Научная статья на тему 'Сущность и структура гендерного самоопределения личности'

Сущность и структура гендерного самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1415
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕАЛЫ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / GENDER / GENDER IDENTITY / GENDER PEDAGOGICS / GENDER IDEALS / GENDER ROLES / GENDER STEREOTYPES / GENDER INDIVIDUALITY / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малова Т. В.

В статье на основе анализа имеющихся базовых понятий «гендер» и «самоопределение личности», установления между ними связей и зависимостей сформулировано новое понятие «гендерное самоопределение личности», охарактеризованы его структурные компоненты. Сквозь призму общенаучных подходов раскрыта педагогическая сущность процесса гендерного самоопределения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and structure of a person's gender self-determination

In this article, based on general notion analysis of "gender" and "personal self-determination" the author gives a new definition to the term "person's gender self-determination". The characteristics of structural components are given. Considering different scientific approaches the author reveals the pedagogical essence of the process of person's gender self-determination.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура гендерного самоопределения личности»

ного критерия достигают студенты вышеназванных вузов; по показателям эмоционально-ценностного критерия - студенты ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. На низком уровне по показателям эмоционально-ценностного критерия находятся студенты РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ.

Высокого уровня сформированное™ правовой компетентности по показателям деятельностного критерия достигают студенты ЧГПУ им. И. Я. Яковлева; по показателям когнитивного критерия -студенты РГУ им. С. А. Есенина. Средний уровень по показателям когнитивного критерия достигнут студентами ВятГГУ; по показателям эмоционально-ценностного критерия - студентами ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. На низком уровне по показателям эмоционально-ценностного критерия находятся студенты РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ; по показателям деятельностного критерия - студенты ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.

Высокий уровень сформированности патриотизма по показателям эмоционально-ценностного критерия достигнут студентами РГУ им. С. А. Есенина и ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. На среднем уровне по эмоционально-ценностному критерию находятся студенты ВятГГУ; по деятельностному критерию - студенты ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. На низком уровне по показателям деятельностного критерия находятся студенты РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ.

Высокий уровень сформированности нравственной компетентности по показателям эмоционально-ценностного критерия достигнут студентами ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Средний уровень по показателям эмоционально-ценностного критерия достигнут студентами РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ; по показателям деятельностного критерия - студентами ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. На низком уровне по показателям деятель-ностного критерия находятся студенты РГУ им. С. А. Есенина и ВятГГУ.

Таким образом, результаты исследования позволяют определить уровни сформированности гражданственности студентов педагогических специальностей физико-математического факультета Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, Вятского государственного гуманитарного университета и Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Примечание

1. Руссу И. Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. Кишинев: Штиинца, 1976. 192 с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

3. Скалина А. Н. «Политическая культура» и «гражданственность»: содержание понятий // Становление и развитие политической системы Российской

Федерации: материалы «Круглого стола». Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. С. 39-43.

4. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ СФЕРА, 2003. 150 с.

5. Там же.

6. Лебедева О. В. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения школьников: учебное пособие. М.: ТЦ СФЕРА, 2007. 168 с.

7. Лебедева О. В. Гражданское образование в России (историко-педагогическое исследование). М.: ТЦ СФЕРА, 2004. 242 с.

УДК 159.922.1

Т. В. Малова

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ТЕНДЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье на основе анализа имеющихся базовых понятий «гендер» и «самоопределение личности», установления между ними связей и зависимостей сформулировано новое понятие «гендерное самоопределение личности», охарактеризованы его структурные компоненты. Сквозь призму общенаучных подходов раскрыта педагогическая сущность процесса гендерного самоопределения личности.

In this article, based on general notion analysis of "gender" and "personal self-determination" the author gives a new definition to the term "person's gender self-determination". The characteristics of structural components are given. Considering different scientific approaches the author reveals the pedagogical essence of the process of person's gender self-determination.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, гендерная педагогика, гендерные идеалы, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная индивидуальность, педагогическое сопровождение, самоопределение.

Keywords: gender, gender identity, gender pedagogics, gender ideals, gender roles, gender stereotypes, gender individuality, pedagogical assistance, self-determination.

Тендерные исследования в последнее время достигли довольно широкого размаха в различных областях науки, особенно в психологии, социологии, гендерологии и феминологии. Актуальными они стали и для педагогики, в рамках которой сравнительно недавно наряду с общенаучными методологическими подходами выделился гендерный подход (Е. Н. Каменская, Л. И. Столярчук и др.).

Оснований для обращения к гендерной проблематике со стороны педагогической науки и практики вполне достаточно. Отмечается массовое нарушение здоровья мужчин и женщин: физического, психического, сексуального. Ученые пытаются охарактеризовать проблемы гендерно-

© Малова Т. В., 2009

Т. В. Малоба. Сущность и структура гендерного самоопределения личности

го развития личности, установить их связи и зависимости с социальной средой, найти причины различных девиаций в мужском и женском образах жизни (В. А. Геодакян, И. С. Клецина, И. С. Кон, Д. Майерс, И. Г. Малкина-Пых и др.).

Социологические исследования о ценности семьи и выполняемых в ней гендерных ролей мужчины и женщины свидетельствуют о том, что остро стоит проблема сексуальной свободы личности. Это способствует возникновению ранней беременности, распространению венерических заболеваний, росту числа брошенных детей, абортов, суицидов, сексуальных преступлений и т. д., т. е. нравственному падению общества вообще. Кроме того, нет единого мнения в вопросах социального равенства, власти и подчинения между мужчиной и женщиной как в сфере общественных отношений, так и в семье. Однако самой главной причиной возникновения имеющихся проблем является снижение уровня нравственности мужчин и женщин, несовпадение ценностных ориен-таций молодежи с общечеловеческими ценностями, отсутствие ответственности за свои поступки перед обществом. Безусловно, все это негативно влияет на развитие современной семьи (И. В. Бестужев-Лада, Л. Н. Захарова, Н. А. Рюриков, А. К. Юрциня и др.).

Нормативно-правовые правительственные документы указывают на необходимость оптимизировать процесс гуманизации образования, в рамках которого культура рассматривается как связующий фактор между социальным и генетическим началами мужчины и женщины. Культура является первичной по отношению к образованию, создает систему общественного воспитания, определяя в нем основные ценностные ориентации (С. В. Бадмаева, И. Е. Видт, В. А. Ка-раковский, И. А. Колесникова, Л. В. Коломий-ченко и др.); однако «гендерное самоопределение личности» как педагогическая категория в аспекте гуманистической парадигмы образования недостаточна изучена.

Поэтому целью нашего исследования является теоретическое обоснование сущности и структуры гендерного самоопределения личности в педагогическом аспекте.

Для ее решения рассмотрим понятия «гендер» и «самоопределение», затем сформулируем определение «гендерное самоопределение личности» и, наконец, охарактеризуем его структурные компоненты.

Осмысление категории «гендерное самоопределение личности», определение ее сущности как педагогического явления необходимо начать с выделения базового понятия - «самоопределение», достаточно подробно проанализированное Т. В. Машаровой в контексте философских, психологических и педагогических исследований

(Л. И. Божович, О. С. Гребенюк, В. Н. Дружинин, Т. В. Машарова, В. Ф. Сафин, М. И. Рожков и др.).

Самоопределение личности - это способность определять себя в мире, понять собственные возможности, осознать свое место и назначение в жизни, в избранной сфере общественной и трудовой деятельности, в личной жизни и карьере, стремлении позитивно изменить социум [1].

По данным отечественных источников, самоопределение личности в целом проявляется в виде следующих форм: конвенционально-ролевое; ценностно-смысловое; профессиональное; семейное; социальное; жизненное [2]. Каждый вид самоопределения по своему объекту соотносится с определенной сферой жизни, которой овладевает личность. Но в гендерном аспекте самоопределение личности практически не изучено.

Это объясняется тем, что первоначально в отечественной науке использовали понятие «пол», а не «гендер». Оно применялось для обозначения анатомо-физиологических особенностей мужчины и женщины. Биологический пол человека рассматривали как фундамент и первопричину психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами. Однако в процессе исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий [3].

Ученые установили, что представления о «типично мужском» и «типично женском» весьма условны. Они проявляются в чертах характера, поведении, выборе профессии и др. Это явилось основанием для возникновения понятия «гендер» и использования его для обозначения совокупности социальных и культурных норм, которые общество предписывает людям, в зависимости от их биологического пола [4].

Что же такое «гендер»? Гендер рассматривается с разных позиций. Гендер как социально-психологический пол человека, представляет собой совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Базовым образованием в гендере является психологический пол личности, т. е. достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации, реальное овладение мужской или женской ролью [5].

Кроме того, гендер - это сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат этого процесса - социальный конструкт гендера. Важными элементами конструирования гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому [6].

Безусловно, гендер является важной характеристикой личности, в рамках которой особое место занимает гендерная идентичность, понимаемая как разновидность социальной идентичности, характеризующая человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе. Гендерная идентичность - осознание себя в связи с культурным содержанием мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности) [7].

Однако в современных условиях развития общества у людей прослеживается неадекватная гендерная идентичность, так как представления о мужественности и женственности весьма размыты. Человек имеет возможность выбора своего пола посредством операционного вмешательства. Среди современной молодежи распространен отказ от гендерных норм и стереотипов, соответствующих гендерных ролей. Практикуется сексуальное сожительство с людьми одного пола и др. Следовательно, человек имеет право выбора. Он хозяин своей судьбы и самоопределяется в гендерном развитии.

В науке уже выявлены понятия «гендер», «ген-дерная идентичность», «гендерное самосознание», «гендерные стереотипы», «самоопределение», «социальное самоопределение», «жизненное самоопределение» и др. Однако отсутствует понятие «гендерное самоопределение личности», раскрывающее субъективную позицию гендерного развития человека. В связи с этим возникла необходимость сформулировать авторское понятие «гендерное самоопределение».

Гендерное самоопределение личности - это сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение человеком собственной жизненной позиции в роли мужчины или женщины в различных проблемных ситуациях; выбор траектории собственного развития по маскулинному, фемининному или андрогинному типу личности на основе самоосмысления и переосмысления мужских или женских стереотипов, оценки ресурсных и потенциальных гендерных возможностей личности, учета их сильных и слабых сторон. Одновременно в процессе собственной деятельности в зависимости от социальной ситуации в индивиде (юноши или девушки) эк-стериоризуются качества, присущие ему как мужчине или женщине.

Опираясь на исследования В. Ф. Сафина, в структуре гендерного самоопределения можно условно выделить четыре взаимосвязанных компонента: «хочу», «есть», «могу», «надо» [8]. Охарактеризуем более подробно каждый из этих компонентов.

Ценностные ориентации составляют мотивы и устремления молодежи («хочу»). Ценностные ориентации - элементы внутренней структуры

личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Это устремления к собственному идеалу мужчины/женщины, который определяется в первую очередь под влиянием семьи, общества сверстников, средств массовой информации.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они не всегда соотносятся с возможностями человека, и тем более с ген-дерными требованиями и нормами общества.

Следующим компонентом гендерного самоопределения является гендерная идентичность («есть»), т. е. осознание человеком своих качеств маскулинности/фемининности, представление о своем реальном «Я» как представителе конкретного пола. Очевидно, что гендерная идентичность - это базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо как сам человек себя категоризиру-ет в связи с культурными определениями мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).

Не менее важное место занимает гендерная самооценка потенциальных возможностей и способностей («могу») мальчика (юноши) и девочки (девушки), которая определяется степенью полового созревания и стремлением стать взрослым. В данном случае интересна предложенная С. Бем классификация типов личности по степени самооценки мужчинами и женщинами своих качеств маскулинности и фемининности (табл. 1). Данная классификация свидетельствует о том, что по своей физиологической сущности человек может быть либо мужчиной, либо женщиной. Однако по социально-психологическим признакам в рамках мужского и женского начал весьма много индивидуального [9].

Результаты наших исследований показали, что наибольшее распространение среди современной молодежи получил андрогинный тип (см. табл. 1).

Последним в структуре гендерного самоопределения являются гендерные нормы и стереотипы - культурно и социально обусловленные, стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера мужчин и женщин, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

Гендерный стереотип, по мнению Т. Е. Ломовой, представляет собой многоуровневый феномен, включающий в себя три компонента социально разделяемых в рамках определенной социокультурной общности или социальной группы представлений, неравномерно изменяющихся

Т. В. Малова. Сущность и структура гендерного самоопределения личности

во времени: гендерные идеалы (совершенство мужчин и женщин, выраженное в образах маскулинности и фемининности); гендерные диспозиции (социальные статусы и роли мужчин и женщин, предписанные им в рамках определенной гендерной системы); гендерные нормы (паттерны поведения, обязательные или желательные для мужчин и женщин) [10].

Зарубежные исследования в области семейных отношений указывают на многообразие моделей гендерных ролей, которые провозглашаются современной системой общества и являются гендерными ориентирами молодежи:

- нетрадиционная модель: женщина работает вне дома для заработка, но основной сферой деятельности для нее становится семья;

- трехфазная модель: женщина работает, потом рожает и растит детей, затем снова работает;

- модель симметричных ролей - двухкарьер-ная семья: оба супруга делают карьеру и поровну делят семейные обязанности;

- идентичные роли: свобода, справедливость и равенство отношений;

- андрогинная модель, универсальная или монополовая: каждый человек должен обладать как мужскими, так и женскими качествами;

- радикально-феминистская модель: отказ женщин от выполнения традиционных семейных ролей и передача этих функций обществу [11].

Данные модели не чужды и российской семье, однако гендерный стереотип патриархальной семьи является более устойчивым, так как в его основе лежит гендерный идеал, выражаемый в выполнении мужчиной и женщиной гендерных ролей.

Культурологическая модель содержания идеальных образов мужчины и женщины, разработанная нами на основе исследования С. В. Бад-маевой и анализа произведений искусств, является, на наш взгляд, достойным гендерным ориентиром для современной молодежи. Данные образы не противоречит естественному развитию мужчины и женщины, соответствуют истине и способствуют развитию гармоничной семьи.

Во-первых, по данной модели с точки зрения физической силы мужчина «сильный», а значит, от него ждут помощи, защиты, выполнения более трудной работы. Женщине же предстоит полярная роль «слабого», предполагающая проявление заботы о том, кто ее защищает; принятие помощи от того, кто ей помогает; выполнение более легкой работы. Во-вторых, мужчина с точки зрения психологии прежде всего «лидер». Он определяет позиции, принимает ответственное решение, проявляет инициативу, решает стратегические задачи, выдвигает новые решения. Значит, в качестве показателя мужской роли высту-

пают ответственность, инициативность и умение руководить. Женщина же призвана быть «ведомой», и, следовательно, от нее ожидают исполнительности, терпимости, умения пойти на компромисс. В-третьих, мужчина «почитатель» женщины - прародительницы всего человеческого рода. Это проявляется через знаки внимания, признание значимости женской природы и ее великодушия. А женщина, являясь «почитаемой», должна признавать значимость своей уникальности и важность мужского превосходства, уметь принимать знаки внимания со стороны более сильной половины человечества, быть доброй и внимательной, являясь образцом нежности и красоты. Такие сочетания, как «сильный» - «слабый», «лидер» - «ведомый», «почитатель» -«почитаемая», являются высшей гармонией человеческих взаимоотношений. Мужественность и женственность в данном случае не исключают, а дополняют друг друга. Стремление к единству мужского и женского начала является источником дальнейшего развития личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки). При этом идеал мужчины по содержанию гендерных ролей отличается от женского идеала. Идеал мужчины составляет совокупность образов: хозяин, глава семьи; отец, воспитатель; воин, защитник; труженик, добытчик; рыцарь, почитатель женщин. Идеал женщины - это мать, воспитательница; хозяйка, труженица; красавица, почитаемая мужчинами; хранительница домашнего очага [12].

Охарактеризовав каждый компонент гендер-ного самоопределения личности, попытаемся представить каждый их них как автономное образование, а также как целостную систему развития личности (табл. 2).

Какова же взаимосвязь между выделенными компонентами? Самоопределение как выработка своей собственной позиции и программы действий в образе мужчины/женщины начинается с «хочу», т. е. со своих желаний и устремлений. Затем возникает вопрос, достаточен ли у меня уровень ген-дерной идентичности для того, чтобы осуществить желаемое. И лишь на этой основе происходит оценка - могу ли я достичь гендерного идеала, созданного собственным воображением. Последним этапом является соотнесение трех предыдущих взаимосвязанных компонентов с гендерны-ми стереотипами и нормами общества.

Отсюда следует, что движущей силой гендер-ного самоопределения личности выступает совокупность противоречий между компонентами, определяющими структуру самоопределения: «хочу - могу - есть - требуют». Характер разрешения этих противоречий определяет индивидуальность личности.

Таким образом, на основе проведенного анализа структурных компонентов становится оче-

видным, что тендерное самоопределение личности с педагогической точки зрения выступает как непрерывный, двусторонний процесс и результат субъект-субъектных отношений.

Тендерное самоопределение личности как непрерывный процесс начинается с формирования Я-кон-цепции ребенка дошкольного возраста. Сначала другие люди действуют по отношению к ребенку (тендерные установки), затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими (гендерная идентичность), наконец, он начинает действовать относительно себя (гендерное самоопределение).

Гендерное самоопределение личности как двусторонний процесс - это, с одной стороны, форма самоорганизации, самовоспитания и самореализации личности мальчика/юноши или девочки/девушки в определенной гендерной роли, с другой стороны, результат педагогического сопровождения взрослых (родителей, учителей, воспитателей) с опорой на гендерные нормы и стереотипы.

Гендерное самоопределение личности выступает и как результат субъект-субъектных отношений (ребенок - взрослый), наивысшей формой которого является гендерная индивидуальность. Мужская/женская индивидуальность, как указывает Е. Н. Каменская, - это интегральный целостный «образ Я» мужчины/женщины, который включает личностные качества: активное, осознанное освоение гендерных ролей, соответствующие ожиданиям общества, и индивидуальные - самореализация богатства внутреннего мира, женское/ мужское своеобразие, ощущение самоценности, мужское/женское достоинство, наличие неделимого «Я» (ядра), включающего ориентацию на гендерное совершенствование [13]. Гармоничность гендерного самоопределения личности возможна лишь в случае совпадения индивидуального ген-дерного идеала с идеалами общества.

Примечания

1. Машарова Т. В., Сырцова Е. Л. Социальное самоопределение учащейся молодежи: возможности и проблемы. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. 70 с.

2. Авдуевская Е. П., Араканцева Т. А. Проблемы юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию / под ред. О. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996; Бутковская С. А. Становление гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007; Заев С. В. Взаимосвязь супружеских сценариев и ген-дерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006; Машарова Т. В., Сырцова Е. Л. Указ. соч.; Столярчук Л. И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998; Скутнева С. В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 73-78.

3. Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб.: Алетейя, 2004. 92 с.

4. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дис. ... д-ра пед. наук. М.: Изд-во РГБ, 2005. С. 39.

5. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М.: Эксмо, 2006. С. 11.

6. Клецина И. С. Указ. соч.

7. Бутковская С. А. Указ. соч.; Малкина-Пых И. Г. Указ. соч.

8. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск: Изд-во СПИ, 1986. 142 с.

9. Малкина-Пых И. Г. Указ. соч.

10. Ломова Т. Е. Стереотипы в гендерных установках современной российской молодежи: дис. ... канд. культурологии. М.: Изд-во РГБ, 2005. С. 15.

11. Малкина-Пых И. Г. Указ. соч.

12. Малова Т. В. Эстетизация полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. 139 с.

13. Каменская Е. Н. Указ. соч.

УДК 373.012

О. Б. Даутова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Автор определяет основные черты и принципы современного образования, что позволяет разработать теоретические основы для исследования феномена учебно-познавательной деятельности, как одному из компонентов иерархической системы: образование - обучение - учебно-познавательная деятельность - учебно-познавательная компетенция. Представлена многомерная модель учебно-познавательной деятельности школьника.

The Author defines the basic features and principles of modern education that allows to prove the theoretical bases of the study of the phenomenon of the student's cognitive activity as to one of components of hierarchical system: education-learning-cognitive activity-cognitive competence. The multivariate model of the student's cognitive activity is presented.

Ключевые слова: принцип социокультурной динамики, современное школьное образование, учебно-познавательная деятельность, система отношений «человек - я - мир», позиция школьника, субъект познания, субъект коммуникации, субъект метапознания, субъект активности.

Keywords: principle of social and cultural dynamics, contemporary school education, student's cognitive activity, the system of attitudes "The person- me-the world", the student's position, the subject of cognition, the subject of communication, the subject of metacognition, the subject of activity.

Одной из задач современной дидактики выступает определение новой модели учебно-познавательной деятельности. В статье описываются

© Даутова О. Б., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.