Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия "гендерное воспитание"'

Сущность и содержание понятия "гендерное воспитание" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5770
565
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / GENDER EDUCATION / GENDER PEDAGOGY / ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / GENDER CULTURE / ГЕНДЕР / GENDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайник В. Л., Микова М. В.

Целью данной работы является уточнение понимания термина гендерное воспитание, от которого соответственно зависят его цели и задачи. В статье рассмотрены и разведены такие понятия, как гендер, пол, гендерная идентичность. Далее раскрывается смысл понятий, связанных с воспитанием девочек и мальчиков: гендерное воспитание, половое воспитание, полоролевое воспитание, гендерный подход в образовании и гендерная социализация. Дано авторское определение термина «гендерного воспитания», логически обоснованное анализом вышеперечисленных категорий. После чего излагается вытекающее из определения собственное понимание цели и задач гендерного воспитания. В качестве вектора гендерного воспитания выступает гендерная культура, объясняется это тем, что она отражает актуальные гендерные представления принятые в современном обществе. Специфика термина «гендерная культура личности» раскрывается автором в собственном определении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASICS AND CONTENTS OF THE CONCEPT OF “GENDER EDUCATION”

The task of the paper is to clarify the understanding of a term of gender training. The article describes and separates such concepts as gender, sex, gender identity. The authors reveal the meaning of the concepts related to the education of girls and boys: gender education, sex education, sex-role training, gender mainstreaming in education and gender socialization. The research helps to work out the authors' definition of the term “gender education” that is a result of an analysis of the above-mentioned categories. The authors use their definition to show their own understanding of the tasks and objectives of gender education. As a vector of gender education advocates gender culture, this is due to the fact that it reflects the actual gender presentation adopted in the modern society. The paper also reveals the specificity of the term “culture of gender identity” from the authors' point of view.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия "гендерное воспитание"»

УДК 37.017

Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Mikova M.V., postgraduate, teaching assistant, Department of Preschool and Secondary Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

BASICS AND CONTENTS OF THE CONCEPT OF "GENDER EDUCATION". The task of the paper is to clarify the understanding of a term of gender training. The article describes and separates such concepts as gender, sex, gender identity. The authors reveal the meaning of the concepts related to the education of girls and boys: gender education, sex education, sex-role training, gender mainstreaming in education and gender socialization. The research helps to work out the authors' definition of the term "gender education" that is a result of an analysis of the above-mentioned categories. The authors use their definition to show their own understanding of the tasks and objectives of gender education. As a vector of gender education advocates gender culture, this is due to the fact that it reflects the actual gender presentation adopted in the modern society. The paper also reveals the specificity of the term "culture of gender identity" from the authors' point of view.

Key words: gender education, gender pedagogy, gender culture, gender.

В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф.спортивных дисциплин института физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] М.В. Микова, аспирант, ассистент каф. дошкольного и дополнительного образования, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Целью данной работы является уточнение понимания термина гендерное воспитание, от которого соответственно зависят его цели и задачи. В статье рассмотрены и разведены такие понятия, как гендер, пол, гендерная идентичность. Далее раскрывается смысл понятий, связанных с воспитанием девочек и мальчиков: гендерное воспитание, половое воспитание, полоролевое воспитание, гендерный подход в образовании и гендерная социализация. Дано авторское определение термина «гендерного воспитания», логически обоснованное анализом вышеперечисленных категорий. После чего излагается вытекающее из определения собственное понимание цели и задач гендерного воспитания. В качестве вектора гендерного воспитания выступает гендерная культура, объясняется это тем, что она отражает актуальные гендерные представления принятые в современном обществе. Специфика термина «гендерная культура личности» раскрывается автором в собственном определении.

Ключевые слова: гендерное воспитание, гендерная педагогика, гендерная культура, гендер.

Гендерное воспитание входит в область изучения гендерной педагогики и является частью общего образовательного процесса. Гендерная педагогика - наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [1; 2].

Гендерная педагогика - это довольно молодая развивающаяся отрасль педагогического знания, её понятийный аппарат находится в стадии активного формирования. Понятия, которые используются в гендерной педагогике, неоднозначно толкуются педагогической теорией, понимание и смысловое употребление терминов существенно разнится. В связи с этим при изучении вопросов гендерного воспитания становится необходимым четкое определение понятийного аппарата.Так в современной науке существует несколько определений понятия «гендерное воспитание», в зависимости от этого существенно расходится понима-ниеего цели и задач. Поэтому возникает необходимость уточне-нияопределения гендерного воспитания. Для этого необходимо разграничить данное понятие от других, смежных ему: гендерная социализация, полоролевое воспитание, половое воспитание, гендерная социализация, гендерный подход в образовании.

Словосочетание «гендерное воспитание» содержит в себе два понятия «гендер» и «воспитание». Термин «гендер» тесно связан с принятым в последнее время в науке разграничением конституциональных (биологических) и социокультурных аспектов в различении мужского и женского [3]. Изначально в понятие «пол» входят как биологические, так и социальные характеристики. В ходе развития науки, пол был разделен на две составляющие: биологический пол дается индивиду от рождения, в то время как социальный пол (гендер) формируется в течении жизни под влиянием общества [4]. В современной науке термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, ана-томо-физиологическими характеристиками и детородными функциями [5, с. 78]. Термин же «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, возникающие во взаимодействии с другими людьми [5, с. 78].

Помимо понятий «пол» и «гендер», такие ученые как М.В. Бо-роденко, И.С. Кон, М.В. Колясникова, О.Г. Лопухова, В.А. Петров-

ский выделяют «психологический пол». В зарубежной научной литературе смысловое содержание понятия «психологический пол» находит отражение в категории «гендерная идентичность» [6, с. 80]. И.С. Кон обозначает гендерную идентичность как аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспец-ифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности / фемининности.

На современном этапе понятие «пол», в широком смысле, включает в себя: пол, гендер, гендерную идентичность. Под ген-дером подразумевается сложный социокультурный конструкт формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках

[7]. Таким образом, на современном этапе развития науки понятие «пол» скорее используется для обозначения именно биологических особенностей человека, а «гендер» применяется для обозначения социокультурных особенностей (социальный пол). При этом половые характеристики делятся на мужские и женские, гендерные характеристики можно условно разделить на фемининные (женские) и маскулинные (мужские). В гендер-ных исследованиях под маскулинностью и фемининностью понимаются нормативные социальные представления о характеристиках мужчин и женщин, а также культурно-символические сценарии поведения, включающие в себя не только ожидаемые характеристики, но и сферы деятельности, в которых они должны проявляться, а также приемлемые сексуальные предпочтения [5].

Далее целесообразно рассмотретьпонятие воспитание, которому в педагогическом словаре дано семь определений

[8]. Следует отметить несколько аспектов, характеризующих понятие «воспитание», так или иначе отображённых во всех определениях: это целенаправленный, сознательный процесс,-сопровождающий развитиечеловека, которыйспособствуетего вхождению в культуру общества (социализации личности). Гендерное воспитание сопровождает процесс гендерной социализации. Ю.Е. Гусева гендерную социализацию описывает как процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [9]. Воспитание от процесса социализации отличает его целенаправленность и сознательность.

В современной научно-педагогической литературе используются следующие понятия, характеризующие процесс воспитания детей с учётом пола, которые необходимо развести: половое воспитание, полоролевое воспитание, гендерное воспитание, тендерный подход к воспитанию. Далее рассмотрим каждое из трёх понятий в хронологическом порядке их появления (половое воспитание, полоролевое воспитание, затем тендерное воспитание).

Понятие «тендер» не всегда существовало в науке и на протяжении длительного периода при изучении проблем воспитания детей разного пола основное внимание уделялось вопросам полового просвещения, сексуальным аспектам взаимоотношений полов,при этом использовалосьпонятие «половое воспитание». Л.В. Градусова пишет, что «половое воспитание» схоже с понятием «сексуальное воспитание», так как включает вопросы полового просвещения и половой гигиены, т. е. медицинские и физиологические аспекты проблемы [4]. Под половым просвещением подразумевается доведение до обучаемых знаний об анатомииполовых органов человека, половом размножении, половом сношении, репродуктивном здоровье, эмоциональных отношениях с половым партнером, репродуктивных правах и ответственностях, противозачаточных средствах и других аспектах сексуального поведения человека [10].

На рубеже XX и XXI веков при изучении вопросов полодиф-ференцированного воспитания в педагогической литературе наряду с понятием «половое воспитание» начали использовать такое понятие как «полоролевое воспитание», которое основывается на закономерностях пола социального, акцентирует внимание на том, что формирование полоролевого поведения, мужских и женских качеств происходит в процессе воздействия социальных факторов [4].

Понятие «гендерное воспитание» стало использоваться лишь в начале ХХ века. Существует несколько подходов к рассмотрению соотношения понятий гендерное воспитание и по-лоролевое воспитание. Согласно первому, это схожие понятия, обозначающие один и тот же процесс. Согласно второму, под гендерным воспитанием (гендерный подходом в образовании) подразумевается отнюдь не полоролевое воспитание, а, напротив, эти два понятия противопоставляются.

Приверженцы такого мнения выделяют два различных подхода в образовании:

1. Традиционный (полоролевой)подход в образовании, в основе которого традиционные (патриархатные) гендерные представления.

2. Гендерный подход в образовании (гендерное образование, гендерное воспитание), основывающийся на эгалитарных гендерных представлениях и принципах равноправия.

Таким образом, проведя семантический анализ понятий «воспитание»,«половое воспитание», «гендерное воспитание», «полоролевое воспитание», мы приходим к выводу о том, что наиболее предпочтительным является подход, в котором «ген-дерное воспитание», с одной стороны,имеет сходство с понятием «полоролевое воспитание», с другой - традиционные ценности и нормы не рассматриваются как догматичные. В то же время, гендерный подход в образовании, на наш взгляд, не является синонимичным понятию «гендерное воспитание», так как он отстаиваетэголитарные ценности и признает только биологические отличия полов. Если учесть, что «гендер» - это социальный конструкт, то его правильнее было бы называть «антигендерным подходом в образовании», так как он приводит к его исчезновению.

Цели, задачи, идеалы и ценности воспитания не должны сильно отличаться от принятых в обществе на данном историческом этапе.Мы считаем это важным акцентом, который должно отражать определение термина «гендерное воспитание». Воспитание современного поколения согласно устаревшим традиционным (патриархатным) гендерным представлениямили, напротив, радикально эгалитарнымчревато определенными последствиями, которые подробно описаны в научной литературе [11, 12]. Понятием, которое отражает актуальное состояние гендерных представлений, ценностей, норм и стереотипов современного общества, может служить гендерная культура.

В педагогическом словаре культура личности определяется как «уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность социальных компетенций... Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании» [13,

с. 51]. Так в обыденной жизни культура личности понимается как степень ее образованности и воспитанности. Современные отечественные учёные Ю.Н. Сальникова и Л.В. Коломийченко сходятся в понимании термина «гендерная культура» как совокупности ценностей, отражающих специфику отношений между людьми разного пола: общественно значимые в определенный период времени внешние характеристики; нормы и правила поведения; виды деятельности, досуговые предпочтения и интересы полов [14; 15]. Н.Ю. Ерофеева дает следующее определение гендерной культуре: «. это социальная среда, созданная совокупностью стереотипов поведения, порожденных обществом и вложенных в сознание индивидуумов, осуществляющая процесс гендерноролевой социализации ребенка. Процесс усвоения ген-дерной культуры способствует закреплению или разрушению стереотипов. В процессе воспитания ребенок усваивает социальные нормы, всевозможные правила и, в первую очередь, по-лоролевые стереотипы»[16, с. 90].

В.В. Созаев описывает гендерную культуру как индивидуально-личностную характеристику, часть общей культуры субъекта, содержащую гендерную компетентность, гендерную картину мира, специфические ценностные ориентации и модели поведения. Гендерная культура «формируется в результате критического (аналитического) осмысления общепринятых стереотипов и предубеждений относительно мужественности и женственности и проявляется в следовании этим принципам в повседневной жизни» [17, с. 65].Содержание гендерной культуры включает в себя:

- представление о мужественности/женственности, маскулинности / фемининности;

- представление о роли мужчин и женщин;

- гендерные ценности и гендерное самосознание;

- стратегии и формы гендерного поведения [18].

Взяв во внимание имеющиеся определения гендерной культуры, мы предлагаем собственное понимание, которое, как мы считаем, в наибольшей мере отражает специфику данного термина. Гендерная культура личности - это некий уровень, степень вхождения человека в гендерную культуру современного общества, овладения ею. Гендерная культура общества понимается нами как часть общей культуры, которую можно разделить на мужскую и женскую. То есть те области культуры, где нормы принятые для мужчин, отличаются от норм принятых для женщин можно смело назвать гендерной культурой.

Итак, проведённый нами анализ литературы, позволил выработать собственное понимание термина «гендерное воспитание», которое является отражением наших взглядов на воспитание мальчиков и девочек и на наш взгляд, более четко выделяет его среди других педагогических терминов. Таким образом, гендерное воспитание - это целенаправленный, сознательный процесс, сопровождающий развитие человека, который способствует повышению уровня гендерной культуры личности с целью успешной адаптации личности в современном обществе. Ген-дерная культура личности понимается нами как уровень сфор-мированности норм, ценностей и правил поведения, принятых в данный период времени в обществе для мужчин или женщин, в зависимости от биологического пола воспитанника. Исходя из данного нами определения, целью гендерного воспитания мы видим успешную гендерную социализацию личности в современном обществе, которая достигается за счет повышения уровня гендерной культуры воспитанника. Эта цель достигается за счет решения следующих задач:

1. Формирование у человека гармоничных гендерных представлений, норм и ценностей, повышения уровня гендерной компетентности.

2. Мотивация воспитанника, создание готовности и установки соответствовать данным гендерным представлениям, нормам и ценностям.

3. Развитие умений, навыков поведения, соответствующего гендерным представлениям, нормам и ценностям.

4. Развития толерантности и умения творчески переосмысливать и гибко адаптироваться к изменениям гендерных представлений, норм и ценностей.

По сравнению с предыдущим периодом гендерная культура современного общества и семьи как основного социального института постепенно изменяется, что делает изучение данной проблемы также актуальным. На данном этапе исследования мы не можем назвать конкретные нормы, ценности, стратегии и формы поведения, которые должны характеризовать высокий уровень развития гендерной культуры современной личности.

Можно сказать только то, что они должны быть гармоничными и соответствовать современным гендерным представлениям. Дальнейшая наша работа предполагает исследование ген-дерной культуры общества, разработку критериев оценива-

Библиографический список

ния гендерной культуры личности и методики её диагностики, что является необходимым для разработки мероприятий по тендерному воспитанию и дальнейшей оценки их эффективности.

1. Гендерное образование: учебное пособие. Под общей редакцией Л.И. Столярчук. Краснодар: Просвещение-Юг, 2011.

2. Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ. Фундаментальные исследования. 2013; 4: 453 - 456.

3. Берн Ш. Гендерная психология. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

4. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие. Москва: Флинта, 2011.

5. Практикум по гендерной психологии. Под редакцией И.С. Клециной. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

6. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. Санкт-Петербург: Алетейя, 2004.

7. Словарь гендерных терминов. Под редакцией А.А. Денисовой. Москва: Информация - XXI век, 2002.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). Москва: МарТ, 2005.

9. Практикум по гендерной психологии. Под редакцией И.С. Клециной. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

10. Холодный В.А. Детерминанты психосексуального развития. Развитие личности. 2013; 1: 99 - 115.

11. Микова М.В. Нужен ли современной школе гендер? Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы XII Всероссийской (с международным участием) молодежной научно-практической конференции. Уфа, 2016: 420 - 422.

12. Микова М.В. Полоролевой и гендерный походы к воспитанию: критический взгляд.Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ - 2016».Москва: МАКС Пресс, 2016.

13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2000.

14. Сальникова Ю.Н. Сущность профессиональной компетентности бакалавров педагогики в области гендерного воспитания как многоаспектного феномена. Теория и практика общественного развития. 2014; 20189 - 192.

15. Коломийченко Л.В. Прикладные аспекты социального развития детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности: монография. Пермь, 2007.

16. Ерофеева Н.Ю. Влияние гендерной культуры семьи на самоопределение личности.Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Выпуск 2: 90 - 93.

17. Швецова А.В. Возможности развития гендерной культуры в контексте компетентностного подхода к образованию. Педагогическое образование в России. 2011; 3: 64 - 71.

18. Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория. Женщина. Гендер. Культура. Москва: МЦГИ, 1999.

References

1. Gendernoe obrazovanie: uchebnoe posobie. Pod obschej redakciej L.I. Stolyarchuk. Krasnodar: Prosveschenie-Yug, 2011.

2. Radzivilova M.A. Gendernyj podhod v vospitanii doshkol'nikov v usloviyah DOU. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 4: 453 - 456.

3. Bern Sh. Gendernaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2001.

4. Gradusova L.V. Gendernaya pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta, 2011.

5. Praktikum po gendernojpsihologii. Pod redakciej I.S. Klecinoj. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.

6. Klecina I.S. Psihologiya gendernyh otnoshenij: teoriya ipraktika. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2004.

7. Slovar'gendernyh terminov. Pod redakciej A.A. Denisovoj. Moskva: Informaciya - XXI vek, 2002.

8. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'po pedagogike (mezhdisciplinarnyj). Moskva: MarT, 2005.

9. Praktikum po gendernoj psihologii. Pod redakciej I.S. Klecinoj. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.

10. Holodnyj V.A. Determinanty psihoseksual'nogo razvitiya. Razvitie lichnosti. 2013; 1: 99 - 115.

11. Mikova M.V. Nuzhen li sovremennoj shkole gender? Chelovek. Obschestvo. Kul'tura. Socializaciya: materialy XII Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) molodezhnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Ufa, 2016: 420 - 422.

12. Mikova M.V. Polorolevoj i gendernyj pohody k vospitaniyu: kriticheskij vzglyad.Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «LOMONOSOV- 2016».Moskva: MAKS Press, 2016.

13. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar' dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2000.

14. Sal'nikova Yu.N. Suschnost' professional'noj kompetentnosti bakalavrov pedagogiki v oblasti gendernogo vospitaniya kak mnogoaspektnogo fenomena. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 20189 - 192.

15. Kolomijchenko L.V. Prikladnye aspekty social'nogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta: opyt innovacionnoj deyatel'nosti: monografiya. Perm', 2007.

16. Erofeeva N.Yu. Vliyanie gendernoj kul'tury sem'i na samoopredelenie lichnosti.Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Sociologiya. Psihologiya. Pedagogika. 2012. Vypusk 2: 90 - 93.

17. Shvecova A.V. Vozmozhnosti razvitiya gendernoj kul'tury v kontekste kompetentnostnogo podhoda k obrazovaniyu. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2011; 3: 64 - 71.

18. Zdravomyslova E, Temkina A. Social'noe konstruirovanie gendera kak feministskaya teoriya. Zhenschina. Gender. Kul'tura. Moskva: MCGI, 1999.

Статья поступила в редакцию 16.09.16

yflK 378.637

Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and

Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Shevtsov N.A., postgraduate, teaching assistant, Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports,

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

DEPENDENCE OF GENERAL CULTURE OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON LEARNING OUTCOMES. The article discusses the relationship between a level of general culture of students of a pedagogical university and their results in training activities. The work reveals structure of concepts "activity", "culture", "educational activities", "general culture". The authors identify organizational and pedagogical conditions of realization of interrelation of the general culture of an individual and his outcomes in studies. The conditions are understood not as discrete, but as largely interrelated and complementary. This approach helps the student to unleash his inner creativity, the teacher may use innovative plans, subjects of the educational process create a favorable cultural environment. The student doing his personal search for knowledge can become an independent teacher, able to take responsible decisions in various situations, and he also may learn to see himself as a creator of his own life.

Key words: activity, educational activity, culture, common culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.