Научная статья на тему 'Гендерный аспект сформированности личностно профессиональной перспективы'

Гендерный аспект сформированности личностно профессиональной перспективы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
694
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобазова Ю. В.

Представлены материалы исследования, цель которого теоретическое и практическое обоснование особенностей профессиональной самоопределения старших школьников с учетом гендерной социализации. Экспериментально доказано, что гендерная социализация является одним из основных факторов профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерный аспект сформированности личностно профессиональной перспективы»

УДК 37.047 Ю.В. Кобазова

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Представлены материалы исследования, цель которого — теоретическое и практическое обоснование особенностей профессиональной самоопределения старших школьников с учетом гендерной социализации. Экспериментально доказано, что гендерная социализация является одним из основных факторов профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, гендерная социализация, маскулинность, феминность, андрогинность.

~Г Несмотря на многочисленные публикации по проблемам

Л Л социализации личности, вопросам организации профессионального самоопределения личности, проблема влияния гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников до настоящего времени не достаточно разработана. Гендерная социализация - процесс усвоения индивидом культурной системы того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Гендер конструируется через систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы [1]. Различают три главных понятия гендера: биологический пол (sex), категория пола (приписывание пола) и гендер [2].

Проблема социализации личности - одна из ведущих в современной педагогической науке. В процессе обучения в старших классах успешная социализация в целом, и гендерная социализация в частности, имеют определяющее значение, как в жизни общества, так и отдельной личности. Методологической основой исследования проблемы влияния гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников являются отечественные теории социализации личности (Ананьев Б.Г., Кон И.С., Клецина И.С., Мудрик А.В., Шалаева Л.Г., Ушакин С.А.), зарубежные теории гендерной социализации (Бем С., Джеклин К., Лорбер Дж., Маккоби Е.). Отечественными и зарубежными психолого-

педагогическими концепциями и теориями рассматривались условия формирования профессионального самоопределения молодежи и профессионального становления личности в социуме (Митина Л.М., Мудрик А.В., Чистяков Н.И., Чистяков С.И., Маслоу А., Роджерс К., Сьюпер Д., Стронг Э., Холланд Дж.).

Феномен профессионального самоопределения личности рассматривается в исследовании в качестве важнейшей составляющей процесса общего самоопределения и представляет собой постепенное формирование комплекса личностных структур, определяющих позиции личности в профессиональной деятельности, профессиональные предпочтения и способы действий в различных ситуациях реализации своих профессиональных возможностей. Головаха Е. И., Боровикова С.А., Никифоров Г.С, Чистякова С.Н.. рассматривают процесс профессионального выбора как одно из важнейших событий в целостном жизненном определении человека, как главную жизненную цель, определяющую собой течение всей последующей жизни субъекта [3; 4].

С целью изучения влияния гендерной социализации на процесс профессиональной ориентации в старшем подростковом возрасте нами проведено исследование, в котором приняло участие 122 человек (61 девушка и 61 юноша), обучающиеся 10-11 классов МОУ «Гимназии №1, г. Нерюнгри». Возраст участников исследования 16-17 лет. Одним из условий формирования выборки явилось добровольное согласие. С целью повышения интереса к эксперименту все респонденты имели возможность индивидуально ознакомиться с результатами, полученными по каждой методике. Испытуемых объединяли следующие характеристики: принадлежность к одному поколению, обучение и воспитание в условиях единой образовательной системы, примерно сходное воздействие средств массовой информации и ориентация на получение высшего образования.

Для изучения сформированности наибольшего количества аспектов гендерной социализации нами использовались методики, рассматривающие гендер как принятие роли, овладение поведенческими действиями в качестве соответствующих определенному гендерному статусу (Определение психологического пола: опросник Бем (Bem Sex Role Inventory), с целью изучения сформированных гендерных стереотипов старших школьников (исследование гендерных стереотипов методом личного семантического дифферен-256

циала. Опросник ОЛ. Кустова) [5]. Результаты проведенного исследования рассматриваются с позиции гендерной социализации (фе-минность, маскулинность, андрогинность), с позиции сформиро-ванности у старшеклассников традиционной гендерной социализации не традиционной и расширенного поло-ролевого репертуара (диады).

Рассматривая профессиональную направленность склонностей и способностей старших школьников, мы использовали классические профориентационные методики с высоким уровнем валидности. С помощью выбранного инструментария исследованы: характеристики общей профессиональной направленности - склонность человека к работе в различных типах деятельности (Дифференциально-диагностический опросник. Е.А. Климов), профессиональной направленности личности (методика Дж. Холланда), определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору (методика «Готовность к выбору профессии» (адаптация А.П. Чернявской)), отношение школьников к различным направлениям деятельности (методика «Карта интересов» А. Голомштока), профессиональных склонностей к различным видам деятельности (опросник профессиональных склонностей (ОПС) Л.А. Йовайша) [6, 7].

В ходе изучения сформированности гендерной социализации, нами выявлена значимая зависимость стереотипного представления старших школьников о наборе определенных качеств личности с половой принадлежностью X расчет. = 27,22 (при а < 0,01). Для анализа выделен следующий ряд факторов: оценка общей привлекательности, силы личности, эмоциональности, социального статуса, зависимости, эмпатийности, современности, фемининности (традиционно «женских» качеств), маскулинности (традиционно «мужских» качеств), андрогинности (гендерно-нейтральных качеств). Нас в большей степени интересовали гендерные стереотипы в отношении предназначения женщины-мужчины. Коэффициент сопряженности К. Пирсона и А.А. Чупрова выявил значимый уровень зависимости между стереотипами в личностных половых характеристиках и сформированной гендерной социализаций старших школьников.

Нами выявлен высокий уровень зависимости (Храсчет= =226,9258, при а < 0,01; Р = 0,712, С = 0,718) между показателями гендерной социализаций старших школьников (опросник С. Бем) и сформированности их гендерных стереотипов (Опросник О.Л. Кустовой.). Подобным образом сформированность гендерных стерео-

типов влияет и на традиционный тип гендерной социализации юношей и девушек (Храсчет= =252,6326, при а < 0,01; Р = 0,752, С = 0,649).

На основании полученных данных у юношей и девушек сформирован традиционный набор гендерных характеристик поведения, возможностей и ожиданий, сформированных в общественном сознании объединенных по признаку пола, то есть стереотипное представление старших школьников о наборе определенных качеств личности в соответствии с половой принадлежностью. Коэффициент сопряженности выявил средний уровень зависимости между стереотипами в личностных половых характеристиках и сформированной гендерной социализации старших школьников.

В результате анализа полученных данных мы пришли к выводу, что формирование общего уровня социализации происходит с учетом сформированности гендерной социализации. Получены статистически значимые показатели влияния уровня сформированности социализации испытуемых на гендерную социализацию (X расчет.= 15, 09, при а < 0,01). Нами были определены на основе критерия «X2» показатели степени тесноты связи. На основании коэффициентов взаимной сопряженности К. Пирсона и А.А. Чупрова между полом испытуемых и гендерной социализацией отмечается средняя зависимость, по степени тесноты связей (Р = 0,379; С = 0,3461). У девушек андрогинного типа и юношей маскулинного типа отмечается наиболее высокий уровень социализации. У юношей и девушек нетрадиционного типа гендерной социализации выявлен средний и низкий уровень социализации.

Рассматривая зависимость сформированности уровня социализации и пола испытуемых, можно отметить, что статистически значимых результатов не наблюдается (х2расчет = 0,188, при а < 0,05), по степени тесноты связей (Р = 0,045; С=0,038). Высокий уровень социализации выявили 30 % юношей и 28 % девушек, средний уровень 18 % мальчиков и 21 % девочек, низкий уровень выявили по 1 % старшеклассников не зависимо от пола.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что пол в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте не влияет на уровень сформированности социализации. Нами выявлена взаимозависимость уровня сформированности социализации и типа гендерной социализации старшеклассников. На основании результатов мы можем говорить о направленном социокультурном фор-258

мировании гендерной социализации. В тоже время определенная часть девушек и юношей предпочитают культивировать у себя ан-дрогинные черты личности, вбирая в себя все лучшее из обеих половых ролей и гибко используя их в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.

Таким образом, несмотря на различие методологических идей в подходе к сущности, этапам и механизмам социализации и гендерной социализации, необходимо указать и на их внутреннее единство, взаимопроникновение [8]. Мы полагаем, что оно заключается в том, что общезначимой целью социализации старших школьников выступает их подключение к социальному опыту; средством социализации является взаимодействие с окружающим миром, а ее результатом - воспроизводство социально одобряемых жизненных и профессиональных сценариев, полоролевых схем, социальных и гендерных стереотипов.

По результатам диагностики уровня готовности к адекватному профессиональному выбору (методика «Готовность к выбору профессии») выявлена значимая взаимосвязь между шкалами готовности к профессиональному выбору и гендерной социализации старших школьников(Х расчет. =28,6809, при а < 0,01; Р = 0,339, С = 0,295) и выделенных диад (X расчет. =42,3923, при а < 0,01). Коэффициент сопряженности К. Пирсона и А.А. Чупрова выявил значимый уровень зависимости между сформированностью гендерной социализацией и выбором профессиональной сферы старшими школьниками (Р = 0,4019, С = 0,2623).

По результатам проведенного анализа исследования выявлен значимый уровень зависимости между показателями профессиональными склонностями, предпочтениями (ДДО Е.А. Климова) и гендерной социализации (X расчет.= 64,3675, при а < 0,01; Р = 0,475, С = 0,323). Рассматривая результаты сформированности профессиональных склонностей старших школьников с учетом гендерной социализации, мы выявили, что у учащихся маскулинного типа проявляются высокие показатели по типу «человек-техника» (43 %). Обучающиеся, выявившие феминный тип гендерной социализации, по показателям являются типом «человек - человек» (48 %), старшие школьники, выявившие андрогинный тип гендерной социализации, по показателям соответствуют типу «человек -человек», «человек - художественный образ» (41 %).

Так же выявлен значимый уровень зависимости между показателями личностной направленности в профессиональной сфере (методика Дж. Холланда.) и гендерной социализации (%2 расчет. =60,9296, при а < 0,01; Р = 0,465; С = 0,3). Результаты изучения личностной направленности в профессиональной сфере с учетом гендерной социализации выявили следующие результаты: у обучающиеся, выявивших маскулинный тип, отмечаются высокие показатели по предпринимательскому типу личности (39 %). Обучающиеся, выявившие феминный и андрогинный тип гендерной социализации, преобладают показатели артистического типа личности (47 %).

Получены статистически значимые показатели влияния индивидуальных особенностей профессиональных интересов старших школьников и их склонностей к различным направлениям деятельности (методика «Карта интересов») в процессе гендерной социализации (%2 расчет.=57,3223, при а < 0,01; Р = 0,392, С = 0,454). По результатам проведенного исследования отмечается средняя зависимость по степени тесноты связей в диадах и выбором учащимися физико-математических электротехнических, юридических наук. Девушки маскулинного типа заинтересованы в изучении физикоматематических, исторических наук. Юноши и девушки феминного типа интересуются химико-биологическими, гуманитарными науками, а также рассматривают сферу обслуживания как приоритетные для изучения. Юноши андрогинного типа выделяют несколько направлений: химию, медицину, искусство, право, педагогику, сферу обслуживания. Девушки андрогинного типа акцентированы на химии, искусстве, педагогике, сфере обслуживания.

В ходе изучения профессиональной направленности старших школьников выявлен значимый уровень зависимости между показателями профессиональными склонностями к различным видам деятельности (ОПС Л. А. Йовайша) и гендерной социализаций (X2 расчет.= 33,8687, при а < 0,01; Р = 0,365, С = 0,301). Старшие школьники, выявившие маскулинный тип гендерной социализации, предпочитают планово-экономичес-кую деятельность, работу на производстве, подвижную деятельность. Феминный тип более склонен к общению с людьми, нацелен на деятельность в сфере искусств, умственную деятельность. Андрогинный тип проявляет склонность к деятельности в сфере искусств, общению с людьми, планово-экономической деятельности.

Рассматривая склонности старших школьников по диадам, можно отметить, что традиционный тип гендерной социализации (ЮМ-ДФ) предпочитает деятельность, связанную с общением с людьми, умственную, планово-экономическую деятельность. Старшие школьники, выделенные в диаду с нетрадиционной гендерной социализацией (ЮФ-МД), склонны к общению с людьми, умственной деятельности. Старшеклассники, выделенные нами в диаду с расширенным поло-ролевой репертуаром, склонны к деятельности в сфере искусств, планово-экономической деятельности, общению с людьми (%2расчет.= =25,91118, при а < 0,01; Р = 0,324, С = 0,293). Таким образом, гендерная социализация влияет на выбор профессиональной направленности и личностную направленность в профессиональной сфере старших школьников.

Получены статистически значимые показатели влияния выделенных диад гендерной социализации на сформирован-ность индивидуальных особенностей профессиональных интересов старших школьников и их склонностей к различным направлениям и видам деятельности (%2 расчет = 30,49527, при а < 0,01; Р = 0,348, С = 0,286). Выявлена взаимосвязь между показателями гендерной социализации и профессиональными склонностями, предпочтениями, личностной направленностью в профессиональной сфере. Полученные результаты, на наш взгляд, отражают гендерные стереотипы юношей и девушек в профессиональной сфере. У девушек и юношей прослеживается виляние типа гендерной социализации на сформированность профессиональных склонностей в старшем подростковом возрасте. Девушки феминного типа более склонны к гуманитарным специальностям, сфере обслуживания, маскулинные девушки и юноши - к специальностям связанным с физико-математическими науками, электротехникой. У юношей и девушек андрогинного типа узкой профессиональной направленности не наблюдается, их интересы разнообразны, начиная от специальностей с химико-биологическим уклоном, сферы обслуживания, заканчивая профессиями творческих специальностей.

Обобщенные экспериментальные данные позволяют сделать вывод, что процесс гендерной социализации значительно влияет на профессиональную ориентацию школьников. Наблюдаемая взаимозависимость профессионального самоопределения и гендерной социализации свидетельствует о том, что современные социокуль-

турные стереотипы способствуют у девушек расширению границ выбора и реализации в профессиональной деятельности.

Таким образом, сформированность гендерной социализации старших школьников влияет на автономность в выборе профессии, информированность в профессиональной сфере, планирование профессиональной траектории развития, адекватность принятия решения в выборе профессии.

-------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Красова Е.Ю. Словарь гендерных терминов. [Текст] / Е. Ю. Красова.- М.: Информация — XXI век, 2002. 256 с.

2. Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России [Текст] // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. / Е. Здравомыслова, А. Темкина. -СПб. : ЦНСИ, 1996. Вып.4. С. 5-13

3. Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] /Под ред. Г.С. Никифорова. -СПб. : Речь, 1991.- С. 14-20.

4. Чистякова, С. Н. Психолого - педагогические условия, обеспечивающие успешность профессиональной карьеры учащихся [Текст] / С. Н. Чистякова. — М.

: «Феникс», 1992. - 79 с.

5. Практикум по гендерной психологии [Текст] / Под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2003. - 479 с.

6. Гендерная терапия [Текст]/ И. Г. Малкина - Пых. - М. : Эксмо, 2006. -

928 с.

7. Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем [Текст]/ Под ред. И.М. Семашко. - М. : ИЭН РАН, 2003. - 272 с.

8. Ильин Е.П. Дифференциация психофизиологии мужчины и женщины. [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер (Серия «Мастера психологии»), 2006. - 544 с.

ІГ.ГЛІ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -------------------------------------------

Кобазова Ю.В. - кандидат педагогических наук, заместитель директора МУ ПМПК г. Нерюнгри, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.