Научная статья на тему 'Особенности проявления учащимися с нарушением интеллекта интереса к противоположному полу'

Особенности проявления учащимися с нарушением интеллекта интереса к противоположному полу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
628
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / ИНТЕРЕС / МАЛЬЧИК / ДЕВОЧКА / ПОЛ / ОБЩЕНИЕ / PECULIARITIES / INTEREST / GIRL / BOY / SEX / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Высоцкая Екатерина Сергеевна

В статье представлены результаты экспериментального исследования направленного на выявление особенностей проявления интереса к противоположному полу учащихся подросткового возраста с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF DISPLAY OF PUPILS WITH INTELLECT’S IMPAIRMENT OF INTEREST TO OPPOSITE SEX

The given research is executed within the limits of the project «Creation of optimum conditions of psychology-pedagogical support of development of children in educational institutions» of the federal target program «Scientific and scientifically-pedagogical specialists of innovative Russia». In the article you can find the results of experimental research, which exposes the peculiarities of display of interest to opposite sex of pupil-teenagers with intellect’s impairment.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления учащимися с нарушением интеллекта интереса к противоположному полу»

Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(5) 2010

УДК 376

Е. С. Высоцкая

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ИНТЕРЕСА К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ ПОЛУ

В статье представлены результаты экспериментального исследования направленного на выявление особенностей проявления интереса к противоположному полу учащихся подросткового возраста с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: особенности, интерес, мальчик, девочка, пол, общение.

Vusotskaya Ekaterina S. THE PECULIARITIES OF DISPLAY OF PUPILS WITH INTELLECT'S IMPAIRMENT OF INTEREST TO OPPOSITE SEX

The given research is executed within the limits of the project «Creation of optimum conditions of psychology-pedagogical support of development of children in educational institutions» of the federal target program «Scientific and scientifically-pedagogical specialists of innovative Russia». In the article you can find the results of experimental research, which exposes the peculiarities of display of interest to opposite sex of pupil-teenagers with intellect's impairment.

Keywords: peculiarities, interest, girl, boy, sex, communication.

В условиях неблагоприятной социальной и экономической обстановки все более остро ощущается необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения развития детей. Решение целого ряда проблем сопровождения оказывает положительное влияние на процесс их адаптации и социализации, что на сегодняшний день остается основной задачей специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Актуальность исследования вызвана, прежде всего, необходимостью изучения проблем связанных с половым воспитанием умственно отсталых учащихся.

Проблемы психологии пола до настоящего времени не нашли должного отражения ни в общей, ни в специальной психологии. По мнению И.С. Кона, наша психология длительное время была «бесполой»; в ней практически отсутствуют такие слова, как «мальчик», «девочка», «девушка»,

«юноша», и употребляется преимущественно слово «ребёнок», а также «дети», «подростки», «учащиеся» и т.д. И.С. Кон отмечает, что «психологическая наука не может полностью игнорировать такое фундаментальное биосоциальное свойство, как пол».

В отечественной специальной психологии и педагогике практически отсутствуют наработки в этой области. Так, изучение интереса к противоположному полу рассматривается в контексте изучения особенностей развития полоролевого поведения и половой идентичности учащихся с нарушением интеллекта и ограничено работами Н.А. Белопольской и Л.М. Шипи-цыной.

Интерес, по мнению Н.Г. Морозовой, - это эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом. С.Л. Рубинштейн отмечает, что интерес вызывает желание ознакомиться с предметом и определяет его как специфический мотив познавательной деятельности, выделяя в нем наличие двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости. Однако, по мнению Г.Е. Сухаревой, у умственно отсталых школьников отсутствует стремление познавать окружающий мир. Это связано, прежде всего, с недоразвитием высших форм познавательной деятельности и личности ребенка в целом.

Д.Н. Исаев отмечает, что в условиях нарушения психики усиливается роль влечений, как не дифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка.

Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах зарубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом протекает по тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств, для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых.

Н.В. Александрова, обращает внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены.

Л.М. Шипицына отмечает: статистические данные свидетельствуют о том, что большинство пациентов с умственной отсталостью не проявляют интереса к противоположному полу. Однако, исследование, проведенное в США Дейвидом и Линднером, показало, что большая часть больных (85 %) с легкой степенью умственной отсталости стремится вступить в брак так же, как и здоровые лица [3].

Следует учитывать, что данные были получены исследователями еще в прошлом веке и, возможно, потеряли свою актуальность.

Более позднее исследование, проведенное Л.М. Шипицыной, показа-

ло, что в отношениях умственно отсталых учащихся имеет место интерес к противоположному полу. Он выражается в совместных прогулках, общении на дискотеке у 60 % испытуемых (девочки с легкой умственной отсталостью). У 20 % испытуемых интерес отсутствует. Нейтральный, эпизодический интерес отмечается у 20 % учащихся. Среди мальчиков с легкой степенью умственной отсталости интерес к противоположному полу проявляется у 90 %, его отсутствие отмечается у 10 %.

Некоторые противоречия в рассмотренных источниках дали нам возможность изучения интереса к противоположному полу учащихся с нарушениями интеллекта. В своем исследовании мы имеем возможность рассмотреть особенности его проявления.

В группу испытуемых вошли 50 учащихся специальной (коррекцион-ной) школы-интерната № 10 г. Белогорска с нарушением интеллекта в возрасте от 11 до 16 лет. Мальчикам и девочкам предлагалось ответить на вопросы, направленные на выявление наличия или отсутствия интереса к противоположному полу. Проведя количественно-качественный анализ полученных данных, мы выяснили, что девочки на вопрос «Есть ли у тебя друзья мальчики?» отвечали, что есть. Мальчики же предпочитают общаться со сверстниками своего пола. На вопрос «Нравится ли тебе кто-нибудь из твоего класса?» большинство девочек отвечали, что не нравиться и отмечали, что им нравятся мальчики, которые не учатся в их школе, либо те, которые учатся в более старших классах, чем они сами. Мальчикам же нравятся девочки, но только общительные, с демонстративным поведением.

На вопрос «С кем бы ты хотел общаться больше: с мальчиками или с девочками?» большинство девочек отмечали, что с мальчиками, а мальчики в свою очередь были заинтересованы в общении с тем, с кем интереснее общаться (он(она) «крутой(ая)», с ним (ней) все общаются), причем пол для них не имеет значения.

На вопрос «С кем ты проводишь свободное время?» девочки отвечали, что за пределами школы они общаются с мальчиками более старшего возраста, а мальчики отмечали, что проводят время с мальчиками своего и более старшего возраста. С девочками общаются вне школы лишь 20 % опрошенных мальчиков.

Девочки на вопрос о том «С кем тебе интереснее общаться с мальчиками или с девочками?» отвечали, что с мальчиками, а мальчики говорили, что с мальчиками, при этом часть опрошенных мальчиков обращали внимание на то, что хотели бы общаться с некоторыми девочками.

Далее, для подтверждения полученных данных нами был проведен рисуночный тест. Учащимся предлагалось нарисовать того с кем им интересно общаться или хотелось бы общаться. Проанализировав работы, мы

выяснили, что 20 (80 %) учащихся с нарушением интеллекта в возрасте 1114 лет рисовали преимущественно друзей своего пола, т.е. девочки рисовали девочек, а мальчики мальчиков. Пять учащихся (10 %) рисовали как мальчиков, так и девочек (рис. 1, 2).

Рис. 1 «С кем тебе интересно общаться?» Настя, 12 лет

Рис. 2 «С кем тебе интересно общаться?» Олег, 12 лет

Анализ работ испытуемых в возрасте 15-16 лет показал, что 18 учащихся (70 %) нарисовали товарищей противоположного пола, из них 9 (35 %) мальчиков и 9 девочек (35 %) (рис. 3, 4).

Рис. 3 «С кем тебе интересно общаться?» Марина, 15 лет

/

Рис.4 «С кем тебе интересно общаться?» Коля, 15 лет

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интерес к противоположному полу учащиеся с нарушением интеллекта начинают проявлять в старшем подростковом возрасте. Причем этот интерес проявляется в большей степени со стороны девочек к мальчикам более старшего возраста и более высокого социального статуса. Они заинтересованы в общении с мальчиками и находят это общение интересным. У мальчиков же интерес появляется значительно позже и проявляется в основном в желании находить общий язык, общаться, причем с девочками, которые являются «лидерами» и сами могут организовать ситуацию общения. Девочки в возрасте от 11 до 14 лет уже хотят общаться с мальчиками, хотя общение со сверстниками своего пола, все же доминирует. У мальчиков же интерес проявляется в возрасте 15-16 лет, однако не ведет напрямую к ситуации общения с девочками.

Проведенное нами исследование показало, что проявление интереса к противоположному полу имеет место среди умственно отсталых учащихся с нарушение интеллекта. У девочек этот интерес появляется раньше, у мальчиков позже. Проявляется в основном в желании общаться и выполнять сообща какое-либо задание, быть участниками какой-либо деятельности.

Полученные нами на современном этапе данные позволят в дальнейшем использовать их в своей исследовательской деятельности в области изучения межличностных отношений учащихся с нарушением интеллекта противоположного пола.

Литература

1. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ. - Дубна: «Феникс+», 2001. - 208 с.

2. Кон И.С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная редакция восточной литературы издательства - Наука», 1988. 270 с.

3. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. дополн. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.