пятивековой политики расовой дискриминации. Обращение к современному состоянию музеев в Южно-Африканской Республике показало, что там налажен диалог двух культур, произведены необходимые изменения в комплектовании собрания памятников культуры коренного населения, разработаны и реализуются новые просветительские программы, адресованные чернокожей части населения этой страны.
Подобные формы проведения занятий по дисциплине «Основы музейно-выста-вочной работы» стимулируют активную деятельность студентов, создают благодатную почву для коллективного рассмотрения выдвинутых проблем. При этом сам препода-
ватель активно взаимодействует с обучающимися: определяет логику рассмотрения проблем музейного дела, обеспечивает всесторонность их раскрытия с помощью системы основных и дополнительных вопросов, руководит дискуссией, исправляет допущенные ошибки, привлекая к этой работе и самих студентов, стремится углубить и развить знания, самостоятельно приобретаемые студентами в процессе подготовки к семинару, обобщает ответы по узловым вопросам темы, вместе со студентами подводит итоги дискуссии, а также всего семинара, оценивает знания и умения студентов, их индивидуальный и коллективный вклад в обсуждение вопросов.
Примечания
1 См.: Российская музейная энциклопедия. М., 2005.
2 См.: Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры) // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. М., 1989.
3 См.: Планирование - основной инструмент менеджмента / Под ред. Р. Майлза. М., 2001.
4 См.: Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» / Сост. В.Ю. Дукельский. М., 2000. 5.См.: Музеи будущего: Информационный менеджмент / Сост. А.В. Лебедев. М., 2001.
6 См.: Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2004.
7 См.: Краткий словарь музейных терминов // Музеи и памятники культуры: Сб. науч. тр. М., 1983.
8 См.: Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. М., 1986.
9 См.: Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение: проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. ст. М., 1986.
10 См.: Гнедовский М.Б. Указ. соч.
УДК 37.013
Л.П. ШУСТОВА
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: [email protected]
Гендерное образование педагогических кадров
В статье говорится о важности развития тендерных подходов в образовании, позволяющих учитывать способности, возможности и образовательные потребности представителей мужского и женского пола. Раскрывается роль современного учебного заведения в системе формирования гендерного самосознания субъектов образования. Представлены разнообразные формы гендерного образования педагогических кадров: преподавателей вузов, педагогов и школьных психологов, а также студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: гендер, пол, гендерное образование, гендерная педагогика, педагогические кадры, гендерные подходы в образовании, гендерная социализация, скрытый учебный план, гендерная толерантность школьников.
L.P. SHUSTOVA Pedagogical Personnel's Gender Edication
The article says about importance of developing gender approaches in education that can allow us to take into account abilities, possibilities and educational demands of female and male representatives. The role of a modern educational institution in creating gender self awareness of subjects of education is examined. Different forms of gender education of pedagogical trained specialists: teachers of higher educational Institutions, teachers at schools and psychologists and students of teachers' training colleges are represented.
Key words: gender, sex, gender education, gender pedagogics, pedagogical specialists, gender approaches in education, gender socialization, hidden curriculum, pupils' gender tolerance.
© Л.П. Шустова, 2010
Стратегия модернизации российского образования предполагает реализацию такого важного на современном этапе подхода, как гендерный. На важность реформирования системы образования с учетом «включения в государственные образовательные стандарты гендерных знаний, введения сквозной системы гендерно ориентированных программ, начиная с дошкольных учреждений» указывается в «Гендерной стратегии РФ»1. По мнению ряда ученых (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Р. Сабиров и др.), школьное образование индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников. «Четыре элемента педагогической системы - цели, содержание, методология и формы обучения - традиционно ''бесполые''»2.
Настало время задуматься над местом и ролью современного учебного заведения в системе формирования гендерного самосознания субъектов образования: преподавателей, педагогов, студентов, школьников. Неслучайно гендерное образование в последние годы все чаще становится предметом обсуждения российских ученых. После длительного периода существования в стране «бесполой» педагогики стала оформляться новая отрасль педагогических знаний - ген-дерная педагогика, позволяющая учитывать особенности, возможности, потребности в образовании представителей мужского и женского пола. Предметом ее исследования выступает проблема коррекции процесса социализации молодежи в зависимости от пола в эпоху глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций.
Развитие гендерного образования необходимо для поддержания национальной безопасности государства: страна не может позволить себе роскошь продолжать игнорировать или не до конца использовать потенциал любого пола, в частности женщин, во всех сферах жизни в России. Эгалитарная политика государства опирается на гендер-ную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни, поэтому жизненно необходимым и важным становится развитие и внедрение гендерного подхода в образовании, который основывается на всестороннем учете интересов обоих социально-половых групп общества.
Как отмечает И. Костикова, «дело не в том, что представители разных полов нуждаются в дифференцированном подходе со стороны
преподавателя, а в том, что они вынуждены сталкиваться со сложным миром меняющихся гендерных стереотипов, которые приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека. Объяснить природу стереотипов, показать их изменчивость и социальную обусловленность - таковы задачи гендерного подхода в образовании»3.
Гендерный подход предполагает гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности, считает С.П. Рыков. Осуществлять гендерный подход в образовании детей - значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола4. Целью гендерного подхода в школе должно быть преодоление тех стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка. Так, Л.Н. На-долинская подчеркивает, что развитие гендерных подходов в школе благоприятствует развитию гармоничных партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности. Для того чтобы перейти к более конструктивному взаимодействию полов, важно у детей развивать способность видеть в «другом» человека с иными мировоззрением, логикой мышления, культурой, чувствами и уважать их5.
Образование как важнейший социальный институт, выполняющий функцию трансляции системы ценностей, норм, ролей от одного поколения к другому, преподносит очень влиятельные уроки гендерных отношений, которые характеризуются в настоящее время гендерной асимметрией. Очевидно, что воспроизводимые школой жесткие стереотипы и стандарты в отношении женственности и мужественности в условиях построения эгалитарного общества становятся объективным препятствием для эффективной социализации воспитанников в мире меняющихся социальных феноменов.
Образовательные учреждения, в свою очередь, отражают гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус мужчин и женщин. Деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия являются
важнейшими целями гендерного образования. Его развитие позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации. Таким образом,понимание гендерныхпроблем,овладение основными положениями гендерной концепции становится актуальной задачей в сфере воспитания и образования молодежи, а также в сфере подготовки специалистов, которые профессионально занимаются ее образованием.
Достижение этой цели требует:
- коррекции дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- введения специальных курсов в систему подготовки педагогических кадров школ и высших учебных заведений;
- разработки гендерно ориентированных учебников для средней школы, направленных на преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин;
- обеспечения научно-методической базы.
С точки зрения возрастного аспекта гендерное образование, согласно И. Костиковой, следует рассматривать как образование школьников, студентов, взрослых6. Образование школьников должно быть направлено на то, чтобы помочь им справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является идентификация ребенка как мальчика или девочки и принятие, таким образом, определенной социальной роли. Образование студентов строится на разъяснении гендерных стереотипов, с которыми сталкивается молодежь, вступая во взрослую жизнь, и совместном поиске средств преодоления этих стереотипов. Образование взрослых носит преимущественно адаптационный характер, помогая приспособиться к происходящим в обществе изменениям или бороться с возникающими трудностями.
В рамках образования взрослых следует рассматривать гендерное образование педагогических кадров, которое дает представление о специфике взросления мальчиков и девочек и направлено на преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка. Специфика университета предполагает теоретическую направленность образования, его ориентацию на
обсуждение фундаментальных проблем в области гендерных подходов в образовании.
Инициаторами изменения гендерных отношений в образовании должны стать преподаватели вузов. Вместе с тем Е. Ярс-кая-Смирнова отмечает, что далеко не все преподаватели осознают так называемый скрытый учебный план, который существует в учебном заведении7. Согласно автору, скрытый учебный план - это, во-первых, организация самого учреждения, включая тендерные отношения на работе, гендерную стратификацию учительской профессии; во-вторых, содержание преподаваемых предметов; в-третьих, стиль преподавания. Эти три измерения скрытого учебного плана не просто отражают гендерные стереотипы, но и поддерживают гендерное неравенство, отдавая преимущество мужскому и доминантному и недооценивая женское и нетипичное.
По данным социологических исследований российской системы образования, проведенных в 1995-1997 гг., педагогический состав учреждений начального и среднего образования на 90% состоит из женщин, а с повышением статуса образовательного учреждения - от детского сада к университету - число женщин-педагогов уменьшается. В кадровом составе гуманитарных вузов и факультетов доля мужчин составляет 39,4%, в педагогических вузах - 30%, в технических - 57,1%8.
Скрытый учебный план присутствует и в содержании предметов. Имеются примеры неадекватной репрезентации образов мужчин и женщин в учебных материалах. Так, например, в биографиях, приводимых в учебных материалах, число мужчин превышает число женщин в шесть раз. Учебники литературы за 7-9 классы не содержат ни одного упоминания о женщинах-писательницах и поэтах. В учебнике А.С. Батуева, Л.В. Соколовой и М.Г Левитина «Человек. Основы физиологии и психологии» (1998) для девятого класса школ в параграфе «Развитие способностей» в списке одаренных людей находятся исключительно мужчины9.
Стиль преподавания, формы коммуникации в учебной аудитории также влияют на гендерную социализацию студентов. Так, экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнования за оценки поощряют, прежде всего, развитие маскулинных качеств личности. От этого страдают как юноши, так и девушки, поскольку у них слабо развивают-
ся навыки критического мышления, умения задавать вопросы, коллективно обсуждать проблемы. Вместе с тем скрытый учебный план может быть изменен. М. Дженкинс разработала советы для вузовских преподавателей, которые хотят создать атмосферу толерантности и равноправия на своих занятиях. С этой целью автором создан проверочный лист, который содержит вопросы для самоанализа лекций и содержания преподаваемого курса, а также интеракции в учебной аудитории10.
В связи с поставленными в «Гендерной стратегии РФ» задачами возникает острая необходимость во введении в учебный план студентов педагогических вузов учебных курсов (модулей, факультативов), направленных на осмысление их позиций в вопросах гендерной социализации личности. Примеры внедрения в образовательный процесс новых технологий и форм гендерного образования студентов уже имеются. Сотрудниками лаборатории развития гендерного образования при МГУ разработан учебный курс «Проблемы гендера: история, общество, культура», который читается на различных факультетах университета. Его чтение создает прецедент введения новаторского курса в качестве общегуманитарного для неспециалистов. В нем затрагиваются такие актуальные темы, как гендерные аспекты семьи, социализация мальчиков и девочек, мужские и женские роли в политике и экономике, проблемы дискриминации по признаку пола. Создание этой же лабораторией нового спецкурса «Основы гендерной педагогики» призвано включить гендерное образование в процесс подготовки будущих учителей.
П. Решетников предлагает другую эффективную форму образования студентов -занятия в гендерных школах. Цель их деятельности - воспитание у молодых людей гендерной культуры, которая понимается как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций11.
Программа спецкурса для студентов педагогических вузов и колледжей, нацеленная на обретение системы гендерно ориентированных знаний, принятие мужской и женской социально-сексуальной ролей, подготовку к профессиональной деятельности и семейной жизни, была разработана в научно-иссле-
довательской лаборатории психолого-педагогической и социологической диагностики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Его цель - формирование гендерного самосознания студентов как условия осуществления успешной гендерной социализации, профессионального самоопределения и жизненной стратегии личности, внедрения в практику взаимодействия полов норм толерантного поведения. Его задачи: осознание и коррекция гендерных стереотипов, воспитание качеств толерантной личности, принятие разных видов гендерной идентичности, усвоение модели толерантного поведения в гендерных отношениях.
В целях наиболее полного осознания педагогами общеобразовательных учреждений сущности гендерного подхода в образовании профессионально необходимым для них становится приобретение знаний и освоение умений в рамках гендерной проблематики. Для учителей и школьных психологов сотрудниками нашей лаборатории был разработан учебный модуль «Гендерный подход в современном образовании», который стал частью программы курсов повышения квалификации работников образования. Его основные цели: расширение профессиональных знаний и умений слушателей в области гендерной педагогики и психологии; формирование их гендерного самосознания и установки на гендерную толерантность; формирование потребности в оказании психолого-педагогической поддержки принятия и освоения школьниками гендерных ролей; стимулирование интереса педагогов к гендерной проблематике. Для реализации этой цели решаются следующие задачи: исследование и коррекция наиболее жестких гендерных стереотипов, присущих педагогам; формирование представления о гендерном подходе в образовании; развитие способности к безусловному принятию различных видов гендерной идентичности; формирование потребности в самообразовании в вопросах ген-дерной проблематики.
Структура учебного модуля включает два основных раздела: «Проблема гендер-ного подхода в образовании» и «Проблема формирования гендерной толерантности школьников». В них раскрываются вопросы: сущность понятий «пол» и «гендер»; развитие гендерной идентичности личности; гендер-ный и полоролевой подходы в образовании; проблема совместного и раздельного обуче-
С.А. Пилюгина. Методика андрагогического сопровождения
99
ния мальчиков и девочек; гендерная социализация воспитанников; направления работы с детьми разного пола и гендера; методы, формы и приемы формирования гендерной толерантности школьников.
Таким образом, повышение квалификации преподавателей вузов, педагогов и школьных психологов, а также студентов педагогических вузов в вопросах гендерной
проблематики, их систематическая информационная поддержка, оснащение учебными пособиями, а также активность самих преподавателей в продвижении теоретико-методологических основ гендерного знания будут способствовать реализации гендерной стратегии Российской Федерации, продвижению идей гендерного равноправия в обществе.
Примечания
1 Гендерная стратегия РФ. М., 2004. С. 24.
2 Сабиров Р.Н. Наука - «бесполой» школе // Народное образование. 2002. № 2. С. 80.
3 Костикова И.П., Митрофанова А.В., Пулина Н.И. и др. Н. Перспективы гендерного образования в России // Высшее образование в России. 2001. № 2. С. 68.
4 См.: Рыков С.П. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7. С. 17-22.
5 См.: НадолинскаяЛ.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. 2004. № 5. С. 30-35.
6 См.: Костикова И.П., Митрофанова А.В., Пулина Н.И. и др. Указ. соч.
7 См.: Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм? // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 102-109.
8 См.: Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.
9 См.: Ярская-Смирнова Е.Р. Указ. соч. 10Там же.
11 См.: Решетников П.Е. Гендерные школы // Народное образование. 2007. № 1. С. 217-220.
УДК373
С.А. ПИЛЮГИНА
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: [email protected]
Методика андрагогического сопровождения
Постдипломное педагогическое образование - часть системы непрерывного образования. Реализация постдипломного педагогического образования учителей возможна на основе андрагогического обеспечения. Методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя - одно из средств андрагогического обеспечения постдипломного педагогического образования.
Ключевые слова: постдипломное педагогическое образование, методика андрагогического сопровождения образования, дифференциация образования.
S.A. PILYUGINA Methods of Andragogical Support
Postgraduate pedagogical training is a part of the system of the uninterrupted training. Realization of postgraduate pedagogical training of teachers is possible on the basis of the andragogical support. Methods of andragogical support of an educational activity of a teacher is one of the means of andragogical support of postgraduate pedagogical training.
Key words: postgraduate pedagogical training, methods of andragogical support content of education, differentiation of education.
Современная андрагогика ищет ответ на вопрос: как должны быть организованы образовательные процессы, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности? Она помогает понять, что нужно и можно сделать
институтам образования взрослых, чтобы удовлетворить их потребности. Кроме того, андрогогика описывает факторы, связанные с образованием взрослых и объясняет их1. Иное понимание организации постдиплом-
© С.А. Пилюгина, 2010