Научная статья на тему 'К вопросу воспитания духовно-нравственных ценностей у несовершеннолетних девочек: гендерный аспект'

К вопросу воспитания духовно-нравственных ценностей у несовершеннолетних девочек: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / GENDER ASPECT / SOCIAL ASPECT / EDUCATION OF TEENAGERS / MORAL AND SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вилкова А.В.

В статье рассматривается роль педагогического воздействия на личность, на систему воспитания с учетом гендерного аспекта. Показаны основные направления и методы нравственного воспитания в дореволюционной и современной России. Автор приходит к выводу о необходимости поиска таких методов, которые позволили бы ребенку переживать отношения к своим полоролевым функциям и способам поведения и закреплять их в процессе той или иной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning moral and spiritual education of underage girls: gender aspect

The article discusses the role of pedagogical influence on a person, on the system of education with consideration of the gender aspect. The author deals with the basic areas and methods of moral education in the prerevolutionary and modern Russia. It is concluded that there is a need to search for such methods, which would allow children to experience their sex-role functions and modes of behaviour, and consolidate them in the course of any given activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу воспитания духовно-нравственных ценностей у несовершеннолетних девочек: гендерный аспект»

УДК 37.034-055.2

Вилкова Алевтина Владимировна

Vilkova Alevtina Vladimirovna

кандидат педагогических наук, доцент Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

PhD in Education Science, Assistant Professor, Novgorod State University

К ВОПРОСУ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕВОЧЕК: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

CONCERNING MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION OF UNDERAGE GIRLS: GENDER ASPECT

Аннотация:

Summary:

В статье рассматривается роль педагогического воздействия на личность, на систему воспитания с учетом гендерного аспекта. Показаны основные направления и методы нравственного воспитания в дореволюционной и современной России. Автор приходит к выводу о необходимо-сти поиска таких методов, которые позволили бы ребенку переживать отношения к своим поло-ролевым функциям и способам поведения и закреплять их в процессе той или иной деятельности.

The article discusses the role of pedagogical influence on a person, on the system of education with consideration of the gender aspect. The author deals with the basic areas and methods of moral education in the pre-revolutionary and modern Russia. It is concluded that there is a need to search for such methods, which would allow children to experience their sex-role functions and modes of behaviour, and consolidate them in the course of any given activities.

Ключевые слова:

гендерный аспект, социальный аспект, воспитание подростков, духовно-нравственные ценности.

Keywords:

gender aspect, social aspect, education of teenagers, moral and spiritual values.

Для наиболее полного и глубокого изучения проблем духовно-нравственного воспитания подростков необходим комплексный взгляд на данный процесс, в рамках которого различия по полу выступают существенной его характеристикой. Современную общественную жизнь можно понять только исходя из гендерного подхода. В то же время изучение работ зарубежных исследователей (А. Окли и др.) [1] позволяет сделать вывод о том, что слово «гендер» в исследованиях отсутствует. Так, в западной социологии данный термин используют как инструмент наблюдения различий между мужчинами и женщинами, а лингвистическое понимание слова «гендер» как «род, опыт рода» не позволяет дать научное его толкование, которого придерживается большинство ученых в России и за рубежом, использующих понятие «гендер» для того, чтобы высветить социальный аспект.

Специфика пола накладывает отпечаток на особенности организации воспитательной работы. Как отмечается в работе С.И. Голода, «осознание гендерной принадлежности настолько распространено, что считается заложенной в генах, тогда как на самом деле гендерные различия постоянно создаются и воссоздаются именно в ходе человеческого взаимодействия» [2, с. 127]. В связи с этим социокультурная характеристика пола определяется не только биологическими и психологическими особенностями полов, но и социумом. Особую роль в социальных факторах необходимо отвести педагогическому воздействию на личность, на систему воспитания с учетом гендерного аспекта. Из этого можно сделать выводы:

1. Коренные изменения, происходящие в XXI в. в трудовой, политической, экономической жизни женщин, широкое их включение в сферы общественной жизни привели к необходимости рассматривать диалектику общего и особенного во взаимоотношениях двух полов как важного социального фактора, определяющего различные стороны общественной жизни. Тем самым любая социальная теория, пытающаяся раскрыть основные характеристики человека и социума в целом, должна не только рассматривать все явления и процессы с точки зрения общих характеристик, присущих человеческому роду, но и выявлять их специфику, что вносит в общественные процессы половая дифференциация. При этом речь идет о целостном подходе по всем характеристикам, определяющим поведение индивидуума. Речь идет об изучении единства биологического, психологического и социального.

2. Гендерный подход является значимым для изучения целостного взаимодействия людей в социуме - как взрослых представителей мужского и женского пола, так и детей. Этот подход позволяет выявить диалектическую взаимосвязь биологических, психологических, социальных факторов при определении роли последнего, когда он используется в педагогике.

3. Гендерные исследования на равных включают изучение как женщин, так и мужчин, но женская проблематика является ведущей. Это указывает на то, что социальный статус женщин в последнее десятилетие существенно изменился, в то время как положение мужчин не претерпело серьезных преобразований.

В педагогике половое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у молодежи поведения, соответствующего принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни, воспитания у молодых людей культуры интимных отношений, любви и семейной жизни, формирования супружеских ролей и выработки оптимальных репродуктивных установок и взаимно ответственного партнерства, формирования ролевого поведения матери и отца по отношению к детям.

В последние годы определенное внимание вопросам полового воспитания уделяется и в государственной образовательной политике, на что указывают появившиеся документы - Концепция Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» и Тендерная стратегия Российской Федерации.

Контент-анализ исследований проблем полового воспитания детей и подростков позволил выделить следующие основные направления в данной области: изучение особенностей воспитания мальчиков и девочек в разных культурах и в разные исторические эпохи; изучение особенностей учебно-воспитательной работы с мальчиками и девочками в условиях совместного и раздельного воспитания и обучения в школах интернатного типа (кадетские корпуса, гимназии, лицеи) в дореволюционной и современной России; теоретико-методологические и педагогические подходы к решению проблемы полового воспитания.

В качестве основных методов нравственного воспитания ученые отмечают пример взрослого и беседу, а в дополнение к беседам предлагают вводить в учебные программы гимназий и лицеев так называемые «науки нравственные» (философское понятие о правах и обязанностях, этика, логика и др.), которые воспитывали бы трудолюбие, честность, аккуратность, искренность, порядок, прямодушие и другие нравственные добродетели. Особая значимость придается общественно-нравственному облику педагога, выступающего для детей постоянно работающей, воспитывающей моделью.

А.Д. Егоров, З.И. Равкин, изучая планы различных образовательных учреждений для мальчиков и девочек, обнаружили, что уже со второй половины XIX в. в учебные планы образовательных учреждений вносятся соответствующие этому подходу коррективы. В лицеях и гимназиях для мальчиков вводятся фехтование, гимнастика, верховая езда, открываются кафедры военных наук, в обязанности которых входило преподавание основ фортификации, артиллерии, тактики и т. д. В то же время в некоторых образовательных учреждениях для девочек, например в Одессе и Полтаве, отменяется преподавание физики, а в Смольном и Екатерининском институтах для девушек - геометрии. Постепенно во всех учебных заведениях программа образования девочек была ориентирована в основном на курс гуманитарных дисциплин [3; 4].

Таким образом, мы видим, что уже в первых учебных заведениях для мальчиков и девочек наблюдаются различия в методах и средствах обучения и воспитания социально-нравственных качеств у детей разного пола. Однако религиозное и нравственное воспитание неизменно остается важным как для девочек, так и для мальчиков.

Начиная с 30-х гг. и практически до 90-х гг. XX в. проблема полового воспитания была незаслуженно отодвинута на второй план. «Бесполое» воспитание, мнимое равенство мужчины и женщины, неизбежно сочетаясь с поруганием женственности, привело к низложению духовности человеческого рода, к злокачественной мутации духовных процессов. Анализ исследований ученых 30-90-х гг. XX в. позволил выделить важные условия, при соблюдении которых процесс полового воспитания становится возможным и эффективным: половое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы; необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали возрастным особенностям детей (в том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам, поскольку дети имеют право получать исчерпывающие (на их возрастном уровне), нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы; дети, интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию индивидуально или в небольшой группе - из бесед с приглашенными специалистами; информация должна даваться своевременно, на доступном для ребенка уровне (говорить не все, что знают родители, а только то, что может понять ребенок) и быть правдивой; организация полового воспитания с самого раннего детства; соблюдение санитарно-гигиенических требований родителями, особенно по отношению к детям раннего и дошкольного возраста.

Исследования ученых 30-90-х гг. XX в. посвящены вопросам полового воспитания преимущественно детей подросткового возраста (Л.Я. Верб [5], В.Е. Каган и др.). Соответственно, основными методами полового воспитания исследователи этого периода времени, как и классики отечественной педагогики, признают словесные методы, а формами реализации - семинары, лекции, диспуты, беседы медиков, работников правоохранительных органов с однополыми группами подростков.

На наш взгляд, одних вербальных методов для формирования у детей способов социально принятого полоролевого поведения недостаточно, необходим поиск таких методов, которые позволили бы ребенку переживать отношения к своим полоролевым функциям и способам поведения и закреплять их в процессе той или иной деятельности (игра, совместная творческая деятельность и др.).

В заключение необходимо подчеркнуть, что применение гендерного подхода к духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних девочек будет способствовать их успешной социализации в современном обществе.

Ссылки:

1. Oakley A. Sex, Gender and Society. Guilford, 1985. 222 p.

2. Голод С.И. Российское население сквозь призму гендерных отношений // Качество населения Санкт-Петербурга. СПб., 1996. 191 с.

3. Егоров А.Д. Лицеи России. Опыт исторической хронологии : в 5 кн. Иваново, 1995. 319 с.

4. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.) : историко-педагогический очерк. М., 1999. 152 с.

5. Верб Л.Я. Половое воспитание школьников как морально-педагогическая проблема : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1972. 19 с.

References:

Egorov, AD 1995, Lyceums of Russia. Experience the historical chronology: 5 bk., Ivanovo, 319 p., (in Russian). Golod, SN 1996, 'The Russian population through the prism of gender relations', St. Petersburg population quality, St. Petersburg, 191 p., (in Russian).

Oakley, A 1985, Sex, Gender and Society, Guilford, Maurice temple Smith, 222 p.

Ravkin, ZI 1999, Pedagogy of the Tsarskoye Selo Lyceum in Pushkin's time (1811-1817): Historical and pedagogical essay, Moscow, 152 p., (in Russian).

Verbier, LJ 1972, Sex education students as a moral and pedagogical problem, PhD thesis abstract, Leningrad, 19 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.