Научная статья на тему 'Гендерные различия становления полоролевой идентификации у детей и подростков с умственной отсталостью'

Гендерные различия становления полоролевой идентификации у детей и подростков с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
813
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / SEX-ROLE IDENTIFICATION / SEX-ROLE SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION / MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самсоненко Татьяна Георгиевна

Актуальность статьи в том, что данное исследование анализирует необходимые преобразования в педагогике и содействует обмену информацией в области проблемы полового воспитания умственно отсталых детей, и решает важную цель образовательного и воспитательного процесса, что в дальнейшем влияет на интеграцию, адаптацию и адаптивное поведение таких детей в социуме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия становления полоролевой идентификации у детей и подростков с умственной отсталостью»

Gender differences in the formation of sex-role identification in children and adolescents with mental retardation Samsonenko T. (Russian Federation) Гендерные различия становления полоролевой идентификации у детей и подростков с умственной

отсталостью Самсоненко Т. Г. (Российская Федерация)

Самсоненко Татьяна Георгиевна /Samsonenko Tatiana - учитель истории высшей категории, олигофренопедагог, Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Ермолаевская специальная/коррекционная

общеобразовательная школа-интернат VIII вида, с. Ермолаево, Куюргазинский район, республика Башкортостан

Аннотация: актуальность статьи в том, что данное исследование анализирует необходимые преобразования в педагогике и содействует обмену информацией в области проблемы полового воспитания умственно отсталых детей, и решает важную цель образовательного и воспитательного процесса, что в дальнейшем влияет на интеграцию, адаптацию и адаптивное поведение таких детей в социуме.

Abstract: the relevance of the article is that this study analyzes the necessary transformations in pedagogy and promotes the exchange of information in the field of sex education of mentally retarded children, and solves an important goal of educational process, which further affects the integration, adaptation and adaptive behavior of such children in the society.

Ключевые слова: полоролевая идентификация, полоролевая социализация, социальная адаптация, умственная отсталость. Keywords: sex-role identification, sex-role socialization, social adaptation, mental retardation.

Важную роль в процессе социальной адаптации играет осознание человеком себя как представителя пола, которое является важным показателем социальной и личностной зрелости человека. Следует отметить, что в становлении полоролевой идентификации существует ряд гендерных различий и особенностей.

Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации, находятся на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины, психологии, педагогики и др.). Она является одной из важнейших проблем детской, социальной, педагогической психологии, т. к. без её решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного возраста. Также эта проблема привлекает большое внимание психологов и психиатров, которые стремятся выяснить, в какой мере половые различия обусловлены биологическими и социальными факторами, каковы психологические механизмы возникновения половых ролей.

Как известно, у детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения в развитии личности, обуславливающие значительные сложности при формировании социальных связей и отношений.

Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1986, 1988; В. И. Гарбузов, 1986; Э. Г. Эйдемиллер, 1999 и др. указывают, что на нарушение социальной адаптации умственно отсталых подростков могут влиять отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей. В связи с этим большой интерес представляет изучение механизмов полоролевого развития у детей и подростков с умственной отсталостью. На актуальность этой проблемы указывает необходимость адекватного решения вопросов полового воспитания умственно отсталых детей и подростков, проживающих как в интернатных, так и в домашних условиях. С наступлением полового созревания происходит всестороннее и глубокое изменение организма. Ребенок вступает как бы в новую фазу своего существования, появляется новый, прежде находившийся в латентном или скрытом виде фактор - пол. В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка (Д. Н. Исаев, 1996). Влечения при этом могут быть не только усилены, но извращены. Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка не является редкостью

Половое воспитание - одна из наиболее трудных проблем в воспитательном процессе. В лучшем случае половое воспитание сводится к гигиеническому обучению. Такое отношение к этой теме объясняется многими причинами, в первую очередь культуральными, этическими и религиозными традициями общества. Формирование у ребенка представлений о своей половой роли происходит в первую очередь в семье. Родители обучают ребенка половой роли в соответствии со стереотипами маскулинности и феминности. Однако в современных условиях кризиса семьи становление полоролевой идентичности представляется крайне затруднительным.

И поэтому общая осведомленность в этих вопросах у умственно отсталых людей является очень ограниченной.

На нарушение социальной адаптации умственно отсталых подростков могут влиять и отклонения психосексуального развития. Психосексуальное развитие умственно отсталых лиц указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых. Было также отмечено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли (Дейвид, Линднер, 1978). Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Умственно отсталые подростки, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не могущими найти выхода своим чувствам. (К. С. Лебединская, 1968). Среди нарушений поведения у девочек с умственной отсталостью чаще встречаются аутоагрессия и сексуальные девиации.

В рамках целостного холистического подхода следует рассматривать проблему нарушения формирования полоролевой идентичности как фактор, осложняющий адаптацию умственно отсталых детей. Изучение формирования половой идентичности и освоения половой роли показывает, что это целостная система, создающаяся в определенном культурно -историческом контексте. Д. Н. Исаев, Л. М. Шипицына указывают на то, что работа по половому воспитанию должна начинаться с умственно отсталыми детьми на 5-6 лет позже, в норме это возраст 8-10 лет. Данный вопрос и по сей день является дискуссионным, нет четких возрастных рекомендаций. Конкретно разработанных программ по половому воспитанию умственно отсталых детей и подростков в России не разработано.

Интересен опыт организации в Чехии занятий по половому воспитанию умственно отсталых. Они начинаются с началом формирования полового самосознания и стереотипа полоролевого поведения, то есть на 4-5 лет позднее, чем в норме, в возрасте 8-

10 лет. Занятия проводятся небольшими группами (по 8 человек, а лучше по 3), по 20 минут. Обязательно учитывается небольшая разница в возрасте. Начало любого обучения предполагает выяснение того, что дети уже умеют, знают.

Задачей обучения является помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия. Занятия должны быть конкретными с использованием простых, доступных для понимания примеров, обязательны повторения. Таким образом, тематическое занятие может повторяться 1 -3 месяца, варьироваться.

Опыт индийских педагогов предлагает девушкам-подросткам в рамках программы по самообслуживанию первичные знания в области пола. Они ставят следующие задачи в процессе учебно-воспитательной работы.

1. Установление различий между маленькими мальчиками и девочками.

2. Установление различий между девочкой и девушкой.

3. Установление различий между девушкой и женщиной.

В Германии в центре проживания и обучения глубоко умственно отсталых детей и подростков в Штеттене разработана программа, направленная на формирование личности умственно отсталых подростков и взрослых. Тема программы: «Познай собственное тело, защити его от излишеств, заботься о сохранении своего здоровья».

Доступно, интересно строится система занятий по половому воспитанию в Финляндии (центр Паймио) для умственно отсталых, завершивших школьное обучение юношей и девушек. Программу занятий на неделю подростки планируют под руководством педагога в понедельник. Один из дней недели, например вторник, посвящен темам, касающимся вопросов пола (отношения между юношами и девушками). Много иллюстративного материала, касающегося любой темы занятий. Например, «Гигиена девушки», «Отношения молодых» и др. Книги есть у каждого, в них много заданий «Нарисуй», «Закрась». Все иллюстрации выполнены в черно-белом варианте, крупные, без лишних отвлекающих деталей. Надписи простые, крупными буквами. Такие занятия информативны, доступны для умственно отсталых школьников.

Половое воспитание умственно отсталых проводится во многих странах, но перенос какой-либо системы воспитания недопустим, обязательно должен учитываться культуральный аспект.

Проблема полового воспитания умственно отсталых детей должна решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье, что в дальнейшем влияет на интеграцию, адаптацию и адаптивное поведение таких детей в социуме. Следовательно, необходимо больше внимания со стороны педагогов, психологов к вопросам половой жизни умственно отсталых лиц и разработки программ их полового воспитания. Система занятий по половому воспитанию умственно отсталых подростков может включать примерную тематику:

1. Идентификация себя: «Какого я пола» (по внешним признакам, изображение фигуры, прически, одежды).

2. Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похожи, чем отличаемся».

3. Правила гигиены (с практическими упражнениями для мальчиков и девочек),

4. Мы растем и меняемся. «Каким я был и стану». Целесообразно использовать набор кукол разного пола и возраста.

5. Занятия на этические темы и по основам безопасности жизни (как мы общаемся, как вести себя с незнакомыми детьми или взрослыми).

На занятиях обязательно нужно моделировать ситуации, активно включая в них умственно отсталого ребенка. Занятия реко -мендуется проводить один раз в неделю по 20-30 минут с повтором темы.

Литература

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987 г.

2. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991 г.

3. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб. 2005г.

4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960, С. 54.

5. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., Медицина, 1979 г.

6. Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988 г.

7. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.