Научная статья на тему 'К проблеме исследования гендерной идентичности'

К проблеме исследования гендерной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2339
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕР / ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олейникова Екатерина Юрьевна

В статье рассматривается понятие «гендерная идентичность» и его основные характеристики. Кратко изложены основные идеи современных авторов по исследованию гендерной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме исследования гендерной идентичности»

межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоции в межличностных отношениях говорят о том, что отношения между людьми появляются на основе чувств, которые люди переживают по отношению к другим людям.

Важная роль в формировании межличностных отношений принадлежит конкретным условиям, в которых люди общаются. Прежде всего, это связано с видами совместной деятельности, в ходе которых устанавливаются межличностные контакты (учеба, работа, отдых), ситуацией (обычная повседневная, экстремальная), этнической средой, гендерным составом группы и т. д.

Мы в данной работе предполагаем, что межличностные отношения, именно их эмоциональная составляющая, тесно связаны и воздействуютопределенным образом не только на совместимость членов той или иной группы, но и на сплоченность коллектива, в частности студенческого.

Список литературы

1. АндрееваГ.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Наука, 1994. 384 с.

2. Мокшанцев Р.И. Социальная психология / Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. М., Новосибирск: Инфра-М, 2001. 408 с.

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Олейникова Е.Ю.

Олейникова Екатерина Юрьевна - магистрант, направление психологическое консультирование, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Аннотация: в статье рассматривается понятие «гендерная идентичность» и его основные характеристики. Кратко изложены основные идеи современных авторов по исследованию гендерной идентичности.

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендер, формирование гендерной идентичности.

Р. Столлер в конце 1960-х гг. предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым он предложил закрепить термин «пол», и социальному, за которым он предложил закрепить термин «гендер» [3].

С. Кесслер и У. Маккенна внесли свой вклад в развитие понятия «гендер», предложив обозначать термином «гендер» не только социокультурные представления и индивидуальные когнитивные схемы восприятия биологического пола, но также и те аспекты бытия женщины или мужчины, которые традиционно считались биологическими. Они предложили оставить за термином «пол» только репродуктивную активность. Именно С. Кесслер и У. Маккенна ввели практику обозначения термином «гендер» любые проявления пола, не связанные прямо с репродуктивной активностью [3].

Гендер содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли, особенности поведения) компоненты [2].

Гендерное самосознание включает [2]: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как

представителя определенного пола; знания тендерных стереотипов (атрибутов одежды, возможностей, занятий, игр и пр.) и ролей (личных, семейных, профессиональных и пр.); осознание своего соответствия тендерным представлениям, стереотипам, ролям и т.д.

И.С. Клецина [3] определяет тендерную идентичность - как аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола. По мнению С.И. Кона, гендерная идентичность - это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу, осознание себя мужчиной или женщиной, или какого-то другого «промежуточного» пола [7].

Исследование Н.А. Шуховой показало, что гендерная идентичность включает сферы [4]:

- самоопределение в категориях макулинность/фемининность;

- цели и ценности (желание стать чем-то, потребность обрести авторитет, признание окружающих);

- отношения, установки взаимодействия с окружающими, имеющих гендерное наполнение.

- состояние идентичности (субъектность/объектность), отражает уровень развития идентичности и степень зрелости личности.

Гендерная идентичность начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный/гражданский пол [3]. Начиная с 2х лет ребенок осознает свой пол, но не может обосновать это. В 3-4 года он уже способен различать пол окружающих людей, чаще всего по внешнему виду. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость гендерной принадлежности, также происходит резкое усиление половой дифференциации поведения и установок; мальчиками и девочками выбирают по собственной инициативе разные игры, проявляют разные интересы [5]. Важнейший этап формирования гендерной идентичности - это подростковый возраст, в котором она становится центральным элементом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения [3].

Гендерное поведение предполагает соответствие поведения человека тем статусам, ролям, стереотипам, нормам и ценностям, которые характеры для определенного гендера [2].

Гендерные роли - это дифференциация деятельности, статусом, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности [2]. Осознание ребенком своей гендерной роли включает в себя: степень соответствия качеств ребенка ожиданиям и требованиям мужской или женской роли и гендерные предпочтения, какую роль ребенок предпочитает [5].

Гендерные стереотипы это стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское/маскулинное» и «женское/фемининное» [3].

С. Бем смогла эмпирически продемонстрировать, что маскулинность и феминность являются двумя независимыми, но не противоположными конструктами: маскулинность - это ожидание традиционно мужского поведения; фемининность -это ожидание традиционно женского поведения; андрогинность - это успешное сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских психологических качеств [1, 6].

Л.Н. Ожигова в своих исследованиях изучала такой феномен как кризис гендерной идентичности - это динамический процесс, содержание которого находит отражение в различных пространствах бытия личности и личностной бытийности и затрудняет

удовлетворение трех базовых потребностей личности: согласованности, реализации, подтверждения [7].

На основе теоретического анализа можно сделать вывод, что гендерная идентичность - это одна из базовых характеристик личности, под которой мы, вслед за И. С. Клециной, понимаем как аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола.

Список литературы

1. Берн Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. Санкт-Петербург : Прайм -Еврознак, 2001. 320 с.

2. Васюра С.А. Гендерная психология: учебное пособие [Текст] / С.А. Васюра. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 156 С.

3. Гендерная психология [Текст] / под ред. И. С. Клециной. Санкт-Петербуг: Питер, 2009. 496 с.

4. Козлов В.В. Гендерная психология. Учебник для вузов [Текст] / В. В. Козлов, Н. А. Шухова. Санкт-Петербуг: Речь, 2010. 270 с.

5. Кон И.С. Сексология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.С. Кон. Москва: Академия, 2004. 384 с.

6. Малкина-Пых И.Г.Гендерная терапия. Справочник практического психолога [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. Москва: Эксмо, 2006. 928 с.

7. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности: монография [Текст] / Л. Н. Ожигова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. 275 с.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ: ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ Марова В.А.

Марова Вера Александровна - студент магистратуры, кафедра общей психологии и истории психологии, Факультет психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Аннотация: в статье представлена попытка рассмотреть существующие подходы к феноменологии жизненных ценностей человека в работах зарубежных и отечественных авторов. Рассмотрены основные психологические подходы к понятию ценностей с точки зрения философии и психологических наук. Ключевые слова: ценности, жизненные ценности, ценностные ориентации, аксиология.

УДК 159.9+17

Ценности взрослых людей являются определяющими образованиями в ценностной структуре общества в целом. Зрелые люди занимают ключевые позиции и должности во всех предприятиях народного хозяйства, их предпочтения формируют запрос на культурные и материальные блага общества. Поэтому мы полагаем, что ценностные ориентации взрослых (от 35 до 45 лет) людей являются объектом постоянного внимания в виду их социокультурной роли.

Человеческие ценности, как индивидуальные, так и высшие, социальные являлись объектом пристального внимания выдающихся мыслителей человечества. Каждая эпоха предъявляет свои социокультурные ориентиры идеальной личности. В Древней Греции высшими ценностями считались интеллект, знание, нравственность, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.