Научная статья на тему 'Взаимосвязь процессов становления гендерных и социальных ролей'

Взаимосвязь процессов становления гендерных и социальных ролей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1745
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GENDER / EDUCATION / GENDER EDUCATION / GENDER ROLE / SOCIAL ROLE / GENDER STEREOTYPES / GENDER SOCIALIZATION / ГЕНДЕР / ВОСПИТАНИЕ / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тулегенова А. Г., Бакшиш Э. Н.

В представленной работе рассматриваются вопросы, связанные с процессом развития гендерных и социальных ролей, доказана актуальность заявленной темы. Даны определения понятиям «социальная роль», «гендерная роль», «гендерная социализация». Выделены основные механизмы гендерной социализации. Раскрыта связь процессов становления гендерных и социальных ролей с процессом гендерного воспитания личности. Показано, что само наличие гендерной социализации является доказательством неразрывного единства процессов становления гендерных и социальных ролей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERRELATION OF PROCESSES OF FORMATION OF GENDER AND SOCIAL ROLES

The article deals with issues related to the development of gender and social roles. The relevance of the declared topic is proved. Definitions of the concepts “social role”, “gender role”, “gender socialization” are given. The main mechanisms of gender socialization are singled out. The connection between the processes of gender and social roles formation with the process of gender education of the personality is revealed. It is shown that the mere presence of gender socialization is a proof of the continuous unity of processes of formation of gender and social roles.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь процессов становления гендерных и социальных ролей»

References

1. Novikov V.S. Pravovojnigilizm: problemy iputipreodoleniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2016.

2. Vospitatel'naya rabota s lichnym sostavom v sisteme Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii: uchebnik. Pod obschej redakciej prof. V.Ya. Kikotya. Moskva: COKR MVD RF, 2009.

Статья поступила в редакцию10.10.18

УДК 371

Tulegenova A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]

Bakshish E.N., postgraduate, Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]

THE INTERRELATION OF PROCESSES OF FORMATION OF GENDER AND SOCIAL ROLES. The article deals with issues related to the development of gender and social roles. The relevance of the declared topic is proved. Definitions of the concepts "social role", "gender role", "gender socialization" are given. The main mechanisms of gender socialization are singled out. The connection between the processes of gender and social roles formation with the process of gender education of the personality is revealed. It is shown that the mere presence of gender socialization is a proof of the continuous unity of processes of formation of gender and social roles.

Key words: gender, education, gender education, gender role, social role, gender stereotypes, gender socialization.

А.Г. Тулегенова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Таврическая академия, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, E-mail: [email protected]

Э.Н. Бакшиш, аспирант, Таврическая академия, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского» г. Симферополь, E-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

В представленной работе рассматриваются вопросы, связанные с процессом развития тендерных и социальных ролей, доказана актуальность заявленной темы. Даны определения понятиям «социальная роль», «тендерная роль», «тендерная социализация». Выделены основные механизмы тендерной социализации. Раскрыта связь процессов становления тендерных и социальных ролей с процессом тендерного воспитания личности. Показано, что само наличие тендерной социализации является доказательством неразрывното единства процессов становления тендерных и социальных ролей

Ключевые слова: гендер, воспитание, гендерное воспитание, гендерная роль, социальная роль, гендерные стереотипы, гендерная социализация.

Собственный жизненный опыт каждый человек приобретает в процессе социализации, которая берёт своё начало с момента рождения ребёнка. На протяжении своего жизненного пути ребёнок узнает о разных формах поведения, которые расценивается обществом как соответствующие нормы поведения, присущие выполнению мужских и женских ролей. Человек не просто живёт в обществе. Он соблюдает определённые правила поведения, ориентируясь при этом на стандарты поступков, необходимые для реализации социальных и гендерных ролей, развитие которых лежит в основе процесса гендерного воспитания личности. Таким образом, с малых лет будущий мужчина или женщина знакомятся с моделью соответствующего социальному полу поведения, а затем в процессе гендерного воспитания приучаются определенным образом вести себя при исполнении той или иной роли. Рассматривая вопросы, связанные с изучением половых различий человека представители научной общественности опираются на существующие в науке биологические (биогенетические) и социальные (социогенетические) концепции становления этих различий. Согласно первой группе концепций данные различия связаны с физиологическим фактором и базируются на морфологических особенностях личности. Вторая группа концепций связывает эти различия с влиянием социальных факторов и процессом социализации личности. Тем не менее, оба подхода могут дополнять друг друга, объясняя разнообразные аспекты половых различий человека и связанных с ними гендерных и социальных ролей его личности.

Вопросы гендерной психологии, гендерных отношений и гендерной демографии рассматриваются в работах российского психолога Т. В. Бендас [1].

На основе работ по данной проблематике, проведём анализ и уточним сущность понятий «гендерная» и «социальная роль». Социальными ролями называются определённые формы социального взаимодействия, при которых воспроизводятся определённые трафареты поведения регулярно и на протяжении длительного времени [2, с. 171]. Социальная роль - это некий образец поведения, который признан целесообразным для людей определённого статуса в обществе. Рассмотрим подходы к опре-

делению сущности понятия «гендерная роль». Так, в исследованиях А.А. Чекалиной «роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола, называются тендерными ролями». Они воспринимаются окружающими как «внешние проявления моделей поведения и отношений, позволяющие другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу» [3, с. 29]. Иными словами это своего рода проявление гендерной идентичности личности.

Согласно мнению Т.Н. Дорониной, тендерными ролями называют: «образцы поведения мужчин и женщин, основывающиеся на традиционных ожиданиях, связанных с полом человека; совокупность общепринятых, с точки зрения культуры, норм и правил поведения, которые закрепляются за людьми в конкретной ситуации» [4, с. 293]. По мнению автора, гендерные роли могут отличаться в обществах с разной культурой и изменяться с течением времени.

М.В. Бояркина раскрывает гендерную роль как «умение человека сочетать в своём поведении личностные особенности, связанные с индивидуальными гендерными различиями, а также с нормами и ценностями субкультуры» [5, с. 25]. Однако, несмотря на то, что поведение человека во многом зависит от его социального статуса и разнообразия тех ролей, которые он играет в обществе, личность, тем не менее, владеет определенной свободой выбора и может сохранять свою автономию. Другими словами, роль дает лишь примерный образец, который показывает, как необходимо действовать человеку в определённой ситуации.

В традиционной семье центральными гендерными ролями являются роли отца и матери: отец выполняет предметно-инструментальные, а мать - эмоционально-экспрессивные функции. Ребёнок приобретает статус будущего мужчины или женщины при рождении, а затем, в процессе гендерной социализации, обучается исполнять соответствующую этому статусу гендерную роль. При этом формирование, развитие и проявление как социальных, так и гендерных ролей является следствием процесса социализации протекающего с учётом его гендерного подхода. При этом целью такой социализации выступает личность, гармонично сочетающая в себе психологические характеристики

женского и мужского начала (андрогинность), способная к партнерским межполовым отношениям в личной и общественной жизни [6].

В педагогической литературе встречается и понятие «ген-дерно-ролевая социализация», которое является синонимом термина «гендерная социализация». В исследованиях М.В. Бо-яркиной гендерно-ролевая социализация раскрывается как особенность социализации мужчины и женщины, в процессе которой человек приобретает «качественные новообразования в виде социокультурного конструкта (гендера), способствующего более эффективной личностной реализации при выполнении всего спектра социальных ролей» [5, с. 29]. В то же время, гендерную социализацию можно определить как процесс формирования гендерной идентичности и усвоения содержания гендерных и социальных ролей в их тесной взаимосвязи. Например, С.А. Васю-ра рассматривает гендерную социализацию как «процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, как своеобразное конструирование различий между полами» [7, с. 23]. Основными социализирующими факторами являются институты образования, семья, сверстники, СМИ, клубы по интересам, церковь [7].

Одним из аспектов процесса гендерной социализации является усвоение половых ролей, в ходе которого выделяют три линии развития: формирование половой роли (идентичности), выработка стереотипа полоролевого поведения, выбор объекта полового влечения [7]. Данные линии могут претерпевать изменения в процессе гендерной социализации, как результата тесной взаимосвязи гендерных и социальных ролей. В связи с вышеизложенным объектом нашего внимания явилось изучение гендерной роли личности, как одного из видов социальных ролей и закрепленной за ней модели социального поведения мужчины и женщины. В свою очередь на содержание гендерных ролей влияют устоявшиеся представления об образе и нормах поведения мужчины и женщины, которые распространяются на всех представителей определённого пола, независимо от их возраста и индивидуальных особенностей. Такие представления называются гендерными стереотипами. Они касаются личностных черт, особенностей, а также поведения мужчин и женщин. Само понятие «стереотип» было введено в научную терминологию американским психологом У. Липпманном в 1922 г. и раскрывалось как совокупность упрощенных обобщений о группе лиц, позволяющих распределить членов этой группы по категориям и шаблонно воспринимать их [8]. Согласно этому, под тендерными стереотипами следует понимать сформировавшиеся в социуме обобщенные представления о том, какими должны быть мужчины и женщины (социальные роли, поведение, профессии, доступ к власти, образованию, ресурсам и т. п.). Нередко, синонимом термина «стереотип» выступают такие понятия как: «предрассудки», «клише», «ярлык», «образец», «шаблон», «предубеждение», «общественное мнение» и т.п. Традиционные гендерные стереотипы предписывают мужчине обладать мужественными качествами личности, а женщине - женственными.

Стереотипные представления о женских и мужских образах формируются у человека уже с дошкольного возраста, а процесс

Библиографический список

их развития характеризует ход становлении у ребёнка гендерной идентификации.

В работах А.Г. Асмолова [9] вместо термина «гендерная идентичность» мы наблюдаем синонимичное понятие «половая идентичность». Автор выделяет несколько этапов её формирования у ребёнка.

Первый этап являет собой знание «первичной половой идентичности». Он формируется у ребёнка в ходе общения со взрослыми к 1,5 годам. Базой формирования знаний «первичной половой идентичности» выступают, прежде всего, два основных элемента: 1) соматические признаки ребёнка, благодаря которым у него начинает формироваться образ собственного тела; 2) характерологические и поведенческие нормы образа действия, представляющие собой типичные стереотипы женственности или мужественности в поведении ребёнка. В итоге, двухлетний ребёнок уже отчетливо знает свой пол. Он не будет путаться в его определении, в отличие от ребёнка 1,5 лет. Однако обосновать свою принадлежность к тому или иному полу пока не может.

Второй этап развития половой идентичности является типичным для детей 3 - 4 года жизни. На данном этапе дети дошкольного возраста начинают ясно различать пол окружающих их людей.

И наконец, третий этап, практически завершающий процесс формирования половой идентичности. На этом этапе находятся дети 6 - 7 лет. Именно в этом возрасте у них происходит дифференциация половых ролей и появляются однополые компании сверстников. В соответствии с половой дифференциацией дошкольники выбирают и свою роль в сюжетно-ролевой игре. Следовательно, мы наблюдаем одновременное становление гендерной и социальной идентичностей, взаимосвязанных между собой и обуславливающих дальнейшие развитие гендерных и социальных ролей личности.

Проведённый анализ вышеизложенного материала позволяет сделать следующие выводы:

1) социальная роль личности - это форма социального взаимодействия, при которой на протяжении длительного времени воспроизводятся определённые трафареты поведения;

2) гендерная роль личности - один из видов социальных ролей и общепринятая модель социального поведения мужчины и женщины;

3) гендерная социализация есть процесс формирования у ребёнка гендерной идентичности и усвоения детьми содержания гендерных и социальных ролей в их тесной взаимосвязи. Таким образом, само наличие гендерной социализации является доказательством неразрывного единства процессов становления ген-дерных и социальных ролей;

4) на содержание гендерных ролей, как одного из видов социальных ролей, влияют устоявшиеся представления об образе мужчины и женщины, т.е. гендерные стереотипы;

5) обретение ребёнком гендерной идентичности и становление его гендерных и социальных ролей происходит благодаря процессу гендерного воспитания, организуемого с ранних лет жизни человека.

1. Бендас Т.В. Гэндерная психология: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2007.

2. Гуревич П.С. Психология и педагогка: учебник для вузов. Москва, 2004.

3. Чекалина А.А. Гэндерная психология: учебное пособие. Москва, 2009.

4. Гендерное развитие в обществе. Конспекты лекций. 2-е изд. К, 2005.

5. Бояркина М.В. Социализация и гендерное воспитание личности. Чита, 2013.

6. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. Москва, 2008.

7. Васюра С.А.. Гендерная психология: учебное пособие. Ижевск, 2011.

8. Семиколенова, Е.И., Суслова О.И., Шилина А.Г., Субботина О.А. Основы диалога: учебное пособие. Симферополь, 2007.

9. Асмолов А.Г. О развитии половой идентичности. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/15.php

References

1. Bendas T.V. Gendernaya psihologiya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2007.

2. Gurevich P.S. Psihologiya ipedagogka: uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2004.

3. Chekalina A.A. Gendernaya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2009.

4. Gendernoe razvitie v obschestve. Konspekty lekcij. 2-e izd. K, 2005.

5. Boyarkina M.V. Socializaciya i gendernoe vospitanie /ichnosti. Chita, 2013.

6. Shtyleva L.V. Faktorpola v obrazovanii: gendernyjpodhod i analiz. Moskva, 2008.

7. Vasyura S.A.. Gendernaya psihologiya: uchebnoe posobie. Izhevsk, 2011.

8. Semikolenova, E.I., Suslova O.I., Shilina A.G., Subbotina O.A. Osnovy dialoga: uchebnoe posobie. Simferopol', 2007.

9. Asmolov A.G. O razvitiipolovoj identichnosti. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/15.php

Статья поступила в редакцию 05.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.