УДК 373
ВЛИЯНИЕ ТЕНДЕРА НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Е.С. Байбакова, Е.Ю. Пряжникова, Н.Л. Соколова, М.Г. Сергеева
Аннотация. Авторы затрагивают важную проблему современной школы - оптимизация процесса профессионального самоопределения старшеклассников. В частности, в статье рассматривается проблематика влияния тендера на выбор профессии старшеклассников. Проанализирована структура профессионального самоопределения с точки зрения педагогической и психологической науки. Авторы обращают внимание на особенности, подходы к изучению и сложность понятия «профессиональное самоопределение». На основе глубокого теоретического анализа в статье представлены основные характеристики относящиеся к понятию «гендер». Изучены основные подходы к понимаю природы различий между мужчинами и женщинами. В статье отражены результаты проведенного эмпирического исследования на базе старших классов двух школ, с углубленным изучением отдельных предметов. Отмечается важнейшее значение гендерных особенностей на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Ключевые слова: старшеклассник, самоопределение, профессиональное самоопределение, выбор профессии, гендер, гендерная идентичность, гендерная роль, гендерный стереотип.
ALGORITHM OF DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS IN ENGLISH LESSONS
Е. Baybakova, Е-Pryazhnikova, N. Sokolova, M. Sergeeva
Abstract. The authors touch upon the important problem of modern school-optimization of the process of professional self-determination. In particular, the article deals with the issues of gender influence on the choice of the profession of high school students. Proananlizirovana structure of professional self-determination from the point of view of pedagogical and psychological Science. The authors pay attention to the peculiarities, approaches to studying and complexity of the concept "professional self-determination". On the basis of the deep theoretical analysis, the article presents the basic characteristics related to the concept of "gender". The basic approaches to understand the nature of differences between men and women are studied. In the article the results of the conducted empirical research on the basis of the senior grades of two schools, with the in-depth study of separate subjects are reflected. The critical importance of gender features in the professional self-determination of high school students is noted.
Keywords: school, self-determination, professional self-determination, choice of profession, gender, gender identity, gender role, gender stereotype.
Старшеклассник по окончанию школы оказывается перед очень сложным выбором, который должен быть заблаговременно обдуман и максимально самостоятелен - это его выбор профессии, выбор своего профессионального пути. Но часто ли так происходит? Что влияет на выбор современного старшего школьника? Может ли он себе позволить свободно выбирать то, что ему нравится, вне зависимости от социальных ожиданий и половых стереотипов? В наш демократический и продвинутый век кажется, что очерченных граней между мужским и женским практически не осталось, узнать так это или нет было целью данного исследования.
Профессиональное самоопределение
изучается в рамках нескольких направлений. В педагогическом подходе П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность [22]. Психологический подход определяет критерием самоопределения включение человека в те или иные сферы жизни, такие, как поступление в высшее учебное заведение, поступление на
работу, вступление в брак и т.д., которые фиксируют эти включения и с социологической точки зрения, являются этапами самоопределения (И.С. Кон) [14]. В жизнедеятельностном подходе Л.И. Божович рассматривает профессиональное самоопределение как этап жизненного пути личности, где решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет и проходит определенные стадии [2]. В рамках профессионального развития процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии, а начинается от зачатков профессиональных интересов до окончательного утверждения профессии. В данном направлении указывается важность самостоятельного выбора профессионального и жизненного пути (О.Н. Семеняка) [20], и выделяется понятие самоактуализация -стремление человека к самосовершенствованию, проявлению себя в значимом для него деле (А. Маслоу) [15].
В профориентационном направлении Е.А. Климов обозначает самоопределение как «важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития,
формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [10, с.19], указывая, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни, с учетом 3 китов профориентации: хочу, могу и надо.
Современные ученые продолжают и значимо обогащают работы Е.А. Климова, так Н.С. Пряжников определяет «сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [18, с.16], и здесь важен больше не достигаемый конкретный итог (ведь при достижении цель обесценивается), а именно сам процесс поиска личностного смысла. Е.Ю. Пряжникова отмечает, что профессиональное самоопределение выпускника школы - это длительный процесс развития его отношения к будущей' профессии и к самому себе как к потенциальному субъекту профессиональной деятельности, в котором выпускник занимает активную позицию, сам строит свою профессиональную карьеру посредством своего интеллектуального и личностного потенциала [19].
Профориентационный подход кажется нам более объективным, ведь его можно определить, как некую философию личностного развития человека на основе профессиональной деятельности, которая несомненным образом является одной из важнейших составляющих нашей жизни, за которую, в первую очередь, мы сами несем ответственность, являясь не просто «винтиками системы», а активными субъектами.
Так влияет ли гендер на профессиональное самоопределение? Необходимо определить основные понятия. Учеными установлено, что у каждого человека существует два типа пола: биологический пол (sex) - это совокупность анатомических и физиологических признаков, и социокультурный пол (gender) - совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [4]. Бутовская М.Л. указывает на разницу понятий гендерная роль и гендерная идентичность: «Гендерная роль - это совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности» [3, с.25]. «Гендерная
идентичность - внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного тендера, гендерная идентичность необязательно совпадает с приписанным при рождении полом». [10, с.31]. Кон обозначает константы мужской идентичности, такие как ориентация на профессиональную сферу, потребность отличаться от женщин, эмоциональное сдерживание, установка на финансовую состоятельность [13]. И.С Клецина в женской идентичности выделяет установку на материнство, стремление быть хорошей хозяйкой, установку на эмоциональную близость и установку на привлекательную внешность [9].
Можно выделить две основные позиции в отношении к вопросу о том, существуют ли различия между мужчиной и женщиной. Одна сторона утверждает, что единственно четкое биологическое различие между полами состоит в их роли воспроизводства потомства, и что именно общество делает из человека представителем того или иного пола при помощи социализации, разделения труда, культурных ценностей, норм. Такие идеи и примеры приводятся в работе «Гендерная психология» Шёна Берна: уже с рождения ребенку подбираются определенного цвета одежда, коляска, постельное белье, прочая атрибутика, покупаются игрушки, и все это с учетом пола, мужчиной или женщиной человек становится в обществе [1].
Однако есть и другие исследования в данной области, которые основываются на нейробиологии и эмпирических исследованиях поведения, Мойр и Джессел утверждают, что уже с рождения мозг младенцев отличается по своему биологическому полу и по-разному взаимодействует с миром, и что причиной этих различий являются гормоны. Существенные качественные различия отражаются в интеллекте, эмоциях, сексуальной потребности,
межличностных отношениях, поведении в профессиональной деятельности и многое другое. Что же касается последнего, было выявлено, что мужской мозг больше запрограммирован на карьеру и успех. Главный посыл данного исследования обозначен в принятии различий для понимания и осознания особенностей работы мозга разных полов [16].
Современная же гендерная теория основана на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. И если рассматриваются молодые люди и девушки в возрасте 17-18 лет, которые принимают важнейшее решение в своей жизни, то конечно, социум является одним из основных
факторов влияния на этот выбор (в силу установок, традиции, стереотипов, норм). Воронцов Д.В. определяет гендерные стереотипы как устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления (мнения) о месте и исполняемых ролях того или иного гендера в обществе [5]. Данные стереотипы могут отрицательно сказываться на профессиональном
самоопределении у школьников, могут дезориентировать, выступать барьером в развитии индивидуальности в будущем, если их личностные качества, такие как склонности, интересы, направленность будут противоречить принятым в обществе гендерным ролям. Современные исследования гендерных стереотипов проводились на базе гимназии в Минске, в котором принимало участие 25 учащихся (13 девушек, 12 юношей), средний уровень выраженности гендерных стереотипов выявился у 48% опрошенных, высокий - у 40%, что говорит о значимом влиянии данного явления на сознание школьников [6].
Деревцова А.Б. отмечает, что у молодых людей доминирует профессионально-деятельностный аспект, а у девушек - социально психологический. Более того, с возрастом у мужчин мотивация возрастает, а у женщин снижается, в связи с тем, что женщины стараются продолжать свои традиционные гендерные роли в воспитании детей и внуков [7]. Отмечается разная мотивационная направленность: мужчины чаще готовы работать в ситуациях нестабильности и риска, приоритетным являются заработная плата, перспективы; женщины чаще боятся увольнения и нестабильности, чаще отдают предпочтение, чем мужчины, хорошим отношениям в
коллективе [8]. Как пишет И.А. Ковалева, «отмечается, что парни проявляют интерес к таким профессиям, которые связаны с приключениями, требуют совершения подвигов, физического напряжения. Они отдают предпочтение работе вне помещения, связанной с механизмами и инструментами, проявляют интерес к науке, физическим явлениям и изобретениям. Девушки, наоборот, склонны к профессиям, связанным с эстетикой, с сидячей работой в помещении, с оказанием помощи нуждающимся и беззащитным» [11, с.50]. В работах Козиной И.М. отражены данные, полученные из социального опроса: «мужской» образ профессии ассоциируется с тяжелым физическим трудом, риском, ответственностью, работой с техникой, «женский» - с социальной сферой, детьми, конторской работой [12].
Для того чтобы подтвердить вышеизложенную взаимосвязь гендера и профессионального самоопределения
современных старшеклассников, нами было проведено экспериментальное исследование на базе двух школ: «Каширской Средней школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» - 11 «А» и 11 «Б» классы, а так же «Михневской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов» -11 «А» класс. Выборка составила 52 школьника (26 юношей и 26 девушек) в возрасте 17-18 лет. Результаты анкетирования «Готовность выбора будущей профессии» представлены в таблицах 1 -3, целью которого было определить наличие различий степени готовности профессионального выбора и предрасположенности к определенным наукам по гендерному признаку.
Таблица 1. - Предрасположенность юношей и девушек к школьным предметам
Юноши (сколько чел. указало) Девушки (сколько чел. указало)
Укажите Ваши любимые школьные предметы?
Математика 17 чел. (65,4%) Математика 10 чел. (38,5%)
Физкультура 13 чел. (50%) Экономика 9 чел. (34,6%)
Физика 8 чел. (30,8%) Литература 8 чел. (30,8%)
Укажите Ваши нелюбимые школьные предметы?
Геометрия 8 чел. (30,8%) Физика 12 чел. (46,2%)
Биология 7 чел. (27%) Биология 9 чел. (34,6%)
Химия 7 чел. (27%) Геометрия 8 чел. (30,8%)
Таблица 2. - Готовность к профессиональному самоопределению старшеклассниками
Юноши (сколько чел. указало) Девушки (сколько чел. указало)
Выбрали ли Вы институт?
Да 7 чел. (27%) Да 15 чел. (57,7%)
Нет 19 чел. (73%) Нет 11 чел. (42,3%)
Зависит ли Ваш выбор прос )ессии от того, какие варианты специализаций предлагают ближайшие вузы?
Да 7 чел. (27%) Да 4 чел. (15,4%)
Нет 19 чел. (73%) Нет 22 чел. (84,6%)
Согласна ли Ваша семья с выбором профессии?
Да 21 чел. (80,8%) Да 25 чел. (96,2%)
Нет 5 чел. (19,2%) Нет 1 чел. (3,8)
Хотелось ли бы Вам узнать больше о мире профессий?
Да 19 чел. (73%) Да 24 чел. (92,3%)
Нет 7 чел. (27%) Нет 2 чел. (7,7%)
Значительные различия наблюдаются в школьном предмете «физика» - для большинства парней он является любимым предметом, для девушек же наоборот - нелюбимым. 50% парней любят физкультуру, тогда как девушки экономику - 34,6% и литературу - 30,8% опрошенных. Большая часть девушек к окончанию 11 класса определились с выбором
института - 57,7%, парни же только на 27% знают, где хотят продолжить обучение. С выбором профессии школьников согласно большинство их родителей: у парней в 80,8% случаев (два молодых человека указало, что одному из них родители рекомендуют профессию врача вместо выбранной, другому -милиционера), у девушек в 96,2%.
Юноши Девушки
Профессия Кол-во чел. Профессия Кол-во чел.
Инженер 6 Юрист 3
Программист 3 Лингвист 2
1Т-специалист 3 Учитель 2
Экономист 2 Экономист-международник 2
Лингвист 1 PR-менеджер 2
Юрист 1 Специалист банка 2
Учитель физкультуры 1 Журналист 2
Тренер 1 Финансовый менеджер 1
Спортсмен 1 Аудитор 1
Инженер-программист 1 Кадровик 1
Инженер - механик 1 Адвокат 1
Инженер - проектировщик 1 Криминалист 1
Специалист в области 1 Полицейский 1
муниципального управления
Военный 1 Психолог 1
Ветеринар 1 Академическая певица 1
Священник 1 Хореограф 1
Танцовщик 1
Графический дизайнер 1
Итого: 26 26
Таблица 3. - Предварительно выбранные профессии старшеклассниками
Совпадения при выборе профессий у школьников наблюдаются в экономической, юридической и педагогической сферах (профессии: экономист, юрист, учитель, лингвист). Но как мы видим, выбор профессий отличается по гендерной принадлежности. Основной выбор молодых людей пал на инженеров, программистов и й-специалистов, данные специальности не выбраны девушками. Молодые люди не указывают профессии, которые по гендерным стереотипам относят к типично «женским», однако у девушек мы видим выбранные профессии, как криминалист и полицейский, которые принято считать «мужскими».
Преобладающее большинство школьников имеют андрогинный тип идентичности - 81%, что составляет 42 человека из 52 опрошенных, коэффициенты маскулиности (М) и фемильности (Б), были проанализированы с помощью ^ Критерия Стьюдента, полученные данные находятся в зоне незначимости (<2), что говорит о незначимых различиях у девушек и молодых людей характеристик мужских и женских.
Это доказывает, что большинство школьников обладают андрогинным
Так же только у девушек выбраны такие специальности, как PR-менеджер, специалист банка, журналист, аудитор, кадровик, психолог, академическая певица, хореограф, танцовщик, графический дизайнер. У юношей не указаны профессии, связанные с творческой деятельностью, и менее представлены профессии обслуживающего характера. В связи с результатами анкетирования можно сделать вывод, что гендерные различия учеников школы влияют на выбор профессии, причины этого будут рассмотрены в нижеперечисленных исследованиях.
Результаты опросника С. Бем «Анкета половых ролей» представлена в таблице 4.
психологическим полом - в котором присутствуют гармонично черты и маскулиного и фемильного типов, являются более адаптивными и гибкими.
На рисунке 1 представлена сводная данных, полученная с помощью Дифференциально-диагностического опросника (ДДО)
Е.А. Климова, где наглядно видна разница направленностей у молодых людей и девушек. Для доказательства значимости различий был использован ^критерий Стьюдента, данные представлены в таблице 5.
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00%
50,00% 31,2% 34,50% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
68,60%
59,1%
Г
52,6%
1,10%
78,10%
66,4%
Л8
46,90%
47,4%
✓
Н Юноши
□ Девушки
Рисунок 1. - Сводка данных по методике ДДО Е.А. Климова
Таблица 4. - Гендерный тип идентичности у старшеклассников
Гендерный тип идентичности Юноши Девушки
Маскулинность 3 0
Фемининность 0 7
Андрогинность 23 19
Итого: 26 26
Таблица 5. - Т-критерий Стьюдента по методике ДДО Е.А. Климова
Профессиональная направленность ^критерий Стьюдента Ось значений
Человек-Техника 6,1 Зона значимости
Человек-Художественный образ 5,3 Зона значимости
Человек-Человек 2,8 Зона значимости
Человек-Знаковая система 2,7 Зона значимости
Человек-Природа 0,9 Зона незначимости
Основные гендерные различия наблюдаются в профессиональной направленности в таких сферах, как «Человек-Техника» и «Человек-Знаковая система» свойственны молодым людям, а сферы «Человек-Художественный образ» и «Человек-Человек» - они свойственны в большей степени девушкам. Из данной методики следует вывод, что гендерные различия школьников
влияют на их профессиональную направленность.
Общая сводка полученных данных с помощью опросника профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г.В. Резапкиной) представлена на рисунке 2.
Для нахождения достоверных различий был применен ^критерий Стьюдента, данные представлены в таблице 6.
Рисунок 2. - Сводная склонностей у старшеклассников по опроснику профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной)
Таблица 6. - Т-критерий Стьюдента по «Опроснику профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной)
Профессиональные склонности ^критерий Стьюдента Ось значений
Эстетическая деятельность 4,8 Зона значимости
Исследовательская деятельность 3,8 Зона значимости
Экстремальная деятельность 3,7 Зона значимости
Работа с людьми 3,2 Зона значимости
Работа на производстве 2,5 Зона неопределенности
Планово - эконом. деятельность 0,4 Зона незначимости
Основные различия по гендеру можно наблюдать в таких профессиональных видах деятельности, как «экстремальные» и «исследовательские», которые присущи в большей степени молодым людям, и «эстетические» и «работа с людьми» - коротая ярче выражена в склонностях у девушек.
Для наглядного рассмотрения различий преобладающих типов мышления был
использован Опросник «Определение типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной), ниже приведена общая сводная по данному тестированию (рисунок 3).
Данные, полученные параметрическим ^ критерием Стьюдента, доказывающего или опровергающего значимость различий двух выборок представлены в таблице 7.
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
66,8%
49,5%
70%
66,8%
71,60%
64,90%
44,7%
Ж
ж
0*°
83,70%
57,7%
/
Ы Юноши
□ Девушки
Рисунок 3. - Общая сводная данных по тесту «Тип мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной)
Таблица 7. - Т-критерий Стьюдента по тесту «Тип мышления»
Тип мышления ^критерий Стьюдента Ось значений
Наглядно -образное 5,1 Зона значимости
Словесно-логическое 5 Зона значимости
Абстрактно-символьное 2,9 Зона значимости
Предметно-действенное 1,4 Зона незначимости
Креативность (творческое) 0,4 Зона незначимости
Данный статистический метод позволил доказать основные различия в «наглядно -образном» и «словесно-логическом» мышлении, которые значительно сильнее развиты у девушек, однако «абстрактно-символьное» мышление более свойственно юношам. В двух остальных типах мышления достоверно значимых различий не
обнаружено. Можно утверждать, что гендерные различия школьников оказывают влияние на тип мышления.
Обобщенные результаты мотивов выбора профессии старшеклассниками, полученные по методике «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), представлены на рисунке 4.
100,00%
80,00%
60,00%
40,00%
20,00%
0,00%
70,2%
78,00%
68,3% 70,00%
61,9%
Н Юноши □ Девушки
54,30%
49,2%
43,50%
Внутренние инд.-значимые
Внутренне соц.- Внешние Внешние
значимые положительные отрицательные
Рисунок 4. - Мотивы выбора старшеклассниками профессии
У девушек выявлено больше внутренних мотивов выбора - это общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д., внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. У молодых людей при выборе профессии преобладает внешняя мотивация - это
Доказаны достоверно значимые отличия профессиональной мотивации: для девушек важнее, чем для молодых людей следующие мотивы - «дает возможность приносить пользу людям», «дает большие возможности проявить
заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. В результате детального анализа каждого мотива, нами выявилена различная мотивационная направленность при выборе профессии юношами и девушками. Для выявления достоверно значимых различий
рассматриваемых 20 мотивов в методике был применен ^критерий Стьюдента. В таблице 8 предоставлены мотивы, имеющие достоверно значимые гендерные различия.
творчество», «требует общения с разными людьми», «является привлекательной». Для молодых людей достоверно важнее, чем для девушек такие мотивы, как - «позволяет использовать профессиональные умения вне
Таблица 8. - Т-критерий Стьюдента по методике «Мотивы выбора профессии»
Мотивы выбора профессии ^критерий Стьюдента Ось значений
Позволяет использовать профессиональные умения вне работы 4,1 Зона значимости
Дает возможность приносить пользу людям 3,7 Зона значимости
Предполагает высокое чувство ответственности 3,5 Зона значимости
Дает большие возможности проявить творчество 3,1 Зона значимости
Требует общения с разными людьми 3 Зона значимости
Избрана моими друзьями 2,9 Зона значимости
Является высокооплачиваемой 2,7 Зона значимости
Является привлекательной 2,7 Зона значимости
работы», «предполагает высокое чувство ответственности», «избрана моими друзьями», «является высокооплачиваемой». Из чего формируется вывод о влиянии гендера на мотивацию выбора профессии. Для наглядного сравнения сводные данные по тесту Дж. Голланда (Дж. Холланда) на определение профессионального типа личности в
модификации Г.В. Резапкиной представлены на рисунке 5.
Значимые гендерные различия были доказаны с помощью статистического ^критерия Стьюдента: они выражены в профессиональном типе «предприимчивый» - девушкам он значительно менее характерен, однако «социальный» и «артистичный» больше выражен у девушек (таблица 9).
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
65,60%
53,6%
52,2%
и Юноши □ Девушки
67,00%
Рисунок 5. - Сводные данные по профессиональным типам личности старшеклассников Таблица 9. - Т-критерий Стьюдента по тесту на определение профессионального типа личности
Профессиональный тип личности ^критерий Стьюдента Ось значений
Артистичный 4,7 Зона значимости
Социальный 3 Зона значимости
Предприимчивый 2,7 Зона значимости
Интеллектуальный 2,4 Зона неопределенности
Реалистичный 2,1 Зона неопределенности
Конвенциональный 0,4 Зона незначимости
Полученные экспериментально данные говорят о взаимосвязи гендерных различий школьников с типом профессиональной личности. Также были отдельно проанализированы по данной методике молодые люди с ярковыраженным маскулиным типом идентичности, и девушки с фемильным, и ^ критерия Стьюдента обозначил достоверно значимые различия двух типов
профессиональной личности, а именно маскулинной идентичности свойственен предприимчивый тип личности, а фемининной идентичности свойственен социальный.
Помимо этого в нашем исследовании была произведена попытка изучения проблемы влияния на школьников гендерных стереотипов, результаты опросника представлены в таблице 10.
Таблица 10. - Восприятие школьниками гендерных стереотипов
№°1 Утверждения Юноши согласно чел. (%) Девушки согласно чел. (%)
1 Мужчины должны быть активными, целеустремленными 25 (96,2%) 26 (100%)
2 Женщина должна заботиться о мужчине, а мужчина быть ее защитником 25 (96,2%) 23 (88,5%)
3 Женщины должны уметь готовить и вести хозяйство 24 (92,3%) 21 (80,8%)
4 Мужчины должны уметь забить гвоздь, починить кран, утюг 22 (84,6%) 22 (84,6%)
5 Большинство самых престижных профессий в нашем обществе захвачена мужчинами 18 (69,2%) 10 (38,5%)
6 Материнство - основа жизни женщины, они должны рожать детей 13 (50%) 18 (69,2%)
7 Женщины должны быть скромными 15 (57,7%) 14 (53,8%)
8 Ответственность за финансовое благополучие семьи лежит на мужчинах 15 (57,7%) 7 (27%)
9 Карьера - основа жизни мужчины, они должны иметь престижную профессию 15 (57,7%) 10 (38,5%)
10 Мужчины должны зарабатывать больше, чем женщины 13 (50%) 8 (30,8%)
11 Женщины реже получают назначения, способствующие быстрому продвижению по службе, чем мужчины 7 (27%) 11 (42,3%)
12 Женщины не должны стремиться овладеть типично мужской профессией 9 (34,6%) 6 (23,1%)
13 Женщины в силу традиций заняты преимущественно на «женских» работах, за которые платят меньше, чем за традиционно «мужские работы» 8 (30,8%) 6 (23,1%)
14 Мужчины, если они занимаются типично женской профессией, сами становятся женственными 6 (23,1%) 8 (30,8%)
Опросник позволил выявить закоренелые гендерные стереотипы. Было приведено 17 утверждений, из которых с 14-тью согласно больше трети опрошенных школьников. Это говорит о том, что гендерные стереотипы, присущие как девушкам, так и юношам, несомненным образом накладывают свой отпечаток на профессиональное
самоопределение, так как каждому полу приписываются определенные обязанности и черты личности.
Исходя из проведенного теоретического анализа можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение - это сложный процесс, осуществляющийся в течении всей профессиональной жизни, требующий анализа своих собственные особенностей, способностей, возможностей и требований к выбираемой профессии, позволяющий субъекту самостоятельно ориентироваться,
самосовершенствоваться, реализовываться в трудовой деятельности, используя свои знания, умения и навыки, и главное, придавая смысл не конечной цели, а самому процессу самоопределения. И, конечно, старшеклассники особенно нуждаются в помощи родителей, педагогов, профконсультантов в этом сложном и
целеполагающем деле, для того, чтобы обдуманно и самостоятельно принять решение о выборе своей будущей профессии.
В результате эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь гендера и профессионального самоопределения у старшеклассников, обозначилась следующая закономерность:
- девушки больше расположены к работе общественного и творческого характера и типы мышления «наглядно-образное» и «словесно-логическое» у них более развиты; преобладающие типы профессиональной личности: артистичный и социальный, при этом мотивы «дает возможность приносить пользу людям», «дает большие возможности проявить творчество», «требует общения с разными людьми», «является привлекательной» для них важнее, чем для молодых людей.
- молодые люди чаще выбирают работу технического, экстремального, характера, а так же работу со знаковыми системами, связанную с переработкой информации и работу на производстве, «предметно-действенный» тип мышления более развит, чем у девушек; ведущие типы профессиональной личности: предприимчивый, реалистичный и
конвенциональный; мотивы «позволяет использовать профессиональные умения вне работы», «предполагает высокое чувство ответственности», «избрана моими друзьями», «является высокооплачиваемой» важнее, чем для противоположного пола.
В результате исследования полученные данные могут быть использованы психологами в школе, педагогами, классными руководителями, родителями для профориентации
Лит
1. Берн Ш. Гендерная психология / научный бестселлер - Спб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2008. - 320 с.
2. Божович Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе / Л.И. Божович. Хрестоматия по возр. психологии. - М.: Ин-т практ. психол., 1996. -213 с.
3. Бутовская М.Л. Антропология пола [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elementy.ru/lib/432080?page_design=print
4. Воронина О.А. Гендер, словарь гендерных терминов / Под ред. Денисовой А. - М.: Информация XXI век, 2009. - 234 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.owl.ru/gender/ 010.htm
5. Воронцов Д.В. Гендерная социализация // Гендерная психология: хрестоматия / сост. Е. Е. Ли.
- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. -С. 83-87
6. Гаврилов Р.Р. Взаимосвязь гендерных стереотипов с гендерной идентичностью // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90- летию Алексея Федоровича Шикуна. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017.
- С. 221-224.
7. Деревцова А.Б. Профессиональная направленность старшеклассников с различной гендерной принадлежностью // Молодой ученый. -2015. - № 3. - С. 895-898.
8. Зыбина Л.Н. Профессиональное самоопределение личности как проявление субъектности // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. - Новосибирск: СибАК, 2011.
9. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. СПб., 2004.
10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
11. Ковалева И.А. Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 50-52.
12. Козина И.М. Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда
старшеклассников, с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения, а также в различных службах при профотборе.
И в заключении хочется отметить: прекрасно выразил важность профессионального самоопределения отечественный социолог В.Н. Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы [21].
// Социологические исследования. - 2002. - № 3. -С. 126-136.
13. Кон И.С. История и теория «мужских исследований» // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. М., 2002. - С. 188-242.
14. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учебное пособие для студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
15. Маслоу, А. Психология бытия - М.: Рефлбук, 1997. - 300 с.
16. Мойр А. и Джессл Д. Пол мозга. Истинные отличия мужчин от женщин» / пер. М. Скороходова, Москва, 2007. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.pseudology.org/Sex/pol-mozga2.pdf
17. Прохорова М. В. Особенности мотивации трудовой деятельности женщин и мужчин: содержательный аспект // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёва, В.А. Кольцова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. -С. 2249-2256.
18. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. - М.: МГППИ, 1999. - 97 с.
19. Пряжникова Е.Ю. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. - 2012. - № 2.
- С. 111-121.
20. Семеняка О.Н. Особенности профессиональной направленности в структуре личности профессионала // Психологический журнал. - 2007. - № 3. - С. 57-67.
21. Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. Ценностные ориентации в структуре профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Центр социоло-гии образования, 1994. - 60 с.
22. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. - М., 1987.
Сведения об авторах:
Байбакова Елена Сергеевна (г. Кашира, Россия), магистрант ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», e-mail: [email protected]
Пряжникова Елена Юрьевна (г. Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», e-mail: e [email protected]
Соколова Наталия Леонидовна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
Е. Baybakova (Kashira, Russia), magistrant State University of Psychology & Education, e-mail: [email protected]
E. Pryazhnikova (Moscow, Russia), Doctor of Psychology, professor, Moscow State University for Psychology and Pedagogy, e-mail: [email protected]
N. Sokolova (Moscow, Russia), candidate of philological sciences, associate professor, Head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: [email protected]
M. Sergeeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: [email protected]