Научная статья на тему 'Гендерный подход в педагогической практике'

Гендерный подход в педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2301
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / GENDER APPROACH IN EDUCATION / ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА / READINESS FOR REALIZATION OF GENDER APPROACH / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ О ГЕНДЕРНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ / REPRESENTATION OF TEACHERS ON GENDER APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоморохова Наталья Александровна

Достижение гендерного равенства во всем мире становится центральным моментом развития страны и человека, выступает важной частью той стратегии государства, которая опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни. Эгалитарная политика России не противоречит цивилизационному вектору движения мировой истории: страна не может продолжать игнорировать или недоиспользовать потенциал любого пола во всех сферах жизни социума. Преодоление гендерной асимметрии, что характерно в той или иной мере для всех обществ, особенно необходимо в эпоху глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций для поддержания национальной безопасности, причем безопасности не только в демографическом аспекте, что традиционно чаще всего имеется в виду, но и в аспекте успешной социализации подрастающего поколения в зависимости от пола. В социокультурном конструировании гендерной системы отношений не приходится отрицать роль образования. Специалисты в области гендерной проблематики сходятся в том, что образовательные учреждения, содержание образование, используемые педагогами методы и формы в свою очередь отражают гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем поле неравный статус мужчин и женщин. Проведенные исследования школьной практики свидетельствуют, что она, с точки зрения ценностей гендерного равенства, нуждается в существенной модернизации. Вот почему применение гендерного подхода в образовательной сфере рассматривается в настоящее время как способ повышения уровня и качества образования учащихся мужского и женского пола. Но в отличие от многих социально-гуманитарных наук, применяющих гендерную методологию, как на Западе, так и в России, педагогика сильно от них отстает в усвоении и переработке гендерной теории, так что гендерные подходы в нашей науке все еще воспринимаются как научная экзотика. Педагогическая наука и педагогическое образование находятся в самом начале пути по освоению гендерной концепции. Для понимания и профессионального участия в процессе гендерной социализации детей педагогу необходим соответствующий методологический и методический аппарат, содержащий систему научных знаний о гендере, педагогических аспектах воспитания и обучения как гендерных технологиях, факторах, условиях и критериях эффективной гендерной социализации школьников, соответствующий предмету профессиональный язык. В статье приводятся аргументы, направленные на обоснование актуальности реализации гендерного подхода в образовании, а так же содержится анализ представлений учителей о гендерном подходе в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER APPROACH IN PEDAGOGICAL PRACTICE

Achieving gender equality around the world is becoming central to development and human acts as an important part of the strategy of the state, which is based on gender-symmetric model of equilibrium and the inclusion of men and women in all spheres of public life. The egalitarian policy does not contradict the Russian civilizational motion vector of world history: the country can not continue to ignore or underutilize potential of any gender in all spheres of society. Overcoming gender asymmetry, which is characteristic in varying degrees in all societies, especially needed in an era of global socio-economic and cultural transformations in order to maintain national security and security not only in the demographic aspect that has traditionally often have in mind, but also in aspect of successful socialization of the younger generation, depending on the floor. In the socio-cultural construction of gender relations system does not have to deny the role of education. Experts in the field of gender agree that educational institutions, educational content, teachers used methods and forms, in turn, reflect gender stratification of the society and culture in general, demonstrating his field unequal status of men and women. Studies School practice shows that it is, in terms of the values ​​of gender equality, needs substantial modernization. That's why the use of gender mainstreaming in the education sector being examined as a way of improving the level and quality of education of students, male and female. But unlike many of the social and human sciences, to apply a gender methodology, both in the West and in Russia, teaching them much behind in mastering and processing of gender theory, so that a gender approach in our science is still perceived as a scientific exotic. Teaching science and teacher education are at the very beginning of the development of the concept of gender. In order to understand and professional involvement in the process of gender socialization of children requires an appropriate teacher and methodological apparatus comprising a system of scientific knowledge about gender, pedagogical aspects of education and training as gender technology factors, conditions and criteria for effective gender socialization of students, appropriate professional language subject. The article presents arguments aimed at justifying the relevance of the implementation of gender mainstreaming in education, as well as analyzes the perceptions of teachers on gender approach in education.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход в педагогической практике»

Н.А. Скоморохова

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ..

УДК 378.016

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

© 2015

Н.А. Скоморохова, аспирант кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры психологии образования

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, Уссурийск (Россия)

Аннотация. Достижение гендерного равенства во всем мире становится центральным моментом развития страны и человека, выступает важной частью той стратегии государства, которая опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни. Эгалитарная политика России не противоречит цивилизационному вектору движения мировой истории: страна не может продолжать игнорировать или недоиспользовать потенциал любого пола во всех сферах жизни социума. Преодоление гендерной асимметрии, что характерно в той или иной мере для всех обществ, особенно необходимо в эпоху глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций для поддержания национальной безопасности, причем безопасности не только в демографическом аспекте, что традиционно чаще всего имеется в виду, но и в аспекте успешной социализации подрастающего поколения в зависимости от пола. В социокультурном конструировании гендерной системы отношений не приходится отрицать роль образования. Специалисты в области гендерной проблематики сходятся в том, что образовательные учреждения, содержание образование, используемые педагогами методы и формы в свою очередь отражают гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем поле неравный статус мужчин и женщин. Проведенные исследования школьной практики свидетельствуют, что она, с точки зрения ценностей гендерного равенства, нуждается в существенной модернизации. Вот почему применение гендерного подхода в образовательной сфере рассматривается в настоящее время как способ повышения уровня и качества образования учащихся мужского и женского пола. Но в отличие от многих социально-гуманитарных наук, применяющих гендерную методологию, как на Западе, так и в России, педагогика сильно от них отстает в усвоении и переработке гендерной теории, так что гендерные подходы в нашей науке все еще воспринимаются как научная экзотика. Педагогическая наука и педагогическое образование находятся в самом начале пути по освоению гендерной концепции. Для понимания и профессионального участия в процессе гендерной социализации детей педагогу необходим соответствующий методологический и методический аппарат, содержащий систему научных знаний о тендере, педагогических аспектах воспитания и обучения как гендерных технологиях, факторах, условиях и критериях эффективной гендерной социализации школьников, соответствующий предмету профессиональный язык. В статье приводятся аргументы, направленные на обоснование актуальности реализации гендерного подхода в образовании, а так же содержится анализ представлений учителей о гендерном подходе в образовании.

Ключевые слова: гендер; гендерный подход в образовании; готовность к реализации гендерного подхода; представление учителей о гендерном подходе в образовании.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В категориально-теоретическом аппарате педагогической науки в последнее время довольно часто употребляется понятие «гендер». Гендерные исследования стали неотъемлемой частью всех наук о человеке, в том числе и педагогической науки. Кроме того, в совокупности средств научного обеспечения современного образования все более решительно заявляет о себе теория гендерного подхода как методологическая ориентация в педагогической деятельности [1], [2], [3], [4].

Используя понятие «скрытый учебный план», сторонники гендерного подхода в своих исследованиях показывают, каким образом система образования на всех ее ступенях (от детского сада до академий и университетов) демонстрирует неравный статус мужчин и женщин в обществе и способствует сохранению и воспроизводству устоявшихся гендерных стереотипов [2], [4], [5], [6], [7], [8], [9].

Проведенные исследования школьной практики свидетельствуют, что она, с точки зрения ценностей ген-дерного равенства, нуждается в существенной модернизации. Вот почему применение гендерного подхода в образовательной сфере рассматривается в настоящее время как способ повышения уровня и качества образования учащихся мужского и женского пола. На важность реформирования системы образования с учетом включения гендерных подходов указывается и в Гендерной стратегии РФ [10].

Кроме того, такие российские исследователи как И.С. Кон [11], О.М. Здравомыслова-Стаюнина [12], Л.В. Штылева [2], Л.В. Попова [13], С.Г. Айвазова [14] , Г.Г. Силасте [15], Е.Н. Каменская [3] и др. в своих работах отмечают, что за последние десятилетия в жизни российского общества произошли существенные изменения в социоролевых отношениях: идет переосмысление места и роли женщин в различных общественных сферах, уменьшилась жесткость в разделении труда, растет эга-

литаризация брачно-семейных отношений, культурные стереотипы маскулинности и феминности стали менее жесткими и полярными.

Осмысление педагогического процесса с позиции концепта «гендер» имеет принципиальное значение, поскольку в школе формируются многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, доступе к ресурсам и власти, имеющие в основе социополовую ориентацию. Реализация гендерного подхода в школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия, рождает силы для свободного выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности.

Как справедливо отмечает И.В. Костикова, «дело не в том, что представители разных полов нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя, а в том, что они вынуждены сталкиваться со сложным миром меняющихся гендерных стереотипов, которые приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека. Объяснить природу стереотипов, показать их изменчивость и социальную обусловленность - таковы задачи гендерного подхода в образовании» [16].

Гендерный аспект переосмысления педагогической науки и практики наиболее полно представлен в теории и методике гендерного подхода в школьном образовании, разработанной Л.В. Штылевой [2]. Исследователем впервые была предпринята попытка применения гендер-ного подхода в педагогике и образовании. Целью ген-дерного подхода в образовании выступает деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия. Внедрение

Н.А. Скоморохова

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

гендерного подхода и тендерного анализа в образование, по словам Л.В. Штылевой, будет способствовать не только тендерному равенству в социуме, но и, что немаловажно, внесет положительные изменения в тендерные отношения в целом, послужит толчком для гармоничного развития личности в процессе образования.

Поэтому понимание гендерных проблем и овладение основными положениями гендерного подхода становится назревшей задачей в сфере подготовки специалистов, которые профессионально занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения.

В этих условиях становятся актуальными формирование у педагогов понимания необходимости гендерного подхода и установки на его реализацию; содержательная и методическая психолого-педагогическая подготовка будущих учителей к реализации гендерного подхода в обучении. Для решения обозначенных задач требуется использование новых организационных форм и эффективных технологий обучения, создание учебных пособий, учебников, дополнительных учебных курсов наряду с обязательными курсами учебного плана. Не менее важным направлением является повышение психолого-педагогической квалификации и мастерства преподавателей, связанное с формированием готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников.

Следует отметить, что под готовностью учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников понимается системное образование личности педагога, интегрирующее в себе знание основ гендерных аспектов педагогики и психологии, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Гендерное образование в последние десятилетия постепенно «проникает» в систему высшего образования. Под гендерным образованием вслед за учеными, имеющими наработки в этом направлении [17], мы понимаем образовательную модель, в которой учитываются гендерные интересы, принимается во внимание наличие гендерных проблем в социальном развитии общества и системе образования, ведется поиск способов их решения. Гендерное образование представляет собой образование, ориентированное на освоение обучающимися основ гендерной концепции и проявлений закономерностей гендерных отношений полов в обществе, развитие культурной толерантности и эгалитарного мировоззрения.

Кроме того, овладение основами гендерных знаний соответствует основным целям модернизации высшего образования, задачам внедрения принципов Болонского соглашения в учебный процесс и повышения качества университетского образования.

В некоторых российских университетах и ВУЗах функционируют гендерные центры и лаборатории, проводятся научно-практические конференции и семинары по гендерным исследованиям, читаются гендерные курсы, публикуются учебные пособия по гендерным дисциплинам. Так, например, свой вклад в сближение ген-дерного образования с российской реальностью вносят кафедра феминологии Ивановского государственного университета (О.А. Хасбулатова), Лаборатория развития гендерного образования педагогического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (И.В. Костикова), Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (И.С. Клецина), Мурманский государственный педагогический институт ФПК и 1111РО (Л.В. Штылева), НИ ЦГИ при Волгоградском государственном педагогическом университете (Л.И. Столярчук), научно-исследовательская лаборатория психолого-педагогической и социологической диагностики Ульяновского

института повышения квалификации и переподготовки работников образования (УИПКПРО, г.Ульяновск), работают Центр гендерных исследований в г. Иваново (О. В. Шнырова), Тверской центр женской истории и гендерных исследований в Тверском ГУ (В. И. Успенская), Санкт-Петербургский институт языка (И. Юкина), саратовские исследователи, и мн. др.

И.С. Клецина [18] отмечает, что методическая составляющая практической ориентированности гендер-ного образования направлена на решение задач, связанных с формированием и развитием у студентов умений гендерного анализа и просвещения. Личностно ориентированная направленность гендерного образования предусматривает развитие у обучаемых гендерной компетентности как характеристики личности, которая проявляется в сфере межполового взаимодействия.

Однако, как точно заметила Шнырова [19], несмотря на развивающееся в последнее время в России гендер-ное образование, еще очень рано говорить о гендерной педагогике как самостоятельной отрасли науки, «специально организованной, целенаправленной деятельности по формированию человека, формах и методах воспитания, образования и обучения». Науки, на теоретическом уровне обобщающей опыт гендерного образования, пока еще не существует.

Гендерне образование в высшем педагогическом образовании, на наш взгляд, является одним из определяющих факторов распространения гендерного подхода в общеобразовательной школе. Целенаправленную систематическую подготовку будущего учителя к реализации гендер-ного подхода можно рассматривать как важное направление модернизации высшего педагогического образования.

Однако анализ педагогической периодики показал, что за последние пятнадцать лет опубликовано всего несколько программ по гендерному образованию для школьных учителей и студентов педагогических университетов: программа спецкурса «Основы гендерной педагогики» [20], программа спецкурса «Гендерный подход в образовании» для ФПК работников образования [21], курс «Гендерная социализация и образование: теория и практика» для студентов вузов педагогического профиля [22].

Тем не менее весь позитивный и немногочисленный опыт интеграции гендерного подхода в педагогическое образование не может дать быстрый результат. Наша попытка поиска научных исследований, касающихся практического применения гендерного подхода в педагогической практике учителей, не увенчалась успехом.

Формирование целей статьи (постановка задания). Данное исследование было проведено с целью выявления представлений учителей о гендерном подходе в образовании. В психологии под представлением понимают наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении [23]. Таким образом, в основе представлений всегда лежит предшествующий опыт человека.

Для выявления представлений учителей о гендерном подходе в образовании нами была разработана анкета, включающая следующие вопросы:

- Из какого источника Вы впервые услышали слово «гендер»?

- Продолжите фразу «Гендер - это ... »

- Продолжите фразу: Гендерный подход в образовании - это ...

- Продолжите фразу: Гендерный подход в образовании - это необходимо, потому что ...

- Продолжите фразу: Гендерный подход в образовании - это сложно, потому что ...

- Перечислите области профессиональной деятельности, в которых педагог может наиболее эффективно использовать гендерный подход.

- Как Вы думаете, используете ли Вы в своей педагогической практике гендерный подход?

Н.А. Скоморохова педагогические

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ... науки

В анкетировании приняли участие 65 учителей, работающих в школах Приморского и Хабаровского краев, а так же в Уссурийском суворовском училище. Всего было опрошено 44 женщины и 21 мужчина в возрасте от 20 до 60 лет, имеющие педагогический стаж от 1 года до 40 лет. Средний возраст респондентов - 42,5 года, средний педагогический стаж - 18,5 лет.

Педагогическое образование имеют 86% опрошенных учителей, которое они получили в Уссурийском государственном педагогическом институте (34%), в Благовещенском государственном педагогическом институте (12,5%), в Комсомольском-на-Амуре государственном педагогическом университете (9%), в Хабаровском государственном педагогическом институте (3,6%), Спасском педагогическом училище (7%) и других профессионально-педагогических учреждениях России. 14% респондентов имеют университетское, непедагогическое образование (химик, филолог), техническое образование (техник, радиотехник, техник-строитель-технолог), а также образование, полученное в различных сферах военной инженерии и управления.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Среди опрошенных учителей 21,5% отметили, что до анкетирования не слышали такое слово, как «гендер». 37% респондентов впервые встретились с данным понятием во время обучения в ВУЗе или во время прохождения курсов повышения квалификации, а 32% - в процессе самообразования. 49% учителей, принявших участие в исследовании, отметили в качестве источника получения информации о понятии «гендер» средства массовой информации и интернет, 15% - коллег по работе, друзей, знакомых, 7,7% - профессиональную литературу.

Таким образом, только третья часть учителей получили информацию о понятии «гендер» во время профессиональной подготовки или во время повышения своей квалификации. Кроме того, только 7,7% опрошенных учителей указали на профессиональную литературу как источник, из которого они впервые узнали о понятии «гендер». Этот факт может быть объяснен либо тем, что учителя редко обращаются к профессиональной (педагогической, психологической) литературе, либо тем, что гендерная проблематика слабо в ней освещена.

Анализ ответов на вопрос «Продолжите фразу «Гендер это ...» показал, что 72 % опрошенных учителей имеют более или менее правильное представление о понятии «гендер» (различия по полу, пол, социальный пол, полоролевое поведение, функции мужчин и женщин в обществе). 14% респондентов не смогли охарактеризовать данное понятие, а 13,5% - имеют ошибочные представления о нем.

Представления опрошенных учителей о гендерном подходе в образовании выглядят следующим образом: ответы только 9% респондентов соответствуют научному толкованию этого понятия (его связывают с учетом интересов учащихся и равенством в предоставлении им образовательных возможностей); 38% учителей связывают гендерный подход в образовании только с учетом половой принадлежности учащихся в образовательном процессе, 11% - с раздельным обучением, 3% - с разделением класса на мальчиков и девочек, 29% учителей не смогли охарактеризовать это понятие. Таким образом, исследование показало очень слабую осведомленность учителей в вопросах, касающихся гендерного подхода в образовании.

При анализе ответов опрошенных учителей, касающихся необходимости реализации гендерного подхода в образовании, были получены следующие результаты: 38,5% учителей не смогли ответить на этот вопрос; 10,8% опрошенных вообще не видят необходимости в его реализации; 18,5% - связывают необходимость реализации гендерного подхода с тем, что мальчики и девочки имеют разные психологические и физиологические особенности; 6% учителей считают необходимым 96

применять гендерный подход только в случае индивидуализации образования. Только один опрашиваемый (1,5%) указал на необходимость реализации гендерного подхода как на условие, способствующее самоопределению школьников.

Среди причин, затрудняющих реализацию гендер-ного подхода в образовании, опрошенные учителя отметили неготовность школы (15,4%) (видимо учителя имели ввиду неготовность участников образовательного процесса), отсутствие условий для его реализации и отсутствие таких школ (14%), нехватку знаний о нем (4,6%), невозможность учесть индивидуальные интересы каждого ребенка (3,1%), неготовность общества в целом (3,1%), разный темп развития мальчиков и девочек (3,1%), большие временные затраты и увеличение нагрузки учителей в связи с его реализацией (3,1%), существующие стереотипы (1,5%), преобладание женщин в обществе (1,5%). Кроме того, 1,5% респондентов не видят сложностей в реализации гендерного подхода, а 41,5% - не смогли сформулировать причины, затрудняющие его реализацию.

В качестве основных областей профессиональной деятельности, в которых педагог может наиболее эффективно использовать гендерный подход, чаще всего учителя выделили классный час и воспитательную работу (23%), физическое воспитание (18%) и технологию (10%). Таким образом, выделенные области соответствуют традиционному поло-ролевому подходу к обучению и воспитанию, что может свидетельствовать о том, что опрошенные учителя отождествляют поло-ролевой и гендерный подходы.

Полученные в результате анкетирования данные об использовании учителями в своей педагогической практике гендерного подхода показывают, что 20% учителей его не применяют, 46% - применяют только его отдельные элементы и лишь 8% - активно используют гендер-ный подход в своей деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, проведенное исследование показало, что несмотря на достаточно хорошо разработанную теорию гендерного подхода в педагогической науке, в педагогической практике знания данного рода практически не используются, а опрошенные нами учителя имеют довольно смутные представления о гендерном подходе в образовании и его применении. На наш взгляд, это связано со слабой информированностью учителей о данном подходе. Таким образом, повышение квалификации педагогов и студентов педагогических вузов в вопросах гендерной проблематики, их систематическая информационная поддержка, оснащение учебными пособиями, в которых гендерная проблематика получала бы освещение, становится, по нашему убеждению, одной из насущных задач модернизации образования и общества. Ее реализация могла бы способствовать продвижению идей гендерного равноправия в обществе и более широкому распространению в школы гендерно-го подхода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Столярчук, Л.И. Методология гендерного подхода в педагогическом исследовании / Л.И. Столярчук // Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методолог. конф.-семинара / Гл. ред. В.В. Краевский; Ред. А.А. Арламов, Р.В. Почтер - Волгоград; Краснодар; М., 2008. - 284 с. С.232-238.

2. Штылева, Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л.В. Штылева. - М. : ПЕР СЭ, 2008. - 316с.

3. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дис... докт. пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Каменская. -Ростов н/Д, 2006.

4. Митрофанова, А.А. Гендерный подход в педагогике / А.А. Митрофанова // Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред.

Н.А. Скоморохова

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С.182-195.

5. Ярская-Смирнова, Е.Р. Гендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план / Е.Р. Ярская-Смирнова // Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований / РАН ИНИОН, Саратов. Гос. тех. унт. Центр социальной политики и гендерных исследований. - М., 2001. С. 93-111. - Режим доступа: http://www.eduaction.narod.ru/iarsk_paper.htm (дата обращения: 28.11.2015).

6. Котлова, Т.Б. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы / Т.Б. Котлова, А.В. Смирнова // Женщины в российском обществе. - 2001. - №3-4. -С.53-61.

7. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С. Клецина. - СПБ.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92с.

8. Смирнова А. В. Гендерная социализация в общеобразовательной школе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Н. Новгород, 2005. - 25 с.

9. Каркищенко, Е.А. Гендерная коммуникация в современной школе / Е.А. Каркищенко // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2012. - Вып. 44 - 112 с. - С. 31-38.

10. Гендерная стратегия РФ (Проект). - М., 2004. - 25 с.

11. Кон, И.С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон. - М.: Время, 2009. - 496 с.

12. Здравомыслова-Стоюнина, О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений / О.М. Здравомыслова-Стоютина // Женщина, гендер, культура. - М., 1999.

13. Попова, Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару / Л.В. Попова. // - М. : Изд-во «Промерей», 1996. - 42 с.

14. Айвазова, С.Г. Основы методики распознавания и оценки дискриминации женщин на рынке труда / С.Г. Айвазова. - Издание второе, дополненное и переработанное. - М.: Эслан, 2007. - 112 с.

15. Гендерная асимметрия в Российской системе высшего образования и её возможные социальные по-

следствия в условиях перехода к рыночной экономике. Часть I. Методология и методика социологического исследования / отв. ред. Г. Силласте - М. : ФА, 2002.

- 168с.

16. Костикова, И.В. Перспективы гендерного образования в России / И. Костикова, А. Митрофанова и др. // Высшее образование в России. - 2001. - №2. - С. 68 - 75.

17. Александрова, Н.В. Гендерные стратегии в европейском образовании: Германия и Франция / Н.В. Александрова // Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 25-28 июня 2007 г. / отв. ред. О.В. Попова. - СПб.: Изд. дом С-Петерб. гос. ун-та, 2007. - С.48-54.

18. Клецина, И.С. Теоретические и методические основания современного гендерного образования / И.С. Клецина // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. - Волгоград: изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. -342 с. - С.49-53.

19. Шнырова, О.В. Что нам дает гендерная педагогика? / О.В. Шнырова // Гендерная педагогика и гендер-ное образование в странах постсоветского пространства: Сб. материалов Международной летней школы 2001. -Иваново, 2002. - 294 с. - С. 3-9.

20. Костикова, И.В. Основы гендерной педагогики / И.В. Костикова и др. // Женщина в российском обществе.

- 2000. - №3. - С.67-74.

21. Штылева, Л.В. Гендерный подход в образовании: Учебная программа и методические рекомендации к курсу / Л.В. Штылева. - Мурманск: МПГУ, 2004. - 78 с.

22. Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: Сб. материалов Международной летней школы 2001. - Иваново, 2002. -294 с. - С.213-229.

23. Большой психологический словарь // Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

GENDER APPROACH IN PEDAGOGICAL PRACTICE

© 2015

N. A. Skomorokhova, graduate student of department of pedagogy, senior lecturer of department

of psychology of education

School of pedagogics of Far Eastern Federal University, Ussuriisk (Russia)

Abstract. Achieving gender equality around the world is becoming central to development and human acts as an important part of the strategy of the state, which is based on gender-symmetric model of equilibrium and the inclusion of men and women in all spheres of public life. The egalitarian policy does not contradict the Russian civilizational motion vector of world history: the country can not continue to ignore or underutilize potential of any gender in all spheres of society. Overcoming gender asymmetry, which is characteristic in varying degrees in all societies, especially needed in an era of global socio-economic and cultural transformations in order to maintain national security and security not only in the demographic aspect that has traditionally often have in mind, but also in aspect of successful socialization of the younger generation, depending on the floor. In the socio-cultural construction of gender relations system does not have to deny the role of education. Experts in the field of gender agree that educational institutions, educational content, teachers used methods and forms, in turn, reflect gender stratification of the society and culture in general, demonstrating his field unequal status of men and women. Studies School practice shows that it is, in terms of the values of gender equality, needs substantial modernization. That's why the use of gender mainstreaming in the education sector being examined as a way of improving the level and quality of education of students, male and female. But unlike many of the social and human sciences, to apply a gender methodology, both in the West and in Russia, teaching them much behind in mastering and processing of gender theory, so that a gender approach in our science is still perceived as a scientific exotic. Teaching science and teacher education are at the very beginning of the development of the concept of gender. In order to understand and professional involvement in the process of gender socialization of children requires an appropriate teacher and methodological apparatus comprising a system of scientific knowledge about gender, pedagogical aspects of education and training as gender technology factors, conditions and criteria for effective gender socialization of students, appropriate professional language subject. The article presents arguments aimed at justifying the relevance of the implementation of gender mainstreaming in education, as well as analyzes the perceptions of teachers on gender approach in education.

Keywords: gender; gender approach in education; readiness for realization of gender approach; representation of teachers on gender approach in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.