http://www.uchzap.com
ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
ПЕДАГОГИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ PEDAGOGY OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION
УДК 37:316.614
DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-53-60
Мария Владимировна Бояркина,
кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет (672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: marija.bjarkina@yandex.ru
Духовно-нравственное воспитание в контексте гендерной социализации личности
Сложившаяся социокультурная ситуация в настоящее время влечёт за собой изменение стратегий воспитания достойного гражданина своего Отечества, становления его духовности и нравственности при создании равных прав и свобод. Автор поднимает вопросы теоретического изучения проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте гендерной социализации личности. Раскрывается сущность понятий «духовность», «нравственность», «гендер», «социальная роль», «гендерная социализация», «гендерное воспитание», «духовно-нравственное воспитание». В качестве рабочей гипотезы предлагаются такие педагогические условия, как выявление сущности основных категорий рассматриваемой темы, определение собственной авторской позиции по вопросам содержания и соотношения рассматриваемых понятий, а также обоснование идеи взаимосвязи и взаимообогащения понятий «духовно-нравственное воспитание» и «гендерная социализация». Автор использует следующие методы историко-педагогического исследования: изучение и анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, диссертационных работ, нормативных документов и материалов интернет-ресурсов; сравнительный анализ; систематизация; обобщение. В статье определяются перспективы дальнейшей теоретической разработки идеи единства духовно-нравственного воспитания и гендерно-ролевой социализации личности. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время проблема является дискуссионной и остаётся открытой, требующей комплексного исследования. Именно неоднозначное понимание сущности изучаемых явлений и содержания рассматриваемых процессов приводит к несогласованности их практической реализации во всей системе социальных институтов. Для решения данной проблемы автор предлагает, прежде всего, разработку теоретических положений гендерно-ролевой социализации в единстве с духовно-нравственным воспитанием личности.
Ключевые слова: гендер, гендерная роль, гендерная социализация, гендерное воспитание, духовно-нравственное воспитание
© Бояркина М. В., 2018
53
Введение. В последней четверти ХХ века стратификационные изменения российского общества явились причиной рассмотрения ряда вопросов, связанных с воспитанием гражданина России, обладающего набором общественно значимых личностных качеств. Для современного человека характерными должны стать компетентность, высоконравственность, творческость (креативность), ответственность за настоящее и будущее семьи и своего Отечества. Содержание Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) и Гендерной стратегии Российской Федерации (далее Стратегия) в настоящее время указывает на неизбежность модернизации системы отечественного образования. При этом реализация перспективных направлений образовательной политики государства связана с вопросами организации духовно-нравственного воспитания, которое решало бы проблему равных прав самореализации мужчин и женщин.
По утверждению авторов Концепции, сущность педагогически организованного процесса духовно-нравственного развития и воспитания на всех ступенях образования заключается не просто в усвоении, но и принятии, присвоении обучающимися базовых национальных культурных ценностей в ходе социализации личности1. Стратегия нацеливает на решение задач практического преобразования существующей действительности с учётом не только возрастных, индивидуальных, но и гендерных особенностей личности2.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания раскрывается в работах российских учёных (А. В. Рогова, А. Г. Адамова, Н. Г. Баринова, О. Н. Бондарева, М. В. Головушкина, Е. В. Голощапова, И. И. Колеганова, С. В. Пашков, С. В. Со-рошева, А. С. Сушанский). По убеждению А. В. Роговой, духовно-нравственное воспитание необходимо рассматривать как процесс духовного восхождения человека к собственной сущности на основе переоткрытия
1 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.schoo1.ru/fgos/kon cepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf (дата обращения: 19.07.2018).
2 Гендерная стратегия Российской Федерации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь|йр:/Л№№«. owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm (дата обращения: 19.07.2018).
очевидных для него духовных ценностей, воплощаемых в смысло-ценностном отношении к идеалу, реальному бытию, самому себе [9].
Проведённый нами анализ научных трудов, раскрывающих проблемы социализации мужчины и женщины, показывает приоритет полоролевого подхода к воспитанию молодого поколения. Данный подход предполагает условия, методы и средства подготовки мальчиков и девочек, юношей и девушек к исполнению строго дифференцированных по признаку биологического пола социальных (мужских и женских) ролей. По нашему мнению, полоролевой подход не противоречит традиционному представлению о сущности духовно-нравственного воспитания. Однако мы убеждены в том, что полоролевой подход должен быть дополнен гендерно-ро-левым подходом к воспитанию. Следует отметить, что один из них не исключает другого. Более того, анализ культурологических теорий о двойственности культуры П. А. Сорокина, В. В. Миронова, о типологиях мужского и женского характера в трудах И. С. Кона, В. Н. Кардапольцевой [7], а также рассмотрение социально-конструктивистских теорий гендера, предложенных П. Бергером, Т. Лукманом, Г. Гарфинкелем, И. Гофманом3, позволяет рассматривать социокультурное становление личности в единстве духовно-нравственного воспитания и гендерной социализации. При этом гендерная социализация мужчины и женщины как представителей трёх личностных типов (маскулинная, фемининная, андрогинная) с позиций ген-дерно-ролевого подхода должна рассматриваться не просто как усвоение всей системы социальных ролей, но и как возможность создания в поведении новых нормативных «личностных образцов» (А. П. Булкин, М. Оссов-ская), которые ориентировали бы на систему конкретно обозначенных духовно-нравственных и культурных ценностей [4].
Анализ педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о необходимости разработки идеи духовно-нравственного воспитания в контексте гендерно-ролевого подхода. Согласно вышесказанному, целью нашего исследования является обоснование роли гендерной
3 Введение в гендерные исследования / под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. - Ч. 1. - 708 с.; Жеребкина И. Феминизм и психоанализ // Введение в гендерные исследования / под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - Ч. 1. - 708 с.
социализации (на основе гендерно-ролево-го подхода) в духовно-нравственном воспитании личности, определение перспектив дальнейшей теоретической разработки идеи их единства в педагогической науке. Данная цель может быть достигнута рядом исследовательских задач. К ним мы относим следующие: анализ междисциплинарных понятий «духовность», «нравственность», «гендер», «социальная роль», «гендерная социализация», «гендерное воспитание»; характеристика соответствующего контекста понятия «духовно-нравственное воспитание»; обоснование целесообразности идеи единства духовно-нравственного воспитания и гендер-ной (на основе гендерно-ролевого подхода) социализации личности.
Методология и методы исследования. В качестве рабочей гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что рассмотрение духовно-нравственного воспитания в контексте гендерной социализации личности следует считать целесообразным в случае, если:
- выявлена сущность категорий «духовность», «нравственность», «гендер», «социальная роль», «гендерная социализация», «гендерное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» на основе анализа существующих определений данных понятий;
- определена собственная авторская позиция по вопросам содержания и соотношения понятий «гендерная социализация», «гендерное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» с учётом ведущих междисциплинарных подходов к изучению рассматриваемых явлений;
- обоснована идея взаимосвязи и взаимообогащения понятий «духовно-нравственное воспитание» и «гендерная социализация» как необходимое условие теоретической разработки изучаемой педагогической проблемы.
Методологическую основу нашего исследования составляют: цивилизационный подход, раскрывающийся в положениях некоторых теорий социологии и культурологии в трудах М. М. Бахтина, М. Вебера, Н. Я. Данилевского, В. В. Миронова, П. А. Сорокина; социально-конструктивистский подход, получивший обоснование в гуманистических теориях феноменологической социологии Г. Гарфинкеля, П. Бергера и Т. Лукмана, И. Гофмана, М. Мид, Е. А. Здравомысловой, А. Тёмкиной, И. В. Костиковой, в типологи-
ческих теориях И. С. Кона, В. Н. Кардаполь-цевой. Мы опираемся на гендерные теории, представленные в психологии С. Бем, Т. В. Бендас, Ш. Берн, Е. П. Ильина, А. А. Че-калиной.
Теоретическая основа нашего исследования представлена положениями теории гендерной социализации с позиций педагогической науки, раскрытой М. А. Ерофеевой, О. В. Коповой, И. В. Смотровой; теорией личностного «образца» (А. П. Булкин, М. Оссов-ская); теориями нравственных ценностей (Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский) и нравственного воспитания (Б. Т. Лихачёв, О. С. Газман, В. А. Караковский, В. А. Сластё-нин, А. В. Мудрик); концептуальными положениями о ценностно-смысловых основаниях воспитания (Е. В. Бондаревская, Л. М. Лузина).
В качестве методов исследования нами использованы изучение и анализ литературы по философии (философский уровень), социологии, культурологии и психологии (общенаучный уровень), педагогике (конкретно научный уровень), содержащей информацию по рассматриваемой проблеме из нормативных документов, диссертаций, материалов интернет-ресурсов; при этом выполнены систематизация, сравнительный анализ, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» под редакцией Б. М. Бим-Бада духовность определяется как понятие, которое обобщённо отражает ценности (по-другому - смыслы) и опыт, соответствующий им. Они противоположны или отличаются от эмпирического («материального», «природного») существования человека. Духовность (от слова «дух») представляет собой обращённость человека к наивысшим ценностям и к идеалу. Она понимается как сознательная устремлённость к совершенству. Авторы указывают на то, что в социоло-гизаторском мышлении духовность сводится к культуре. Однако культура и её нормы не обязательно обращены к идеалу. Отсюда следует, что духовность противостоит социальности и не поддаётся определению. Как указывают авторы, формальное определение существует. Мы согласны с их мнением о том, что духовностью называется преодоление повседневности с привнесением в неё возвышающих смыслов1.
1 Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2003. - С. 81, 171-172.
Анализ философско-социологических, психолого-педагогических взглядов позволяет рассматривать понятие «нравственность» от слова «нрав» как совокупность моральных личностных качеств, связанных с социальной и духовной жизнью человека. Она проявляется в поведении и деятельности согласно установленным нормам через реализацию практической свободы и воли, которая возвышается над субъективным мнением других людей. Иначе говоря, представляет собой следование определённым полезным обычаям (нравам).
По нашему убеждению, духовность и нравственность не могут рассматриваться отдельно от происходящих в определённую эпоху изменений в том или ином обществе. Эпоха задаёт новые идеалы мужчины и женщины, ориентируясь на которые, человек стремится к совершенствованию с целью самореализации в разных сферах жизни и деятельности. В связи с этим необходимо рассмотрение ряда новых понятий гендерной проблематики, контекстно присутствующих в педагогической теории достаточно продолжительное время, но однозначно не обозначенных в ней.
Осмысление полученных в исследовании данных позволяет говорить о том, что ген-дер является междисциплинарным научным понятием. Сущность изучаемого явления характеризуется неоднозначностью в понимании исследователей. В настоящее время понятия «пол» (sex) и «гендер» (gender) различаются, и как синонимы рассматриваются всё меньше. Пол подразумевает анатомические и биологические особенности, которые позволяют разделять всех людей на мужчин и женщин. Пол указывает на то, что мужчина как личность обладает качествами мужественности, а женщина как личность - качествами женственности. Следует отметить, что многочисленными исследованиями учёных разных научных направлений доказано, что чисто мужественных мужчин и чисто женственных женщин в природе не существует. Именно поэтому гендер определяется как «представление, презентация» и указывает на то, каким образом человек представляет собственный биологический пол в социуме1. Поэтому гендер как личностная характеристика человека, связанная с его биологическим полом, представлен качествами му-
1 Чекалина А. А. Гендерная психология. - М.: Ось-8, 2006. - С. 18-19.
жественности и женственности, которые в разных пропорциях приобретаются в течение жизни. По нашему мнению, гендер является своеобразной надстройкой над биологическим полом. Анализ этнометодологической теории Г. Гарфинкеля показывает возможность изменения гендера (он не постоянен) в отличие от биологического пола (в норме его изменить невозможно)2. Пол и гендер не являются взаимоисключаемыми. Их следует рассматривать как взаимосвязанные понятия.
На наш взгляд, гендер в сравнении с биологическим полом является не просто психологическим, по-другому, социокультурным полом человека. Его мы называем «вторым» полом - специфическим набором культурных и поведенческих черт, которые определяют особенности социального отношения и поведения мужчин и женщин в общении и взаимодействии между ними (между мужчиной и женщиной, между мужчиной и мужчиной, между женщиной и женщиной).
Ситуация нивелирования (уравнивания, смешения) социальных ролей мужчин и женщин приводит к необходимости моделирования новых нормативных «образцов» (образов) личности [4]. Ориентация на такие образы будет содействовать более успешной реализации представителей обоих полов (и мужского, и женского) при выполнении в обществе всех без исключения социальных ролей (и гражданских, и профессиональных, и семейных). Любая социальная роль исполняется мужчиной или женщиной согласно их статусу. В ней отражаются индивидуальные личностные (персональные) характеристики (мужественность, женственность, андро-гинность), которые определяют поведение. Статус выступает позицией (положением) мужчины и женщины в группе или обществе, предписывающей определённые роли. Роль исполняется в соответствии с совокупностью прав и обязанностей, которые определены общественными нормами. На наш взгляд, статус включает в себя не одну роль, а несколько. Каждую роль характеризуют права и обязанности, обусловленные социальными нормами. Именно статус определяет место мужчины или женщины в группе или обществе. А то, как они должны вести себя (способ их поведения), определяет предписанная им роль. При этом роль следует считать моде-
2 Введение в гендерные исследования / под ред. И. В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 256 с.
лью поведения с учётом прав и обязанностей, которые закреплены за данным статусом определёнными социальными нормами1.
Изучение психологических теорий личности позволяет нам считать очевидной представленность гендера в структуре личности. Данное утверждение основывается на анализе, сопоставлении и интеграции взглядов учёных-психологов на структуру личности как высшего уровня «интегральной индивидуальности», а также взглядов учёных различных научных направлений на сущность самого понятия «гендер». Расширяя понимание сущности гендера, который встраивается в высший уровень «интегральной индивидуальности», мы отмечаем его трёхкомпонентную структуру. С позиций психологической науки структура гендера представлена иерархией взаимосвязанных уровней: гендерного самосознания, тендерной идентичности и гендерных особенностей поведения. С позиций педагогической науки структуру гендера следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих: гендерного знания, гендерного отношения и гендерно-роле-вого поведения.
Гендерно-ролевая социализация определяется нами как процесс, обусловленный знаниями о ценностях и традициях той или иной культуры, гендерных нормах и стереотипах, гендерных ролях и статусах, вариантах проявления во взаимодействии мужского и женского. Данный процесс предполагает формирование отношения мужчины и женщины к собственному «второму» полу, выработку опыта деятельности на основе ценностных установок, отвечающих статусу личности. Результатом гендерно-ролевой социализации на каждом её этапе должен стать определённый уровень развитости стиля гендерно-ролевого поведения, который проявляется при выполнении всего спектра гражданских, профессиональных и семейных ролей. Особенность гендерно-ролевой социализации заключается в том, что индивид (мужчина или женщина) не просто усваивает, присваивает и транслирует общественную культуру. На основе выработки, воспроизведения, разрушения новых правил и отношений он создаёт или совершенствует собственный стиль гендерно-ролевого поведения (от репродуктивно-сте-
1 Бояркина М. В. Социализация и гендерное воспитание личности. - Чита: ЗабГУ, 2013. - 126 с.
реотипного до гендерно-индивидуального, а затем гендерно-персонального) с учётом многообразия гендерных «образцов» и личностных статусов.
Результаты сравнительного анализа педагогических исследований показывают неоднозначную точку зрения по вопросу о сходстве и различии категорий «мужчина» и «мужественность», «женщина» и «женственность». Чаще всего категории внутри одной пары понимаются исследователями как синонимы. Однако сказанное ранее свидетельствует о том, что «мужчина» и «женщина» обозначают биологический пол человека. В то же время «мужественность» и «женственность» обнаруживаются и у мужчины, и у женщины. Именно поэтому в науке сложилось два подхода к рассмотрению процесса гендерного воспитания: полоролевой и гендерно-ролевой. В связи с этим, следует различать социализацию полоролевую и гендерно-ролевую как два параллельных процесса.
Думается, что становление человека культуры как результата социализации мужчины и женщины невозможно без организованного процесса духовно-нравственного воспитания личности. Анализ результатов исто-рико-педагогического исследования М. В. Го-ловушкиной, направленного на выявление периодов развития теории духовно-нравственного воспитания, показывает особенности современного периода, характеризующегося переосмыслением педагогического опыта, связанного с духовно-нравственным воспитанием и поиском новых парадигм образования (с 1985 г. по настоящее время) [5].
Н. Г. Баринова в своём исследовании подчёркивает важность современных требований к содержанию образования [2]. По нашему мнению, это ещё и обосновано существованием как минимум двух подходов к духовно-нравственному воспитанию: религиозного и светского. Именно поэтому педагогические исследования свидетельствуют о неоднозначности понимания сущности духовно-нравственного воспитания. Обосновывая необходимость реализации педагогического принципа культуросообразности образования, Н. Г. Баринова акцентирует внимание на освоении религиозной культуры как части национальной культуры, воспитании таких социально ценных качеств личности, как гражданственность, патриотизм, уважение к историческому, культурному наследию наро-
дов России и мира, коммуникативных навыков, культуры межконфессионального общения [Там же].
По свидетельству О. Н. Бондаревой, духовно-нравственным воспитанием следует считать воспитание, включающее в первую очередь религиозную составляющую. Духовность и религиозность употребляются как синонимичные понятия. Воспитание рассматривается автором как процесс целенаправленно организуемой деятельности, которая ориентирована на создание условий для развития духовных (религиозных), нравственных качеств личности [3]. Рассматривая основные компоненты структуры процесса духовно-нравственного воспитания, М. В. Головушкина первым из них называет религиозно-нравственный, а затем патриотическую духовность, эстетическую культуру, развитие воли, а также чувства ответственности [5]. Е. В. Голощапова важнейшей составной частью системы духовно-нравственного воспитания называет христианскую этику и общечеловеческие культурные ценности [6]. Исследование И. И. Колегановой содержит свидетельства о том, что стержнем духовно-нравственного воспитания является воспитание в вере [8].
Однако существуют и другие точки зрения. Так, А. Г. Адамова духовно-нравственным воспитанием называет неотъемлемую часть теории воспитания, направленную на усвоение нравственных ценностей, которые обеспечивают формирование общественно значимой мотивации и ориентации подрастающего поколения в различных жизненных ситуациях. Этим определяются их нравственное поведение и поступки. Критериями духовно-нравственной воспитанности она называет когнитивный, ценностный и поведенческий. К каждому критерию предлагаются показатели соответственно. Во-первых, полнота и объём знаний о нравственных ценностях, степень интереса к этим знаниям. Во-вторых, степень развития эмоционального отношения к нравственно значимым ценностям, их личностное принятие, наличие готовности и практического опыта следовать нравственным ценностям, принятым в поведении. В-третьих, степень способности оценивать своё поведение и поведение окружающих с позиций нравственных ценностей [1].
С. В. Сорошева духовно-нравственное воспитание определяет как целенаправленно организуемый процесс, который обеспечивает высокий уровень морального развития обучающихся. Моральное развитие проявляется в гармоничном сочетании духовного и нравственного сознания. Оно характеризуется сочетанием нравственных чувств и нравственного поведения, которые в свою очередь способствуют самовоспитанию, самосовершенствованию и самореализации личности [10].
Исходя из вышесказанного, приходим к выводу: для того чтобы определить сущность духовно-нравственного воспитания в контексте гендерной социализации личности, необходимо учитывать все сложившиеся научные позиции. По нашему мнению, определения данных понятий должны отвечать вызовам времени, но в то же время сохранять изначально заложенный в них смысл.
Заключение. Выявление сущности основной терминологии и соотнесение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «ген-дерная социализация» (с позиций гендерно-ролевого подхода) позволяет нам сделать вывод о непротиворечивости ключевых идей, положенных в их основу. По нашему мнению, духовно-нравственное воспитание выступает одним из факторов гендерно-ролевой социализации, способствующим подготовке подрастающего поколения к выполнению социальных ролей с учётом гендерных особенностей их личности на основе осмысления и переосмысления общечеловеческих ценностей, формирования духовности, становления эмоционально-ценностного отношения и культуры нравственного поведения в окружающей действительности.
Поэтому перспективой дальнейшей теоретической разработки идеи единства духовно-нравственного воспитания и ген-дерно-ролевой социализации личности является разработка теоретических положений, разъясняющих всей системе социальных институтов сущность изучаемых явлений и содержание рассматриваемых процессов. В настоящее же время проблема является дискуссионной и требует комплексного исследования. В связи с этим выдвинутую гипотезу исследования считаем целесообразной.
Список литературы
1. Адамова А. Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеучебной деятельности на основе системного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2008. 24 с.
2. Баринова Н. Г Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 2006. 22 с.
3. Бондарева О. Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся в высшем техническом учебном заведении первой трети XIX века: на материале Санкт-Петербургского Горного кадетского корпуса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2015. 247 с.
4. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. 2-е изд. Дубна: Феникс+, 2005. 208 с.
5. Головушкина М. В. Духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях Российской губернии во второй половине XIX - начале XX века: на материалах Пензенской губернии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Пенза, 2009. 21 с.
6. Голощапова Е. В. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX - начале XX в.: на примере Симбирского кадетского корпуса: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Йошкар-Ола, 2007. 24 с.
7. Кардапольцева В. Н. Женщина и женственность в русской культуре. М.; Екатеринбург: УГГУ, 2005. 432 с.
8. Колеганова И. И. Духовно-нравственное воспитание в образцовых образовательных учреждениях для дворян в России первой четверти XIX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2005. 20 с.
9. Рогова А. В. Идеи воспитания человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья: вторая половина XIX - первая половина XX в.: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 2004. 393 с.
10. Сорошева С. В. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды средних профессиональных образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2010. 24 с.
Статья поступила в редакцию 15.08.2018; принята к публикации 15.09.2018
Библиографическое описание статьи
Бояркина М. В. Духовно-нравственное воспитание в контексте гендерной социализации личности // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 5. С. 53-60. DOI: 10.21209/25420089-2018-13-5-53-60.
Маria V. Boyarkina,
Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: marija.bjarkina@yandex.ru
Spiritual and Moral Education in the Context of Gender and Role Socialization
The current socio-cultural situation currently entails a change in the strategies of education of a worthy citizen of his Motherland, the formation of its spirituality and morality in the creation of equal rights and freedoms. The author raises questions of theoretical study of the problem of spiritual and moral education in the context of gender socialization. The essence of the concepts of "spirituality", "morality", "gender", "social role", "gender socialization", "gender education", "spiritual and moral education" is revealed. As a working hypothesis, such pedagogical conditions as identification of the essence of the main categories of the topic under consideration, definition of the author's own position on the content and relationship of the concepts under consideration, as well as the substantiation of the idea of interrelation and mutual enrichment of the concepts of "spiritual and moral education" and "gender socialization" are proposed. The author uses the following methods of historical and pedagogical research: study and analysis of philosophical, cultural, sociological, psychological and pedagogical literature on the problem of research of dissertations of normative documents and materials of Internet resources; systematization; comparative analysis; generalization. The article defines the prospects for further theoretical development of the idea of unity of spiritual and moral education and gender-role socialization. The author comes to the conclusion that at present the problem is debatable and remains open, requiring a comprehensive study. It is an ambiguous understanding of
the nature of the studied phenomena and the content of the processes under consideration that leads to inconsistency in their practical implementation in the entire system of social institutions. To solve this problem, the author proposes, first of all, the development of theoretical provisions of gender-role socialization in unity with the spiritual and moral education of the individual.
Keywords: gender, gender role, gender socialization, gender education, spiritual and moral education
References
1. Adamova A. G. Duhovno-nravstvennoe vospitanie mladshih shkol'nikov vo vneuchebnoj deyatel'nosti na osnove sistemnogo podhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. M., 2008. 24 s.
2. Barinova N. G. Duhovno-nravstvennoe vospitanie uchashchihsya rossijskoj pravoslavnoj gimnazii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Barnaul, 2006. 22 s.
3. Bondareva O. N. Duhovno-nravstvennoe vospitanie uchashchihsya v vysshem tekhnicheskom uchebnom zavedenii pervoj treti XIX veka: na materiale Sankt-Peterburgskogo Gornogo kadetskogo korpusa: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. SPb., 2015. 247 s.
4. Bulkin A. P. Sociokul'turnaya dinamika obrazovaniya. Istoricheskij opyt Rossii. 2-e izd. Dubna: Feniks+, 2005. 208 s.
5. Golovushkina M. V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v uchebnyh zavedeniyah Rossijskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka: na materialah Penzenskoj gubernii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Penza, 2009. 21 s.
6. Goloshchapova E. V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v kadetskih korpusah v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v.: na primere Simbirskogo kadetskogo korpusa: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Joshkar-Ola, 2007. 24 s.
7. Kardapol'ceva V. N. Zhenshchina i zhenstvennost' v russkoj kul'ture. M.; Ekaterinburg: UGGU, 2005.
432 s.
8. Koleganova I. I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v obrazcovyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah dlya dvoryan v Rossii pervoj chetverti XIX veka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Velikij Novgorod, 2005. 20 s.
9. Rogova A. V. Idei vospitaniya cheloveka kul'tury v filosofsko-pedagogicheskoj mysli Rossii i russkogo zarubezh'ya: vtoraya polovina XIX - pervaya polovina XX v.: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. SPb., 2004. 393 s.
10. Sorosheva S. V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov v usloviyah innovacionnoj sredy srednih professional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Yakutsk, 2010. 24 s.
Received: August 15, 2018; accepted for publication September 15, 2018
Reference to the article
Boyarkina M. V. Spiritual and Moral Education in the Context of Gender and Role Socialization // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 5. PP. 53-60. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-5-53-60.