Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание подростков в образовательном процессе школы'

Духовно-нравственное воспитание подростков в образовательном процессе школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова И.Р.

В статье поставлена и рассмотрена проблема поиска действенных путей духовно-нравственного воспитания современных подростков в образовательном процессе школы. Автор кратко анализирует существующие подходы к решению проблемы, потенциал школьного образовательного процесса. Особое внимание уделяется вопросам осмысления подростком духовно-нравственных ценностей на основе его самоидентификации как личности. Обосновывается взаимосвязь основных направлений духовнонравственного воспитания с компонентами самоидентификации подростка, Отмечены возможности в данном плане школьных учебных предметов (в частности, учебной дисциплины «Информатика»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позднякова И.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание подростков в образовательном процессе школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

УДК 37.034

И. Р. Позднякова

Канд.экон. наук, доцент Доцент кафедры педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВО СКФУ г. Ставрополь, РФ E-mail: pozdnikova@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье поставлена и рассмотрена проблема поиска действенных путей духовно-нравственного воспитания современных подростков в образовательном процессе школы. Автор кратко анализирует существующие подходы к решению проблемы, потенциал школьного образовательного процесса. Особое внимание уделяется вопросам осмысления подростком духовно-нравственных ценностей на основе его самоидентификации как личности. Обосновывается взаимосвязь основных направлений духовно-нравственного воспитания с компонентами самоидентификации подростка, Отмечены возможности в данном плане школьных учебных предметов (в частности, учебной дисциплины «Информатика»).

Ключевые слова:

духовно-нравственное воспитание, социализация, образовательный процесс, идентичность,

обучение и воспитание.

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF TEENAGERS IN THE EDUCATIONAL

PROCESS OF THE SCHOOL

The article deals with the problem of finding effective ways of spiritual and moral education of modern adolescents in the educational process of the school. The author briefly analyzes the existing approaches to solving the problem, the potential of the school educational process. Special attention is paid to the issues of understanding of spiritual and moral values by a teenager on the basis of his self-identification as a person. The interrelation of the main directions of spiritual and moral education with components of self-identification of the teenager is proved, opportunities in this plan of school subjects (in particular, educational discipline "Informatics") are Noted.

Keywords:

spiritual and moral education, socialization, educational process, identity, education.

Актуальность проблемы поиска путей и направлений духовно-нравственного воспитания подростков в современном образовательном процессе школы не вызывает сомнения. Появляющиеся в СМИ и сети интернет, на страничках блогеров сюжеты о жестоких избиениях подростками одноклассников, издевательствах над животными, танцах у Вечного огня и т.п. всё более явно свидетельствуют о «сбоях» в воспитании, негативных изменениях общественно значимых убеждений, духовно-нравственных констант в сознании подростка. Проведённые исследования показывают, что в результате активной пропаганды СМИ, модными блогерами и представителями шоу-бизнеса и т.п. морали вседозволенности у подростков формируются антиценности, которые, на их взгляд, более привлекательны [2,7]. Увлечение компьютерными играми способствует воспитанию необъяснимой жестокости [9]. Как следствие -проведённые ВЦИОМ в 2017 году социологические опросы констатировали процесс обесценивания в глазах молодёжи духовных идеалов и нравственных норм [4].

Данная проблема не может не волновать педагогическое сообщество, учёных-исследователей, которые рассматриваю вопросы воспитания подростков в рамках внеклассной и внешкольной

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

деятельности, включение в работу объединений по интересам, участие в общественно значимых проектах и т.п. [1,3].

Особое место в исследованиях занимают вопросы формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, понимание которых в философском контексте связывают с трудами Р. Лотце и М. Шелера (XIX в. ), определившими ценности как осмысление действительности в рамках общечеловеческих норм и аксиологических установок ценностей [8,11]. При этом подчёркивалось, что именно способность человека быть носителем общечеловеческих ценностей характеризует его как личность.

Большие возможности в этом плане предоставляет школьный образовательный процесс, который призван не только интеллектуально развивать ученика, ретранслируя знания, формируя умения, но и содействовать его становлению как личности. В этой связи не потеряло своей актуальности высказанное в своё время (50-е гг. ХХ в.) суждение известного русского педагога и философа В.В. Зеньковского о «взаимопроникновении» духовно-нравственных ценностей и целей образования [6].

Анализируя определённый просчёты в воспитании и образовании, учёный рассматривал их как отрицательное следствие педагогического «волюнтаризма» и «интеллектуализма». По поводу первого он бил тревогу из-за вносимого в образование акцента на ценности свободы личности, утверждая пагубность неверного понимания подростками этого и соответственно возможность «замены ценности свободы личности культивированием произвола» (что мы и отмечаем на сегодняшний день) Второй аспект (педагогический «интеллектуализм») В.В. Зеньковский также предлагал пересмотреть, утверждая, что только интеллект не может быть центральным значением в «системе душевных сил». И эти слова педагога, учёного, оказались, к сожалению, пророческими, о чём свидетельствует пристальное внимание общественности и педагогического сообщества к вопросу, должна ли российская школа воспитывать [см., например,10].

Проводя серию онлайн-опросов, по результатам которой выяснилось, что педагоги не отрицают роли воспитательной деятельности в школе (как правило, в рамках внеурочного и внешкольного формата проведения), однако в связи с требованиями родителей качественной подготовки к ЕГЭ среди основных целей образовательного процесса в школе называют «дать хорошие знания», «подготовить к ЕГЭ и поступлению» и т.п.

В этой связи считаем необходимым заострить внимание на возможностях учебных предметов, урочной и внеурочной учебной деятельности в реализации задач духовно-нравственного воспитания подростков.

Главным принципом и методом актуализации воспитательного потенциала школьного образовательного процесса видится педагогическое содействие самоидентификации подростка как гражданина своей страны, защитника отечества, будущего семьянина, успешного профессионала и т.п.

Это соотносится с пониманием роли субъективной (субъектно-развивающей) компоненты образования ( Ш.А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков , В.А. Сухомлинский, Д.И.Фельдштейн и др.), а также с современным осмыслением идентичности как результата согласования между личностными жизненными установками человека и ценностями того общества, которое его окружает (К.А. Абросимова, Н. Ю. Кравченко, А. В. Поляков, В. А Самкова, АГ. Санина, М.А. Юшин и др.).

Как нам представляется, отбираемый на уроке материал, а также методы его обсуждения могут способствовать ненавязчивому, педагогически корректному содействию привлечения внимания подростка к духовно-нравственным ценностям самоидентификации как будущего активного члена социума, семьянина, профессионала, человека со сформированным правовым сознанием, а главное- гражданина своей страны [5].

В связи с ослаблением гуманитарной составляющей образования необходимо задействовать возможности более прикладных учебных предметов . Так, к примеру, на уроках «Информатики», в рамках которой формируются опорные межпредметные навыки работы с информацией, получаемой в сети Интернет, формирование данных умений можно осуществлять на основе корреляции учебных тем и

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

целенаправленного тематического отбора материала с выбором в контенте информации, соотнесённой с ценностями патриотизма, самоотверженности; нравственного поведения, здорового образа жизни, семейных ценностей, национальных, этнических ценностей и т.п.

Считаем, что в этом плане широкие возможности предоставляют темы «Формы представления информации. Текст как форма представления информации», «Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации», «Преобразование информации по заданным правилам» и др. В рамках изучения данных тем школьникам предлагается работа с текстовыми дидактическими единицами духовно-нравственной направленности с последующей рефлексией, обоснованием своего видения решения той или иной проблемы.

К примеру, при изучении темы «Наглядные формы представления информации» школьники провели опросы среди своих сверстников об увлечении компьютерными играми, составили диаграммы и таблицы результатов опроса, в ходе мини-дискуссии обсудили причины и следствия игромании, по итогам дискуссии написали эссе, где представили своё видение решения проблемы. Задания по составлению таблиц, диаграмм после изучения транспортной нагрузки на отдельные улицы обусловили обсуждение вопросов личной ответственности человека за экологию, за то, какой остаётся природа будущим поколениям, каково современное наполнение понятий «гражданин», «гражданская позиция» и т.п. Большой интерес в этом плане вызвали задания сюжетного рисования, работы «творческой лаборатории», создание виртуальных экскурсий по городу и т.п.

На наш взгляд, именно такой подход к реализации потенциала учебных предметов для духовно-нравственного воспитания подростков способствует персонализации процесса перехода знаний в убеждения, «присвоению» учащимися тех нравственных ценностей, которые с помощью учителя перестают для них быть абстрактными понятиями, а становятся зримыми. Это способствует органичному поэтапному «присвоению» подростком духовно-нравственных ценностей гражданского правового поведения, патриотизма, милосердия, семейных ценностей и др. В сочетании с целенаправленной внеклассной и внешкольной работой в данном направлении учебная деятельность будет способствовать осмыслению подростком выбираемых ценностных установок в контексте следования нормам нравственного поведения, что и является основной задачей школьного образовательного процесса.

Список использованной литературы:

1. Ахвердова, Е. В. Духовно-нравственное воспитание: путь от традиций к современности/ Е. В. Ахвердова// Сборник докладов Всерос. научно-практической конференции «Личность в информационно-образовательном пространстве: ответы на вызовы времени» ( Елец, 22 ноября 2018 г.).- М.:Изд. «Российский новый университет», 2018.-С.38-45

2. Баутин, Д.А. Жизненные ценности выпускников школ: опыт длительного изучения/ Д.А. Баутин, Е.В. Морозова/Шедагогическое мастерство и педагогические технологии. -2016. -№ 3 (9).- С. 11-12.

3. Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодежи: сборник научных статей/под ред. Вагнер И.В.-М.:ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018.-242с.

4. ВЦИОМ изучил главные ценности молодёжи/ Материалы пресс-службы от 24.05.2017 // Общероссийский профсоюз образования. Сайт Профессионального союза работников народного образования и науки РФ. -[Электронный ресурс].-Режим доступа: https://eseur.ru/VQOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/

5. Зангиева, З.Н. Некоторые проблемы формирования гражданской идентичности молодежи / З.Н. Зангиева, Б.Ф. Цховребова // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences. - 2013.- № 8. - С. 59 62.

6. Зеньковский, В.В. О педагогическом интеллектуализме // Педагогические сочинения: сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский; общ. научн. ред. и вступ. ст. Е.Г. Осовского. / В.В. Зеньковскийю- Саранск: Красный Октябрь, 2002. - 806 с.

7. Колотовкина, Ю.А. Социализация подростков в современном мире/ Ю.А. Колотовкина, С.В. Шенделева// Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции «Образование в области

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019

безопасности жизнедеятельности и новых технологий: проблемы и перспективы развития»; отв. редактор Л.С. Романова.- Чита: Изд. Забайкальского госуд. ун-та, 2017.-С. 50-53.

8. Лотце, Р., Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Душа: пер. с нем.- М.: Либроком, 2012 г.- 162 с.

9. Пчелкина, Е.В Игромания как фактор развития противоправного поведения у подростков/ Е.В. Пчелкина, Т.С. Ефремова// Сборник мат-лов VII международной научно-практической конференции «Юридическая наука: история, современность, перспективы» (Астрахань, 12 февраля 2016 г.).- М.: Изд.: Межд. юридический институт, 2016.- С. 209-215.

10.Российская школа: учить или воспитывать?/ Программа «ПРАВ!ДА?» Общественного телевидения России от 6 сентября 2018 г.- -[Электронный ресурс].-Режим доступа: https://otr-onlme.ru/programmy/prav-da/rossiyskaya-shkola-ucЫt-iП-vospityvat-33331.html

11.Шелер, М. Ресентитмент в структуре моралей: пер. с нем./ М. Шелер. -М.: Наука, Университетская книга, 1999. - 232 с.

© Позднякова И. Р., 2019

УДК 378

Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Саляхова Н.М.

Преподаватель химии НМК г. Нефтекамск, РФ

ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО КВАНТОВОЙ ФИЗИКЕ СТУДЕНТАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Рассмотрены особенности постановки и решения учебных задач студентами машиностроительного колледжа на лекционных, практических и лабораторных занятиях по квантовой физике методом моделирования природы.

Ключевые слова

Моделирование квантовой действительности, решение задач физики.

Раздел теоретической физики - квантовая физика, в котором изучаются квантово-механические и квантово-полевые системы и законы их движения [1] имеет такие важные прикладные достижения, как создание принципиально новых источников излучения радиочастотного (мазеры) и оптического (лазеры) диапазонов, разработка технологий полупроводниковой, оптической и магнитной микроэлектроники, выделение методов получения материалов с высокотемпературной сверхпроводимостью.

В той связи в дидактике средних специальных учебных заведений технического направления изучение студентами основ и приложений квантовой физики занимает важное место.

Постановка и решение учебных задач по квантовой механике студентами машиностроительного колледжа методом математического моделирования действительности с такими этапами - элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.