удовлетворение трех базовых потребностей личности: согласованности, реализации, подтверждения [7].
На основе теоретического анализа можно сделать вывод, что тендерная идентичность - это одна из базовых характеристик личности, под которой мы, вслед за И. С. Клециной, понимаем как аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола.
Список литературы
1. Берн Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. Санкт-Петербург : Прайм -Еврознак, 2001. 320 с.
2. Васюра С.А. Гендерная психология: учебное пособие [Текст] / С.А. Васюра. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 156 С.
3. Гендерная психология [Текст] / под ред. И. С. Клециной. Санкт-Петербуг: Питер, 2009. 496 с.
4. Козлов В.В. Гендерная психология. Учебник для вузов [Текст] / В. В. Козлов, Н. А. Шухова. Санкт-Петербуг: Речь, 2010. 270 с.
5. Кон И.С. Сексология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.С. Кон. Москва: Академия, 2004. 384 с.
6. Малкина-Пых И.Г.Гендерная терапия. Справочник практического психолога [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. Москва: Эксмо, 2006. 928 с.
7. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности: монография [Текст] / Л. Н. Ожигова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. 275 с.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ: ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ Марова В.А.
Марова Вера Александровна - студент магистратуры, кафедра общей психологии и истории психологии, Факультет психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Аннотация: в статье представлена попытка рассмотреть существующие подходы к феноменологии жизненных ценностей человека в работах зарубежных и отечественных авторов. Рассмотрены основные психологические подходы к понятию ценностей с точки зрения философии и психологических наук. Ключевые слова: ценности, жизненные ценности, ценностные ориентации, аксиология.
УДК 159.9+17
Ценности взрослых людей являются определяющими образованиями в ценностной структуре общества в целом. Зрелые люди занимают ключевые позиции и должности во всех предприятиях народного хозяйства, их предпочтения формируют запрос на культурные и материальные блага общества. Поэтому мы полагаем, что ценностные ориентации взрослых (от 35 до 45 лет) людей являются объектом постоянного внимания в виду их социокультурной роли.
Человеческие ценности, как индивидуальные, так и высшие, социальные являлись объектом пристального внимания выдающихся мыслителей человечества. Каждая эпоха предъявляет свои социокультурные ориентиры идеальной личности. В Древней Греции высшими ценностями считались интеллект, знание, нравственность, в
некоторых философских школах - умение ценить чувственные стороны жизни (эпикурейство), невозмутимость (стоицизм). Идеал - это жизнь в соответствии с космическим Логосом. В древнем Китае идеалом человека являлся Благородный Муж, следующий конфуцианскому учению, традициям и ритуалам. Европейская культура средних веков - это авторитет Бога и религии, воплощающих высшую Истину, Добро, Красоту, смирение и любовь к людям. В экзистенциальной философии XIX вв. к высшим ценностям относили свободу воли и выбора. В конце XX веке в разряд высших ценностей попали успех, карьера, власть, удача, потребительство, накопление материальных благ.
Дискуссии о том, что такое ценности и что в человеке определяет его именно как человека не прекращаются до сих пор выходя из области философии, распространяются на когнитивную науку, включающую в себя и психологию, биологию, нейропсихологию и другие отрасли знаний. Весьма примечательна в этом смысле дискуссия состоявшаяся в Нидерландах в 1971 году, где два великих ученых -Мишель Фуко, философ и американский лингвист Ноам Хомски обсуждали в телестудии один из фундаментальных вопросов философии - в чем заключается человеческая природа. Не смотря на разницу позиций, ученые сошлись в том, что человеку присуще творческое начало, которое имеет право быть реализованным.
Мы используем наши культурно-познавательные ценности в качестве стандартов, чтобы определить, являемся ли мы такими же нравственными и компетентными, чтобы рационализировать убеждения, отношения и поведение, которые в противном случае были бы лично или социально неприемлемыми. Человеку свойственно познавательное отношение к Миру, к другим людям, к самому себе, а также оценка, соизмерение себя с этим окружением. До сих пор одним из важных дискурсов остается место ценностей в структуре человеческой личности, их истоки, формирование, изменчивость ценностных ориентаций в онтогенезе. Существует множество исследований системы ценностей детей и подростков, ценности взрослого человека в последнее время склонны рассматривать в контексте прикладных задач маркетинга и продаж, что обесценивает глубинное гуманистическое содержание ценностных структур по нашему мнению. Познавательное, преобразующее и оценивающее отношения взаимосвязаны между собой. Проблемой ценностей, как философской категории, занимается аксиология- предметом которой является ценностное отношение человека к миру и себе самому, а основными понятиями являются «ценность» и «ценностное отношение», а совокупность актуальных ценностей называется аксиосферой. Процесс, в ходе которого происходит выявление и осознание социокультурного значения (т.е. ценности) объекта для субъекта называется ценностным отношением, которое характеризуется по двум осям: объект как носитель ценности и субъект как носитель оценки.
Ценностные ориентации - это важнейший элемент структуры организации личности, личностные ценности определяют мотивы совершения деятельности, направленность поведения. Ценности являются своеобразным «ядром» личности, так как сквозь призму ценностных ориентаций появляются смыслы, которые влияют на все сферы жизни человека. Говоря о системе жизненных ценностей самоактуализирующегося взрослого человека, А. Маслоу [6, ст.209] полагает, что эта система основывается на философском принятии себя, человеческой природы, социальной жизни в целом, а также природы и физической реальности, благодаря этому принятию формируются ценностные ориентации индивидов в повседневной жизни.
Личностные ценности появляются и развиваются в контексте определенного социокультурного ценностного контента. Так как базовый набор ценностей, которые усваивает человек в процессе социализации ему "предъявляется" обществом, исследование системы ценностных ориентаций взрослой личности является актуальным в рассмотрении проблемы кризиса среднего возраста, особенно, когда
становление исследуемой группы пришлось на нестабильное время в истории нашей страны, на 90-е годы XX века. Сам этот период характерен общей структурной перестройкой общества, размытостью ценностных ориентиров, социальных структур, норм, идеалов общества, смену политической и исторической парадигм.
В психологической науке существует множество определений понятия "ценность" что, по нашему мнению, единственным общим местом во всех исследовательских работах является то, что личностные ценности - это те ценности, которые «присваиваются личностью», трансформируются в результате собственных отношений личности к миру и этим ценностям . Присвоенные человеком общечеловеческие ценности в отечественной науке называют «личностными ценностями» или «субъективными ценностями».
Мы полагаем, что набор ценностей, однажды интерериоризованный человеком не остается константой, но на самом деле трансформируется на протяжении онтогенеза, при прохождении этапов развития личности.
В нашей работе мы далее попытаемся дать описание и сопоставление позиции различных ученых, касающихся проблемы ценностей.
Перед тем как приступить к рассмотрению подходов и значению человеческих ценностей, мы рассматриваем базовые определения этого понятия. В «Психологическом словаре» Р.С. Немов [7, стр. 473]дает следующее определение ценностей: «Ценности - это то, что человек ценит в своей жизни, в окружающем его мире, в людях, материальной и духовной культуре людей, чем особенно дорожит и чему придает наиболее важное значение», «ценности (значение) - 1. Качество, свойство вещи, которая делает ее полезной, желаемой, высоко оцениваемой человеком. 2.Абстрактный общий признак, касающийся поведения, характерного для людей, представляющих специфичную культуру или общество и который (ценность) через процесс социализации осваивается членами данного сообщества, воспринимается ими, как нечто ценное и полезное для них. Среди таких ценностей находятся, например, свобода, мораль, справедливость и ряд других категорий, соответствующих им установок и форм поведения» [7, стр. 473].
Как было сказано выше, ценности личностные отражают отношения между личностью и миром, являясь таким образом индивидуальным вариантом общечеловеческого опыта. К зрелому возрасту каждый человек обладает собственной специфической иерархией ценностей, которые являются связующим элементом между культурой общества и личной культурой человека, между общественным и индивидуальным бытием, духовностью в общечеловеческом понимании и внутренней духовностью. [Шерковин, 2012.-т.3].
Мы обозначим далее три подхода к классификации и определению ценностей: (1) ценность, как значимость, (2) ценность, как выбор, (3) ценность как феномен с присущими ему признаками.
Первым подходом руководствовались следующие ученые : Д.А. Леонтьев[4], М. Рокич, С. Шварц и В.Билски[2], В.Ф.Сержантов, Н.С. Розов, Г. Риккерт, У. Томас и Ф. Знаменский, В. Франкл, Б.С. Братусь [3], Л. С. Рубинштейн.
При общем основании, разные авторы придают ценностям в своем понимании разные смыслы. Одни авторы полагают, что ценности могут быть только осознанными, другие предлагают шкалы для выявления наиболее значимых ценностей. Так, например, В.С. Братусь полагает, что личностные, субъективные ценности - это осознанные «отрефлексированные» смысловые образования [3].
Ш. Шварц и У. Билски [2; 551] считают, что ценности можно разделить на сферы - биологические, социальные и прочие. Мы полагаем, что основное противоречие в данном подходе остается в области возникновения этой ценности, как мерила значимости.
Ценности, как выбор желаемого, определяющего выбор целей, средств и образа действия рассматривались такими авторами, как К. Клахон [Kluckhorn, 1951] , Лурье C. В. [Лурье, 2003], Дж. Роттер [Роттер, 1997] К. Роджерс и другие.
Ценности, как феномен, обладающий своими свойствами рассматривались авторами, которые упомянуты выше в других подходах к классификации. Так, Д.А. Леонтьев пишет: «Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения» [4; 345]. Мы полагаем, что в данном подходе есть определенные противоречия, заключающиеся в том, что каждому человеку исходя их его жизненного опыта, его уникальности, присущ свой набор личных ценностей и можно говорить в общем лишь о некоем наборе ценностей, которые в разных мерах представлены у отдельного человека. Выводы:
Мы выделяем несколько подходов к определению жизненных ценностей, как в философском, так и психологическом смыслах. Общим основанием для изучения роли ценностей (Роттер, 1997) является их всеохватность, измеряемость, изменчивость и субъективность. Классификацию научной мысли в части жизненных ценностей можно провести минимум по трем подходам: (1)ценности, как значимости; (2)ценности, как результат выбора; (3) ценности, как феномена.
Список литературы
1. Kluckhorn C. (1951). Values and Value orientation in theory of actions. Cambridge.
2. Schwartz S., & Bilsky W. (1987). Towards a universal psycological structure of human values. Lournal of personality and social psycology, (Vol.53), 550-562.
3. Братусь Б. (1997). К проблеме человекав психологии. Вопросы психологии. № 5., С. 3-19.
4. Леонтьев, Д. А. (2007 г. - 511 с.). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальноси. 3-е изд., доп. Москва: Смысл.
5. Лурье С.В. (2003). Историческая Этнология. Москва: Академический проект.
6. Маслоу А. (2006). Мотивация и личность. 3-е изд./Пер. с англ. СПб.
7. Немов Р. (2007). Психологический словарь. Москва: ВАДОС.
8. Роттер Д. (1997). Теории личности. СПб: Питер-Пресс.
9. Шерковин Ю. (2012.-т.3). Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы. Психологический журнал № 5.