Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника'

Педагогическая модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Вероника Владимировна

В статье автор анализирует вопросы формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в образовательном процессе современной школы. Представлена модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника, которая включает целевой, методологический, технологический компоненты, а также этапы, критерии оценивания и показатели уровней духовно-нравственной культуры личности старшеклассника. Раскрываются факторы, оказывающие влияние на формирование общей культуры школьников, акцентируется внимание на характеристике трёх уровней сформированности духовно-нравственной культуры старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Вероника Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC MODEL OF FORMING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE SENIOR SCHOOLCHILDREN’S PERSONALITY

In this article the author analyzes the issues of forming the moral-spiritual culture of senior schoolchildren in the educational process at the modern school. The model of forming the moral-spiritual culture of senior schoolchildren is givn. It includes target, methodological, tehnological components, as well as the stages, criteria of assessing and the indicators of the levels of the moralspiritual culture of the senior students’ personality. Attention is focused on the characterization of the three levels of the moral-spiritual culture development.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника»

УДК 1174

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-25-31

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Колесникова ВВ.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье автор анализирует вопросы формирования духовно-нравственной культуры старшеклассников в образовательном процессе современной школы. Представлена модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника, которая включает целевой, методологический, технологический компоненты, а также этапы, критерии оценивания и показатели уровней духовно-нравственной культуры личности старшеклассника. Раскрываются факторы, оказывающие влияние на формирование общей культуры школьников, акцентируется внимание на характеристике трёх уровней сформированности духовно-нравственной культуры старшеклассников.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, личность старшеклассника, воспитание, модель формирования духовно-нравственной культуры.

PEDAGOGIC MODEL OF FORMING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE SENIOR SCHOOLCHILDREN'S PERSONALITY

V. Kolesnikova

Moscow Region State University

10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation

Abstract. In this article the author analyzes the issues of forming the moral-spiritual culture of senior schoolchildren in the educational process at the modern school. The model of forming the moral-spiritual culture of senior schoolchildren is givn. It includes target, methodological, tehnological components, as well as the stages, criteria of assessing and the indicators of the levels of the moral- spiritual culture of the senior students' personality. Attention is focused on the characterization of the three levels of the moral-spiritual culture development.

Key words: moral-spiritual culture, senior schoolchildren's personality, upbringing, the model of forming the moral-spiritual culture.

Общество постоянно находится в процессе изменения, результаты которого отражаются на сфере ценностей, стереотипе поведения, способах взаимодействия людей. В быстром и динамичном развитии всех сторон жизни с проблемой нравственного выбора и правильной стратегии поведения сталкивается каждый человек. В педагогике второго десятилетия ХХ! в. формирование осмысленной жизненной позиции старшеклассников имеет особую актуальность в условиях

© CC BY Колесникова В.В., 2018.

времени, выдвигающего в качестве приоритетных «проблемы экзистен-ционального характера: поиска высоких целей, выстраивания жизненной стратегии, удовлетворения духовных и материальных потребностей в ускоряющейся динамике развития общества, нравственного совершенствования в условиях стремительного роста информации, обретение "российской идентичности" и др.» [2, с. 80].

Сформировавшаяся личность при принятии решения руководствуется такими критериями, как возможность положительного и отрицательного исхода ситуации, учитывает не только приобретенные теоретические знания, но и полученный жизненный опыт, руководствуется сложившимися в обществе традициями или устоявшимися личными принципами. Однако подростки, старшеклассники, оказываясь в аналогичной ситуации выбора, испытывают трудности в подобном самоопределении по причине отсутствия у них устойчивого уровня сфор-мированности духовно-нравственной культуры поведения. Для гармоничной жизни и «собственной успешности в социуме воспитаннику необходимо иметь определенные знания и умения, способствующие утверждению» [1, с. 576] его жизненной позиции и реализации ее в рамках учебной, творческой или иной деятельности. Одна из форм наследования нравственности в обществе - нравственное воспитание, которое включает в себя «формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности» [4, с. 74].

Современному школьному образованию необходимо отвечать тре-

бованиям социального заказа, соответственно которому успешность выпускника школы зависит от наличия у него определённого набора качеств: инициативности, коммуникабельности, эмпатийности, самостоятельности в осуществлении выбора, эрудированности, умения работать в команде. Становление личности человека, его духовно-нравственных качеств продолжается в течение всех периодов жизни, но наиболее значимым этапом для этого выступает период старшей школы. В частности, в этом возрасте активно формируется жизненная позиция, происходит осознание личности в событиях всех областей культуры. «Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно» [5, с. 49].

В современной педагогике воспитание определяется как организованное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, в процессе которого педагог оказывает воспитывающее воздействие на личность ученика. Взаимодействие педагога и воспитанника в педагогической науке называется педагогической технологией воспитания. Педагог, моделируя технологию воспитания по отношению к каждому воспитаннику или группе в конкретной ситуации взаимодействия, осуществляет следующие виды деятельности:

- сплочение коллектива на основе достижения высоких актуальных для учеников целей, формируемых не заданной старшим формулой, а реальной позицией педагога-практика и делами, характеризующимися гражданской за-

ботой с целью улучшения общественной жизни или окружающей среды;

- развитие коллектива на принципах периодической сменяемости его актива, коллективного планирования, организации и обязательного анализа результата деятельности, взаимоотношений, принятых решений; формирование духовно-нравственных ценностей у каждого члена коллектива;

- организацию деятельности, удовлетворяющей потребности старшего школьного возраста (личностно-зна-чимой, общественно полезной, законодательно оформленной, гуманной, искренней деятельности).

В процессе воспитания педагог вырабатывает особую позицию наставника, тьютора, способного к сотрудничеству и обеспечению взаимопонимания со старшеклассниками, улучшению взаимодействия между педагогическим и детским коллективами. При определении специфики деятельности педагога важно акцентировать внимание на том, что в соответствии с основополагающими нормативными документами, в первую очередь федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», каждый педагог обладает «свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной програм-

мой и в порядке, установленном законодательством об образовании» [7].

На основе анализа теории и опыта работы педагогов Муниципального общеобразовательного учреждения «Островецкая средняя общеобразовательная школа» Раменского района Московской области по проблеме духовно-нравственного воспитания нами предпринята попытка смоделировать процесс воспитания духовно-нравственной культуры личности старшеклассника (рис. 1). В качестве значимых показателей сформированности когнитивного компонента духовно-нравственной культуры нами были выбраны следующие: наличие знаний в области духовно-нравственной культуры, представления о её ценностях. Ключевыми показателями сформиро-ванности мотивационного компонента мы считаем мотивированность духовно-нравственной деятельности, интерес к традициям и ценностям своего народа. Главными показателями для оценки деятельностного компонента в нашем представлении являются реализация норм духовно-нравственной культуры в повседневном поведении, личная ответственность и самостоятельность. Рефлексивный компонент, по нашему мнению, можно выразить в таких показателях, как «способность адекватно оценивать свои поступки, решения» и др. [6, с. 94].

Старшеклассник, обладающий низким уровнем сформированности духовно-нравственных знаний, не способен рационально подойти к выбору в сложной ситуации, он оказывается неспособным правильно оценить собственный поступок или поведение другого человека. Такие чувства, как любовь, доброта, сострадание, честность,

чи

Цель: сформировать духовно-нравственную культуру личности старшеклассника Задачи:

- сформировать знания, убеждения, нравственные склонности, чувства, привычки, устойчивые моральные качества личности, необходимые для духовно-нравственной деятельности в социуме;

- развить способность к эффективным межличностным взаимоотношениям на основе духовно-нравственной культуры;

- активизировать личностное самоопределение

Методологические подходы: антропокультурологический, личностно ориентированный, деятельностный, системный

Технологии: проблемное обучение, личностно ориентированное образование, развитие критического мышления и др._

Принципы организации образовательной деятельности:

- культуросообразность;

- гуманизм;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников;

- единство знаний и умений, сознания и поведения и др._

Методы: диалог, убеждение, пример, создание воспитывающих ситуаций и др.

Этапы реализации модели_

ориентировочный

адаптационный

формирующий__реализующий

Формы организации педагогического процесса, направленного на формирование духовно-нравственной культуры личности старшеклассника: учебные занятия, внеурочная деятельность, классные часы, ролевые, деловые, организационно-деятельност-ные игры, решение ситуационных задач, творческие конкурсы, литературные гостиные, спектакли и др._

Компоненты духовно-нравственной культуры личности старшеклассника

когнитивный

мотивационный

деятельностный

рефлексивный

Показатели сформированности духовно-нравственной культуры личности старшеклассника

- наличие знаний духовно-нравственной культуры;

- навыки самостоятельной деятельности;

- творческие способности;

- обоснованное целе-полагание; моральный выбор

- мотивированность духовно-нравственной деятельности;

- ценностное отношение к различным видам деятельности;

- объективная самооценка;

- интерес к традициям и ценностям своего народа

- реализация духовно-нравствен-ной культуры в повседневном поведении;

- положительный опыт морального самоопределения;

- личная ответственность и самостоятельность

- способность адекватно оценить собственные мотивы, поступки, решения;

- умение корректировать свою деятельность в соответствии с нормами духовно-нравственной культуры

Уровни сформированности духовно-нравственной культуры личности старшеклассника

низкий (фрагментарный)

средний (ситуативный)

высокий (устойчивый)

Рис. 1. Педагогическая модель формирования духовно-нравственной культуры личности

старшеклассника

справедливость, милосердие, терпимость по отношению к окружающим старшеклассники с данным уровнем сформированности духовно-нравственной культуры практически не проявляют. При низком уровне сфор-мированности духовно-нравственной культуры не происходит процесс самовоспитания, призванный актуализировать проявление в жизненных ситуациях таких нравственных качеств, как самообладание, самоотверженность, самокритичность.

Старшеклассники со средним уровнем сформированности духовно-нравственной культуры имеют знания о традиционно сложившейся норме оценки ситуации, но на практике они не всегда совершают правильный с точки зрения нравственности выбор в сложных ситуациях. Самооценка, самообразование, самоконтроль и самоутверждение у старшеклассников с данным уровнем духовно-нравственной культуры фрагментарны, их самосознание развивается слабо, соответственно, осознание собственной социальной значимости и личной индивидуальности, своей роли, позиции в общественной жизни происходит несвоевременно или частично неверно.

Высокий уровень сформирован-ности духовно-нравственной культуры личности старшеклассника характеризуется умением построить собственную деятельность с учётом личных интересов и возможностей, способностью к осмысленному самостоятельному нравственному выбору и решению проблемных ситуаций. Наличие высокого уровня сформирован-ности духовно-нравственной культуры личности старшеклассника, на наш взгляд, включает владение необходи-

мыми умениями и навыками деятельности для создания результата труда высокого качества, умениями определять цели для будущей деятельности, составлять поэтапный план выполнения задач, формулирование творческих идей и проявление инициативы, оценивание качества результатов, наличие у старшеклассника ценности значимости результата и зависимости его от верных мотивов и принципов. В процессе взросления старшеклассника происходит расширение социального пространства растущего человека, к моменту окончания школы должна быть сформирована ответственность «и за общечеловеческие дела, и за себя самого как хозяина своей собственной судьбы» [3, с. 463].

Проводя исследование духовно-нравственной культуры старшеклассников Муниципального общеобразовательного учреждения «Островецкая средняя общеобразовательная школа», мы выявили низкий уровень духовно-нравственной культуры у достаточно большого количества воспитанников. Проанализировав данную проблему, мы определили цели и задачи, методы, средства формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника, которые представлены в разработанной нами модели.

Данная модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника представляет, на наш взгляд, теоретическую основу воспитания современных школьников в общеобразовательной организации. Модель позволяет прогнозировать, контролировать, своевременно корректировать педагогический процесс.

Статья поступила в редакцию 29.01.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Ботова Л.М. Педагогическая модель личности подростка-лидера в процессе воспитывающего взаимодействия в УДО // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 576-578.

2. Гусакова В.О. Формирование осмысленной жизненной позиции в духовно-нравственном воспитании старшеклассников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. № 3. С. 79-86.

3. Молчан Э.М., Савченко Е.А. Феномен духовности: научно-теологическая интерпретация // Традиции и инновации в государственном и муниципальном управлении: ресурсы и технологии модернизации: сб. материалов VII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Т.С. Болховитиной. Брянск, 2011. С. 458-465.

4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Минск,

5. Пестова С.И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 5. С. 48-51.

6. Савченко Е.А., Илюшина О.В. Духовно-нравственное воспитание, образование и культура: Научно-метод. и практ. материалы из опыта воспитательной работы и образовательной деятельности СПФ МГГУ им. М.А. Шолохова. Ярославль, 2015. 291 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/72466f2c8cc0866b7da b921ae53b3ff96887e713 (дата обращения: 17.04.2017).

1. Botova L.M. [Pedagogical model of personality of a teenager, a leader in the process of nurturing interaction]. In: Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta im. V.G.Belinskogo [News of Penza State Pedagogical University named after V.G. Belin-sky], 2011, no. 24, pp. 576-578.

2. Gusakova V.O. [The formation of meaningful position in life in the spiritual and moral education of senior pupils]. In: Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Bulletin of Leningrad state University. A.S. Pushkin], 2014, no. 3, pp. 79-86.

3. Molchan E.M., Savchenko E.A. [The phenomenon of spirituality: scientific, theological interpretation]. In: Bolkhovitina T.S., ed. Traditsii i innovatsii v gosudarstvennom i munitsipal'nom upravlenii: resursy i tekhnologii modernizatsii: sb. materialov VII Mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Tradition and innovation in state and municipal management: sources and technology modernization: proceedings of the VII International scientific-practical conference]. Bryansk, 2011, pp. 458-465.

4. Rapatsevich E.S., comp. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya entsiklopediya [Pedagogy: Large modern encyclopedia]. Minsk, 2005. 720 p.

5. Pestova S.I. [Spiritually-moral education of younger students through the organization of extracurricular activities]. In: Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment [Municipal education: innovation and experiment], 2014, no. 5, pp. 48-51.

6. Savchenko E.A., Ilyushina O.V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie, obrazovanie i kul'tura: nauchno-metodicheskie iprakticheskie materialy izopyta vospitatel'noi raboty i obrazovatel'noi deyatel'nosti SPF MGGU im. M.A. Sholokhova [Spiritually-moral education, education and culture: methodological and practical materials from the experience of educational work and educational activities of SPF MGGU. M. A. Sholokhov]. Yaroslavl, 2015. 291 p.

2005. 720 с.

REFERENCES

7. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 03.07.2016, s izmeneniyami ot 19.12.2016) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupivshimi v silu s 01.01.2017). [Federal law of 29.12.2012 N 273-FZ (as amended on 03.07.2016, amended 19.12.2016) "On education in the Russian Federation" (with changes and additions, effective from 01.01.2017)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1401 74/72466f2c8cc0866b7dab921ae53b3ff96887e713 (accessed: 17.04.2017).

Колесникова Вероника Владимировна - аспирант кафедры педагогики Московского государственного областного университета; e-mail: veranica1908@mail.ru

Veronika V Kolesnikova - post-graduate student of the Department of Pedagogy, Moscow Region State University; e-mail: veranica1908@mail.ru

Колесникова В.В. Педагогическая модель формирования духовно-нравственной культуры личности старшеклассника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 25-31. БО!: 10.18384/2310-7219-2018-2-25-31

Kolesnikova V. Pedagogic model of forming spiritual and moral culture of the senior school-children's personality. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 2, pp. 25-31.

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-25-31

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.