УДК 37.034
DOI: 10.18384/2310-7219-2017-3-27-34
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Гореликов МИ.
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга 683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 4, Российская Федерация
Аннотация. В статье делается попытка осмысления концептуальных понятий «духовность» и «нравственность», ставится вопрос об их соотношении в рамках процесса воспитания личности современного школьника, рассматриваются тенденции его социализации, влияющие на содержание и формы духовно-нравственного воспитания подростка. Автор обосновывает в этой связи роль культурологического и субъектно-личностного подходов к образованию, ставит вопрос об актуализации такой важной компоненты духовно-нравственного воспитания, как личная нравственная ответственность ученика и педагога.
Ключевые слова: духовность, нравственность, культура, воспитание, социализация, личностная нравственная ответственность, научно-методические подходы, формы и методы воспитания.
FEATURES OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF A TEENAGER IN THE CONDITIONS OF MODERN SOCIALIZATION
M. Gorelikov
Vitus Bering Kamchatka State University
4, Pogranichnaya ul, Petropavlovsk-Kamchatskiy, 683032, Russian Federation
Abstract. The article concentrates on the attempt to interpret the conceptual notions "spirituality" and "morality". The question of their ratio within the process of educating the identity of a schoolchild is raised. The tendencies of modern socialization influencing the content and forms of spiritual and moral education of a teenager are considered. The author substantiates in this regard the role of the culturological and subject-personal approaches to education. The problem of actualizing such important component of spiritual and moral education as personal moral liability of a pupil and a teacher is put forward.
Key words: spirituality, morality, culture, education, socialization, personal moral liability, scientific and methodical approaches, forms and methods of education.
Проблема духовно-нравственного воспитания школьников на сегодняшний день является не только актуальной, но и активно дискутируемой, в связи с чем возникает потребность в первую очередь осмыслить понятия «духовность» и «нравственность» в рамках современных тенденций социализации школьников.
© Гореликов М.И., 2017.
чи
Следует признать, что философские категории духовности и нравственности всегда волновали отечественных учёных, писателей, публицистов. Так, в учении Н.А. Бердяева для нас очень ценно понимание духовного как процесса осуществления человеком «духовной жизни через духовный опыт», в связи с чем процесс развития личности человека признаётся основой его духовности [3, с. 78].
В работах М.М. Бахтина нам очень близко понимание нравственности как «личностного долженствования», что означает невозможность уклониться от ответственности за свои поступки, которые необходимо соотносить с нравственными нормами (нормами «долженствования») [2, с. 91].
Интересный анализ духовно-нравственных основ общества в рамках осмысления социокультурной ситуации, а также направлений духовного оздоровления представлен в работах В.М. Розина. Констатируя сложившуюся ситуацию «снижения культуры, нравственного одичания и агрессии», утверждения «современного эгоизма», учёный считает основной проблемой современности выработку «правильного мышления» как способа ориентации в жизни, понимая под «правильным мышлением» и «правильным направлением» триаду «размышление, видение, знания», которые «должны повлечь за собой и правильные поступки, в конечном счете правильную жизнь», для чего значима «трансляция опыта, корректирующего поступки и жизнь» [9, с. 14]. Под таким опытом понимаются лучшие образцы культуры и технологии социализации молодёжи.
Важно также отметить, что с конца XX в. в работах отечественных учё-
ных-философов Л.П. Буевой, Б.Т. Григоряна, М.Л. Доржиевой, М.С. Кагана,
A.Г. Мысливченко, И.Т. Фролова и др. понятие «духовность» стало связываться не столько с контекстом абсолютных ценностей: веры, надежды, любви, красоты и добра, - сколько с императивами сознательно-поведенческой деятельности, а в педагогических работах (С.И. Абрамов, И.В. Москаленко, О.М. Потаповская, Н.Г. Рябкова, С.С. Салиш и др.) формирование духовно-нравственных ценностей предстаёт как педагогический процесс, способствующий «актуализации смыслов нравственных ценностей» [7, с. 4], «переводу целей образования и развития ученика в личностный план, где духовные качества становятся основным вектором формирования нравственной позиции личности» [10, с. 86].
Учёные-культурологи, давая определение культуре как совокупности норм, институтов и духовных ценностей, стали подчёркивать её нравственное содержание. Как справедливо отмечает Л.М. Баткин, только в культуре «совокупность жизненных проявлений» обретает нравственные основания и «созидает сознательную "социальность" человека» [1, с. 30].
В связи с этим в ряде педагогических исследований (А.В. Афанасенко,
B.И. Глухов, Н.А. Еньшина, С.Н. За-плетина, О.Н. Кравченко, Е.А. Никитина, Т.Н. Синенко и др.) приобрёл актуальность вопрос реализации культурологического подхода в образовании. Он рассматривается в рамках решения обучением и воспитанием задач развития личностной культуры ученика, в структуре которой основополагающую позицию занимает систе-
ма духовно-нравственных ценностей, обеспечивающая способность школьника к сознательной социально и общественно полезной деятельности.
Подчёркивая важность оперирования на сегодняшний день понятием «нравственная позиция школьника», отметим актуальность понимания её в тесной связи с концептом «личностный выбор». Исходя из этого, Д.А. Леонтьев нравственный кризис называет «кризисом ответственности», что можно считать, на его взгляд, «расплатой за теорию и практику воспитания людей-"винтиков"» [6, с. 6]. Развивая эту мысль, учёный подчёркивает, что духовность человека не определяется знанием социокультурных ценностей - духовным человека делают именно нравственная позиция и нравственный выбор, а бездуховным - их отсутствие.
Таким образом, духовность, связанная с осмыслением и принятием ценностей, мотивирует нравственное поведение человека и актуализирует для личности те нормы и ценностные установки, которые помогают решать «смысложизненные» проблемы.
Соотношение понятий «духовное» и «нравственное» в рамках педагогического процесса воспитания личности школьника самым тесным образом соотносится с тенденциями современной социализации подростка, влияющими на целеполагание, содержание, методы и формы его духовно-нравственного воспитания.
Термин «социализация» (от лат. socialis - общественный) в научной литературе понимается как управляемый процесс осмысления личностью общих ценностей общества (социума), реализуемый во взаимодействии
с окружающим миром и способствующий переходу освоенных норм в мотивацию действий (А.И. Ковалева, А.В. Мудрик, Т. Парсонс).
В этой связи можно констатировать тот факт, что особенности и направления воспитания современного подростка должны определяться в первую очередь с учётом протекающего процесса обесценивания в обществе и среде молодёжи исконных духовных констант, механизмов взаимосвязи их с моралью и нравственностью. Под основными причинами процесса обесценивания духовно-нравственных ценностей и норм, влияющих на становление и формирование подрастающего поколения, мы понимаем ряд деструктивных процессов, «запущенных» с конца XX в. в России, которые повлияли и обусловили пересмотр истории и основ российской культуры. Так, внедрение западных стандартов прагматизма и индивидуализма способствовало «обесцениванию» понятий патриотизма, гражданственности, коллективизма, взаимопомощи и т. п., а пропаганда идей «гендерной толерантности» стала снижать духовно-нравственное наполнение понимания юным поколением глубоких смыслов дружбы, любви, семейных ценностей. Всё это подтверждается рядом социологических и педагогических исследований [4; 8].
Обращает на себя внимание ещё одна особенность современного процесса социализации подростков, связанная с разрушением сложившейся в советский период действенной системы внеклассного и внешкольного воспитания. Разрушив прежние механизмы и перейдя, по сути, в сферу обслуживания (как поставщик образовательных
услуг), школа стала утрачивать свои позиции в рамках духовно-нравственного самоопределения молодых людей. Зато активизировались другие «агенты влияния» на подростков, что можно отнести, на наш взгляд, к ещё одной значимой особенности современной социализации молодёжи. По справедливому замечанию исследователя Е.О. Кубякина, процесс социализации, который раньше носил «классический» характер с основополагающей ролью семьи и школы, достаточно явно «выдвинул на ведущие роли СМИ» [5, с. 59]. При этом следует отметить, что ранее СМИ выступали значимым ресурсом трансляции конструктивной общественной морали и, что очень важно, средством трансляции национальной культуры, традиций, установок, смыслов, образов, характеров, стереотипов -сейчас они перестали реализовывать эту функцию, заменив её задачами развлечения, «научения» красивой жизни, пропаганде приоритета потребления и вседозволенности. Велика негативная роль СМИ в замене примеров людей труда, воинской доблести, образцов служения науке, защите отечества так называемыми однодневными кумирами от шоу-бизнеса.
Таким образом, в рамках решения проблемы духовно-нравственного воспитания современного подростка следует учитывать, что СМИ и сетевые интернет-сообщества имеют огромное влияние на неокрепшее сознание подростка, заменяя реальную жизнь, общение, общественно полезную и общественно значимую социальную адаптацию на виртуальные, кино, игровые и фэнтези-технологии. Во многом определяя стереотипы взаимодействия в обществе и само-
позиционирования человека, СМИ не способствуют интеллектуальному развитию и моральному поведению, а творчество предлагают молодёжи понимать только как участие в ток-шоу и конкурсах красоты.
Противостоять этому сложно из-за привлекательности не требующих хоть какой-то работы мысли идей «красивой жизни», а бездоказательные суждения и низвержение бывших кумиров, приводящие, в том числе, к обесцениванию исконно нравственных вопросов истории и русской литературы, свойственны несформированному критическому мышлению подростков. Ранее эта ситуация корректировалась средствами гуманитарных школьных предметов, которые сегодня необоснованно «урезаются» или «выводятся» из школы, тем самым уменьшая её роль в «присвоении» учеником духовных и культурных ценностей, в выработке им собственной нравственной позиции.
Все вышеназванные проблемы требуют, в свою очередь, непростого подхода и прежде всего осмысления понятия «позиция личности», которое нашло своё развитие в трудах учёных К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, О.К. Поздняковой, С.В. Пупкова, В.Н. Сагатовского и др. В их работах анализируется нравственно-ценностная позиция личности, придаётся этический смысл понятию «позиция», которое соотносится с нравственным содержанием позиции человека, с обоснованием своего рода «координат» морального выбора, подчёркивается, что позиция всегда связана с конкретной социальной ситуацией развития общества и опосредуется принятыми общественными отношениями.
Психологический уровень осмысления понятия «позиция» нацеливает на внимание к субъекту поведения и деятельности, признавая, что позиция представляет собой сложную систему установок и мотивов, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность; на педагогическом уровне, как подчёркивает учёный, важно обоснование сущности и направлений формирования и коррекции нравственно-ценностной позиции. Это даёт нам основания в рамках рассматриваемой проблемы расценивать понятие «позиция» (от лат. розШо — положение) как своего рода ядро личности, где сконцентрирована принятая им система духовно-нравственных ценностей. Это обусловливает сознательность совершаемых им поступков и нравственного выбора.
Исходя из сказанного выше, стано-
вится понятно, что в настоящее время ведущей задачей педагога в рамках духовно-нравственного воспитания подростка в школе следует считать не только помощь современным школьникам в осмыслении ими важнейших понятий духовности (патриотизма, гражданской активности, приоритета совести как «правды жизни» и др.), а также развитие у них (в этой связи) соответствующих качеств и характеристик и всемерное содействие формированию и коррекции нравственной позиции подростка, соотнесённой с основными направлениями его воспитания.
Проследим это на примере педагогически обусловленной корреляции аксиологической компоненты духов -но-нравственного воспитания с методами и средствами формирования личностной позиции подростка (рис. 1).
Рис. 1. Педагогическая корреляция аксиологической компоненты духовно-нравственного воспитания с методами и средствами формирования личностной позиции подростка.
Следует подчеркнуть, что мы не случайно обратились к проектной деятельности как к активному методу формирования личной позиции подростка в рамках процесса духовно-нравственного воспитания. Метод проектов гражданско-патриотической направленности актуализирует имеющийся жизненный опыт школьника, согласовывая его с новыми знаниями. Проект реализуется в атмосфере коллективного творчества и способствует выработке активной жизненной позиции через эмоциональное переживание и осмысление формируемых ценностных установок.
Большие возможности переживания и осмысления формируемых ценностных установок предоставляют предметы гуманитарно направленного содержания образования. При этом важно отметить, что реализации механизма достижения этих целей способствуют уроки информатики, которые 1) дают возможность формировать межпредметные умения, связанные с поиском и анализом информации;
2) средствами ИКТ помогают «оживить» и наглядно представить те или иные факты, ситуации, вызывая эмоциональный отклик ребят на материал. Всё это обусловливает проявление оценочных суждений, которые оказывают большое влияние на формирование нравственной позиции подростка.
Таким образом, можно констатировать, что особенности и направления воспитания современного подростка, обусловленные процессами социализации и во многом определяемые явлениями духовно-нравственного кризиса в обществе, связаны с педагогической целенаправленной деятельностью по формированию и коррекции духовно-нравственной позиции школьника. Этому способствует педагогическое содействие через формирование у современных подростков нравственной позиции средствами учебного предмета с помощью ряда приёмов и методов, вызывающих у детей эмоционально-оценочное восприятие и желание обсуждения транслируемых ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М., 2000. 1005 с.
2. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. 1984-1985. С. 80-160.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 149 с.
4. Герасимова И.А. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях современной социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 92-98.
5. Кубякин Е.О. Социализация российской молодежи в условиях глобализации информационного пространства // Власть. 2011. № 3. С. 59-63.
6. Леонтьев Д.А. Вступительная статья // Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем., общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М., 1990. 368 с.
7. Москаленко И.В. Формирование нравственных ценностей обучающихся в образовательном процессе школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2013. 21 с.
8. Подольский Д.А. Нравственные ценности подростков // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М., 2012. С. 294-322.
9. Розин В.М. Проблемы современности и правильное мышление как способ ориентации в ней // Картина мира и судьба человека: как смена парадигм в науке и культуре влияет на образ жизни: материалы научно-практической конференции; в авт. ред. Вып. 8. Курск., 2013. С. 14-18.
10. Рябкова Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема: дис. ... док. пед. наук. Хабаровск, 1998. 483 с.
REFERENCES
1. Batkin L.M. Evropeiskii chelovek naedine s soboi. Ocherki o kul'turno-istoricheskikh osnovani-yakh i predelakh lichnogo samosoznaniya [The European people alone. Essays on cultural-historical grounds and the limits of personal identity]. Moscow, 2000. 1005 p.
2. Bakhtin M.M. [On the philosophy of the act]. In: Filosofiya i sotsiologiya nauki i tekhniki. 1984-1985 [Philosophy and sociology of science and technology. 1984-1985], pp. 80-160.
3. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka [The destiny of a man]. Moscow, 1993. 149 p.
4. Gerasimova I.A. [The formation of value orientations of youth in modern socio-cultural activities]. In: VestnikMoskovskogogosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2013, no. 4 (54), pp. 92-98.
5. Kubyakin E.O. [Socialization of Russian youth in the conditions of globalization of information space]. In: Vlast' [The power], 2011, no. 3, pp. 59-63.
6. Leontiev D.A. [Introductory article]. In: Frankl V. Chelovek vpoiskakh smysla [Man in search of meaning]. Moscow, 1990, pp. 368.
7. Moskalenko I.V. Formirovanie nravstvennykh tsennostei obuchayushchikhsya v obrazovatel'nom protsesse shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The formation of students' moral values in the educational process of school: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Kemerovo, 2013. 21 p.
8. Podol'skii D.A. [Moral values of adolescents]. In: Nravstvennost' sovremennogo rossiiskogo obshchestva: psikhologicheskii analiz [The morality of modern Russian society: a psychological analysis]. Moscow, 2012. P. 294-322.
9. Rozin V.M. [Problems and right thinking as a way of orientation in it]. In: Kartina mira i sud'ba cheloveka: kak smena paradigm v nauke i kul'ture vliyaet na obraz zhizni: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii; v avtorskoi redaktsii [Picture of the world and a man: proceedings of scientific-practical conference]. Iss. 8, Kursk, 2013, pp. 14-18.
10. Ryabkova N.G. Protivorechiya gumanizatsii vospitaniya v sovremennoi shkole kak pedagog-icheskaya problema : dis. ... dok. ped. nauk [The contradictions of humanization of education in modern school as a pedagogical problem : thesis. ... Doctor in Pedagogic sciences]. Khabarovsk, 1998. 483 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Гореликов Максим Игоревич - аспирант кафедры педагогики Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Maxim I. Gorelikov - Postgraduate student at the pedagogical department of Vitus Bering Kamchatka State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Гореликов М.И. Особенности духовно-нравственного воспитания подростка в современных условиях социализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 3. С. 27-34. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-3-27-34
THE CORRECT REFERENCE TO ARTICLE
Gorelikov M. Features of Spiritual and Moral Education of a Teenager in the Conditions of Modern Socialization. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2017, no. 3, рр. 27-34.
DOI: 10.18384/2310-7219-2017-3-27-34