УДК 37.013 - 055; 373.3
ДРЕСВЯНИНА Анна Вячеславовна, аспирант кафедры педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций
ГЕНДЕРНЫЙ УКЛАД НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается роль явных и скрытых факторов образовательного процесса в формировании гендерной идентичности младших школьников. Автором определена модель гендерного уклада школы. Особое внимание уделяется выявлению условий гендерно-комфортного уклада начальной школы.
Гендерная идентичность, гендерный уклад, начальная школа, гендерная пространственная среда
Образование как одно из основных социальных институтов выполняет функции трансляции гендерной системы ценностей, норм, ролей от одного поколения к другому. В связи с этим его значение в формировании гендерной идентичности личности приобретает огромную важность.
С началом школьного обучения мальчики и девочки «входят в новые сектора объективного мира своего общества»1, приобретают черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Младший школьник знает о своей принадлежности к тому или иному полу и стремится утвердиться как мальчик или как девочка. У детей наблюдается «возникновение сильной потребности в кооперации с представителями своего пола и закрепление выбранной половой роли со сверстниками»2. В исследовании Н.Ю. Флотской3 показано, что этот возрастной период является значимым для формирования гендерной идентичности.
Приходя в школу, младшие школьники попадают под воздействие гендерного уклада, благодаря чему идет реконструкция образов, пре-
образующих индивидуальное сознание ребенка как представителя определенного пола.
Гендерный уклад школы мы рассматриваем как особое воспитательно-образовательное пространство, создающееся под влиянием скрытых факторов содержания образования и воздействующее на процесс формирования гендерной идентичности школьников.
Методологическими и теоретическими основаниями разработки модели гендерного уклада школы явились теория развития человека B.C. Мухиной, многокомпонентная модель педагогической системы Н.В. Кузьминой, идея многослойности и многомерности «скрытой реальности», сформулированная И.Д. Фруми-ным, исследования «скрытого» содержания образования В.А. Сухомлинского, А.Н. Тубель-ского, Е.Р. Ярской-Смирновой4.
В основании модели гендерного уклада школы находится педагогическая система и ее компоненты, разработанные Н.В. Кузьминой. Данную систему она определяет как взаимосвязь «структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования...» личности: гностического, прогностического, проек-
тировочного, конструктивного, коммуникативного, организаторского и оценочного, входящих в структуру деятельности участников образовательного процесса5. В работах исследователей И.Д. Фрумина, В.А. Сухомлинского, А.Н. Ту-бельского, Е.Р. Ярской-Смирновой и др. педагогическая система относится к явным факторам образования.
Анализ литературы6 позволил нам выделить следующие скрытые факторы содержания образования: гендерную пространственную среду, гендерную субкультуру отношений и гендерную знаково-символьную реальность школы. Формируясь посредством деятельности участников образовательного процесса, скрытые факторы влияют на педагогическую систему, что создает особый гендерный уклад. В школе девочки и мальчики становятся причастными к нему, получают возможность его осваивать, дополнять и совершенствовать, идентифицируя себя с ним и формируя тем самым свою гендерную идентичность.
Ряд исследователей: Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина, Л.П. Штылева, Е.Р. Ярская-Смирнова и др., характеризуют гендерный уклад школы как отражающий гендерные стереотипы традиционной культуры в отношении феми-нинности и маскулинности7. Кроме того, опрос, проведенный нами среди учителей начальных классов г. Архангельска, показал, что в подавляющем большинстве случаев педагоги не уделяют внимание условиям создания гендерного уклада школы. По нашему мнению, анахронизм и неорганизованность гендерной составляющей пространства начальной школы становится объективным препятствием для позитивного формирования гендерной идентичности воспитанников в мире меняющихся социальных феноменов. В этой ситуации большое значение приобретает создание участниками образовательного процесса гендерно-комфортного уклада.
Анализ данной проблемы позволил нам выделить ряд условий гендерно-комфортного уклада школы, внедрение которых в образовательный процесс будет способствовать формированию гендерной идентичности младших школьников.
Одно из них - персонализация учебного места, т.е. предоставление индивидуальных парт, шкафов для одежды и хранения школьных и личных принадлежностей, что, по-мнению М. Хейдметса8, «позволяет человеку отличаться от другого, является основой чувства уникальности и идентичности», а также дает девочкам и мальчикам состояние уверенности и защищенности.
Важным условием является расширение и усиление роли игрового пространства классной комнаты, предоставляющего ребенку возможность выбора активного или тихого отдыха, в котором нет жестко установленных правил для девочек и мальчиков, где субъектами создания норм выступают сами дети.
Необходимая составляющая гендерно-комфортного уклада школы - создание в гендерном климате классной комнаты отношений уз и привязанности учитель - учащийся вне зависимости от пола, так как учителю принадлежит большая роль в перцепции пола учеников9.
Не меньшее значение для создания особого уклада имеет необходимость учета педагогами гендерных особенностей девочек и мальчиков в процессе обучения, возможность создавать внешние условия с опорой на мотивы и интересы младших школьников в зависимости от маскулинного или фемининного стиля учения, способа мышления.
Отдельное внимание следует уделить такому условию, как включение единых сквозных героев разного пола в содержание предметов на протяжении всего обучения в начальной школе, произведений авторов-женщин и текстов для чтения, где главными героями являются девочки. Это, на наш взгляд, позволяет фемининные образы делать видимыми, активными, что служит важным источником гендерной идентификации для девочек и мальчиков.
Также для создания гендерно-комфортного уклада школы необходимо, чтобы гендерная знаково-символьная информация о достижениях девочек и мальчиков в учебе, спорте, внеклассной деятельности, а также женщин и мужчин в мире репрезентировалась в равном объеме. Важно, чтобы каждый ученик независимо
от пола имел возможность поддерживать школьные традиции и обычаи. Таким образом, личный опыт каждого учителя, девочек и мальчиков становится важнейшим условием гендерного уклада школы.
На наш взгляд, описанные выше условия определяют гендерно-комфортный уклад начальной школы, который будет способствовать формированию позитивной гендерной идентичности младших школьников. Она относится к
числу базовых характеристик человека, детерминирующих его самосознание и определяющих гармоничное становление личности. От сформировавшейся гендерной идентичности в значительной степени зависят сохранение психического здоровья и полноценное нравственное развитие личности, способной совершать моральный самоанализ, не противоречащий целям и жизни каждого индивида и всего общества.
Модель гендерного уклада школы
Процесс формирования гендерной идентичности
п
(D
Л
О
w *
(-4 (в £ а о л
Л
л
и
ю
о
13
к
л
<и
<и
(-4
Скрытые /■ факторы образования
Деятельность субъектов обр азовательного процесса
Компоненты педагогической системы: гностический прогностический проектировочный конструктивный коммуникативный организаторский оценочный
Явные >. факторы образования
Примечания
1Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 611.
2 Флотская Н.Ю. Онтогенез половой идентичности: моногр. Архангельск, 2004. С. 96-149.
3 Ее же. Особенности половой идентичности подростков, воспитывающихся в городском и сельском социуме II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2008. № 2. С. 117-124.
4Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности М.; Воронеж, 1999. С. 80; Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки II Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В. Кузьминой. М., 2002. С. 11-16; Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах. Красноярск, 1999. С. 32; Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982. С. 138; Тубелъский А.Н. Уклад жизни школы как компонент содержания образования II Перемены. 2000. № 1. С. 57; Ярская-Смирнова Е.Р. Гендерное неравен-ствов образовании: понятие скрытого учебного плана //Гендерные исследования. 2000. № 5. С. 295-301.
5 Кузьмина Н.В. Указ. соч. С. 11-16.
6См.: ФруминИД. Указ. соч. С. 32; СухомлинскийВ.А. Указ. соч. С. 138; Тубелъский А.Н. Указ. соч. С. 51\Ярская-Смирнова Е.Р. Указ. соч. С. 295-301; ШтылеваЛ.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivanovo.ac.ru /win.
7Ярская-Смирнова Е.Р. Указ. соч. С. 295-301; Штылева Л.В. Указ. соч.; Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России II Общественные науки и современность. 1999.№6. С. 177-185.
8Хейдметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ II Личность и предметно-пространственная среда/ред.-сост. З.И. Рябикина. Краснодар, 2000. С. 69.
9Киммел М. Гендерное общество / пер. с англ. М., 2006. С. 242.
Dresvyanina Anna
GENDER MODE OF PRIMARY SCHOOL
The article considers the role of explicit and implicit factors of the educational process in the development of gender identity in the primary school children. The author describes a gender mode pattern of school. The article focuses on the conditions ensuring a gender comfortable mode of primary school.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова