УДК 37.034-055.2
Вилкова Алевтина Владимировна
Vilkova Alevtina Vladimirovna
кандидат педагогических наук, доцент Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого
PhD in Education Science, Assistant Professor, Novgorod State University
К ВОПРОСУ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕВОЧЕК: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
CONCERNING MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION OF UNDERAGE GIRLS: GENDER ASPECT
Аннотация:
Summary:
В статье рассматривается роль педагогического воздействия на личность, на систему воспитания с учетом гендерного аспекта. Показаны основные направления и методы нравственного воспитания в дореволюционной и современной России. Автор приходит к выводу о необходимо-сти поиска таких методов, которые позволили бы ребенку переживать отношения к своим поло-ролевым функциям и способам поведения и закреплять их в процессе той или иной деятельности.
The article discusses the role of pedagogical influence on a person, on the system of education with consideration of the gender aspect. The author deals with the basic areas and methods of moral education in the pre-revolutionary and modern Russia. It is concluded that there is a need to search for such methods, which would allow children to experience their sex-role functions and modes of behaviour, and consolidate them in the course of any given activities.
Ключевые слова:
гендерный аспект, социальный аспект, воспитание подростков, духовно-нравственные ценности.
Keywords:
gender aspect, social aspect, education of teenagers, moral and spiritual values.
Для наиболее полного и глубокого изучения проблем духовно-нравственного воспитания подростков необходим комплексный взгляд на данный процесс, в рамках которого различия по полу выступают существенной его характеристикой. Современную общественную жизнь можно понять только исходя из гендерного подхода. В то же время изучение работ зарубежных исследователей (А. Окли и др.) [1] позволяет сделать вывод о том, что слово «гендер» в исследованиях отсутствует. Так, в западной социологии данный термин используют как инструмент наблюдения различий между мужчинами и женщинами, а лингвистическое понимание слова «гендер» как «род, опыт рода» не позволяет дать научное его толкование, которого придерживается большинство ученых в России и за рубежом, использующих понятие «гендер» для того, чтобы высветить социальный аспект.
Специфика пола накладывает отпечаток на особенности организации воспитательной работы. Как отмечается в работе С.И. Голода, «осознание гендерной принадлежности настолько распространено, что считается заложенной в генах, тогда как на самом деле гендерные различия постоянно создаются и воссоздаются именно в ходе человеческого взаимодействия» [2, с. 127]. В связи с этим социокультурная характеристика пола определяется не только биологическими и психологическими особенностями полов, но и социумом. Особую роль в социальных факторах необходимо отвести педагогическому воздействию на личность, на систему воспитания с учетом гендерного аспекта. Из этого можно сделать выводы:
1. Коренные изменения, происходящие в XXI в. в трудовой, политической, экономической жизни женщин, широкое их включение в сферы общественной жизни привели к необходимости рассматривать диалектику общего и особенного во взаимоотношениях двух полов как важного социального фактора, определяющего различные стороны общественной жизни. Тем самым любая социальная теория, пытающаяся раскрыть основные характеристики человека и социума в целом, должна не только рассматривать все явления и процессы с точки зрения общих характеристик, присущих человеческому роду, но и выявлять их специфику, что вносит в общественные процессы половая дифференциация. При этом речь идет о целостном подходе по всем характеристикам, определяющим поведение индивидуума. Речь идет об изучении единства биологического, психологического и социального.
2. Гендерный подход является значимым для изучения целостного взаимодействия людей в социуме - как взрослых представителей мужского и женского пола, так и детей. Этот подход позволяет выявить диалектическую взаимосвязь биологических, психологических, социальных факторов при определении роли последнего, когда он используется в педагогике.
3. Гендерные исследования на равных включают изучение как женщин, так и мужчин, но женская проблематика является ведущей. Это указывает на то, что социальный статус женщин в последнее десятилетие существенно изменился, в то время как положение мужчин не претерпело серьезных преобразований.
В педагогике половое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у молодежи поведения, соответствующего принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни, воспитания у молодых людей культуры интимных отношений, любви и семейной жизни, формирования супружеских ролей и выработки оптимальных репродуктивных установок и взаимно ответственного партнерства, формирования ролевого поведения матери и отца по отношению к детям.
В последние годы определенное внимание вопросам полового воспитания уделяется и в государственной образовательной политике, на что указывают появившиеся документы - Концепция Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» и Тендерная стратегия Российской Федерации.
Контент-анализ исследований проблем полового воспитания детей и подростков позволил выделить следующие основные направления в данной области: изучение особенностей воспитания мальчиков и девочек в разных культурах и в разные исторические эпохи; изучение особенностей учебно-воспитательной работы с мальчиками и девочками в условиях совместного и раздельного воспитания и обучения в школах интернатного типа (кадетские корпуса, гимназии, лицеи) в дореволюционной и современной России; теоретико-методологические и педагогические подходы к решению проблемы полового воспитания.
В качестве основных методов нравственного воспитания ученые отмечают пример взрослого и беседу, а в дополнение к беседам предлагают вводить в учебные программы гимназий и лицеев так называемые «науки нравственные» (философское понятие о правах и обязанностях, этика, логика и др.), которые воспитывали бы трудолюбие, честность, аккуратность, искренность, порядок, прямодушие и другие нравственные добродетели. Особая значимость придается общественно-нравственному облику педагога, выступающего для детей постоянно работающей, воспитывающей моделью.
А.Д. Егоров, З.И. Равкин, изучая планы различных образовательных учреждений для мальчиков и девочек, обнаружили, что уже со второй половины XIX в. в учебные планы образовательных учреждений вносятся соответствующие этому подходу коррективы. В лицеях и гимназиях для мальчиков вводятся фехтование, гимнастика, верховая езда, открываются кафедры военных наук, в обязанности которых входило преподавание основ фортификации, артиллерии, тактики и т. д. В то же время в некоторых образовательных учреждениях для девочек, например в Одессе и Полтаве, отменяется преподавание физики, а в Смольном и Екатерининском институтах для девушек - геометрии. Постепенно во всех учебных заведениях программа образования девочек была ориентирована в основном на курс гуманитарных дисциплин [3; 4].
Таким образом, мы видим, что уже в первых учебных заведениях для мальчиков и девочек наблюдаются различия в методах и средствах обучения и воспитания социально-нравственных качеств у детей разного пола. Однако религиозное и нравственное воспитание неизменно остается важным как для девочек, так и для мальчиков.
Начиная с 30-х гг. и практически до 90-х гг. XX в. проблема полового воспитания была незаслуженно отодвинута на второй план. «Бесполое» воспитание, мнимое равенство мужчины и женщины, неизбежно сочетаясь с поруганием женственности, привело к низложению духовности человеческого рода, к злокачественной мутации духовных процессов. Анализ исследований ученых 30-90-х гг. XX в. позволил выделить важные условия, при соблюдении которых процесс полового воспитания становится возможным и эффективным: половое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы; необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали возрастным особенностям детей (в том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам, поскольку дети имеют право получать исчерпывающие (на их возрастном уровне), нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы; дети, интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию индивидуально или в небольшой группе - из бесед с приглашенными специалистами; информация должна даваться своевременно, на доступном для ребенка уровне (говорить не все, что знают родители, а только то, что может понять ребенок) и быть правдивой; организация полового воспитания с самого раннего детства; соблюдение санитарно-гигиенических требований родителями, особенно по отношению к детям раннего и дошкольного возраста.
Исследования ученых 30-90-х гг. XX в. посвящены вопросам полового воспитания преимущественно детей подросткового возраста (Л.Я. Верб [5], В.Е. Каган и др.). Соответственно, основными методами полового воспитания исследователи этого периода времени, как и классики отечественной педагогики, признают словесные методы, а формами реализации - семинары, лекции, диспуты, беседы медиков, работников правоохранительных органов с однополыми группами подростков.
На наш взгляд, одних вербальных методов для формирования у детей способов социально принятого полоролевого поведения недостаточно, необходим поиск таких методов, которые позволили бы ребенку переживать отношения к своим полоролевым функциям и способам поведения и закреплять их в процессе той или иной деятельности (игра, совместная творческая деятельность и др.).
В заключение необходимо подчеркнуть, что применение гендерного подхода к духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних девочек будет способствовать их успешной социализации в современном обществе.
Ссылки:
1. Oakley A. Sex, Gender and Society. Guilford, 1985. 222 p.
2. Голод С.И. Российское население сквозь призму гендерных отношений // Качество населения Санкт-Петербурга. СПб., 1996. 191 с.
3. Егоров А.Д. Лицеи России. Опыт исторической хронологии : в 5 кн. Иваново, 1995. 319 с.
4. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.) : историко-педагогический очерк. М., 1999. 152 с.
5. Верб Л.Я. Половое воспитание школьников как морально-педагогическая проблема : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1972. 19 с.
References:
Egorov, AD 1995, Lyceums of Russia. Experience the historical chronology: 5 bk., Ivanovo, 319 p., (in Russian). Golod, SN 1996, 'The Russian population through the prism of gender relations', St. Petersburg population quality, St. Petersburg, 191 p., (in Russian).
Oakley, A 1985, Sex, Gender and Society, Guilford, Maurice temple Smith, 222 p.
Ravkin, ZI 1999, Pedagogy of the Tsarskoye Selo Lyceum in Pushkin's time (1811-1817): Historical and pedagogical essay, Moscow, 152 p., (in Russian).
Verbier, LJ 1972, Sex education students as a moral and pedagogical problem, PhD thesis abstract, Leningrad, 19 p., (in Russian).