Научная статья на тему 'Проблема полоролевой социализации подростков в современном казахстанском обществе'

Проблема полоролевой социализации подростков в современном казахстанском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
451
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / POLOROLEVY IDENTITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ГЕНДЕР / GENDER / СЕМЬЯ / FAMILY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГ ОБУЧЕНИЕ / TEACHER TRAINING / НАУКА / SCIENCE / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Суровицкая Юлия Викторовна

Статья посвящена изучению современных проблем полоролевой социализации в подростковом возрасте. В статье автор уделяет внимание рассмотрению педагогической науки. которая на современном этапе развития сохранила традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского/мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды. В статье также рассматривается важный аспект в полоролевом воспитании это то, что оно является неотделимой частью нравственного воспитания, что в настоящее время необходимо формировать в подрастающем поколении качества мужественности и женственности и готовить его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Суровицкая Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF POLOROLEVY SOCIALIZATION AT TEENAGE AGE

Аrticle is devoted to studying of modern problems of polorolevy socialization at teenage age. In article the author pays attention to consideration of pedagogical science, which at the present stage of development kept the traditions of polorolevy education helping to regulate behavior of people of a different floor in a family and society, promoting development of female/man''s advantage, formation of humane relationship of the floors based on mutual understanding, mutual trust, mutual respect. The polorolevy principles, social installations and standards of behavior, ideas and belief, representations and views act as traditions. In article the important aspect in polorolevy education is also considered is that it is inseparable part of moral education that now it is necessary to form in younger generation of quality of courage and feminity and to train him for performance in the future of the social roles corresponding to a floor.

Текст научной работы на тему «Проблема полоролевой социализации подростков в современном казахстанском обществе»

10. Legchiline. E. Yu. Management human resources in innovative business: the monography. Omsk, 2013. 100 p.

11. Linevich L.V. Andragogichesky the approach to training students in high school, 2002. 193 p

12. Human resources in the American management. [an electronic resource] a-mode of access: http: // www.secreti.info/p58m.html, free.

© М. В. Дюжева, Е. Ю. Легчилина, 2015

Авторы статьи - Марина Борисовна Дюжева, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]

Елена Юрьевна Легчилина, кандидат экономических наук, Омский государственный университет путей сообщения, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Василий Александрович Ковалев, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный технический университет.

Олег Александрович Никифоров, доктор исторических наук, профессор, Омский государственный университет путей сообщения.

УДК 371.485:316.614-053.6

Д. В. Лепешев, Ю. Ю. Суровицкая, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Статья посвящена изучению современных проблем полоролевой социализации в подростковом возрасте. В статье автор уделяет внимание рассмотрению педагогической науки. которая на современном этапе развития сохранила традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского/мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении. В качестве традиций выступают полороле-вые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды. В статье также рассматривается важный аспект в полоролевом воспитании - это то, что оно является неотделимой частью нравственного воспитания, что в настоящее время необходимо формировать в подрастающем поколении качества мужественности и женственности и готовить его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.

Ключевые слова: полоролевая идентичность, социализация, гендер, семья, воспитание, педагог обучение, воспитание, наука, педагогика.

Формирование успешно социализированной личности в модернизирующемся казахстанском обществе является одним из важнейших факторов, которые влияют на общий ход прогрессивных реформ в нашей стране. Особенность полоролевой структуры казахстанского общества и их восприятие человеком сказываются на его социализации, влияя на различные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом. Важно отметить также изменение социального статуса и роли женщин в современном казахстанском обществе. Несомненно, социальный статус женщины становится более значимым. Стараясь идеально выполнить одновременно нескольких ролей, женщина попадает в ситуацию ролевого конфликта. При сохранности в обществе традиционных представлений о женщине установка на самореализацию становится нелегкой задачей. Быть хорошей матерью, воспитывать детей, выглядеть красиво и оставаться привлекательной и желанной, заниматься домашними делами, одновременно успевая делать карьеру, - все это требует очень много времени, физических и моральных сил. Не секрет,

что такие черты наднационального поведения, как независимость, прагматизм, самореализация, сознательный отказ от семейной жизни проникают в нашу жизнь, изменяя традиционное представление о женщинах. Трансформационные процессы, происходящие в казахстанском обществе, требуют утверждения новой модели взаимоотношений между полами, где будут учитываться социальные интересы и мужчин и женщин. На основе технологии «социального партнерства» можно определить эффективные модели полоролевой социализации личности. Модель партнерства предполагает равенство полов, а не их единообразие. Она провозглашает достижение гармоничного баланса в полоролевых отношениях путем усиления культурных, нравственных аспектов взаимодействия [1].

Полоролевая социализация - процесс усвоения индивидом культурной системы ген-дера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин «дифференцированная социализация», подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях.

Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат:

- дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением;

- дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению.

Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты «фемининность-маскулинность», относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве.

Сущность полоролевой социализации, как стихийной, так и относительно социально контролируемой (т. е. воспитания), состоит в том, что мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, развиваясь и самоизменяясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в обществе гендерные роли и культуру взаимоотношений полов [2].

Стихийная полоролевая социализация происходит во взаимодействии человека с многообразными факторами и агентами социализации, в том числе и в рамках тех воспитательных организаций, через которые он проходит на своем жизненном пути.

Представляется, что и социокультурные тенденции, и данные гендерных исследований, и примеры из практики позволяют ставить вопрос о необходимости разработать проблему гендерного, или полоролевого, подхода в воспитании.

Исследование проблем полоролевой социализации подростков было произведено на базе колледжа «Арна» города Кокшетау. Выборка состояла из 2-х групп: экспериментальной и контрольной по 10 человек в каждой.

Использование «Карты наблюдений» Скотта дало возможность выявить исходную степень социальной адаптации поростков обеих групп, которая была практически одинаковой. Это можно видеть в таблице 1.

В целях снижения тревожности и агрессивности мы проводили групповые дискуссии, которые повышают мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности. Объектом дискуссионного обсуждения могут быть: реальные случаи, или казусы; проблемы различного характера; ситуации межличностного взаимодействия; ситуации морального выбора. Ценность последнего метода чрезвычайно велика, поскольку именно однородность группы по уровню нравственного развития обеспечивает ее эффективность. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать ее деятельность даже в тех случаях, когда перед ней стоят чисто инструментальные цели [3].

Таблица 1

Исходный уровень социальной адаптации детей

Симптомокомплексы Экспериментальная группа (серьезные нарушения) Контрольная группа (серьезные нарушения)

кол-во % кол-во %

Недоверие к новым людям 16 80 15 75

Депрессия 13 65 13 65

Уход в себя 11 55 12 60

Тревожность по отношению к взрослым 20 100 19 95

Враждебность по отношению к взрослым 15 75 16 80

Тревога по отношению к детям 15 75 14 70

Ассоциальность 13 65 10 50

Враждебность к детям 17 85 17 85

Неугомонность 5 25 6 30

Эмоциональное напряжение 12 60 10 50

Невротические симптомы 8 40 9 45

Неблагоприятные условия среды 5 25 5 25

Сексуальное развитие 2 10 2 10

Умственная отсталость 3 15 1 5

Болезни и органические нарушения 5 25 6 30

Физические дефекты 3 15 4 20

Таблица 2

Уровень полоролевой социализации подростков после проведения эксперимента

Симптомокомплексы До эксперимента После эксперимента

ЭГ (серьезные нарушения), % КГ (серьезные нарушения), % ЭГ (серьезные нарушения), % КГ (серьезные нарушения), %

Недоверие к новым людям 80 75 30 75

Депрессия 65 65 45 60

Уход в себя 55 60 45 60

Тревожность по отношению к взрослым 100 95 75 90

Враждебность по отношению к взрослым 75 80 25 70

Тревога по отношению к детям 75 70 55 75

Ассоциальность 65 50 25 50

Враждебность к детям 85 85 55 85

Неугомонность 25 30 25 30

Эмоциональное напряжение 60 50 30 55

Невротические симптомы 40 45 20 40

Неблагоприятные условия среды 25 25 20 25

Сексуальное развитие 10 10 10 10

Умственная отсталость 15 5 15 5

Болезни и органические нарушения 25 30 25 30

Физические дефекты 15 20 15 20

Метод обсуждения нравственных проблем преследует как диагностические, так и конструктивно-воспитательные цели: осознание участниками последствий выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для функционирования собственного «я» в системе отношений. Метод групповой дискуссии способствует уяснению каждым

участником своей точки зрения, развитию инициативы, коммуникативных качеств и умения пользоваться своим интеллектом; помогает решать следующие задачи:

- обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять важное от второстепенного, формулировать проблемы;

- прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми;

- моделировать особо сложные ситуации;

- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.

Правда, все разновидности метода анализа проблемных ситуаций имеют общий недостаток - обращенность преимущественно к интеллектуальной стороне личности. Кроме того, человек реагирует не на ситуацию, а на свое восприятие этой ситуации, зависящее от системы его установок (отношений и самоотношения) [4].

Эмпирические наблюдения убеждают, что у подростков обеих групп много «острых углов» и крайностей, что не только благоприятствует их развитию, но и способствует срывам и отклонениям от нормы. И отклонения различны: девочки чаще страдают неврозами и депрессией, а мальчики - расстройством поведения и антисоциальными проявлениями личности. Соответственно и помощь в решении возникающих вследствие этого проблем поло-ролевой идентификации и самореализации должна существенно различаться.

По данным эксперимента, делаем вывод, что в процессе обучения важнейшим условием эффективного гендерного воспитания мальчиков/девочек является профессионально-педагогическое воздействие. Компетентность педагогов включает знания о закономерностях психосексуального развития личности, особенностях гендерной социализации девочек/мальчиков; умения организации типичных и проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации; навыки структурирования и упорядочения педагогических ситуаций, умения согласовывать педагогические усилия с реальными ситуациями и индивидуальными особенностями, социальными условиями жизни ребенка [5].

Полоролевая идентичность - одна из базовых характеристик личности, она формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации. Гендерная идентичность - продукт социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации. Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности.

Обращение к категории идентичности открывает возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке. Также необходимо отметить роль семьи в социализации подростка. Среди факторов гендерной социализации семья является наиболее важным и влиятельным.

Семья и семейное общение играют особую роль в формировании гендерной идентичности личности на всех этапах ее развития. Огромное значение семьи обусловлено длительностью и частотой семейного общения, его непосредственностью и родством, единством для членов семьи мотивов деятельности, установок, целей и намерений, адекватностью их действий и, что самое главное, взаимной семейной любовью - родителей друг к другу, матери и отца к детям, детей к родителям.

Семья является первой и сначала единственной референтной группой для ребенка. С момента рождения его окружает замкнутый круг взрослых, где старший является источником знаний о социальных явлениях. Семья является той первичной социальной средой, с которой личность непрерывно контактирует в течение всей жизни. Семья образует интимный, личностный мир человека. В ней человек начинает свою жизнь, в ней разделяет его с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья одновременно и первичная ячейка общества,

и социально-психологическая ниша. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, психологический климат семьи - все это влияет на формирование гендерной идентичности человека, определяя его жизненный путь. В системе взаимоотношений «родители-дети» решающая роль в гендерной социализации ребенка принадлежит эмоциональным отношениям. При доминировании эмоционального тона в семейных отношениях действует механизм фасилитации, т. е. положительного стимулирования воздействия членов семьи друг на друга, что, в свою очередь, положительно отражается на процессе социализации. В психологических исследованиях обращается внимание на факторы, способствующие формированию прочных духовных контактов между родителями и детьми, которые оказывают положительное влияние на процесс гендерной социализации. В.П. Левкович, например, особое внимание уделяет фактору высокого уровня взаимной информированности родителей и детей, который является одной из важнейших предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга [6].

Семья традиционно является одним из трансляторов социокультурного опыта, поступающего к ребенку со стороны родителей. Здесь осуществляется формирование полороле-вой идентичности, представлений о месте и роли мужчины и женщины в современном мире, половой морали, субкультурной дифференциации полов. В условиях трансформирующегося казахстанского общества супружеские и родительские роли наполняются новым содержанием, изменяют социокультурные особенности механизмов и целей полоролевой социализации, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению. В контексте общемировой тенденции признания нетрадиционных ориентаций в семейно-брачных отношениях приобретает особое значение проблема полоролевой социализации.

Помочь ребенку овладеть социальными ролями в соответствии с его полом - чрезвычайно важная задача, так как от этого в немалой степени зависит его будущее. Таким образом, необходимость гендерного подхода в образовании становится все очевиднее, так как, наряду с другими агентами социализации, институт образования развивает в человеке ген-дерную идентичность и помогает сделать личный, гражданский и профессиональный выбор. Однако нельзя забывать об индивидуальных особенностях и врожденных способностях каждого человека, которые необходимо сохранять и развивать.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость научного осмысления гендер-ных изменений, происходящих в обществе, в современной казахстанской семье, и влияющих на процесс гендерной социализации, что и обусловило выбор темы данной статьи.

Библиографический список

1. Ерохина, Л. Д. Гендерология и феминология: Учеб. пособие. - М.: Флинта, 2009. - 99 с.

2. Мудрик, А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 178.

3. Захарова, И. В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 140-142.

4. Тесленко, А. Н. Педагогика и психология социализации личности: учебное пособие. - Астана: ЕАГИ, 2011. - 375 с.

5. Радина, Н. К., Терешенкова Е.Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. 2006. № 5. - С. 49-59.

6. Левкович, В. П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка / В. П. Левкович // Психология личности и образ жизни. - М. : Наука, 1987. - 114-136 с.

D. V. Lepeshev, Y. Y Surovitskaya, Kokshetau university of a name ofAbai Myrzakhmetov

MODERN PROBLEMS OF POLOROLEVY SOCIALIZATION AT TEENAGE AGE

Агйс1е is devoted to studying of modern problems of polorolevy socialization at teenage age. In article the author pays attention to consideration of pedagogical science, which at the present stage of

development kept the traditions of polorolevy education helping to regulate behavior of people of a different floor in a family and society, promoting development of female/man's advantage, formation of humane relationship of the floors based on mutual understanding, mutual trust, mutual respect. The polorolevy principles, social installations and standards of behavior, ideas and belief, representations and views act as traditions. In article the important aspect in polorolevy education is also considered is that it is inseparable part of moral education that now it is necessary to form in younger generation of quality of courage and feminity and to train him for performance in the future of the social roles corresponding to a floor.

Keywords: polorolevy identity, socialization, gender, family, education, teacher training, education, science, pedagogics.

References

1. Yerokhina of L.D. Genderologiya and feminologiya: Studies. grant. - M.: Flint, 2009. - 99 pages.

2. Mudrik A. О polorolevy (gender) podhode v socialnom vospitanii//National education. - 2007. - No. 5. -Page 178.

3. Zakharova I. V. Rol of parents in gender socialization of the child//the Young scientist. - 2011. - No. 5. T.2. -Page 140-142.

4. Teslenko of A.N. Pedagogik and psychology of socialization of the personality: manual. - Astana: EAGI, 2011. - 375 pages.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Radin N. K., Tereshenkova E.Yu. Age and sociocultural aspects of gender socialization of teenag-ers//psychology Questions. 2006. No. 5. - Page 49-59.

6. Levkovich V.P. Relationship in a family as a factor of formation of the identity of child / Accusative Levkovich//Psychology of the personality and a way of life. - M.: Science, 1987. - 114-136 pages.

© Д. В. Лепешев, Ю. Ю. Суровицкая, 2015

Авторы статьи - Дмитрий Владимирович Лепешев, кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПНК, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау), е-mail: [email protected] Юлия Викторовна Суровицка, магистрантка, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау), е-mail: [email protected]

Рецензенты:

Динара Усербаевна Бекенова, кандидат педагогических наук, доцент, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау).

Клара Жанпеисовна Кожахметова, доктор педагогических наук, профессор КазГосЖенПИ (г. Алматы), академик Академии педагогических наук Казахстана.

УДК 37.013

А. С. Максимов,

Омский государственный педагогический университет

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВТОРИЧНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Статья посвящена описанию операциональной модели системы социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа. Данная модель отражает логику использования педагогических воздействий на личность воспитанника в рамках периодов профилактики.

Ключевые слова: социально-педагогическая профилактика повторной преступности несовершеннолетних, психолого-педагогическое сопровождение.

Педагогическая проблема предупреждения повторной преступности несовершеннолетних требует использования формы педагогической деятельности, которая за счет развития личности и устранения личностных деформаций ослабит воздействие факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.