УДК 37 (09) Н.И. ШАРИПОВА
ББК 74.03 (2)
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Западные тендерные знания начали распространяться на постсоветском пространстве в 90-е годы прошлого столетия.
По мнению О.Л. Клециной («Вместо послесловия: тендерная психология и направления ее развития»), тендерные исследования «призваны показать механизмы конструирования тендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах, а также обосновать возможности изменения идентичности мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований» (СПб.: Питер, 2003. - 479с.)
Философско-культурологический анализ понятия пола дается в учебнике по философии под редакцией В.Д. Рубина, Т.Ю. Сидориной и В.П. Филатова. Автор главы «Философия пола» О.А. Воронина определила гендер как социокультурный конструкт, сквозь призму которого происходит анализ общества и культуры (М.: Русское слово, 1996).
Затем были учебное пособие «Введение в гендерные исследования» под редакцией И.В. Костиковой (изд. ПГГУ - 2000 г.), два академических учебных пособия Московского центра гендерных исследований и Харьковского центра гендерных исследований (Харьков: ХЦГИ; СПб: изд. Алетейя - 2001 г.), курс лекций и хрестоматия по курсу «Теория и методология гендерных исследований» (М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ - 2001 г.), «Словарь гендерных терминов» под ред. А.А. Денисовой (М.: Информация - XXI в. - 2002).
Коррекция процесса социализации молодежи в зависимости от пола в эпоху глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций является одним из предлогов исследования гендерной педагогики. Многие российские исследователи (И. Кон, О. Здравомыслова-Стоюнина, Н. Римашевская, Л. Попова, Т. Клименкова, Т. Журженко, Н. Давыдова, С. Айвазова, Г. Силласте, Л. Штылёва и др.) считают, что имеется ряд наиболее заметных объективных процессов, происходящих во всех индустриальных и постиндустриальных культурах мира, которые повлияли на изменения парадигмы исследований гендерной социализации молодежи. Такими процессами являются: во-первых, ломка традиционной системы гендерной стратификации, резкое ослабление поляризации женской и мужской социальных ролей, когда нет традиционно жесткого и нормативного гендерного разделения; во-вторых, изменение самих культурных стереотипов маскулинности и фемининности, которые становятся менее жесткими и полярными, когда значительно полнее учитывается разнообразие индивидуальных ситуаций; в-третьих, серьезная трансформация брачно-семейных отношений, когда старые экономические и социальные функции семьи ослабевают, увеличивается ценность духовной и психологической близости между всеми членами семьи. Трансформация семейно-брачных отношений основывается на индивиде, который сегодня является центром этих отношений.
Такая переориентация - результат длительного исторического процесса, она свойственна не только брачно-семейным, но и трудовым отношениям, свободному общению. Современные брачно-семейные отношения, акселерация изменяют систему гендерной социализации девушек и юношей. Ясно, что трансформация семейных ценностей не может позволить семье оставаться основным способом включения молодого поколения в культурную традицию.
Почти во всех культурах принято, что главенствующее положение в семье принадлежит мужу, а жене отводится, в основном, роль обычной хозяйки. Очень интересной в этом отношении является этимология английских слов wife и husband. Существительное wife происходит от древнеанглийского слова wif, означающего woman, а слово husband - от древнеанглийского husbonda, означающего master of house (хозяин дома). Происхождение данных слов показывает, что в основе значения слова «жена» лежит обычная половая принадлежность женщины, а в основе слова «муж» - социальный статус мужчины, его главенствующее положение в семье. Такое положение дел является обычным в обществе, где царит патриархат, но сегодня налицо перемены, вносящие определенные коррективы в семейные отношения.
Гендерная стратегия предусматривает не только адаптацию мужчин и женщин к переменам, но и их становление главными действующими лицами в современном обществе.
Но трансформация взаимоотношений полов вносит в общество определенную коррекцию. Система жизненных ориентиров современной женщины претерпела коренные изменения. Для нее важным на сегодняшний день является уже не только бесперспективная стратегия выживания, чего требует экономическое положение, а наиболее перспективная стратегия - стратегия развития. И, как следствие, для нее на первом месте оказываются ценности самореализации, индивидуальной успешности, социальной престижности, которые, в свою очередь, влияют на жесткое распределение семейных обязанностей, дифференциацию труда в публичной и частной сферах, основанную как добровольный социальный контракт равноправных агентов. Подобный социальный контракт, к сожалению, исходит из сложившихся традиционных представлений о содержании половых ролей и убеждений о «природном» предназначении полов.
Роле-статусные характеристики мужчин также подверглись изменениям. Важнейшим изменением является утрата современным мужчиной традиционной монополии в браке, в частности, социального приоритета выбора партнера, что является очевидным следствием общепризнанной тенденции гендерного равноправия в семейных отношениях. Сегодня мужчина -один из возможных партнеров по брачному рынку, а не бесспорный субъект брачного выбора.
Еще одна культурная трансформация - растущая инфантилизация («кризис мужской идентичности») молодых и не очень молодых мужчин, снижение их самостоятельности в образе жизни («самости»), самообеспеченности, инициативности в поведении и т.д. Такая обстановка нашей стране не свойственна, но она существует.
Гендерной стратегией предусматривается не только адаптация мужчин и женщин к изменениям, но и их становление действующими лицами в современном обществе, которое определяется в Кельнской Хартии как общество знания.
Еще детьми, и мужчины, и женщины, делая свои первые шаги в школе как члены общества, повышают свой социальный статус, берут на себя новые обязательства. Все их окружение ожидает от них самостоятельности, активности, целеустремленности, ответственности, определенных успехов в учебной деятельности. И от того, как активизируется процесс сознательного усвоения норм поведения, прав и обязанностей, нормативных знаний и нравственных чувств, возникающих у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого, зависит успешность адаптации в новой социальной ситуации.
Исследования показывают, что школа - это именно та социальная среда, где в полную силу обнаруживается практическое значение гендерных стереотипов, окончательно определяются гендерные роли, отчетливо закрепляются основы взаимоотношений с противоположным полом.
Ю.Е. Алешина, А.С. Волович в своих работах указывают на то, что поло-ролевая социализация в современном виде приводит к парадоксальным результатам: мальчиков как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же, напротив, - на гиперактивность и доминантность. Но жить им предстоит в обществе, во многом ориентированном на традиционные поло-ролевые стандарты (Вопросы психологии. - 1991, №4, 74-82)
Смена обстановки, изменение окружающей среды менее болезненно воспринимают женщины, они испытывают большее удовлетворение от результатов адаптации, более коммуникабельны. Юношеский возраст (студенческий) является решающим периодом развития самосознания, его упрочения и закрепления. Как показывают исследования А.С. Берберян, молодежь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней среды, чем старшее поколение. Следовательно, именно в этот период необходимо более серьезно подойти как к образованию, так и воспитанию (Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. с. 126).
Гендерный подход в образовании дает возможность учитывать восприятие учащимися, лицами с различными интересами, предварительным опытом, различными жизненными ситуациями дальнейшей стратегии обучения, его сильных и слабых сторон. Известно, что различия существуют не только между мужчинами и женщинами, но и внутри этих групп, а значит, здесь не может быть и речи о жестких правилах гендерной теории, которая должна вписываться в любую ситуацию образования.
Но есть и другие взгляды на отличия мужского и женского самосознания. Например, философ Г.Е. Астафьев считает, что женщина должна лишь следовать тому предназначению, которым ее наградила природа, и тогда в обществе изменится очень многое: начнутся оздоровительные процессы в области морали и нравов, семейное воспитание возымеет свое действие, и излечатся социальные болезни общества. Тогда, само собой, возникает вопрос о том, можно ли историю и время повернуть вспять. Ведь все те процессы, которые происходят сегодня во всем мире, требуют другого подхода к роли женщин в обществе, тем более, что эти процессы - результат многолетних
изменений. Здесь хочется подчеркнуть, что эти изменения происходили именно в традиционном патриархальном обществе, а значит, они являются велением самого общества, велением времени (ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. с. 6).
Конвенция ООН 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин позволила многим выступать за то, чтобы дать женщинам свободу жизненного выбора. Социальный статус женщины в современном обществе, несмотря на положительную тенденцию к изменениям, до сих пор не позволяет им наравне с мужчинами находиться на одном уровне власти, могущества и материальной обеспеченности. Следствием этого в содержании представлений о свободе у лиц данного пола более четко прослеживается стремление к свободе как власти и могущества.
Сегодня возможности отдельного человека во многом зависят от его усилий, от его мнения о самом себе, от субъективного взгляда на собственную жизнь. В современном обществе профессиональная карьера и творческая самореализация становятся все более значимыми в жизни людей. Сегодня появилось сомнение в социокультурной и исторической неизменности положения мужчин и женщин, что повлияло на появление категории «гендер», которая раскрывает природу пола не столько с биологических позиций, сколько с социокультурных.
Перечисленные выше условия приводят к автономизации и индивидуализации каждого человека. Большинство людей ищут свой путь в решении проблем, пренебрегая определенными уже существующими шаблонами. В развитом обществе у каждого человека появляется возможность осознать себя полноценной личностью, которая имеет право на обособление. Это говорит об актуальности контента гендерной теории для работы, учебы и повседневной жизни и мониторинга различия точек зрения, которые должны составлять категорию «гендер». Данный процесс предусматривает междисциплинарные проекты, включающие различные методы и процессы обучения, в том числе в виде многообразия в качестве элемента совместной образовательной деятельности мальчиков и девочек, парней и девушек, особенно в высокоразвитой гендерной сегрегации.
Изученные материалы по гендерным исследованиям дают возможность охарактеризовать гендер как сложное личностное образование, которое определяет ментальные, эмоциональные и поведенческие характеристики субъектов, предпочтительные социокультурные роли, предписываемый статус личности, а также половую идентичность как продукт социализации и воспитания.
Гендерный подход в образовании предусматривает деконструкцию традиционных ограничений потенциалов личности в зависимости от биологического пола, осмысление и создание условий для реализации и раскрытия юношей и девушек в процессе педагогического воздействия. Ранее считалось, что в нашем обществе нет достаточных оснований для разработки гендерного подхода. Но сегодня ряд принципиально новых проблем, возникших в общецивилизованных процессах, тесно связан с социополовой проблематикой. Например, проблема андроцентризма всей современной культуры, когда мир строится на «мужскую руку», в котором ориентация на человека оказывается менее значимой, чем ориентация на дело. Осуществляемые исключительно в рамках гендерных стереотипов социализация и обучение расцениваются как дискриминационные, «принудительные», которые демократическое общество не может принять, так как в нем приоритетным является свободное развитие личности. Каждый человек, строя свою собственную среду развития, является субъектом жизнедеятельности. В течение жизни субъект не только воспроизводит гендерные нормы и отношения, но и сам создает индивидуальный гендер.
Поиск социально приемлемых и оптимальных форм самореализации личности и привел общество к формированию нового подхода к образовательной системе и воспитанию. Не остается в стороне и система высшего образования. Происходящие процессы глобализации, создания единого экономико-политического и социокультурного пространства послужили толчком для интенсификации процесса обучения студентов за рубежом по различным образовательным программам.
Однако единая система высшего образования жизнеспособна и эффективна при условии правильного осознания и верной интерпретации своеобразия функционирования национально-психологических особенностей, учета гендерных особенностей в процессе обучения. За понимание ментальных характеристик, за формирование культуры межнационального общения, знание принципов межкультурной коммуникации и приобретение этнопсихологической компетентности и гендерной идентичности несет ответственность сфера образования.
Гендерный подход ставит целью системное изменение учебной среды в целях более полной реализации потенциалов студентов, повышения самостоятельности в изучении какого-либо предмета (в том числе и русского языка). Для этого необходимо формировать у студентов знания
стратегий изучения русского языка, ведь, изучая какой-либо язык, каждый учащийся познает мир, расширяет свой кругозор и, что самое главное, через это познание познает и самого себя.
Каждый субъект учебной деятельности должен знать, как достичь результата в изучении русского языка, какие методы, средства и формы обучения в различных видах речевой деятельности и коммуникации дают положительный результат (каждый должен уметь выбирать, какой метод для него более приемлем).
Определенные социальные, экономические и политические условия, которые сложились у нас, стали важными факторами, влияющими на результаты профессиональной деятельности, как мужчин, так и женщин.
Из изученной литературы исходит, что существуют внутренние и внешние факторы, препятствующие самореализации женщин и мужчин. Экономические, социальные, образовательные, политические являются внешними факторами окружающей среды. Эти факторы, например, женщинам не дают возможности стать и считаться компетентными в какой-либо сфере, в отличие от мужчин, не могут позволить себе делать «мужскую карьеру», ей часто приходится выбирать между успешной карьерой и счастливой семейной жизнью.
К сожаленью, женщина не может отказаться от своих домашних обязанностей ради дела, тогда как мужчина, чтобы достичь успеха в работе, может позволить себе пренебрегать своими обязанностями в семье, полностью посвятить себя определенной работе, и при этом он не забывает, что является главой семьи и имеет привилегии. Женщина же рискует остаться одна и приобрести массу проблем при желании позволить себе то, чему мужчина может посвятить всего себя. Здесь ещё один пример явного неравноправия между живущими в одном и том же обществе мужчинами и женщинами, ведущего к заниженности самооценки женщин.
Таким образом, предметом гендерных исследований являются и мужчины, и женщины, так как их задача - открыть и показать пути развития личности (независимо от биологического пола), раскрытия ее лучших качеств для достижения поставленных целей. Это подразумевает пересмотр имеющихся программ, учебников с гендерной точки зрения: наличие различных видов заданий, направленных на самостоятельный выбор и изучение тем; наличие лексических тем, в которых показана не только значимая роль представителей мужского пола, но и женщин как активных участников позитивных преобразований в обществе; конечно, воспитание полноценных членов общества в лице достойных мужчин и женщин - ведь мы должны воспитать настоящих мужчин и женщин, которые вместе работают, создают семьи и выступают в роли воспитателей будущих поколений.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Берберян, А.С. Значение этнопсихологического и гендерного факторов для формирования культуры межнационального взаимодействия студентов в условиях интеграции в мировую систему образования. Материалы международной научно-практической конференции 5-6 мая 2010 года. - Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. с. 126
2. Марк, А. Полак, Эмили Хафнер-Бертон. Гендерная интеграция в Европейском союзе./ Гендерная интеграция: возможности и пределы социальных инноваций. СПб.: Алетейя - 2004. С. 65
3. Мухортова, Е.А. Истоки гендерных исследований. Материалы международной научно-практической конференции 5-6 мая 2010 года / Е.А. Мухторов. - Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. с. 6.
4. Практикум по гендерной психологии /Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479с.
5. Пушкарева, Н.Л. Женщина в российской семье: традиции и современность. / Семья, гендер, культура / Н.Л. Пушкарева. М., 1997. -
6. Штылева, Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании / Л.В. Штылева. - http: // www.Ivanovo.ac.ru/win125/jomal3/shtil.htm.
REFERENCES:
1. Berberyan, A.S. The significance of ethno-psychological and gender factors to build up a culture of international interaction between students in terms of integration into the global system of education. Materials of International scientific-practical conference May 5-6 2010. - Penza - Yerevan - Prague: Ltd Scientific- Publishing center «sociosphere», 2010. 126p.
2. Mukhortova, E.A. The origins of gender studies. Materials of International scientific-practical conference May 5-6 2010. - Penza - Yerevan - Prague: Ltd Scientific- Publishing center «sociosphere», 2010. 6p.
3. Pushkareva, N.L. Woman in the Russian family: traditions and modernity. / Family, gender, culture.
4. Sillaste, G.G. Socio-gender relations in the period of social transformation in Russia. Sociological research. - 1994. - №3
5. Shtyleva, L.V. Pedagogy and gender: the development of gender approaches in education. http: // www.Ivanovo.ac.ru/win125/jornal3/shtil.htm.
6. Shustova, L.P. Training teachers for gender education and bringing up of children.
Социальный пол как предмет научных исследований
Ключевые слова: поло-ролевая социализация, идентичность, развитие личности, самореализация, гендерные особенности, адаптация.
Гендерные исследования, которые являются объектом данной статьи, рассматривают категорию пола, которая конструируется в различных областях общественной жизни.
Задачей современного общества является подготовка нашей молодежи к самостоятельной жизни во всех сферах человеческой деятельности, включая образование, а также семейные отношения. Молодой человек, делающий свои первые шаги по жизни, должен быть всесторонне готов к тем требованиям, которые предъявляет к нему общество, не теряя своей идентичности и не забывая об ответственности и обязанностях перед обществом. В этом и заключается задача гендерного подхода в образовании, предусматривающего такую систему, которая позволит индивиду полностью раскрыться как личность, адаптироваться в столь разнообразном мире и найти свое место в жизни.
Такой подход к образованию требует пересмотра учебных программ, планов и учебников, как школьных, так и вузовских. Это, в свою очередь, подразумевает подготовку системы заданий, направленных на самостоятельный выбор студентами заданий, которые они посчитают необходимыми для изучения той или иной темы.
Social gender as a subject of scientific research
Keywords: gender- role socialization, identity, personal development, self- realization, gender peculiarities, adaptation
The article deals with gender studies consider the category of gender, which is constructed in various spheres of social life.
The aim of modern society is to prepare young people for independent life in all the spheres of human activity, including education as well as family relations. A young man taking his first steps in life, must be fully prepared for the requirements existing in the society without losing his own identity and not forgetting about responsibility and obligations before the society. This is the aim of gender approach in education, providing a system that will allow the person to fully unfold oneself as an individual, to adapt in such a diverse and to find the place in life.
Such approach to education requires a review of programs, curricula and textbooks both for schools and universities. This, in its turn, implies a system of training assignments aimed at independent choice of students tasks which they will consider to study this or that theme.
Сведения об авторе:
Шарипова Нилуфар Истамкуловна, старший преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: uchzaphgy@mail.ru
Information about the author:
Sharipova Nilufar Istamkulovna, a Senior Teacher at Modern Russian Language and General Linguistics Department, Khujand State University named after B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: uchzaphgy@mail.ru