Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение старших школьников с учетом гендерной социализации'

Профессиональное самоопределение старших школьников с учетом гендерной социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
543
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / гендерная социализация / маскулинность / феминность / андрогинность / professional self-determination / gender socialization / masculine / feminine / androgen

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобазова Юлия Владимировна

Представлены материалы исследования, цель которого – теоретическое и практическое обоснование особенностей профессиональной самоопределения старших школьников с учетом гендерной социализации. Экспериментально доказано, что гендерная социализация является одним из основных факторов профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senior Pupils’ Professional Self-Determination due to Gender Socialization

The article presents materials of research which aims at theoretical and practical proving of pupils’ professional self-determination due to gender socialization. It has been experimentally proved that gender socialization is one of the major factors of professional self-determination in adolescence age.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение старших школьников с учетом гендерной социализации»

УДК 331 ББК 88.4

Кобазова Юлия Владимировна

аспирант

г. Нерюнгри

Kobazova Julia Vladimirovna

Post-graduate Nerungri

Профессиональное самоопределение старших школьников с учетом гендерной социализации Senior Pupils' Professional Self-Determination due to Gender Socialization

Представлены материалы исследования, цель которого - теоретическое и практическое обоснование особенностей профессиональной самоопределения старших школьников с учетом гендерной социализации. Экспериментально доказано, что гендерная социализация является одним из основных факторов профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.

The article presents materials of research which aims at theoretical and practical proving of pupils' professional self-determination due to gender socialization. It has been experimentally proved that gender socialization is one of the major factors of professional self-determination in adolescence age.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, гендерная социализация, маскулинность, феминность, андрогинность.

Key words: professional self-determination, gender socialization,, masculine, feminine, androgen.

Проблема социализации личности - одна из ведущих в современной педагогической науке - предполагает теоретическое обоснование и экспериментальное решение задач содержания и оптимизации механизма этого процесса. В процессе обучения в старших классах успешная социализация в целом, и гендерная социализация в частности, имеют определяющее значение, как в жизни общества, так и отдельной личности. От ее осуществления зависит, насколько полно личность сможет реализовать свои способности и задатки,

45 Вестник ЧГПУ 7'2008

достичь социальной зрелости, быть полезной обществу и создать для себя благоприятные условия жизнедеятельности.

Методологической основой исследования проблемы влияния гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников являются отечественные теории социализации личности (Ананьев Б.Г., Кон И.С., Клецина И.С., Мудрик А.В., Шалаева Л.Г., Ушакин С.А.), зарубежные теории гендерной социализации (Бем С., Джеклин К., Лорбер Дж., Маккоби Е.), отечественные и зарубежные психолого-педагогические концепции и теории, исследующие условия формирования профессионального самоопределения молодежи и профессионального становления личности в социуме (Митина Л.М., Мудрик А.В., Чистяков Н.И., Чистяков С.И., Маслоу А., Роджерс К., Сьюпер Д., Стронг Э., Холланд Дж.).

Феномен профессионального самоопределения личности рассматривается в исследовании в качестве важнейшей составляющей процесса общего самоопределения и представляет собой постепенное формирование комплекса личностных структур, определяющих позиции личности в профессиональной деятельности, профессиональные предпочтения и способы действий в различных ситуациях реализации своих профессиональных возможностей. Головаха Е. И., Боровикова С.А., Никифоров Г.С, Чистякова С.Н.. рассматривают процесс профессионального выбора как одно из важнейших событий в целостном жизненном определении человека, как главную жизненную цель, определяющую собой течение всей последующей жизни субъекта [1;10].

Несмотря на многочисленные публикации по проблемам социализации личности, вопросам организации профессионального самоопределения личности, проблема влияния гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников до настоящего времени не достаточно разработана. Гендерная социализация - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Гендер конструируется через систему социализации, разделения труда, принятые в

обществе культурные нормы, роли и стереотипы [9]. Различают три главных понятия гендера: биологический пол (sex), категория пола (приписывание пола) и гендер [5]. Для более глубокого выявления роли гендерной социализации в процессе профессионального самоопределения в практическом исследовании мы рассматриваем старший подростковый и юношеский возраст, как наиболее динамичный период формирования гендерной социализации. Именно в старшем подростковом возрасте процесс преобразования ранее усвоенных социальных ожиданий в личностной ориентации переходит в реализацию их в межполовом взаимодействии и поведении [6].

С целью изучения влияния гендерной социализации на процесс профессиональной ориентации в старшем подростковом возрасте нами проведено исследование, в котором приняло участие 122 человек (61 девушка и 61 юноша), обучающиеся 10-11 классов МОУ «Гимназии №1, г. Нерюнгри». Возраст участников исследования 16-17 лет. Одним из условий формирования выборки явилось добровольное согласие. С целью повышения интереса к эксперименту все респонденты имели возможность индивидуально ознакомиться с результатами, полученными по каждой методике. Испытуемых объединяли следующие характеристики: принадлежность к одному поколению, обучение и воспитание в условиях единой образовательной системы, примерно сходное воздействие средств массовой информации и ориентация на получение высшего образования.

Для изучения сформированности наибольшего количества аспектов гендерной социализации нами использовались методики, рассматривающие гендер как принятие роли, овладение поведенческими действиями в качестве соответствующих определенному гендерному статусу (Определение психологического пола: опросник Бем (Bem Sex Role Inventory)), с целью изучения сформированных гендерных стереотипов старших школьников (исследование гендерных стереотипов методом личного семантического дифференциала. Опросник О. Л. Кустова) [7]. Результаты проведенного исследования рассматриваются с позиции гендерной социализации (феминность,

маскулинность, андрогинность), с позиции сформированности у старшеклассников традиционной гендерной социализации не традиционной и расширенного поло-ролевого репертуара (диады).

Рассматривая профессиональную направленность склонностей и способностей старших школьников, мы использовали классические профориентационные методики с высоким уровнем валидности. С помощью выбранного инструментария исследованы: характеристики общей профессиональной направленности - склонность человека к работе в различных типах деятельности (Дифференциально-диагностический опросник. Е. А. Климов), профессиональной направленности личности (методика Дж. Холланда), определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору (методика «Готовность к выбору профессии» (адаптация А.П. Чернявской)), отношение школьников к различным направлениям деятельности (методика «Карта интересов» А. Голомштока), профессиональных склонностей к различным видам деятельности (опросник профессиональных склонностей (ОПС) Л. А. Йовайша) [3].

Выделены две основные линии анализа результатов проведенного изыскания: изучение сформированности гендерной социализации старших подростков (выделение диад); анализ влияния гендерной социализации на профессиональное самоопределение старших школьников. Представим полученные результаты изучения развития гендерной социализации старших школьников в логике выделенных диад.

В ходе исследования процесса гендерной социализации старших школьников были выделены испытуемые с высоким показателем маскулинности и низким показателем феминности - маскулинный тип (МТ). Сочетание низкой маскулинности и высокой феминности характерно для феминного полового типа (ФТ), высокие показатели маскулинности и феминности характерны для высокого уровня андрогинии (ВА). Таким образом, выявлено 49 человек (40%) с высокими показателями маскулинности (МТ), с высокими показателями феминности (ФТ) выявлено 39 человек (33%), высокие показатели андрогинии (ВА) выявили 32

человека (27%).

В рамках выделенных диад юноши маскулинного типа (ЮМ) составляют 21%, девушки феминного типа (ДФ) - 29%, юноши феминного типа (ЮФ) - 11%, девушки маскулинного типа (ДМ) - 19%, юноши андрогинного типа (ЮА) - 12%, девушки андрогинного типа (ДА) - 20% от общей выборки. Современные социально-экономические условия влияют на принятие молодыми людьми новых гендерных ролей, все больше девушек предпочитают иметь одинаковые гендерные роли с юношами.

В ходе изучения сформированности гендерной социализации, нами выявлена значимая зависимость стереотипного представления старших школьников о наборе определенных качеств личности с половой принадлежностью х2 расчет. = 27,22 (при а < 0,01). Для анализа выделен следующий ряд факторов: оценка общей привлекательности, силы личности, эмоциональности, социального статуса, зависимости, эмпатийности, современности, фемининности (традиционно «женских» качеств), маскулинности (традиционно «мужских» качеств), андрогинности (гендерно -нейтральных качеств). Нас в большей степени интересовали гендерные стереотипы в отношении предназначения женщины-мужчины. Коэффициент сопряженности К. Пирсона и А.А. Чупрова выявил значимый уровень зависимости между стереотипами в личностных половых характеристиках и сформированной гендерной социализаций старших школьников.

Нами выявлен высокий уровень зависимости между показателями гендерной социализаций старших школьников (опросник С. Бем) и сформированности их гендерных стереотипов (Опросник О.Л. Кустовой.). Подобным образом сформированность гендерных стереотипов влияет и на традиционный тип гендерной социализации юношей и девушек. Результаты проведенного исследования отражены в приведенной ниже таблице.

Таблица. 1

Влияние сформированности гендерной социализации на гендерные стереотипы. Критерий Пирсона х

Показатели Опросник С. Бем Диады

МТ ФТ АТ ЮМ- Дф ЮФ-ДМ ЮА-ДА

Гендерные стереотипы Опросник О.Л. Кустовой 226,9258 (Р=0,712, С=0,718) 252,6326 (Р=0,752, С=0,649)

при а < 0,01

На основании полученных данных у юношей и девушек сформирован традиционный набор гендерных характеристик поведения, возможностей и ожиданий, сформированных в общественном сознании объединенных по признаку пола, то есть стереотипное представление старших школьников о наборе определенных качеств личности в соответствии с половой принадлежностью. Коэффициент сопряженности выявил средний уровень зависимости между стереотипами в личностных половых характеристиках и сформированной гендерной социализации старших школьников (табл. 1).

В результате анализа полученных данных мы пришли к выводу, что формирование гендерной идентичности происходит с учетом доминирующих в общественном сознании гендерных стереотипов. В данном случае мы можем говорить о направленном социокультурном формировании гендерной социализации. В тоже время определенная часть девушек и юношей предпочитают культивировать у себя андрогинные черты личности, вбирая в себя все лучшее из обеих половых ролей и гибко используя их в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций. Таким образом, полученные результаты свидетельствует о стереотипичности процесса социализации, что не может не влиять на процесс гендерной социализации, профессиональный выбор старших школьников.

Таблица. 2

Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение старших школьников. Критерий Пирсона х

Показатели

Опросник С. Бем

Диады

МТ ФТ АТ ЮМ- ЮФ- ЮА-ДФ ДМ ДА

Опросник «Готовность к выбору профессии» 28,6809 (Р=0,339; С=0,295) 42,3923 (Р=0,4019; С=0,2623)

ДДО (Е. А. Климов) 64,3675 (Р=0,475; С=0,323) 28,28632 (С=0,3; Р=0,34)

Дж. Холланд 60,9296 (Р=0,465; С=0,3) 30,49527 (Р=0,348; С=0,286)

Карта интересов (А. Голомштока) 57,3223 (Р=0,392; С=0,454) 28,6265 (Р=0,277; С=0,339)

ОПС (Л.А. Йовайша) 33,8687 (Р=0,365; С=0,301) 25,91118 (Р=0,324; С=0,293)

при а < 0,01

По результатам диагностики уровня готовности к адекватному профессиональному выбору (методика «Готовность к выбору профессии») выявлена значимая взаимосвязь между шкалами готовности к профессиональному выбору и гендерной социализации старших школьников и выделенных диад. Таким образом, проведенное изыскание подтвердило первоначальную гипотезу исследования: сформированность гендерной социализации старших школьников влияет на автономность в выборе профессии, информированность в профессиональной сфере, планирование профессиональной траектории развития, адекватность принятия решения и эмоциональность в выборе профессии (табл. 2).

По результатам проведенного анализа исследования выявлен значимый уровень зависимости между показателями гендерной социализации и профессиональными склонностями, предпочтениями (ДДО Е.А. Климова). Так же выявлен значимый уровень зависимости между показателями гендерной социализации и личностной направленности в профессиональной сфере (методика Дж. Холланда.) Рассматривая результаты сформированности профессиональных склонностей старших школьников с учетом гендерной социализации, мы выявили,

что у учащихся маскулинного типа проявляются высокие показатели по типу «человек-техника» (43%). Обучающиеся, выявившие феминный тип гендерной социализации, по показателям являются типом «человек - человек» (48%), старшие школьники, выявившие андрогинный тип гендерной социализации, по показателям соответствуют типу «человек - человек», «человек - художественный образ» (41%). Результаты изучения личностной направленности в профессиональной сфере с учетом гендерной социализации выявили следующие результаты: у обучающиеся, выявивших маскулинный тип, отмечаются высокие показатели по предпринимательскому типу личности (39%). Обучающиеся, выявившие феминный и андрогинный тип гендерной социализации, преобладают показатели артистического типа личности (47%).

Получены статистически значимые показатели влияния гендерной социализации на сформированность индивидуальных особенностей профессиональных интересов старших школьников и их склонностей к различным направлениям деятельности (методика «Карта интересов»). По результатам проведенного исследования отмечается средняя зависимость по степени тесноты связей в диадах и выбором учащимися физико-математических электротехнических, юридических наук. Девушки маскулинного типа заинтересованы в изучении физико-математических, исторических наук. Юноши и девушки феминного типа интересуются химико-биологическими, гуманитарными науками, а также рассматривают сферу обслуживания как приоритетные для изучения. Юноши андрогинного типа выделяют несколько направлений: химию, медицину, искусство, право, педагогику, сферу обслуживания. Девушки андрогинного типа акцентированы на химии, искусстве, педагогике, сфере обслуживания.

В ходе изучения профессиональной направленности старших школьников выявлен значимый уровень зависимости между показателями гендерной социализации и профессиональными склонностями к различным видам деятельности (ОПС Л. А. Йовайша). Старшие школьники, выявившие маскулинный тип гендерной социализации, предпочитают планово-

экономическую деятельность, работу на производстве, подвижную деятельность. Феминный тип более склонен к общению с людьми, нацелен на деятельность в сфере искусств, умственную деятельность. Андрогинный тип проявляет склонность к деятельности в сфере искусств, общению с людьми, планово-экономической деятельности.

Рассматривая склонности старших школьников по диадам, можно отметить, что традиционный тип гендерной социализации (ЮМ-ДФ) предпочитает деятельность, связанную с общением с людьми, умственную, планово-экономическую деятельность. Старшие школьники, выделенные в диаду с нетрадиционной гендерной социализацией (ЮФ-МД), склонны к общению с людьми, умственной деятельности. Старшеклассники, выделенные нами в диаду с расширенным поло-ролевой репертуаром, склонны к деятельности в сфере искусств, планово-экономической деятельности, общению с людьми. Таким образом, гендерная социализация влияет на выбор профессиональной направленности и личностную направленность в профессиональной сфере старших школьников.

Получены статистически значимые показатели влияния гендерной социализации на сформированность индивидуальных особенностей профессиональных интересов старших школьников и их склонностей к различным направлениям и видам деятельности. Выявлена взаимосвязь между показателями гендерной социализации и профессиональными склонностями, предпочтениями, личностной направленностью в профессиональной сфере. Полученные результаты, на наш взгляд, отражают гендерные стереотипы юношей и девушек в профессиональной сфере. У девушек и юношей прослеживается виляние типа гендерной социализации на сформированность профессиональных склонностей в старшем подростковом возрасте. Девушки феминного типа более склонны к гуманитарным специальностям, сфере обслуживания, маскулинные девушки и юноши - к специальностям связанным с физико-математическими науками, электротехникой. У юношей и девушек андрогинного типа узкой профессиональной направленности не наблюдается,

их интересы разнообразны, начиная от специальностей с химико-биологическим уклоном, сферы обслуживания, заканчивая профессиями творческих специальностей.

Обобщенные экспериментальные данные позволяют сделать вывод, что процесс гендерной социализации значительно влияет на профессиональную ориентацию школьников. Наблюдаемая взаимозависимость профессионального самоопределения и гендерной социализации свидетельствует о том, что современные социокультурные стереотипы способствуют у девушек расширению границ выбора и реализации в профессиональной деятельности. В данном исследовательском направлении, на наш взгляд, заложена оптимальная перспектива педагогической поддержки и сопровождения в процессе профессионального самоопределения старших школьников, которая определяется как обеспечение возможностей для более эффективной реализации способностей молодых людей разного пола.

Библиографический список

1. Боровикова, С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] /Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. : Речь, 1991.- С. 14-20.

2. Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем [Текст]/ Под ред. И.М. Семашко. - М. : ИЭН РАН, 2003. - 272 с.

3. Гендерная терапия [Текст]/ И. Г. Малкина - Пых. - М. : Эксмо, 2006. - 928 с.

4. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. [Текст]/ Е. И. Головаха. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 168 с.

5. Здравомыслова, Е., Темкина, А. Введение. Социальная конструкция тендера и гендерная система в России [Текст] // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. / Е. Здравомыслова, А. Темкина. - СПб. : ЦНСИ, 1996. Вып.4. С. 5-13

6. Ильин, Е. П. Дифференциация психофизиологии мужчины и женщины. [Текст] / Е. П. Ильин.

- СПб. : Питер (Серия «Мастера психологии»), 2006. - 544 с.

7. Практикум по гендерной психологии [Текст] / Под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2003.

- 479 с.

8. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е. Ю. Пряжникова. - М. : Академия, 2006. - 496 с.

9. Красова, Е.Ю. Словарь гендерных терминов. [Текст] / Е. Ю. Красова.- М. : Информация

- XXI век, 2002. 256 с.

10. Чистякова, С. Н. Психолого - педагогические условия, обеспечивающие успешность профессиональной карьеры учащихся [Текст] / С. Н. Чистякова. — М. : «Феникс», 1992. - 79 с.

Bibliography

1. Borovikova, S.A. Professional Self-Determination // Psychological Maintenance of Professional Work [Text]/under editorship of G.S.Nikiforova. - SPb.: Speech, 1991. P. 14-20.

2. Gender Stereotypes in the Past and the Present [Text] / under editorship of I.M. Semashko.-: Russian Academy of Science, 2003. - 272 p.

3. Gender Therapy [Text] / Malkina I.G. - nykh.-: Eksmo, 2006. - 928 p.

4. Golovakha, E.I. Life Prospect and Professional Self-Determination of young people. [Text] / E.I.Golovakha. - SPb.: Prime - the EUROSIGN, 2001. - 168 p.

5. Zdravomyslova, Elena, Temkina, Anna. The Introduction. Social Design of Gender and Gender System in Russia [Text] // Gender Measurement of Social and Political Activity in Transition Period. SPB.: ^CH, 1996. Issue .4. P. 5-13

6. Ilyin. Psychophysiological Differentiation of Man and Woman. [Text]/ Ilyin. - SPb.: Peter (Series "Masters of Psychology"), 2006. - 544 p.

7. The Practical Work on Gender Psychology [Text]/Under Editorship of I.S.Kletsina.- Petersburg : Peter, 2003. - 479 p.

8. PrYazhnikova, E.J. Professional Orientation: Manual for Higher School Students [Text] / E.J. PrYazhnikova.-: Academy, 2006. - 496 p.

9. Krasova, E.J. The Dictionary of Gender Terms. [Text]/ E.J. Krasova / M: Information -XXI century, 2002. - 256 p.

10. Tchistyakova, S.N. Psychological - Pedagogical Conditions Providing Pupils' Professional Career Success [Text] / S.N. Tchistjakova.-: "Phoenix", 1992. - 79 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.