Образование и наука. 2016. № 8 (137)
КОНСУЛЬТАЦИИ
УДК 392.3
Дюльдина Жанна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, Ульяновск (РФ)
Е-mail: [email protected]
Скоробогатова Анастасия Юрьевна
студентка факультета педагогики и психологии Ульяновский государственный педагогический университет им И. Н. Ульянова, Ульяновск (РФ) Е-таИ anastassiya. 92@таИ ги
ГЕНЕЗИС ПРОТИВОРЕЧИЙ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Аннотация. Цель статьи - рассмотреть генезис противоречий тендерного подхода в современном воспитании и обучении детей, и возможности его применения в системе образования в новейший период развития общества.
Методы, результаты и научная новизна.. Ретроспективный анализ источников показал, что гендерный подход не является новым и неизученным: наоборот, отдельное воспитание и обучение мальчиков и девочек в прошлом было нормой и обязанностью родителей и педагогов. Однако рефлексия социальных процессов показывает ломку традиционной системы гендерной стратификации; ослабление женской и мужской поляризации социальных ролей; изменение культурных стереотипов маскулинности и феминности; объективные изменения в брачно-семейных отношениях. Все перечисленное актуализирует исследовательский поиск новых подходов к тендерному воспитанию.
Уточнена суть терминов «пол», «тендер», «тендерный подход». Несмотря на весьма продолжительную историю тендерного воспитания (которое культивировалось с древнейших эпох существования человечества), констатируется недостаточная изученность данной проблемы в настоящее время. Подчеркнута особая важность гендерного аспекта в семейном воспитании. Выявлены разные точки зрения в понимании гендерного подхода в современной науке, обозначены основные перспективные направления исследований по данной тематике.
Практическая значимость. Материалы настоящей статьи могут быть использованы в преподавании истории педагогики, гендерной психологии и гендерной педагогики.
Ключевые слова: тендер, тендерный подход, принцип природосообраз-ности, пол, мальчики и девочки, воспитание и обучение. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-8-173-180 Статья поступила в редакцию 03.06.2016. Принята в печать 14.09.2016.
Zhanna N. Dyuldina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, (RF). Е-mail: [email protected]
Anastasia Yu. Skorobogatova
Student, Department of Pedagogy and Psychology, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, (RF). Е-mail: anastassiya. 92@mail. ru
GENESIS CONTRADICTIONS OF GENDER APPROACH IN EDUCATION OF CHILDREN
Abstract. The aim of the investigation is to consider genesis contradictions of gender approach in modern education and training of children and possibilities of its application in an educational system during the newest period of the society development.
Methods, results and scientific novelty. The retrospective analysis of the sources has shown that gender approach isn't new and not studied: on the contrary, separate education and training of boys and girls in the past was a norm and a duty of parents and teachers. However, the reflection of social processes shows the demolition of traditional system of gender stratification; weakening of women's and men's polarization of social roles; change of cultural stereotypes of masculinity and femininity; objective changes in the matrimonial relations. Everything listed above brings into focus an investigative search of new approaches to gender education.
The essence of the terms «gender», «gender approach» is specified. Despite very long history of gender education (which was cultivated since the most ancient eras of existence of a mankind), insufficient study of this problem is stated now. Special importance of gender aspect in family education is emphasized. The different points of view in understanding of gender approach in modern science are revealed; the main perspective directions of researches on this subject are noted.
Practical significance. The materials of the present article can be used in teaching history of pedagogics, gender psychology and gender pedagogics.
Keywords: gender, gender approach, principle of nature conformity, boys and girls, education and training.
DOI: 10.17853/1994-5639-2016-8-173-180
The article was submitted on 03.06.2016.
The article was accepted for publication on 14.09.2016.
В настоящее время в воспитании и обучении детей разных возрастов ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на пол ребенка. По словам В. Е. Кагана, за коротким словом «пол« кроется множество разных смыслов: психологические особенности и социальные отношения мужчин и женщин, родовая принадлежность, сексуальность, эротика и т. д. Пол определяет все бытие человека и вместе с возрастом и характером составляет самое общее представление о личности.
Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование. В указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации (от 22 января 2003 г.) и в приказе Министерства образования и науки РФ «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» (от 17 октября 2003 г.) были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний [2].
Мы поставили перед собой задачу разобраться в терминологии («пол», «гендер», «гендерный подход») и обозначить проблемные темы в современных гендерных исследованиях.
Понятие «гендер» стало упоминаться в зарубежных психологических исследованиях с 60-70-х гг. прошлого века. В американской историографии оно впервые встречается в трудах Джона Мани в 1986 г. Термин «гендерные исследования» возник в 1980 г. в Западной Европе, а серьезные гендерные педагогические исследования стали проводиться в 90-е гг. ХХ столетия. В центре внимания в этих работах властные и управленческие проблемы в системе образования, характер отношения между полами, учет гендерных особенностей учащихся в воспитании и обучении, специфика гендерной социализации мальчиков и девочек, юношей и девушек, воспитание культуры взаимоотношений представителей различных полов [12, с. 7].
Критическое положение женщины в российском обществе дало начало отечественным исследованиям в области гендерных различий мальчиков и девочек почти на сто лет раньше, чем в Европе [5, с. 109-113]. Вопросы, связанные с изучением состояния и становления гендерного подхода в России, неразрывно связаны с вопросом о положении женщины и мужчины в обществе того времени.
Сегодня под термином «гендер» понимается совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Именно социокультурные нормы определяют психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин [3]. В этом мы видим разницу между понятиями «гендер» и «пол»:
• пол связан с биологическими различиями между людьми (в том числе, генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиоло-гическими характеристиками и детородными функциями);
• гендер указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые соотносятся с полом.
Тендерный подход в воспитании и обучении существовал еще в древности. В Спарте воспитание детей основывалось на половых различиях. Мальчиков в 7 лет забирали из семьи и устраивали в специальные государственные воспитательные учреждения (агеллы), где они находились до 18 лет. Девочек учили быть хорошими хозяйками, хотя в их воспитании на первом месте также была физическая и военная подготовка.
В Древнем Риме мальчики и девочки воспитывались вместе до 4-5 лет, далее их разделяли и обучали различным видам деятельности, характерным для их социальной и гендерной роли. До замужества девочки оставались в кругу женщин родительского дома, их главными занятиями были рукоделие, музыка, танцы. Воспитанием мальчиков занимались отцы или воспитатели, которые приучали их к мужским занятиям (например, владению оружием).
С развитием педагогики меняется взгляд на воспитание и обучение детей, что связано, прежде всего, с применением принципа природосооб-разности, согласно которому педагог в своей деятельности должен опираться на факторы природного и естественного развития ребенка. Зарождение этого принципа можно наблюдать уже в трудах античных мыслителей: Платона, Аристотеля. Свое многостороннее развитие принцип природосообразности получил в работах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Он основывался не только на возрастных особенностях детей, но и на индивидуальном подходе к детям с учетом их естественного развития.
Указанный принцип взят Я. А. Коменским из самой природы человека: «Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов - все это рождается только от корня... От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей. Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким об-
разом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны» [1, с. 68].
В современной педагогической науке гендерный подход приобретает все большую популярность. Возобновляются дискуссии о различных видах и формах обучения мальчиков и девочек, проводятся разнообразные исследования относительно использования гендерного подхода в воспитании и обучении детей.
Необходимо разграничивать понятия «гендерная педагогика» и «ген-дерный подход».
Гендерный подход - это исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин «гендер» вошел в употребление под влиянием «женских» исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность системы половых ролей, социальных функций, понимания того, что есть «мужское» и «женское» [11].
Гендерный подход не является универсальным, он нуждается во всесторонней обработке и лишь частично определяет условия для высоконравственного развития и воспитания детей.
Гендерная педагогика - это раздел педагогики, изучающий особенности гендерной социализации, обучения и воспитания мальчиков и девочек [4, с. 89].
Е. Н. Каменская обозначает следующие предпосылки появления гендерного подхода в педагогике:
1) ломка традиционной системы гендерной стратификации, ослабление женской и мужской поляризации социальных ролей (традиционное гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность);
2) изменение культурных стереотипов маскулинности и феминнос-ти, которые становятся менее полярными;
3) объективные изменения в брачно-семейных отношениях (например, мужчины утрачивают функцию добытчика, снижается социализаци-онная роль отцовства);
4) повсеместная феминизация образования (домашнего, дошкольного, школьного и вузовского) [8].
В настоящее время исполнение какой-либо деятельности не привязывается к полу человека: мужчина и женщина могут выполнять одинаковую работу, меняются полоролевые функции в семье и т. д. Если раньше было четкое разделение мужских и женских функций, то сейчас мы можем наблюдать их смещение в сторону равноправия или маскулинизации женщин и феминизации мужчин.
Согласно А. В. Мудрику, гендерный подход в образовании актуален в последние десятилетия в силу ряда причин.
Во-первых, налицо феминизация системы воспитания в целом за счет в основном женских кадров и реализуемых этими кадрами концепций личности и воспитания.
Во-вторых, все более очевидной становится необходимость не преодоления, а сдерживания, коррекции общего процесса феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Так, И. Н. Евтушенко, А. В. Мудрик, Л. П. Шустова в своих работах доказывают, что высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией социального и психического благополучия [6, 9, 12, 13, 14].
В-третьих, гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации.
В-четвертых, реализация гендерного подхода в образовании позволяет надеяться на некоторое нивелирование отрицательных моментов стихийной полоролевой социализации [9, с. 15-19].
Е. Н. Каменская пишет, что современные приоритеты в воспитании и обучении мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине; вариативности в овладении гендерным репертуаром; в искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости [8].
Л. П. Шустова подчеркивает, что современная ситуация побуждает девочек к проявлению не только традиционно женских качеств (мягкости, заботливого отношения к окружающим и т. п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В то же время в мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь [13].
И. Н. Евтушенко в статье «Гендерный подход в образовании» говорит о том, что это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что в дальнейшем дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные варианты поведения. Данный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что позволяет мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои способности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений [6].
Таким образом, анализ историко-педагогической литературы показывает, что раздельное воспитание девочек и мальчиков способствует адаптации ребенка к меняющимся условиям, в которых каждый осознает, какую социальную роль он должен выполнять в обществе. Следовательно, особенности выбора гендерного подхода в воспитании и обучении детей обусловлены временем, которое диктует человеку свои требования и правила жизни.
Современная дискуссия вокруг целесообразности использования данного подхода в образовательном процессе дает нам почву для дальнейших размышлений. Необходимо понять, как оптимально применять гендерный подход, чтобы повысить эффективность учебной деятельности, и оценить, стоит ли в современных образовательных учреждениях вводить раздельное обучение мальчиков и девочек.
Статья рекомендована к публикации чл.-кор. РАО, д-ром психол. наук, проф. Э. Ф. Зеером
Литература
1. Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований. Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. Москва: ИТП и МИО РАО, 1994. 68 с.
2. Гендерная стратегия РФ (проект). Москва, 2004. 25 с.
3. Глоссарий гендерных терминов. ЮНИФЕМ, 2001. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://2013lib.ru/dictionary/488.
4. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие. Москва: Флинта, 2011. 89 с.
5. Дюльдина Ж. Н., Скоробогатова А. Ю. К вопросу о совместном высшем образовании мужчин и женщин в России в конце XIX - начале XX века // Поволжский педагогический поиск. 2013. № 1 (3). С. 109-113.
6. Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С. 1-4.
7. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. Москва: Джан-гар, 2012. 864 с.
8. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дисс. ... докт. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 410 с.
9. Мудрик А. В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. 2003. № 5. С. 15-19.
10. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. Москва: Информация XXI век, 2002. 256 с.
11. Социальная психология: словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева. Москва: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
12. Шустова Л. П. Гендерные исследования в образовании: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. 156 с.
13. Шустова Л. П. Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе тендерного подхода / / Педагогические науки. 2008. № 5. С.142-144.
14. Шустова Л. П. Формирование тендерной толерантности у старшеклассников: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2006. 48 с.
References
1. Vinogradova N. D. Princip prirodosoobraznosti v svete mezhdiscipli-narnyh issledovanij. [The principle of nature conformity in the light of cross-disciplinary researches]. Metodologicheskie problemy mezhdisciplinarnyh issledovanij v obrazovanii. [Methodological problems of cross-disciplinary researches in education]. Moscow: ITP i MIO RAO, 1994. 68 p. (In Russian)
2. Gendernaja strategija RF (proekt). [Gender strategy of the Russian Federation]. Moscow, 2004. 25 p. (In Russian)
3. Glossarij gendernyh terminov. [Glossary of gender terms]. UNIFEM, 2001. (In Russian) Available at: http://2013lib.ru/dictionary/488.
4. Gradusova L. V. Gendernaja pedagogika. [Gender pedagogics]. Moscow: Publishing House Flinta, 2011. 89 p. (In Russian)
5. Djul'dina Zh. N., Skorobogatovya A. Ju. To a question of joint higher education of men and women in Russia at the end of XIX - the beginning of the 20th century]. Povolzhskij pedagogicheskij poisk.. [Privolzhsky Pedagogical Search]. 2013. № 1 (3). P. 109-113. (In Russian)
6. Evtushenko I. N. Gender approach in education. Nachatl'naja shkolapljus do i posle. [.Elementary School plus Before and After]. 2009. № 11. P. 1-4. (In Russian)
7. Zhmurov V. A. Bol'shaja jenciklopedija po psihiatrii. [The big encyclopedia on psychiatry]. Moscow: Publishing House Dzhangar, 2012. (In Russian)
8. Kamenskaja E. N. Gendernyj podhod v pedagogike. [Gender approach in pedagogics]. Doct. diss. Rostov-on-Don, 2006. 410 р. (In Russian)
9. Mudrik A. V. About gender approach in social education. Vospitatel'naja rabota v shkole. [Educational work at school]. 2003. № 5. P. 15-19. (In Russian)
10. Slovar' gendernyh terminov. [The dictionary of gender terms]. Ed. by A. A. Denisova. Moscow: Publishing House Informacija XXI vek. [Information of the 21st century]. 2002. 256 p. (In Russian)
11. Slovar'. Psihologicheskij leksikon. Dictionary. Social psychology]. Ed. by M. Ju. Kondrat'ev. Moscow: Publishing House PER SJe, 2006. 176 p. (In Russian)
12. Shustova L. P. Gendernye issledovanija v obrazovanii. [Gender researches in education]. Ulyanovsk: Publishing House UIPKPRO, 2011. P. 7. (In Russian)
13. Shustova L. P. A problem of forming of tolerance of seniors on the basis of gender approach. Pedagogicheskie nauki. [Pedagogical Sciences]. 2008. № 5. P. 142-144. (In Russian)
14. Shustova L. P. Formirovanie gendernoj tolerantnosti u starsheklassni-kov. [Forming of gender tolerance among seniors]. Ulyanovsk: Publishing House UIPKPRO, 2006. 48 p. (In Russian)