разнообразных составляющих. Введение в рацион большого количества определённого вида корма, возможно, и приведёт к увеличению скопления компонентов, но это произойдёт за счёт таких форм, которые технологически не используются. В частности, включение в рацион высокой численности однотипных и неодинаковых концентрированных кормов в объёме до 600 г на 1 л полученного молока приведёт к повышению содержания сывороточных белков, казеина и уменьшению сыропригодности, а также к понижению выхода сыра и его качества. Кормовая схема продуцирующих молоко коров обязана предусматривать количество кормового жира до 7,5% от содержания сухого вещества. В случаях содержания наилучшего соотношения кормового белка схема кормления способствует увеличению в составе молока содержания молочного жира.
Установлено, что коэффициент биоконверсии протеина корма в белок молока неодинаков у коров разных генотипов. Подавляющее количество экспериментов направлено на изучение продуктивных количественных показателей, тем не менее отечественный рынок предъявляет повышенные требования к качеству продуктов питания. В этой связи возникает необходимость всестороннего исследования свойств молока и молочных продуктов. По мнению ряда учёных, показатели коэффициента конверсии протеина корма в белковый состав молока у коров симментальской породы, имеющих удой 3250,0 кг, равняется 21,4%, у особей голштин х симментальского генотипа в первом поколении, имеющих удой 3650,0 кг, равняется 21,9%, в то время как у помесных особей во втором поколении, показавших удой 4010 кг, — 22,9%. Затрата сырого протеина была на уровне 487,5—591,7 кг.
В соответствии с генетическим статусом и породностью животного модифицируются количественные показатели уровня продуктивности молочного скота: количество полученного молока, процент жира в молоке, процент белка, а также кислотность.
Материал и методы исследования. Объектом исследования являлись чистопородные коровы симментальской породы, помеси 1-го поколения с голштинской породой и помеси 3/4 кровности по голштинам второй — третьей лактации, находящиеся в одинаковых условиях кормления и содержания. Целью нашего эксперимента являлось исследование отдельных показателей молочной продуктивности, составляющих качества молока и эффективности трансформации питательных веществ кормов в продукцию, получаемую от коров симментальского генотипа и помесей симментальских коров с производителями голштинами, унаследовавшими многообразную степень кров-ности от голштинской породы. При проведении исследования осуществлено формирование трёх групп коров численностью 18 особей в каждой, второй — третьей лактаций. I гр. сформировали из чистокровных симментальских особей, II — из помесных 1/2 голштин х 1/2 симментал, III — из помесных 3/4 голштин х 1/4 симментал.
Создавая рациональные схемы кормления для исследуемых животных, можно добиться реализации высокого генетического потенциала их молочной продуктивности. Известно, что уровень молочной продуктивности особи до 60% определяется кормлением, до 20% — способом разведения и до 20% — микроклиматом и условиями содержания. В выполненном нами эксперименте коровы трёх исследуемых групп пребывали в идентичных условиях содержания, применяемых в хозяйстве. Подготовленные разные виды кормов коровами изучаемых групп потреблялись почти в равной мере. Особи, доля породности которых составляла 1/2 от голштинов, потребляли грубый и сочный вид кормов до 98,5%, а сверстницы, доля породности которых составляла 3/4, — до 98,0%. Концентрированные виды корма, включающие добавки (соль, сульфат магния, йодистый калий, преципитат, сернокислый цинк, хлористый кобальт, динатрий фосфат), поглощались особями разных генотипов и породности в абсолютном количестве. Величина кормления, определяемая как затрачивание кормовых единиц на условную голову, в период лактации среди коров разных генотипов изменялась в пределах от 3196 корм. ед у особей
симментальского генотипа до 3977 корм.ед. — у коров породностью 3/4 по голштинам. На период раздоя коров к используемой схеме кормления прибавляли в суточном рационе первоначально две, а в последующем одну-полторы корм. ед., соответствующих количеству переваримого протеина.
Результаты исследования. Набор кормов и их соотношение в рационе способствовали хорошему аппетиту исследуемых коров разных генотипов, положительно влияли на абсолютную потребляемость компонентов рациона, а также усвояемость питательных веществ. Рационы кормления дойных коров в зависимости от показателя живой массы и величины удоя показаны на рисунках 1 (в зимний период) и 2 (в летний период). Определённое значение для коров имеет удовлетворение их потребности в легкопереваримых углеводах. Использование кормов, богатых углеводами, способствует улучшению микробиологических процессов в преджелудках и интенсивному образованию летучих жирных кислот — уксусной, пропионовой. При использовании легкопереваримых углеводов компенсируется до 70% потребностей коров в энергии.
На зимнее время года сосредоточение обменной энергии в рационах было определено на достаточно высоком уровне — 9,1 МДж на 1 кг сухого вещества корма по группе симментальских коров, 9,4 МДж — по группе помесных особей 1/2 породности по голштинам и 9,6 МДж — по группе помесей 3/4 кровности по голштинам. Рационы коров II и III гр. заключали в своём составе сухого вещества и обменной энергии больше на 3,8—22,1% и 6,5—28,7% соответственно в сравнении с I гр.
Объём сырого жира и переваримого протеина был наибольшим также в рационах коров II и III гр. на 8,6—29,6% и 3,9—26,3% соответственно. Доля в рационах коров минеральных веществ отвечала зоотехническим нормам для лактирующих животных. Зимой питательность рационов исследуемых коров разных генотипов определялась следующим составом: концентраты — 25—30%, грубые корма — 10—13%, также сочные — 65—57%. Энергетическая значимость рационов зимой равнялась 10,1—12,9 корм. ед. Зимой коровам симментальского генотипа (I гр.) в сутки скармливалось: сено злаково-бобовое — 4,5 кг, сенаж разнотравный — 6,0 кг, силос кукурузный — 15,1 кг, корнеплоды — 6,1 кг, концентраты — 2,6 кг. С указанным объёмом корма в сутки коровы получали: 10,1 корм. ед., 119,6 МДж обменной энергии, 851,6 переваримого протеина. Суточные объёмы скармливаемого корма помесным коровам II и III гр., отличающимся наиболее высокой молочной продуктивностью, были большими: сено — 5,5 и 6,0 кг, концентраты — 3,5—4,0 кг. С указанным объёмом корма в сутки помесные коровы получали 10,8—12,9 корм. ед.
Питательность рационов исследуемых коров разных генотипов летом в период пастбищного содержания определялась следующим составом: зелёная масса сеяной травы, пастбищный корм и концентраты. Питательная ценность указанных кормов чистопородных особей I группы определялась на уровне 11,2 корм. ед. и оказалась на 0,8 корм. ед. ниже в сравнении с полукровными сверстницами II гр., у которых питательная ценность кормов составила 12,0 корм. ед. В сравнении
У У1
Рис. 1 - Рацион кормления исследуемых коров в зимний период
■ I Группа
II Группа
III Группа
I Группа
II Группа
III Группа
эелешмо норид, кг пастбищного корма. крнцрктраюа. нг кор|*оаыеединицы су*м аещеет&о, нг
Рис. 2 - Рацион кормления коров в летний период
с ровесницами 3/4 кровности по голштинам, у которых питательная ценность кормов составляла 13,3 корм. ед., это было на 2,1 корм.ед. меньше. У особей 3/4 кровности по голштинам указанный показатель в сравнении с помесями полукровными был больше на 1,3 корм. ед. Сосредоточение обменной энергии в корме коров разных генотипов определено как высокое — 124,22—145,7 МДж.
Проведённое исследование обнаружило следующее: с увеличением кровности по голштинской породе удои коров вырастали. Помесные коровы 1/2 кровности по голштинам в сопоставлении с особями симментальского генотипа произвели больше молока на 408,0 кг, или 12,6%, 3/4 кровности по голштинам — на 769,0 кг, или 23,7%. Относительное содержание в молоке жира определялось как повышенное у чистокровных особей — на 0,06—0,14% больше, чем в молоке сверстниц-помесей. При этом более высокий валовой выход молочного жира показало молоко помесных коров — на 10,9—19,4% больше, чем у чистокровных особей. Вместе с тем молоко помесей 3/4 кровности по голштинам имело больший валовой выход молочного жира в сравнении с особями 1/2 кровности по голштинам — на 7,6%.
Чистокровные симменталы уступали полукровным помесям по живой массе на 28,4 кг (6,1%), а помесям 3/4 кровности по голштинам — на 22,8 кг (4,8%). Отличаясь большей живой массой, помеси характеризовались более высоким коэффициентом молочности и превосходили коров симментальской породы по величине изучаемого показателя на 6,0-22,2%.
Характерно, что максимальные суточные удои в выполненном нами эксперименте отмечались у коров всех генотипов в начале лактации (первый и второй месяцы), после этого они уменьшались последовательно до последнего месяца.
Особенности лактационной кривой, показатели её устойчивости и выравненности подвержены влиянию наследственности и других разнообразных факторов. За период лактации наследуемость постоянства удоя соответствовала уровню наследуемости удоя (0,20-0,37). Указанное обстоятельство санкционировало проведение селекции на устойчивость лактации.
В процессе исследования был выполнен анализ лактационных кривых особей, при этом отмечались определённые различия среди изучаемых генотипов. Помеси 3/4 кровности по голштинской породе с 31 по 60 день лактации показали максимальный уровень удоя в сутки — 24,37 кг. У помесных особей 1/2 породности по голштинам удой зафиксирован на 4,97 кг ниже, у чистокровных — на 7,70 кг меньше. Показатель удоя в течение 70 сут. лактации чистокровных коров был определён на уровне 1071,41 кг молока, в то время как у полукровных и трёхчетвертькровных на 129,6—334,8 кг выше. Подобная тенденция зафиксирована также в течение
180 сут. лактации, когда показатель уровня удоя помесей был на 13,5—30,3% больше.
Приведённые в таблице коэффициенты биоконверсии протеина в молочный белок свидетельствуют об определённых межгрупповых различиях по величине анализируемого показателя.
Установлено, что максимальным значением объёма белка в молоке характеризовались помесные коровы, отличающиеся более высокой молочной продуктивностью. Коровами-помесями за период эксперимента израсходовано на 28,4— 104,2 кг больше сырого протеина в сравнении с чистокровными. Затраты протеина в перерасчёте на 1 кг живой массы по группе чистокровных и помесей 1/2 кровности по голштинской породе были приблизительно одинаковыми и составляли 1044—1047 г, а у помесей 3/4 кровности по голштинской породе — 1256 г. Показатель выхода белка молока на 1 кг живой массы чистокровных особей составлял 223,4 г, помесей 1/2 кровности по голшитнской породе — 227,5 и 3/4 кровности по голштинской породе — 251,1 г. Это повлияло на разницу в величинах коэффициента биоконверсии протеина. Коэффициент биоконверсии протеина у гоштин х симментальских сверстниц был больше на 0,5—1,5%.
Следовательно, имеющие большую продуктивность полукровные и трёхчетвертькровные гол-штин х симментальские коровы при продуцировании молока результативнее применяют питательные вещества кормов рациона.
Основная цель скрещивания симментальских коров с быками голштинской породы и с другими быками молочных и комбинированных пород выражается в улучшении их показателей продуктивности. Таким образом, задачей данного исследования являлось сравнение показателей конверсии протеина корма при производстве молока как критерия оценки молочных признаков продуктивности помесей 1-го поколения (особи 1/2 породности по голштинам), а также помесей 3/4 кровности по голштинам, получившихся в результате скрещивания оренбургских коров симментальской породы с быками голштинской породы. Помимо изучения показателей конверсии протеина корма при производстве молока выполнен анализ технологических качеств молока от чистопородных особей и помесей 1-го и 2-го поколений. Исследование показало, что скрещивание существенно повлияло на параметры и технологические качества молока от помесей 1-го поколения и в определённой степени — 2-го поколения. Помесные коровы характеризовались большим количеством и лучшим качеством молока. Наряду с этим лучшие показатели молока, диспергирование жира, т.е. высокие значения этих параметров, используемых в производстве твёрдых созревающих сычужных сыров и сливочного масла, были обнаружены в молоке симментальских коров. Ненасыщенных жирных кислот в молоке
Продуктивные качества и показатели биоконверсии протеина корма в молочной белок коров разных генотипов
Показатель Порода, кровность по голштинам
симментальская 1/2 3/4
Живая масса коров в конце лактации, кг 465,60 494,00 471,20
Затрата протеина в течение лактации, кг 487,44 515,82 591,63
Длительность лактации, су т. 305 305 305
Количество молока в течение лактации, кг 3240,00 3648,00 4009,09
Получено белка молока в течение лактации, кг 104,05 112,45 118,35
Коэффициент биоконверсии протеина (ККП) 21,31 21,80 22,81
помесей было на 23,81% меньше, чем в молоке чистопородных симментальских коров. Наиболее благоприятное содержание сывороточных белков было в молоке симментальских особей, долгие годы разводимых на территории Оренбургской области, составив на 18,77% больше, чем в молоке помесей 1-го поколения.
Учитывая вычисленные в нашем эксперименте коэффициенты использования питательных веществ кормов при продуцировании пищевого белка, можно определить степень эффективности производства молока, а также производимой молочной и молокосодержащей продукции. Осуществлённые вычисления коэффициента биоконверсии протеина обнаружили преимущество голштин х симментальских коров, более высокого употребления ими питательных веществ рациона в процессе выработки молока. Обнаруженное преимущество подтверждается показателями эффективности производства молока и изготавливаемых из него продуктов. Полученные при проведении эксперимента результаты показывают целесообразность использования голштинских быков с целью увеличения молочной продуктивности полученного помесного потомства. При повышении кровности по голштинской породе удои коров увеличиваются, что взаимосвязано с разницей величины коэффициента конверсии протеина. Коэффициент биоконверсии протеина у гоштин х симментальских помесных особей является высоким.
Вывод. На основании приведённых данных можно сделать заключение, что показатели молочной продуктивности, качество молока, эффективность
биоконверсии протеина корма в белок молока обусловлены генотипом коровы.
Литература
1. Жаймышева С.С. Влияние пробиотической кормовой добавки Биодарин на продуктивность тёлок симментальской породы / С.С. Жаймышева, В.И. Косилов, Т.С. Кубатбеков [и др.] // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017. № 3 (65). С. 138-140.
2. Косилов В.И., Жаймышева С.С., Галиева З.А. Весовой рост тёлок симментальской, казахской белоголовой пород и их помесей I поколения // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: матер. VI Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. Уфа, 2016. С. 164-168.
3. Левахин В., Косилов В., Салихов А. Эффективность промышленного скрещивания в скотоводстве // Молочное и мясное скотоводство. 2002. № 1. С. 9-11.
4. Мироненко С.И. Показатели экономической эффективности выращивания крупного рогатого скота разного направления продуктивности в условиях Южного Урала / С.И. Мироненко, В.И. Косилов, Д.А. Андриенко [и др.] // Вестник мясного скотоводства. 2014. № 3 (86). С. 58-63.
5. Косилов В.И. Влияние пробиотической добавки Биогу-митель 2Г на эффективность использования питательных веществ кормов рационов / В.И. Косилов, Е.А. Никонова, Д.С. Вильвер [и др.] // АПК России. 2016. Т. 23. № 5. С. 1016-1021.
6. Ежова О.Ю., Сенько А.Я., Лукьянов А.Ф. Зерновые усваиваются лучше // Птицеводство. 2004. № 6. С. 11.
7. Быкова О.А. Молочная продуктивность и состав молока коров при скармливании сапропеля и сапроверма энергия Еткуля // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 2 (52). С. 140-143.
8. Быкова О.А. Воспроизводительная способность коров при скармливании сапропеля и сапроверма энергия Еткуля // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 4 (54). С. 99-101.
9. Панин В.А. Особенности формирования показателей молочной продуктивности первотёлок разных генотипов // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2016. № 4 (60). С. 127-130.
10. Бельков Г.И., Панин В.А. Повышение генетического потенциала продуктивности и устойчивости к биотическим и абиотическим факторам крупного рогатого скота в условиях Южного Урала // Вестник мясного скотоводства. 2015. № 2 (90). С. 134-142.
Молочная продуктивность первотёлок симментальской породы, их помесей с голштинами и морфофункцио-нальные свойства их вымени в условиях Оренбуржья
М.К. Наумов, ст.н.с., ФГБНУ ФНЦ БСТРАН
Ведущей отраслью животноводства в сельскохозяйственном производстве Оренбургской области является молочное скотоводство. За последние годы оно претерпело значительные изменения, в скотоводстве произошли существенные перемены.
Производство продукции сократилось в результате уменьшения численности скота и снижения продуктивности [1].
Многочисленные труды различных авторов показывают, что коровы разных пород к выдаиванию на высокопроизводительных доильных установках приспособлены по-разному. При комплектова-