УДК 37.013 + 159.923.2 (045)
ДРЕСВЯНИНА Анна Вячеславовна, аспирант кафедры педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций
ПОНЯТИЕ «ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»:
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ
Статья посвящена психолого-педагогическому анализу термина «гендерная идентичность». Рассмотрены основные подходы к определению сущности и механизмам формирования гендерной идентичности личности, представленные в психолого-педагогической науке. Уточнено содержание понятия гендерная идентичность личности.
Гендерная идентичность, половая идентичность, полоролевая идентичность
Современные тенденции развития общества обуславливают переход социальных отношений к реальному равноправию, которое не зависит от биологических или гендерных особенностей индивида. Учитывая это обстоятельство, актуальной проблемой педагогической практики является формирование гендерной идентичности человека, которая относится к числу базовых характеристик личности. В силу того, что сегодня проблемы образования находятся в центре научного и общественного внимания, закономерен интерес специалистов по гендерным исследованиям к этой теме. Поиск механизмов формирования обозначенной проблемы для педагогики обусловлен также тем обстоятельством, что в последние годы возрос интерес к антропоцентричности знания и к особенностям проявления индивидуальных особенностей личности в образовательном процессе.
Анализируя инновационные направления педагогической науки и практики, И.В. Костикова, А.В. Митрофанова, Н.В. Пулина, Ю.В. Градс-кова утверждают, что на современном этапе происходит формирование гендерного подхода
в образовании, который лежит в русле создания парадигмы «Педагогика XXI века»1. По мере становления данного направления появляется необходимость четкой фиксации ключевых терминов и понятий гендерного образования. Усложнение проблематики потребовало от науки терминологических уточнений, анализа имеющихся подходов и тенденций современного понимания сущности гендерной идентичности личности.
В отечественных психолого-педагогических работах первоначально исследовалась «половая идентичность», которая определялась как внутренняя динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола2. Введение термина «гендерная идентичность», по мнению С.В. Бадмаевой, В.В. Дудукалова, М.А. Радзивиловой и др., было обусловлено попыткой ученых отделить пол биологический от пола социального.
Понимание и смысл понятия «гендерная идентичность» рассматривали Е.Н. Каменская, И.С. Кон, И.А. Кириллова, И.С. Клецина,
С.Д. Матюшкова, Т.П. Машихина, Е.И. Рогов, Л.И. Столярчук, М.А. Толстых, Н.Ю. Флотская и др. В психологических работах (И.С. Клецина, И.С. Кон, С.Д. Матюшкова, Е.И. Рогов и др.) гендерная идентичность определяется как базовая структура социальной идентичности, которая формируется в результате интериориза-ции мужских и женских черт в процессе взаимодействия Я и других в ходе социализации3. В педагогических исследованиях (Е.Н. Каменская, И.А. Кириллова, М.А. Толстых и др.) она рассматривается как личностный тип идентичности и стержневой компонент целостного развития личности, который детерминирован физическими процессами роста и развития и культурным наследием общества4. Большинство определений понятия тяготеют к пониманию гендерной идентичности как внутренней базовой структуры личности, интегрирующей различные гендерные роли и воздействующей на целостное представление о себе как человеке того или другого пола в прошлом, настоящем и будущем.
Ряд авторов: И.С. Клецина, И.А. Кириллова, Н.Ю. Флотская и др., сходятся во мнении о наличии в структуре гендерной идентичности трех компонентов: когнитивного, эмоциональнооценочного, поведенческого5. Когнитивный компонент включает знания и убеждения индивида о самом себе как о представителе определенной группы и о существовании своей и чужой групп; эмоционально-оценочный содержит систему индивидуальных эмоциональных значений, через призму которой происходит восприятие окружающего мира; поведенческий представлен потенциальной поведенческой реакцией индивида, конкретными действиями, которые вызваны образом Я и самооценкой личности.
Анализ психолого-педагогической литературы разных направлений в зарубежной и отечественной психологии позволил нам выделить основные подходы, раскрывающие механизмы формирования гендерной идентичности.
Во-первых, биогенетический подход и психоанализ (3. Фрейд, Ст. Холл и др.), выделяющие генетическую и биологическую первооснову гендерной идентичности и рассматривающие
процесс ее приобретения через идентификацию с родителем, подчеркивая особую роль подражания.
Во-вторых, теория социального научения (А. Бандура, М. Мид и др.), которая придает решающее значение в формировании гендерной идентичности механизмам подкрепления и научения. Поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать по-лодиморфические образцы поведения, затем -выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я.
Согласно когнитивной теории (Л. Колберг, Дж. Тернер, К. Летурно и др.), формирование гендерной идентичности зависит от общего интеллектуального развития индивида, и этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегориза-ции. Ребенок усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается согласовать поведение с представлениями о своей гендерной идентичности.
С точки зрения представителей «новой психологии пола» (К. Джеклин, Э. Маккоби и др.), основная роль в формировании гендерной идентичности принадлежит социальным ожиданиям общества, отражающим гендерные стереотипы, что находит отражение в процессе воспитания.
Исследования теории гендерной схемы (С.Л. Бэм, Г. Мартин и др.) в качестве механизма формирования гендерной идентичности определяют процессы ассимиляции Я-концепции в гендерную схему ребенка. Гендерная идентичность не является чем-то окончательным и неизменным. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.
В отечественной психологии и педагогике до последнего времени единственным подходом к формированию гендерной идентичности являлась теория полоролевой социализации
(B.C. Агеев, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Я.Л. Ко-ломинский, И.С. Кон, М.Х. Мелтсас, B.C. Мухина, Т.А. Репина и др.). Согласно обозначенной теории в основе формирования гендерной идентичности лежит биологический пол, который задает программу воспитания, зависящую от возраста и пола детей. Первоначально идентификация осуществляется с представителем своего пола при ведущей роли взрослого, затем большое значение приобретают сверстники. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу анатомически предопределенного пола.
Особенного внимания заслуживает теория гендерного подхода в образовании (Е.Н. Каменская, И.С. Клецина, О.А. Константинова, Ж.А. Старовойтова, Л.В. Штылева и др.). Инновационный гендерный подход направлен на изучение личностных особенностей, обусловленных социокультурными требованиями к мужчине и женщине, и механизмов формирования гендерных характеристик личности; влияния образования на гендерное развитие мальчиков и девочек и создание педагогических условий для развития и реализации способностей и склонностей независимо от пола ребенка; на противостояние традиционным стандартам и стереотипам в отношении полов в обществе. И.С. Клецина отмечает, что внедрение данного подхода способствует гуманизации образования, поскольку его реализация отвечает идее демократизации и подготовки учащихся средней школы к продуктивной деятельности в обществе, построенном на принципах эгалитаризма6.
На основе проведенного анализа теорий создания гендерной идентичности можно сделать вывод о том, что в каждом из рассмотренных подходов акцентируются различные аспекты ее формирования. Интеграция обозначенных теорий представляет собой методологическую платформу для научно-педагогического анализа обозначенной проблемы. Изученные психологические механизмы не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Однако нельзя не обратить внимания на некоторую несогласованность представлений различных авторов о гендерной идентичности в терминологическом и содержатель-
ном плане. Современные исследования характеризуются разнообразием трактований понятия и указывают на сложный характер этого личностного образования. Следует отметить, что до последнего времени в педагогических работах в качестве синонимов термина «гендерная идентичность» употребляются такие, как «половая идентичность», «полоролевая идентичность», что, на наш взгляд, вносит определенные затруднения в его понимание.
Анализ содержания обозначенных понятий дает основание говорить о том, что они не вполне тождественны. Половая идентичность описывается исследователями с точки зрения биологических половозрастных особенностей самовосприятия и самопредставления человека, обозначаемых в качестве характеристик индивидуального существования в контексте его полового поведения. В феномене полоролевой идентичности, наряду с биологическими основаниями, свою значимость приобретают ролевые и поведенческие проявления личности как индикаторы мужского и женского в обществе, наполняющие содержанием аспект самосознания личности, связанный с полом. Гендерная идентичность включает в себя не только ролевой и социальный аспекты, но и образ человека в целом. Иными словами, обретение гендерной идентичности предполагает, с одной стороны, интегрирование различных гендерных ролей, а с другой - создание целостного представления о себе как человеке того или другого пола в прошлом, настоящем и будущем. Таким образом, терминологическое значение понятия «гендерная идентичность» интегрирует ранее наработанные понятия «половая идентичность», «полоролевая идентичность» и имеет собственную специфику. Ряд исследователей: И.А. Кириллова, Н.К. Радина и др., считают, что гендерная идентичность - понятие более широкое, чем половая и полоролевая идентичность7. Термины определяются учеными как все более усложняющиеся звенья одной цепи в структуре идентичности, благодаря которой возникает субъективное «чувство пола», развиваются модели поведения по маскулинному или фемининному типу.
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что исследуемое понятие является предметом многочисленных исследований, проводимых с позиций различных подходов. В каждом из них рассматриваются различные аспекты и механизмы формирования гендерной идентичности, которая относится исследователями к числу базовых характеристик человека, детермини-
рующих его самосознание и определяющих гармоничное становление личности. От сформировавшейся гендерной идентичности в значительной степени зависят сохранение психического здоровья и полноценное нравственное развитие личности, способной совершать моральный самоанализ, не противоречащий целям и жизни каждого индивида и всего общества.
Примечания
1 Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога / И.В.Костикова, А.В. Митрофанова, Н.В. Пулина, Ю.В. Градскова//Высшие образование в России. 2001. № 2. С. 68-75.
2 Флотская Н.Ю. Особенности половой идентичности подростков, воспитывающихся в городском и сельском социуме II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2008. № 2. С. 117-124.
3СмКлецинаИС. Гендерная социализация: учеб. пособ. СПб., 1998;КонИ.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире II Гендерный калейдоскоп: курс лекций. М., 2001. С. 188-208; Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования/ сост. Е.И. Рогов. М., 2007. С. 276.
4 См.: Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике: автореф. дис.... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006; Кириллова И.А. Формирование гендерной идентичности старшеклассников: на материале филологических дисциплин общеобразовательной школы: автореф. дис.... канд. пед. наук. Волгоград, 2005; Толстых М.А. Становление гендерной идентичности студентов младших курсов вузов: автореф. дис.... канд. пед. наук. Волгоград, 2006.
5КлецинаИ.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб., 2004. С. 362; Кириллова И.А. Указ. соч.; Флотская Н.Ю. Онтогенез половой идентичности: моногр. Архангельск, 2004. С. 49.
6Клецина И. С. Гендерный подход в системе психологического образования II Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. Харьков, 1998. С. 193-213.
1 Кириллова И.А. Указ. соч.; Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой II Региональная общественная организация «Восток-Запад: женские инновационные проекты». М., 2002. С. 256.
Dresvyanina Anna
«GENDER IDENTITY» NOTION: ESSENCE AND MAIN RESEARCH APPROACHES
The article explores gender identity in terms of psychology and pedagogy. The author outlines the main approaches to the essence and mechanisms of the gender identity formation represented in these fields. The notion «gender identity of a person» is also specified.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецекзет-Васильева Е.Ю., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Северного государственного медицинского университета