УДК 378
ИФ. Игропуло ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ
Ю.В. Сорокопуд НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
К РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье обоснована необходимость организации специальной подготовки педагогических кадров в условиях магистратуры к реализации гендерного подхода на всех ступенях системы образования РФ.
Ключевые слова: гендерный подход, готовность к реализации гендерного подхода, магистерская программа «Педагогическое образование».
Irina Igropoulou Yunna Sorokopud
TRAINING OF MA STUDENTS OF A DIRECTION «PEDAGOGICAL EDUCATION» FOR THE IMPLEMENTATION OF THE GENDER APPROACH IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY
Annotation. In the article the necessity of organization of special training ofpedagogical personnel in the judiciary to the implementation of gender mainstreaming at all levels of the education system of the Russian Federation.
Keywords: gender approach, commitment to the implementation of gender mainstreaming, master's programme «Pedagogical education».
Одной из задач педагогической науки на современном этапе является развитие новой отрасли - тендерной педагогики, изучающей особенности развития и социализации подрастающего поколения разного пола. В проекте Гендерной стратегии РФ [6] говорится о важности реформирования системы образования с учетом включения гендерного образования, расширяющего возможности полов для свободного развития. Несмотря на наличие в педагогической литературе разносторонних работ, посвященных проблемам гендерной тематики, ведущим направлением гендерной стратегии в области образования является «включение в государственные образовательные стандарты ... сквозной системы гендерно-ориентированных программ, начиная с дошкольных учреждений» [6, с. 24].
Тем самым можно констатировать, что российская педагогическая наука приступила к решению проблемы гендера. Внедрение категории «гендер» в педагогическую науку имеет принципиальное значение, поскольку игнорирование половой принадлежности школьников в учебно-воспитательном процессе приводит к нивелированию мужской и женской неповторимости внутреннего мира. В настоящий момент ученые продолжают обосновывать необходимость включения генде-ра в систему образования: проводится экспертиза учебной литературы, разрабатываются и внедряются курсы гендерного просвещения преподавателей и учащихся. Таким образом, происходят локальные включения гендерной теории в программу обучения.
Как отмечает О.А. Константинова [12], гендерный подход в обучении можно понимать как одну из составляющих личностно ориентированного подхода к обучению, учитывающую гендерные особенности учащегося и предполагающую на основании этого определение содержания, форм, методов обучения, создание благоприятной (гендерно комфортной) образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом.
С точки зрения возрастного аспекта гендерное образование, согласно И. Костиковой, следует
© Игропуло И.Ф., Сорокопуд Ю.В., 2014
рассматривать как образование школьников, студентов, взрослых [13]. Образование школьников должно быть направлено на то, чтобы помочь справиться им с проблемами социализации, важной составной частью которой является идентификация ребенка как мальчика или девочки и принятие ими определенной социальной роли. Образование студентов строится на разъяснении гендерных стереотипов, с которыми сталкивается молодежь, вступая во взрослую жизнь, и в совместном поиске средств преодоления этих стереотипов. Образование взрослых носит преимущественно адаптационный характер, помогая приспособиться к происходящим в обществе изменениям или бороться с возникающими трудностями.
Однако для реализации гендерного подхода в образовании необходимо, прежде всего, подготовить педагогические кадры. Для этого в процессе профессиональной подготовки педагогов необходимо внедрение новых организационных форм и эффективных технологий обучения, создание учебных пособий, учебников, дополнительных учебных курсов наряду с обязательными курсами учебного плана. Не менее важным направлением является повышение психолого-педагогической квалификации и мастерства преподавателей, связанное с формированием готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников. Под готовностью учителя к реализации ген-дерного подхода в обучении школьников будем понимать системное образование личности педагога, интегрирующее в себе знание основ гендерной педагогики, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении [8]. Формирование требуемой готовности означает образование системы таких мотивов, отношений, установок, черт личности, такого накопления знаний, умений, навыков, которые обеспечивают будущему учителю возможность эффективно выполнять свои функции.
В ряде вузов страны профессорско-преподавательским составом в той или иной степени решаются проблемы реализации гендерного подхода в обучении и соответствующей подготовки педагогических кадров. Примеры внедрения в образовательный процесс новых технологий и форм ген-дерного образования студентов уже имеются. Так, в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете создан научно-исследовательский Центр гендерных исследований (ЦГИ), в котором занимаются проблемами реализации гендерного подхода на различных ступенях образования в образовательных учреждениях основного и дополнительно образования [7; 15].
Программа спецкурса для студентов педагогических вузов и колледжей, нацеленная на обретение системы гендерно ориентированных знаний, принятие мужской и женской социально-сексуальной ролей, подготовке к профессиональной деятельности и семейной жизни была разработана в научно-исследовательской лаборатории психолого-педагогической и социологической диагностики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования [16].
Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ) был образован в 2012 г. из ряда ведущих вузов Ставропольского края. Как Федеральный университет, он имеет право на разработку и реализацию самостоятельно установленных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Авторы данной статьи участвовали в разработке нового стандарта магистерской подготовки по направлению подготовки 44.04.01. - «Педагогическое образование» [9; 10; 14]. Также мы являемся соавторами ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.04.01. - «Педагогическое образование» для третьего уровня - подготовки кадров высшей квалификации [11; 14]. В силу разных причин, нам не удалось выделить проблематику в области гендерного образования в отдельный элективный курс,
однако на основе изученного опыта ученых страны [13; 17] планируется введение в содержание образования магистров через следующие формы работы:
- включение отдельных тем гендерной проблематики в курсы учебных дисциплин базовой и вариативной части (Современные проблемы науки и образования; Методология и методы научного исследования; Инновационные процессы в образовании и др.);
- включение творческих заданий, затрагивающих гендерные аспекты, при объяснении отдельных тем учебных дисциплин;
- включение гендерных аспектов в научно-исследовательскую и творческую работу студентов.
Следует также отметить, что в Северо-Кавказском Федеральном университете гендерный подход достаточно активно реализуется в процессе подготовки специалистов социальной сферы, в том числе, социальных педагогов (С.В. Агулина [1; 2; 3] и др.); при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта (А.Л. Ворожбитова [4; 5]). Тем самым создаются предпосылки для более эффективной реализации гендерного подхода на каждой ступени высшего профессионального образования, в том числе в процессе организации подготовки кадров для системы общего и дополнительного образования.
Библиографический список
1. Агулина С.В. Проблемы подготовки специалиста социальной работы к гендерно ориентированной социально-педагогической деятельности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2007. - № 2 (28). - С. 18-24.
2. Агулина С.В. Гендерная составляющая социально-педагогической деятельности бакалавра социальной работы // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 9. - С. 256-260.
3. Агулина С.В. Социальное воспитание в поликультурной среде в контексте гендерной компетентности специалиста // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3(47). - С. 45-48.
4. Ворожбитова А.Л. Гендер в спортивной деятельности: учеб. пособ / А.Л. Ворожбитова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 216 с.
5. Ворожбитова А.Л. Гендерные компоненты теории физической культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2009. - Вып. 1. - С. 242-244.
6. Гендерная стратегия Российской Федерации (Проект). - М., 2004. - 25 с.
7. Гендерное образование: учеб. пособ. / под ред. Л.И. Столярчук. - Краснодар: Просвещение - ЮГ, 2011. -387с.
8. Горшкова Т.А. Проблема готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - 2009. - № 3(4).
9. Игропуло И.Ф., Семина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (Опыт СевероКавказского Федерального университета) // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1(44). - С. 2628.
10. Игропуло И.Ф., Семина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии Тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 2. - С. 235-238.
11. Игропуло И.Ф., Сорокопуд Ю.В. Реализация гендерного подхода в процессе подготовки будущих преподавателей в условиях аспирантуры // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (47). - с. 44- 46.
12. Константинова О.А. Гендерный подход к обучению школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005. - 154 с.
13. Костикова И., Митрофанова А., Пулина Н., Градскова Ю. Перспективы гендерного образования в России // Высшее образование в России. - 2001. - № 2. - С. 68-75.
14. Приказ № 530-о от 03 апреля 2014 г. «Об утверждении образовательного стандарта по направлению подготовки 44.04.01 г. - Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nciu.ru/uploads/doc/prikaz_530.pdf. (дата обращения 23.07.2014).
15. Столярчук Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе // Известия ВГПУ, Сер. «Педагогические науки». - 2011. - № 8(62). - С. 91-94.
16. Шустова Л.П. Подготовка педагогов к тендерному образованию и воспитанию детей // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/29-1099 (дата обращения 23.07.2014).
17. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ivanovo.ac.ru/win125^отаЪ^огтВ^ШШт.