К сожалению, на их метафоричность часто не обращают специального внимания, полагая, что она и так понятна, но затем забывают о ней и начинают рассуждать так, как будто никакой метафоры нет.
23 Структурное подобие не исключает разной функциональности: на один и тот же сюжет о докторе Фаусте и Мефистофеле были написаны произведения К. Марло, Г.Э. Лессингом, И. Гете, А. Шамиссо, А.С. Пушкиным, Ч. Мэтью-рином, И.С. Тургеневым, Т. Манном и др., но этико-философские трактовки знаменитой коллизии не всеми из них предложены одинаковые.
24 Еще в середине Х!Х в. данную проблему проанализировал М. Штирнер, обратив внимание и на ее психологические аспекты, а спустя почти 100 лет Э.Фромм поднял вопрос о фундаментальном противоречии между «иметь» и «быть», хотя и рассмотрел его скорее патетически, чем строго научно.
18 Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 290.
УДК 159.9:37.015.3
Н.Л. ИВАНОВА
Государственный университет «Высшая школа экономики» (г Москва) E-mail: nivanova @hse.ru
Е.В. КУЛАЕВА
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова E-mail: [email protected]
Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности
В статье проводится анализ самоопределения работающих женщин с различными характеристиками гендерной идентичности. Показано, что тип гендерной идентичности связан с особенностями осуществления выбора профессии и обоснования собственной жизненной концепции, а также с отношением женщин к себе.
Ключевые слова: гендерная идентичность, самоопределение, самоотношение, принятие решений, выбор профессии.
N.L. IVANOVA, E.V. KULAEVA Self-Determination of Women with Various Types of Gender Identity
In article the analysis of self-determination of working women with various characteristics of gender identity is carried spent. It is shown, that the type of gender identity is connected to features of realization of a choice of a trade and a substantiation of own vital concept, and also with the relation of women to.
Key words: gender identity, self-determination, self-relation, decision-making, a choice of a trade.
В психологии возрастает интерес к осмыслению проблем самоопределения личности в социальной и профессиональной среде, что связано с изменениями как общества, так и сложившихся в нем представлений об условиях жизни людей. Меняются привычные нормы взаимоотношений, требования к профессиям, качеству жизни, появляются новые факторы социального и профессионального развития и т. д. Все это отражается на самосознании и поведении людей.
Материал нашей статьи в целом обращен к проблеме самоопределения женщин. На протяжении ХХ в. роль женщины в обществе изменилась, стала более заметной и важной. Эта тенденция существует и в наши дни. Сегодня персонал многих компаний и организаций состоит преимущественно из женщин,
которые занимают различные, в том числе и высшие, управленческие позиции. При этом социальные роли и паттерны поведения женщины претерпевают значительные изменения; ранее неприемлемые для них качества — амбициозность, независимость, активность, стремление к достижениям — становятся довольно ожидаемыми. Но, как известно, психология человека меняется медленней, чем многие другие сферы жизни (экономические, технические и т. п.). В современных индивидуальных и групповых представлениях находят отражение не только новые, но и устоявшиеся, веками сложившиеся нормы, правила, регулирующие ролевой репертуар женщины в обществе, поэтому, несмотря на увеличение степени свободы женщин в социальном и деловом мире, существуют проти-
© Иванова Н.Л., Кулаева Е.В., 2011
воречия, которые проявляются в поведении и деятельности, представлениях самих женщин о себе, их самосознании.
Многие исследователи считают, что в силу исторических, культурных, образовательных, экономических факторов женщины чаще мужчин переживают ролевые конфликты, испытывают чувство неудовлетворенности и неуверенности в выработке профессиональной стратегии и т. д. Так, женщины по сравнению с мужчинами острее чувствуют конфликты между карьерой и семьей, чаще испытывают проблемы, связанные с профессиональным развитием, нарушением личностного благополучия1. Ролевые конфликты проявляются даже у представительниц самых «женских» — педагогических — профессий2. Все это стимулирует исследовательский интерес к проблеме самоопределения женщин в динамичных общественных условиях, изучению психологических факторов их профессионализации и социализации, ролевого репертуара.
Среди многих направлений исследований в этой области в последнее время все более актуальной становится проблематика гендерной идентичности, отражающая как сложившиеся в обществе культурные и социальные стереотипы и ожидания по отношению к представителям различных групп, так и новые тенденции социализации и профессионализации личности. Научных исследований, посвященных изучению самоопределения женщин с учетом гендерной специфики, пока что проводилось мало.
Рассмотрим, что такое гендерная идентичность, как она связана с проблемой самоопределения личности.
Гендерная идентичность — понятие достаточно новое. В самом общем виде оно связано с так называемым «социальным полом», иначе — гендером, т. е. с представлениями человека о своем полоролевом поведении, которое отражается на взаимоотношениях, деловой активности и других проявлениях жизнедеятельности. Поэтому поведение мужчин и женщин обусловлено не только данной им от рождения половой принадлежностью, физиологическими особенностями, но и сформировавшимся в процессе жизнедеятельности специфическим восприятием себя в контексте социального пола (тендера). При всей спорности этого понятия нам импонирует то, что оно отражает некоторую условность различий между мужчинами и
женщинами в социально-психологическом и профессиональном планах. Так, сегодня трудно выделить специфические виды деятельности, которые могут выполнять только мужчины или женщины. В то же время могут иметь место специфические проявления поведения человека, которые воспринимаются окружающими в соответствии с мужским и женским эталонами. Все это повлияло на становление проблематики гендерной идентичности, которая, по нашему мнению, отражает наличие определенных социальных категорий и личностных типов как у мужчин, так и у женщин, связанных с различными представлениями о полоролевом поведении.
Изучение феномена гендерной идентичности сопряжено с рядом трудностей. Это касается, прежде всего, новизны гендерной тематики, наличия противоречивых точек зрения относительно понятия «социального пола» и его соотношения с другими личностными характеристиками, условностью границ между гендерной и половой идентичностью. Как отмечает Ш. Берн, «наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными»3. Также не выработано четкого понимания соотношения гендерной и других видов идентичности, прежде всего социальной. Отметим и слабую разработанность проблемы социальной идентичности, механизмов трансформации, роли идентичности в поведении человека и т. д., поэтому важно определиться с тем, что такое социальная идентичность и какое место в ее структуре отводится гендерной идентичности.
Вопрос идентичности: «Кто Я?» сопровождает человека всю жизнь. Каждый из нас периодически оказывается перед проблемой: включиться ли в новую социальную ситуацию и при этом «не потерять» себя, свою личностную целостность и стабильность или осознать и изменить свое «Я» под влиянием новых реалий, основанных на социальных, экономических, нравственных переменах. Э. Эриксон в свое время писал, что идентичность — это определенность личности, которая обретается и меняется в процессе разви-тия4. Именно психосоциальная идентичность является тем личностным феноменом, который позволяет человеку, настраиваясь на новые условия, сохранять свое единство.
Социальная идентичность в самом общем виде формируется как часть Я-концепции,
в которой выражена причастность личности к тем или иным группам. Мы бы хотели продолжить мысль Э. Эриксона: идентичность придает определенность не только личности, но и любым по численности человеческим сообществам: организациям, группам. Из поколения в поколение передаются представления о маркерах идентичности социальных общностей, заложенные в языке, нормах поведения, правилах взаимодействия и других проявлениях общественной жизни.
Многие атрибуты жизнедеятельности группы, такие как социальные установки, стереотипы, способы влияния и т. п., связаны с проблемой идентичности, в частности поддержанием ее границ, поэтому содержательно социальная идентичность личности в определенной степени отражает сложившиеся общности и их значимость для людей и групп. В этом феномене выражается представление личности о своем месте в тех или иных социальных структурах.
Традиция эмпирического исследования социальной идентичности была заложена в работах А. Тэшфела и его последователей, где изучалось понимание механизма отнесения человеком себя к какой-то социальной группе, а также природы межгрупповой дифференциации и внутригруппового фаворитизма5. В рамках этого подхода социальная идентичность рассматривается как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знаний индивида о собственной принадлежности к социальной группе или группам вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этой принадлежности.
Психологические границы социальной идентичности индивида субъективны, наполнены личностным смыслом. Можно говорить о разных смысловых пластах, которые проявляются в восприятии человеком признаков своей группы и ее границ, а также в той системе ценностей и побуждений, которые удовлетворяются в результате самоидентификации. В качестве основной мотивации идентификации признается потребность в самоуважении6; в более поздних работах выявлены и другие виды мотивации идентификации, такие как самозащита и развитие7, потребность в смысле8 и т. д. Учитывая все это, социальная идентичность в психологических исследованиях рассматривается как основа межгрупповых и межличностных отношений, а также определенный фактор ин-
дивидуального восприятия ценностей сообщества, которое человек признает своим.
В эмпирических исследованиях, проведенных в рамках данного подхода, было выявлено, что социальное и профессиональное самоопределение личности может сопровождаться изменениями параметров идентичности: деятельностного, гражданского, этнического, локального, семейного и перспективного9. В условиях социальной динамики у женщин в сравнении с мужчинами наблюдается более выраженная динамика идентичности.
Особенно сложным является изучение идентичности по отношению к широким общностям, таким как этнические, профессиональные, гражданские и т. п. Половая и гендерная идентичность соотносятся также с широкими категориями, объединяющими большое количество людей (мужчин и женщин, представителей гендерных типов). Обращение к изучению половых или гендерных различий наблюдается в исследованиях трансформации идентичности под воздействием общественных перемен, в условиях профессионального развития, профессионального самоопределения10.
В определениях феномена гендерной идентичности прослеживается влияние концепции социальной идентичности, о которой шла речь выше. Так, И.С. Клецина в своих работах понимает под гендерной идентичностью аспект самосознания, связанный с переживание человеком своей принадлежности к определенному полу11. Н.К. Радина определяет гендерную идентичность как субъективную принадлежность к той или иной социальной группе на основе полового при-знака12. Т. В. Бендас рассматривает гендер-ную идентичность как отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих данной группе форм поведения и формирование личностных характеристик13.
Мы рассматриваем гендерную идентичность как содержательный компонент социальной идентичности, в котором выражено восприятие человеком своей принадлежности к полу и гендеру. Гендерная идентичность предполагает определенную социальную категоризацию, через гендер личность вырабатывает свое собственное отношение к окружающей действительности и занимает определенную позицию.
Содержание понятия гендерной идентичности раскрывается в категориях маскулинности и фемининности14. В биологически ориентированных дисциплинах через маскулинность и фемининность определяют совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей человека, связанных с реализацией основных функций рода Homo sapiens. В социальной психологии они выступают в виде факторов общественного сознания относительно поведенческих и психологических особенностей, отличающих мужчин от женщин. В современных определениях маскулинности/фемининности прослеживается ряд непротиворечивых характеристик, позволяющих дать этому явлению самостоятельную социально-психологическую интерпретацию. Во-первых, представления о мужественности и женственности возникают и формируются в пространстве культурно-этнических и социально-психологических координат, а не на биологической или психофизиологической основе. Во-вторых, они выступают как формы проявления социальной идентичности и представляют собой ряд идентичностей, среди которых могут быть как противоположные друг другу, так и рядоположенные. В-третьих, в качестве форм идентичности маскулинность и фе-мининность существуют в виде ценностных ориентаций, установок, психологических отношений, аттитюдов к половым ролям, направленности общения и взаимодействий, значимых с точки зрения гендера качеств личности.
Исследователи подчеркивают системный характер гендерной идентичности, связь феномена пола с культурой, институтами со-циализации15. Это проявляется в подходах к типологии гендерной идентичности, среди которых выделяются два основных: биполярный и мультиполярный16. Биполярный подход предполагает, что все полоспецифичные характеристики, присущие индивиду и проявляющиеся в поведении, расположены на одной шкале с двумя полюсами. При этом большая выраженность маскулинности автоматически означает меньшую фемининность и наоборот, т. е. жесткую дифференциацию гендерной идентичности по признаку пола (мужчины обладают исключительно маскулинными характеристиками, а женщины — фемининными)17. Нам больше импонирует мультиполярный подход, который получил развитие в ряде работ18.
Основное отличие мультиполярной модели от биополярной заключается в том, что гендерная идентичность рассматривается не просто как набор полярных черт маскулинности или фемининности, а как более сложно организованный конструкт, который включает в себя и другие характеристики гендерной направленности: гендерные представления, стереотипы, интересы, установки. Маскулинные и фемининные характеристики не являются чем-то самодовлеющим, они органически переплетаются с другими компонентами социальной идентичности: этнической, профессиональной и т. д. Данная модель предполагает существование нескольких вариантов гендерной идентичности в рамках одного пола. С точки зрения мультиполярной модели гендерная идентичность представлена шестью вариантами: андрогинный женский/мужской, маскулинный женский/мужской, фемининный женский/мужской.
Важным вопросом является роль ген-дерной идентичности в жизнедеятельности индивида: существуют различные точки зрения. Например, в начале 90-х годов ХХ в. популярной была идея, что гендерная идентичность, строго соответствующая полу, является залогом успешной социальной адаптации и психического здоровья личности19. В последующие годы было показано, что разделение испытуемых только по полу порой не дает столь точных данных, а введение в исследование понятий маскулинности/фемининности приводит к новым и интересным результатам20.
Конструируя гендерную идентичность, человек строит не только свой собственный образ, но и образ группы, к которой он принадлежит или не принадлежит. Конструктивистский потенциал гендерной идентичности заключается в том, что осознание принадлежности к гендерной группе и эмоциональная значимость этой группы обусловливают построение «Я-образа» и «образа групп» в конкретных социальных условиях21. Все это говорит о том, что гендерная идентичность относится к важным категориям самосознания, которая может играть большую роль в жизнедеятельности и самоопределении человека. Перспективное изучение этого феномена может быть направлено на исследование таких вопросов, как: специфика самоопределения лиц с различными типами и особенностями гендерной идентичности; механизмы сохранения позитивной идентич-
ности; роль активности индивида в поддержании или изменении идентичности и т. д.
Надо отметить, что, хотя в работах и подчеркивается роль гендерной идентичности в жизненном самоопределении, эмпирических исследований, подтверждающих этот тезис, проводилось крайне мало22. По нашему мнению, это может быть связано не только со слабой разработанностью проблематики гендерной и социальной идентичности, но и с особенностями объективизации понятия самоопределения личности.
Во многих работах феномен самоопределения рассматривается в контексте познания человеком самого себя, своей «внутренней сути»: например, самоопределение как нахождение самобытного «образа Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей; как преобразование самих себя в новом личностном опыте. Это во многом соответствует традиции, заложенной в работах С.Л. Рубинштейна, который развивал идею о том, что сознательное самоопределение человека заключается в том, что он не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это отношение23. Сущность самоопределения составляет познание человеком самого себя, благодаря чему он определяет свое собственное отношение к жизни и свое место в ней. С другой стороны, овладевая процессом самоопределения, сознательно выстраивая свой жизненный путь, личность творит саму себя, изменяет свой внутренний мир, становится субъектом саморазвития, самовоспитания.
Важной логикой изучения самоопределения является анализ мотивационно-пот-ребностной сферы, связанный с необходимостью выбора индивидом будущего пути, поиска цели и смысла своего существо-вания24. В этом контексте самоопределение рассматривается как процесс, подразумевающий осознание индивидом цели и смысла своей жизни, который происходит относительно ценностей, существующих в обществе, с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции.
Развивая сложившуюся в отечественной психологии логику анализа самоопределения, нам бы хотелось подчеркнуть, что этот феномен представляет собой анализ многочисленных проблемных ситуаций, решение различной степени сложности задач, форми-
рование чувства причастности к профессиональному сообществу, обретение профессионально важных качеств. Обращение к этой стороне процесса самоопределения может помочь по-новому объективировать это явление.
Осуществление выбора с последующей его реализацией в деятельности, в свою очередь, непосредственно связано с процессом образования мотивов и целей, а также с решением задачи. В процессе самоопределения, кроме того, происходит выработка определенного отношения к себе, формирование идентичности. Самоопределяясь, человек осуществляет определенный выбор жизнедеятельности и ценностных ориентаций, что позволяет ему найти свое место в жизни общества и конструировать свой жизненный путь, поэтому в исследовании самоопределения мы выделяем две основные группы параметров: социальной идентичности и способа принятия решений.
Опираясь на подход А. Тэшфела, теорию личностных конструктов Дж. Келли, представления о сущности идентичности, развиваемые в социальной психологии, социальную идентичность мы рассматриваем в качестве целостного динамичного образования, выступающего как система ключевых социальных конструктов личности. Она активно конструируется субъектом в процессе жизнедеятельности, в ходе социального взаимодействия и сравнения и является когни-тивно-мотивационным основанием восприятия ценностей группы, а также определения допустимых границ поведения. Социальная идентичность представляет собой когнитив-но-мотивационный конструкт, включающий в себя когнитивные, ценностные и мотиваци-онные проявления25. Поскольку самоопределение может носить противоречивый, конфликтный характер, мы вводим в структуру его анализа параметр самоотношения.
На основе изложенных выше представлений о сути гендерной идентичности и процесса самоопределения нами проводилось изучение особенностей самоопределения женщин с различными типами гендерной идентичности. Цель эмпирического исследования состояла в выявлении основных особенностей самоопределения женщин с различными типами гендерной идентичности. Мы исходили из гипотезы: тип гендерной идентичности женщин связан с особенностями их самоопределения, проявляющимися
в идентичности, мотивации, ценностях, особенностях самоотношения личности и способах принятия решений. При подборе конкретных методов исследования учитывались современные требования к проведению психодиагностических процедур в общепсихологических и социально-психологических исследованиях. Эмпирическое исследование проводилось с 2006 по 2009 г, выборку составили женщины в возрасте от 25-ти до 55-ти лет, которые имеют высшее образование, проживают в одном регионе, работают в различных сферах деятельности.
Основные методы исследования: методика «Маскулинность — фемининность» С. Бема, тест «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. Макпартленда; методика «Пирамида потребностей» в модификации; Миэ^тест; методика исследования самоотношения; опросник Д. Кейрси, адаптированный Б.В. Овчинниковым. В ходе математико-статической обработки полученных данных использовался и-критерий Манна-Уитни и ранговый коэффициент корреляции Ч. Спирмена.
Рассмотрим некоторые результаты исследования. По результатам анализа данных, полученных с помощью методики «Маскулин-ность/фемининность» С. Бема, были выделены четыре типа гендерной идентичности женщин: маскулинный, фемининный, андро-гинный, недифференцированный (табл. 1).
В соответствии с мультиполярным подходом к гендерной идентичности распределение женщин по типам позволило определить гендерный состав выборки. Было выявлено, что большинство женщин-респондентов относятся к андрогинному типу (61 %). У остальных женщин выражены другие типы: фемининный — 23 %, недифференцированный — 10 %, маскулинный — 6 %. Полученные данные, на наш взгляд, отражают сложившуюся ситуацию в обществе, которая проявляется том, что многие женщины в силу современного разделения труда, появления новых требований к их уровню образования,
самовыражению в профессиональной деятельности демонстрируют и фемининные, и маскулинные признаки.
В результате анализа полученных данных было выявлено, что типы гендерной идентичности женщин связаны с такими особенностями самоопределения, как мотивация, ценности, самоотношение личности и способы принятия решений (табл. 2).
При анализе содержательных характеристик идентичности выявлено, что фемининный и андрогинный типы характеризуются коммуникативным и рефлексивным показателями идентичности. Еще К. Хорни писала, что женский способ существования реализуется преимущественно через его направленность вовнутрь, через внимание к глубоким переживаниям и инсайт, т. е. самореализация происходит через самосознание26. Полученные данные в целом согласуются с представленными в литературе сведениями и отражают воздействие на идентичность полоролевых стереотипов, согласно которым для женщины характерен эмоционально-экспрессивный стиль жизнедеятельности с большей направленностью на семью, общение. Так, было показано, что у женщин отмечается значимо большая выраженность коммуникативного компонента идентичности.
Согласно нашим данным, фемининный тип женщин характеризуется выраженностью физического «Я». Этот, казалось бы, прогнозируемый результат не столь однозначен. С одной стороны, он подтверждает точку зрения Ш. Берн о том, что важнейшие шаги на пути создания женской идентичности во многом описываются через телесный опыт — это развитие сексуальности, беременность и рождение детей. Тело более значимо в структуре истинной женской идентичности, поскольку в традиционной культуре женщина репрезентируется через свое тело.
Для большинства женщин на сегодняшний день забота о собственном телесном об-
Таблица 1
Типы гендерной идентичности и особенности самоопределения женщин
Тип Признаки типа Количество женщин, %
Маскулинный Высокие показатели по маскулинным признакам и низкие по фемининным 6
Фемининный Низкие показатели по маскулинным признакам и высокие по фемининным 23
Андрогинный Высокие показатели по маскулинным и по фемининным признакам 61
Недифференцированный Низкие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам 10
лике остается более значимой проблемой, чем для большинства современных мужчин. В то же время мужчины в целом предрасположены положительно относиться к своему телу, а женщины — отрицательно. Исходя из данных нашего исследования, видно, что наиболее значимым физический показатель идентичности является именно для фемининных женщин.
Маскулинному типу женщин свойственен только рефлексивный показатель, он связан с личностными качествами, позитивными или негативными самооценками. Здесь можно вспомнить точку зрения Р. Бернса о том, что мерой развитости личности считается малое число физических и социальных составляющих «образа Я» и большее число рефлексивных и духовных (личностных)27.
Андрогинный, маскулинный и недифференцированный типы характеризуются внутренней конфликтностью, но для маскулинного типа современной женщины это, прежде всего, связано с закрытостью, которая, вероятно, отражает выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Данный вывод подтверждается и взаимосвязью с показателями статусно-ролевой идентичности, который говорит о социальном статусе, групповой принадлежности человека. Представительницы данного типа стремятся к про-
фессиональному и личностному росту, т. е. обрести профессию, подготовиться к ней, быть хорошим специалистом, развиваться и активно заниматься какой-то деятельностью.
Внутреннюю конфликтность андрогин-ного типа женщин обусловливает деятель-ностный компонент идентичности, связанный с представлением о своих конкретных занятиях, которые должны быть направлены на удовлетворение материальных потребностей, а также потребность в признании и уважении, профессиональный и личностный рост (как и у маскулинного типа). У недифференцированного типа женщин внутренняя конфликтность взаимосвязана с заботой о своем здоровье, эмоциональном состоянии, отдыхе, т. е. с тем, насколько эта потребность удовлетворена.
Фемининный и недифференцированный типы характеризуются самопринятием, маскулинный и фемининный — самоценностью. Таким образом, такие женщины склонны воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. Полученные данные с учетом гендерных характеристик, возможно, объясняют противоречивую картину исследований самооценок мужчин и женщин. По данным Н. Герасимовой, самооценки мужчин более высоки, чем у женщин.
Таблица 2
Типы гендерной идентичности и особенности самоопределения женщин
Показатели самоопределения личности Тип гендерной идентичности
Фемининный Андрогинный Недифференцированный Маскулинный
Показатели идентичности Физический, рефлексивный и коммуникативный Рефлексивный и коммуникативный Социальный, деятельностный Рефлексивный
Самоотношение Самоценность, самопринятие Самоценность Самоценность
Нет внутренней конфликтности Внутренняя конфликтность Внутренняя конфликтность Внутренняя конфликтность
Мотивация Самоуважение, самозащита Самоуважение, самозащита Профессиональный и личностный рост, саморазвитие Профессиональный и личностный рост, саморазвитие
Ценности Общение, семья, любовь, близкие люди, здоровье, моральные и личностные качества Общение, семья, близкие люди, здоровье, автономия, личность, ценности общества, демократизация Состояние внешней среды, материальное благополучие, автономия, ценности общества, демократизация Семья, любовь, близкие люди, материальное благополучие, автономия
Способ принятия решений Ценностно-потребностный Ценностно-потребностный Логический Логический
Но в других исследованиях видно, что женщины выше оценили у себя выраженность таких особенностей, как самоуверенность, самоценность, самопринятие и самопривязанность.
В актуальных потребностях, ценностях у женщин с различной гендерной идентичностью существуют следующие различия: фемининный и андрогинный типы характеризуются гармоничностью личности. У таких респондентов присутствуют жизнеутверждающие тенденции, потенциально продуктивные с точки зрения обеспечения психического, физического и духовного здоровья, более полной и гармоничной самореализации природных возможностей человека. Это стремление жить, стремление к развитию и самореализации, стремление к свободе и силе личности.
Потребность в самозащите для андро-гинных женщин может быть удовлетворена с помощью повышения уровня мастерства и компетентности, а также гармоничности личности, возможностью принимать решения с помощью чувств, а для фемининных женщин эта потребность взаимосвязана с физической и коммуникативной идентичностью, т. е. с представлением о своих психофизических данных, стремлением к общению, а также с потребностью в самовыражении, возможности иметь хороших собеседников, развивать свои силы и способности.
Маскулинный и недифференцированный типы характеризуются потребностями в профессиональном и личностном росте, материальном благополучии, саморазвитии и автономии. Вероятно, они стремятся обрести профессию, быть хорошим специалистом, стремятся к развитию и активному занятию какой-то деятельностью. Ценностные ориентации успешных женщин-менеджеров, по данным Е.Г. Молл, имеют аналогичные особенности. Для женщин-менеджеров приоритетны материально обеспеченная жизнь, общественное признание, жизнь, полная удовольствий, они не слишком хотят помогать людям и угождать родителям28.
Андрогинный и недифференцированный типы женщин характеризуются потребностью в демократизации и ценностях общества. Можно предположить, что для них важное место в самоопределении занимают ценности общества, связанные с идеей мира, демократией, независимостью и прогрессом. Так, описывая ценностные ориентации
женщин-предпринимателей, исследователи отмечают, что около 92 % ценностей носят общественный (публичный) характер. Это такие ценности, как сотрудничество бизнеса и государства на благо общества, стремление к реализации общечеловеческих ценностей, повышение роли женщины в обществе29.
Все типы женщин кроме недифференцированного характеризуются потребностью в семье и близких людях: для них характерно стремление принадлежать к группе людей, избегать одиночества, непонимания, устанавливать определенные взаимоотношения с близкими людьми. А.А. Бодалев в свое время отмечал, что косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных отношений, в частности, интимных коммуникаций для женщин и меньшей — для мужчин являются причины мужских и женских неврозов. По данным Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, около 80 % неврозов женщин является следствием такого развития взаимоотношений в семейной сфере, которое расходится с их желаниями, их притязаниями, а у мужчин этот фактор играет роль только в 20 % случаев. Отсутствие интимных отношений женщины переживают сильнее, чем мужчины, но при этом они способны лучше маскироваться и сублимироваться30. Эти данные актуальны и в настоящее время.
Полученные нами данные уточняют исследование Е.Г. Молл, в котором показано, что для успешных женщин-менеджеров семья не является доминирующей ценностью, они менее склонны к замужеству и не стремятся иметь детей. Л.Н. Ожигова считает, что к важнейшим смысловым составляющим, задающим направление самореализации женщин, относятся семья и профессиональная деятельность. Для них семья — это пространство реализации и личностных вкладов в других. При этом мы видим, что и феми-нинность, и маскулинность коррелируют с потребностью в семье, а потребность в профессиональном росте характерна только для маскулинности. При этом Л.Н. Ожигова утверждает, что, реализуя себя в различных пространствах своего бытия — семье, профессии, творчестве, отдыхе, — женщины рискуют попасть в стрессовую и кризисную ситуацию, так как осуществляемый ими выбор и деятельность могут не получить подтверждения со стороны окружающих, не
соответствовать культурным и социальным ожиданиям31.
При анализе особенностей осуществления выбора жизнедеятельности у женщин с разными типами гендерной идентичности выявлено, что для фемининного и андрогинного типов характерен ценностно-потребност-ный способ, такие люди «решают сердцем», логика осуществления выбора строится на накопленном, так называемом собственном эмоциональном опыте.
Для маскулинного и недифференцированного типов характерен логический способ принятия решений, т. е. их волнуют истина и справедливость, они чаще спонтанно критикуют, находят ошибки, при принятии решения часто замедляются в выборе, почти не демонстрируя собственные переживания, хотя у них их никак не меньше, чем у других типов.
Таким образом, в итоге проведения исследования и анализа полученных результатов можно обрисовать особенности самоопределения женщин каждого типа гендерной идентичности.
Женщины фемининного типа реализуют себя чаще в таких сферах, как семья, общение с другими людьми и забота о себе. Под последней подразумевается забота о своем здоровье, эмоциональном состоянии, внешности, защита себя от какой-либо внешней угрозы. Такая женщина ценит себя, принимает себя такой, какая есть, она внутренне неконфликтна. Ценность собственной личности и предполагаемая ценность собственного «Я» для других у женщин этого типа связана с социальным статусом, групповой принадлежностью человека (возможно, с положением — замужем/не замужем), а также представлением женщины о способности вызывать у других людей уважение, симпатию. Большинство этих женщин состоят в браке и имеют детей, они большую часть времени уделяют уходу за детьми, домашнему хозяйству, часто они живут интересами своих близких, успехи близких для них важнее собственных. По анкетным данным, 40 % женщин работают неполный рабочий день или на 1/2 ставки, что свидетельствует о стремлении к самореализации в сфере семейных отношений.
Б. Фридан описала психологические проблемы «идеально женственных женщин»: ощущение подавленности, чувство, что ее эксплуатируют и контролируют, желание «растворить» свою индивидуальность в индивидуальности мужчины, ощущение поте-
рянности в его отсутствие32. Поэтому, чем старше фемининная женщина, тем менее она маскулинна, а также меньше нуждается с возрастом в социальных контактах, меньше стремится быть понятой другими людьми, но и меньше ценит себя. С возрастом для нее становится важнее повышать уровень мастерства и компетентности, потребность в автономии.
Женщины маскулинного типа реализуют себя в таких сферах, как семья, профессия, саморазвитие. Такая женщина разрывается между удовлетворением материальных потребностей, профессиональным/личностным ростом и семьей: если эти потребности удовлетворены, то маскулинная женщина довольна собой, принимает себя. Она стремится к автономии и самостоятельности. Работать вне дома и одновременно нести на себе груз обязанностей по дому и заботы о детях чрезвычайно тяжело. Неудивительно, что такие женщины испытывают стресс или ролевой конфликт, пытаясь быть одновременно хорошей матерью, хорошей домохозяйкой и хорошим работником. Для маскулинного типа современной женщины это, прежде всего, связано с закрытостью, которая, вероятно, отражает выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Данный вывод подтверждается и взаимосвязью с социальным показателем идентичности, который говорит о социальном статусе, групповой принадлежности человека. Этот тип женщин стремится обрести профессию, подготовиться к ней, быть хорошим специалистом, развиваться и активно заниматься какой-либо деятельностью. Этот тип женщин ориентирован на карьеру, но они ощущают беспокойство от того, что не уделяют достаточно времени семье, испытывают чувство вины перед родными за то, что проводят с ними мало времени. Мыслительный тип принятия решений маскулинных женщин связан с нежеланием стремиться к чему-то новому и неизведанному, т. е. со стремлением к постоянству, а также с желанием материального благополучия.
Эти данные подтверждаются и анализом анкет опрошенных женщин: такой тип женщин имеет чаще других ненормированный рабочий график, но при этом большинство из
них имеют детей, хотя не состоят в браке, поэтому материальное благополучие и играет важную роль для них.
С другой стороны, когда человек играет много ролей одновременно, он не только испытывает большое напряжение, но и получает дополнительные «отдушины» на случай провала в одной из них. Играя множество ролей, женщина получает альтернативные источники самоуважения, контроля над собственной жизнью и социальной поддержки.
Чем старше маскулинная женщина, тем чаще на первый план у нее выходит социальный компонент идентичности и реже — физический (внешность). С возрастом у такой женщины снижается самопринятие, меньше времени она уделяет самообслуживанию и быту, но показатель саморуководства, наоборот, положительно коррелирует с возрастом маскулинных женщин.
Женщины андрогинного типа так же, как и фемининного, проявляют себя чаще в сферах семьи, общения с другими людьми и заботы о себе. Этот тип женщин внутренне конфликтен, что связано с представлением о своих конкретных занятиях, которые должны быть направлены на удовлетворение материальных потребностей и потребности в признании и уважении, для них важен профессиональный и личностный рост, но на первом месте все равно — семья и близкие люди. Иногда они отказываются от карьерного роста, работа становится для них обузой, но не проходит беспокойство о том, что они недостаточно времени уделяют семье. Вполне может быть, что такие женщины стремятся к профессиональному росту, к уважению в обществе людьми, но эта потребность «гасится» по каким-либо причинам. Возможно, такая женщина работает не потому, что хочет самореализоваться в профессиональной деятельности, а потому, что этого требует общество или стремление «свести концы с концами». Наиболее значимым мотивом трудовой деятельности у женщин оказывается мотив материальный, хотя и с психологическим оттенком: им нравится зарабатывать и быть независимыми. Вероятно, это и объясняет тот факт, что хотя для них важна такая сфера реализации как семья, но только одна треть из них имеют детей, хотя большинство находится в браке.
С возрастом у андрогинных женщин на первый план выходят такие потребности,
как самозащита, потребность в уважении и признании, стремление обеспечить себе будущее, а также быть автономной, самостоятельной, но снижается стремление к саморазвитию.
Женщины недифференцированного типа проявляют себя в основном в сфере профессионального и личностного развития, их не интересуют ни общение, ни семья. Это подтверждают анкетные данные: 91 % женщин недифференцированного типа в браке не состоят и 95 % не имеют детей. Такая женщина нацелена на общество, достижение материального благополучия и саморазвитие. Цель саморазвития — увеличение материального дохода, но женщины недифференцированного типа (62 %) в основном работают на 1/2 ставки, полный рабочий день заняты 32 % и только 4 % имеют ненормированный график работы.
Самоценность женщин недифференцированного типа взаимосвязана с возможностью удовлетворить потребности в самовыражении, признании и уважении, а также заниматься делом, требующим полной отдачи. У недифференцированного типа женщин внутренняя конфликтность взаимосвязана с заботой о своем здоровье, эмоциональном состоянии, отдыхе, т. е. с тем, насколько эта потребность удовлетворена. Чем старше становится женщина, тем больше она стремится к самоуважению.
По данным некоторых исследователей, женщины, стремящиеся сделать карьеру, сталкиваются с рядом психологических трудностей. Погруженность в «карьеру» и общественную жизнь обедняет эмоциональную жизнь, это сопровождается ощущением одиночества, отсутствием перспективы в личной жизни, женщина сталкивается с молчаливым неодобрением со стороны общественного мнения.
Таким образом, проведенное исследование позволяет продвинуться в понимании роли гендерной идентичности в жизнедеятельности человека, в самоопределении. Проведенный анализ показал, что самоопределение женщин с различными типами ген-дерной идентичности различается по ряду признаков, таких как: внутренняя конфликтность, ориентиры и способы принятия решений, содержание идентичности, особенности поведения в публичной и приватной сферах.
Примечания
1 Клецина И.С. Психология тендерных отношений: теория и практика. СПб., 2004.
2 МитинаЛ.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
3 БернШ. Гендерная психология. СПб., 2001.
4 Цит. по: Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.
5 TajfelH., Turner J.C. The social identity theory of inter-group behavior // Psychology of Intergroup Relations. Chicago, 1986.
6 Hogg M., Abrams D. Social motivation, self-esteem and social identity // Social identity theory: Constructive and critical advances. N.Y, 1990. P. 28-47.
7 Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности. Ярославль, 2003.
8 Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 48-59.
9 Румянцева Т.В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях. Ярославль, 2005.
10 Завалишина О.Б. Психологические особенности профессионального самоопределения женщин-безработных. Тамбов, 2007 ; Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза. Ярославль, 2005.
11 Клецина И.С. Указ. соч.
12 Радина Н.К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопр. психологии. 1999. № 2. С. 22-28.
13 Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2007.
14 Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004.
15 Малкина-ПыхИ.Г. Гендерная терапия. М., 2006.
16 ИльинЕ.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб., 2002.
17 Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1991. № 4. С. 25-33.
18 Клецина И.С. Указ. соч. ; Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Кон И.С. Введение в гендерные исследования : в 2 ч. СПб., 2001. Ч. 1. С. 562-605 ; Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар, 2006.
19 Каган В.Е. Указ. соч.
20 Ильин Е.П. Указ. соч.
21 Воронцов Д.В. Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии // Вестник Омского гос. ун-та. 2002. № 8. С. 97-101.
22 Бендас Т.В. Указ. соч. ; Клецина И.С. Указ. соч. С. 61-78.
23 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
24 БожовичЛ.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1979. № 4. С. 23-24.
25 Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе. М. ; Ярославль, 2008.
26 ХорниК. Женская психология. СПб., 1993.
27 Берн Ш. Указ. соч.
28 МоллЕ.Г. Управление карьерой менеджера. СПб., 2003.
29 Ильин Е.П. Указ. соч.
30 БодалевА.А. Личность и общение // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
31 Молл Е.Г. Указ. соч. ; Ожигова Л.Н. Указ. соч.
32 Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.
УДК 316.6
И.А. КРАСИЛЬНИКОВ
Саратовский государственный университет E-mail [email protected]
Роль спонтанности как особой формы сознания в разрешении субъектом внутриличностных конфликтов
В статье представлены различные научные подходы к феномену спонтанности как особой формы сознания в отечественной и зарубежной психологии. Показана роль этого психологического феномена в контексте разрешения внутриличностных конфликтов с позиции субъектного подхода. Уточнены различные формы проявления спонтанности в жизнедеятельности человека.
Ключевые слова: спонтанность, внутриличностный конфликт, жизненные противоречия, субъект.
© Красильников И.А., 2011