Научная статья на тему 'Образование с точки зрения гендерного знания'

Образование с точки зрения гендерного знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерная педагогика / гендерный подход / самореализация личности / гендерная компетентность / развитие мужской и женской индивидуальности / творческое преобразование / gender pedagogy / gender approach / self-identity / gender competence / the development of male and female identity / creative transformation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Нилуфар Истамкуловна

В статъерассматривается вопрос о гендерном подходе в образовании иуказывается, что сегодня образование призвано формировать такое общество, в котором и мужчины, и женщины будут являться источниками доходов для семьи и будут заниматься детьми. Учет индивидуальных особенностей личности в соответствии с его полом, определение содержания, форм и методов обучения и воспитания, создание благоприятной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом, являются составляющими компонентами гендерного подхода в образовательной системе. Эта проблема в нашей стране еще мало исследована, изучение вопросов воспитания гендерно компетентных специалистов должно оказать положительное влияние на развитие стабильного и развитого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FROM THE VIEW OF GENDER KNOWLEDGE

The article deals with the issue of gender mainstreaming in education, and states that education today is intended to form a society in which men and women be sources of income for a family and care about children. Taking into account the individual features of a person according to his/her gender, identifying the content, forms and methods of education and upbringing, creating a favorable learning environment aimed at the development of a person in accordance with his/her natural potential, are the integral components of gender approach in educational system. This problem has not been studied thoroughly in our country so far. The study of questions about the education of gender competent professionals should have a positive impact on the development of a stable and developed society.

Текст научной работы на тему «Образование с точки зрения гендерного знания»

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

УДК 37 С Н.И. ШАРИПОВА

ББК 74.04 (2)

ОБРАЗОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО ЗНАНИЯ

В современном обществе, когда происходят глобальные социально-экономические и культурологические изменения, процесс социализации молодежи в зависимости от пола становится объектом исследования гендерной педагогики. Многие российские исследователи (И. Кон, О. Здравомыслова-Стоюнина, Н. Римашевская, Л. Попова, Т. Клименкова, Т. Журженко, Н. Давыдова, С. Айвазова, Г. Силласте, Л. Штылёва и др.) считают, что имеются объективные процессы, происходящие во всех странах мира и повлиявшие на изменения парадигмы исследований гендерной социализации молодежи. Такими процессами являются: во-первых, разрушение традиционной системы гендерной стратификации, уменьшение поляризации женской и мужской социальных ролей, когда нет традиционно жесткого и нормативного гендерного разделения; во-вторых, изменение самих культурных стереотипов маскулинности и фемининности, которые становятся менее жесткими и полярными, когда значительно полнее учитывается разнообразие индивидуальных ситуаций; в-третьих, серьезная перемена в брачно-семейных отношениях, когда старые экономические и социальные функции семьи ослабевают, увеличивается ценность духовной и психологической близости между всеми членами семьи. Основным звеномв семейно-брачных отношениях становится личность, на чем и основывается трансформация этих отношений.

В педагогике термин «гендер» используется чуть более 10 лет, тогда как в психологии, филологии и др. науках он известен уже давно. Российские исследователи А.Г. Александрова, С.В. Бадмаева. В.В. Дудукалов, Е.Н. Каменская, Т.С. Кузнецов, Н.И. Роговская, О.А.

Константинова, Т.П. Машихина, М.А. Радзивилова, И.А. Кириллова, С.А. Коробкова, М.А.

Толстых, В.И. Чумаков и др. посвятили свои исследования в виде диссертаций и монографий различным аспектам гендерной проблематики и в педагогике.

Сегодня образование призвано формировать такое общество, в котором «и мужчины, и женщины будут являться источниками доходов для семьи и будут заниматься детьми».

В процессе гендерных педагогических исследований были выявлены проблемы стратегической, методологической, концептуальной, содержательной и методической ориентаций.

В государственной политике европейских и скандинавских стран гендерная проблематика является центральной. Способствуя созданию обширной информационной базы конкретных проблем, касающихся гендерных конфликтов и их разрешения, она позитивно влияет на развитие гендерного образования в вузах. В последние годы и в нашей стране уделяют особое внимание гендерной политике, хотя в области образования исследование данной проблемы находится еще на ранней своей стадии. По данным Азиатского и Тихоокеанского Регионального образовательного Бюро ЮНЕСКО (Бангкок, Таиланд) за 2004 год, во многих странах в сфере образования до сих пор отсутствуют достоверные, дифференцированные по полу данные; однако существует целый ряд проблемных вопросов типа: «что происходит в классных комнатах, каковы результаты обучения девочек и мальчиков, что представляют собой учебные планы и учебники, в чем состоит роль учителей, как оценивается школьная среда в контексте гендера». Необходимо собрать данные о достижении гендерного равенства или укреплении существующих гендерных стереотипов в образовании; исследовать гендерное неравенство в образовании, причины и способы его преодоления. Это и есть стратегические проблемы современных гендерных педагогических исследований.

На данной стадии изучения проблем этой области нет систематизированного и обобщающего гендерного научного знания в педагогической науке, что и вызвало необходимость исследования методологической проблемы гендерных педагогических исследований. Работы в этой области были посвящены вопросам размежевания, разграничения гендерных проблем в современном высшем образовании, где особо важным является поло-ролевое воспитание студентов младших курсов вузов (Дудукалов 2002), становление гендерной идентичности студентов (Толстых 2005), гендерная толерантность (Шустова 2006), культура взаимоотношений (Кузнецов 2006, Андропова 2007), формирование познавательных интересов с учетом гендерных способностей (Роговская

233

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

2007) и др.О методологической проблеме обобщенно высказывали свои научные воззрения Каменская (2006, 2009), Кон (2008, 2009), Костикова (2005), Столярчук (2007, 2008).

Включение вопроса исследований гендерной проблематики в разные науки (философию, историю, филологию, социологию, психологию, педагогику) становилось концептуальной проблемой в формировании гендерного образования в вузе. Исследование гендерной проблематики способствовало обновлению, динамизации терминологической и теоретической понятийной основы.

Двадцатый век характеризовался введением аксиологического плюрализма в концепции различных наук, сближением различных наук на основе междисциплинарности. Начало же 21 века стало отличаться отмежеванием их друг от друга. Следовательно, в каждой науке гендерные исследования пытаются четко разграничить собственный предмет изучения, так как существуют трудности в нахождении использовании соответствующей терминологии, в поиске точных аналогов тех или иных иноязычных терминов в русском языке, связанные с разнообразием концепций, теорий и выявлением равнозначных им терминов, их разной трактовкой.

Рост количества и повышение качества исследований по гендерному образованию порождают востребованность гендерного знания в системе образования и осмысления выбора гендерной проблематики. При этом следует не нарушать целостность учебно-воспитательного процесса. Это есть содержательная актуальная проблема, ожидающая своего всестороннего рассмотрения. Содействие в достижении гендерного равноправия девочек и мальчиков и устранении гендерных стереотипов и заключает содержание гендерного образования. При этом необходимо обеспечить им (учащимся) равные возможности в системе образования с целью оказания максимальной помощи в реализации их потенциала независимо от пола.

Выбор эффективных педагогических средств усвоения гендерного знания способствует преодолению гендерных стереотипов в обществе и системе образования, являясь актуальной методической проблемой этой области. Вполне возможно, что качественные объяснения к мотивации понятий «феминистские теории и история женского образования как предтече гендерных исследований», «дискриминация по половому признаку», «сексизм», «гендерное равенство и пути его достижения» как ключевые и системообразующие понятия проблемы гендерного образования, учет принципов и способов их особых номинаций позволили бы сократить число спорных и невыясненных этимологий этих понятий.

Становление педагогической теории и практики, способствующее переходу от «бесполой» педагогики к образованию, обращено к внутреннему миру личности. Современная система образования должна фокусироваться на развитии мужской и женской индивидуальности и учитывать их гендерные особенности в обучении и воспитании, формировании культуры гендерных взаимоотношений, стремлении к их гармонии, профессиональной подготовки компетентного специалиста, способного к созданию педагогических условий для самореализации детей обоего пола, ставя определенные задачи перед педагогикой. На сегодняшний день наиболее интегрированными в гендерном отношении являются такие науки, как филология, социология, психология и философия.

Учет индивидуальных особенностей личности в соответствии с его полом, определение содержания, форм и методов обучения и воспитания, создание благоприятной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом, являются составляющими компонентами гендерного подхода в образовательной системе.

Для того чтобы реализовать гендерный подход в системе образования, необходимо подготовить компетентных педагогов. Компетентность педагога заключается в совокупности усвоенных им знаний о сущности гендерного подхода в образовании, а также умений, необходимых для осуществления гендерной стратегии в организации педагогического процесса. Компетентный педагог должен использовать гендерные знания и умения как основу гендерного взаимодействия в условиях образовательной системы.

С развитием данного подхода в ряде наук, в том числе и в образовании, личность с психологической точки зрения получила, во-первых, возможность реализации того типа гендерной идентичности, который является результатом ее индивидуального опыта, включающего не пассивное усвоение некоторых норм и требований гендерной роли, а добивается творческого преобразования внутри личности; во-вторых, с позиции социализации личности, деконструируются традиционные ограничения развития потенциала личности в зависимости от пола, и, таким образом, создаются условия для самореализации юношей и девушек.

234

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Отмеченные источниковедческие знания, возможности словаря понятий гендерной стратегии в организации педагогического процесса и опыта использования гендерных знаний и умений в качестве основы гендерного взаимодействия в условиях современной образовательной системы обладают большими информативными возможностями и содержат специфически богатый потенциал воспитательного среза.

Результаты первичных исследований показали, что в современном обществе уже активно происходят изменения, связанные с совершенствованием взглядов на природно заложенные возможности личности независимо от пола, и такие перемены мы можем видеть и в экономике, и в политике, и в социальной сфере.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности/ И.С.Кон. М., Просвещение, 1979. - 175 с.

2. Костикова И.В. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога/ И.В. Костикова, А.В. Митрофанова и др.// Высшее образование в России.- 2001.-№2.-С. 182-189.

3. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе/ И.С. Клецина// Иной взгляд: международный альманах гендерных исследований. -2001.- М., Март.- С. 18-21.

4. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России/ Г.Г. Силласте// Социологические исследования. - 1994.- №3.- 34с.

5. Штылева Л.В. Институционализация гендерного подхода/ Л.В. Штылева// Высшее образование вРоссии. - 2004. -№10. - С. 143-146.

REFERENCES:

1. Kon, I.S. The Psychology of adolescence: the problems of development of identity/ I.S.Kon.- M., Prosveshenie, 1979. - 175 p.

2. Kostikova, I.V. The Prospects of Gender Education in Russia: a view of a teacher / I.V. Kostikova, A.V. Mitrofanov et al. // Higher Education in Russia.- 2001.-№2.-P. 182-189.

3. Kletsina, I .S. Development of gender studies in psychology in the West / I .S. Kletsina // Another Look: International Almanac of gender studies. -2001.- M., Mart.- P. 18-21.

4. Sillaste, G.G. Socio-gender relationship in the period of social transformation of Russia / G.G. Sillaste // Sociological studies. - 1994.- №3.- 34p.

5. Shtileva, L.V. The institutionalization of gender mainstreaming / L.V. Shtileva // Higher education in Russia. - 2004. -№10. - P. 143-146.

Образование с точки зрения гендерного знания

Ключевые слова: гендерная педагогика, гендерный подход, самореализация личности, гендерная компетентность, развитие мужской и женской индивидуальности, творческое преобразование.

В статъерассматривается вопрос о гендерном подходе в образовании иуказывается, что сегодня образование призвано формировать такое общество, в котором и мужчины, и женщины будут являться источниками доходов для семьи и будут заниматься детьми.

Учет индивидуальных особенностей личности в соответствии с его полом, определение содержания, форм и методов обучения и воспитания, создание благоприятной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом, являются составляющими компонентами гендерного подхода в образовательной системе.

Эта проблема в нашей стране еще мало исследована, изучение вопросов воспитания гендерно компетентных специалистов должно оказать положительное влияние на развитие стабильного и развитого общества.

235

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Education from the view of gender knowledge

Keywords: gender pedagogy, gender approach, self-identity, gender competence, the development of male and female identity, creative transformation.

The article deals with the issue of gender mainstreaming in education, and states that education today is intended to form a society in which men and women be sources of income for a family and care about children.

Taking into account the individual features of a person according to his/her gender, identifying the content, forms and methods of education and upbringing, creating a favorable learning environment aimed at the development of a person in accordance with his/her natural potential, are the integral components of gender approach in educational system.

This problem has not been studied thoroughly in our country so far. The study of questions about the education of gender competent professionals should have a positive impact on the development of a stable and developed society.

Сведения об авторе:

Шарипова Нилуфар Истамкуловна, старший преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: uchzaphgy@mail.ru

Information about the author:

Sharipova Nilufar Istamkulovna, a Senior Teacher at Modern Russian Language and General Linguistics Department, Khujand State University named after B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: uchzaphgy@mail.ru

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.